ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный и/или письменный опрос;Тестирование;Отчет .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Сопротивление как раздел механики деформируемого твердого тела. Основные объекты, изучаемые в дисциплине. Расчетная схема. Внешние силы и их классификация. Метод сечений. Напряжения.
Деформация. Продольная сила. Эпюры продольных сил. Дифференциальные и интегральные зависимости между продольными силами и нагрузкой. Закон Гука. Напряжения Опытное изучение механических свойств материалов при растяжении и сжатии. Диаграмма растяжения и сжатия материалов; предел упругости, предел текучести, предел пропорциональности, предел прочности. Предельные напряжения, допускаемые напряжения, расчетные напряжения. Действительный и допускаемый коэффициент запаса прочности. Основные факторы, влияющие на выбор допускаемого коэффициента запаса прочности. Условие прочности. Три вида задач. Условие жесткости.
Плоское напряженное состояние. Компоненты напряжения, их обозначения. Закон парности касательных напряжений. Принцип наложения напряжений. Главные площадки и главные напряжения. Определение главных напряжений и положения главных площадок.
Экстремальные касательные напряжения. Формулы для определения экстремальных касательных напряжений. Площадки сдвига. Положение площадок сдвига. Понятие о пространственном напряженном состоянии.
Чистый сдвиг как частный случай напряженного случая в точке и сдвиг (срез) как простой вид деформации стержня.
Смятие. Условия прочности. Расчет заклепочных и сварных соединений.
Кручение прямых стержней
Внешние и внутренние силовые факторы при кручении прямого стержня (вала).
Дифференциальные зависимости при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение прямого стержня круглого поперечного сечения. Напряжения в поперечных сечениях и в сечениях, проходящих через продольную ось стержня. Углы сдвига и закручивания. Жесткость при кручении.
Расчеты на прочность и жесткость валов круглого и кольцевого поперечных сечений.
Кручение стержней прямоугольного поперечного сечения
Классификация видов изгибов. Изгиб прямого стержня (балки) в главной плоскости инерции. Внутренние силовые факторы. Дифференциальные зависимости. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов.
Чистый изгиб. Нормальные напряжения в поперечных сечениях балки при чистом изгибе. Плоский поперечный изгиб. Касательные напряжения в поперечных сечениях балок (формула Д.И. Журавского). Главные напряжения при изгибе. Анализ напряженного состояния. Расчеты на прочность при изгибе по допускаемым напряжениям. Рациональность сечений.
Жесткость балки при изгибе. Определение перемещений при помощи интеграла Мора с использованием правила Верещагина.
Понятие об эквивалентном напряжении и о равноопасных напряженных состояниях. Теория максимального нормального напряжения (первая теория прочности. Теория максимальной линейной деформации (вторая теория прочности). Энергетическая теория прочности (четвертая теория прочности). Теория Мора (пятая теория прочности).
Кручение с изгибом.
Изгиб с кручением. Расчет вала по III и IV гипотезам прочности. Теория максимальных касательных напряжений (третья теория прочности). Расчеты на прочность по эквивалентным напряжениям, найденным по одной из гипотез (теорий) прочности.
Внутренние усилия и напряжения при косом изгибе. Определение положения силовой и нулевой линии. Расчет на прочность. Определение перемещений при косом изгибе.
Внутренние усилия и напряжения при внецентренном сжатии. Определение положения силовой и нулевой линии. Эпюра нормальных напряжений. Силовая и нулевая линия. Расчет на прочность. Определение перемещений при внецентренном сжатии. Ядро сечения. Устойчивость сжатых стержней.
Расчеты на усталость Понятие об усталостном разрушении элементов конструкций и деталей машин. Возникновение и развитие усталостных напряжений. Основные характеристики цикла. Предел выносливости. Зависимость предела выносливости от степени асимметрии цикла. Диаграмма предельных циклов. Факторы, влияющие на предел выносливости. Расчет на прочность
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет математический аппарат, методы математического анализа и моделирования для решения задач профессиональной деятельности
Применяет математический аппарат, методы математического анализа и моделирования для решения задач профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет математический аппарат, методы математического анализа и моделирования для решения задач профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет математический аппарат, методы математического анализа и моделирования для решения задач профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет естественнонаучные и/или общеинженерные знания для решения задач профессиональной деятельности
Применяет естественнонаучные и/или общеинженерные знания для решения задач профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет естественнонаучные и/или общеинженерные знания для решения задач профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет естественнонаучные и/или общеинженерные знания для решения задач профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Экзаменационные вопросы (задания)
1. Задания для проверки результатов обучения «знать».
2. Основные гипотезы и допущения
3. Нагрузки. Расчетная схема
4. Метод сечений
5. Напряжения. Выражение внутренних силовых факторов через напряжения
6. Центральное растяжение и сжатие. Продольная сила
7. Деформация при растяжении сжатии. Поперечная и продольная деформация, коэффициент Пуассона
8. Построение эпюр при растяжении сжатии. Правило знаков
9. Напряжения в поперечных сечениях при растяжении
10. Напряжения в наклонных сечениях при растяжении сжатии. Принцип Сен – Венана
11. Закон Гука при растяжении
12. Напряжения предельные, допускаемые, расчетные, коэффициент запаса прочности
13. Условие прочности. Три вида задач
14. Диаграмма растяжения малоуглеродистой стали.
15. Виды напряженного состояния
16. Плоское напряженное состояние. Закон парности касательных напряжений. Формулы определения нормальных и касательных напряжений
17. Изображение напряженного состояния
18. Главные напряжения и главные площадки
19. Экстремальные касательные напряжения, площадки сдвига
20. Деформация при объемном напряженном состоянии. Обобщенный закон Гука
21. Статический момент инерции
22. Осевой момент инерции
23. Полярный момент инерции, зависимость между полярным и осевым моментом инерции
24. Центробежный момент инерции
26. Центробежные моменты инерции при параллельном переносе осей
27. Главные моменты инерции. Главные оси инерции
28. Понятие о чистом сдвиге. Поперечная сила. Напряжение при чистом сдвиге. Изображение напряженного состояния
29. Закон Гука. Зависимость Е,σ и ε
30. Условие прочности при срезе
31. Условие прочности при смятии
32. Расчет заклепочных соединений
33. Расчет сварных соединений встык
34. Расчет сварных соединений внахлест
35. Понятие о кручении. Крутящий момент
36. Правило знаков для крутящего момента. Построение эпюр
37. Деформация при кручении. Относительный угол закручивания
38. Напряжения при кручении. Распределение касательных напряжений по сечению
39. Относительный и полный угол закручивания при кручении
40. Вывод формулы определения максимальных касательных напряжений при кручении
41. Расчет на прочности и жесткость при кручении
42. Кручение бруса прямоугольного сечения. 42.0пределение внутренних силовых факторов при изгибе. 43.Правило знаков для поперечной силы и изгибающего момента
43. Правила построения эпюр при изгибе
44. Деформация при изгибе, нейтральный слой, нейтральная ось
45. Распределение нормальных напряжений по сечению мри изгибе. Вывод формулы определения максимальных нормальных напряжений при изгибе
46. Касательные напряжения при изгибе (теорема Журавского).
47. Условие прочности при изгибе для балок постоянного поперечного сечения из пластичных материалов. Рациональность сечения
48. Условие прочности изгибе для балок постоянного поперечного сечения из хрупких материалов
49. Определение перемещений при помощи интеграла Мора с использованием правила Верещагина
50. Косой изгиб. Определение нормальных напряжений любой точки. Условие прочности при косом изгибе
51. Внецентренное сжатие. Определение напряжений в любой точке сечения. Условие прочности
52. Изгиб и кручение. Эквивалентный момент. Расчет на прочность по третьей и четвертой гипотезам
53. Теории прочности
54. Основные понятия об усталости. Предел выносливости
55. Факторы, влияющие на предел выносливости
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Задания для письменного опроса:
1. Центральное растяжение и сжатие. Для заданного статически определимого бруса требуется построить эпюры продольных сил, нормальных напряжений и перемещений.
2. Для вала требуется построить эпюры крутящих моментов, максимальных касательных напряжений и углов поворота.
4. Косой изгиб. Для балки требуется определить перемещение заданной точки.
5. Построить эпюры внутренних усилий в для пространственного бруса, подобрать сечение, определить перемещение заданной точки.
6. Для заданной стойки требуется определить величину критической силы.
7. Для заданной статически неопределимой рамы требуется построить эпюру изгибающих моментов и выполнить проверку.
8. Провести расчет балки или рамы на действие горизонтального или вертикального удара.
Материалы устного и/или письменного опроса
Вопросы для устного опроса:
1. Какой вид деформации бруса называют центральным растяжением или сжатием?
2. Какие параметры характеризуют прочность материала?
3. Какие образцы применяют для испытания стали на растяжение?
4. Какие параметры характеризуют пластичность материала?
5. Назовите характерные точки на диаграмме растяжения стали.
6. Сформулируйте закон Гука.
7. Расскажите, в чем состоит закон разгрузки.
8. Какой вид деформации бруса называют изгибом?
9. Какой изгиб называют прямым?
10. Как экспериментально определялся прогиб балки?
11. Как теоретически определить прогиб балки?
12. Сформулируйте принцип независимости действия сил.
13. Как экспериментально проверялся принцип независимости действия сил?
14. Какой вид деформации бруса называют кручением?
15. Какой изгиб называют косым и почему?
16. Сочетанием каких видов изгиба является косой изгиб?
17. В чем состоит принцип независимости действия сил при исследовании косого изгиба?
18. Может ли возникнуть косой изгиб для балок, поперечное сечение которых имеет форму круга или квадрата?
19. Какой вид деформации бруса называют продольным изгибом?
20. Что такое критическая сила?
21. Как определяется критическая сила экспериментально?
22. Как определяется критическая сила теоретически?
23. Что такое гибкость и какова ее размерность?
24. Что такое предельная гибкость и от чего она зависит?
25. Напишите формулу краевых напряжений при продольно-поперечном изгибе.
26. Как определить реакцию неразрезной балки экспериментально?
27. Как определить реакцию неразрезной балки теоретически?
Тестирование:
1. Назовите внутренние силовые факторы:
Изгиб, растяжение (сжатие), смятие, крутящий момент
Изгиб, растяжение (сжатие), срез, крутящий момент
Прогиб, растяжение (сжатие), смятие, крутящий момент
Изгиб, растяжение (сжатие), сдвиг, крутящий момент+
2. Как расшифровывается метод РОЗУ:
Разрезаем-Отбрасываем-Заменяем-Уравновешиваем+
Расчленяем-Отбрасываем-Заменяем-Уравновешиваем
Разрезаем-Отбрасываем-Заполняем-Уравновешиваем
Расчленяем-Отбрасываем-Заполняем-Уравновешиваем
3. Если со стороны внешней нормали к сечению вращение осуществляется против часовой стрелки, то крутящий момент…
Положительный+
Отрицательный
Все варианты верны
4. Напряжение нормальное σ –…
перпендикулярное к сечению+
действующее в плоскости к сечению
соосное по сечению
правильных вариантов нет
5. Продолжите фразу:
Поперечная сила Q в сечении …, если ее векторы стремятся вращать части рассеченной балки по ходу часовой стрелки
6. Продолжите фразу:
Изгибающий момент М в сечении …, если он вызывает растяжение в верхней части бруса, а сжатая область изгибаемого элемента – в нижней.
7. Способность твердого тела (конструкции) сохранять свое
состояние (равновесия или движения) при внешних
воздействиях называется…
устойчивостью
выносливостью
прочностью
жесткостью
8. Метод, позволяющий определить внутренние усилия в
сечении стержня, называется…
методом начальных параметров
методом независимости действия сил
методом сил
методом сечений
9. Величины, служащие мерой механического действия одного материального тела на другое, называются…
внутренними силовыми факторами
напряжениями
внутренними силами
внешними силами (нагрузками)
10. Материал, у которого механические свойства во всех
направления одинаковы, называется…
изотропным
линейно-упругим
анизотропным
однородным
11. Чугун и сталь – материалы…
12. примером анизотропного материала является…
вязкоупругие
неоднородные
анизотропные
изотропные
чугун
древесина
бетон
сталь
13. Образец из малоуглеродгой стали, предназначенный для испытаний на растяжение, имеет вид…
14. Перемещение точки в процессе деформации тела из одного положения в положение, бесконечно близкое к нему, называется…
15. Изменение размеров или формы реального тела,
подверженного действию внешних сил, называется…
угловым перемещение
относительной деформацией
линейным перемещением
пластичностью
упругостью
перемещением
деформацией
16. Проекция главного вектора R внутренних сил на ось (X или Y), лежащую в плоскости сечения, называется…
поперечной силой Qx (или Qy)
продольной силой N
касательным напряжением
напряженным состоянием
17. Момент внутренних сил, действующих в поперечном сечении стержня, относительно оси X (или Y), лежащей в плоскости сечения, называется…
изгибающим моментом Mx (или My)
моментом силы относительно оси
крутящим моментом Mx
главным моментом
18. Изменение первоначальной длины стержня l
обозначаемое Δl, называется…
19. Отношение абсолютного удлинения
(укорочения) Δl стержня к первоначальной
длине l называется…
20. Отношение абсолютного сдвига ΔS к расстоянию между сдвигающимися плоскостями называется…
абсолютным удлинением (укорочением)
деформацией
изменением формы стержня
относительной линейной деформацией
средней относительной линейной деформацией εср
изменением формы стержня
относительным изменением объема
угловой деформацией
относительным сдвигом
модулем Юнга
модулем сдвига
законом Гука при сдвиге
21. Принцип независимости действия сил (суперпозиции) применим в сопротивлении материалов…
22. К объемным силам относится…
при определении потенциальной энергии деформации
при определении перемещений и внутренних сил,
если деформации малы и следуют закону Гука
при определении работы внутренних сил
при определении работы внешних сил
погонная нагрузка
собственный вес тела
сосредоточенная сила
нагрузка, распределенная по поверхности
23. Диаграмма растяжения малоуглеродистой стали имеет вид…
24. При линейном напряженном состоянии закон Гука выражается зависимостью…
25. Чугунный образец диаметром 0.015м разрушился при F = 0.12 Мн. Тогда величина предела прочности равна…
527 МПа
679 МПа
750 МПа
26. Для стержня, схема которого изображена на рисунке, нормальное усилие N в сечении 1-1 будет…
растягивающим и сжимающим
сжимающим
равна нулю
растягивающим
27. Резонанс – это…
значительное уменьшение амплитуды колебаний из-за больной разницы частот вынужденных и собственных колебаний системы
состояние колеблющейся систем, при котором максимальное напряжение цикла в опасной точке равно пределу прочности материала
состояние колеблющейся систем, при котором максимальное напряжение цикла в опасной точке равно пределу текучести материала
многократное увеличение амплитуды колебаний в результате совпадения частот вынужденных и собственных колебаний системы
28. Вынужденные колебания системы вызваны…
весом электродвигателя
центробежной силой несбалансированной массы электродвигателя
весом рамы и электродвигателя
весом несбалансированной массы электродвигателя
29. Число канонических уравнений определяется…
числом опорных реакций
степенью статической неопределимости системы
числом внутренних сил, действующих в сечении элемента
по виду расчетной схемы
30. Если система пять раз статически неопределима, то составляются…
два канонических уравнения
одно каноническое уравнение
пять канонических уравнений
семь канонических уравнений
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.