ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Возникновение научного направления – ноксология. Теоретические основы ноксоло-гии. Законы и аксиомы ноксологии. Принципы и методы ноксологии. Показатели и критерии опасностей.
Классификация опасностей. Анализ опасностей. Показатели негативного влияния опас-ностей. Медико-экологические показатели и критерии опасностей. Социально-экономические критерии опасностей.
Естественные опасности. Техногенные и естественно-техногенные опасности. Антропо-генные и антропогенно-техногенные опасности.
Пургаментология как комплексная отрасль знаний об отходах; проблема отходов как индикатор развития техносферы; количественные и качественные различия в образовании и размещении отходов; организация защиты техносферы в системе обращения с отходами и спо-собы предотвращение негативного воздействия отходов на человека.
Опасности военного времени: химическое оружие, биологическое оружие, ядерное оружие. Обычные средства поражения.
Основные направления достижения техносферной безопасности. Минимизации опасно-стей. Зонирование территории.
содержащих токсичные вещества
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности
Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности
Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации
Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к экзамену
1. Теоретические основы учения о человеко- и природозащитной деятельности. Определе-ние дисциплины «Ноксология». Цель, задачи, предмет исследований.
2. Понятие о системе «человек- среда обитания».
3. Характерные состояния и условия взаимодействия в системе «человек- среда обитания».
4. Принципы и понятия ноксологии.
5. Классификация опасностей. Опасности и их показатели.
6. Возникновение и основы реализации опасностей. Закон толерантности, опасные и чрез-вычайноопасные воздействия.
7. Поле опасностей.
8. Качественный анализ опасностей.
9. Понятие риска. Индивидуальный и социальный риск.
10. Количественная оценка опасностей. Расчет риска.
11. Естественные опасности и их характеристика.
12. Техногенные опасности и их характеристика.
13. Анализ и прогнозирование влияния техносферных опасностей на человека.
14. Опасности бытовой среды.
15. Масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу. Региональные и гло-бальные опасности.
16. Антропогенные опасности. Восприятие внешних воздействий и ошибочные реакции че-ловека.
17. Безопасность человека, селитебных зон и природы. Понятие безопасности объекта защи-ты.
18. Взаимодействие источников опасностей, опасных зон и объектов защиты.
19. Защита человека и окружающей среды от опасностей. Индивидуальные средства и устройства защиты от опасностей.
20. Понятие о производственных средствах безопасности.
22. Методы и принципы защиты от опасностей.
23. Мониторинг и контроль опасностей. Мониторинг источника опасностей.
24. Тяжесть и напряженность труда.
25. Понятие о производственной среде, опасных, вредных и травмирующих факторах.
26. Физические факторы производственной среды и их нормирование.
27. Химические факторы производственной среды и их нормирование.
28. Психофизиологические факторы производственной среды.
29. Психология безопасности, ее цель, задачи.
30. Профессиональный отбор.
31. Критерии комфортности, безопасности и экологичности техносферы.
32. Вредные вещества. Классификация.
33. Пути поступления вредных веществ в организм. Их воздействие на организм.
34. Острые и хронические интоксикации в результате воздействия вредных веществ, их профилактика.
35. Понятие и основные группы неблагоприятных факторов жилой (бытовой) среды.
36. Травмирующие факторы производственной среды: взрывоопасность, пожароопасность, электроопасность, опасности автоматизированных процессов. Профилактика производ-ственного травматизма.
37. Правила безопасного поведения людей при пожаре и угрозе взрыва. Профилактика по-жаров.
38. Понятие об авариях и катастрофах на транспорте, причины, профилактика. Правила по-ведения людей при транспортных авариях и катастрофах.
39. Организация безопасного трудового процесса.
40. Понятие о несчастных случаях, их виды. Порядок расследования несчастных случаев.
41. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасно-сти.
42. Контроль и управление в безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды. Мониторинг источника опасности и здоровья работающих людей.
43. Организация безопасного трудового процесса, обучение и инструктаж. Индивидуальные средства и устройства защиты.
44. Малоотходные технологии и производства. Комплексная оценка безопасности техноген-ного объекта и жизненного пространства. Экономические аспекты охраны труда.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
1. Наука об опасностях материального мира Вселенной – это ...:
а) экология;
б) безопасность жизнедеятельности; в) ноксология;
г) гражданская оборона.
2. Свойство человека и окружающей среды, способное причинять ущерб живой и неживой материи – это ...:
а) опасность;
б) происшествие; в) мониторинг; г) толерантность.
3. В переводе с греческого «ноксо» означает …:
г) здоровье.
4. Среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека – это...:
а) биосфера; б) ноосфера; в) техносфера; г) атмосфера.
5. Форма опасности в природной и техногенной сферах, которая представляет собой непосредственную опасность возникновения природных бедствий и техногенных катастроф, а также наличие обстоятельств, стимулирующих эти явления называется:
а) предупреждение; б) авария;
в) угроза;
г) катастрофа.
6. По физической природе опасности делят на:
а) индивидуальные, групповые, массовые; б) вредные и травмоопасные;
в) производственные, бытовые, городские, зоны ЧС; г) массовые, энергетические, информационные.
7. По степени завершенности процесса воздействия опасности делят на:
а) потенциальные, реальные, реализованные; б) вредные и травмоопасные;
в) производственные, бытовые, городские, зоны ЧС; г) массовые, энергетические, информационные.
8. По размерам зоны воздействия опасности делят на:
а) локальные, региональные, межрегиональные, глобальные; б) опасные, чрезвычайно опасные ;
в) производственные, бытовые, городские, зоны ЧС; г) массовые, энергетические, информационные.
9. По происхождению опасности делят на:
а) локальные, региональные, межрегиональные, глобальные; б) опасные, чрезвычайно опасные;
в) производственные, бытовые, городские, зоны ЧС; г) естественные, антропогенные, техногенные.
10. По виду негативного влияния опасности делят на:
а) локальные, региональные, межрегиональные, глобальные; б) опасные, чрезвычайно опасные;
в) индивидуальные, групповые, массовые; г) вредные, травмоопасные.
11. По численности лиц, подверженных опасному воздействию, опасности делят на:
а) локальные, региональные, межрегиональные, глобальные; б) опасные, чрезвычайно опасные;
в) индивидуальные, групповые, массовые; г) вредные, травмоопасные.
12. Негативны воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию, называют:
а) травмирующим фактором; б) вредным фактором;
в) угнетающим фактором; г) разрушающим фактором.
13. Негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу, называют:
а) травмирующим фактором; б) вредным фактором;
в) угнетающим фактором; г) разрушающим фактором.
14. Опасности, связанные с усилением действия антропогенных опасных факторов за счет взаимодействия человека с техническими системами или современными технологиями называют:
а) антропогенно-естественными; б) антропогенными;
в) антропогенно-техногенным; г) техногенными.
15. Опасности, возникающие при перемещении воздуха, воды и снега, грунта и других видов земной массы – это:
а) естественные опасности;
б) информационные опасности; в) массовые опасности;
г) энергетические опасности
16. К физическим опасностям относятся:
а) электрический ток, шум, излучения, давление; б) микро- и макроорганизмы;
в) гипертония, ожирение;
г) гиподинамия, избыточная масса тела
17. Радиационная авария – это:
а) потеря управления источником ионизирующего излучения;
б) чрезвычайная ситуация, связанная с выбросом огромного количества радиоактивности в окружающую среду;
в) производственная катастрофа, вызванная разгерметизацией оболочки атомной установки;
г) взрыв атомной бомбы.
18. Что такое пожар?
а) неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее ущерб; б) контролируемое горение вне специального очага, наносящее ущерб;
в) сложное, быстро протекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением значительного количества тепла и ярким свечением;
г) комплекс взаимосвязанных химических и физических процессов.
19. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них:
а) необходимое условие достижения безопасной жизнедеятельности; б) сохранение жизни;
в) состояние объекта защиты;
г) обучение людей основам защиты
20. Надежность – комплексное свойство, включающее:
а) исправность, неисправность, работоспособность, неработоспособность, предел объекта;
б) безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость объекта; в) исправность, долговечность объекта;
г) взаимозаменяемость.
21. Основные виды технического состояния объектов:
а) исправность, неисправность, работоспособность, неработоспособность, предел;
б) безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость; в) надежность;
г) безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, надежность.
22. Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки:
а) безотказность; б) сохраняемость; в) долговечность;
г) ремонтопригодность.
23. Условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающие гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на
а) оптимальными (комфортными); б) допустимыми;
в) вредными;
г) травмоопасными.
24. Условия труда, характеризующиеся таким уровнем факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест, называют:
а) оптимальными (комфортными); б) допустимыми;
в) вредными;
г) травмоопасными.
25. Условия труда, связанные с риском возникновения тяжелых форм профессиональных заболеваний называют:
а) оптимальными (комфортными); б) допустимыми;
в) вредными;
г) травмоопасными.
26. Перед допуском к работе все принятые (в том числе практиканты) непосредственно на рабочем месте проходят:
а) вводный инструктаж; б) первичный инструктаж; в) повторный инструктаж;
г) внеплановый инструктаж.
27. При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил проводят:
а) вводный инструктаж; б) первичный инструктаж; в) повторный инструктаж;
г) внеплановый инструктаж.
28. Индивидуальный противохимический пакет (ИПП) используется для:
а) снятия заражения с противогаза; б) снятия заражения в помещении;
в) снятия заражения с кожи открытых участков тела; г) снятия заражения с одежды.
29. Какие места в зданиях необходимо использовать в качестве укрытия в случае землетрясения:
а) под подоконниками, углы внутренних перегородок;
б) проемы и углы капитальных внутренних стен, дверные проемы; в) вентиляционные шахты и коробы;
г) балконы и лоджии.
30. Во время урагана на открытой местности наиболее безопасным естественным местом для укрытия является:
а) лесной массив;
б) отдельно стоящее большое дерево; в) вершина холма;
г) углубления рельефа.
31. К природным объектам мониторинга относят:
а) земля, недра, вода, леса, животный мир, воздух, экологические системы, биосфера;
б) угольные шахты, подземные выработки, горные исследовательские станции; в) территории, граничащие с потенциально-опасными объектами;
г) техногенные объекты
32. Какой орган надзора контролирует выполнение правил пожарной профилактике при эксплуатации зданий и помещений:
а) государственный санитарно-эпидемиологический надзор; б) государственный энергетический надзор;
в) государственный пожарный надзор;
г) федеральный горный и промышленный надзор.
а) государственный санитарно-эпидемиологический надзор; б) государственный энергетический надзор;
в) государственный пожарный надзор;
г) федеральный горный и промышленный надзор.
34. Несчастный случай считается групповым, если в результате него пострадало:
а) два человека и более; б) более трех человек;
в) не менее пяти человек; г) треть рабочей смены.
35. Соглашение о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах заключено в:
а) 1963 году;
б) 1961 году;
в) 1925 году;
г) 1986 году.
36. Конвенция об охране озонового слоя принята в:
а) 1985 году в Вене;
б) 1987 году в Монреале; в) 1980 году в Москве;
г) 1982 году в Париже.
37. Протокол о сокращении выбросов озоноразрушающих веществ подписан в:
а) 1985 году в Вене;
б) 1987 году в Монреале; в) 1980 году в Москве;
г) 1982 году в Париже.
38. Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» разработана и принята в:
а) 1979 году;
б) 1980 году;
в) 1985 году;
г) 2005 году.
39. Протокол по сокращению выбросов соединений серы или их трансграничных потоков подписан в:
а) 1979 году;
б) 1980 году;
в) 1985 году;
г) 2005 году.
40. Какая из перечисленных организаций не относиться к международным организациям, осуществляющим человеко- и природозащитную деятельность:
а) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); б) Римский клуб;
в) Министерство природных ресурсов и экологии РФ; г) Научный комитет по проблемам окружающей среды.
41. Структура правовой базы в области безопасности жизнедеятельности имеет следующий состав и иерархию:
а) нормы международного права - Конституция РФ - федеральные законы - Указы президента РФ и Постановления Правительства РФ - общегосударственные нормативные документы - ведомственные акты - локальные нормы;
б) Конституция РФ - нормы международного права - федеральные законы - Указы президента РФ и Постановления Правительства РФ - общегосударственные нормативные документы - ведомственные акты - локальные нормы;
г) нормы международного права - Конституция РФ - федеральные законы - Указы президента РФ и Постановления Правительства РФ - общегосударственные нормативные документы - локальные нормы.
42. Производственный контроль в области безопасности осуществляют следующие органы:
а) органы прокуратуры; б) объединения граждан;
в) Министерства и ведомства; г) профсоюзы.
43, Какой закон РФ является основным законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности:
а) «О недрах»;
б) «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;
в) «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
г) «Об охране окружающей среды».
44. Для загрязняющих веществ, содержащихся в атмосферном воздухе, почве и воде, санитарные правила устанавливают:
а) перечень;
б) степень опасности; в) количество;
г) концентрации.
45. К каким травмам по характеру воздействия относятся ожоги:
а) механическим; б) физическим; в) термическим;
г) электрическим.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.