ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Практические работы;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Характеристика подвижного состава автомобильного транспорта
Двигатель внутреннего сгора-ния
Шасси автомобиля
Основы технической эксплуатации
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами
Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями
Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Основные задачи автотранспорта. История развития.
2. Классификация автомобилей.
3. Общее устройство автомобиля.
4. Назначение и общее устройство КШМ двигателя.
5. Принцип действия КШМ двигателя.
6. Назначение, классификация и общее устройство ГРМ двигателя.
7. Фазы газораспределения.
8. Назначение и классификация систем охлаждения. Охлаждающие жидкости.
9. Устройство системы смазки и её узлов.
10. Устройство системы питания дизеля и его узлов (бак, фильтры, насос).
11. Назначение и принцип действия системы питания бензинового двигателя.
12. Устройство и принцип действия системы питания дизеля.
13. Устройство и принцип действия системы зажигания.
14. Устройство и маркировка свечей зажигания.
15. Назначение, устройство и принцип действия стартера.
16. Назначение и устройство привода сцепления.
17. Назначение, классификация и общее устройство сцепления.
18. Назначение, классификация и общее устройство коробки передач.
19. Устройство и принцип действия узлов коробки передач.
20. Назначение, классификация и общее устройство карданной передачи.
21. Назначения и принцип действия межосевого дифференциала.
22. Назначение и принцип действия дифференциала.
23. Назначение, типы и устройство главных передач ведущих мостов.
24. Устройство гидравлического амортизатора.
25. Назначение и типы подвесок
26. Подвеска автомобиля ЗИЛ-431410. Устройство и работа.
27. Задняя балансирная подвеска трехосного автомобиля. Устройство и работа.
28. Независимая подвеска автомобиля ГАЗ-3102. Устройство и работа.
30. Углы установки передних управляемых колес.
31. Назначения, классификация и общее устройство рулевых управлений автомоби-лей.
32. Назначение, классификация тормозных систем. Преимущества и недостатки.
33. Барабанно-колодочный тормозной механизм. Назначение, типы, устройство и ра-бота.
34. Дисковые тормозные механизмы. Назначение, типы, устройство и работа.
35. Назначение и принцип действия вакуумного усилителя тормозов.
36. Назначение, устройство и принцип действия стояночного тормоза.
37. Назначение и устройство пневматических шин.
38. Устройство камерной и бескамерной шин, их сравнительная оценка.
39. Маркировка шин
40. Назначение и типы кузовов легковых автомобилей. Общее устройство кузова.
41. Назначение и типы кузовов и кабин грузовых автомобилей. Общее устройство ку-зова и кабины.
42. Назначение и типы кузовов автобусов. Общее устройство кузова.
43. Техническое состояние АТС и влияющие факторы.
44. Учет факторов, влияющих на техническое состояние автомобиля, при определе-нии периодичности ТО.
45. Виды износа деталей и их отличия.
46. Виды трения и их отличия.
47. Виды коррозии и их отличия.
48. Характеристика ремонтопригодности АТС и её показатели.
49. Техническое состояние АТС и его показатели.
50. Способы организации ТО и их характеристика.
51. Суть и преимущества планово-предупредительной системы ТО автомобилей.
52. Виды ТО и их отличия.
53. Суть ТО-1 и входящие в него операции.
54. Суть ТО-2 и входящие в него операции.
55. Суть сезонного ТО и входящие в него операции.
56. Методы определения периодичности ТО и их отличия.
57. Устройство и работа электромеханического солидолонагнетателя.
58. Классификация оборудования для ремонта автомобилей.
59. Устройство и работа подъемно-транспортного оборудования.
60. Устройство и работа подъемно-осмотрового оборудования.
61. Виды диагностики АТС и их отличия.
62. Место и роль диагностики в процессе технической эксплуатации автомобиля.
63. Суть Д-1 и входящие в него операции.
64. Суть Д-2 и входящие в него операции.
65. Диагностические посты. Назначение, классификация.
66. Диагностические стенды. Назначение, классификация.
67. Диагностические линии. Назначение, классификация.
68. Характеристики диагностических линий.
69. Характеристики диагностических стендов.
70. Устройство и работа стенда для проверки прерывателя-распределителя.
71. Устройство и работа стенда для проверки ТНВД.
72. Устройство и работа стенда для проверки форсунок.
73. Устройство и работа стенда для проверки развала и схождения управляемых ко-лес.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе
Тестирование
1. Какое понятие отсутствует в общей классификации автомобилей:
а) транспортные;
б) специальные;
в) рыночные;
г) гоночные;
д) специализированные.
2. Что на автомобиле является источником механической энергии:
а) кузов;
б) двигатель;
в) шасси;
г) аккумуляторная батарея;
д) генератор.
3. Трансмиссия – это …
а) механизмы тормозной системы автомобиля;
б) механизмы рулевого управления автомобиля;
в) агрегат, вырабатывающий электроэнергию на автомобиле;
г) блок механизмов, которые передают крутящий момент, от коленчатого вала двига-теля к ведущим колёсам автомобиля.
4. Какие агрегаты не входит в состав шасси автомобиля:
а) трансмиссия;
б) ходовая часть;
в) двигатель;
г) механизмы управления;
д) грузовая платформа;
е) топливный насос.
Вопросы для устного опроса:
1. Основные задачи автотранспорта. История развития.
2. Классификация автомобилей.
3. Общее устройство автомобиля.
4. Назначение и общее устройство КШМ двигателя.
5. Принцип действия КШМ двигателя.
6. Назначение, классификация и общее устройство ГРМ двигателя.
7. Фазы газораспределения.
8. Назначение и классификация систем охлаждения. Охлаждающие жидкости.
9. Устройство системы смазки и её узлов.
10. Устройство системы питания дизеля и его узлов (бак, фильтры, насос).
11. Назначение и принцип действия системы питания бензинового двигателя.
12. Устройство и принцип действия системы питания дизеля.
13. Устройство и принцип действия системы зажигания.
14. Устройство и маркировка свечей зажигания.
15. Назначение, устройство и принцип действия стартера.
16. Назначение и устройство привода сцепления.
17. Назначение, классификация и общее устройство сцепления.
18. Назначение, классификация и общее устройство коробки передач.
19. Устройство и принцип действия узлов коробки передач.
20. Назначение, классификация и общее устройство карданной передачи.
21. Назначения и принцип действия межосевого дифференциала.
22. Назначение и принцип действия дифференциала.
23. Назначение, типы и устройство главных передач ведущих мостов.
25. Назначение и типы подвесок
26. Подвеска автомобиля ЗИЛ-431410. Устройство и работа.
27. Задняя балансирная подвеска трехосного автомобиля. Устройство и работа.
28. Независимая подвеска автомобиля ГАЗ-3102. Устройство и работа.
29. Независимая подвеска автомобиля ВАЗ-2108. Устройство и работа.
30. Углы установки передних управляемых колес.
31. Назначения, классификация и общее устройство рулевых управлений автомоби-лей.
32. Назначение, классификация тормозных систем. Преимущества и недостатки.
33. Барабанно-колодочный тормозной механизм. Назначение, типы, устройство и ра-бота.
34. Дисковые тормозные механизмы. Назначение, типы, устройство и работа.
35. Назначение и принцип действия вакуумного усилителя тормозов.
36. Назначение, устройство и принцип действия стояночного тормоза.
37. Назначение и устройство пневматических шин.
38. Устройство камерной и бескамерной шин, их сравнительная оценка.
39. Маркировка шин
40. Назначение и типы кузовов легковых автомобилей. Общее устройство кузова.
41. Назначение и типы кузовов и кабин грузовых автомобилей. Общее устройство ку-зова и кабины.
42. Назначение и типы кузовов автобусов. Общее устройство кузова.
43. Техническое состояние АТС и влияющие факторы.
44. Учет факторов, влияющих на техническое состояние автомобиля, при определе-нии периодичности ТО.
45. Виды износа деталей и их отличия.
46. Виды трения и их отличия.
47. Виды коррозии и их отличия.
48. Характеристика ремонтопригодности АТС и её показатели.
49. Техническое состояние АТС и его показатели.
50. Способы организации ТО и их характеристика.
51. Суть и преимущества планово-предупредительной системы ТО автомобилей.
52. Виды ТО и их отличия.
53. Суть ТО-1 и входящие в него операции.
54. Суть ТО-2 и входящие в него операции.
55. Суть сезонного ТО и входящие в него операции.
56. Методы определения периодичности ТО и их отличия.
57. Устройство и работа электромеханического солидолонагнетателя.
58. Классификация оборудования для ремонта автомобилей.
59. Устройство и работа подъемно-транспортного оборудования.
60. Устройство и работа подъемно-осмотрового оборудования.
61. Виды диагностики АТС и их отличия.
62. Место и роль диагностики в процессе технической эксплуатации автомобиля.
63. Суть Д-1 и входящие в него операции.
64. Суть Д-2 и входящие в него операции.
65. Диагностические посты. Назначение, классификация.
66. Диагностические стенды. Назначение, классификация.
67. Диагностические линии. Назначение, классификация.
68. Характеристики диагностических линий.
69. Характеристики диагностических стендов.
70. Устройство и работа стенда для проверки прерывателя-распределителя.
71. Устройство и работа стенда для проверки ТНВД.
72. Устройство и работа стенда для проверки форсунок.
73. Устройство и работа стенда для проверки развала и схождения управляемых ко-лес.
5. Какой механизм своевременно впускает в цилиндры двигателя горючую смесь и
выпускает отработавшие газы:
а) кривошипно-шатунный;
6. Какой механизм преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вра-щательное движение коленчатого вала:
а) кривошипно-шатунный;
б) карбюраторный;
в) инжекторный;
г) газораспределительный;
д) свободного хода.
7. Как правильно называется объём, высвобождаемый при движении поршня в ци-линдре от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке:
а) полный;
б) рабочий;
в) камеры сгорания;
г) картера
8. Какую функцию в двигателе выполняет система охлаждения:
а) приготавливает горючую смесь из паров топлива и воздуха;
б) отводит тепло от деталей двигателя и передаёт его окружающему воздуху;
в) своевременно впускает в цилиндры двигателя горючую смесь (воздух) и выпускает отработавшие газы;
г) подаёт смазку к трущимся поверхностям деталей двигателя.
9. Тосол и антифриз являются:
а) подогревающими жидкостями;
б) растворяющими жидкостями;
в) консервирующими жидкостями;
г) незамерзающими жидкостями
10. Какую функцию в двигателе выполняет система смазки:
а) приготавливает горючую смесь из паров топлива и воздуха;
б) отводит тепло от деталей двигателя и передаёт его окружающему воздуху;
в) своевременно впускает в цилиндры двигателя горючую смесь (воздух) и выпускает отработавшие газы;
г) обеспечивает подачу масла к трущимся поверхностям деталей и его фильтрацию.
11. Нормальная топливная смесь – это …
а) смесь у которой пропорция топлива и воздуха 1 :17;
б) смесь у которой пропорция топлива и воздуха 1 :13;
в) смесь у которой пропорция топлива и воздуха 1 :10;
г) смесь у которой пропорция топлива и воздуха 1 :15.
12. Какой прибор является источником тока при не работающем двигателе:
а) генератор переменного тока;
б) коммутатор;
в) аккумуляторная батарея;
г) компрессор;
д) реле-регулятор;
е) сигнализатор.
13. Какой узел не относится к трансмиссии автомобиля:
а) сцепление;
б) коробка перемены передач;
в) раздаточная коробка;
г) дифференциал;
д) амортизатор;
14. Сцепление на автомобиле обеспечивает следующие действия:
а) кратковременно разъединяет двигатель от трансмиссии;
б) обеспечивает плавное трогание автомобиля с места;
в) бесшумно переключает передачи;
г) выполняет все перечисленные действия.
15. С помощью какого механизма мы можем управлять скоростью вращения и крутя-щим моментом на ведущих колёсах:
а) сцеплением;
б) раздаточной коробкой;
в) дифференциалом;
г) коробкой перемены передач;
д) главной передачей;
е) редуктором.
16. Для чего нужна карданная передача на автомобиле:
а) для передачи крутящего момента от коробки перемены передач к главной передаче;
б) для обеспечения передачи крутящего момента от дифференциала на полуоси;
в) для обеспечения микроклимата в кабине автомобиля;
г) для передачи крутящего момента от главной передачи к дифференциалу.
17. Назначение дифференциала заключается в следующем:
а) это механизм, обеспечивающий вращение ведущих колёс автомобиля с разной уг-ловой скоростью;
б) это механизм, обеспечивающий центробежную очистку масла в двигателе;
в) это параметр, характеризующий плотность электролита в аккумуляторной батарее;
г) это параметр, характеризующий, октановое число бензина.
18. Какой узел не относится к ходовой части автомобиля:
а) рама;
б) передний мост;
в) задний мост;
г) рессорная подвеска;
д) колёса;
е) грузовая платформа;
ж) амортизатор;
з) шины.
19. Амортизаторы на автомобиле выполняют:
а) преобразование возвратно-поступательного движения во вращательное;
б) уравновешивают крутильные колебания;
в) гашение колебаний;
е) увеличение динамического фактора.
20. Какая минимальная остаточная глубина протектора должна быть у легковых ав-томобилей:
а) 0,8 мм;
б) 1,0 мм;
в) 1,6 мм;
г) 2,0 мм.
21. Какая неисправность не относится к ходовой части автомобиля:
а) увеличенное схождение колёс;
в) порезы, обнажающие корд шины;
г) увеличенный износ тормозных колодок;
д) погнутость рамы;
е) трещины на диске колеса;
ж) увеличенный износ шкворней
22. Какая система не относится к механизмам управления автомобилем:
а) тормозная система;
б) система питания;
в) рулевое управление.
23. Какая неисправность не относится к рулевому управлению автомобиля:
а) повышенный свободный ход рулевого колеса;
б) заедание подшипников рулевого механизма;
в) повышенный износ вкладышей коленчатого вала;
г) погнутость рулевых тяг;
д) подтекание смазки из картера рулевого механизма.
24. Какая неисправность не относится к тормозной системе автомобиля:
а) подтекание тормозной жидкости;
б) поломка пружины, стягивающей колодки;
в) износ подвесного подшипника;
г) износ подшипников коленчатого вала компрессора;
д) негерметичность баллонов ресивера;
е) износ кулачка эксцентрика.
25. Долговечность автомобиля – это …
а) свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние в установленных пре-делах при соблюдении режимов технического обслуживания и ремонта
б) свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к обнаружению и устранению отказов
в) способность автомобиля сохранять эксплуатационные свойства при длительном бездействии
г) способность автомобиля сохранять работоспособное состояние в течение опреде-ленного времени или пробега
26. Тестовое диагностирование транспортных средств производят для оценки …
а) общего технического состояния транспортного средства или агрегата
б) локализации источника короткого замыкания
в) технического состояния отдельных систем, узлов и деталей, локализации и устра-нения источника неисправности, проведение необходимого регулирования и т.д.
27. Функциональное диагностирование транспортных средств производят для оценки
…
а) локализации источника короткого замыкания
б) технического состояния отдельных систем, узлов и деталей, локализации и устра-нения источника неисправности, проведения необходимого регулирования и т.д.
в) общего технического состояния транспортного средства или агрегата
28. Целью технической эксплуатации является …
а) поддержание в надлежащем техническом состоянии транспортных средств путем своевременного проведения технического обслуживания и ремонта
б) снижение затрат при эксплуатации транспортных средств
в) недопущение аварий и ДТП транспортных средств
29. Работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое
а) второе техническое обслуживание (ТО-2)
б) ежедневное обслуживание (ЕО)
в) сезонное обслуживание (СО)
г) первое техническое обслуживание (ТО-1)
30. Контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы
по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаж-
дающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава – на санитарную об-работку кузова, относятся к такому виду технического обслуживания, как …
а) первое техническое обслуживание (ТО-1)
б) сезонное обслуживание (СО)
в) второе техническое обслуживание (ТО-2)
г) ежедневное обслуживание (ЕО)
31. Ремонтопригодность автомобиля – это …
а) свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к обнаружению и устранению отказов
б) способность автомобиля сохранять эксплуатационные свойства при длительном бездействии
в) свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние в установленных пре-делах при соблюдении режимов технического обслуживания и ремонта
г) способность автомобиля сохранять работоспособное состояние в течение опреде-ленного времени или пробега
32. Контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие
работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, могут отно-ситься к такому виду технического обслуживания, как …
а) сезонное обслуживание (СО)
б) второе техническое обслуживание (ТО-2)
в) ежедневное обслуживание (ЕО)
г) первое техническое обслуживание (ТО-1)
33. К техническому обслуживанию транспортного средства относят …
а) сезонное обслуживание
б) ежедневное обслуживание
в) моечно-уборочные работы
г) второе техническое обслуживание
д) первое техническое обслуживание
е) контрольно-диагностические работы
34. Безотказность автомобиля – это …
а) способность автомобиля сохранять работоспособное состояние в течение опреде-ленного времени или пробега
б) способность автомобиля сохранять эксплуатационные свойства при длительном бездействии
в) свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к обнаружению и устранению отказов
г) свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние в установленных пре-делах при соблюдении режимов технического обслуживания и ремонта
35. Техническое обслуживание – это …
а) обеспечение технической сохранности транспортного средства и его эксплуатаци-онных
свойств в межсменное время, в период ТО и ремонта
б) поддержание исправности, готовности к работе и хорошего внешнего вида по-движного состава
36. Техническая эксплуатация – это …
а) наука обеспечения необходимого уровня безопасности дорожного движения
б) наука по определению оптимальных режимов работы транспортных средств
в) наука, направленная на поддержание транспортных средств в технически исправ-ном состоянии
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.