2024-2025_23_03_01ОБ_2022_plx_Техника транспорта_ обслуживание и ремонт_Организация и безопасность движения
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.02 Техника транспорта, обслуживание и ремонт
23.03.01 Технология транспортных процессов
Организация и безопасность движения
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами
 
ПК-1.2 Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
 
ПК-1.3 Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями
 
ПК-1.4 Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
ПК-1 
Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных потоков и анализировать результаты исследований
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 4 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Практические работы;Тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Характеристика подвижного состава автомобильного транспорта
 
1.1
Характеристика подвижного состава автомобильного транспорта Краткая история развития автомобильной промышленности и автомобильного транспорта в России, СНГ и в мире. Ведущие автомобильные фирмы. Виды подвижного состава автомобильного транспорта. Классификация автомобилей. Обозначение (обо-значения) отечественных и зарубежных автомобилей. Понятие о базовой   модели и мо-дификации. Общее устройство автомобиля и группы его механизмов. Назначение группы ме-ханизмов и их расположение на автомобиле. Особенности схем компоновок легковых и грузовых автомобилей, автобусов. Параметры технических характеристик автомобилей. Рабочий процесс 4 – тактного двигателя. Внешняя скоростная характеристика ав-томобильного двигателя, индикаторная диаграмма и диаграмма фаз газораспределения.
2
0
4
10
16
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
2
Двигатель внутреннего сгорания
 
2.1
Двигатель внутреннего сгорания Рабочий цикл карбюраторного четырехтактного двигателя. Рабочий цикл карбю-раторного и четырехтактного дизельного двигателя. Рабочий цикл двуххтактного дви-гателя. Назначение и общее устройство кривошипно - шатунного и газораспределитель-ного механизмов. Устройство поршневой и шатунной групп. Особенности конструкции поршня карбюраторного и дизельного двигателей, его элементы. Поршневые кольца, их назначение, виды и устройство. Конструктивное исполнение блока цилиндра и блока головки цилиндра. Сухие и мокрые гильзы цилиндров. Устройства шатуна и коленчато-го вала. Газораспределительные механизмы с верхним и нижним расположением клапа-нов. Виды камер сгорания, перекрытие клапанов. Материалы и технология изготовления де-талей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Основные типы жидкостных систем охлаждения, их сравнительные характери-стики. Общее устройство и принцип работы жидкостных систем охлаждения. Размеще-ние агрегатов системы на автомобиле. Применяемые масла, их маркировка и свойства. Общая схема смазки, размещение основных агрегатов в двигателе. Комбинированная система смазки, подача масла к тру-щимся деталям. Способы фильтрации смазки. Назначение систем питания. Основные свойства бензинового и дизельного топ-лив, их марки. Основные элементы, схемы и агрегаты систем, их устройства, работа и размещение на автомобиле. Назначение, устройство и работа бесконтактных и контактных систем зажигания. Принцип работы катушек зажигания. Устройство свечей зажигания. Назначение, устройство и работа стартера.
6
0
14
16
36
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
3
Шасси автомобиля
 
3.1
Шасси автомобиля Назначение и типы трансмиссий. Размещение на автомобиле, колёсная формула. Сцепление. Назначение и типы. Общее устройство и принцип действия сцепле-ния. Конструкция одно- и двухдискового сцепления. Назначения гасителя крутильных колебаний, принцип работы. Схема механического, гидравлического, пневматического и комбинированного приводов сцепления. Регулировки. Коробка передач. Назначение и классификация коробок передач. Общее устрой-ство трёхвальной механической ступенчатой коробки передач. Работа коробки передач. Назначение, устройство и работа синхронизаторов инерционного типа. Механизм пере-ключения передач. Устройство замков и фиксаторов. Карданная передача. Назначение карданной передачи. Основные элементы кар-данной передачи. Шарниры равных и неравных угловых скоростей. Работа карданной передачи. Ведущие мосты и главная передача. Назначение, устройство и работа ведущих мо-стов. Главная передача. Классификация главных передач. Дифференциал. Виды диффе-ренциалов. Понятие о шестерённом и кулачковом дифференциалах полуоси, типы полу-осей. Элементы ходовой части. Типы несущих систем, виды несущих кузовов. Кон-струкция переднего моста и балки ведущего моста. Типы подвесок автомобилей. Упру-гие направляющие, гасящие элементы подвесок. Шкворневые, бесшкворневые и балан-сирные подвески. Амортизаторы, их типы. Шины. Маркировка, особенности конструк-ции. Рулевое управление. Основные элементы рулевого управления. Рулевой привод и трапеция. Соотношение в углах поворота управляемых колёс. Рулевой привод при зави-симой и независимой подвесках. Устройство рулевых механизмов. Назначение, типы, устройство и работа гидроусилителей, следящее действие. Тормозное управление. Назначение тормозных систем. Типы тормозных систем. Общая схема тормозной системы
6
0
4
14
24
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
с гидравлическим и пневматическим приводом. Срав-нительная характеристика пневматической и гидравлической тормозных систем. Регу-лировка элементов тормозных систем.
 
4
Основы технической эксплуатации
 
4.1
Основы технической эксплуатации подвижного состава "Эксплуатация" как термин технического языка. Связь эксплуатации с другими стадиями жизненного цикла автомобиля. Задачи эксплуатации автомобильного транс-порта. Роль службы эксплуатации в функционировании автомобильного транспорта. Техническая эксплуатация как часть эксплуатации. Виды технических состояний. Изменение технического состояния автомобиля. Причины изменения технического состояния автомобиля. Трение и износ в машинах. Трение без смазки, граничное трение, жидкостное трение. Классификация процессов изнашивания. Виды изнашивания. Влияние режимов работы на интенсивность изнаши-вания. Надежность как одно из свойств, обуславливающих качество автомобиля. Работо-способное состояние автомобиля и отказ. Классификация отказов. Количественные ха-рактеристики безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Классификация закономерностей, характеризующих изменение технического состояния автомобилей. Закономерности изменения технического состояния по наработке автомо-билей. Закономерности случайных процессов изменения технического состояния авто-мобилей. Закономерности процессов восстановления. Понятие о методах обеспечения и управления работоспособностью автомобилей. Периодичность технического обслуживания. Методы определения периодичности технического обслуживания по допустимому уровню безотказности, по допустимому значению и закономерности изменения параметра технического состояния, технико-экономический метод, экономико-вероятностный метод. Определение ресурсов и норм расхода запасных частей. Назначение, основные положения и принципы построения системы. Виды техни-ческого обслуживания и ремонта автомобилей. Нормативы технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р)
4
0
14
13,5
68
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
автомобилей, установленные «Положением о техническом обслужи-вании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и их корректирова-ние. Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, при-надлежащих гражданам. Сущность и назначение диагностики. Понятие диагностического параметра. Тре-бования, предъявляемые к диагностическим параметрам. Схема процесса диагностиро-вания. Методы и средства диагностирования автомобилей. Прогнозирование остаточно-го ресурса. Переносное оборудование для диагностирования двигателя. Диагностирова-ние системы питания карбюраторного двигателя, дизельного двигателя. Диагностиро-вание системы электрооборудования, трансмиссии, ходовой части, рулевого управле-ния, тормозных систем. Стенды для комплексного диагностирования автомобиля.
 
Всего часов:
18
0
36
53,5
144
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Технологическая (производственно-технологическая) практика
 
Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса
 
Научно-исследовательская работа
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Транспортная энергетика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами
 
ПК-1.2 Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
 
ПК-1.3 Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями
 
ПК-1.4 Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
ПК-1 
Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных потоков и анализировать результаты исследований
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 3 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
54
4
14
144
56
53,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
18
10
18
18
Практические занятия (Пр)
36
4
4
36
36
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
53,5
53,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
144
144
Общая трудоемкость, З.Е.
4
4
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Характеристика подвижного состава автомобильного транспорта
 
1.1
Характеристика подвижного состава автомобильного транспорта Краткая история развития автомобильной промышленности и автомобильного транспорта в России, СНГ и в мире. Ведущие автомобильные фирмы. Виды подвижного состава автомобильного транспорта. Классификация автомобилей. Обозначение (обо-значения) отечественных и зарубежных автомобилей. Понятие о базовой   модели и мо-дификации. Общее устройство автомобиля и группы его механизмов. Назначение группы ме-ханизмов и их расположение на автомобиле. Особенности схем компоновок легковых и грузовых автомобилей, автобусов. Параметры технических характеристик автомобилей. Рабочий процесс 4 – тактного двигателя. Внешняя скоростная характеристика ав-томобильного двигателя, индикаторная диаграмма и диаграмма фаз газораспределения.
2
0
4
10
16
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
2
Двигатель внутреннего сгорания
 
2.1
Двигатель внутреннего сгорания Рабочий цикл карбюраторного четырехтактного двигателя. Рабочий цикл карбю-раторного и четырехтактного дизельного двигателя. Рабочий цикл двуххтактного дви-гателя. Назначение и общее устройство кривошипно - шатунного и газораспределитель-ного механизмов. Устройство поршневой и шатунной групп. Особенности конструкции поршня карбюраторного и дизельного двигателей, его элементы. Поршневые кольца, их назначение, виды и устройство. Конструктивное исполнение блока цилиндра и блока головки цилиндра. Сухие и мокрые гильзы цилиндров. Устройства шатуна и коленчато-го вала. Газораспределительные механизмы с верхним и нижним расположением клапа-нов. Виды камер сгорания, перекрытие клапанов. Материалы и технология изготовления де-талей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Основные типы жидкостных систем охлаждения, их сравнительные характери-стики. Общее устройство и принцип работы жидкостных систем охлаждения. Размеще-ние агрегатов системы на автомобиле. Применяемые масла, их маркировка и свойства. Общая схема смазки, размещение основных агрегатов в двигателе. Комбинированная система смазки, подача масла к тру-щимся деталям. Способы фильтрации смазки. Назначение систем питания. Основные свойства бензинового и дизельного топ-лив, их марки. Основные элементы, схемы и агрегаты систем, их устройства, работа и размещение на автомобиле. Назначение, устройство и работа бесконтактных и контактных систем зажигания. Принцип работы катушек зажигания. Устройство свечей зажигания. Назначение, устройство и работа стартера.
6
0
14
16
36
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
3
Шасси автомобиля
 
3.1
Шасси автомобиля Назначение и типы трансмиссий. Размещение на автомобиле, колёсная формула. Сцепление. Назначение и типы. Общее устройство и принцип действия сцепле-ния. Конструкция одно- и двухдискового сцепления. Назначения гасителя крутильных колебаний, принцип работы. Схема механического, гидравлического, пневматического и комбинированного приводов сцепления. Регулировки. Коробка передач. Назначение и классификация коробок передач. Общее устрой-ство трёхвальной механической ступенчатой коробки передач. Работа коробки передач. Назначение, устройство и работа синхронизаторов инерционного типа. Механизм пере-ключения передач. Устройство замков и фиксаторов. Карданная передача. Назначение карданной передачи. Основные элементы кар-данной передачи. Шарниры равных и неравных угловых скоростей. Работа карданной передачи. Ведущие мосты и главная передача. Назначение, устройство и работа ведущих мо-стов. Главная передача. Классификация главных передач. Дифференциал. Виды диффе-ренциалов. Понятие о шестерённом и кулачковом дифференциалах полуоси, типы полу-осей. Элементы ходовой части. Типы несущих систем, виды несущих кузовов. Кон-струкция переднего моста и балки ведущего моста. Типы подвесок автомобилей. Упру-гие направляющие, гасящие элементы подвесок. Шкворневые, бесшкворневые и балан-сирные подвески. Амортизаторы, их типы. Шины. Маркировка, особенности конструк-ции. Рулевое управление. Основные элементы рулевого управления. Рулевой привод и трапеция. Соотношение в углах поворота управляемых колёс. Рулевой привод при зави-симой и независимой подвесках. Устройство рулевых механизмов. Назначение, типы, устройство и работа гидроусилителей, следящее действие. Тормозное управление. Назначение тормозных систем. Типы тормозных систем. Общая схема тормозной системы
6
0
4
14
24
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
с гидравлическим и пневматическим приводом. Срав-нительная характеристика пневматической и гидравлической тормозных систем. Регу-лировка элементов тормозных систем.
 
4
Основы технической эксплуатации
 
4.1
Основы технической эксплуатации подвижного состава "Эксплуатация" как термин технического языка. Связь эксплуатации с другими стадиями жизненного цикла автомобиля. Задачи эксплуатации автомобильного транс-порта. Роль службы эксплуатации в функционировании автомобильного транспорта. Техническая эксплуатация как часть эксплуатации. Виды технических состояний. Изменение технического состояния автомобиля. Причины изменения технического состояния автомобиля. Трение и износ в машинах. Трение без смазки, граничное трение, жидкостное трение. Классификация процессов изнашивания. Виды изнашивания. Влияние режимов работы на интенсивность изнаши-вания. Надежность как одно из свойств, обуславливающих качество автомобиля. Работо-способное состояние автомобиля и отказ. Классификация отказов. Количественные ха-рактеристики безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Классификация закономерностей, характеризующих изменение технического состояния автомобилей. Закономерности изменения технического состояния по наработке автомо-билей. Закономерности случайных процессов изменения технического состояния авто-мобилей. Закономерности процессов восстановления. Понятие о методах обеспечения и управления работоспособностью автомобилей. Периодичность технического обслуживания. Методы определения периодичности технического обслуживания по допустимому уровню безотказности, по допустимому значению и закономерности изменения параметра технического состояния, технико-экономический метод, экономико-вероятностный метод. Определение ресурсов и норм расхода запасных частей. Назначение, основные положения и принципы построения системы. Виды техни-ческого обслуживания и ремонта автомобилей. Нормативы технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р)
4
0
14
13,5
68
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
автомобилей, установленные «Положением о техническом обслужи-вании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и их корректирова-ние. Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, при-надлежащих гражданам. Сущность и назначение диагностики. Понятие диагностического параметра. Тре-бования, предъявляемые к диагностическим параметрам. Схема процесса диагностиро-вания. Методы и средства диагностирования автомобилей. Прогнозирование остаточно-го ресурса. Переносное оборудование для диагностирования двигателя. Диагностирова-ние системы питания карбюраторного двигателя, дизельного двигателя. Диагностиро-вание системы электрооборудования, трансмиссии, ходовой части, рулевого управле-ния, тормозных систем. Стенды для комплексного диагностирования автомобиля.
 
Всего часов:
18
0
36
53,5
144
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Характеристика подвижного состава автомобильного транспорта Краткая история развития автомобильной промышленности и автомобильного транспорта в России, СНГ и в мире. Ведущие автомобильные фирмы. Виды подвижного состава автомобильного транспорта. Классификация автомобилей. Обозначение (обо-значения) отечественных и зарубежных автомобилей. Понятие о базовой   модели и мо-дификации. Общее устройство автомобиля и группы его механизмов. Назначение группы ме-ханизмов и их расположение на автомобиле. Особенности схем компоновок легковых и грузовых автомобилей, автобусов. Параметры технических характеристик автомобилей. Рабочий процесс 4 – тактного двигателя. Внешняя скоростная характеристика ав-томобильного двигателя, индикаторная диаграмма и диаграмма фаз газораспределения.

Характеристика подвижного состава автомобильного транспорта

 
Двигатель внутреннего сгорания Рабочий цикл карбюраторного четырехтактного двигателя. Рабочий цикл карбю-раторного и четырехтактного дизельного двигателя. Рабочий цикл двуххтактного дви-гателя. Назначение и общее устройство кривошипно - шатунного и газораспределитель-ного механизмов. Устройство поршневой и шатунной групп. Особенности конструкции поршня карбюраторного и дизельного двигателей, его элементы. Поршневые кольца, их назначение, виды и устройство. Конструктивное исполнение блока цилиндра и блока головки цилиндра. Сухие и мокрые гильзы цилиндров. Устройства шатуна и коленчато-го вала. Газораспределительные механизмы с верхним и нижним расположением клапа-нов. Виды камер сгорания, перекрытие клапанов. Материалы и технология изготовления де-талей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Основные типы жидкостных систем охлаждения, их сравнительные характери-стики. Общее устройство и принцип работы жидкостных систем охлаждения. Размеще-ние агрегатов системы на автомобиле. Применяемые масла, их маркировка и свойства. Общая схема смазки, размещение основных агрегатов в двигателе. Комбинированная система смазки, подача масла к тру-щимся деталям. Способы фильтрации смазки. Назначение систем питания. Основные свойства бензинового и дизельного топ-лив, их марки. Основные элементы, схемы и агрегаты систем, их устройства, работа и размещение на автомобиле. Назначение, устройство и работа бесконтактных и контактных систем зажигания. Принцип работы катушек зажигания. Устройство свечей зажигания. Назначение, устройство и работа стартера.

Двигатель внутреннего сгора-ния

 
Шасси автомобиля Назначение и типы трансмиссий. Размещение на автомобиле, колёсная формула. Сцепление. Назначение и типы. Общее устройство и принцип действия сцепле-ния. Конструкция одно- и двухдискового сцепления. Назначения гасителя крутильных колебаний, принцип работы. Схема механического, гидравлического, пневматического и комбинированного приводов сцепления. Регулировки. Коробка передач. Назначение и классификация коробок передач. Общее устрой-ство трёхвальной механической ступенчатой коробки передач. Работа коробки передач. Назначение, устройство и работа синхронизаторов инерционного типа. Механизм пере-ключения передач. Устройство замков и фиксаторов. Карданная передача. Назначение карданной передачи. Основные элементы кар-данной передачи. Шарниры равных и неравных угловых скоростей. Работа карданной передачи. Ведущие мосты и главная передача. Назначение, устройство и работа ведущих мо-стов. Главная передача. Классификация главных передач. Дифференциал. Виды диффе-ренциалов. Понятие о шестерённом и кулачковом дифференциалах полуоси, типы полу-осей. Элементы ходовой части. Типы несущих систем, виды несущих кузовов. Кон-струкция переднего моста и балки ведущего моста. Типы подвесок автомобилей. Упру-гие направляющие, гасящие элементы подвесок. Шкворневые, бесшкворневые и балан-сирные подвески. Амортизаторы, их типы. Шины. Маркировка, особенности конструк-ции. Рулевое управление. Основные элементы рулевого управления. Рулевой привод и трапеция. Соотношение в углах поворота управляемых колёс. Рулевой привод при зави-симой и независимой подвесках. Устройство рулевых механизмов. Назначение, типы, устройство и работа гидроусилителей, следящее действие. Тормозное управление. Назначение тормозных систем. Типы тормозных систем. Общая схема тормозной системы с гидравлическим и пневматическим приводом. Срав-нительная характеристика пневматической и гидравлической тормозных систем. Регу-лировка элементов тормозных систем.

Шасси автомобиля

 
Основы технической эксплуатации подвижного состава "Эксплуатация" как термин технического языка. Связь эксплуатации с другими стадиями жизненного цикла автомобиля. Задачи эксплуатации автомобильного транс-порта. Роль службы эксплуатации в функционировании автомобильного транспорта. Техническая эксплуатация как часть эксплуатации. Виды технических состояний. Изменение технического состояния автомобиля. Причины изменения технического состояния автомобиля. Трение и износ в машинах. Трение без смазки, граничное трение, жидкостное трение. Классификация процессов изнашивания. Виды изнашивания. Влияние режимов работы на интенсивность изнаши-вания. Надежность как одно из свойств, обуславливающих качество автомобиля. Работо-способное состояние автомобиля и отказ. Классификация отказов. Количественные ха-рактеристики безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Классификация закономерностей, характеризующих изменение технического состояния автомобилей. Закономерности изменения технического состояния по наработке автомо-билей. Закономерности случайных процессов изменения технического состояния авто-мобилей. Закономерности процессов восстановления. Понятие о методах обеспечения и управления работоспособностью автомобилей. Периодичность технического обслуживания. Методы определения периодичности технического обслуживания по допустимому уровню безотказности, по допустимому значению и закономерности изменения параметра технического состояния, технико-экономический метод, экономико-вероятностный метод. Определение ресурсов и норм расхода запасных частей. Назначение, основные положения и принципы построения системы. Виды техни-ческого обслуживания и ремонта автомобилей. Нормативы технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р) автомобилей, установленные «Положением о техническом обслужи-вании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и их корректирова-ние. Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, при-надлежащих гражданам. Сущность и назначение диагностики. Понятие диагностического параметра. Тре-бования, предъявляемые к диагностическим параметрам. Схема процесса диагностиро-вания. Методы и средства диагностирования автомобилей. Прогнозирование остаточно-го ресурса. Переносное оборудование для диагностирования двигателя. Диагностирова-ние системы питания карбюраторного двигателя, дизельного двигателя. Диагностиро-вание системы электрооборудования, трансмиссии, ходовой части, рулевого управле-ния, тормозных систем. Стенды для комплексного диагностирования автомобиля.

Основы технической эксплуатации

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Классификация и система обо-значений автотранспортных средств
2
УО,ПР
 
2
1
Компоновка автотранспортных средств
2
УО,ПР
 
3
2
Изучение рабочего цикла двигателей
4
УО,ПР
 
4
2
Изучение кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов
4
УО,ПР
 
5
2
Изучение кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов
2
УО,ПР
 
6
2
Изучение системы питания бензиновых и дизельных двигателей
2
УО,ПР
 
7
2
Изучение систем зажигания и пуска двигателей
2
УО,ПР
 
8
3
Устройство и принцип работы агрегатов трансмиссии автомобилей
2
УО,ПР
 
9
3
Изучение ходовой части автомобилей
2
УО,ПР
 
10
4
Закономерности изменения технического состояния автомобилей
2
УО,ПР
 
11
4
Методы определения периодичности технического обслуживания и ремонта автомобилей
4
УО,ПР
 
12
4
Определение периодичностей технического обслуживания и ремонта автомобилей
4
УО,ПР
 
13
4
Методы и средства диагностирования автомобилей
4
Тест,ПР
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Практические работы
ПР
 
3
Тестирование
Тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
ПК-1 
Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных потоков и анализировать результаты исследований
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных потоков и анализировать результаты исследований
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Транспортная энергетика
x
Зачет
Техника транспорта, обслуживание и ремонт
x
Экзамен
Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных потоков и анализировать результаты исследований
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.4 Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Основные задачи автотранспорта. История развития.

2. Классификация автомобилей.

3. Общее устройство автомобиля.

4. Назначение и общее устройство КШМ двигателя.

5. Принцип действия КШМ двигателя.

6. Назначение, классификация и общее устройство ГРМ двигателя.

7. Фазы газораспределения.

8. Назначение и классификация систем охлаждения. Охлаждающие жидкости.

9. Устройство системы смазки и её узлов.

10. Устройство системы питания дизеля и его узлов (бак, фильтры, насос).

11. Назначение и принцип действия системы питания бензинового двигателя.

12. Устройство и принцип действия системы питания дизеля.

13. Устройство и принцип действия системы зажигания.

14. Устройство и маркировка свечей зажигания.

15. Назначение, устройство и принцип действия стартера.

16. Назначение и устройство привода сцепления.

17. Назначение, классификация и общее устройство сцепления.

18. Назначение, классификация и общее устройство коробки передач.

19. Устройство и принцип действия узлов коробки передач.

20. Назначение, классификация и общее устройство карданной передачи.

21. Назначения и принцип действия межосевого дифференциала.

22. Назначение и принцип действия дифференциала.

23. Назначение, типы и устройство главных передач ведущих мостов.

24. Устройство гидравлического амортизатора.

25. Назначение и типы подвесок

26. Подвеска автомобиля ЗИЛ-431410. Устройство и работа.

27. Задняя балансирная подвеска трехосного автомобиля. Устройство и работа.

28. Независимая подвеска автомобиля ГАЗ-3102. Устройство и работа.

 
29. Независимая подвеска автомобиля ВАЗ-2108. Устройство и работа.

30. Углы установки передних управляемых колес.

31. Назначения, классификация и общее устройство рулевых управлений автомоби-лей.

32. Назначение, классификация тормозных систем. Преимущества и недостатки.

33. Барабанно-колодочный тормозной механизм. Назначение, типы, устройство и ра-бота.

34. Дисковые тормозные механизмы. Назначение, типы, устройство и работа.

35. Назначение и принцип действия вакуумного усилителя тормозов.

36. Назначение, устройство и принцип действия стояночного тормоза.

37. Назначение и устройство пневматических шин.

38. Устройство камерной и бескамерной шин, их сравнительная оценка.

39. Маркировка шин

40. Назначение и типы кузовов легковых автомобилей. Общее устройство кузова.

41. Назначение и типы кузовов и кабин грузовых автомобилей. Общее устройство ку-зова и кабины.

42. Назначение и типы кузовов автобусов. Общее устройство кузова.

43. Техническое состояние АТС и влияющие факторы.

44. Учет факторов, влияющих на техническое состояние автомобиля, при определе-нии периодичности ТО.

45. Виды износа деталей и их отличия.

46. Виды трения и их отличия.

47. Виды коррозии и их отличия.

48. Характеристика ремонтопригодности АТС и её показатели.

49. Техническое состояние АТС и его показатели.

50. Способы организации ТО и их характеристика.

51. Суть и преимущества планово-предупредительной системы ТО автомобилей.

52. Виды ТО и их отличия.

53. Суть ТО-1 и входящие в него операции.

54. Суть ТО-2 и входящие в него операции.

55. Суть сезонного ТО и входящие в него операции.

56. Методы определения периодичности ТО и их отличия.

57. Устройство и работа электромеханического солидолонагнетателя.

58. Классификация оборудования для ремонта автомобилей.

59. Устройство и работа подъемно-транспортного оборудования.

60. Устройство и работа подъемно-осмотрового оборудования.

61. Виды диагностики АТС и их отличия.

62. Место и роль диагностики в процессе технической эксплуатации автомобиля.

63. Суть Д-1 и входящие в него операции.

64. Суть Д-2 и входящие в него операции.

65. Диагностические посты. Назначение, классификация.

66. Диагностические стенды. Назначение, классификация.

67. Диагностические линии. Назначение, классификация.

68. Характеристики диагностических линий.

69. Характеристики диагностических стендов.

70. Устройство и работа стенда для проверки прерывателя-распределителя.

71. Устройство и работа стенда для проверки ТНВД.

72. Устройство и работа стенда для проверки форсунок.

73. Устройство и работа стенда для проверки развала и схождения управляемых ко-лес.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе

 
процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Тестирование

1. Какое понятие отсутствует в общей классификации автомобилей:

а) транспортные;

б) специальные;

в) рыночные;

г) гоночные;

д) специализированные.

2. Что на автомобиле является источником механической энергии:

а) кузов;

б) двигатель;

в) шасси;

г) аккумуляторная батарея;

д) генератор.

3. Трансмиссия – это …

а) механизмы тормозной системы автомобиля;

б) механизмы рулевого управления автомобиля;

в) агрегат, вырабатывающий электроэнергию на автомобиле;

г) блок механизмов, которые передают крутящий момент, от коленчатого вала двига-теля к ведущим колёсам автомобиля.

4. Какие агрегаты не входит в состав шасси автомобиля:

а) трансмиссия;

б) ходовая часть;

в) двигатель;

г) механизмы управления;

д) грузовая платформа;

е) топливный насос.

Вопросы для  устного опроса:

1. Основные задачи автотранспорта. История развития.

2. Классификация автомобилей.

3. Общее устройство автомобиля.

4. Назначение и общее устройство КШМ двигателя.

5. Принцип действия КШМ двигателя.

6. Назначение, классификация и общее устройство ГРМ двигателя.

7. Фазы газораспределения.

8. Назначение и классификация систем охлаждения. Охлаждающие жидкости.

9. Устройство системы смазки и её узлов.

10. Устройство системы питания дизеля и его узлов (бак, фильтры, насос).

11. Назначение и принцип действия системы питания бензинового двигателя.

12. Устройство и принцип действия системы питания дизеля.

13. Устройство и принцип действия системы зажигания.

14. Устройство и маркировка свечей зажигания.

15. Назначение, устройство и принцип действия стартера.

16. Назначение и устройство привода сцепления.

17. Назначение, классификация и общее устройство сцепления.

18. Назначение, классификация и общее устройство коробки передач.

19. Устройство и принцип действия узлов коробки передач.

20. Назначение, классификация и общее устройство карданной передачи.

21. Назначения и принцип действия межосевого дифференциала.

22. Назначение и принцип действия дифференциала.

23. Назначение, типы и устройство главных передач ведущих мостов.

 
24. Устройство гидравлического амортизатора.

25. Назначение и типы подвесок

26. Подвеска автомобиля ЗИЛ-431410. Устройство и работа.

27. Задняя балансирная подвеска трехосного автомобиля. Устройство и работа.

28. Независимая подвеска автомобиля ГАЗ-3102. Устройство и работа.

29. Независимая подвеска автомобиля ВАЗ-2108. Устройство и работа.

30. Углы установки передних управляемых колес.

31. Назначения, классификация и общее устройство рулевых управлений автомоби-лей.

32. Назначение, классификация тормозных систем. Преимущества и недостатки.

33. Барабанно-колодочный тормозной механизм. Назначение, типы, устройство и ра-бота.

34. Дисковые тормозные механизмы. Назначение, типы, устройство и работа.

35. Назначение и принцип действия вакуумного усилителя тормозов.

36. Назначение, устройство и принцип действия стояночного тормоза.

37. Назначение и устройство пневматических шин.

38. Устройство камерной и бескамерной шин, их сравнительная оценка.

39. Маркировка шин

40. Назначение и типы кузовов легковых автомобилей. Общее устройство кузова.

41. Назначение и типы кузовов и кабин грузовых автомобилей. Общее устройство ку-зова и кабины.

42. Назначение и типы кузовов автобусов. Общее устройство кузова.

43. Техническое состояние АТС и влияющие факторы.

44. Учет факторов, влияющих на техническое состояние автомобиля, при определе-нии периодичности ТО.

45. Виды износа деталей и их отличия.

46. Виды трения и их отличия.

47. Виды коррозии и их отличия.

48. Характеристика ремонтопригодности АТС и её показатели.

49. Техническое состояние АТС и его показатели.

50. Способы организации ТО и их характеристика.

51. Суть и преимущества планово-предупредительной системы ТО автомобилей.

52. Виды ТО и их отличия.

53. Суть ТО-1 и входящие в него операции.

54. Суть ТО-2 и входящие в него операции.

55. Суть сезонного ТО и входящие в него операции.

56. Методы определения периодичности ТО и их отличия.

57. Устройство и работа электромеханического солидолонагнетателя.

58. Классификация оборудования для ремонта автомобилей.

59. Устройство и работа подъемно-транспортного оборудования.

60. Устройство и работа подъемно-осмотрового оборудования.

61. Виды диагностики АТС и их отличия.

62. Место и роль диагностики в процессе технической эксплуатации автомобиля.

63. Суть Д-1 и входящие в него операции.

64. Суть Д-2 и входящие в него операции.

65. Диагностические посты. Назначение, классификация.

66. Диагностические стенды. Назначение, классификация.

67. Диагностические линии. Назначение, классификация.

68. Характеристики диагностических линий.

69. Характеристики диагностических стендов.

70. Устройство и работа стенда для проверки прерывателя-распределителя.

71. Устройство и работа стенда для проверки ТНВД.

72. Устройство и работа стенда для проверки форсунок.

73. Устройство и работа стенда для проверки развала и схождения управляемых ко-лес.

5. Какой механизм своевременно впускает в цилиндры двигателя горючую смесь и

выпускает отработавшие газы:

а) кривошипно-шатунный;

 
б) газораспределительный.

6. Какой механизм преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вра-щательное движение коленчатого вала:

а) кривошипно-шатунный;

б) карбюраторный;

в) инжекторный;

г) газораспределительный;

д) свободного хода.

7. Как правильно называется объём, высвобождаемый при движении поршня в ци-линдре от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке:

а) полный;

б) рабочий;

в) камеры сгорания;

г) картера

8. Какую функцию в двигателе выполняет система охлаждения:

а) приготавливает горючую смесь из паров топлива и воздуха;

б) отводит тепло от деталей двигателя и передаёт его окружающему воздуху;

в) своевременно впускает в цилиндры двигателя горючую смесь (воздух) и выпускает отработавшие газы;

г) подаёт смазку к трущимся поверхностям деталей двигателя.

9. Тосол и антифриз являются:

а) подогревающими жидкостями;

б) растворяющими жидкостями;

в) консервирующими жидкостями;

г) незамерзающими жидкостями

10. Какую функцию в двигателе выполняет система смазки:

а) приготавливает горючую смесь из паров топлива и воздуха;

б) отводит тепло от деталей двигателя и передаёт его окружающему воздуху;

в) своевременно впускает в цилиндры двигателя горючую смесь (воздух) и выпускает отработавшие газы;

г) обеспечивает подачу масла к трущимся поверхностям деталей и его фильтрацию.

11. Нормальная топливная смесь – это …

а) смесь у которой пропорция топлива и воздуха 1 :17;

б) смесь у которой пропорция топлива и воздуха 1 :13;

в) смесь у которой пропорция топлива и воздуха 1 :10;

г) смесь у которой пропорция топлива и воздуха 1 :15.

12. Какой прибор является источником тока при не работающем двигателе:

а) генератор переменного тока;

б) коммутатор;

в) аккумуляторная батарея;

г) компрессор;

д) реле-регулятор;

е) сигнализатор.

13. Какой узел не относится к трансмиссии автомобиля:

а) сцепление;

б) коробка перемены передач;

в) раздаточная коробка;

г) дифференциал;

д) амортизатор;

 
е) главная передача.

14. Сцепление на автомобиле обеспечивает следующие действия:

а) кратковременно разъединяет двигатель от трансмиссии;

б) обеспечивает плавное трогание автомобиля с места;

в) бесшумно переключает передачи;

г) выполняет все перечисленные действия.

15. С помощью какого механизма мы можем управлять скоростью вращения и крутя-щим моментом на ведущих колёсах:

а) сцеплением;

б) раздаточной коробкой;

в) дифференциалом;

г) коробкой перемены передач;

д) главной передачей;

е) редуктором.

16. Для чего нужна карданная передача на автомобиле:

а) для передачи крутящего момента от коробки перемены передач к главной передаче;

б) для обеспечения передачи крутящего момента от дифференциала на полуоси;

в) для обеспечения микроклимата в кабине автомобиля;

г) для передачи крутящего момента от главной передачи к дифференциалу.

17. Назначение дифференциала заключается в следующем:

а) это механизм, обеспечивающий вращение ведущих колёс автомобиля с разной уг-ловой скоростью;

б) это механизм, обеспечивающий центробежную очистку масла в двигателе;

в) это параметр, характеризующий плотность электролита в аккумуляторной батарее;

г) это параметр, характеризующий, октановое число бензина.

18. Какой узел не относится к ходовой части автомобиля:

а) рама;

б) передний мост;

в) задний мост;

г) рессорная подвеска;

д) колёса;

е) грузовая платформа;

ж) амортизатор;

з) шины.

19. Амортизаторы на автомобиле выполняют:

а) преобразование возвратно-поступательного движения во вращательное;

б) уравновешивают крутильные колебания;

в) гашение колебаний;

е) увеличение динамического фактора.

20. Какая минимальная остаточная глубина протектора должна быть у легковых ав-томобилей:

а) 0,8 мм;

б) 1,0 мм;

в) 1,6 мм;

г) 2,0 мм.

21. Какая неисправность не относится к ходовой части автомобиля:

а) увеличенное схождение колёс;

 
б) увеличенный развал колёс;

в) порезы, обнажающие корд шины;

г) увеличенный износ тормозных колодок;

д) погнутость рамы;

е) трещины на диске колеса;

ж) увеличенный износ шкворней

22. Какая система не относится к механизмам управления автомобилем:

а) тормозная система;

б) система питания;

в) рулевое управление.

23. Какая неисправность не относится к рулевому управлению автомобиля:

а) повышенный свободный ход рулевого колеса;

б) заедание подшипников рулевого механизма;

в) повышенный износ вкладышей коленчатого вала;

г) погнутость рулевых тяг;

д) подтекание смазки из картера рулевого механизма.

24. Какая неисправность не относится к тормозной системе автомобиля:

а) подтекание тормозной жидкости;

б) поломка пружины, стягивающей колодки;

в) износ подвесного подшипника;

г) износ подшипников коленчатого вала компрессора;

д) негерметичность баллонов ресивера;

е) износ кулачка эксцентрика.

25. Долговечность автомобиля – это …

а) свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние в установленных пре-делах при соблюдении режимов технического обслуживания и ремонта

б) свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к обнаружению и устранению отказов

в) способность автомобиля сохранять эксплуатационные свойства при длительном бездействии

г) способность автомобиля сохранять работоспособное состояние в течение опреде-ленного времени или пробега

26. Тестовое диагностирование транспортных средств производят для оценки …

а) общего технического состояния транспортного средства или агрегата

б) локализации источника короткого замыкания

в) технического состояния отдельных систем, узлов и деталей, локализации и устра-нения источника неисправности, проведение необходимого регулирования и т.д.

27. Функциональное диагностирование транспортных средств производят для оценки

а) локализации источника короткого замыкания

б) технического состояния отдельных систем, узлов и деталей, локализации и устра-нения источника неисправности, проведения необходимого регулирования и т.д.

в) общего технического состояния транспортного средства или агрегата

28. Целью технической эксплуатации является …

а) поддержание в надлежащем техническом состоянии транспортных средств путем своевременного проведения технического обслуживания и ремонта

б) снижение затрат при эксплуатации транспортных средств

в) недопущение аварий и ДТП транспортных средств

29. Работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое

 
время года относятся к такому виду технического обслуживания, как …

а) второе техническое обслуживание (ТО-2)

б) ежедневное обслуживание (ЕО)

в) сезонное обслуживание (СО)

г) первое техническое обслуживание (ТО-1)

30. Контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы

по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаж-

дающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава – на санитарную об-работку кузова, относятся к такому виду технического обслуживания, как …

а) первое техническое обслуживание (ТО-1)

б) сезонное обслуживание (СО)

в) второе техническое обслуживание (ТО-2)

г) ежедневное обслуживание (ЕО)

31. Ремонтопригодность автомобиля – это …

а) свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к обнаружению и устранению отказов

б) способность автомобиля сохранять эксплуатационные свойства при длительном бездействии

в) свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние в установленных пре-делах при соблюдении режимов технического обслуживания и ремонта

г) способность автомобиля сохранять работоспособное состояние в течение опреде-ленного времени или пробега

32. Контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие

работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, могут отно-ситься к такому виду технического обслуживания, как …

а) сезонное обслуживание (СО)

б) второе техническое обслуживание (ТО-2)

в) ежедневное обслуживание (ЕО)

г) первое техническое обслуживание (ТО-1)

33. К техническому обслуживанию транспортного средства относят …

а) сезонное обслуживание

б) ежедневное обслуживание

в) моечно-уборочные работы

г) второе техническое обслуживание

д) первое техническое обслуживание

е) контрольно-диагностические работы

34. Безотказность автомобиля – это …

а) способность автомобиля сохранять работоспособное состояние в течение опреде-ленного времени или пробега

б) способность автомобиля сохранять эксплуатационные свойства при длительном бездействии

в) свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к обнаружению и устранению отказов

г) свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние в установленных пре-делах при соблюдении режимов технического обслуживания и ремонта

35. Техническое обслуживание – это …

а) обеспечение технической сохранности транспортного средства и его эксплуатаци-онных

свойств в межсменное время, в период ТО и ремонта

б) поддержание исправности, готовности к работе и хорошего внешнего вида по-движного состава

 
в) реализация эксплуатационных свойств автомобиля путем выбора и обеспечения оптимальных режимов работы

36. Техническая эксплуатация – это …

а) наука обеспечения необходимого уровня безопасности дорожного движения

б) наука по определению оптимальных режимов работы транспортных средств

в) наука, направленная на поддержание транспортных средств в технически исправ-ном состоянии

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Техника транспорта, обслуживание и ремонт: учеб. пособие / А.М. Асхабов, И.М. Блян-кинштейн, Е.С. Воеводин [и др.]. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 128 с. 2. Тракторы и автомобили : учебник / А.В. Богатырев, В.Р. Лехтер. — М. : ИНФРАМ, 2018. — 425 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/949464. 3. Автомобили: учебник / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский ; под ред. проф. А.В. Богатырева. — 3-е изд., стереотип. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 655 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/2530. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002890. 4. Теория автомобилей и двигателей : учеб. пособие / В.П. Тарасик, М.П. Бренч. — 2- е изд., испр. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2019. — 448 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1025072. б) дополнительная литература 1. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей: Учебное пособие / Н.А.Коваленко - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016. - 229 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) ISBN 978-5-16-011446-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/525206. 2. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей : учеб. пособие / В.М. Ви-ноградов. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2017. – 376 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/858721.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС ЛАНЬ
 
2. ЭБС Book.ru
 
3. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
4. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
2
416
Учебная мебель: стол – 12 шт., компьютерное кресло –12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., доска поворотная –2 шт.;

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.

 
3
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

 
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

 
Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
старший преподаватель ТТМиНТТС,  Иванова Е.Г.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .