ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Введение в курс «Маркетинг»
Управление маркетинговой деятельностью
Маркетинговые исследования и информация
Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара
Товары, товарные марки, упаковка и услуги
Политика и методы ценообразования
Реклама, стимулирование сбыта и пропаганда
Розничная и оптовая торговля
Служба маркетинга в современных условиях
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Определяет принципы формирования и структуру бизнес-планов и технических заданий на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
Определяет принципы формирования и структуру бизнес-планов и технических заданий на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет принципы формирования и структуру бизнес-планов и технических заданий на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет принципы формирования и структуру бизнес-планов и технических заданий на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
Разрабатывает бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявляет потребность организации в компьютерном и сетевом оборудовании
Выявляет потребность организации в компьютерном и сетевом оборудовании
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет потребность организации в компьютерном и сетевом оборудовании
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет потребность организации в компьютерном и сетевом оборудовании
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1.Определение термина «Маркетинг».
3.Принципы и функции маркетинга.
4.Маркетинговая среда организации.
5.Составляющие процесса управления маркетингом.
6.Анализ рыночных возможностей.
7.Отбор целевых рынков.
8.Разработка комплекса маркетинга.
9.Организация маркетинговой деятельности на предприятии.
10.Функциональная организация.
11.Организация по географическому принципу.
12.Организация по товарному производству.
13.Организации по рыночному принципу и товарно-рыночному принципу. Система маркетингового контроля.
14.Определение понятия «система маркетинговой информации» и ее общий вид (схема).
15.Этапы развития концепции маркетинговой деятельности (массовый маркетинг; товарно-дифференцированный маркетинг и целевой маркетинг).
16.Определение термина «сегмент» рынка. Сегментирование (сегментация) рынка. Общий подход к сегментированию рынка.
17.Методы сегментации рынка по потребителям.
18.Основные виды маркетинга при выборе стратегии сегментации.
19.Емкость рынка. Обобщенные критерии правильного определения сегмента.
20.Классификационные признаки типов рынков.
21.Позиционирование товара на рынке.
22.Определение термина «товар» и определение понятия «товарная политика». Три уровня товара.
23.Классификация товаров в зависимости от характера покупательского поведения потребителей. Возможный набор конкурентных преимуществ товара.
24.Товарный знак и его применение. Основные требования к товарному знаку.
25.Упаковка и услуги.
26.Конкурентоспособность товара. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий.
27.Определение термина «цена» и определение понятия «качество товара». Основные функции цены.
28.Схема ценовой политики предприятия.
29.Типы рынка и типы конкуренции на рынке.
30.Виды цен и особенности их применения.
31.Методы расчета цены продукта и ценовые стратегии.
32.Определение термина «реклама». Виды и средства распространения информации.
33.Стимулирование сбыта (задачи и средства стимулирования сбыта; программа стимулирования сбыта).
34.Определение термина «пропаганда». Паблик рилейшнс и товарная пропаганда.
35.Розничная торговля. Виды розничных торговых предприятий.
36.Оптовая торговля. Функции оптовиков и их основные виды.
37.Каналы распределения, уровни каналов распределения и типы организации.
38.Дилеры и дистрибьюторы. Товародвижение.
39.Назначение службы маркетинга предприятия. Подходы к организационному построению службы маркетинга.
40.Бюджет и план маркетинга. Маркетинговый контроль.
41.Особенности международного маркетинга.
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
Задание 1. Описание элементов комплекса маркетинга
1) Выявите элементы комплекса маркетинга предприятия, указанные в примере.
2) Укажите, каких сведений не достаточно.
3) Смоделируйте недостающие сведения, чтобы описать маркетинговый комплекс в полном объёме.
Исходные данные:
Задание 2. Описание элементов комплекса маркетинга
1) Выявите элементы комплекса маркетинга предприятия, указанные в примере.
2) Укажите, каких сведений не достаточно.
3) Смоделируйте недостающие сведения, чтобы описать маркетинговый комплекс в полном объёме.
Исходные данные:
Частное охранное предприятие «Т» несколько лет назад открылось в городе, являющимся областным центом. За небольшой период времени компания заработала отличную репутацию. Компания предоставляет не только стандартные, но и дополнительные услуги своим потребителям: видеонаблюдение, установка «тревожной кнопки». Цена услуг охранного предприятия несколько выше, чем у конкурентов. В данный момент руководство предприятий приняло решение работать не только на рынке города, но и в раионных центрах области.
Задание 3. Описание элементов комплекса маркетинга
1) Выявите элементы комплекса маркетинга предприятия, указанные в примере.
2) Укажите, каких сведений не достаточно.
3) Смоделируйте недостающие сведения, чтобы описать маркетинговый комплекс в полном объёме.
Исходные данные:
Кондитерская фабрика работает на рынке более 50 лет, имеет устоичивые связи с поставщиками и широкую сеть сбытовых организаций. Компания потратила большие средства на разработку новой начинки для конфет. Благодаря улучшению вкусовых свойств товара-новинки фабрика повысила свою долю на рынке на 12 %. При этом оптовая цена нового товара выше цены традиционных изделий фабрики на 10 %. В первую очередь новинка появилась в фирменных магазинах предприятия, затем – у дистрибьюторов.
Задание 4. Описание элементов комплекса маркетинга
1) Выявите элементы комплекса маркетинга предприятия, указанные в примере.
2) Укажите, каких сведений не достаточно.
3) Смоделируйте недостающие сведения, чтобы описать маркетинговый комплекс в полном объёме.
Исходные данные:
Сеть салонов сотовой связи включила в свой ассортимент новую модель цифрового фотоаппарата. Бренд компании-производителя данного товара широко известен на рынке. Сеть салонов предоставляет дополнительные услуги своим потребителям : гарантийное и послегарантийное обслуживание купленной техники. Цена цифрового фотоаппарата установлена на уровне цен магазинов-конкурентов.
Задание 5. Анализ макро- и микросреды организации
Исходные данные:
Индивидуальный предприниматель имеет сеть летних кафе в городе с населением около 100 тысяч человек. У предпринимателя налажены стабильные связи с поставщиками. Предполагается расширение бизнеса, для чего берётся в банке кредит.
Укажите факторы маркетинговой среды, которые могут влиять на работу организации.
Задание 6. Анализ макро- и микросреды организации
Исходные данные:
Завод производит сельскохозяйственное оборудование. Он имеет многолетнюю историю, торговая марка предприятия известна далеко за пределами его региона. У предприятия налажены стабильные связи с поставщиками и потребителями-организациями. Несмотря на минимум
Укажите факторы маркетинговой среды, которые могут влиять на работу организации.
Задача 7. Анализ макро- и микросреды организации
Исходные данные:
Сеть автопарковок имеет на местном рынке четырёх крупных конкурентов. Клиентам, помимо основной услуги, предлагаются услуги по ремонту автотранспорта, продовольственные товары, товары первой необходимости. Заправочные станции компании расположены, преимущественно, вне городской черты и крупных населённых пунктов. Компания имеет договоры на обслуживания с двумя автотранспортными предприятиями, работающими в регионе.
Укажите факторы маркетинговой среды, которые могут влиять на работу организации.
Задание 8. Оценка факторов внешней среды организации
1) Дополните перечень факторов внешней среды, действующих на данное предприятие.
2)Оцените по каждому из факторов важность для отрасли; влияние на предприятие; направленность влияния.
3) Рассчитайте интегральную оценку и сделайте выводы.
Исходные данные:
Фермерское хозяйство имеет растениеводческую специализацию и работает на рынке Днепропетровской области с 1994 года. Помимо пахотных земель, в хозяйстве есть теплицы. Продукция реализуется, преимущественно, организациям. Материально-техническая база хозяйства давно не обновлялась.
Задание 9. Оценка факторов внешней среды организации
1) Дополните перечень факторов внешней среды, действующих на данное предприятие.
2)Оцените по каждому из факторов важность для отрасли; влияние на предприятие; направленность влияния.
3) Рассчитайте интегральную оценку и сделайте выводы.
Исходные данные:
Основной деятельностью индивидуального предпринимателя является предоставление аудиторских услуг. В первую очередь – это проверка правильности ведения бухгалтерской отчетности и выработка рекомендаций по приведению ее в соответствие с принятыми нормами. А также предпринимателем оказываются дополнительные услуги: консультации, бухгалтерское сопровождение, оперативное информирование об изменениях в законах и т. д. и т. п. На рынке города работают также три крупные компании подобного профиля и несколько мелких.
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
Задание 1.
Объём потенциального сбыта
Выберите один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей:
Характеристика сегмента Сегмент 1 Сегмент 2 Сегмент 3
Ёмкость, тыс. ед. 1500 4800 3800
Предполагаемая доля рынка компании 1/10 1/20 1/10
Задание 2.
Объём потенциального сбыта
Выберите один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей:
Характеристика сегмента Сегмент 1 Сегмент 2 Сегмент 3
Ёмкость, тыс. ед. 3000 1300 1800
Предполагаемая доля рынка компании 1/30 1/20 1/10
Задание 3. Объём потенциального сбыта
Выберите один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей:
Ёмкость, тыс. ед. 200 180 38
Предполагаемая доля рынка компании 1/6 1/10 1/25
Задание 4.
Объём потенциального сбыта
Определить наименее предпочтительный сегмент рынка, проанализировав показатели для расчёта потенциального сбыта товара:
Характеристика сегмента Сегмент 1 Сегмент 2 Сегмент 3
Ёмкость, тыс. ед. 44 000 100 000 60 000
Предполагаемая доля рынка компании 1/3 1/5 1/8
Задание 5.
Рассчитайте общий потенциал рынка клея универсального в городе N, если число покупателей 100 тысяч, среднее число покупок в год – 2 пачки в год, цена средней единицы покупки – 700 руб.
Задание 6.
На рынке города N производство цемента осуществляют три фирмы А, Б, В. Фирма А в апреле текущего года планирует выпустить 200 т цемента, товарный запас за март – 50т. Фирма Б произведет 300 т, из них 100 т отправит по договору в Киев. Фирма В произведет 250 т. Запасы за март Б и В составят соответственно 40 т и 80 т. У фирмы В на складе осталось еще 100 т с мая прошлого года. Известно, что в оптовую сеть города N из Германии поступит 800 т цемента в апреле. Спрос в апреле месяце возрасте в 1,5 раза по сравнению с мартом из-за весенне-летнего периода. В марте спрос составил 1500 т.
1) Посчитать реальную и потенциальную емкость.
2) Определить доли фирм и дать характеристику рынка цемента в городе.
3) Интуитивно описать целевой сегмент.
Задание 7.
Потребитель-организация «Ленк» считает, что марка СО-57А штукатурного агрегата по необходимым ей свойствам оценивается: качество – 8 баллов, размер – 3 балла, цена – 6 баллов. 40% своего предпочтения фирма отдает качеству, 20% - размеру и 10% -цене.
Оцените степень удовлетворения фирмы данной маркой штукатурного агрегата.
Задание 8.
Предприятие «Норд» выпустило новый обойный клей. В результате процесса принятия товара-новинки у предприятия появилось 100 тыс. новых покупателей.
Рассчитайте распределение покупателей по категориям: новаторы, ранние последователи, раннее большинство, позднее большинство, отстающие.
Задание 9.
Рассчитайте общую сумму товародвижения, если известно, что транспортные расходы составили 10 у.е. на товарную единицу на 1 км при расстоянии 10 км, постоянные складские издержки – 600 у.е., переменные издержки – 2 у.е. на единицу товара, а стоимость невыполненных в срок заказов 300 у.е. В товародвижении участвовало 100 товарных единиц.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации
1.Определение термина «Маркетинг».
2.Концепция маркетинга, задачи маркетинга, цели маркетинга, экономический смысл маркетинга.
3.Принципы и функции маркетинга.
4.Маркетинговая среда организации.
5.Составляющие процесса управления маркетингом.
6.Анализ рыночных возможностей.
7.Отбор целевых рынков.
8.Разработка комплекса маркетинга.
9.Организация маркетинговой деятельности на предприятии.
10.Функциональная организация.
11.Организация по географическому принципу.
12.Организация по товарному производству.
13.Организации по рыночному принципу и товарно-рыночному принципу. Система маркетингового контроля.
14.Определение понятия «система маркетинговой информации» и ее общий вид (схема).
15.Этапы развития концепции маркетинговой деятельности (массовый маркетинг; товарно-дифференцированный маркетинг и целевой маркетинг).
16.Определение термина «сегмент» рынка. Сегментирование (сегментация) рынка. Общий подход к сегментированию рынка.
17.Методы сегментации рынка по потребителям.
18.Основные виды маркетинга при выборе стратегии сегментации.
19.Емкость рынка. Обобщенные критерии правильного определения сегмента.
20.Классификационные признаки типов рынков.
21.Позиционирование товара на рынке.
22.Определение термина «товар» и определение понятия «товарная политика». Три уровня товара.
23.Классификация товаров в зависимости от характера покупательского поведения потребителей. Возможный набор конкурентных преимуществ товара.
24.Товарный знак и его применение. Основные требования к товарному знаку.
25.Упаковка и услуги.
26.Конкурентоспособность товара. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий.
27.Определение термина «цена» и определение понятия «качество товара». Основные функции цены.
28.Схема ценовой политики предприятия.
29.Типы рынка и типы конкуренции на рынке.
30.Виды цен и особенности их применения.
31.Методы расчета цены продукта и ценовые стратегии.
32.Определение термина «реклама». Виды и средства распространения информации.
33.Стимулирование сбыта (задачи и средства стимулирования сбыта; программа стимулирования сбыта).
34.Определение термина «пропаганда». Паблик рилейшнс и товарная пропаганда.
35.Розничная торговля. Виды розничных торговых предприятий.
36.Оптовая торговля. Функции оптовиков и их основные виды.
37.Каналы распределения, уровни каналов распределения и типы организации.
38.Дилеры и дистрибьюторы. Товародвижение.
39.Назначение службы маркетинга предприятия. Подходы к организационному построению службы маркетинга.
40.Бюджет и план маркетинга. Маркетинговый контроль.
41.Особенности международного маркетинга.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
(16 посадочных места).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.