2024-2025_23_03_01ОБ_2022_plx_Технические средства организации дорожного движения_Организация и безопасность движения
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.06 Технические средства организации дорожного движения
23.03.01 Технология транспортных процессов
Организация и безопасность движения
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-6.1 Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети
 
ПК-6.2 Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
 
ПК-6.3 Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
ПК-6 
Способен предлагать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети на основе анализа транспортной ситуации
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 12 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
 
1.1
1. Светофоры дорожные Группы и типы светофоров. Общая характеристика. Область применения. Понятие о светофорном объекте. Конструктивные особенности светофоров: конструкция секций, оптическое устройство, назначение и размеры светофильтров- рассеивателей, светофильтры-линзы, дополнительные секции. Расчет силы света светофорного сигнала в дневное и темное время суток. Видимость сигнала светофора. Расстановка светофоров на перекрестке. Критерии ввода светофорного объекта.
4
0
9
31
44
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.2
2. Режим работы светофоров Чередование сигналов светофоров. Понятие о цикле, такте и фазе их работы. Режимы работы светофорной сигнализации. Назначение промежуточного такта. Понятие о переходном интервале. Пофазный разъезд транспортных средств и регулирование движения по отдельным регулируемым направлениям. Последовательность расчета режима регулирования. Исходные данные для расчета. Поток насыщения и его определение. Фазовые коэффициенты. Расчет цикла регулирования и основных тактов. График работы светофорной сигнализации. Эффективность режима регулирования: расчет коэффициента насыщения направления движения, задержки транспортных средств.
5
0
9
31
45
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.3
3. Координированное управление движением (Зеленая волна) Основная цель внедрения координированного управления на магистрали. Определение  расчетных  цикла  регулирования,  скорости  движения    транспортных средств, времени сдвига включения зеленого сигнала. График зеленой волны, его коррекция. Программа координации. Расчет режима координации на ПЭВМ. Эффективность внедрения координации.
5
0
9
31
45
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.4
4. Дорожные котроллеры (ДК) Блок-схема ДК. Генератор импульсов, счетчик тактов, задатчик времени, дешифратор. Коммутация ламп светофора. Силовая часть ДК. ДК для адаптивного контроллера. Блок-схема ДК с микропроцессором (ДКМП). Вычислительный модуль ДКМП. Приоритетный пропуск специальных транспортных средств («Зеленая улица»).
4
0
9
32,5
82
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.5
5. Детекторы транспорта (ДТ) Назначение и классификация ДТ. Понятие об устройстве ДТ. ДТ проходные и присутствия. Чувствительные элементы ДТ и их классификация. Определение параметров транспортного потока.
4
0
4
35
43
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.6
6. Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД)          Бесцентровая магистральная АСУД, варианты исполнений. Централизованная АСУД, ее преимущества и недостатки. Общегородская или районная АСУД. Управляющий вычислительный комплекс, пункт диспетчерского управления. Средства отображения информации: мнемосхема района (или города), видеостена, система телевизионного надзора, каналы связи с периферийными объектами (проводные и радиоканалы). Районированная структура АСУД. Контроллеры районного центра (КРЦ) и зонального центра (КЗЦ). Их взаимосвязь. Интеллектуальные АСУД. Районы координации. Выбор программы координации по показаниям детекторов, общая коррекция программ координации. Динамические информационные табло (ДИТ). Информация водителей об условиях движения. Каналы связи.
6
0
6
36
48
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.7
7. Дорожные знаки Назначение и классификация знаков. Их типоразмеры. Знаки индивидуального проектирования. Повторение, дублирование и предварительная установка знаков. Совместное применение знаков. Схемы дислокации знаков на улицах и дорогах.
6
0
6
36
48
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.8
8. Дорожная разметка Классификация разметки. Область применения. Материалы для нанесения разметки. Методы и машины для нанесения разметки
6
0
6
34,5
77
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
Всего часов:
40
0
58
267
432
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-6.1 Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети
 
ПК-6.2 Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
 
ПК-6.3 Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
ПК-6 
Способен предлагать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети на основе анализа транспортной ситуации
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 12 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 7 
Семестр 8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
98
8
216
56
125,5
216
49
141,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
40
18
18
22
22
Практические занятия (Пр)
58
8
36
36
22
22
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
3
1,5
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
4
0,5
0,5
3,5
3,5
Другие виды самостоятельной работы
125,5
125,5
141,5
141,5
Контактная работа
Контроль, всего:
60
34,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Эк
Общая трудоемкость, ч.
432
216
216
Общая трудоемкость, З.Е.
12
6
6
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
 
1.1
1. Светофоры дорожные Группы и типы светофоров. Общая характеристика. Область применения. Понятие о светофорном объекте. Конструктивные особенности светофоров: конструкция секций, оптическое устройство, назначение и размеры светофильтров- рассеивателей, светофильтры-линзы, дополнительные секции. Расчет силы света светофорного сигнала в дневное и темное время суток. Видимость сигнала светофора. Расстановка светофоров на перекрестке. Критерии ввода светофорного объекта.
4
0
9
31
44
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.2
2. Режим работы светофоров Чередование сигналов светофоров. Понятие о цикле, такте и фазе их работы. Режимы работы светофорной сигнализации. Назначение промежуточного такта. Понятие о переходном интервале. Пофазный разъезд транспортных средств и регулирование движения по отдельным регулируемым направлениям. Последовательность расчета режима регулирования. Исходные данные для расчета. Поток насыщения и его определение. Фазовые коэффициенты. Расчет цикла регулирования и основных тактов. График работы светофорной сигнализации. Эффективность режима регулирования: расчет коэффициента насыщения направления движения, задержки транспортных средств.
5
0
9
31
45
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.3
3. Координированное управление движением (Зеленая волна) Основная цель внедрения координированного управления на магистрали. Определение  расчетных  цикла  регулирования,  скорости  движения    транспортных средств, времени сдвига включения зеленого сигнала. График зеленой волны, его коррекция. Программа координации. Расчет режима координации на ПЭВМ. Эффективность внедрения координации.
5
0
9
31
45
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.4
4. Дорожные котроллеры (ДК) Блок-схема ДК. Генератор импульсов, счетчик тактов, задатчик времени, дешифратор. Коммутация ламп светофора. Силовая часть ДК. ДК для адаптивного контроллера. Блок-схема ДК с микропроцессором (ДКМП). Вычислительный модуль ДКМП. Приоритетный пропуск специальных транспортных средств («Зеленая улица»).
4
0
9
32,5
82
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.5
5. Детекторы транспорта (ДТ) Назначение и классификация ДТ. Понятие об устройстве ДТ. ДТ проходные и присутствия. Чувствительные элементы ДТ и их классификация. Определение параметров транспортного потока.
4
0
4
35
43
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.6
6. Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД)          Бесцентровая магистральная АСУД, варианты исполнений. Централизованная АСУД, ее преимущества и недостатки. Общегородская или районная АСУД. Управляющий вычислительный комплекс, пункт диспетчерского управления. Средства отображения информации: мнемосхема района (или города), видеостена, система телевизионного надзора, каналы связи с периферийными объектами (проводные и радиоканалы). Районированная структура АСУД. Контроллеры районного центра (КРЦ) и зонального центра (КЗЦ). Их взаимосвязь. Интеллектуальные АСУД. Районы координации. Выбор программы координации по показаниям детекторов, общая коррекция программ координации. Динамические информационные табло (ДИТ). Информация водителей об условиях движения. Каналы связи.
6
0
6
36
48
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.7
7. Дорожные знаки Назначение и классификация знаков. Их типоразмеры. Знаки индивидуального проектирования. Повторение, дублирование и предварительная установка знаков. Совместное применение знаков. Схемы дислокации знаков на улицах и дорогах.
6
0
6
36
48
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
1.8
8. Дорожная разметка Классификация разметки. Область применения. Материалы для нанесения разметки. Методы и машины для нанесения разметки
6
0
6
34,5
77
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3
 
Всего часов:
40
0
58
267
432
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
1. Светофоры дорожные Группы и типы светофоров. Общая характеристика. Область применения. Понятие о светофорном объекте. Конструктивные особенности светофоров: конструкция секций, оптическое устройство, назначение и размеры светофильтров- рассеивателей, светофильтры-линзы, дополнительные секции. Расчет силы света светофорного сигнала в дневное и темное время суток. Видимость сигнала светофора. Расстановка светофоров на перекрестке. Критерии ввода светофорного объекта.

1. Светофоры дорожные

Группы и типы светофоров. Общая характеристика. Область применения. Понятие о светофорном объекте. Конструктивные особенности светофоров: конструкция секций, оптическое устройство, назначение и размеры светофильтров- рассеивателей, светофильтры-линзы, дополнительные секции. Расчет силы света светофорного сигнала в дневное и темное время суток. Видимость сигнала светофора. Расстановка светофоров на перекрестке. Критерии ввода светофорного объекта.

 
2. Режим работы светофоров Чередование сигналов светофоров. Понятие о цикле, такте и фазе их работы. Режимы работы светофорной сигнализации. Назначение промежуточного такта. Понятие о переходном интервале. Пофазный разъезд транспортных средств и регулирование движения по отдельным регулируемым направлениям. Последовательность расчета режима регулирования. Исходные данные для расчета. Поток насыщения и его определение. Фазовые коэффициенты. Расчет цикла регулирования и основных тактов. График работы светофорной сигнализации. Эффективность режима регулирования: расчет коэффициента насыщения направления движения, задержки транспортных средств.

2. Режим работы светофоров

Чередование сигналов светофоров. Понятие о цикле, такте и фазе их работы. Режимы работы светофорной сигнализации. Назначение промежуточного такта. Понятие о переходном интервале. Пофазный разъезд транспортных средств и регулирование движения по отдельным регулируемым направлениям. Последовательность расчета режима регулирования. Исходные данные для расчета. Поток насыщения и его определение. Фазовые коэффициенты. Расчет цикла регулирования и основных тактов. График работы светофорной сигнализации. Эффективность режима регулирования: расчет коэффициента насыщения направления движения, задержки транспортных средств.

 
3. Координированное управление движением (Зеленая волна) Основная цель внедрения координированного управления на магистрали. Определение  расчетных  цикла  регулирования,  скорости  движения    транспортных средств, времени сдвига включения зеленого сигнала. График зеленой волны, его коррекция. Программа координации. Расчет режима координации на ПЭВМ. Эффективность внедрения координации.

3. Координированное управление движением (Зеленая волна)

Основная цель внедрения координированного управления на магистрали. Определение  расчетных  цикла  регулирования,  скорости  движения    транспортных средств, времени сдвига включения зеленого сигнала. График зеленой волны, его коррекция. Программа координации. Расчет режима координации на ПЭВМ. Эффективность внедрения координации.

 
4. Дорожные котроллеры (ДК) Блок-схема ДК. Генератор импульсов, счетчик тактов, задатчик времени, дешифратор. Коммутация ламп светофора. Силовая часть ДК. ДК для адаптивного контроллера. Блок-схема ДК с микропроцессором (ДКМП). Вычислительный модуль ДКМП. Приоритетный пропуск специальных транспортных средств («Зеленая улица»).

4. Дорожные котроллеры (ДК)

Блок-схема ДК. Генератор импульсов, счетчик тактов, задатчик времени, дешифратор. Коммутация ламп светофора. Силовая часть ДК. ДК для адаптивного контроллера. Блок-схема ДК с микропроцессором (ДКМП). Вычислительный модуль ДКМП. Приоритетный пропуск специальных транспортных средств («Зеленая улица»).

 
5. Детекторы транспорта (ДТ) Назначение и классификация ДТ. Понятие об устройстве ДТ. ДТ проходные и присутствия. Чувствительные элементы ДТ и их классификация. Определение параметров транспортного потока.

5. Детекторы транспорта (ДТ)

Назначение и классификация ДТ. Понятие об устройстве ДТ. ДТ проходные и присутствия. Чувствительные элементы ДТ и их классификация. Определение параметров транспортного потока.

 
6. Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД)          Бесцентровая магистральная АСУД, варианты исполнений. Централизованная АСУД, ее преимущества и недостатки. Общегородская или районная АСУД. Управляющий вычислительный комплекс, пункт диспетчерского управления. Средства отображения информации: мнемосхема района (или города), видеостена, система телевизионного надзора, каналы связи с периферийными объектами (проводные и радиоканалы). Районированная структура АСУД. Контроллеры районного центра (КРЦ) и зонального центра (КЗЦ). Их взаимосвязь. Интеллектуальные АСУД. Районы координации. Выбор программы координации по показаниям детекторов, общая коррекция программ координации. Динамические информационные табло (ДИТ). Информация водителей об условиях движения. Каналы связи.

6. Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД)

         Бесцентровая магистральная АСУД, варианты исполнений. Централизованная АСУД, ее преимущества и недостатки. Общегородская или районная АСУД. Управляющий вычислительный комплекс, пункт диспетчерского управления. Средства отображения информации: мнемосхема района (или города), видеостена, система телевизионного надзора, каналы связи с периферийными объектами (проводные и радиоканалы). Районированная структура АСУД. Контроллеры районного центра (КРЦ) и зонального центра (КЗЦ). Их взаимосвязь. Интеллектуальные АСУД. Районы координации. Выбор программы координации по показаниям детекторов, общая коррекция программ координации. Динамические информационные табло (ДИТ). Информация водителей об условиях движения. Каналы связи.

 
7. Дорожные знаки Назначение и классификация знаков. Их типоразмеры. Знаки индивидуального проектирования. Повторение, дублирование и предварительная установка знаков. Совместное применение знаков. Схемы дислокации знаков на улицах и дорогах.

7. Дорожные знаки

Назначение и классификация знаков. Их типоразмеры. Знаки индивидуального проектирования. Повторение, дублирование и предварительная установка знаков. Совместное применение знаков. Схемы дислокации знаков на улицах и дорогах.

 
8. Дорожная разметка Классификация разметки. Область применения. Материалы для нанесения разметки. Методы и машины для нанесения разметки

8. Дорожная разметка

Классификация разметки. Область применения. Материалы для нанесения разметки. Методы и машины для нанесения разметки

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
1. Светофоры дорожные

Группы и типы светофоров. Общая характеристика. Область применения. Понятие о светофорном объекте. Конструктивные особенности светофоров: конструкция секций, оптическое устройство, назначение и размеры светофильтров- рассеивателей, светофильтры-линзы, дополнительные секции. Расчет силы света светофорного сигнала в дневное и темное время суток. Видимость сигнала светофора. Расстановка светофоров на перекрестке. Критерии ввода светофорного объекта.

9
 
2
1
2. Режим работы светофоров

Чередование сигналов светофоров. Понятие о цикле, такте и фазе их работы. Режимы работы светофорной сигнализации. Назначение промежуточного такта. Понятие о переходном интервале. Пофазный разъезд транспортных средств и регулирование движения по отдельным регулируемым направлениям. Последовательность расчета режима регулирования. Исходные данные для расчета. Поток насыщения и его определение. Фазовые коэффициенты. Расчет цикла регулирования и основных тактов. График работы светофорной сигнализации. Эффективность режима регулирования: расчет коэффициента насыщения направления движения, задержки транспортных средств.

9
 
3
1
3. Координированное управление движением (Зеленая волна)

Основная цель внедрения координированного управления на магистрали. Определение  расчетных  цикла  регулирования,  скорости  движения    транспортных средств, времени сдвига включения зеленого сигнала. График зеленой волны, его коррекция. Программа координации. Расчет режима координации на ПЭВМ. Эффективность внедрения координации.

9
 
4
1
4. Дорожные котроллеры (ДК)

Блок-схема ДК. Генератор импульсов, счетчик тактов, задатчик времени, дешифратор. Коммутация ламп светофора. Силовая часть ДК. ДК для адаптивного контроллера. Блок-схема ДК с микропроцессором (ДКМП). Вычислительный модуль ДКМП. Приоритетный пропуск специальных транспортных средств («Зеленая улица»).

9
 
5
1
5. Детекторы транспорта (ДТ)

Назначение и классификация ДТ. Понятие об устройстве ДТ. ДТ проходные и присутствия. Чувствительные элементы ДТ и их классификация. Определение параметров транспортного потока.

4
 
6
1
6. Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД)

         Бесцентровая магистральная АСУД, варианты исполнений. Централизованная АСУД, ее преимущества и недостатки. Общегородская или районная АСУД. Управляющий вычислительный комплекс, пункт диспетчерского управления. Средства отображения информации: мнемосхема района (или города), видеостена, система телевизионного надзора, каналы связи с периферийными объектами (проводные и радиоканалы). Районированная структура АСУД. Контроллеры районного центра (КРЦ) и зонального центра (КЗЦ). Их взаимосвязь. Интеллектуальные АСУД. Районы координации. Выбор программы координации по показаниям детекторов, общая коррекция программ координации. Динамические информационные табло (ДИТ). Информация водителей об условиях движения. Каналы связи.

6
 
7
1
7. Дорожные знаки

Назначение и классификация знаков. Их типоразмеры. Знаки индивидуального проектирования. Повторение, дублирование и предварительная установка знаков. Совместное применение знаков. Схемы дислокации знаков на улицах и дорогах.

6
 
8
1
8. Дорожная разметка

Классификация разметки. Область применения. Материалы для нанесения разметки. Методы и машины для нанесения разметки

6
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-6 
Способен предлагать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети на основе анализа транспортной ситуации
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-6 Способен предлагать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети на основе анализа транспортной ситуации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Технические средства организации дорожного движения
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-6 Способен предлагать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети на основе анализа транспортной ситуации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-6.1 Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-6.2 Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-6.3 Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Какое устройство позволяет осуществить автоматический сбор информации о параметрах транспортных потоков?

2. Чем отличается жесткое управление от адаптивного?

3. Чем отличается локальное управление от системного?

4. С  помощью  какого  устройства  осуществляется  переключение    сигналов

светофоров?

5. Что такое координированное управление?

6. Каковы основные принципы классификации технических средств ОДД?

7. Какие существуют показатели эффективности применения технических средств?

8. Для чего предназначены и где применяются светофоры?

9. Значение и чередование сигналов светофоров?

10. Назовите основные элементы оптического устройства светофора.

11. Какие типы светофоров применяются в России?

12. Перечислите способы установки и расположения светофоров на перекрестке?

13. Для чего существуют светофоры-дублеры и светофоры повторители?

14. Какие элементы входят в состав цикла регулирования?

15. Каковы правила пофазного разъезда транспортных средств?

16. Какова последовательность расчета режима светофорной сигнализации?

17. Какие исходные данные необходимы для расчета цикла регулирования?

18. Что такое поток насыщения и каковы методы его определения?

19. Как определяется длительность основного и промежуточного тактов?

20. Что такое переходный интервал?

21 .Что такое степень насыщения направления движения?

22. Как строится график режима работы светофорной сигнализации?

23. В чем заключается принцип координированного управления движением?

24. Как влияет на координированное управление группообразование в потоке?

25. Как определяют расчетные цикл и скорость движения?

 
26. Каковы особенность расчета программ координации на ЭВМ?

27. Дайте классификацию дорожных контроллеров?

28. Приведите структурные схемы контроллеров: жесткого управления, адаптивного управления, контроллера с микропроцессором?

29. Каковы принципы коммутации ламп светофором?

30. Чем отличаются контроллеры 1-го, 2-го, 3-его поколения?

31. Для чего применяются детекторы на транспорте?

32. Из каких устройств состоит детектор и в чем их назначение?

33. Чем отличаются детекторы проходные от детекторов присутствия?

34. Назовите основные виды чувствительных элементов детекторов.

35. В чем заключается принцип прямого и косвенного определения параметров транспортного потока с помощью детекторов?

36. Дайте определение АСУД?

37. Как реализуется бесцентровая АСУД?

38. Из каких частей состоит централизованная АСУД для одной магистрали?

39. Дайте общую характеристику общегородской АСУД и чем она отличается от магистральной?

40. Для чего применяются дорожные знаки?

41. Каковы принципы классификации знаков?

42. Какие типоразмеры дорожных знаков применяются в России?

43. Как рассчитываются знаки индивидуального проектирования?

44. Каковы способы установки дорожных знаков и зона их действия?

45. С какой целью применяют повторение, дублирование и предварительную установку дорожных знаков?

46. Какие дорожные знаки используются для маршрутного ориентирования водителя?

47. Каковы области применения и устройство управляемых знаков?

48. Совместное применение знаков (привести примеры)?

49. Каково назначение дорожной разметки?

50. Назовите виды разметки, применяемой на прямых горизонтальных участках, на участках подъемов и спусков, на кривых в плане, на перекрестках, в местах остановок маршрутных транспортных средств?

51. Какие материалы применяют для разметки?

52. Как устроены маркировочные машины?

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1. Какое устройство позволяет осуществить автоматический сбор информации о параметрах транспортных потоков?

2. Чем отличается жесткое управление от адаптивного?

3. Чем отличается локальное управление от системного?

4. С помощью какого устройства осуществляется переключение сигналов светофоров?

5. Что такое координированное управление?

6. Каковы основные принципы классификации технических средств ОДД?

7. Какие существуют показатели эффективности применения технических средств?

8. Для чего предназначены и где применяются светофоры?

9. Значение и чередование сигналов светофоров?

10. Назовите основные элементы оптического устройства светофора.

11. Какие типы светофоров применяются в России?

 
12. Перечислите способы установки и расположения светофоров на перекрестке?

13. Для чего существуют светофоры-дублеры и светофоры повторители?

14. Какие элементы входят в состав цикла регулирования?

15. Каковы правила пофазного разъезда транспортных средств?

16. Какова последовательность расчета режима светофорной сигнализации?

17. Какие исходные данные необходимы для расчета цикла регулирования?

18. Что такое поток насыщения и каковы методы его определения?

19. Как определяется длительность основного и промежуточного тактов? 20 .Что такое переходный интервал?

21 .Что такое степень насыщения направления движения?

22. Как строится график режима работы светофорной сигнализации?

23. В чем заключается принцип координированного управления движением?

24. Как влияет на координированное управление группообразование в потоке?

25. Как определяют расчетные цикл и скорость движения?

26. Каковы особенность расчета программ координации на ЭВМ?

27. Дайте классификацию дорожных контроллеров?

28. Приведите структурные схемы контроллеров: жесткого управления, адаптивного управления, контроллера с микропроцессором?

29. Каковы принципы коммутации ламп светофором?

30. Чем отличаются контроллеры 1-го, 2-го, 3-его поколения? 31 .Для чего применяются детекторы на транспорте?

32. Из каких устройств состоит детектор и в чем их назначение?

33. Чем отличаются детекторы проходные от детекторов присутствия?

34. Назовите основные виды чувствительных элементов детекторов.

35. В чем заключается принцип прямого и косвенного определения параметров транспортного потока с помощью детекторов?

36. Дайте определение АСУД?

37. Как реализуется бесцентровая АСУД?

38. Из каких частей состоит централизованная АСУД для одной магистрали?

39. Дайте общую характеристику общегородской АСУД и чем она отличается от магистральной?

40. Для чего применяются дорожные знаки?

41. Каковы принципы классификации знаков?

42. Какие типоразмеры дорожных знаков применяются в России?

43. Как рассчитываются знаки индивидуального проектирования?

44. Каковы способы установки дорожных знаков и зона их действия?

45. С какой целью применяют повторение, дублирование и предварительную установку дорожных знаков?

46. Какие дорожные знаки используются для маршрутного ориентирования водителя?

47. Каковы области применения и устройство управляемых знаков?

48. Совместное применение знаков (привести примеры)?

49. Каково назначение дорожной разметки?

50. Назовите виды разметки, применяемой на прямых горизонтальных

участках, на участках подъемов и спусков, на кривых в плане, на перекрестках, в местах остановок маршрутных транспортных средств?

51. Какие материалы применяют для разметки?

52. Как устроены маркировочные машины?

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
1 Ковалев, В.П. Обеспечение безопасности дорожного движения: практическое пособие / В.П. Ковалев. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2011. – 320с. 2 Горев, А. Э. Теория транспортных процессов и систем: учебник для  бакалавриата / А. Э. Горев. – 2-е изд., испр. и доп.   – М.: Издательство Юрайт, 2016. -217с. 3 Горев, А. Э. Информационные технологии на транспорте:   учебник   для    бакалавриата  / А. Э.Горев. - Издательство Юрайт, 2016. – 271с 4 Развитие и современное состояние работ по организации дорожного движения: Учебное пособие / Кораблев Р.А. - Воронеж:ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2016. - 766 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/858486 б)Дополнительная литература 1. Технические средства организации движения: учебно-методический комплекс /Сост.: Н.И. Филиппов, В.В. Маркиянов, А.Г. Моргалева; Волжский филиал МАДИ. - Чебоксары, 2013. – 84 с. 2. Волков, В. Н.  Теория информационных процессов и систем: учебник  и практикум  для  академического бакалавриата / В. Н. Волкова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. -502с. 3. Организация движения: конспект лекций / О.А. Егоров, И.Д. Григорьев. – Чебоксары: Волжский филиал МАДИ, 2013. – 132с.. в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно¬-справочные системы 1. Научная электронная библиотека. Режим доступа - http://elibrary.ru/projects/events/event nti 07 program/fsp
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС ЛАНЬ 
 
2. ЭБС Book.ru 
 
3. Университетская библиотека онлайн  www.biblioclub.ru 
 
4. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
303
Учебная мебель: учебная доска, стол ученический (8 шт), стол компьютерный (7 шт), стол 1 тумбовый, стулья -24 шт.

Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

 
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Экономика и технология транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
старший преподаватель ЭиТТП,  Маркиянов В.В.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .