2024-2025_20_03_01_2022_plx_Природопользование_Инженерная защита окружающей среды
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.17 Природопользование
20.03.01 Техносферная безопасность
Инженерная защита окружающей среды
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-3.1 Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
 
ОПК-3.2 Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
 
ОПК-3.3 Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
ПК-2.1 Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
ПК-2 
Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
 
ПК-2.2 Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
 
ПК-2.3 Проводить экологическую сертификацию продукции организации
ПК-2 
Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Коллоквиум .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия и принципы рационального природопользования.
 
1.1
Основные понятия и принципы рационального природопользования.
2
0
2
8
12
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
2
Минеральные ресурсы.
 
2.1
Минеральные ресурсы.
4
0
4
20
28
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
3
Ресурсы литосферы.
 
3.1
Ресурсы литосферы.
4
0
4
15
23
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
4
Водные ресурсы.
 
4.1
Водные ресурсы.
4
0
4
15
23
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
5
Биологические ресурсы.
 
5.1
Биологические ресурсы.
3
0
3
15
21
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
6
Конроль
 
6.1
Контроль
0
0
0
0
1
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
Всего часов:
17
0
17
73
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Экономика природопользования
 
Эксплуатационная практика
 
Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
 
Научно-исследовательская работа
 
Надзор и контроль в сфере безопасности
 
Методы контроля качества среды, экомониторинг
 
Промышленная экология
 
Правоведение
 
Метрология, стандартизация и сертификация
 
Экономика
 
Физиология человека
 
Социология и политология
 
Культура общения
 
Ознакомительная практика
 
История (история России, всеобщая история)
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-3.1 Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
ОПК-3.2 Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
 
ОПК-3.3 Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
ПК-2.1 Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
 
ПК-2.2 Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
 
ПК-2.3 Проводить экологическую сертификацию продукции организации
ПК-2 
Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 1 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
7
108
35
73
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
4
17
17
Практические занятия (Пр)
17
3
17
17
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
73
73
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия и принципы рационального природопользования.
 
1.1
Основные понятия и принципы рационального природопользования.
2
0
2
8
12
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
2
Минеральные ресурсы.
 
2.1
Минеральные ресурсы.
4
0
4
20
28
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
3
Ресурсы литосферы.
 
3.1
Ресурсы литосферы.
4
0
4
15
23
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
4
Водные ресурсы.
 
4.1
Водные ресурсы.
4
0
4
15
23
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
5
Биологические ресурсы.
 
5.1
Биологические ресурсы.
3
0
3
15
21
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
6
Конроль
 
6.1
Контроль
0
0
0
0
1
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
Всего часов:
17
0
17
73
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основные понятия и принципы рационального природопользования.

Введение. Предмет и содержание курса. Цель и задачи курса.  Основные понятия, термины и определения. Природная естественная и искусственная природная среда. Народонаселение. Популяция.биоценоз. Характеристика и состояние природной среды. Законы развития природной среды. Фотосинтез.  Механизм взаимодействия природы  и общества. Роль инженерного образования в системе природопользования и воспроизводства природной среды.  Формы и методы  совершенствования инженерно-экологического образования и воспитания.

Краткий исторический очерк развития естественной природы, потребления ее ресурсов и системы взаимодействия природы и общества. Характеристика и состояние  природной среды.  Масштабы и механизм влияния антропогенной  деятельности на развитие природной среды. Анализ взаимосвязи состояния  природной среды и развитого индустриального общества.

Влияние качества потребляемых природных ресурсов на развитие человека и социальной среды. Масштабы хозяйственной деятельности человека.  

Законы природопользования и их сущность. Причинно-следственные связи и результаты нарушения законов природопользования. Подвижность и равновесие природной среды. Основные законы развития природы. Методы регулирования и управления воспроизводством природной среды.

Природные объекты и явления используемые для прямого и косвенного потребления. Методы поддержанию условий существования человечества и повышения качества жизни. Охрана природной среды и ее влияние на эффективность воспроизводства.  

Нарушение экологического равновесия (антропогенное воздействие на биосферу. Биологический круговорот элементов биосферы (вода и кислород). Биогеохимический цикл углерода и его влияние на жизнь планеты.

Комплексная система природопользования и воспроизводства природных ресурсов. Концепция выживания общества на основе рационального природопользования и воспроизводства природной среды. Современные масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду на региональном, национальном  и глобальном уровнях.

Основное уравнение равновесия природной среды и структурных ее элементов. Самозащитные и восстановительные механизмы  природы,  их соотношение.  

 
Минеральные ресурсы.

Классификация полезных ископаемых. Потенциальные и разведанные  запасы  невозобновляемых природных  ресурсов (нефть, газ, уголь). Понятие исчерпаемых и неисчерпаемых природных  ресурсов. Сведения  природного ресурсного цикла

Уровень потребления природных ресурсов в различных сферах человеческой деятельности. Основные этапы и тенденция использования химических элементов в технологическом развитии национальной и мировой экономики. Основные способы рационального воспроизводства и поддержания природной среды на необходимом уровне индустриального общества.

Распределение запасов природных ресурсов на национальном и глобальном уровне. Влияние природных ресурсов на формирование валового национального дохода. Степень и тенденция истощения природных ресурсов. Математические  модели запасов природных ресурсов. КПД использования полезных ископаемых. Соотношения уровня переработки полезных ископаемых, загрязнения, отходов производство в различных сферах деятельности человека.

Комплексное использование природных ресурсов и поддержание качества окружающей среды.  Потребление природных ресурсов на различных видах транспорта. Экономическая политика и методы оптимизации. Основные направления решения  проблем природопользования и воспроизводства природных ресурсов.  

Структура содержания воспроизводства известных компонентов сырья. Понятие раздела геология. Эффективность разведки и добычи  минеральных ресурсов. Открытая и шахтная разработка полезных ископаемых. Преимущества и недостатки. Пути и основные факторы  повышения эффективности использования  минерального сырья. Горнодобывающая промышленность и охрана окружающей среды.

 
Ресурсы литосферы.

Понятие литосферы и ее структура. Почва. Физико-химический состав и плодородие почвы. Классификация земель Общая площадь почвенного покрова и ее структура. Рациональное использование земель. Состояние и характеристика земельных ресурсов. Структура естественных и улучшенных земель. Агрохимические и агрофизические  способы  повышения плодородия почв. Качество выращиваемого урожая.

Микрофлора (водоросли, бактерии) почвы и ее влияние на плодородие почв.  Состояние и рациональное использование  земельных ресурсов. Изъятие земель  на строительство  и эксплуатацию железных и автомобильных дорог, трубопроводов, и изменение русел рек. Охрана земель. Мероприятия по предотвращению эрозии земель. Комплексные мероприятия по мелиорации и охране земель. Ирригационные мероприятия  и орошение почв.

Ландшафтоведение. Основные понятия, определения и назначение искусственного природного ландшафта. Сохранение природной среды и комплексов. Формирование и развитие лесопарковых массивов. Рекомендации по воспроизводству природной городской среды.  Структура лесопарковых насаждений с учетом городской среды. Зеленые зоны  и лесопарковые  территории. Курортные зоны.

 
Водные ресурсы.

Водные ресурсы и их  использование  для повышения продуктивности  биосферы. Структура водных ресурсов. Структура  мировых  запасов воды (занимаемая площадь, объем  и доля общих запасов). Понятие гидрологии Использование водных ресурсов.

Гидросфера как среда жизнедеятельности. Население гидросферы. Грунтовые воды, запасы и скорость извлечения.

Водные ресурсы морей и океанов. Физико-химические свойства морской воды. Особенности  засоленности и непригодности для питьевых нужд. Среда обитания морских животных и рыб.

Водные ресурсы озер, рек и водохранилищ.  Пресные воды. Физико-химические свойства воды  культурно-питьевого назначения. Параметры нормирования качества воды. Влага в атмосферном воздухе  и почве.

Состояние водных объектов крупных городов и промышленных центров. Состояние поверхностных вод  в городской черте.  Эффективность охраны и воспроизводства  водных ресурсов.

 
Биологические ресурсы.

Охрана животного и растительного мира планеты, сохранение биоразнообразия. Рациональное использование биологических ресурсов. ООПТ. Красная Книга и ее природоохранное значение.

Понятие биосферы и эволюционный путь ее развития. Концепция биосферы. Современное  учение о биосфере. Строение биосферы. Взаимосвязь развития биосфера и цивилизации. Энергетический, информационный, биогеохимический, пространственно-временной и ноосферный аспекты биосферы.

Цикличность использования материальных потоков биосферы. Формы и методы экономического регулирования потребления биосферных компонентов. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение климата планеты

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Основные понятия и принципы рационального природопользования
2
 
2
2
Основы рационального использования полезных ископаемых.
4
 
3
3
Комплексный анализ системы добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов.
2
 
4
3
Рациональное использование земель. 
2
 
5
4
Рациональное использование водных ресурсов
2
 
6
4
Ресурсы пресных вод
2
 
7
5
Сохранение биоразнообразия планеты
3
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Коллоквиум
К
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
 
 
ПК-2 
Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ОПК-3 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
История (история России, всеобщая история)
x
Экзамен
Философия
x
Экзамен
Иностранный язык
x
x
Зачет,Экзамен
Культурология
x
Зачет
Культура общения
x
Зачет
Экономика природопользования
x
Зачет
Правоведение
x
Зачет
Социология и политология
x
Зачет
Природопользование
x
Зачет
 
Экономика
x
Зачет
Промышленная экология
x
Экзамен
Надзор и контроль в сфере безопасности
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-2 Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Физиология человека
x
Экзамен
Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
x
x
Курсовая работа,Экзамен,Зачет
Методы контроля качества среды, экомониторинг
x
x
Экзамен
Природопользование
x
Зачет
Метрология, стандартизация и сертификация
x
Зачет
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ОПК-3 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-3.1 Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-3.2 Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

 
ОПК-3.3 Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

операциях.
 
ПК-2 Способен к экологическому обеспечению производства новой продукции в организации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Проводить экологическую сертификацию продукции организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Проводить экологическую сертификацию продукции организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Проводить экологическую сертификацию продукции организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводить экологическую сертификацию продукции организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводить экологическую сертификацию продукции организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к зачету

1. Предмет и содержание курса. Цель и задачи курса.  

2. Современное состояние природопользования в России.

 
3. Экологическая доктрина Российской Федерации.

4. Характеристика и состояние  природной среды. Анализ взаимосвязи состояния  природной среды и развитого индустриального общества.

5. Законы природопользования и их сущность. Методы регулирования и управления воспроизводством природной среды.

6. Охрана природной среды и ее влияние на эффективность воспроизводства.  

7. Комплексная система природопользования и воспроизводства природных ресурсов.

8. Взаимосвязь природных и экономических механизмов общественного развития.

9. Принципы потребления и рационального воспроизводства природных ресурсов.

10. Классификация полезных ископаемых. Понятие исчерпаемых и неисчерпаемых природных  ресурсов.

11. Комплексное использование природных ресурсов и поддержание качества окружающей среды.  Потребление природных ресурсов на различных видах транспорта.

12. Понятие биосферы и эволюционный путь ее развития. Взаимосвязь развития биосфера и цивилизации.

13. Цикличность использования материальных потоков биосферы.

14. Состояние и характеристика земельных ресурсов. Комплексные мероприятия по мелиорации и охране земель.

15. Ландшафтоведение. Рекомендации по воспроизводству природной городской среды.  

16. Влияние лесных насаждений на окружающую среду и климат планеты. Интенсификация лесопользования.

17. Водные ресурсы и их  использование  для повышения продуктивности  биосферы.

18. Состояние водных объектов крупных городов и промышленных центров.

19. Эффективность охраны и воспроизводства  водных ресурсов.

20. Эффективность разведки и добычи  минеральных ресурсов.

21. Охрана и воспроизводство фауны. Техногенное воздействие на животный и растительный мир. Методы сохранения и восстановления флоры и фауны.

22. Современная энергетика и ее взаимодействие с окружающей средой (производство и потребление энергии). Энергосберегающая техника и технология.  

23. Структура энергетических источников  (АЭС,  гидростанции,  теплоэлектростанции, нетрадиционная энергетика).  Нетрадиционные источники энергии, структура,  производство.

24. Нефть. Уголь. Природные газы.

25. Атомная энергия. Солнечная энергия. Космическая энергия.

26. Энергия рек. Ветровая энергия. Геотермальная энергия.

27. Биоэнергия. Вторичные формы энергии. Отходящее тепло, не используемое в основном производстве.

28. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью.

29. Комплекс взаимоотношений между природными  (естественными)  условиями жизни  общества и его социально экономическим развитием. Сроки истощения природных ресурсов.

30. Государственная политика в сфере  экономики природопользования. Использование природных ресурсов в перспективе.

31. Влияние энергетики на состояние природной среды. Структура топливно-энергетического комплекса страны.

32. Масштабы  потребления  природных ресурсов.

33. Уравнение равновесия воздействия на природную среду. Самоочищающиеся  и восстановительные  природные процессы.  

34. Основные понятия и виды ресурсосберегающих технологий. Природоохранная техника и технология.

35. Современная энергетика и ее взаимодействие с окружающей средой (производство и потребление энергии).

36. Энергосбережение в основных отраслях национальной экономики. Технические средства регулирования уровня потребления  энергоресурсов.

37. Вторичные энергетические ресурсы.

38. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства, норм и правил  природопользования и воспроизводства природных ресурсов.

39. Виды и формы и необходимость международного сотрудничества.

 
40. Основные направления решения  природоохранных проблем.

41. Теоретические основы и принципы рационального природопользования

42. Нормативно-правовая документация по вопросам природопользования и воспроизводства природных ресурсов.

43. Оценки антропогенного воздействия на природную среду.

44. Методы расчета и анализа социально-экономических последствий нерационального природопользования.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1.Укажите, кто и когда ввел термин «природопользование»

1. К.Маркс

2. Н.Ф.Реймерс

3. М.Д. Лемешев

4. В.И. Вернадский

5. Ю.Н.Куражковский

А) 1854 г.

Б) 1935 г.

В) 1958 г.

Г) 1970 г.

Д) 1982 г.

2.Назовите автора учения о ноосфере

А) В.И. Ленин

Б) Д.И. Менделеев

В) М.В. Ломоносов

Г) В.И. Вернадский

Д) Ю.Н. Куражковский

Е) М.Д. Лемешев

Ж) В.С. Преображенский

З) В.А. Анучин

3.Кто впервые ввел в научный оборот термин «геосистема»:

А) И.П. Герасимов

Б) Н.Ф. Реймерс

В) К. Маркс

Г) Ф. Энгельс

Д) В.А. Анучин

Е) Н.Л. Беручашвили

Ж) Ю.Л. Мазуров

З) В.Б. Сочава

4.Укажите верный вариант ответа на вопрос: «Что такое геосистема?»:

 

А) оптимально функционирующий территориальный производственный комплекс на небольшой площади;

Б) совокупность видов растений и животных на конкретном участке территории;

В) закономерное сочетание взаимосвязанных обменом веществ и энергией компонентов природы, образующих неразрывное единство на определенной территории или акватории.

5. Термин «природопользование» был впервые предложен в 1958 г.

А) Н. Реймерсом

Б) В. Преображенским

В) Ю. Куражковским

Г) В. Анучиным

Д) Э. Геккелем

6. Биосфера – это …

А) совокупность живых организмов

Б) среда обитания живых организмов

В) совокупность живых организмов, а также среда их обитания, объединенные вещественно-энергетическим обменом.

7. Ноосфера – это …

А) стадия развития биосферы

Б) самостоятельная оболочка Земли

В) условия жизни человека как биологического вида

8. Научная заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что:

А) он ввел понятие «экология»

Б) он ввел понятие «биосфера»

В) создал теорию эволюции биосферы

Г) установил, что атмосфера планеты Земля имеет высокое содержание кислорода благодаря жизнедеятельности живых организмов

9. Основы учения о биосфере (теория биосферы) были изложены:

А) В.И. Вернадским Г) Н. Колосовским

Б) Э. Зюссом Д) Ю. Куражковским

В) Э. Геккелеи Е) Н. Реймерсом

10. Термин «биосфера» был введен в науку:

А) В. Вернадским В) Э. Геккелем

Б) Э.Зюссом Г) Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом

11. К возобновляемым природным ресурсам относятся:

а) пресная вода;

б) почвенный гумус;

в) биомасса;

г) все вышеперечисленное.

12. К возобновляемым ресурсам не относится:

 
а) биомасса растений;

б) нефть, природный газ;

в) пресная вода;

г) почвенный гумус.

13. К биотическим ресурсам не относится:

а) мох;

б) животное;

в) человек;

г) водоросли.

14. К возобновляемым природным ресурсам не относится:

а) пресная вода;

б) почвенный гумус;

в) биомасса;

г) запасы железных руд.

15. К возобновляемым ресурсам не относится:

а) биомасса растений;

б) нефть, природный газ;

в) пресная вода;

г) почвенный гумус.

16. По происхождению природные ресурсы делятся на:

а) биологические;

б) минеральные;

в) органические и минеральные;

г) неисчерпаемые и возобновимые.

17. По способности к самовосстановлению природные ресурсы делятся на:

а) возобновимые и исчерпаемые;

б) возобновимые и невозобновимые;

в) неисчерпаемые и возобновимые;

г) невозобновимые.

18. Основной запас пресной воды сосредоточен в:

а) подземных водах;

б) реках;

в) ледниках;

г) озерах.

19. К биотическим ресурсам не относится:

а) мох;

б) животное;

в) человек;

г) водоросли.

20. Основная составляющая часть атмосферного воздуха:

 
а) азот;

б) кислород;

в) инертные газы;

г) углекислый газ

21. Выберите правильное утверждение:

а) вырубка леса не способствует опустыниванию;

б) вырубка леса не способствует уменьшению численности вида животных;

в) наиболее опасны радиоактивные отходы;

г) в заповедниках можно проводить охоту.

22. Вид природопользования, при котором происходит загрязнение, разрушение природной среды, называется:

а) рациональное природопользование;

б) нерациональное природопользование;

в) общее природопользование;

г) специальное природопользование.

23. Одной из причин эрозии почвы является:

а) загрязнение гидросферы;

б) пожары;

в) засуха;

г) вырубка леса.

24. К антропогенным ландшафтам относятся:

а) поля, транспортные магистрали;

б) полезащитные полосы, каналы;

в) промышленные агломерации, пруды;

г) все вышеперечисленное.

25. Прямое воздействие человека на животных заключается в:

а) гибели животных от химических веществ, применяемых для борьбы с вредителями полей;

б) гибели из-за пожаров, возникших в результате грозы;

в) гибели из-за эпидемии заболеваний;

г) гибели животных в следствии засухи.

26. Косвенное влияние человека на животных оказывается в результате:

а) вырубки лесов, строительства сел;

б) распашке степей, прокладки дорог;

в) осушения болот, строительства городов;

г) все вышеперечисленное.

27. Наибольшее воздействие из всех видов транспорта на состояние окружающей среды оказывает:

а) автомобильный;

б) внутренний водный;

в) железнодорожный;

г) гужевой.

 
28. Антропогенное воздействие на природу проявляется в:

а) резком сокращении площади ненарушенных естественных экосистем;

б) уменьшении биологического разнообразия;

в) появлениях признаков нарушения биосферного равновесия;

г) все вышеперечисленное.

29. Антропогенное воздействие на природу проявляется в:

а) резком сокращении невозобновляемых минеральных ресурсов;

б) резком сокращении невозобновляемых топливных ресурсов;

в) увеличении отходов производства и потребления;

г) все вышеперечисленное.

30. Наименьшее воздействие из всех видов транспорта на состояние окружающей среды оказывает:

а) автомобильный;

б) внутренний водный;

в) железнодорожный;

г) морской.

31. Антропогенное воздействие на природу проявляется в:

а) резком сокращении невозобновляемых минеральных ресурсов;

б) резком сокращении невозобновляемых топливных ресурсов;

в) увеличении отходов производства и потребления;

г) все вышеперечисленное.

32. Причиной разрушения озонового слоя является:

а) выброс углекислого газа;

б) хлорфторсодержащие соединения – фреоны;

в) вырубка леса;

г) все вышеперечисленное.

33. Совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению – это:

а) ресурсообеспеченность;

б) природопользование;

в) географическая среда;

г) нет верного ответа.

34. Косвенное влияние человека на животных оказывается в результате:

а) вырубки лесов, строительства сел;

б) распашке степей, прокладки дорог;

в) осушения болот, строительства городов;

г) все вышеперечисленное.

35. Самым распространенным и опасным загрязнением Мирового океана является:

а) сброс бытовых отходов;

б) разлив нефти;

в) сброс промышленных отходов;

 
г) твердые бытовые отходы.

36. Выберите правильное утверждение:

а) на предприятиях не осуществляется контроль за выбросами химических веществ;

б) в заповедниках нет регламента для посещения;

в) наиболее опасны твердые промышленные отходы;

г) по фазовому состоянию отходы подразделяются на твердые, жидкие, газообразные.

37. Сброс в водоемы недостаточно очищенных канализационных стоков может привести к:

а) размножению мелких ракообразных;

б) высушиванию самого водоема;

в) эпидемии вирусных заболеваний;

г) вспышке инфекционных заболеваний.

38. Выберите правильное утверждение:

а) к биотическим ресурсам относятся все живые организмы, входящие в состав биосферы;

б) к источникам загрязнения атмосферы относятся только естественные;

в) литосфера включает только земную кору;

г) к источникам загрязнения атмосферы относятся только искусственные.

39. Наибольшее воздействие из всех видов транспорта на состояние окружающей среды оказывает:

а) автомобильный;

б) внутренний водный;

в) железнодорожный;

г) гужевой.

40. Самым распространенным и опасным загрязнением Мирового океана является:

а) сброс бытовых отходов;

б) разлив нефти;

в) сброс промышленных отходов;

г) твердые бытовые отходы.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
Вопросы к зачету 1. Предмет и содержание курса. Цель и задачи курса.   2. Современное состояние природопользования в России. 3. Экологическая доктрина Российской Федерации. 4. Характеристика и состояние  природной среды. Анализ взаимосвязи состояния  природной среды и развитого индустриального общества. 5. Законы природопользования и их сущность. Методы регулирования и управления воспроизводством природной среды. 6. Охрана природной среды и ее влияние на эффективность воспроизводства.   7. Комплексная система природопользования и воспроизводства природных ресурсов. 8. Взаимосвязь природных и экономических механизмов общественного развития. 9. Принципы потребления и рационального воспроизводства природных ресурсов. 10. Классификация полезных ископаемых. Понятие исчерпаемых и неисчерпаемых природных  ресурсов. 11. Комплексное использование природных ресурсов и поддержание качества
 
окружающей среды.  Потребление природных ресурсов на различных видах транспорта. 12. Понятие биосферы и эволюционный путь ее развития. Взаимосвязь развития биосфера и цивилизации. 13. Цикличность использования материальных потоков биосферы. 14. Состояние и характеристика земельных ресурсов. Комплексные мероприятия по мелиорации и охране земель. 15. Ландшафтоведение. Рекомендации по воспроизводству природной городской среды.   16. Влияние лесных насаждений на окружающую среду и климат планеты. Интенсификация лесопользования. 17. Водные ресурсы и их  использование  для повышения продуктивности  биосферы. 18. Состояние водных объектов крупных городов и промышленных центров. 19. Эффективность охраны и воспроизводства  водных ресурсов. 20. Эффективность разведки и добычи  минеральных ресурсов. 21. Охрана и воспроизводство фауны. Техногенное воздействие на животный и растительный мир. Методы сохранения и восстановления флоры и фауны. 22. Современная энергетика и ее взаимодействие с окружающей средой (производство и потребление энергии). Энергосберегающая техника и технология.   23. Структура энергетических источников  (АЭС,  гидростанции,  теплоэлектростанции, нетрадиционная энергетика).  Нетрадиционные источники энергии, структура,  производство. 24. Нефть. Уголь. Природные газы. 25. Атомная энергия. Солнечная энергия. Космическая энергия. 26. Энергия рек. Ветровая энергия. Геотермальная энергия. 27. Биоэнергия. Вторичные формы энергии. Отходящее тепло, не используемое в основном производстве. 28. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью. 29. Комплекс взаимоотношений между природными  (естественными)  условиями жизни  общества и его социально экономическим развитием. Сроки истощения природных ресурсов. 30. Государственная политика в сфере  экономики природопользования. Использование природных ресурсов в перспективе. 31. Влияние энергетики на состояние природной среды. Структура топливно-энергетического комплекса страны. 32. Масштабы  потребления  природных ресурсов. 33. Уравнение равновесия воздействия на природную среду. Самоочищающиеся  и восстановительные  природные процессы.   34. Основные понятия и виды ресурсосберегающих технологий. Природоохранная техника и технология. 35. Современная энергетика и ее взаимодействие с окружающей средой (производство и потребление энергии). 36. Энергосбережение в основных отраслях национальной экономики. Технические средства регулирования уровня потребления  энергоресурсов. 37. Вторичные энергетические ресурсы. 38. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства, норм и правил  природопользования и воспроизводства природных ресурсов. 39. Виды и формы и необходимость международного сотрудничества. 40. Основные направления решения  природоохранных проблем. 41. Теоретические основы и принципы рационального природопользования 42. Нормативно-правовая документация по вопросам природопользования и воспроизводства природных ресурсов. 43. Оценки антропогенного воздействия на природную среду. 44. Методы расчета и анализа социально-экономических последствий нерационального природопользования
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. ЭБС Znanium.com
 
3. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
419
Учебная мебель: учебная доска, стол преподавательский, кафедра настольная, шкаф книжный, стол ученический (10 шт), стулья 
 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными

 
формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах

 
практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
профессор СДиИЭ, доктор биологических наук Григорьев С.Г.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .