2024-2025_z23_03_01ОБ_2022_ФЗО_plx_Экспертный анализ дорожно-транспортных происшествий_Организация и безопасность движения
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.07 Экспертный анализ дорожно-транспортных происшествий
23.03.01 Технология транспортных процессов
Организация и безопасность движения
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
 
ПК-3.2 Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
 
ПК-3.3 Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
ПК-3 
Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 8 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Экспертный анализ ДТП
 
1.1
Введение Цель и задачи дисциплины, ее практическая направленность, связь с другими дисциплинами. Экспертиза ДТП, основные понятия. Классификация ДТП. Механизм дорожно-транспортного происшествия. Фазы ДТП. Виды экспертизы
0,5
0
0
14,25
14,75
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.2
Цели и задачи экспертизы. Исходные материалы к выполнению экспертизы. Постановление о назначении экспертизы. Протокол осмотра места ДТП. Схема ДТП. Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС. Справка по ДТП. Этапы экспертизы
0,5
0
0
14
14,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.3
Расчеты движения автомобиля: равномерное движение, торможение двигателем, накат. Расчет движения автомобиля. Определение скорости, времени и пути движения автомобиля в процессе ДТП. Особенности расчета криволинейного движения автомобиля. Критические скорости движения автомобиля по условиям устойчивости и управляемости, видимости для водителя дороги в направлении движения
1
0
0
14
15
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.4
Торможение автомобиля при постоянном коэффициенте сцепления. Торможение при небольшом сопротивлении дороги. Процесс экстренного торможения автомобиля. Время запаздывания тормозного привода. Время нарастания замедления. Коэффициент сцепления. Остановочное время автомобиля. Торможение при повышенном сопротивлении дороги
1
0
0
14
15
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.5
Торможение автомобиля при переменном коэффициенте сцепления. Параметры движения пешехода. Торможение при переменном коэффициенте сцепления. Торможение автомобиля без блокировки колес. Коэффициентом распределения тормозной силы. Параметры движения пешехода
1
0
0
15
16
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.6
Безопасные скорости автомобиля. Первая безопасная скорость. Вторая безопасная скоростью автомобиля. Третья безопасная скорость автомобиля. Четвертая безопасная скорость автомобиля. Пятая безопасная скорость автомобиля
0
0
1
15
16
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.7
Безопасные скорости пешехода Влияние пешехода на ДТП. Первая безопасная скорость пешехода. Вторая безопасная скорость пешехода. Анализ безопасных скоростей пешехода
0
0
1
15
16
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.8
Классификация наездов на пешехода и их расследование Классификация наездов на пешехода. Понятия видимости и обзорности. Расследование наездов на пешехода
0
0
1
15
16
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.9
Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности при движении автомобиля с постоянной скоростью. Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности при движении автомобиля с экстренным торможением
0
0
1
15
19,75
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.10
Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием Общая характеристика наезда на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием. Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием без торможения. Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием с торможением
1
0
0
17,5
18,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.11
Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным препятствием. Общая характеристика наезда на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным препятствием. Расчет наезда на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным встречным препятствием. Расчет наезда на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным попутным препятствием
1
0
1
17
19
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.12
Наезд на пешехода при ограниченной видимости Общая характеристика наезда на пешехода при ограниченной видимости. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости в процессе торможения
1
0
1
18
20
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.13
Наезд на пешехода, двигающегося под любым углом Общая характеристика и расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости с применением торможения. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости с применением торможения, дополнительное расследование. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости с применением торможения, дополнительное расследование при встречном косом столкновении
1
0
1
18
20
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.14
Методика анализа маневра автомобиля. Виды маневров и их расчет при анализе ДТП Критические скорости автомобиля. Определение радиуса закругления и радиуса поворота. Виды маневров автомобиля. Объезд пешехода автомобилем в аварийной ситуации
0
0
1
18
19
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.15
Положения теории удара. Методика анализа наезда автомобиля на неподвижное препятствие
0
0
1
18
19
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.16
Столкновение автомобилей. Методика анализа наезда автомобиля на стоящий автомобиль. Методика анализа столкновения автомобилей под углом Общая характеристика и классификация столкновений автомобилей. Методика анализа столкновения автомобилей под углом
0
0
1
18
29,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
8
0
10
255,75
288
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
 
ПК-3.2 Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
 
ПК-3.3 Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
ПК-3 
Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 5 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
18
10
4
288
21
255,75
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
8
2
8
8
Практические занятия (Пр)
10
10
2
10
10
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,75
1,75
1,75
Контактная работа в семестре (КС)
1,25
1,25
1,25
Другие виды самостоятельной работы
255,75
255,75
Контактная работа
Контроль, всего:
11,25
11,25
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
288
288
Общая трудоемкость, З.Е.
8
8
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Экспертный анализ ДТП
 
1.1
Введение Цель и задачи дисциплины, ее практическая направленность, связь с другими дисциплинами. Экспертиза ДТП, основные понятия. Классификация ДТП. Механизм дорожно-транспортного происшествия. Фазы ДТП. Виды экспертизы
0,5
0
0
14,25
14,75
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.2
Цели и задачи экспертизы. Исходные материалы к выполнению экспертизы. Постановление о назначении экспертизы. Протокол осмотра места ДТП. Схема ДТП. Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС. Справка по ДТП. Этапы экспертизы
0,5
0
0
14
14,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.3
Расчеты движения автомобиля: равномерное движение, торможение двигателем, накат. Расчет движения автомобиля. Определение скорости, времени и пути движения автомобиля в процессе ДТП. Особенности расчета криволинейного движения автомобиля. Критические скорости движения автомобиля по условиям устойчивости и управляемости, видимости для водителя дороги в направлении движения
1
0
0
14
15
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.4
Торможение автомобиля при постоянном коэффициенте сцепления. Торможение при небольшом сопротивлении дороги. Процесс экстренного торможения автомобиля. Время запаздывания тормозного привода. Время нарастания замедления. Коэффициент сцепления. Остановочное время автомобиля. Торможение при повышенном сопротивлении дороги
1
0
0
14
15
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.5
Торможение автомобиля при переменном коэффициенте сцепления. Параметры движения пешехода. Торможение при переменном коэффициенте сцепления. Торможение автомобиля без блокировки колес. Коэффициентом распределения тормозной силы. Параметры движения пешехода
1
0
0
15
16
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.6
Безопасные скорости автомобиля. Первая безопасная скорость. Вторая безопасная скоростью автомобиля. Третья безопасная скорость автомобиля. Четвертая безопасная скорость автомобиля. Пятая безопасная скорость автомобиля
0
0
1
15
16
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.7
Безопасные скорости пешехода Влияние пешехода на ДТП. Первая безопасная скорость пешехода. Вторая безопасная скорость пешехода. Анализ безопасных скоростей пешехода
0
0
1
15
16
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.8
Классификация наездов на пешехода и их расследование Классификация наездов на пешехода. Понятия видимости и обзорности. Расследование наездов на пешехода
0
0
1
15
16
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.9
Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности при движении автомобиля с постоянной скоростью. Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности при движении автомобиля с экстренным торможением
0
0
1
15
19,75
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.10
Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием Общая характеристика наезда на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием. Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием без торможения. Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием с торможением
1
0
0
17,5
18,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.11
Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным препятствием. Общая характеристика наезда на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным препятствием. Расчет наезда на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным встречным препятствием. Расчет наезда на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным попутным препятствием
1
0
1
17
19
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.12
Наезд на пешехода при ограниченной видимости Общая характеристика наезда на пешехода при ограниченной видимости. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости в процессе торможения
1
0
1
18
20
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.13
Наезд на пешехода, двигающегося под любым углом Общая характеристика и расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости с применением торможения. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости с применением торможения, дополнительное расследование. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости с применением торможения, дополнительное расследование при встречном косом столкновении
1
0
1
18
20
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.14
Методика анализа маневра автомобиля. Виды маневров и их расчет при анализе ДТП Критические скорости автомобиля. Определение радиуса закругления и радиуса поворота. Виды маневров автомобиля. Объезд пешехода автомобилем в аварийной ситуации
0
0
1
18
19
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.15
Положения теории удара. Методика анализа наезда автомобиля на неподвижное препятствие
0
0
1
18
19
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.16
Столкновение автомобилей. Методика анализа наезда автомобиля на стоящий автомобиль. Методика анализа столкновения автомобилей под углом Общая характеристика и классификация столкновений автомобилей. Методика анализа столкновения автомобилей под углом
0
0
1
18
29,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
8
0
10
255,75
288
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение Цель и задачи дисциплины, ее практическая направленность, связь с другими дисциплинами. Экспертиза ДТП, основные понятия. Классификация ДТП. Механизм дорожно-транспортного происшествия. Фазы ДТП. Виды экспертизы

Введение

 
Цели и задачи экспертизы. Исходные материалы к выполнению экспертизы. Постановление о назначении экспертизы. Протокол осмотра места ДТП. Схема ДТП. Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС. Справка по ДТП. Этапы экспертизы

Цели и задачи экспертизы

 
Расчеты движения автомобиля: равномерное движение, торможение двигателем, накат. Расчет движения автомобиля. Определение скорости, времени и пути движения автомобиля в процессе ДТП. Особенности расчета криволинейного движения автомобиля. Критические скорости движения автомобиля по условиям устойчивости и управляемости, видимости для водителя дороги в направлении движения

Расчеты движения автомобиля: равномерное движение, торможение двигателем, накат

 
Торможение автомобиля при постоянном коэффициенте сцепления. Торможение при небольшом сопротивлении дороги. Процесс экстренного торможения автомобиля. Время запаздывания тормозного привода. Время нарастания замедления. Коэффициент сцепления. Остановочное время автомобиля. Торможение при повышенном сопротивлении дороги

Торможение автомобиля при постоянном коэффициенте сцепления

 
Торможение автомобиля при переменном коэффициенте сцепления. Параметры движения пешехода. Торможение при переменном коэффициенте сцепления. Торможение автомобиля без блокировки колес. Коэффициентом распределения тормозной силы. Параметры движения пешехода

Торможение автомобиля при переменном  коэффициенте сцепления. Параметры движения пешехода

 
Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием Общая характеристика наезда на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием. Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием без торможения. Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием с торможением

Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием

 
Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным препятствием. Общая характеристика наезда на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным препятствием. Расчет наезда на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным встречным препятствием. Расчет наезда на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным попутным препятствием

Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным препятствием

 
Наезд на пешехода при ограниченной видимости Общая характеристика наезда на пешехода при ограниченной видимости. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости в процессе торможения

Наезд на пешехода при ограниченной видимости

 
Наезд на пешехода, двигающегося под любым углом Общая характеристика и расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости с применением торможения. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости с применением торможения, дополнительное расследование. Расчет наезда на пешехода при ограниченной видимости с применением торможения, дополнительное расследование при встречном косом столкновении

Наезд на пешехода, двигающегося под любым углом

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Безопасные скорости автомобиля
1
 
2
1
Безопасные скорости пешехода
1
 
3
1
Классификация наездов на пешехода и их расследование
1
 
4
1
Наезд на пешехода при неограниченной видимости и обзорности
1
 
5
1
Наезд на пешехода при обзорности, ограниченной подвижным препятствием
1
 
6
1
Наезд на пешехода при ограниченной видимости
1
 
7
1
Наезд на пешехода, двигающегося под любым углом
1
 
8
1
Методика анализа маневра автомобиля. Виды маневров и их расчет при анализе ДТП
1
 
9
1
Положения теории удара. Методика анализа наезда автомобиля на неподвижное препятствие
1
 
10
1
Столкновение автомобилей. Методика анализа наезда автомобиля на стоящий автомобиль. Методика анализа столкновения автомобилей под углом
1
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
письменный опрос
ПО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-3 
Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-3 Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Экспертный анализ дорожно-транспортных происшествий
x
Экзамен,Зачет с оценкой
Транспортная психология
x
Экзамен
 
Психологические качества водителя
x
Экзамен
Теория автомобиля
x
Экзамен
Динамика автомобиля
x
Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-3 Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1. Концептуальные основы общей теории судебной экспертизы

2. Особенности расчета криволинейного движения автомобиля.

3. Предмет судебной экспертизы. Основные этапы расследования ДТП

4. Методы экспертной деятельности: анализ, синтез, обобщение

5. Язык общей теории судебной экспертизы

6. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» №73-ФЗ

7. Принципы общей теории судебной экспертизы

8. Задачи  общей теории судебной экспертизы

9. Задачи практической экспертной деятельности (вопросы, решаемые экспертом)

10. Субъекты судебно-экспертной  деятельности

11. Объекты судебно-экспертной  деятельности

12. Систематизация методов научного и экспертного исследования

13. Классификация экспертных методов

14. Моделирование, как экспертный метод

15. Систематизация и классификация знаний в судебной экспертизе. Понятие экспертной систематизации.

16. Математизация в экспертной деятельности

17. Роль информационных технологий в экспертной деятельности

18. Процесс экспертного исследования и его стадии

19. Содержание и структура заключения эксперта

20. Оценка заключения эксперта. Место заключения эксперта в доказывании по уголовному делу

21. Судебный эксперт, его процессуальный статус и компетенция

22. Порядок назначения экспертизы, виды экспертиз

23. Регламентация экспертизы в УПК РФ

24. Регламентация экспертизы в в кодексе об административных правонарушениях РФ

 
25. Регламентация экспертизы в ГПК РФ

26. Регламентация экспертизы в КоАП РФ

27. Следственный эксперимент, его роль в восстановлении механизма ДТП

28. Методология судебной экспертизы

29. Исходные данные для судебной экспертизы

30. Общее начало назначения экспертизы. Постановление о назначении экспертизы.

31. Установление технической неисправности ТС при движении. Определение возможности обнаружения

32. Специалист судебной экспертизы.

33. Особенности возбуждения уголовного дела по ДТП и осмотре места происшествия. Роль эксперта в осмотре места ДТП

34. Осмотр места происшествия. Особенности составления схем ДТП (составление схем с помощью базовых линий)

35. Особенности проведения следственного эксперимента с целью получения исходных данных для производства экспертизы (скорости движения пешеходов и транспортных средств, замедления, видимости)

36. Экспертное исследование пути и времени обгона транспортных средств с постоянной скоростью.

37. Экспертное исследование пути и времени обгона транспортных средств с постоянным ускорением и замедлением.

38. .

39. Критические скорости движения автомобиля по условиям видимости в направлении движения.

40. Экспертное исследование этапов взаимодействия. Реконструкция удара.

41. Деформация и потеря энергии при ударе. Виды основных затрат кинетической энергии.

42. Определение скорости транспортных средств в процессе торможения с заносом и разворотом.

43. Основные положения теории движения автомобиля. Динамические характеристики автомобиля

44. Время реакции водителя. Учёт времени реакции водителя при решении технической возможности предотвратить ДТП.

45. Анализ маневра автомобиля. (понятия поворот, разворот, обгон)

46. Методика определения характера и направления движения транспортных средств после столкновения.

47. Методика определения скорости транспортных средств при столкновениях.

48. Движение транспортных средств на уклонах. Методика определения угла продольного уклона дороги.

49. Расчётные методы определения пути и времени торможения автомобиля. Составить диаграмму нарастания замедления при торможении.

50. Критические скорости движения автомобиля по условиям устойчивости и видимости для водителя в направлении движения.

51. Расчёт движения пешехода. Методы определения скорости движения пешехода.

52. Расчёт движения автомобиля. Определение времени движения автомобиля в процессе ДТП.

53. Расчёт движения автомобиля. Определение дистанции между попутными транспортными средствами.

54. Дорожные условия в автотехнической экспертизе. Определение коэффициента сцепления шин с дорогой.

55. Дайте определение видимости. Обзорность и её влияние на причины возникновения ДТП.

56. Расчет технической возможности предотвращения наезда на пешехода

Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:

1. Владеть методикой экспертного анализа технического состояния транспортных средств

 
2. Определять тяжесть травмирования в зависимости типов АТС

3. Проверять показания подозреваемого, потерпевшего на месте ДТП.

4. Использовать критерии переносимости длительно-действующих и ударных перегрузок

5. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при неограниченной видимости и обзорности

6. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием

7. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при обзорности, ограниченной движущимся препятствием

8. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при ограниченной видимости.

9. Владеть методикой анализа наезда на неподвижное препятствие. Объезд препятствия

10. Владеть методикой анализа столкновения автомобилей. Классификация столкновений

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы для проведения устного / письменного опроса

1. Основные этапы развития экспертизы.

2. Роль автотехнической экспертизы в повышении безопасности дорожного движения.

3. Цель и задачи экспертизы.

4. Объект и предмет экспертизы.

5. Классификация экспертиз по назначению, составу участников, времени производства.

6. Организация экспертизы в РФ.

7. Закон РФ об экспертной деятельности.

8. Компетенция права и обязанности эксперта-автотехника.

9. Основные документы, регламентирующие деятельность эксперта.

10. Виды расследований и основные этапы расследования ДТП.

11. Участие эксперта-автотехника в осмотре места происшествия.

12. Методика и аппаратура, применяемая для осмотра места происшествия и фиксации данных осмотра места происшествия.

13. Исходные данные для производства экспертизы, их характеристика.

14. Методы проведения следственных экспериментов и экспериментальных исследований с целью получения недостающих исходных данных для производства экспертизы.

15. Основные этапы производства экспертизы.

16. Составление и оформление заключения автотехнического эксперта.

17. Расчет движения автомобиля.

18. Определение скорости, времени и пути движения автомобиля в процессе ДТП.

19. Особенности расчета криволинейного движения автомобиля.

20. Критические скорости движения автомобиля по условиям устойчивости и управляемости, видимости для водителя дороги в направлении движения.

21. Расчет движения пешехода.

22. Методы определения скорости пешехода.

23. Следственный эксперимент по определению скорости пешехода.

24. Статистический метод выбора скорости движения пешехода.

25. Классификация наездов на пешехода при неограниченной видимости и обзорности, при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием, при обзорности, ограниченной движущимся препятствием.

 
26. Техническая возможность предотвращения наезда на пешехода.

27. Наезд на пешехода при ограниченной видимости в темное время суток в свете фар.

28. Техническая возможность предотвращения наезда на пешехода в условиях ограниченной видимости.

29. Анализ маневра автомобиля.

30. Криволинейное движение автомобиля.

31. Экспертное исследование возникновения заноса и опрокидывания автомобиля.

32. Анализ столкновения автомобилей. Классификация столкновений.

33. Исходные данные, необходимые для исследования механизма столкновения автомобилей.

34. Понятие о трасологическом анализе столкновения.

35. Расчет параметров различных видов столкновения автомобилей.

36. Автоматизация труда эксперта.

37. Необходимость и возможность автоматизации экспертных исследований.

38. Роль эксперта при автоматизированных расчетах.

39. Методика экспертного анализа технического состояния транспортных средств.

40. Цель, задачи и особенности экспертного исследования транспортных средств.

41. Понятие о технико-диагностическом анализе транспортных средств.

42. Установление технической неисправности, времени и причины ее возникновения.

43. Определение возможности своевременного обнаружения неисправности.

44. Связь обнаруженной неисправности с возникновением ДТП.

45. Возможности предотвращения ДТП при наличии неисправности.

46. Оценка действий участников ДТП на соответствие требованиям Правил дорожного движения, а также иных лиц, причастных к ДТП на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих требования к безопасности дорожного движения.

47. Установление причинной связи между несоответствием действий участников ДТП и причастных к нему лиц требованиям нормативных документов и наступившими последствиями

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная 1. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах. Учебное пособие для вузов / Ю.Я. Комаров, С.В. Ганзин, Р.А, Жирков/Под общей редакцией Ю.Я. 2. Комарова, Н.К. Клепика. – М.: Горячая линия -Телеком, 2012 – 290 с. Домке, Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник / Э.Р. Домке. – М.: Изд-во «Академия», 2012. – 288с. 3. Яхьяев Н.Я. Безопасность транспортных средств: учебник / Н.Я. Яхьяев. - М.: Изд-во "Академия", 2011. - 432с. 4. Заложных, В.М. Экономическая оценка последствий дорожно-транспортных происшествий / В.М. Заложных. – Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2011. – 135 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142301 (дата обращения: 16.10.2019). – Текст : электронный. б) дополнительная: 1. Яхьяев Н.Я. Основы теории надежности и диагностика: учебник / Н.Я. Яхьяев, А.В. Кораблин. - М.: Изд-во "Академия, 2009. - 256с. 2. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Методические указания по курсовому проектированию для студентов / Составители: Осокин С.А., Кустикова Т.В. - Чебоксары: Волжский филиал ГОУ ВПО МАДИ (ГТУ), 2008. – 35 с. 3. Волгин В.В. Беспроводная диагностика неисправностей легковых автомобилей. - СПб.: Питер, 2011. - 160с. 4. Ковалев В.П. Обеспечение безопасности дорожного движения: практическое пособие. - М.: Изд-во "Альфа-Пресс", 2011. - 320с
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
303
Учебная мебель: учебная доска, стол ученический (8 шт), стол компьютерный (7 шт), стол 1 тумбовый, стулья -24 шт.

Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,

 
3
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это

 
произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое

 
внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ЭиТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .