2024-2025_09_03_01_2021_plx_3-D программирование_Автоматизированные системы обработки информации и управления
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.01.02 3-D программирование
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления 
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2021
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
 
ПК-1.2 Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
 
ПК-1.3 Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
ПК-1 
Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение
 
ПК-4.1 Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем
 
ПК-4.2 Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы
 
ПК-4.3 Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства
ПК-4 
Способен разрабатывать компоненты системных программных продуктов
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 5 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Отчет .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Теоретические основы
 
1.1
Теоретические основы
2
0
0
16
18
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
2
Основы создания трехмерных моделей в графическом редакторе «КОМПАС-3D». Ассоциативные виды
 
2.1
Основы создания трехмерных моделей в графическом редакторе «КОМПАС-3D». Ассоциативные виды
2
8
8
16
34
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
3
Функции базовой графики на языке программирования С# и работе в среде MS Visual Studio
 
3.1
Функции базовой графики на языке программирования С# и работе в среде MS Visual Studio
4
6
4
16
30
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
4
Основы программирования трехмерной графики С# с использованием библиотеки OpenGL
 
4.1
Основы программирования трехмерной графики С# с использованием библиотеки OpenGL
4
2
2
16
24
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
5
Интернет технологии для трехмерного моделирования на языке VRML и графика на языке Java
 
5.1
Интернет технологии для трехмерного моделирования на языке VRML и графика на языке Java
4
0
4
16
24
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
6
Основы программирования трехмерной графики с использованием DirectX
 
6.1
Основы программирования трехмерной графики с использованием DirectX
2
2
0
18,5
50
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
Всего часов:
18
18
18
98,5
180
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Мультимедиа технологии и системы
 
Системы искусственного интеллекта
 
Системы реального времени
 
Управление сложными системами
 
Проектирование и эксплуатация автоматизированных систем обработки информации и управления
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 2
 
Flash программирование
 
Визуальное программирование
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
 
ПК-1.2 Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
 
ПК-1.3 Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
ПК-1 
Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение
 
ПК-4.1 Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем
 
ПК-4.2 Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы
 
ПК-4.3 Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства
ПК-4 
Способен разрабатывать компоненты системных программных продуктов
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 4 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
54
4
12
180
56
98,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
18
4
18
18
Лабораторные занятия (Лаб)
18
2
4
18
18
Практические занятия (Пр)
18
2
4
18
18
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
98,5
98,5
Контактная работа
Контроль, всего:
25,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
180
180
Общая трудоемкость, З.Е.
5
5
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Теоретические основы
 
1.1
Теоретические основы
2
0
0
16
18
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
2
Основы создания трехмерных моделей в графическом редакторе «КОМПАС-3D». Ассоциативные виды
 
2.1
Основы создания трехмерных моделей в графическом редакторе «КОМПАС-3D». Ассоциативные виды
2
8
8
16
34
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
3
Функции базовой графики на языке программирования С# и работе в среде MS Visual Studio
 
3.1
Функции базовой графики на языке программирования С# и работе в среде MS Visual Studio
4
6
4
16
30
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
4
Основы программирования трехмерной графики С# с использованием библиотеки OpenGL
 
4.1
Основы программирования трехмерной графики С# с использованием библиотеки OpenGL
4
2
2
16
24
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
5
Интернет технологии для трехмерного моделирования на языке VRML и графика на языке Java
 
5.1
Интернет технологии для трехмерного моделирования на языке VRML и графика на языке Java
4
0
4
16
24
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
6
Основы программирования трехмерной графики с использованием DirectX
 
6.1
Основы программирования трехмерной графики с использованием DirectX
2
2
0
18,5
50
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
Всего часов:
18
18
18
98,5
180
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Теоретические основы

Панель свойств. Локальные и глобальные привязки. Последовательность создания двумерного чертежа.

 
Основы создания трехмерных моделей в графическом редакторе «КОМПАС-3D». Ассоциативные виды

Основы создания трехмерных моделей в графическом редакторе «Компас-3D». Ассоциативные виды. Создание простых разрезов. Создание сложных разрезов. Простановка размеров.

 
Функции базовой графики на языке программирования С# и работе в среде MS Visual Studio

Способы вывода графики на форму приложения. Инициализация графики методом Paint. Инициализация графики методом Create. Инициализация графики методом FromHwnd.

 
Основы программирования трехмерной графики С# с использованием библиотеки OpenGL

Основы OpenGL. Применение  библиотек OpenGL для языка С#.

 
Интернет технологии для трехмерного моделирования на языке VRML и графика на языке Java

История создания языка VRML. Структура языка  VRML. Примитивы и узлы языка VRML. Программирование графики на языке Java. Первая программа и проверка установки Java машины. Первый апплет. Графика в аппелет.

 
Основы программирования трехмерной графики с использованием DirectX

Основы программирования трехмерной графики с использованием DirectX.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
2
Пространственное моделирование в «Компас-3D»
2
 
2
2
Редактирование моделей в  «Компас-3D»
2
 
3
2
Создание чертежа ортогональных и аксонометрической проекций детали в «Компас-3D» (без использования трехмерной модели и ассоциативных видов)
2
 
4
2
Специальные компьютерные технологии моделирования в «Компас-3D»
2
 
5
3
Создание графики  в Visual C#
2
 
6
3
Создание динамической графики в Visual C#
2
 
7
4
Создание проекта и подключение библиотеки Tao OpenGL в С#
2
 
8
5
Создание изображений в оперативной памяти
2
 
9
5
Получение списка апплетов
2
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Трехмерная каркасная модель детали средствами базовой графики
2
5
 
2
Создание простой трехмерной модели детали в «Компас-3D» и ассоциативных видов
2
5
 
3
Чтение сборочного чертежа. Создание трехмерных моделей и ассоциативных чертежей в «Компас-3D»  
2
5
 
4
Создание сборки из трехмерных моделей, спецификации и ассоциативного сборочного чертежа в «Компас-3D» 
2
5
 
5
Создание анимации на языке C#
4
5
 
6
Создание трехмерной модели на управляемой трехмерной сцене  на языке C#
2
5
 
7
Создание трехмерной модели детали средствами библиотеки OpenGL
2
5
 
8
Создание трехмерной модели с применением DirectX
2
5
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Отчет
О
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-1 
Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение
 
 
 
ПК-4 
Способен разрабатывать компоненты системных программных продуктов
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-4 Способен разрабатывать компоненты системных программных продуктов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Объектно-ориентированное программирование
x
Экзамен,Курсовая работа
Интернет программирование
x
Экзамен
3-D программирование
x
Экзамен
Визуальное программирование
x
Экзамен
Flash программирование
x
Экзамен
Мультимедиа технологии и системы
x
x
Экзамен
Управление сложными системами
x
x
Экзамен
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-1 Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Объектно-ориентированное программирование
x
Экзамен,Курсовая работа
Проектирование и эксплуатация автоматизированных систем обработки информации и управления
x
x
Экзамен,Курсовой проект
Интернет программирование
x
Экзамен
3-D программирование
x
Экзамен
Визуальное программирование
x
Экзамен
Flash программирование
x
Экзамен
Системы искусственного интеллекта
x
Экзамен
Системы реального времени
x
Экзамен
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4 Способен разрабатывать компоненты системных программных продуктов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Задания для проверки результатов обучения «знать»:

1. Области применения компьютерной геометрии и графики.

2. Растровая и векторная графика. Какие форматы графических файлов вы знаете?

3. Назовите наименьший элемент растрового изображения. Назовите наименьший эффект векторного изображения.

4. Форматы графических данных (файлов). Сжатие графических данных.

5. Графические форматы BMP и WMF: области применения, преимущества и недостатки, особенности.

6. Графические форматы FIF и PNG: области применения, преимущества и недостатки, особенности.

7. Графические форматы PSD и CDR: области применения, преимущества и недостатки, особенности.

8. Графические форматы JPEG и TIFF: области применения, преимущества и недостатки, особенности.

9. Графические форматы CDW, DWG и DFX: области применения, преимущества и недостатки, особенности.

10. Цвет в КГ. Аддитивные и субтрактивные цвета. Системы RGB, CMYK.

11. Почему цветовую модель RGB называют аддитивной? Почему цветовую модель CMYK называют субтрактивной?

12. . Центральное и ортогональное проецирование.

13. Точка общего положения на эпюре в косоугольной фронтальной диметрической проекции.

14. . Точка общего положения на эпюре и в прямоугольной изометрической проекции.

15. Прямая общего положения на эпюре в косоугольной  фронтальной диметрической проекции

16. Прямая общего положения на эпюре и в прямоугольной изометрической

 
проекции.

17. . Виды аксонометрических проекций по Российскому стандарту.

18. . История языков программирования и компьютерной графики. Базовые графические функции.

19. . Графические примитивы рисования точки, линии и прямоугольника.

20. . Графические примитивы рисования закрашенного прямоугольника и установка стандартных стилей закраски.

21. . Установка цвета и толщины графических примитивов, функции вывода графического текста.

22. . Перспективы и направления развития С++ язычных сред программирования.

23. . Структура программы на С#.

24. Последовательность работы на языке С# в средах МS C# Express и Visual Studio.NET.

25. Виды и последовательность компиляции исходного файла в С#.

26. Виды и последовательность компиляции исходного файла в Java.

27. Последовательность создания трехмерной модели детали. Типы операций для создания 3D моделей.

28. Линейное преобразование фигур на плоскости. Матрица линейного преобразования. Назначение коэффициентов матрицы линейного преобразования на плоскости (изменение масштаба, вращение).

29. Линейное преобразование фигур на плоскости. Матрица линейного преобразования. Назначение коэффициентов матрицы линейного преобразования на плоскости (повороты на углы, кратные 90°).

30. Однородные координаты в пространстве. Назначение элементов расширенной матрицы линейного преобразования (изменен6ие масштаба, перемещение и вращение вокруг оси).

31. Ортогональные и аксонометрические проекции. Диметрические проекции. Изометрическая проекция. Получение наглядных перспективных проекций.

32. Алгоритмы использующие z-буфер. Основная идея

33. Применение OpenGL. Описание общей структуры команд о OpenGL.

34. . Применение OpenGL. Описание примитивов вывода отрезков.

35. Применение OpenGL. Описание примитивов вывода треугольников.

36. Применение OpenGL. Описание примитивов вывода четырехугольников.

37. Применение OpenGL. Описание примитивов вывода многоугольников.

38. Применение OpenGL. Описание команд перемещения, вращения и масштабирования объектов.

39. Применение OpenGL. Описание  команд для отображения ортогональных и перспективных проекций.

40. . Применение OpenGL. Описание команд ля инициализации, перерисовки и рисования.

41. Применение OpenGL. Описание, назначение и пример команд для сброса (очистки) в glClear…

42. Структура программы на языке VRML.

43. Структура программы на Java.

44. Последовательность компиляции файла исходного файла в Java.

45. Последовательность создания апплета в Java.

46. Среды программирования на Java.

47. Графические примитивы рисования точки, линии и прямоугольника в Java.

48. Графические примитивы рисования закрашенного прямоугольника и установки стандартных стилей закраски в Java.

49. Установка цвета и толщины графических примитивов, функции вывода графического текста в Java.

Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:

1. Написать и объяснить формулы для перевода координат ортогональных проекций точки в экранные координаты и фрагмент программы.

2. Написать и объяснить формулы для перевода координат аксонометрических проекций

 
точки в экранные координаты и фрагмент программы (на примере изометрии).

3. Написать и объяснить формулы для перевода координат аксонометрических проекций точки в экранные координаты и фрагмент программы (на примере фронтальной диметрии).

4. Написать фрагмент программы для модификации изображения прямоугольника средствами базовой графики.

5. Выполнить трехмерную модель детали по выданному двумерному эскизу.

6. Написать фрагмент программы с массивом исходных координат и объяснить последовательность действий для вывода изображения равносторонней пирамиды  средствами VRML.

Задания для проверки результатов обучения «владеть»

1. Вырезать выдавливанием часть детали. Применение соответствующей панели свойств.

2. Приклеить выдавливанием часть детали. Применение соответствующей панели свойств.

3. Написать фрагмент программы для модификации изображения квадрата средствами базовой графики.

4. Создать трехмерную каркасную модель детали средствами базовой графики.

5. Создать простую трехмерную модель детали в «Компас-3D» и ассоциативных видов.

6. Создать сборку из трехмерных моделей, спецификации и ассоциативного сборочного чертежа в «Компас-3D».

7. Создать анимацию на языке C#.

8. Создать трехмерную модель на управляемой трехмерной сцене  на языке C#.

9. Создать трехмерную модель детали средствами библиотеки OpenGL.

10. Создать трехмерную модель на языке VRML.

11. Создать трехмерную модель с применением DirectX.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Шакин В.Н., Загвоздкина А.В., Сосновиков Г.К. Объектно-ориентированное программирование на Visual Basic в среде Visual Studio .NET : учеб. пособие / В.Н. Шакин, А.В. Загвоздкина, Г.К. Сосновиков. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 398 с.  - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/961516 2. Калиногорский, Н.А. Основы практического применения интернет-технологий : учебное пособие / Н.А. Калиногорский. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 182 с. — ISBN 978-5-9765-2302-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/70350 3. Немцова Т.И., Казанкова Т.В.,. Шнякин А.В Компьютерная графика и web-дизайн : учеб. пособие / Т.И. Немцова, Т.В. Казанкова, А.В. Шнякин / под ред. Л.Г. Гагариной. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 400 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. 4. С.Р. Гуриков. Интернет-технологии : учеб. пособие / С.Р. Гуриков. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 184 с. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/995496 5. Лабораторный практикум по дисциплине « Интернет технологии» для направления подготовки бакалавра 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», профиль «Автоматизированные системы обработки информации и управления»  / Сост.:  Изосимова Т. А.,  Ксенофонтова И. В. ; Волжский филиал МАДИ. - Чебоксары, 2015. – 22 с б) дополнительная литература: 1. Хворостов Д.А. 3D Studio Max + VRay. Проектирование дизайна среды: Учебное пособие / Д.А. Хворостов. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.: 60x90 1/16. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/460461 2. Иванова, Г.С. Технология программирования: учебник / Г.С. Иванова. - М.: КНОРУС, 2011. - 336с. 3. Синицын С.В. Программирование на языке высокого уровня: учебник / С.В. Синицын, А.С. Михайлов, О.И. Хлытчиев. - М.: Изд-во "Академия", 2010. - 400с. 4. Гавриков М.М. Теоретические основы разработки и реализации языков программирования: учебное пособие / М.М. Гавриков, А,Н. Иванченко, Д.В. Гринченков; под ред. А.Н. Иванченко. – М.: КНОРУС, 2013. – 178с. 5. Евсеев Д.А. Web-дизайн в примерах и задачах: учебное пособие / Д.А. Евсеев, В.В. Трофимов; под ред. В.В. Трофимова. - М.: КНОРУС, 2010. - 272с. 6. Шакин В.Н. Базовые средства программирования на Visual Basic в среде Visual Studio .NET. Практикум : учеб. пособие / В.Н. Шакин. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 287 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/961497
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. https://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань»
 
2. https://znanium.com - Электронно-библиотечная система « Znanium.com» 
 
3. http://www.vf.madi.ru/moodle - Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
4. https://www.intuit.ru - Бесплатное дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» 
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
437
Учебная мебель: стол – 15 шт., стулья- 28 шт.,  компьютерное кресло -12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -11 шт., кафедра настольная -1 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стенд – 5 шт. (39 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит

 
больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

 
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
зав.кафедрой ГиЕНД, к.т.н Изосимова Т.А.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .