Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный или письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Общие понятия и определения транспортно-экспедиционной деятельности
Субъекты транспортно-экспедиционной деятельности. Классификация услуг транспортно-экспедиционной деятельности
Система транспортного законодательства. Нормативно-правовая база договора транспортной перевозки. Структура договора перевозки груза
Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза
Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта
Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок
Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Сущность экспедирования, роль и место экспедиционной деятельности в транспортном процессе.
2. Классификация транспортно-экспедиционных услуг и предприятий.
3. Организационно-правовое положение агента перевозчика и экспедитора грузовладельца.
4. Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность: «Правила транспортно-экспедиционного обслуживания».
5. Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность «Уставы и кодексы всех видов транспорта».
6. Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность: «Правила перевозок грузов различными видами транспорта».
7. Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность: «Международные транспортные конвенции».
8. Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность: «Договор перевозки, экспедирования, агентирования».
9. Инкотермс: назначение и содержание.
10. Классификация подвижного состава автомобильного транспорта.
11. Классификация подвижного состава воздушного транспорта.
12. Классификация подвижного состава водного транспорта.
13. Классификация подвижного состава железнодорожного транспорта.
14. Терминал: структура и технология работы.
15. Склады. Расчет площади и емкости склада.
16. Основы планирования технологического процесса транспортно-экспедиционного обслуживания.
17. Информационные технологии в экспедировании.
18. Документооборот при транспортно-экспедиционном обслуживании на различных видах транспорта.
19. ТЭО перевозимых транспортом общего пользования.
20. ТЭО грузов транспортом индивидуального пользования.
21. Экспедиция отправления грузов.
22. Экспедирование грузов в пути следования.
23. Экспедирование прибывающих грузов.
24. Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов перевозимых на особых условиях.
25. Транспортная составляющая в цене товара. Провозные платежи и сборы.
26. Вознаграждение экспедитора и агента.
27. Выбор экспедитора: акценты клиентуры.
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
1. Нормы загрузки вагона по каждому виду груза устанавливаются:
a. правилами перевозок грузов;
b. уставом железнодорожного транспорта;
c. министерством путей сообщения.
2. Созданы ли машины и промышленные работы, выполняющие операции по
формированию пакетов из различных грузов в транспортной таре, в мешках и даже в
потребительской упаковке:
a. нет;
b. такие машины и промышленные работы созданы;
c. только создаются.
3. Основной правовой нормой в области складского хранения является:
a. складская квитанция;
b. договор хранения.
c. складское свидетельство;
4. Переадресовка экспортного или импортного груза находящегося под таможенным
контролем с целью: предотвращения угрозы здоровью и жизни людей, обеспечения
a. В присутствии представителя соответствующего таможенного органа.
b. При наличии согласия на неѐ соответствующего таможенного органа.
c. При уведомлении соответствующего таможенного органа.
5. Коммерческий акт составляется:
a. только в пути следования;
b. непосредственно после выгрузки в день обнаружения обстоятельств.
c. в день выдачи или в день выгрузки груза, с проверкой груза в процессе его выгрузки,
а в пути следования - в день обнаружения обстоятельств, или непосредственно после
выгрузки;
6. Сколько, согласно классификации IMDG/IMO, существует классов опасных грузов?
a. 9 классов.
b. 5 классов.
c. 7 классов.
7. Если страховая сумма превышает действительную страховую стоимость объекта
страхования, то…
a. Страхование считается недействительным.
b. Страхование считается недействительным в той части страховой суммы, которая
превышает стоимость страхуемого объекта.
c. Стоимость страхуемого объекта увеличивается до размеров страховой суммы.
8. При перевозках на открытых железнодорожных платформах грузов, восприимчивых
к сырости, должна ли быть упаковка влагонепроницаемой.
a. Необязательно.
b. Нет.
c. Да.
20
9. Агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны
принципала-юридические и иные действия:
a. от своего имени и за свой счѐт;
b. от своего имени и за счѐт принципала;
c. от имени принципала и за его счѐт.
10. Что включает в себя тальманское обслуживание?
a. Счѐт груза в ходе погрузки в транспортное средство (в судно) и выгрузки из
транспортного средства (из судна).
b. Экспедиторское сопровождение груза.
c. Исполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
Задача 1. Транспортно-экспедиционное предприятие приняло к перевозке вишню. Груз был доставлен получателю с просрочкой из-за ограниченного движения по погодным условиям. При сдаче груза было установлено, что вишня испортилась и 50% не пригодно к употреблению. Грузоотправитель потребовал возмещения половины стоимости груза. Экспедитор ответил отказом. Используя Федеральный закон о ТЭД, объясните, прав ли экспедитор.
Задача 2. По договору между транспортно-экспедиционной компанией и торговой базой было отправлено 300 шт. металлоизделий в адрес магазина «Хозяйственные товары». К указанному в договоре сроку 6 мая груз к месту назначения не прибыл. Грузоотправитель, считая груз утраченным, 17 мая предъявил транспортно-экспедиционной компании требование о возмещении ущерба за утрату груза. Транспортно-экспедиционное предприятие отклонило это требование, заявив, что груз разыскивается и позже будет доставлен получателю. Используя Федеральный закон о ТЭД, объясните, вправе ли ТЭП отказывать в возмещении ущерба за утрату груза?
Задача 3. Транспортно-экспедиционное предприятие вывозило овощи из овощеводческого товарищества на основании заключенного договора. Однако по вине экспедитора обусловленный объем овощей в установленный срок не был вывезен и частично испортился. Наряду с возмещением ущерба за порчу груза овощеводческое предприятие потребовало от экспедитора возместить упущенную выгоду. Экспедитор ответил отказом. Используя Федеральный закон о ТЭД, объясните, кто прав в данной ситуации.
Задача 4. Лесхоз заключил с транспортно-экспедиционным предприятием договор на
Задача 5. В сильную грозу молния попала в автомобиль с грузом, которые в результате пожара сгорели. Пожарная инспекция и ГиБДД дали заключение, что вина перевозчика в пожаре не установлена. Используя Федеральный закон о ТЭД, объясните, будет ли экспедитор нести ответственность перед грузовладельцем.
Задача 6. По договору между транспортно-экспедиционной компанией и торговой базой было отправлено 300 шт. металлоизделий в адрес магазина «Хозяйственные товары». К указанному в договоре сроку 6 мая груз к месту назначения не прибыл. Грузоотправитель, считая груз утраченным, 17 мая предъявил транспортно-экспедиционной компании требование о возмещении ущерба за утрату груза. Транспортно-экспедиционное предприятие отклонило это требование, заявив, что груз разыскивается и позже будет доставлен получателю. Используя Федеральный закон о ТЭД, объясните, вправе ли ТЭП отказывать в возмещении ущерба за утрату груза?
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Сущность экспедирования, роль и место экспедиционной деятельности в транспортном процессе.
2. Классификация транспортно-экспедиционных услуг и предприятий.
3. Организационно-правовое положение агента перевозчика и экспедитора грузовладельца.
4. Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность: «Правила транспортно-экспедиционного обслуживания».
5. Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность «Уставы и кодексы всех видов транспорта».
6. Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность: «Правила перевозок грузов различными видами транспорта».
7. Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность: «Международные транспортные конвенции».
8. Система законодательства, регулирующая транспортно-экспедиционную деятельность: «Договор перевозки, экспедирования, агентирования».
9. Инкотермс: назначение и содержание.
10. Классификация подвижного состава автомобильного транспорта.
11. Классификация подвижного состава воздушного транспорта.
12. Классификация подвижного состава водного транспорта.
13. Классификация подвижного состава железнодорожного транспорта.
14. Терминал: структура и технология работы.
15. Склады. Расчет площади и емкости склада.
16. Основы планирования технологического процесса транспортно-экспедиционного обслуживания.
17. Информационные технологии в экспедировании.
18. Документооборот при транспортно-экспедиционном обслуживании на различных видах транспорта.
19. ТЭО перевозимых транспортом общего пользования.
21. Экспедиция отправления грузов.
22. Экспедирование грузов в пути следования.
23. Экспедирование прибывающих грузов.
24. Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов перевозимых на особых условиях.
25. Транспортная составляющая в цене товара. Провозные платежи и сборы.
26. Вознаграждение экспедитора и агента.
27. Выбор экспедитора: акценты клиентуры.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.