ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).
Введение
Цели и задачи экспертизы
Расчеты движения автомобиля: равномерное движение, торможение двигателем, накат
Торможение автомобиля при постоянном коэффициенте сцепления
Торможение автомобиля при переменном коэффициенте сцепления. Параметры движения пешехода
Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием
Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным препятствием
Наезд на пешехода при ограниченной видимости
Наезд на пешехода, двигающегося под любым углом
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Концептуальные основы общей теории судебной экспертизы
2. Особенности расчета криволинейного движения автомобиля.
3. Предмет судебной экспертизы. Основные этапы расследования ДТП
4. Методы экспертной деятельности: анализ, синтез, обобщение
5. Язык общей теории судебной экспертизы
6. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» №73-ФЗ
7. Принципы общей теории судебной экспертизы
8. Задачи общей теории судебной экспертизы
9. Задачи практической экспертной деятельности (вопросы, решаемые экспертом)
10. Субъекты судебно-экспертной деятельности
11. Объекты судебно-экспертной деятельности
12. Систематизация методов научного и экспертного исследования
13. Классификация экспертных методов
14. Моделирование, как экспертный метод
15. Систематизация и классификация знаний в судебной экспертизе. Понятие экспертной систематизации.
16. Математизация в экспертной деятельности
17. Роль информационных технологий в экспертной деятельности
18. Процесс экспертного исследования и его стадии
19. Содержание и структура заключения эксперта
20. Оценка заключения эксперта. Место заключения эксперта в доказывании по уголовному делу
21. Судебный эксперт, его процессуальный статус и компетенция
22. Порядок назначения экспертизы, виды экспертиз
23. Регламентация экспертизы в УПК РФ
24. Регламентация экспертизы в в кодексе об административных правонарушениях РФ
26. Регламентация экспертизы в КоАП РФ
27. Следственный эксперимент, его роль в восстановлении механизма ДТП
28. Методология судебной экспертизы
29. Исходные данные для судебной экспертизы
30. Общее начало назначения экспертизы. Постановление о назначении экспертизы.
31. Установление технической неисправности ТС при движении. Определение возможности обнаружения
32. Специалист судебной экспертизы.
33. Особенности возбуждения уголовного дела по ДТП и осмотре места происшествия. Роль эксперта в осмотре места ДТП
34. Осмотр места происшествия. Особенности составления схем ДТП (составление схем с помощью базовых линий)
35. Особенности проведения следственного эксперимента с целью получения исходных данных для производства экспертизы (скорости движения пешеходов и транспортных средств, замедления, видимости)
36. Экспертное исследование пути и времени обгона транспортных средств с постоянной скоростью.
37. Экспертное исследование пути и времени обгона транспортных средств с постоянным ускорением и замедлением.
38. .
39. Критические скорости движения автомобиля по условиям видимости в направлении движения.
40. Экспертное исследование этапов взаимодействия. Реконструкция удара.
41. Деформация и потеря энергии при ударе. Виды основных затрат кинетической энергии.
42. Определение скорости транспортных средств в процессе торможения с заносом и разворотом.
43. Основные положения теории движения автомобиля. Динамические характеристики автомобиля
44. Время реакции водителя. Учёт времени реакции водителя при решении технической возможности предотвратить ДТП.
45. Анализ маневра автомобиля. (понятия поворот, разворот, обгон)
46. Методика определения характера и направления движения транспортных средств после столкновения.
47. Методика определения скорости транспортных средств при столкновениях.
48. Движение транспортных средств на уклонах. Методика определения угла продольного уклона дороги.
49. Расчётные методы определения пути и времени торможения автомобиля. Составить диаграмму нарастания замедления при торможении.
50. Критические скорости движения автомобиля по условиям устойчивости и видимости для водителя в направлении движения.
51. Расчёт движения пешехода. Методы определения скорости движения пешехода.
52. Расчёт движения автомобиля. Определение времени движения автомобиля в процессе ДТП.
53. Расчёт движения автомобиля. Определение дистанции между попутными транспортными средствами.
54. Дорожные условия в автотехнической экспертизе. Определение коэффициента сцепления шин с дорогой.
55. Дайте определение видимости. Обзорность и её влияние на причины возникновения ДТП.
56. Расчет технической возможности предотвращения наезда на пешехода
Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:
1. Владеть методикой экспертного анализа технического состояния транспортных средств
3. Проверять показания подозреваемого, потерпевшего на месте ДТП.
4. Использовать критерии переносимости длительно-действующих и ударных перегрузок
5. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при неограниченной видимости и обзорности
6. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием
7. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при обзорности, ограниченной движущимся препятствием
8. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при ограниченной видимости.
9. Владеть методикой анализа наезда на неподвижное препятствие. Объезд препятствия
10. Владеть методикой анализа столкновения автомобилей. Классификация столкновений
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы для проведения устного / письменного опроса
1. Основные этапы развития экспертизы.
2. Роль автотехнической экспертизы в повышении безопасности дорожного движения.
3. Цель и задачи экспертизы.
4. Объект и предмет экспертизы.
5. Классификация экспертиз по назначению, составу участников, времени производства.
6. Организация экспертизы в РФ.
7. Закон РФ об экспертной деятельности.
8. Компетенция права и обязанности эксперта-автотехника.
9. Основные документы, регламентирующие деятельность эксперта.
10. Виды расследований и основные этапы расследования ДТП.
11. Участие эксперта-автотехника в осмотре места происшествия.
12. Методика и аппаратура, применяемая для осмотра места происшествия и фиксации данных осмотра места происшествия.
13. Исходные данные для производства экспертизы, их характеристика.
14. Методы проведения следственных экспериментов и экспериментальных исследований с целью получения недостающих исходных данных для производства экспертизы.
15. Основные этапы производства экспертизы.
16. Составление и оформление заключения автотехнического эксперта.
17. Расчет движения автомобиля.
18. Определение скорости, времени и пути движения автомобиля в процессе ДТП.
19. Особенности расчета криволинейного движения автомобиля.
20. Критические скорости движения автомобиля по условиям устойчивости и управляемости, видимости для водителя дороги в направлении движения.
21. Расчет движения пешехода.
22. Методы определения скорости пешехода.
23. Следственный эксперимент по определению скорости пешехода.
24. Статистический метод выбора скорости движения пешехода.
25. Классификация наездов на пешехода при неограниченной видимости и обзорности, при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием, при обзорности, ограниченной движущимся препятствием.
27. Наезд на пешехода при ограниченной видимости в темное время суток в свете фар.
28. Техническая возможность предотвращения наезда на пешехода в условиях ограниченной видимости.
29. Анализ маневра автомобиля.
30. Криволинейное движение автомобиля.
31. Экспертное исследование возникновения заноса и опрокидывания автомобиля.
32. Анализ столкновения автомобилей. Классификация столкновений.
33. Исходные данные, необходимые для исследования механизма столкновения автомобилей.
34. Понятие о трасологическом анализе столкновения.
35. Расчет параметров различных видов столкновения автомобилей.
36. Автоматизация труда эксперта.
37. Необходимость и возможность автоматизации экспертных исследований.
38. Роль эксперта при автоматизированных расчетах.
39. Методика экспертного анализа технического состояния транспортных средств.
40. Цель, задачи и особенности экспертного исследования транспортных средств.
41. Понятие о технико-диагностическом анализе транспортных средств.
42. Установление технической неисправности, времени и причины ее возникновения.
43. Определение возможности своевременного обнаружения неисправности.
44. Связь обнаруженной неисправности с возникновением ДТП.
45. Возможности предотвращения ДТП при наличии неисправности.
46. Оценка действий участников ДТП на соответствие требованиям Правил дорожного движения, а также иных лиц, причастных к ДТП на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих требования к безопасности дорожного движения.
47. Установление причинной связи между несоответствием действий участников ДТП и причастных к нему лиц требованиям нормативных документов и наступившими последствиями
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,
(16 посадочных места).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.