ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 12 зачетных единиц (З.Е.).
1. Светофоры дорожные
Группы и типы светофоров. Общая характеристика. Область применения. Понятие о светофорном объекте. Конструктивные особенности светофоров: конструкция секций, оптическое устройство, назначение и размеры светофильтров- рассеивателей, светофильтры-линзы, дополнительные секции. Расчет силы света светофорного сигнала в дневное и темное время суток. Видимость сигнала светофора. Расстановка светофоров на перекрестке. Критерии ввода светофорного объекта.
2. Режим работы светофоров
Чередование сигналов светофоров. Понятие о цикле, такте и фазе их работы. Режимы работы светофорной сигнализации. Назначение промежуточного такта. Понятие о переходном интервале. Пофазный разъезд транспортных средств и регулирование движения по отдельным регулируемым направлениям. Последовательность расчета режима регулирования. Исходные данные для расчета. Поток насыщения и его определение. Фазовые коэффициенты. Расчет цикла регулирования и основных тактов. График работы светофорной сигнализации. Эффективность режима регулирования: расчет коэффициента насыщения направления движения, задержки транспортных средств.
3. Координированное управление движением (Зеленая волна)
Основная цель внедрения координированного управления на магистрали. Определение расчетных цикла регулирования, скорости движения транспортных средств, времени сдвига включения зеленого сигнала. График зеленой волны, его коррекция. Программа координации. Расчет режима координации на ПЭВМ. Эффективность внедрения координации.
4. Дорожные котроллеры (ДК)
Блок-схема ДК. Генератор импульсов, счетчик тактов, задатчик времени, дешифратор. Коммутация ламп светофора. Силовая часть ДК. ДК для адаптивного контроллера. Блок-схема ДК с микропроцессором (ДКМП). Вычислительный модуль ДКМП. Приоритетный пропуск специальных транспортных средств («Зеленая улица»).
5. Детекторы транспорта (ДТ)
Назначение и классификация ДТ. Понятие об устройстве ДТ. ДТ проходные и присутствия. Чувствительные элементы ДТ и их классификация. Определение параметров транспортного потока.
6. Автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУД)
Бесцентровая магистральная АСУД, варианты исполнений. Централизованная АСУД, ее преимущества и недостатки. Общегородская или районная АСУД. Управляющий вычислительный комплекс, пункт диспетчерского управления. Средства отображения информации: мнемосхема района (или города), видеостена, система телевизионного надзора, каналы связи с периферийными объектами (проводные и радиоканалы). Районированная структура АСУД. Контроллеры районного центра (КРЦ) и зонального центра (КЗЦ). Их взаимосвязь. Интеллектуальные АСУД. Районы координации. Выбор программы координации по показаниям детекторов, общая коррекция программ координации. Динамические информационные табло (ДИТ). Информация водителей об условиях движения. Каналы связи.
7. Дорожные знаки
Назначение и классификация знаков. Их типоразмеры. Знаки индивидуального проектирования. Повторение, дублирование и предварительная установка знаков. Совместное применение знаков. Схемы дислокации знаков на улицах и дорогах.
8. Дорожная разметка
Классификация разметки. Область применения. Материалы для нанесения разметки. Методы и машины для нанесения разметки
Группы и типы светофоров. Общая характеристика. Область применения. Понятие о светофорном объекте. Конструктивные особенности светофоров: конструкция секций, оптическое устройство, назначение и размеры светофильтров- рассеивателей, светофильтры-линзы, дополнительные секции. Расчет силы света светофорного сигнала в дневное и темное время суток. Видимость сигнала светофора. Расстановка светофоров на перекрестке. Критерии ввода светофорного объекта.
Чередование сигналов светофоров. Понятие о цикле, такте и фазе их работы. Режимы работы светофорной сигнализации. Назначение промежуточного такта. Понятие о переходном интервале. Пофазный разъезд транспортных средств и регулирование движения по отдельным регулируемым направлениям. Последовательность расчета режима регулирования. Исходные данные для расчета. Поток насыщения и его определение. Фазовые коэффициенты. Расчет цикла регулирования и основных тактов. График работы светофорной сигнализации. Эффективность режима регулирования: расчет коэффициента насыщения направления движения, задержки транспортных средств.
Основная цель внедрения координированного управления на магистрали. Определение расчетных цикла регулирования, скорости движения транспортных средств, времени сдвига включения зеленого сигнала. График зеленой волны, его коррекция. Программа координации. Расчет режима координации на ПЭВМ. Эффективность внедрения координации.
Блок-схема ДК. Генератор импульсов, счетчик тактов, задатчик времени, дешифратор. Коммутация ламп светофора. Силовая часть ДК. ДК для адаптивного контроллера. Блок-схема ДК с микропроцессором (ДКМП). Вычислительный модуль ДКМП. Приоритетный пропуск специальных транспортных средств («Зеленая улица»).
Назначение и классификация ДТ. Понятие об устройстве ДТ. ДТ проходные и присутствия. Чувствительные элементы ДТ и их классификация. Определение параметров транспортного потока.
Бесцентровая магистральная АСУД, варианты исполнений. Централизованная АСУД, ее преимущества и недостатки. Общегородская или районная АСУД. Управляющий вычислительный комплекс, пункт диспетчерского управления. Средства отображения информации: мнемосхема района (или города), видеостена, система телевизионного надзора, каналы связи с периферийными объектами (проводные и радиоканалы). Районированная структура АСУД. Контроллеры районного центра (КРЦ) и зонального центра (КЗЦ). Их взаимосвязь. Интеллектуальные АСУД. Районы координации. Выбор программы координации по показаниям детекторов, общая коррекция программ координации. Динамические информационные табло (ДИТ). Информация водителей об условиях движения. Каналы связи.
Назначение и классификация знаков. Их типоразмеры. Знаки индивидуального проектирования. Повторение, дублирование и предварительная установка знаков. Совместное применение знаков. Схемы дислокации знаков на улицах и дорогах.
Классификация разметки. Область применения. Материалы для нанесения разметки. Методы и машины для нанесения разметки
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети
Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен анализировать существующую транспортную планировку улично-дорожной сети
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен разрабатывать транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен внедрять транспортно-планировочные решения по улично-дорожной сети
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Какое устройство позволяет осуществить автоматический сбор информации о параметрах транспортных потоков?
2. Чем отличается жесткое управление от адаптивного?
3. Чем отличается локальное управление от системного?
4. С помощью какого устройства осуществляется переключение сигналов
светофоров?
5. Что такое координированное управление?
6. Каковы основные принципы классификации технических средств ОДД?
7. Какие существуют показатели эффективности применения технических средств?
8. Для чего предназначены и где применяются светофоры?
9. Значение и чередование сигналов светофоров?
10. Назовите основные элементы оптического устройства светофора.
11. Какие типы светофоров применяются в России?
12. Перечислите способы установки и расположения светофоров на перекрестке?
13. Для чего существуют светофоры-дублеры и светофоры повторители?
14. Какие элементы входят в состав цикла регулирования?
15. Каковы правила пофазного разъезда транспортных средств?
16. Какова последовательность расчета режима светофорной сигнализации?
17. Какие исходные данные необходимы для расчета цикла регулирования?
18. Что такое поток насыщения и каковы методы его определения?
19. Как определяется длительность основного и промежуточного тактов?
20. Что такое переходный интервал?
21 .Что такое степень насыщения направления движения?
22. Как строится график режима работы светофорной сигнализации?
23. В чем заключается принцип координированного управления движением?
24. Как влияет на координированное управление группообразование в потоке?
25. Как определяют расчетные цикл и скорость движения?
27. Дайте классификацию дорожных контроллеров?
28. Приведите структурные схемы контроллеров: жесткого управления, адаптивного управления, контроллера с микропроцессором?
29. Каковы принципы коммутации ламп светофором?
30. Чем отличаются контроллеры 1-го, 2-го, 3-его поколения?
31. Для чего применяются детекторы на транспорте?
32. Из каких устройств состоит детектор и в чем их назначение?
33. Чем отличаются детекторы проходные от детекторов присутствия?
34. Назовите основные виды чувствительных элементов детекторов.
35. В чем заключается принцип прямого и косвенного определения параметров транспортного потока с помощью детекторов?
36. Дайте определение АСУД?
37. Как реализуется бесцентровая АСУД?
38. Из каких частей состоит централизованная АСУД для одной магистрали?
39. Дайте общую характеристику общегородской АСУД и чем она отличается от магистральной?
40. Для чего применяются дорожные знаки?
41. Каковы принципы классификации знаков?
42. Какие типоразмеры дорожных знаков применяются в России?
43. Как рассчитываются знаки индивидуального проектирования?
44. Каковы способы установки дорожных знаков и зона их действия?
45. С какой целью применяют повторение, дублирование и предварительную установку дорожных знаков?
46. Какие дорожные знаки используются для маршрутного ориентирования водителя?
47. Каковы области применения и устройство управляемых знаков?
48. Совместное применение знаков (привести примеры)?
49. Каково назначение дорожной разметки?
50. Назовите виды разметки, применяемой на прямых горизонтальных участках, на участках подъемов и спусков, на кривых в плане, на перекрестках, в местах остановок маршрутных транспортных средств?
51. Какие материалы применяют для разметки?
52. Как устроены маркировочные машины?
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
1. Какое устройство позволяет осуществить автоматический сбор информации о параметрах транспортных потоков?
2. Чем отличается жесткое управление от адаптивного?
3. Чем отличается локальное управление от системного?
4. С помощью какого устройства осуществляется переключение сигналов светофоров?
5. Что такое координированное управление?
6. Каковы основные принципы классификации технических средств ОДД?
7. Какие существуют показатели эффективности применения технических средств?
8. Для чего предназначены и где применяются светофоры?
9. Значение и чередование сигналов светофоров?
10. Назовите основные элементы оптического устройства светофора.
11. Какие типы светофоров применяются в России?
13. Для чего существуют светофоры-дублеры и светофоры повторители?
14. Какие элементы входят в состав цикла регулирования?
15. Каковы правила пофазного разъезда транспортных средств?
16. Какова последовательность расчета режима светофорной сигнализации?
17. Какие исходные данные необходимы для расчета цикла регулирования?
18. Что такое поток насыщения и каковы методы его определения?
19. Как определяется длительность основного и промежуточного тактов? 20 .Что такое переходный интервал?
21 .Что такое степень насыщения направления движения?
22. Как строится график режима работы светофорной сигнализации?
23. В чем заключается принцип координированного управления движением?
24. Как влияет на координированное управление группообразование в потоке?
25. Как определяют расчетные цикл и скорость движения?
26. Каковы особенность расчета программ координации на ЭВМ?
27. Дайте классификацию дорожных контроллеров?
28. Приведите структурные схемы контроллеров: жесткого управления, адаптивного управления, контроллера с микропроцессором?
29. Каковы принципы коммутации ламп светофором?
30. Чем отличаются контроллеры 1-го, 2-го, 3-его поколения? 31 .Для чего применяются детекторы на транспорте?
32. Из каких устройств состоит детектор и в чем их назначение?
33. Чем отличаются детекторы проходные от детекторов присутствия?
34. Назовите основные виды чувствительных элементов детекторов.
35. В чем заключается принцип прямого и косвенного определения параметров транспортного потока с помощью детекторов?
36. Дайте определение АСУД?
37. Как реализуется бесцентровая АСУД?
38. Из каких частей состоит централизованная АСУД для одной магистрали?
39. Дайте общую характеристику общегородской АСУД и чем она отличается от магистральной?
40. Для чего применяются дорожные знаки?
41. Каковы принципы классификации знаков?
42. Какие типоразмеры дорожных знаков применяются в России?
43. Как рассчитываются знаки индивидуального проектирования?
44. Каковы способы установки дорожных знаков и зона их действия?
45. С какой целью применяют повторение, дублирование и предварительную установку дорожных знаков?
46. Какие дорожные знаки используются для маршрутного ориентирования водителя?
47. Каковы области применения и устройство управляемых знаков?
48. Совместное применение знаков (привести примеры)?
49. Каково назначение дорожной разметки?
50. Назовите виды разметки, применяемой на прямых горизонтальных
участках, на участках подъемов и спусков, на кривых в плане, на перекрестках, в местах остановок маршрутных транспортных средств?
51. Какие материалы применяют для разметки?
52. Как устроены маркировочные машины?
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.