ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение практической работы .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Значение государственного управления в области транспорта. Общая структура. Основные понятия и термины, содержащиеся в государственном управлении.
Права и обязанности участников управления. Документы, которые используются при управлении.
Определение перевозок. Значение перевозок. Классификация перевозок. Требования к организации перевозок.
Виды транспортных договоров. Специфика составления транспортных договоров.
Значение и специфика перевозок отдельными видами транспорта. Морской транспорт. Сухопутный транспорт. Наземный транспорт. Воздушный транспорт. Автомобили. Преимущества и недостатки каждого вида транспорта. Перевозки грузов и пассажиров. Перевозки внутри страны и за пределы страны.
Участники лицензионной деятельности. Лицензирующий орган. Лицензиат на транспорте. Соискатель транспортной лицензии.
Общий порядок лицензирования. Решение суда об аннулировании лицензии. Обжалование решения суда.
Системы специальных федеральных органов исполнительной власти:
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);
Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор);
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Минтранс России как федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет руководство управлением всеми видами транспорта, выполняя функции:
определение маршрутов движения транспорта;
установление ввода в действие графиков движения транспорта;
определение портов, станций, аэропортов, участвующих в смешанном сообщении;
принятие решения о времени прекращения погрузки и перевозки грузов вследствие обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок;
установление сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, вызванных обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными препятствующими осуществлению перевозок обстоятельствами, не зависящими от перевозчиков;
согласование выполнения регулярных и нерегулярных рейсов;
организация использования пространства для транспортных артерий и др.
Административный контроль. Контроль в транспортной сфере. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Постановления Правительства РФ по надзору в сфере транспорта.
Специфика договора на подачу транспортных средств. Права и обязанности сторон. Юридическая сила. Обстоятельства, освобождающие перевозчика от и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по подаче транспортных средств. Преимущества и недостатки договора.
Специфика договора на подачу транспортных средств. Права и обязанности сторон. Юридическая сила. Обстоятельства, освобождающие перевозчика от и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по подаче транспортных средств. Преимущества и недостатки договора.
Общие характеристики. Перечень транспортных договоров. Транспортные договорные обязательства. Транспортные законы как основа составления транспортных договоров.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней
Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией в различных областях жизнедеятельности, а также способы профилактики коррупции и формирования нетерпимого отношения к ней
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе
Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Планирует, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции в обществе
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции
Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Соблюдает правила общественного взаимодействия на основе нетерпимого отношения к коррупции
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Мониторит рынок и выбирает подрядчика на основе критериального анализа
Мониторит рынок и выбирает подрядчика на основе критериального анализа
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Мониторит рынок и выбирает подрядчика на основе критериального анализа
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Мониторит рынок и выбирает подрядчика на основе критериального анализа
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Проводит конкурсы по выбору подрядчиков, ведет договорную работу с подрядчиками и контролирует качество оказания услуг подрядчиком
Проводит конкурсы по выбору подрядчиков, ведет договорную работу с подрядчиками и контролирует качество оказания услуг подрядчиком
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проводит конкурсы по выбору подрядчиков, ведет договорную работу с подрядчиками и контролирует качество оказания услуг подрядчиком
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проводит конкурсы по выбору подрядчиков, ведет договорную работу с подрядчиками и контролирует качество оказания услуг подрядчиком
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оформляет документы подрядчиков для перевозки
Оформляет документы подрядчиков для перевозки
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оформляет документы подрядчиков для перевозки
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оформляет документы подрядчиков для перевозки
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Экзаменационные вопросы
1) Понятие транспортного права.
2) Структура предмета транспортного права.
3) Источники транспортного права, их иерархия.
4) Основные направления государственного регулирования на транспорте.
5) Понятие и признаки перевозки.
6) Классификация перевозок.
7) Система транспортных договоров.
8) Договор перевозки груза.
9) Содержание договора перевозки груза.
10) Договор об организации перевозки грузов.
11) Юридическое значение накладной.
12) Договор перевозки пассажира.
13) Содержание договора перевозки пассажира.
14) Основания и условия ответственности за нарушения обязательств по перевозке.
15) Особенности ответственности за нарушение обязательств по перевозке.
16) Основные виды нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию перевозок на транспорте.
17) Основные законы в сфере гражданского права, регламентирующие перевозки на транспорте.
18) Основные законы в сфере транспортного права, регламентирующие перевозки на транспорте.
19) Основные подзаконные нормативно-правовые акты в области гражданского и транспортного права, регламентирующие перевозки на транспорте.
20) Порядок принятия оптимальных управленческих решений при лицензировании отдельных видов транспорта
21) Особенности применения норм процессуального права за нарушения обязательств при перевозке.
22) Особенности применения норм материального права при заключении сделки по перевозке на транспорте.
23) Процедуру лицензирования отдельных видов транспорта
24) Содержание договора подачи транспортного средства
25) Особенности государственно-правового регулирования перевозок на железнодорожном транспорте.
Задания для проверки результатов обучения «уметь» и «владеть»
1) Охарактеризовать систему органов управления транспортной деятельностью.
2) Охарактеризовать содержание договора перевозки груза железнодорожным транспортом.
3) Охарактеризовать содержание договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом.
4) Охарактеризовать содержание договора перевозки груза автомобильным транспортом. 5) Охарактеризовать содержание договора перевозки пассажира и багажа автомобильным транспортом.
6) Охарактеризовать содержание договора перевозки груза внутренним водным транспортом.
7) Охарактеризовать содержание договора перевозки пассажира внутренним водным транспортом.
8) Охарактеризовать перевозку груза по коносаменту. 9) Охарактеризовать перевозку груза по чартеру.
10) Охарактеризовать содержание договора морской перевозки пассажира.
11) Охарактеризовать содержание договора воздушной перевозки груза.
12) Охарактеризовать содержание договора воздушной перевозки пассажира.
13) Сформулировать особенности ответственности за нарушения обязательств по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.
15) Охарактеризовать порядок предъявления претензий и исков из договора перевозки.
16) Перечислить источники гражданского права, регулирующие перевозку на транспорте, и назвать принципы их квалифицированного толкования
17) Перечислить источники транспортного права, регулирующие перевозку на транспорте, и назвать принципы их квалифицированного толкования
18) Раскрыть понятие договора перевозки и дать классификацию договоров перевозки.
19) Составлять и формировать документы для лицензирования транспорта, принимать оптимальные управленческие решения при лицензировании транспортной деятельности 20) Раскрыть алгоритм применения норм процессуального права при нарушении обязательств по перевозке.
21) Раскрыть алгоритм применения норм материального права при лицензировании отдельных видов транспорта
22) Охарактеризовать содержание перевозки багажа внутренним водным транспортом
23) Охарактеризовать содержание договора воздушной перевозки багажа
24) Охарактеризовать содержание договора морской перевозки багажа
25) Охарактеризовать систему источников права, регламентирующих процедуру лицензирования отдельных видов транспорта
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.