2024-2025_z23_03_01ОБ_2022_ФЗО_plx_Правовое регулирование в сфере организации дорожного движения_Организация и безопасность движения
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.03.01 Правовое регулирование в сфере организации дорожного движения
23.03.01 Технология транспортных процессов
Организация и безопасность движения
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-11.1 Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней
 
УК-11.2 Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе
 
УК-11.3 Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции
УК-11 
Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
 
ПК-5.1 Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам
 
ПК-5.2 Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения
 
ПК-5.3 Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения
 
ПК-5.4 Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети
ПК-5 
Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 5 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение практической работы .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие положения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
 
1.1
Общие положения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
1
0
0
16
17
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
2
Дорожные знаки
 
2.1
Дорожные знаки
0
0
2
16
18
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
3
Дорожная разметка и ее характеристики.
 
3.1
Дорожная разметка и ее характеристики.
1
0
0
16
17
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
4
Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
 
4.1
Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
1
0
0
16
17
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
5
Регулирование дорожного движения.
 
5.1
Регулирование дорожного движения.
1
0
0
16
17
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
6
Проезд перекрестков.
 
6.1
Проезд перекрестков.
0
0
0
16
16
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
7
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожные переезды.
 
7.1
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожные переезды.
0
0
0
16
16
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
8
Особые условия движения.
 
8.1
Особые условия движения.
0
0
0
16
16
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
9
Перевозка людей и грузов.
 
9.1
Перевозка людей и грузов.
0
0
2
16
18
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
10
Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
 
10.1
Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
0
0
0
18,5
28
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
Всего часов:
4
0
4
162,5
180
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-11.1 Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней
 
УК-11.2 Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе
 
УК-11.3 Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции
УК-11 
Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
 
ПК-5.1 Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам
 
ПК-5.2 Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения
 
ПК-5.3 Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения
ПК-5 
Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
 
ПК-5.4 Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети
ПК-5 
Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 5 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
8
4
2
180
10
162,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
1
4
4
Практические занятия (Пр)
4
4
1
4
4
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
162,5
162,5
Контактная работа
Контроль, всего:
7,5
7,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
180
180
Общая трудоемкость, З.Е.
5
5
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие положения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
 
1.1
Общие положения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
1
0
0
16
17
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
2
Дорожные знаки
 
2.1
Дорожные знаки
0
0
2
16
18
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
3
Дорожная разметка и ее характеристики.
 
3.1
Дорожная разметка и ее характеристики.
1
0
0
16
17
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
4
Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
 
4.1
Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
1
0
0
16
17
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
5
Регулирование дорожного движения.
 
5.1
Регулирование дорожного движения.
1
0
0
16
17
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
6
Проезд перекрестков.
 
6.1
Проезд перекрестков.
0
0
0
16
16
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
7
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожные переезды.
 
7.1
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожные переезды.
0
0
0
16
16
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
8
Особые условия движения.
 
8.1
Особые условия движения.
0
0
0
16
16
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
9
Перевозка людей и грузов.
 
9.1
Перевозка людей и грузов.
0
0
2
16
18
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
10
Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
 
10.1
Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
0
0
0
18,5
28
УК-11.1, УК-11.2, УК-11.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
Всего часов:
4
0
4
162,5
180
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Общие положения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Обязанности участников дорожного движения. Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции.

Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам.

Правила и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

 
Дорожные знаки

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие и временные знаки.

Предупреждающие знаки. Назначение. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.

Знаки приоритета. Название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков.

Знаки особых предписаний. Назначения, общие признаки. Название, назначение и место установки каждого знака.

Информационные знаки. Назначение. Общие признаки знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения.

Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки. Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака.

Действия водителя в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения.

Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки.

Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака.    

 
Дорожная разметка и ее характеристики.

Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.

Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.

Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

 
Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.

Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроении и маневрировании. Порядок выполнения поворота. Места, где запрещен разворот. Движение задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом.

Расположение транспортных средств на проезжей части. Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, вида транспортных средств, скорости движения.

Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Скорость движения в населенных пунктах.

Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещен. Опережение. Встречный разъезд на узких участках дорог, на подъемах и спусках.

Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населенных пунктов. Места, где остановка и стоянка запрещены.    

 
Регулирование дорожного движения.

Средства регулирования дорожного движения. Сигналы светофоров. Значение сигналов светофора. Реверсивные светофоры.

 
Проезд перекрестков.

Правила проезда регулируемых перекрестков. Правила проезда нерегулируемых перекрестков. 

 
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожные переезды.

Правила проезда нерегулируемых и регулируемых пешеходных переходов. Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей».

Разновидности железнодорожных переездов. Случаи, при которых запрещается выезжать на железнодорожный переезд. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде. Правила остановки транспортных средств перед железнодорожным переездом.   

 
Особые условия движения.

Движение по автомобилям. Движение в жилых зонах.

Приоритет маршрутных транспортных средств. Правила движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств.

Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

Буксировка механических транспортных средств. Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке и методом частичной нагрузки. Случаи, когда буксировка запрещена.

Перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах.

Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному механическому транспортному средству.

Требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных.

 
Перевозка людей и грузов.

Требования к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дипломные требования при перевозке детей.

Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства.

Обозначение перевозимого груза. Грузы, перевозка которых осуществляется в соответствии со специальными правилами.

 
Техническое состояние и оборудование транспортных средств.

Общие требования. Перечень неисправностей автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, при которых запрещается их эксплуатация.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
2
Дорожные знаки.
2
 
2
9
Перевозка людей и грузов.
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Выполнение практической работы
ПР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-11 
Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
 
 
 
 
ПК-5 
Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-11 Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Правовое регулирование в сфере организации дорожного движения
x
Экзамен
Правовое регулирование в сфере организации перевозок
x
Экзамен
Правоведение
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков
x
Зачет
ПК-5 Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Организация дорожного движения
x
x
Курсовой проект,Экзамен,Зачет
Правовое регулирование в сфере организации дорожного движения
x
Экзамен
 
Правовое регулирование в сфере организации перевозок
x
Экзамен
Моделирование дорожного движения
x
Экзамен
Моделирование транспортных процессов
x
Экзамен
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-11 Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-11.1 Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-11.2 Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-11.3 Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5 Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-5.1 Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.2 Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.3 Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.4 Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Экзаменационные вопросы

1. Международная история развития ПДД.

2. Российская история развития ПДД.

3. Аварийность на дорогах связанная с нарушением ПДД

4. Год и страна создания первых ПД на автомобилях

5. Год принятия принципов движения и требований к водителям «самодвижущихся экипажей» в России

6. Виды первых международных дорожных знаков, принятых в России

7. Введение первых единых ПДД в нашей стране

8. Отличия стоянки от остановки

9. Отличия остановки от вынужденной остановки

10. Отличия обгона от опережения

11. Кому предоставлено право остановки транспортного средства?

12. Последовательность выполнения действий, участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и причастным к ДТП лицом

13. Какие цвета могут быть у проблесковых маячков, устанавливаемых на ТС?

14. При каких условиях пешеход может двигаться по краю проезжей части в населенном пункте?

15. Может ли пешеход двигаться по краю проезжей части вне населенного пункта при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек?

16. В каких местах, и при каких условиях пешеход может пересекать проезжую часть?

17. Обязанности пассажира

18. Что запрещено пассажирам

19. Световые сигналы, применяемые в светофорах (зеленый, желтый, красный, бело-лунный)

20. Виды светофоров по назначению (стрелки, силуэт пешехода или велосипедиста, Х-образный)

21. В каких случаях разрешено движение при желтом сигнале светофора

 
22. Виды стрелок, применяемых на светофорах

23. Дополнительные сигналы, применяемые на светофорах

24. Вид, место установки и применение реверсивного светофора

25. Вид и применение светофора для регулирования движения маршрутных транспортных средств по выделенной для них полосе

26. Виды и места применения светофоров с бело-лунным цветом

27. Виды сигналов регулировщика

28. Значения сигнала регулировщика – руки вытянуты в стороны или опущены

29. Значения сигнала регулировщика – правая рука вытянута вперед

30. Значения сигнала регулировщика – рука поднята вверх

31. Какие дополнительные средства может применять регулировщик и для чего

32. Место остановки транспортного средства при запрещающем сигнале светофора

33. При каких условиях должна быть включена аварийная сигнализация

34. При каких условиях должен быть выставлен знак аварийной остановки

35. Требования к установке знака аварийной остановки

36. Требования к буксированию механического транспортного средства с неисправной световой аварийной сигнализацией

37. В каких случаях подаются сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления

38. Какова предельная скорость в населенных пунктах, на загородных дорогах

39. В каких местах обгон запрещен

40. Правила разводки транспортных средств и пешеходов на нерегулируемом равнозначном перекрестке

41. Правила разводки транспортных средств и пешеходов на нерегулируемом неравнозначном перекрестке

42. Правила разводки транспортных средств и пешеходов на регулируемом перекрестке

43. При каких условиях запрещено выезжать на железнодорожный переезд

44. Особенности движения по автомагистралям

45. Движение транспортных средств в жилых зонах и особенности движения на дворовых территориях

46. Пользование внешними световыми приборами в темное время суток

47. Пользование внешними световыми приборами в условиях недостаточной видимости

48. Условия включения проблескового маячка оранжевого или желтого цвета

49. Условия буксирования транспортного средства при недействующей тормозной системе

50. Административная ответственность за нарушение ПДД.

51. Уголовная ответственность за нарушение ПДД

52. Гражданская ответственность за нарушение ПДД

53. Классификация дорожных знаков и дорожной разметки в ПДД

Задания для проверки результатов обучения «уметь» и «владеть»

Задача 1.

Водитель автомашины ВАЗ 2105 А. на перекрестке решил повернуть налево. Пропустив машины противоположного направления, он начал осуществлять маневр. Неожиданно с противоположного направления среднего ряда выскочил автомобиль RANGE ROVER под управлением К. Автомобили получили различные механические повреждения, водители не пострадали. Автомобиль RANGE ROVER был застрахован по КАСКО, ВАЗ по ОСАГО. Кто виноват в данном ДТП? Кому, какие выплаты положены по закону?

Задача 2

Водитель Л. Двигался по трассе «Дон» на автомобиле ВАЗ 2109 с пассажиром Б., который приходился ему родственником. Неожиданно со встречной полосы выскочил автомобиль МИТСУБИСИ под управлением Д. Л. С целью избежать столкновения вывернул руль и ушел от удара на полосу встречного движения, где двигался автомобиль LAND CRUISER 100. Произошло лобовое столкновение ТС, в результате чего Б. погиб на месте. Кто виноват в данном ДТП? Решите вопрос об ответственности виновных лиц

Задача 3

Водитель Т. двигался по трассе в правом ряду на грузовом автомобиле MAN с

 
полуприцепом. По средней полосе движения его стал обгонять автомобиль AUDI A4. После фактического обгона легковой автомобиль занесло вправо, он ударился об отбойник и отлетел под фуру. Водитель легковушки погиб на месте. При осмотре AUDI A4 выяснилось, что заднее правое колесо было разорвано. Кто может быть признан виновником данного ДТП? Предложите несколько вариантов виновных лиц.

Задача 4

Мать и ее дочь 3-х лет переходили проезжую часть дороги по пешеходному переходу. При этом их пропустили автомобили, находящиеся в правом и среднем рядах. Водитель, двигавшийся в левом ряду не заметил пешеходов и произошел наезд на последних. В результате ДТП ребенок скончался, а матери был причинен тяжкий вред здоровью. Решите вопрос об ответственности водителя и определите размер ответственности (уголовной, гражданской и др.).

Задача 5

Быков, управлявший личной автомашиной, превысил скорость, в ре­зультате чего не справился с управлением и наехал на стоявшую у обочины дороги машину Зуева. От удара машина Зуева пришла в движение и ударила стоявшую впереди нее машину, принадлежавшую автопарку. Восстановительный ремонт машины Зуева составил 8 тыс. руб., а маши­ны автопарка - 3 тыс. руб. Получила повреждения и машина Быкова на общую сумму 5 тыс. руб. Автопарк предъявил иск к Зуеву и Быкову, прося суд взыскать с них солидарно сумму причиненного ему ущерба.

Зуев предъявил иск к Быкову о возмещении ему стоимости восстано­вительного ремонта, а в части иска автопарка просил освободить его от ответственности, так как повреждение его автомашины произошло по ви­не Быкова.

Быков, возражая против предъявленных к нему исков, указывал, что, во-первых, вред автомашине автопарка причинен не его машиной, а ма­шиной Зуева, который и должен возместить ущерб автопарку, и, во-вто­рых, Зуев сам виновен в повреждении его автомашины, так как поставил ее в месте, не разрешенном для стоянки автомашин. Поэтому в предъяв­ленных к нему исках Зуева и автопарка Быков просил отказать.

Решите дело

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Правоведение: Учебник / Смоленский М. Б. - 3-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 422 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01534-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/545252   2. Правоведение: Учебник / Малько А.В., Субочев В.В. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-91768-752-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/558609. 3. Правоведение: Учебное пособие / Шаблова Е.Г., Жевняк О.В., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, 2017. - 192 с.: ISBN 978-5-9765-3101-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/959314 4. Морозов, С. Ю. Транспортное право: :  учебник     для      академического      бакалавриата /   С. Ю. Морозов. –  3-е изд., перераб. и доп. -  М.: Издательство Юрайт, 2016. -335  с. 5. Гречуха, В. Н. Транспортное право России:  учебник     для    академического       бакалавриата / В. Н. Гречуха.  2-е изд.,  перераб.  и доп.   – М.: Издательство Юрайт, 2016. -484 с. б) дополнительная литература: 1. Правоведение: Сборник задач и упражнений/Васенков В. А., Корнеева И. Л., Субботина И. Б., Васенков В. А. - Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.: 60x88 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91134-946-2 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/473115   2. Юкша Я. А. Правоведение [Электронный ресурс]:  Учебник / Юкша Я. А. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 486 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=503392 3. Правоведение: учебник / под ред. Б.И. Пугинский. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 480с. 4. Правоведение: учебник для бакалавров / под ред. С.И. Некрасова. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 693с. 5. Гейхман, В.Л. Трудовое право: учебник для бакалавров / В.. Гейхман, И.К. Дмитриева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2019. -548 с. 6. Гречуха, В.Н. Международное транспортное право: учебник для магистров / В.Н. Гречуха. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.:  Издательство Юрайт, 2019. – 542 с. 7. Богомолова, А.А. Таможенное право: краткий курс лекций / А.А. Богомолова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2019. – 170с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ –    http://www.vf.madi.ru/moodle 
 
2. Электронно-библиотечная система «Лань» – https://e.lanbook.com/ 
 
3. Электронно-библиотечная система « Znanium.com» – https://znanium.com/
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и

 
тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо

 
сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ГиЕНД, к.псх.н. Соловьёва Светлана Анатольевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .