ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка практического задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Основные требования свода правил СП 35.13330.2011, СП 46.13330.2012 Мосты и трубы.
Виды транспортных сооружений на автодорогах. Элементы мостового перехода. Классификация мостовых сооружений на автодорогах
Основные понятия о мостовых переходах. Общие требования и организация проектирования мостовых переходов. Сведения о режиме и руслах рек. Задача и организация изысканий, подготовительные работы, выбор места мостового перехода, топогеодезические работы.
Определение расхода воды, скорости потока и расчетного горизонта высоких вод.
Расчет генеральных размеров моста. Определение и назначение отверстия и длины моста с учетом глубины общего размыва.
Назначение ширины мостовых сооружений. Разбивка моста на пролеты. Нагрузки и воздействия при проектировании мостовых сооружений.
Материалы и изделия для железобетонных мостов. Требования к бетону и арматуре. Основные системы железобетонных мостов и области их применения.
Основные виды опор и фундаментов. Конструкции свайных и стоечных опор, сборных сборно-монолитных, монолитных опор. Устройство фундаментов и возведение тела опор
Гидроизоляция. Водоотвод. Деформационные швы и сопряжение моста с насыпью
Виды балочных мостов и области их применения. Конструкции плитных и ребристых разрезных пролетных строений с напрягаемой и ненапрягаемой арматурой. Опорные части железобетонных балочных мостов. Основы изготовления и перевозки ж/б элементов сборных конструкций мостов. Особенности бетонирования и монтажа ж/б пролетных строений на подмостях.
Способы строительства.
Операционный, входной контроль качества. Контролируемые показатели. Организация контроля качества.
Календарное планирование работ
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Способен контролировать проектную документацию по объекту капитального строительства, оформлять разрешения и допуски для производства строительных работ, разрабатывать и согласовывать календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
Способен контролировать проектную документацию по объекту капитального строительства, оформлять разрешения и допуски для производства строительных работ, разрабатывать и согласовывать календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен контролировать проектную документацию по объекту капитального строительства, оформлять разрешения и допуски для производства строительных работ, разрабатывать и согласовывать календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен контролировать проектную документацию по объекту капитального строительства, оформлять разрешения и допуски для производства строительных работ, разрабатывать и согласовывать календарные планы производства строительных работ на объекте капитального строительства
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен контролировать соблюдение на объекте капитального строительства требований охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, выполнение и документальное оформление инструктажа работников в соответствии с требованиями охраны труда и пожарной безопасности
Способен контролировать соблюдение на объекте капитального строительства требований охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, выполнение и документальное оформление инструктажа работников в соответствии с требованиями охраны труда и пожарной безопасности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен контролировать соблюдение на объекте капитального строительства требований охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, выполнение и документальное оформление инструктажа работников в соответствии с требованиями охраны труда и пожарной безопасности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен контролировать соблюдение на объекте капитального строительства требований охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, выполнение и документальное оформление инструктажа работников в соответствии с требованиями охраны труда и пожарной безопасности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Определяет состав и объемы вспомогательных работ по подготовке и оборудованию участка производства строительных работ, вредные и (или) опасные факторы воздействия производства строительных работ, использования строительной техники на работников и окружающую среду, перечень работ по обеспечению безопасности строительной площадки, перечень необходимых средств коллективной и (или) индивидуальной защиты работников, перечень необходимого обеспечения работников бытовыми и санитарно-гигиеническими помещениями, перечень рабочих мест, подлежащих
Определяет состав и объемы вспомогательных работ по подготовке и оборудованию участка производства строительных работ, вредные и (или) опасные факторы воздействия производства строительных работ, использования строительной техники на работников и окружающую среду, перечень работ по обеспечению безопасности строительной площадки, перечень необходимых средств коллективной и (или) индивидуальной защиты работников, перечень необходимого обеспечения работников бытовыми и санитарно-гигиеническими помещениями, перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий
Определяет состав и объемы вспомогательных работ по подготовке и оборудованию участка производства строительных работ, вредные и (или) опасные факторы воздействия производства строительных работ, использования строительной техники на работников и окружающую среду, перечень работ по обеспечению безопасности строительной площадки, перечень необходимых средств коллективной и (или) индивидуальной защиты работников, перечень необходимого обеспечения работников бытовыми и санитарно-гигиеническими помещениями, перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий
Определяет состав и объемы вспомогательных работ по подготовке и оборудованию участка производства строительных работ, вредные и (или) опасные факторы воздействия производства строительных работ, использования строительной техники на работников и окружающую среду, перечень работ по обеспечению безопасности строительной площадки, перечень необходимых средств коллективной и (или) индивидуальной защиты работников, перечень необходимого обеспечения работников бытовыми и санитарно-гигиеническими помещениями, перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к зачету:
1.Основные понятия о мостовых переходах.
2. Из каких элементов состоит мостовой переход?
3. Перечислите основные признаки, по которым классифицируют мостовые переходы.
4. Какие разделы включают в себя проектирование мостовых переходов через средние и большие водотоки?
5. Какие задачи ставятся при организации изысканий и проектировании мостов?
6. Перечислите цель и состав морфометрических работ.
8. Задачи и организация изысканий мостов. Подготовительные работы.
9. Назовите элементы мостов. Дайте определения элементам.
10. Что является основной задачей гидрологических расчетов?
11. Порядок определение максимальных расходов от ливневых вод.
12. Порядок определения максимальных расходов от талых вод.
13. Каков порядок определения расходов воды по данным морфометрических изысканий.
14. Порядок определения отверстия моста в свету. Какие существуют основные схемы отверстий мостов.
15. Какие разделы включают в себя проектирование мостовых переходов через средние и большие водотоки?
16. Перечислите основные признаки, по которым классифицируют мостовые переходы.
17. Как определяются геометрические размеры поперечного сечения моста?
Приведите пример определения габарита моста.
18. Порядок определение высоты моста
19. Порядок определения длины моста.
20. Порядок определения минимальной отметки проезжей части моста
21. Основные виды опор и фундаментов. Конструкции свайных и стоечных опор, сборных сборно-монолитных, монолитных опор.
22. Основные системы железобетонных мостов.
23. Нарисуйте схемы компоновки разрезных пролетных строений с непрерывной проезжей частью.
24. Нарисуйте схемы моста с неразрезными пролетными строениями.
25. Балочно-неразрезные пролетные строения.
26. Балочно-разрезные пролетные строения.
27. Основные свойства бетона, применяемого при строительстве мостов.
28. Основные требования к арматуре, применяемой при строительстве мостов.
29. Какие нагрузки и воздействия учитываются при расчете мостов.
30. Конструкция проезжей части ж/б мостов
31. Конструкции пролетных строений балочных железобетонных мостов и способы их строительства.
32. Инженерное обустройство мостов
33. Деформационные швы
34. Конструкции опорных частей
35. Конструкция ограждений и тротуаров на мостовых сооружениях.
Вопросы к экзамену:
1. В чем особенность температурно-неразрезных пролетных строений?
2. Отличие плитно-ребристых пролетных строений от пустотных плитных.
3. В чем отличие ребристой формы балок от плитной?
4. Как обеспечивается пространственная работа пролетного строения?
5. Как располагается рабочая продольная и поперечная арматура по фасаду балок?
6. В чем отличие свайных опор от опор безростверкового типа?
7. Назовите разновидность массивных опор.
8. Какие типы контурных блоков применяются в сборно-монолитных опорах?
9. Как учитывается распределение временной нагрузки между балками?
10. Перечислите горизонтальные временные нагрузки на опоры моста.
11. Какие сочетания нагрузок рассматриваются при определении усилий по обрезу фундамента промежуточной опоры?
12. Арочные мосты. Классификация арочных мостов. Конструкция и детали узлов сопряжения в пролетных строениях.
13. Арочные мосты. Конструкция и детали узлов сопряжения в пролетных строениях.
14. Вантовые мосты. Конструкции главных балок и вант.
15. Висячие системы металлических мостов. Конструкции пролетных строений и
16. Деформационные швы металлических мостов.
17. Конструкция проезжей части металлических мостов.
18. Конструкции главных балок металлических мостов малых, средних, больших пролетов.
19. Конструкции монтажных стыков главных балок металлических мостов.
20. Комбинированные мосты. Выбор расчетной схемы. Основы расчета по деформированной
21. схеме.
22. Классификация металлических мостов.
23. Материал металлических мостов висячих систем.
24. Материал металлических мостов вантовых систем.
25. Материал металлических мостов северного исполнения.
26. Металлические мосты малых, средних и больших пролетов.
27. Металлические мосты комбинированных систем.
28. Основы расчета рамных мостов.
29. Основы расчета висячих мостов по деформированной схеме.
30. Основы расчета арочных мостов по деформированной схеме.
31. Основы расчета вантовых мостов.
32. Основы расчета металлических мостов.
33. Опорные части металлических мостов.
34. Применение бистальных балок в металлических мостах.
35. Проектирование схем металлических мостов больших пролетов.
36. Применение сварки в металлических мостах.
37. Проезжая часть сталежелезобетонных мостов различных пролетов.
38. Рамные системы металлических мостов. Конструкции балок пролетных строений.
39. Регулирование напряжения в пролетных строениях металлических мостов.
40. Расчет арочных мостов по деформированной схеме.
41. Регулирование направления в сталежелезобетонных мостах.
42. Стадии НДС сечения сталежелезобетонных балок.
43. Системы металлических мостов.
44. Стадии НДС сечений СТБ балок.
45. Типы упоров сталежелезобетонных мостов.
46. Типы монтажных стыков металлических балок.
47. Узлы сопряжения в висячих мостах.
48. Общие понятия, задачи и структура службы эксплуатации мостов.
49. Перечислить нормативную литературу по эксплуатации мостов.
50. Состав работ по надзору за мостами. Виды осмотров.
51. Перечислить дефекты железобетонных мостов.
52. Состав работ по содержанию и ремонту железобетонных мостов.
53. Способы уширения и усиления железобетонных мостов.
54. Перечислить дефекты металлических мостов.
55. Состав работ по содержанию и ремонту металлических мостов.
56. Способы уширения и усиления металлических мостов.
57. Водоотвод на мостовых сооружениях.
58. Деформационные швы и сопряжение моста с насыпью.
59. Опорные части железобетонных балочных мостов.
60. Основы изготовления и перевозки ж/б элементов сборных конструкций мостов.
61. Особенности бетонирования и монтажа ж/б пролетных строений на подмостях.
62. Конструкции мостового полотна. Способы строительства.
63. Конструкция ограждений и тротуаров.
64. Операционный, входной контроль качества. Контролируемые показатели.
65. Организация контроля качества при строительстве ж/б моста.
66. Календарное планирование работ железобетонного моста
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Задания для обсуждения (6 семестр):
1. Дать определения и параметры железобетонного балочного моста.
2. Дать описание моста и водотока.
3. Определить габарита проезда моста, подмостовые габарита моста в зависимости от заданных условий.
4. Определить длину лога.
5. Определить максимальный расход ливневого стока.
6. Определить максимальный расход талых вод .
7. Определить глубину воды перед мостом.
8. Определить отверстие моста.
9. Определить минимальную высоту моста.
10. Рассчитать длину моста.
11. На заданном профиле участка мостового перехода и живом сечении водотока выполнить схемы двух вариантов моста, произвести сравнение вариантов (по укрупненным показателям) и выбрать наиболее выгодный вариант.
12. Определить и рассчитать схему разбивки и закрепления осей инженерного сооружения.
13. Определить и рассчитать схему разбивки котлована и фундамента инженерного сооружения.
Задания для обсуждения (7 семестр)
1. Определить устойчивость грунта основания под подошвой фундамента опоры моста.
2. Определить несущую способность сваи по грунту.
3. Рассчитать береговую гибкую свайную опору, подобрать арматуру.
4. Рассчитать и произвести конструирование строп и траверсы.
5. Составить схему бетонирования конструкции инженерного сооружения.
6. Произвести расчет интенсивности подачи бетона при бетонировании инженерного сооружения.
7. Определить трудовые затраты и составить календарный график строительства сборного железобетонного балочного моста через реку.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.