ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тестирование;Отчет .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Материаловедение и металоведение как науки. Металлы. Классификация металлов. Основные свойства. Тип связи. Атомно-кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток. Полиморфизм. Анизотропия. Несовершенства реальных кристаллов. Диффузия.
Первичная кристаллизация. Термодинамические условия самопроизвольной кристаллизации. Механизм зарождения центров кристаллизации, рост дендритов, зерен.
Структура поликристаллического металла. Не самопроизвольная кристаллизация. Модифицирование. Вторичная кристаллизация.
Деформация и ее виды. Напряжения, вызывающие в металле деформацию. Механизм пластической деформации. Наклеп. Структура и свойства наклепанного металла. Влияние нагрева на структуру и свойства наклепанного металла. Холодная и горячая пластическая деформация.
Общая характеристика металлических свойств, методы их определения
Понятие о сплавах, как основных конструкционных материалах. Компоненты, фазы, виды фаз в твердом состоянии. Диаграммы состояния двухкомпонентных сплавов. Основные типы диаграмм. Методика фазового и структурного анализа сплавов. Кривые охлаждения сплавов из жидкого состояния. Правило фаз, правило отрезков. Схемы структур разных сплавов при комнатной температуре
Характеристика железа, критические точки (температуры) перехода железа из одной полиморфной модификации в другую. Диаграммы состояния сплавов железа с углеродом. Вариант диаграммы «Fe-Fe3C». Характеристика всех линий, областей разных фаз этой диаграммы. Области сталей и чугунов, их классификация по содержанию углерода. Примеры фазового и структурного анализа сталей и чугунов. Вариант диаграммы «Fe-Гр» (железо-графит). Условия образования графита при кристаллизации чугунов. Белые и серые чугуны. Классификация серых чугунов по форме графита и структуре металлической основы, схемы структур
Сплавы на медной, алюминиевой, магниевой и титановой основах. Характеристика, классификация, маркировка, применение.
Цели и главные факторы термообработки. Превращения в сталях при критических точках А1 , А3, Аст при нагреве (I превращение). Диаграмма изотермического распада аустенита, переохлажденного ниже А1 (II и III превращения). Превращение мартенсита при нагреве до температур ниже А1 (IV превращение). Термокинетические диаграммы превращения аустенита при непрерывном охлаждении. Критическая скорость закалки.
Влияние легирующих элементов на критическую скорость закалки, критические точки превращения в сталях.
Основные виды термообработки сталей, графическое изображение процесса каждого вида. Виды и способы закалки. Закалочные среды. Закаливаемость и прокаливаемость. Виды отпуска. Структуры после отжига, закалки, отпуска. Типичные виды брака после термообработки.
Цели и виды ХТО. Режимы и составы сред при цементации, азотировании, нитроцементации. Структура и свойства поверхности деталей после разных видов ХТО.
Характеристика, преимущества и недостатки изделий из металопорошков по сравнению с традиционными (литыми) металлическими сплавами. Технология получения порошков. Марки отечественных металлических порошков. Технология получения изделий из порошков. Свойства. Применение. Перспективы развития
Резина. Стекло. Пластмассы. Свойства, классификация. Перспективы развития, применение. Преимущества и недостатки изделий из неметаллических материалов.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Применяет основные законы математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в сфере профессиональной деятельности
Применяет основные законы математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в сфере профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет основные законы математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в сфере профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет основные законы математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в сфере профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает задачи, используя знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в сфере профессиональной деятельности
Решает задачи, используя знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в сфере профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи, используя знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в сфере профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи, используя знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в сфере профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет современные технологии в решении типовых задач в сфере профессиональной деятельности
Применяет современные технологии в решении типовых задач в сфере профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет современные технологии в решении типовых задач в сфере профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет современные технологии в решении типовых задач в сфере профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует имеющиеся ресурсы и ограничения
Анализирует имеющиеся ресурсы и ограничения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует имеющиеся ресурсы и ограничения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует имеющиеся ресурсы и ограничения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает оптимальные способы решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Выбирает оптимальные способы решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает оптимальные способы решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает оптимальные способы решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет оптимальные способы решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Применяет оптимальные способы решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет оптимальные способы решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет оптимальные способы решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Контрольные вопросы на экзаменационные вопросы
1.Диаграмма состояния железо-углерод. Структуры и фазы в системе Fe-C. Влияние углерода и примесей на свойства стали.
2.Виды и назначение отпуска закаленной стали. Температуры нагрева для отпуска, получаемые структуры и свойства.
3.Деформируемые алюминиевые сплавы, их состав, методы упрочнения.
4.Критические точки железа и стали в диаграмме Fe-C. Явление полиморфизма. Влияние легирующих элементов на критические точки А3, А4.
5.Улучшение и нормализация. Режимы. Получаемые структуры и свойства.
6.Алюминиевые сплавы. Их классификация, маркировка, структура и применение.
7.Влияние пластической деформации на свойства сталей. Явление наклепа. Механизмы пластической деформации.
8.Титан и сплавы на основе титана. Влияние легирующих элементов на структуру в равновесном состоянии. Применяемые методы упрочнения. Достоинства и недостатки титановых сплавов.
9.Нержавеющие стали аустенитного класса. Назначение легирующих элементов. Марки. Режим термической обработки. Причины интеркристаллитной коррозии и способы ее устранения.
10.Медь и ее сплавы. Состав, структура, маркировка. Свойства и применение медных сплавов.
11.Закалка и отпуск конструкционных сталей. Назначение, получаемые структуры и свойства.
12.Износостойкая аустенитная сталь (110Г13Л). Состав, структура, термическая обработка, применение.
13.Испытание на удар. Ударная вязкость и порог хладноломкости. Влияние основных факторов на эти характеристики.
14.Диаграмма изотермического распада аустенита для доэвтектоидных, эвтектоидных и заэвтектоидных сталей. Продукты распада переохлажденного аустенита и их свойства.
15.Цементация стали. Назначение процесса. Стали для цементации. Применяемая
16.Мартенситное превращение и его особенности. Строение и свойства мартенсита. Влияние углерода и легирующих элементов на температуру Мн и Мк.
17.Виды и назначение отпуска. Фазовые и структурные превращения, протекающие при отпуске.
18.Чугуны. Виды чугунов. Высокопрочные чугуны, их состав, структура, получение, строение. Маркировка. Свойства и применение.
19.Зерно аустенита в стали. Начальное, наследственное и действительное зерно. Перегрев и пережог.
20.Отпуск стали. Процессы, протекающие при отпуске. Структуры отпуска и их свойства. Влияние легирующих элементов на превращения при отпуске стали. Отпускная хрупкость и способы ее устранения.
21.Типы кристаллических решеток металлов и их основные характеристики.
22.Диаграмма состояния Аl–Cu. Классификация алюминиевых сплавов. Маркировка. Механизмы упрочнения.
23.Первичная и собирательная рекристаллизация. Влияние их на структуру и свойства стали. Понятие о критической степени деформации.
24.Особенности превращения аустенита в перлит и бейнит. Строение и свойства продуктов превращений.
25.Закалка стали. Методы закалки. Достоинства и недостатки каждого метода. Температура закалки для до- и заэвтектоидных сталей. Показать на диаграмме Fe-C.
26.Цементация стали. Стали для цементации. Назначение и режимы цементации. Термическая обработка после цементации. Строение и свойства цементованного слоя. Применяемые стали.
27.Стали для штампов горячего и холодного деформирования. Их состав, марки, термообработка, структура, свойства, применение.
28.Дефекты кристаллического строения и их влияние на свойства.
29.Виды и назначение отпуска и отжига. Фазовые и структурные превращения при этих видах термообработки.
30.Алюминиевые сплавы, упрочняемые термической обработкой. Их состав, термическая обработка, структура и свойства. Области применения.
31.Литейные серые чугуны, их структура, маркировка, получение и свойства. Применение в автомобильных деталях.
32.Нержавеющие хромо-никелевые стали. Назначение легирующих элементов в данных сталях. Термическая обработка, получаемая структура. Межкристаллитная коррозия и способы ее предотвращения.
33.Кристаллизация. Термодинамические условия кристаллизации. Влияние степени переохлаждения на размер зерна и ударную вязкость стали. Строение стального слитка.
34.Виды и назначение отжига до- и заэвтектоидных сталей. Получаемые структура и свойства.
35.Испытания на растяжение. Кривая растяжения и механические характеристики: предел прочности, предел текучести для пластичных и малопластичных материалов. Относительное удлинение и относительное сужение. Единицы измерения данных характеристик.
36.Азотирование. Назначение, режимы, применяемые стали и получаемые свойства.
37.Особенности превращения аустенита в перлит. Промежуточное превращение. Строение и свойства продуктов превращений.
38.Виды химико-термической обработки, применяемые для конструкционных сталей. Назначение процессов. Режимы и применяемые стали. Получаемые структуры.
39.Баббиты. Свойства, структура и область применения.
40.Классификация и маркировка углеродистых сталей по качеству.
41.Титан и его сплавы. Влияние легирующих элементов на полиморфные превращения титана.
42.Начальное, наследственное и действительное зерно в стали. Рост зерна аустенита при нагреве. Влияние величины зерна на свойства. Перегрев и пережог.
43.Нормализация стали. Назначение процесса, получаемые структуры. Классы сталей после нормализации.
45.Закалка стали. Назначение процесса. Получаемые структура и свойства. Способы закалки. Достоинства и недостатки каждого из них.
46.Жаростойкие и коррозионно-стойкие (нержавеющие) стали. Состав, структура, области применения.
47.Стали для режущего инструмента, их состав, маркировка, термообработка, структура и применение.
48.Закалка и отпуск стали. Назначение каждого процесса. Виды отпуска. Получаемые структура и свойства. Отпускная хрупкость и методы ее устранения.
49.Жаропрочность. Факторы, повышающие жаропрочность. Явление ползучести, характеристики ползучести. Жаропрочные стали, их состав, класс, структура, применяемая термообработка и ее цель.
50.Для изготовления шатуна (ударные нагрузки) выбрана сталь 40ХГТ. Расшифровать состав стали, определить класс стали по структуре в нормализованном состоянии и по назначению. Объяснить влияние легирующих элементов. Выбрать режим термической обработки.
51.Методы определения твердости материалов.
52.Ковкие чугуны. Их получение, состав, структура, маркировка, применение.
53.Возможные способы упрочнения поверхностного слоя стальных деталей. Привести характерные марки сталей для каждого способа. Объяснить механизмы упрочнения и получаемые структуры.
54.Для скрепления деталей фюзеляжа самолета используют заклепки из дуралюмина. После какой термической обработки следует использовать эти заклепки и почему?
55.Цементация в твердом карбюризаторе. Режимы (температура, концентрация углерода в поверхностном слое, глубина слоя), применяемые стали, термообработка после цементации.
56.Нержавеющие стали. Их состав, маркировка, получаемая структура. Возможные режимы термообработки.
57.Структурные классы легированных сталей в равновесном состоянии (влияние легирующих элементов на точки S и Е диаграммы Fe-С). Привести примеры сталей различных классов.
58.Поверхностная закалка при индукционном нагреве. Ее назначение, применяемые стали. Достоинства и недостатки метода.
59.Основные легирующие элементы, используемые в конструкционных сталях. Влияние легирующих элементов: на механические свойства сталей, прокаливаемость, диаграмму изотермического превращения аустенита, отпуск стали.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Тестирование
Стекла-…
1. материалы, имеют упорядоченное расположение частиц в пространстве
2. материалы, полученные спеканием минеральных порошков при высокой температуре
3. материалы, не имеют упорядоченного расположения частиц (атомов, молекул) в пространстве
4. искусственные твердые материалы с большой молекулярной массой (свыше 10^4 атомных единиц)
Ответ: 3
Кристаллы-…
2. материалы, полученные спеканием минеральных порошков при высокой температуре
3. материалы, не имеют упорядоченного расположения частиц (атомов, молекул) в пространстве
4. искусственные твердые материалы с большой молекулярной массой (свыше 10^4 атомных единиц)
Ответ: 1
Пластмассы-…
1. материалы, имеют упорядоченное расположение частиц в пространстве
2. материалы, полученные спеканием минеральных порошков при высокой температуре
3. материалы, не имеют упорядоченного расположения частиц (атомов, молекул) в пространстве
4. искусственные твердые материалы с большой молекулярной массой (свыше 10^4 атомных единиц)
Ответ: 2
Керамики-…
1. материалы, имеют упорядоченное расположение частиц в пространстве
2. материалы, полученные спеканием минеральных порошков при высокой температуре
3. материалы, не имеют упорядоченного расположения частиц (атомов, молекул) в пространстве
4. искусственные твердые материалы с большой молекулярной массой (свыше 10^4 атомных единиц)
Ответ: 4
На рисунке для материалов, таких как Cr, Mo, W, V, Ta, Nb, Feα представлена:
1. Объемно-центрированная кубическая кристаллическая решетка (ОЦК)
2. Гранецентрированная кубическая кристаллическая решетка (ГЦК)
3. Гексагональная плотноупакованная кристаллическая решетка (ГПУ)
Ответ: 1
На рисунке для материалов, таких как Cu, Ni, Ag, Au, Pb, Feβ представлена:
1. Объемно-центрированная кубическая кристаллическая решетка (ОЦК)
2. Гранецентрированная кубическая кристаллическая решетка (ГЦК)
3. Гексагональная плотноупакованная кристаллическая решетка (ГПУ)
Ответ: 2
На рисунке для материалов, таких как Mg, Co, Zn, Cd, Be, Zr, Ti представлена:
1. Объемно-центрированная кубическая кристаллическая решетка (ОЦК)
2. Гранецентрированная кубическая кристаллическая решетка (ГЦК)
3. Гексагональная плотноупакованная кристаллическая решетка (ГПУ)
Ответ: 3
Полиморфное превращение-…
1. зависимость свойств металлов от направления в кристаллической решетке
2. отсутствие атома в узле кристаллической решетки, «пустое место»
3. собственный, «родной» атом металла, выбитый из узла
4. явление перестройки кристаллической решетки
Ответ: 4
Анизотропия-…
1. зависимость свойств металлов от направления в кристаллической решетке
2. отсутствие атома в узле кристаллической решетки, «пустое место»
3. собственный, «родной» атом металла, выбитый из узла
4. явление перестройки кристаллической решетки
Вакансия-…
1. зависимость свойств металлов от направления в кристаллической решетке
2. отсутствие атома в узле кристаллической решетки, «пустое место»
3. собственный, «родной» атом металла, выбитый из узла
4. явление перестройки кристаллической решетки
Ответ: 2
Межузельный атом-…
1. зависимость свойств металлов от направления в кристаллической решетке
2. отсутствие атома в узле кристаллической решетки, «пустое место»
3. собственный, «родной» атом металла, выбитый из узла
4. явление перестройки кристаллической решетки
Ответ: 3
Укажите область упругой деформации
1. I
2. II
3. III
Ответ: 1
Укажите область пластической деформации
1. I
2. II
3. III
Ответ: 2
Укажите область развития трещин
1. I
2. II
3. III
Ответ: 3
Пластичность –…
1. способность материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого тела
2. способность металла деформироваться без разрушения
3. способность материала сопротивляться разрушению при ударных, динамических нагрузках
Ответ: 2
Вязкость –…
1. способность материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого тела
2. способность металла деформироваться без разрушения
3. способность материала сопротивляться разрушению при ударных, динамических нагрузках
Ответ: 3
Твердость –…
1. способность материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого тела
2. способность металла деформироваться без разрушения
3. способность материала сопротивляться разрушению при ударных, динамических нагрузках
Ответ: 1
Феррит –…
2. химическое соединение углерода с железом, т.е. карбид железа, содержащий 6,69 % C
3. чистый углерод: мягкий, непрочный, химически стойкий, хорошо проводит электричество
4. твердый раствор внедрения углерода в α-железо с предельной растворимостью 0,02 % С
Ответ: 4
Аустенит-…
1. твердый раствор внедрения углерода в γ-железо с предельной растворимостью 2,14 % С
2. химическое соединение углерода с железом, т.е. карбид железа, содержащий 6,69 % C
3. чистый углерод: мягкий, непрочный, химически стойкий, хорошо проводит электричество
4. твердый раствор внедрения углерода в α-железо с предельной растворимостью 0,02 % С
Ответ: 1
Цементит-…
1. твердый раствор внедрения углерода в γ-железо с предельной растворимостью 2,14 % С
2. химическое соединение углерода с железом, т.е. карбид железа, содержащий 6,69 % C
3. чистый углерод: мягкий, непрочный, химически стойкий, хорошо проводит электричество
4. твердый раствор внедрения углерода в α-железо с предельной растворимостью 0,02 % С
Ответ: 2
Графит-…
1. твердый раствор внедрения углерода в γ-железо с предельной растворимостью 2,14 % С
2. химическое соединение углерода с железом, т.е. карбид железа, содержащий 6,69 % C
3. чистый углерод: мягкий, непрочный, химически стойкий, хорошо проводит электричество
4. твердый раствор внедрения углерода в α-железо с предельной растворимостью 0,02 % С
Ответ: 3
Как называется механическая смесь кристаллов аустенита и цементита, содержащую 4,3 % С
1. ледебурит
2. перлит
Ответ: 1
Как называется смесь пластинчатых кристаллов феррита и цементита, которая образуется за счет распада аустенита при температуре 727 градусов по Цельсию, содержащую 0,8 % С
1. ледебурит
2. перлит
Ответ: 2
Твердый раствор внедрения углерода в α-железо с предельной растворимостью 0,02 % С, мягок и пластичен, σв = 300 МПа, HB = 80-100
1. аустенит
2. феррит
3. цементит
4. перлит
Ответ: 2
Твердый раствор внедрения углерода в γ-железо с предельной растворимостью 2,14 % С, пластичен, HB = 160-200
1. аустенит
2. феррит
3. цементит
4. перлит
Ответ: 1
Химическое соединение углерода с железом, карбид железа, содержащий 6,69 % C, очень тверд и хрупок, твердость составляет приблизительно 800HB
2. феррит
3. цементит
4. перлит
Ответ: 3
Смесь, содержащую 0,8 % С, хорошо сопротивляется самым разным механическим нагрузкам, обладает высокой прочностью и достаточной вязкостью, твердость 180-220 HB
1. аустенит
2. феррит
3. цементит
4. перлит
Ответ: 4
Температуру плавления этого материала 1539 ºC
1. чугун
2. сталь
3. медь
4. железо
Ответ: 4
Температуру плавления этого материала 1300-1535 ºC
1. чугун
2. сталь
3. медь
4. железо
Ответ: 2
Температуру плавления этого материала 1100-1300 ºC
1. чугун
2. сталь
3. медь
4. железо
Ответ: 1
Температуру плавления этого материала 1083 ºC
1. чугун
2. сталь
3. медь
4. железо
Ответ: 3
Что означает Ст1пс
1. сталь обыкновенного качества, «полуспокойная», содержится 0,06-0,12 % С
2. качественная конструкционная сталь, содержится 0,1-0,12 % С
3. качественная инструментальная сталь, содержится 0,1 % С
4. высококачественная инструментальная сталь, содержится 0,1 % С
Ответ: 1
Что означает Сталь 10
1. сталь обыкновенного качества, «полуспокойная», содержится 0,06-0,12 % С
2. качественная конструкционная сталь, содержится 0,1-0,12 % С
3. качественная инструментальная сталь, содержится 0,1 % С
4. высококачественная инструментальная сталь, содержится 0,1 % С
Ответ: 2
1. сталь обыкновенного качества, «полуспокойная», содержится 0,06-0,12 % С
2. качественная конструкционная сталь, содержится 0,1-0,12 % С
3. качественная инструментальная сталь, содержится 0,1 % С
4. высококачественная инструментальная сталь, содержится 0,1 % С
Ответ: 3
Что означает У10А
1. сталь обыкновенного качества, «полуспокойная», содержится 0,06-0,12 % С
2. качественная конструкционная сталь, содержится 0,1-0,12 % С
3. качественная инструментальная сталь, содержится 0,1 % С
4. высококачественная инструментальная сталь, содержится 0,1 % С
Ответ: 4
Материалы устного и/или письменного опроса
С целью проверки полученных в процессе изучения учебной дисциплины теоретических знаний и практических навыков (для проверки сформированных компетенций) ведется текущий контроль успеваемости освоения материала студентом.
Текущий контроль ведется на протяжении всего семестра изучения дисциплины:
А) Для проверки, полученных студентом в процессе выполнения лабораторных работ и теоретических знаний, проводится сдача-приемка отчета о выполнении работы. Сдача отчета по лабораторным работам проводится в устной форме путем собеседования и ответов на 2-3 контрольных вопроса по теме работы. Перечень контрольных вопросов приводится к заданию на работу.
Б) Отчет по лабораторным работам считается принятым (сданным) если:
- лабораторная работа выполнена в заданном объеме и оформлен письменный отчет в установленной форме;
- студент, в процессе собеседования, отвечает уверенно и без ошибок на 2-3 контрольных вопроса по теме лабораторной работы.
В) Для проверки освоения и закрепления студентом материала лекций по отдельным разделам (темам) дисциплины проводится контроль с использованием тестов, которые решаются в письменной форме. Количество вопросов 4.
Пример задания
1.Для каждой марки сталей 12Х, 40, 60С, Х12М, 10Х17 определить химический состав;
2.определить класс стали по назначению;
3.определить класс стали по химическому составу. При наличии в стали легирующих элементов описать их назначение: влияние на механические свойства, прокаливаемость, величину зерна, структуру и т.д.;
4.определить класс стали по качеству, указать содержание в них вредных примесей: серы и фосфора;
5.определить класс и структуру стали в равновесном состоянии по диаграммам для - и – стабилизаторов;
6. определить класс и структуру стали в нормализованном состоянии;
7.определить класс стали по виду термической обработки и:
•назначить термообработку для каждой стали, указать и обосновать её параметры;
•указать структуру после термообработки;
•охарактеризовать свойства сталей после предложенной термообработки.
8.указать, для какой детали или для каких условий эксплуатации может быть использована каждая сталь.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(16 посадочных места).
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.