2024-2025_08_03_01_2022_plx_Экономика отрасли_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.19 Экономика отрасли
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-9.1 Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике
 
УК-9.2 Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
 
УК-9.3 Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
УК-9 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ОПК-6.1 Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование
 
ОПК-6.2 Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем
ОПК-6 
Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов
 
ОПК-6.3 Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения
ОПК-6 
Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов
 
ОПК-9.1 Контролирует соблюдение мер по борьбе с коррупцией в производственном подразделении
 
ОПК-9.2 Определяет потребности производственного подразделения в материально-технических и трудовых ресурсах
 
ОПК-9.3 Определяет квалификационный состав работников производственного подразделения
ОПК-9 
Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и/или строительной индустрии
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Экономика отрасли
 
1.1
Введение в предмет. Экономические особенности отрасли. Понятие отрасли. Её особенности и роль в экономике страны. Основные термины и понятия, используемые в процессе изучения дисциплины. Сущность строительства. Ритмичность и круглогодичность производства дорожных работ
2
0
2
10
14
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.2
Продукция отрасли. Отрасль дорожного строительства как объект управления. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий в отрасли строительства
2
0
2
10
14
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.3
Материальные ресурсы. Понятие основных фондов в строительстве. Их роль и место в процессе производства строительной продукции. Классификация и структура основных фондов. Сущность оценки основных фондов. Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация основных фондов. Показатели использования основных фондов: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность (механовооруженность), рентабельность основных фондов. Понятие оборотных средств строительной организации, их назначение. Состав оборотных средств. Источники образования оборотных средств. Кругооборот оборотных средств. Определение величин оборотных средств. Факторы определения норм оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота, постадийная оборачиваемость оборотных средств. Оценка платежеспособности и финансового состояния предприятия. Коэффициенты ликвидности, покрытия, обеспеченности собственными оборотными средствами
4
0
2
10
16
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.4
Трудовые ресурсы. Сущность трудовых ресурсов. Понятие коллектива. Основные виды коллективов. Психологическая характеристика коллективов. Формирование коллектива. Формы и системы оплаты труда. Понятия сдельной и повременной формы оплаты труда. Стимулирование труда. Производительность труда. Факторы и резервы роста производительности труда
2
0
2
11
15
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.5
Финансовые показатели. Прибыль и рентабельность строительных организаций. Понятие прибыли. Виды прибыли. Распределение прибыли. Норма прибыли. Рентабельность в строительстве. Виды рентабельности
4
0
2
10
16
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.6
Ценообразование. Понятие себестоимости СМР, состав ее затрат. Прямые и накладные (косвенные) затраты. Виды себестоимости. Сметная себестоимость. Плановая себестоимость. Фактическая себестоимость. Пути снижения себестоимости
2
0
4
10
16
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.7
Экономическая эффективность. Показатели экономической эффективности управления качеством. Управление и его элементы. Менеджмент в системе управления. Сущность методов управления. Проектирование структуры управления. Сущность эффективности управления. Критерии и показатели эффективности управления
2
0
4
10
17
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
Всего часов:
18
0
18
71
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-9.1 Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике
УК-9 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-9.2 Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
 
УК-9.3 Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
УК-9 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ОПК-6.1 Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование
 
ОПК-6.2 Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем
 
ОПК-6.3 Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения
ОПК-6 
Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов
 
ОПК-9.1 Контролирует соблюдение мер по борьбе с коррупцией в производственном подразделении
ОПК-9 
Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и/или строительной индустрии
 
ОПК-9.2 Определяет потребности производственного подразделения в материально-технических и трудовых ресурсах
 
ОПК-9.3 Определяет квалификационный состав работников производственного подразделения
ОПК-9 
Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и/или строительной индустрии
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 7 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
36
8
108
37
71
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
18
4
18
18
Практические занятия (Пр)
18
4
18
18
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
71
71
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Экономика отрасли
 
1.1
Введение в предмет. Экономические особенности отрасли. Понятие отрасли. Её особенности и роль в экономике страны. Основные термины и понятия, используемые в процессе изучения дисциплины. Сущность строительства. Ритмичность и круглогодичность производства дорожных работ
2
0
2
10
14
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.2
Продукция отрасли. Отрасль дорожного строительства как объект управления. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий в отрасли строительства
2
0
2
10
14
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.3
Материальные ресурсы. Понятие основных фондов в строительстве. Их роль и место в процессе производства строительной продукции. Классификация и структура основных фондов. Сущность оценки основных фондов. Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация основных фондов. Показатели использования основных фондов: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность (механовооруженность), рентабельность основных фондов. Понятие оборотных средств строительной организации, их назначение. Состав оборотных средств. Источники образования оборотных средств. Кругооборот оборотных средств. Определение величин оборотных средств. Факторы определения норм оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота, постадийная оборачиваемость оборотных средств. Оценка платежеспособности и финансового состояния предприятия. Коэффициенты ликвидности, покрытия, обеспеченности собственными оборотными средствами
4
0
2
10
16
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.4
Трудовые ресурсы. Сущность трудовых ресурсов. Понятие коллектива. Основные виды коллективов. Психологическая характеристика коллективов. Формирование коллектива. Формы и системы оплаты труда. Понятия сдельной и повременной формы оплаты труда. Стимулирование труда. Производительность труда. Факторы и резервы роста производительности труда
2
0
2
11
15
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.5
Финансовые показатели. Прибыль и рентабельность строительных организаций. Понятие прибыли. Виды прибыли. Распределение прибыли. Норма прибыли. Рентабельность в строительстве. Виды рентабельности
4
0
2
10
16
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.6
Ценообразование. Понятие себестоимости СМР, состав ее затрат. Прямые и накладные (косвенные) затраты. Виды себестоимости. Сметная себестоимость. Плановая себестоимость. Фактическая себестоимость. Пути снижения себестоимости
2
0
4
10
16
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
1.7
Экономическая эффективность. Показатели экономической эффективности управления качеством. Управление и его элементы. Менеджмент в системе управления. Сущность методов управления. Проектирование структуры управления. Сущность эффективности управления. Критерии и показатели эффективности управления
2
0
4
10
17
УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3
 
Всего часов:
18
0
18
71
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение в предмет. Экономические особенности отрасли. Понятие отрасли. Её особенности и роль в экономике страны. Основные термины и понятия, используемые в процессе изучения дисциплины. Сущность строительства. Ритмичность и круглогодичность производства дорожных работ

Введение в предмет. Экономические особенности отрасли

 
Продукция отрасли. Отрасль дорожного строительства как объект управления. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий в отрасли строительства

Продукция отрасли

 
Материальные ресурсы. Понятие основных фондов в строительстве. Их роль и место в процессе производства строительной продукции. Классификация и структура основных фондов. Сущность оценки основных фондов. Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация основных фондов. Показатели использования основных фондов: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность (механовооруженность), рентабельность основных фондов. Понятие оборотных средств строительной организации, их назначение. Состав оборотных средств. Источники образования оборотных средств. Кругооборот оборотных средств. Определение величин оборотных средств. Факторы определения норм оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота, постадийная оборачиваемость оборотных средств. Оценка платежеспособности и финансового состояния предприятия. Коэффициенты ликвидности, покрытия, обеспеченности собственными оборотными средствами

Материальные ресурсы

 
Трудовые ресурсы. Сущность трудовых ресурсов. Понятие коллектива. Основные виды коллективов. Психологическая характеристика коллективов. Формирование коллектива. Формы и системы оплаты труда. Понятия сдельной и повременной формы оплаты труда. Стимулирование труда. Производительность труда. Факторы и резервы роста производительности труда

Трудовые ресурсы

 
Финансовые показатели. Прибыль и рентабельность строительных организаций. Понятие прибыли. Виды прибыли. Распределение прибыли. Норма прибыли. Рентабельность в строительстве. Виды рентабельности

Финансовые показатели

 
Ценообразование. Понятие себестоимости СМР, состав ее затрат. Прямые и накладные (косвенные) затраты. Виды себестоимости. Сметная себестоимость. Плановая себестоимость. Фактическая себестоимость. Пути снижения себестоимости

Ценообразование

 
Экономическая эффективность. Показатели экономической эффективности управления качеством. Управление и его элементы. Менеджмент в системе управления. Сущность методов управления. Проектирование структуры управления. Сущность эффективности управления. Критерии и показатели эффективности управления

Экономическая эффективность

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Введение в предмет. Экономические особенности отрасли
2
 
2
1
Продукция отрасли
2
 
3
1
Материальные ресурсы
2
 
4
1
Трудовые ресурсы
2
 
5
1
Финансовые показатели
2
 
6
1
Ценообразование
4
 
7
1
Экономическая эффективность
4
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
тестирование
тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-9 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
 
 
ОПК-6 
Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов
 
 
ОПК-9 
Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и/или строительной индустрии
 
ОПК-9 
Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и/или строительной индустрии
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ОПК-6 Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Экономика
x
Зачет
Экономика отрасли
x
Зачет
Основы архитектуры и строительных конструкций
x
Экзамен
Гидравлика и гидрология транспортных сооружений
x
Экзамен
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-9 Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и/или строительной индустрии
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Экономика отрасли
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-9 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Экономика
x
Зачет
Экономика отрасли
x
Зачет
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-9 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-9.1 Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-9.2 Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-9.3 Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-6 Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-6.1 Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-6.2 Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-6.3 Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-9 Способен организовывать работу и управлять коллективом производственного подразделения организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и/или строительной индустрии
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-9.1 Контролирует соблюдение мер по борьбе с коррупцией в производственном подразделении
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Контролирует соблюдение мер по борьбе с коррупцией в производственном подразделении

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Контролирует соблюдение мер по борьбе с коррупцией в производственном подразделении

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Контролирует соблюдение мер по борьбе с коррупцией в производственном подразделении

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Контролирует соблюдение мер по борьбе с коррупцией в производственном подразделении

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-9.2 Определяет потребности производственного подразделения в материально-технических и трудовых ресурсах
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет потребности производственного подразделения в материально-технических и трудовых ресурсах

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет потребности производственного подразделения в материально-технических и трудовых ресурсах

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет потребности производственного подразделения в материально-технических и трудовых ресурсах

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет потребности производственного подразделения в материально-технических и трудовых ресурсах

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-9.3 Определяет квалификационный состав работников производственного подразделения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет квалификационный состав работников производственного подразделения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет квалификационный состав работников производственного подразделения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет квалификационный состав работников производственного подразделения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет квалификационный состав работников производственного подразделения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Организация (фирма): понятие, краткая характеристика, классификация.

 
2. Производственный кооператив.

3. Полные товарищества. Коммандитные товарищества.

4. Общество с  ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью.

5. Акционерные общества.

6. Кооперативы и малые организации.

7. Объединения предприятий.

8. Жизненный цикл организации.

9. Производственная структура организации.

10. Организационная структура организации.

11. Производственный процесс и принципы его организации.

12. Типы, формы  и методы организации производства.

13. Уставной капитал и имущество организации.

14. Сущность и состав основных фондов.

15. Виды оценки основных фондов.

16. Показатели простого и расширенного воспроизводства основных фондов.

17. Амортизация основных фондов.

18. Показатели состояния и движения основных фондов.

19. Показатели эффективности использования средств труда.

20. Состав и структура оборотных средств.

21. Кругооборот оборотных средств.

22. Нормирование оборотных средств.

23. Структура и состав работников организации.

24. Показатели движения численности работников.

25. Управление кадром (персоналом)

26. Производительность труда.

27. Организация и нормирование труда.

28. Оплата труда. Формы и системы оплаты труда. Мотивация труда.

29. Рынок труда.

30. Сущность и типы стратегий.

31. Выбор стратегии деятельности.

32. Функциональные стратегии.

33. Сущность и принципы планирования.

34. Виды планирования.

35. Определение оптимального объема производства продукции.

36. Разработка и выполнение производственной программы.

37. Производственные мощности организации.

38. Понятия и показатели качества продукции.

39. Государственные и международные  стандарты и системы качества.

40. Продукция организации и ее конкурентоспособность.

41. Среда функционирования организации: внешняя и внутренняя.

42. Ценовая политика организации.

43. Виды предпринимательства, их взаимосвязь особенности участия в бизнесе.

44. Понятие инноваций и их роль в развитии организации.

45. Сущность и содержание инвестиционной деятельности.

46. Финансовые ресурсы организации: собственные и заемные.

47. Сущность и классификация издержек.

48. Калькуляция затрат. Основные направления снижения издержек производства.

49. Прибыль организации, ее сущность и формирование.

50. Рентабельность работы организации.

51. Учет и отчетность организации

52. Аналитическая деятельность организации.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль

 
успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы устного опроса

1. Понятие отрасли. Её особенности и роль в экономике страны.

2. Основные термины и понятия, используемые в процессе изучения дисциплины.

3. Сущность строительства.

4. Ритмичность и круглогодичность производства дорожных работ.

5. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности.

6. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное.

7. Формы предпринимательства: организационно-правовые и организационно-экономические.

8. Классификация предпринимателей по формам собственности и по количеству собственников.

9. Отрасль дорожного строительства как объект управления.

10. Правовое регулирование образования и функционирования предприятий в отрасли строительства.

11. Организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества: производственные, кооперативы, государственные или муниципальные унитарные предприятия.

12. Понятие основных фондов в строительстве. Их роль и место в процессе производства строительной продукции.

13. Классификация и структура основных фондов.

14. Сущность оценки основных фондов.

15. Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация основных фондов.

16. Показатели использования основных фондов: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность (механовооруженность), рентабельность основных фондов.

Тестовые задания:

1. Не существует метода определения потребности в персонале по …

a) производительности труда

b) трудоемкости работ

c) нормам выработки

d) рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов и контроля за технологическим процессом

2. Социально-экономическим фактором роста производительности труда персонала предприятия не является …

a) сокращение численности рабочих

b) изменение структуры управления

c) сокращение потерь рабочего времени за счет улучшения трудовой дисциплины

d) увеличение норм и зон обслуживания

2. Норма амортизации не зависит от …

a) производительности основных средств

b) первоначальной стоимости основных средств

c) ликвидационной стоимости основных средств

d) срока полезного использования

3. Основные средства, обеспечивающие условия осуществления производственного процесса, называются …

a) пассивными

b) активными

c) промышленными

 
d) обслуживающими

4. Группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве, называется …

a) отраслью

b) межотраслевым комплексом

c) сектором экономики

d) предприятием

5. Товарищество действует на основании …

a) учредительного договора

b) устава

c) учредительного договора и устава

d) объединения капиталов

6. При формировании организационных структур управления используют метод ________ на основе анализа передовых типовых структур управления для предприятий, функционирующих в сходных условиях.

a) аналогии

b) прогнозирования

c) моделирования

d) структуризации

7. Форма договорных крупных объединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию производственно-технологических связей, называется …

a) концерном

b) консорциумом

c) холдингом

d) конгломератом

8. Предприятия, в себестоимости продукции которых большая доля заработной платы, называются …

a) трудоемкими

b) материалоемкими

c) фондоемкими

d) энергоемкими

9. В фондоемком производстве снижение затрат на производство и реализацию продукции обеспечивается преимущественно за счет …

a) расходов на содержание и эксплуатацию оборудования

b) затрат на оплату труда производственных рабочих

c) внепроизводственных расходов

d) общехозяйственных расходов

10. Вложения средств в долгосрочные ценные бумаги, покупка акций, не дающих права вкладчикам влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале этих предприятий, организаций, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг собственного и заемного капитала, называют ________ инвестициями.

a) портфельными

b) капиталообразующими

c) финансовыми

d) прямыми

11. Интенсивным ростом объемов производства и продаж; затраты на производство полностью покрываются выручкой от реализации продукции, предприятие начинает получать прибыль характеризуется этап _________ инноваций.

a) коммерциализации

b) внедрения

c) создания

d) ликвидации

12. Создание _________ организационной структуры управления предприятием считается

 
нецелесообразным, если предприятие медленно приспосабливается к изменениям во внешней среде.

a) матричной

b) линейной

c) функциональной

d) линейно-функциональной

13. Недостаток общества с ограниченной ответственностью заключается в том, что …

a) уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством

b) члены общества несут только ограниченную ответственность по его обязательствам

c) общество может быть создано одним лицом

d) имеется возможность быстрого аккумулирования значительных средств

14. Высшей целью предпринимательской деятельности является …

a) превышение результатов над затратами

b) рациональное использование имеющихся ресурсов

c) превышение объемов производства над объемами реализации

d) повышение конкурентоспособности продукции или услуг

15. Главной целью создания конгломерата является …

a) увеличение прибыли

b) реализация инвестиционных проектов

c) устранение излишней конкуренции

d) расширение рынков сбыта

16. Внедрение нового продукта определяется как радикальная инновация, если …

a) предполагаемая область применения, функциональные характеристики отличаются от ранее использованных продуктов

b) изменение касается использования усовершенствованного технологического процесса

c) изменение охватывает технологические изменения продукта

d) реализуются мелкие изобретения, которые преобладают в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла

17. Высвобождение оборотных средств, имеющее место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период, называется …

a) абсолютным

b) относительным

c) положительным

d) отрицательным

18. Возмещение основных производственных фондов в натуральной форме происходит за счет …

a) перенесенной стоимости

b) национального дохода общества

c) расширенного воспроизводства

d) простого воспроизводства

19. Оставшаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет прибыль называется …

a) чистой

b) валовой

c) маржинальной

d) экономической

20.   Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по _____________: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

a) элементам затрат

b) статьям калькуляции

c) сокращенной номенклатуре калькуляционных статей

d) издержкам производства

21. Положительный «эффект» масштаба производства заключается в …

 
a) росте объема выпуска продукции в большей пропорции, чем затрат на производство

b) росте затрат на производство в большей пропорции, чем объема выпуска продукции

c) росте объема выпуска продукции при неизменных затратах на производство

d) снижении затрат на производство при неизменном объеме выпуска продукции

22. Генеральное тарифное соглашение, определяющее согласованные позиции сторон по основным принципам проведения социально-экономической политики, заключается на двух уровнях:

a) федеральном и субъектов РФ

b) региональном и местном

c) отраслевом и региональном

d) предприятий и органов местного самоуправления

23. К ненормируемому времени работы на предприятии относится время …

a) простоя по техническим причинам

b) технического обслуживания рабочего места

c) для отдыха и естественных надобностей

d) получения производственного задания, ознакомления с документацией

24. Добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом вкладе или ином участии, называется …

a) артелью

b) полным товариществом

c) товариществом на вере

d) акционерным обществом

25. При формировании организационных структур управления используют метод ________ на основе анализа передовых типовых структур управления для предприятий, функционирующих в сходных условиях.

a) аналогии

b) прогнозирования

c) моделирования

d) структуризации

26. С точки зрения участия в создании общественного совокупного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на …

a) материальное производство и непроизводственную сферу

b) территориально-производственную и межотраслевую сферы

c) одноотраслевую и межотраслевую сферы

d) специализированную и дифференцированную сферы

27. Для инновационной системы России на современном этапе развития не характерна(-о) …

a) низкая доля государственного научного сектора

b) отсутствие крупных наукоемких корпораций

c) слабое развитие малого инновационного бизнеса

d) создание инновационной инфраструктуры на государственном уровне

28. Разность дисконтированных на один момент времени доходов и капитальных вложений определяют как …

a) чистый дисконтированный доход

b) чистый доход

c) индекс доходности

d) индекс доходности дисконтированный

29. Сдельную форму оплаты труда целесообразно применять при …

a) наличии реальных возможностей увеличения выработки продукции при сокращении затрат времени на единицу продукции

b) строго регламентированных, аппаратурных, автоматизированных производствах, где рабочий не может влиять на технологическое время

c) высоких требованиях к качеству продукции, которые непосредственно зависят от рабочих

d) возможности увеличения выработки продукции на рабочем месте, не требующейся в

 
таких количествах производству

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Авдашева, С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2010. – 402 с. 2. Гальперин, В.М., Игнатьев, С.М., Моргунов, В.И. Микроэкономика: В 3-х т. / Общая редакция В.М. Гальперина. – СПб: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ. 2008. Т.2. 3. Основы предпринимательской деятельности: учебник/ С.Д. Резник, А.В. Глухова, А.Е.Черницов; под общ. ред. С.Д.Резника - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 287 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=489804 4. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. М. Попов. – 2-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2013. – 319 с. - Режим доступа:  http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=509273 5. Розанова, Н.М. Экономика отраслевых рынков. Учеб. пособие. М.: Изд-во: ООО «Юрат», 2010. б) дополнительная литература 1. Грибов, В.Д. Экономика предприятия сервиса: учебное пособие / В.Д. Грибов, А.Л. Леонов. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 276 с. 2. Любушин, Н.П. Экономика организации: учебник / Н.П. Любушин. - М.: КНОРУС, 2011. - 304с. 3. Международное налогобложение: современная теория и методология / Л.В. Полежарова. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 416 с.  - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=527708 4. Самарина, В.П. Экономика организации: учебное пособие / В.П. Самарина, Г.В. Черезов, Э.А. Карпов. - М.: КНОРУС, 2013. – 320 с. 5. Фокина, О.М. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / О.М. Фокина, А.В. Соломка. - М.: КНОРУС, 2010. – 240 с. 6. Экономика предприятия: учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н.Ю. Иванова и др.; под ред. С.Г. Фалько. - М.: КНОРУС, 2011. – 352 с. 7. Экономика предприятия: учебник для бакалавров/ Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова; под ред. Е.Н. Клочковой. -  М.:  Издательство Юрайт, 2014. – 447 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
311
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (6 шт), стулья

 
3
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными

 
формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах

 
практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
ст. преподаватель ЭиТТП,  Громова ЕВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .