2024-2025_z23_03_01ОБ_2022_ФЗО_plx_Организация дорожного движения_Организация и безопасность движения
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.04 Организация дорожного движения
23.03.01 Технология транспортных процессов
Организация и безопасность движения
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2.1 Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения
 
ПК-2.2 Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения
 
ПК-2.3 Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность
 
ПК-2.4 Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем
ПК-2 
Способен создавать условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети
 
ПК-5.1 Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам
 
ПК-5.2 Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения
 
ПК-5.3 Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения
 
ПК-5.4 Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети
ПК-5 
Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 12 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Курсовой проект;Отчет по лаборатосным работам .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Организация дорожного движения
 
1.1
1. Понятие о дорожном движении. Система ВАДС. Структура деятельности по обеспечению функционирования системы ВАДС, основы профессиональной деятельности по ОДД Автомобилизация и дорожное движение. Основные направления и структура деятельности по обеспечению БДД. Управление системой ВАДС
4
4
4
32,5
44,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.2
2. Транспортный поток и его основные параметры и характеристики, свойства параметров, их взаимосвязь Понятие транспортного потока, его основные характеристики и их определение, понятийный аппарат, математическое описание транспортного потока. Коэффициенты приведения. Пропускная способность дороги и ее определение. Взаимосвязь пропускной способности со скоростью движения, пропускная способность и плотность движения
4
4
4
34
46
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.3
3. Характеристики пешеходных потоков и их взаимосвязь с транспортными потоками Понятие пешеходного потока. Интенсивность пешеходного потока, плотность пешеходного потока, скорость передвижения пешеходов
6
6
6
34
52
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.4
4. Пешеходные пути, их особенности, структура формирования и основные свойства Общие задачи. Особенности пешеходного движения. Организация движения пешеходов по тротуарам. Виды пешеходных переходов. Организация пешеходных переходов через проезжую часть, варианты их размещения. Треугольник видимости «водитель-пешеход» на наземном пешеходном переходе
4
4
4
34
73,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.5
5. Основные характеристики улично-дорожной сети и взаимосвязь сочетаний ее отдельных элементов Элементы улично-дорожной сети. Допустимые нормы и порядок сочетания составляющих элементов. Технические требования к числу полос движения, ширине проезжей части, рекомендуемой длине прямых участков, радиусов кривых в плане и профиле, допустимая величина продольного и поперечного уклона
5
0
5
35,5
45,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.6
6. Основные методы сбора, анализа и изучения аварийности как основы мероприятий по обеспечению БД методами ОДД Понятие ДТП. Отчетные и не отчетные ДТП. Система сбора и учета ДТП. Учетная карточка ДТП. Формирование банка сведений. Анализ статистического материала. Карта ДТП, линейный график, масштабная схема. Прямые и косвенные потери от ДТП.
4
0
4
38
46
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.7
7. Анализ конфликтной загрузки пересечений, установление степени их опасности, основные мероприятия по снижению степени опасности Основная диаграмма транспортного потока. Устойчивое, неустойчивое, предзаторовое и заторовое состояние транспортного потока. Понятие уровня загрузки дороги движением. Связь интенсивности движения со средней скоростью транспортного потока
4
0
4
38
46
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.8
8. Основные методы ОДД, их назначение и возможное применение в соответствии с дорожно-транспортной ситуацией Направления и способы организации ДД. Типичные способы реализации имеющихся направлений с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуацией, анализ, обоснование и выбор решения.
4
0
4
38
78,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
Всего часов:
35
18
35
284
432
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Дорожно-транспортная экология
 
Моделирование дорожного движения
 
Моделирование транспортных процессов
 
Правовое регулирование в сфере организации дорожного движения
 
Правовое регулирование в сфере организации перевозок
 
Преддипломная практика
 
Экологические проблемы на транспорте
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2.1 Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения
 
ПК-2.2 Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения
 
ПК-2.3 Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность
 
ПК-2.4 Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем
ПК-2 
Способен создавать условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети
 
ПК-5.1 Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам
 
ПК-5.2 Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения
ПК-5 
Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
 
ПК-5.3 Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения
 
ПК-5.4 Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети
ПК-5 
Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 12 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 3 
Курс 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
28
14
4
108
9
95,25
324
29
280
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
12
2
4
4
8
8
Практические занятия (Пр)
16
14
2
4
4
12
12
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
3,25
0,25
0,25
3
3
Контактная работа в семестре (КС)
6,75
0,75
0,75
6
6
Другие виды самостоятельной работы
95,25
95,25
280
280
Контактная работа
Контроль, всего:
18,75
3,75
15
Форма промежуточной аттестации 
За
КП
Общая трудоемкость, ч.
432
108
324
Общая трудоемкость, З.Е.
12
3
9
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Организация дорожного движения
 
1.1
1. Понятие о дорожном движении. Система ВАДС. Структура деятельности по обеспечению функционирования системы ВАДС, основы профессиональной деятельности по ОДД Автомобилизация и дорожное движение. Основные направления и структура деятельности по обеспечению БДД. Управление системой ВАДС
4
4
4
32,5
44,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.2
2. Транспортный поток и его основные параметры и характеристики, свойства параметров, их взаимосвязь Понятие транспортного потока, его основные характеристики и их определение, понятийный аппарат, математическое описание транспортного потока. Коэффициенты приведения. Пропускная способность дороги и ее определение. Взаимосвязь пропускной способности со скоростью движения, пропускная способность и плотность движения
4
4
4
34
46
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.3
3. Характеристики пешеходных потоков и их взаимосвязь с транспортными потоками Понятие пешеходного потока. Интенсивность пешеходного потока, плотность пешеходного потока, скорость передвижения пешеходов
6
6
6
34
52
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.4
4. Пешеходные пути, их особенности, структура формирования и основные свойства Общие задачи. Особенности пешеходного движения. Организация движения пешеходов по тротуарам. Виды пешеходных переходов. Организация пешеходных переходов через проезжую часть, варианты их размещения. Треугольник видимости «водитель-пешеход» на наземном пешеходном переходе
4
4
4
34
73,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.5
5. Основные характеристики улично-дорожной сети и взаимосвязь сочетаний ее отдельных элементов Элементы улично-дорожной сети. Допустимые нормы и порядок сочетания составляющих элементов. Технические требования к числу полос движения, ширине проезжей части, рекомендуемой длине прямых участков, радиусов кривых в плане и профиле, допустимая величина продольного и поперечного уклона
5
0
5
35,5
45,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.6
6. Основные методы сбора, анализа и изучения аварийности как основы мероприятий по обеспечению БД методами ОДД Понятие ДТП. Отчетные и не отчетные ДТП. Система сбора и учета ДТП. Учетная карточка ДТП. Формирование банка сведений. Анализ статистического материала. Карта ДТП, линейный график, масштабная схема. Прямые и косвенные потери от ДТП.
4
0
4
38
46
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.7
7. Анализ конфликтной загрузки пересечений, установление степени их опасности, основные мероприятия по снижению степени опасности Основная диаграмма транспортного потока. Устойчивое, неустойчивое, предзаторовое и заторовое состояние транспортного потока. Понятие уровня загрузки дороги движением. Связь интенсивности движения со средней скоростью транспортного потока
4
0
4
38
46
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
1.8
8. Основные методы ОДД, их назначение и возможное применение в соответствии с дорожно-транспортной ситуацией Направления и способы организации ДД. Типичные способы реализации имеющихся направлений с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуацией, анализ, обоснование и выбор решения.
4
0
4
38
78,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4
 
Всего часов:
35
18
35
284
432
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
1. Понятие о дорожном движении. Система ВАДС. Структура деятельности по обеспечению функционирования системы ВАДС, основы профессиональной деятельности по ОДД Автомобилизация и дорожное движение. Основные направления и структура деятельности по обеспечению БДД. Управление системой ВАДС

Понятие о дорожном движении. Система ВАДС. Структура деятельности по обеспечению функционирования системы ВАДС, основы профессиональной деятельности по ОДД

 
2. Транспортный поток и его основные параметры и характеристики, свойства параметров, их взаимосвязь Понятие транспортного потока, его основные характеристики и их определение, понятийный аппарат, математическое описание транспортного потока. Коэффициенты приведения. Пропускная способность дороги и ее определение. Взаимосвязь пропускной способности со скоростью движения, пропускная способность и плотность движения

2. Транспортный поток и его основные параметры и характеристики, свойства параметров, их взаимосвязь

 
3. Характеристики пешеходных потоков и их взаимосвязь с транспортными потоками Понятие пешеходного потока. Интенсивность пешеходного потока, плотность пешеходного потока, скорость передвижения пешеходов

3. Характеристики пешеходных потоков и их взаимосвязь с транспортными потоками Понятие пешеходного потока. Интенсивность пешеходного потока, плотность пешеходного потока, скорость передвижения пешеходов

 
4. Пешеходные пути, их особенности, структура формирования и основные свойства Общие задачи. Особенности пешеходного движения. Организация движения пешеходов по тротуарам. Виды пешеходных переходов. Организация пешеходных переходов через проезжую часть, варианты их размещения. Треугольник видимости «водитель-пешеход» на наземном пешеходном переходе

4. Пешеходные пути, их особенности, структура формирования и основные свойства Общие задачи. Особенности пешеходного движения. Организация движения пешеходов по тротуарам. Виды пешеходных переходов. Организация пешеходных переходов через проезжую часть, варианты их размещения. Треугольник видимости «водитель-пешеход» на наземном пешеходном переходе

 
5. Основные характеристики улично-дорожной сети и взаимосвязь сочетаний ее отдельных элементов Элементы улично-дорожной сети. Допустимые нормы и порядок сочетания составляющих элементов. Технические требования к числу полос движения, ширине проезжей части, рекомендуемой длине прямых участков, радиусов кривых в плане и профиле, допустимая величина продольного и поперечного уклона

5. Основные характеристики улично-дорожной сети и взаимосвязь сочетаний ее отдельных элементов Элементы улично-дорожной сети. Допустимые нормы и порядок сочетания составляющих элементов. Технические требования к числу полос движения, ширине проезжей части, рекомендуемой длине прямых участков, радиусов кривых в плане и профиле, допустимая величина продольного и поперечного уклона

 
6. Основные методы сбора, анализа и изучения аварийности как основы мероприятий по обеспечению БД методами ОДД Понятие ДТП. Отчетные и не отчетные ДТП. Система сбора и учета ДТП. Учетная карточка ДТП. Формирование банка сведений. Анализ статистического материала. Карта ДТП, линейный график, масштабная схема. Прямые и косвенные потери от ДТП.

6. Основные методы сбора, анализа и изучения аварийности как основы мероприятий по обеспечению БД методами ОДД Понятие ДТП. Отчетные и не отчетные ДТП. Система сбора и учета ДТП. Учетная карточка ДТП. Формирование банка сведений. Анализ статистического материала. Карта ДТП, линейный график, масштабная схема. Прямые и косвенные потери от ДТП.

 
7. Анализ конфликтной загрузки пересечений, установление степени их опасности, основные мероприятия по снижению степени опасности Основная диаграмма транспортного потока. Устойчивое, неустойчивое, предзаторовое и заторовое состояние транспортного потока. Понятие уровня загрузки дороги движением. Связь интенсивности движения со средней скоростью транспортного потока

7. Анализ конфликтной загрузки пересечений, установление степени их опасности, основные мероприятия по снижению степени опасности Основная диаграмма транспортного потока. Устойчивое, неустойчивое, предзаторовое и заторовое состояние транспортного потока. Понятие уровня загрузки дороги движением. Связь интенсивности движения со средней скоростью транспортного потока

 
8. Основные методы ОДД, их назначение и возможное применение в соответствии с дорожно-транспортной ситуацией Направления и способы организации ДД. Типичные способы реализации имеющихся направлений с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуацией, анализ, обоснование и выбор решения.

8. Основные методы ОДД, их назначение и возможное применение в соответствии с дорожно-транспортной ситуацией Направления и способы организации ДД. Типичные способы реализации имеющихся направлений с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуацией, анализ, обоснование и выбор решения.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Понятие о дорожном движении. Система ВАДС. Структура деятельности по обеспечению функционирования системы ВАДС, основы профессиональной деятельности по ОДД
4
 
2
1
2. Транспортный поток и его основные параметры и характеристики, свойства параметров, их взаимосвязь
4
 
3
1
3. Характеристики пешеходных потоков и их взаимосвязь с транспортными потоками Понятие пешеходного потока. Интенсивность пешеходного потока, плотность пешеходного потока, скорость передвижения пешеходов
6
 
4
1
4. Пешеходные пути, их особенности, структура формирования и основные свойства Общие задачи. Особенности пешеходного движения. Организация движения пешеходов по тротуарам. Виды пешеходных переходов. Организация пешеходных переходов через проезжую часть, варианты их размещения. Треугольник видимости «водитель-пешеход» на наземном пешеходном переходе
4
 
5
1
5. Основные характеристики улично-дорожной сети и взаимосвязь сочетаний ее отдельных элементов Элементы улично-дорожной сети. Допустимые нормы и порядок сочетания составляющих элементов. Технические требования к числу полос движения, ширине проезжей части, рекомендуемой длине прямых участков, радиусов кривых в плане и профиле, допустимая величина продольного и поперечного уклона

5
 
6
1
6. Основные методы сбора, анализа и изучения аварийности как основы мероприятий по обеспечению БД методами ОДД Понятие ДТП. Отчетные и не отчетные ДТП. Система сбора и учета ДТП. Учетная карточка ДТП. Формирование банка сведений. Анализ статистического материала. Карта ДТП, линейный график, масштабная схема. Прямые и косвенные потери от ДТП.
4
 
7
1
7. Анализ конфликтной загрузки пересечений, установление степени их опасности, основные мероприятия по снижению степени опасности Основная диаграмма транспортного потока. Устойчивое, неустойчивое, предзаторовое и заторовое состояние транспортного потока. Понятие уровня загрузки дороги движением. Связь интенсивности движения со средней скоростью транспортного потока
4
 
8
1
8. Основные методы ОДД, их назначение и возможное применение в соответствии с дорожно-транспортной ситуацией Направления и способы организации ДД. Типичные способы реализации имеющихся направлений с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуацией, анализ, обоснование и выбор решения.
4
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Понятие о дорожном движении. Система ВАДС. Структура деятельности по обеспечению функционирования системы ВАДС, основы профессиональной деятельности по ОДД
4
1
 
2
2.Транспортный поток и его основные параметры и характеристики, свойства параметров, их взаимосвязь
4
1
 
3
3. Характеристики пешеходных потоков и их взаимосвязь с транспортными потоками Понятие пешеходного потока. Интенсивность пешеходного потока, плотность пешеходного потока, скорость передвижения пешеходов
6
1
 
4
4. Пешеходные пути, их особенности, структура формирования и основные свойства Общие задачи. Особенности пешеходного движения. Организация движения пешеходов по тротуарам. Виды пешеходных переходов. Организация пешеходных переходов через проезжую часть, варианты их размещения. Треугольник видимости «водитель-пешеход» на наземном пешеходном переходе
4
1
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Курсовой проект
КП
 
3
Отчет по лаборатосным работам
Отчет по ЛР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
ПК-2 
Способен создавать условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети
 
 
 
 
ПК-5 
Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-2 Способен создавать условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Организация дорожного движения
x
x
Курсовой проект,Экзамен,Зачет
Основы безопасности дорожного движения
x
x
Экзамен,Зачет
Экологические проблемы на транспорте
x
Экзамен
Дорожно-транспортная экология
x
Экзамен
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-5 Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
 
Организация дорожного движения
x
x
Курсовой проект,Экзамен,Зачет
Правовое регулирование в сфере организации дорожного движения
x
Экзамен
Правовое регулирование в сфере организации перевозок
x
Экзамен
Моделирование дорожного движения
x
Экзамен
Моделирование транспортных процессов
x
Экзамен
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-2 Способен создавать условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.4 Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5 Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения в том числе с помощью имитационного моделирования
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-5.1 Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен анализировать транспортную ситуацию с точки зрения безопасности движения и соответствия действующим нормативным документам

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.2 Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен разрабатывать проекты организации дорожного движения, в том числе с использованием специализированного программного обеспечения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.3 Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять имитационное моделирование для создания модели транспортной ситуации и разработки проектов организации дорожного движения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.4 Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен проектировать и применять технические средства организации дорожного движения для повышения безопасности и пропускной способности улично-дорожной сети

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Транспортный поток и его характеристики.

2. Неравномерность транспортного потока.

3. Понятие «динамический габарит» ТС, его практическое применение.

4. Понятие «динамическая ширина» ТС. ее практическое применение.

5. Скорость движения ТС и потока. Виды скоростей, их использование в практической работе.

6. Оптимизация скоростных режимов

7. Понятие "задержки движения" по отношению к транспортному потоку (ТП).

 
8. Основная диаграмма ТП.

9. Пропускная способность автомобильной дороги.

10. Понятие уровня загрузки дороги движением.

11. Методы определения пропускной способности дороги.

12. Пешеходный поток и его характеристики. Пропускная способность пешеходных путей.

13. Организация движения пешеходов по тротуарам и пешеходным дорожкам

14. Оценка степени опасности объекта УДС.

15. Анализ конфликтных точек.

16. Транспортно-эксплуатационные качества и потребительские свойства УДС, определяющие категорию улицы или дороги

17. Основные характеристики, определяющие условия движения и устанавливающие задачи организации движения

18. Плотность УДС. Ее достоинства и недостатки. Коэффициент непрямолинейности

19. Существующие геометрические схемы УДС. Характерные особенности каждой из них.

20. Изохроны. Их предназначенные и практическое использование

21. Классификация проектов организации движения. Их характеристика.

22. Элементы анализа ДТС.

23. Классификация дорожных знаков. Назначение и основные условия применения.

24. Классификация дорожной разметки. Назначение и основные условия применения.

25. Размещение средств ТСОД на перекрестке.

26. Основные методические направления ОДД.

27. Методы разделения движения во времени.

28. Методы разделения движения в пространстве. Улицы пассажирского и грузового движения.

29. ОДД на перекрестках

30. Организация кругового движения на пересечениях. Применение элементов канализированного движения.

31. Успокоение движения транспортных средств. Цель и решаемые задачи

32. Канализирование движения на перегонах и перекрестках. Виды, средства реализации.

33. Разделение движения в разных уровнях. Условие введения транспортных развязок.

34. Особенности организации маршрутного ориентирования.

35. Условия размещения остановочных пунктов МПТ. Необходимые условия для размещения остановочных пунктов МПТ.

36. Специализация полос. Виды, способы, средства реализации.

37. Организация одностороннего движения ТС. Достоинства и недостатки метода с учетом существующих схем построения УДС.

38. Реверсивное движение. Условия введения, приемы и средства реализации.

39. Организация пешеходных и жилых зон. Транспортно-пешеходные улицы

40. Особенности организации движения маршрутного пассажирского транспорта.

41. Виды стоянок ТС. Особенности их организации и эксплуатации.

42. Перехватывающие парковки. Необходимые условия их организации.

43. Основные методы исследования ДД. Мероприятия, проводимые в ходе исследований ДД, их достоинства и недостатки

44. Направления возможного использования результатов исследования состояния УДС, условий движения транспортных и пешеходных потоков.

45. Определение понятия ДТП. Анализа статистики аварийности. Понятие отчетной и не отчетной статистики аварийности

46. Виды статистической отчетности аварийности. Количественные показатели аварийности

47. Карта ДТП, линейный графика ДТП, масштабная схема ДТП на перекрестке. Очаги аварийности

48. Конфликтные ситуации, конфликтные точки. Показатель опасности и сложность пересечения

49. Временные автомобильные стоянки. Классификация. Рекомендации по их

 
организации.

50. Нормативные требования к назначению стояночных мест ТС. Признаки вместимости стоянок

51. Особенности движения в темное время суток. Условия обеспечения БД ночью.

52. Искусственное освещение на УДС. Основные требования и рекомендации по его применению

53. Меры по организации ДД и повышения БД в зимних условиях. Ледовые переправы и зимники

54. Специфика движения транспортных средств в горной местности. Мероприятия по повышению безопасности движения автомобилей

55. Мероприятия по организации движения автомобильного транспорта в зоне железнодорожных переездов

56. Организация движения в местах производства ремонтных работ на проезжей части. Создание необходимых условий для безопасного движения пешеходов

57. Заторовые ситуации транспортных потоков. Оперативная организация движения, условия ее введение и предназначение

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Вопросы устного опроса

1. Транспортный поток и его характеристики.

2. Неравномерность транспортного потока.

3. Понятие «динамический габарит» ТС, его практическое применение.

4. Понятие «динамическая ширина» ТС. ее практическое применение.

5. Скорость движения ТС и потока. Виды скоростей, их использование в практической работе.

6. Оптимизация скоростных режимов

7. Понятие "задержки движения" по отношению к транспортному потоку (ТП).

8. Основная диаграмма ТП.

9. Пропускная способность автомобильной дороги.

10. Понятие уровня загрузки дороги движением.

11. Методы определения пропускной способности дороги.

12. Пешеходный поток и его характеристики. Пропускная способность пешеходных путей.

13. Организация движения пешеходов по тротуарам и пешеходным дорожкам

14. Оценка степени опасности объекта УДС.

15. Анализ конфликтных точек.

16. Транспортно-эксплуатационные качества и потребительские свойства УДС, определяющие категорию улицы или дороги

17. Основные характеристики, определяющие условия движения и устанавливающие задачи организации движения

18. Плотность УДС. Ее достоинства и недостатки. Коэффициент непрямолинейности

19. Существующие геометрические схемы УДС. Характерные особенности каждой из них.

20. Изохроны. Их предназначенные и практическое использование

21. Классификация проектов организации движения. Их характеристика.

22. Элементы анализа ДТС.

23. Классификация дорожных знаков. Назначение и основные условия применения.

 
24. Классификация дорожной разметки. Назначение и основные условия применения.

25. Размещение средств ТСОД на перекрестке.

26. Основные методические направления ОДД.

27. Методы разделения движения во времени.

28. Методы разделения движения в пространстве. Улицы пассажирского и грузового движения.

29. ОДД на перекрестках

30. Организация кругового движения на пересечениях. Применение элементов канализированного движения.

31. Успокоение движения транспортных средств. Цель и решаемые задачи

32. Канализирование движения на перегонах и перекрестках. Виды, средства реализации.

33. Разделение движения в разных уровнях. Условие введения транспортных развязок.

34. Особенности организации маршрутного ориентирования.

35. Условия размещения остановочных пунктов МПТ. Необходимые условия для размещения остановочных пунктов МПТ.

36. Специализация полос. Виды, способы, средства реализации.

37. Организация одностороннего движения ТС. Достоинства и недостатки метода с учетом существующих схем построения УДС.

38. Реверсивное движение. Условия введения, приемы и средства реализации.

39. Организация пешеходных и жилых зон. Транспортно-пешеходные улицы

40. Особенности организации движения маршрутного пассажирского транспорта.

41. Виды стоянок ТС. Особенности их организации и эксплуатации.

42. Перехватывающие парковки. Необходимые условия их организации.

43. Основные методы исследования ДД. Мероприятия, проводимые в ходе исследований ДД, их достоинства и недостатки

44. Направления возможного использования результатов исследования состояния УДС, условий движения транспортных и пешеходных потоков.

45. Определение понятия ДТП. Анализа статистики аварийности. Понятие отчетной и не отчетной статистики аварийности

46. Виды статистической отчетности аварийности. Количественные показатели аварийности

47. Карта ДТП, линейный графика ДТП, масштабная схема ДТП на перекрестке. Очаги аварийности

48. Конфликтные ситуации, конфликтные точки. Показатель опасности и сложность пересечения

49. Временные автомобильные стоянки. Классификация. Рекомендации по их организации.

50. Нормативные требования к назначению стояночных мест ТС. Признаки вместимости стоянок

51. Особенности движения в темное время суток. Условия обеспечения БД ночью.

52. Искусственное освещение на УДС. Основные требования и рекомендации по его применению

53. Меры по организации ДД и повышения БД в зимних условиях. Ледовые переправы и зимники

54. Специфика движения транспортных средств в горной местности. Мероприятия по повышению безопасности движения автомобилей

55. Мероприятия по организации движения автомобильного транспорта в зоне железнодорожных переездов

56. Организация движения в местах производства ремонтных работ на проезжей части. Создание необходимых условий для безопасного движения пешеходов

57. Заторовые ситуации транспортных потоков. Оперативная организация движения, условия ее введение и предназначение

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1 Ковалев, В.П. Обеспечение безопасности дорожного движения: практическое пособие / В.П. Ковалев. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2011. – 320с. 2 Горев, А. Э. Теория транспортных процессов и систем: учебник для  бакалавриата / А. Э. Горев. – 2-е изд., испр. и доп.   – М.: Издательство Юрайт, 2016. -217с. 3 Бадагуев, Б.Т. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения): учебное пособие / Б.Т. Бадагуев. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2012. – 240с. 4 Развитие и современное состояние работ по организации дорожного движения: Учебное пособие / Кораблев Р.А. - Воронеж:ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2016. - 766 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/858486. б) дополнительная литература 1 Новизенцев В.В. Скорость и безопасность дорожного движения. - М.: МАДИ, 2011. - 154 с. 2 Маркиянов В.В. Управление безопасностью дорожного движения. Учебно- методический комплекс/ В.В.Маркиянов, Н.И.Кошкин. - Чебоксары: Волжский филиал ГОУ ВПО МАДИ (ГТУ), 2009. – 113 с. 3 Организация движения: конспект лекций / О.А. Егоров, И.Д. Григорьев. – Чебоксары: Волжский филиал МАДИ, 2013. – 132с. в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы 1. Научная электронная библиотека. Режим доступа - http://elibrary.ru/projects/events/event nti 07 program/fsp
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. ЭБС Book.ru
 
3. Университетская библиотека онлайн  www.biblioclub.ru
 
4. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
303
Учебная мебель: учебная доска, стол ученический (8 шт), стол компьютерный (7 шт), стол 1 тумбовый, стулья -24 шт.

Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое

 
планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

 
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
Старший преподаватель ЭиТТП,  Маркиянов В.В
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .