2024-2025_z23_03_01ОП_2022_ФЗО_plx_Моделирование дорожного движения_Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.04.02 Моделирование дорожного движения
23.03.01 Технология транспортных процессов
Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза
 
ПК-4.2 Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта
 
ПК-4.3 Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок
ПК-4 
Способен к организации логистической деятельности по перевозке грузов в цепи поставок
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный или письменный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
 
1.1
1. Введение. Модель системы, структура оптимизационных задач. Определение мест концентрации ДТП. Понятие системы и ее модели, Виды моделей. Методы решения оптимизационных задач. Применение методов математической статистики для определения мест концентрации ДТП.
1
0
0
11,5
12,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
2.  Макро и микро модели транспортного потока В рамках данного раздела студенты осваивают знания в взаимосвязи управляющихвоздействий.Преподаютсяфундаментальныезнанияврамкахосновных понятий и определений рассматриваемой предметной области
1
0
1
12
14
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.3
3.Моделирование транспортного потока на регулируемом перекрестке В рамках данного раздела студенты осваивают основные методы расчета управляющих воздействий на локальном перекрестке, в том числе привозникновении транспортногозатора.
1
0
1
12
14
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.4
4.Формирование критериальных функций, понятие многокритериальности Подходы к решению задач скалярной и векторной оптимизации. Методы сведения многокритериальных задач к однокритериальной. Лексикографический подход (ранжирование).
1
0
0,5
13
14,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.5
5. Иммитационное моделирование. Аналитические модели В рамках данного раздела рассматриваются основные положения в области имитационного моделирования. Рассматривается понятия, а также цели и задачи построения имитационных моделей транспортных потоков на локальном перекрестке.
0
0
0,5
13
13,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.6
6. Определение затора, классификация. Подходы к моделированию расчета управляющих воздействий Систематические и случайные заторы. Подходы к моделированию расчета управляющих воздействий в зависимости от вида затора. Решение задачи минимизации времени существования затора.
0
0
0,5
14
14,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.7
7. Координированное управление Понятие координированного управления. Расчет управляющих воздействий на улично-дорожной сети (сетевые задачи). Графоаналитический метод («зеленая волна»), подход, применяемый в ПО Транзит и др.
0
0
0,5
15
25
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
4
0
4
90,5
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза
 
ПК-4.2 Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта
 
ПК-4.3 Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок
ПК-4 
Способен к организации логистической деятельности по перевозке грузов в цепи поставок
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 5 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
8
4
108
10
90,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
4
4
Практические занятия (Пр)
4
4
4
4
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
90,5
90,5
Контактная работа
Контроль, всего:
7,5
7,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
 
1.1
1. Введение. Модель системы, структура оптимизационных задач. Определение мест концентрации ДТП. Понятие системы и ее модели, Виды моделей. Методы решения оптимизационных задач. Применение методов математической статистики для определения мест концентрации ДТП.
1
0
0
11,5
12,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
2.  Макро и микро модели транспортного потока В рамках данного раздела студенты осваивают знания в взаимосвязи управляющихвоздействий.Преподаютсяфундаментальныезнанияврамкахосновных понятий и определений рассматриваемой предметной области
1
0
1
12
14
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.3
3.Моделирование транспортного потока на регулируемом перекрестке В рамках данного раздела студенты осваивают основные методы расчета управляющих воздействий на локальном перекрестке, в том числе привозникновении транспортногозатора.
1
0
1
12
14
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.4
4.Формирование критериальных функций, понятие многокритериальности Подходы к решению задач скалярной и векторной оптимизации. Методы сведения многокритериальных задач к однокритериальной. Лексикографический подход (ранжирование).
1
0
0,5
13
14,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.5
5. Иммитационное моделирование. Аналитические модели В рамках данного раздела рассматриваются основные положения в области имитационного моделирования. Рассматривается понятия, а также цели и задачи построения имитационных моделей транспортных потоков на локальном перекрестке.
0
0
0,5
13
13,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.6
6. Определение затора, классификация. Подходы к моделированию расчета управляющих воздействий Систематические и случайные заторы. Подходы к моделированию расчета управляющих воздействий в зависимости от вида затора. Решение задачи минимизации времени существования затора.
0
0
0,5
14
14,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.7
7. Координированное управление Понятие координированного управления. Расчет управляющих воздействий на улично-дорожной сети (сетевые задачи). Графоаналитический метод («зеленая волна»), подход, применяемый в ПО Транзит и др.
0
0
0,5
15
25
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
4
0
4
90,5
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
1. Введение. Модель системы, структура оптимизационных задач. Определение мест концентрации ДТП. Понятие системы и ее модели, Виды моделей. Методы решения оптимизационных задач. Применение методов математической статистики для определения мест концентрации ДТП.

1. Введение. Модель системы, структура оптимизационных задач. Определение мест концентрации ДТП.

Понятие системы и ее модели, Виды моделей. Методы решения оптимизационных задач. Применение методов математической статистики для определения мест концентрации ДТП.

 
2.  Макро и микро модели транспортного потока В рамках данного раздела студенты осваивают знания в взаимосвязи управляющихвоздействий.Преподаютсяфундаментальныезнанияврамкахосновных понятий и определений рассматриваемой предметной области

2.  Макро и микро модели транспортного потока

В рамках данного раздела студенты осваивают знания в взаимосвязи управляющихвоздействий.Преподаютсяфундаментальныезнанияврамкахосновных понятий и определений рассматриваемой предметной области

 
3.Моделирование транспортного потока на регулируемом перекрестке В рамках данного раздела студенты осваивают основные методы расчета управляющих воздействий на локальном перекрестке, в том числе привозникновении транспортногозатора.

3.Моделирование транспортного потока на регулируемом перекрестке

В рамках данного раздела студенты осваивают основные методы расчета управляющих воздействий на локальном перекрестке, в том числе при возникновении транспортного затора.

 
4.Формирование критериальных функций, понятие многокритериальности Подходы к решению задач скалярной и векторной оптимизации. Методы сведения многокритериальных задач к однокритериальной. Лексикографический подход (ранжирование).

4.Формирование критериальных функций, понятие многокритериальности

Подходы к решению задач скалярной и векторной оптимизации. Методы сведения многокритериальных задач к однокритериальной. Лексикографический подход (ранжирование).

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Макро и микро модели транспортного потока В рамках данного раздела студенты осваивают знания в взаимосвязи управляющихвоздействий.Преподаютсяфундаментальныезнанияврамкахосновных понятий и определений рассматриваемой предметной области
1
 
2
1
Моделирование транспортного потока на регулируемом перекрестке В рамках данного раздела студенты осваивают основные методы расчета управляющих воздействий на локальном перекрестке, в том числе при возникновении транспортного затора.
1
 
3
1
4.Формирование критериальных функций, понятие многокритериальности

Подходы к решению задач скалярной и векторной оптимизации. Методы сведения многокритериальных задач к однокритериальной. Лексикографический подход (ранжирование).

0,5
 
4
1
5. Иммитационное моделирование. Аналитические модели

В рамках данного раздела рассматриваются основные положения в области имитационного моделирования. Рассматривается понятия, а также цели и задачи построения имитационных моделей транспортных потоков на локальном перекрестке.

0,5
 
5
1
6. Определение затора, классификация. Подходы к моделированию расчета управляющих воздействий

Систематические и случайные заторы. Подходы к моделированию расчета управляющих воздействий в зависимости от вида затора. Решение задачи минимизации времени существования затора.

0,5
 
6
1
Координированное управление Понятие координированного управления. Расчет управляющих воздействий на улично-дорожной сети (сетевые задачи). Графоаналитический метод («зеленая волна»), подход, применяемый в ПО Транзит и др.
0,5
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный или письменный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-4 
Способен к организации логистической деятельности по перевозке грузов в цепи поставок
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-4 Способен к организации логистической деятельности по перевозке грузов в цепи поставок
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Транспортная энергетика
x
Зачет
Техника транспорта, обслуживание и ремонт
x
Экзамен
Грузовые перевозки
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет
Международные перевозки
x
x
Экзамен,Зачет
Транспортно-экспедиционная деятельность
x
Зачет
Моделирование транспортных процессов
x
Экзамен
Моделирование дорожного движения
x
Экзамен
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-4 Способен к организации логистической деятельности по перевозке грузов в цепи поставок
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Систематизирует документы, регламентирующие взаимодействие участников логистического процесса перевозки груза

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет графики грузопотоков, определяет способы доставки, виды транспорта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает эффективные схемы взаимоотношений в процессе оказания логистической услуги перевозки груза в цепи поставок

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Понятие системы, ее границы.

2. Понятие критерия, многокритериальности.

3. Независимые переменные.

4. Модель системы.

5. Структура оптимизационных задач.

6. Области применения моделирования.

7. Особенности оценки качества функционирования АСУД.

8. Формирование модели реальной системы.

9. Степень детализации модели.

10. Типы моделей.

11. Особенности моделей в задаче оптимизации (форма представления).

12. Методы оптимизации и оценкарешения.

13. Макро и микро модели транспортного потока.

14. Основные понятия и определения транспортногопотока.

15. Взаимосвязь управляющих воздействий.

16. Понятие затора и формализация условий еговозникновения.

17. Моделирование транспортного потока на регулируемом перекрестке.

18. Оценка задержки транспортного потока.

19. Критериикачествауправляющихвоздействийнатранспортныйпотокв УДС.

20. Расчет управляющих воздействий на локальном перекрестке.

21. Формирование критериальныхфункций.

22. Классификация векторных критериев (многокритериальные задачи).

23. Имитационное моделирование.

24. Стохастическое моделирование.

25. Особенности и основные положения системы массового обслуживания.

26. Информационная система Госавтоинспекции как система  массового обслуживания.

27. Имитационная модель информационной системы Госавтоинспекции.

28. Расчет управляющих воздействий (сетевая задача).

 
29. Управление на пересечении призаторе.

30. Минимизация времени существования затора.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1. Понятие системы, ее границы.

2. Понятие критерия, многокритериальности.

3. Независимые переменные.

4. Модель системы.

5. Структура оптимизационных задач.

6. Области применения моделирования.

7. Особенности оценки качества функционирования АСУД.

8. Формирование модели реальной системы.

9. Степень детализации модели.

10. Типы моделей.

11. Особенности моделей в задаче оптимизации (форма представления).

12. Методы оптимизации и оценкарешения.

13. Макро и микро модели транспортного потока.

14. Основные понятия и определения транспортногопотока.

15. Взаимосвязь управляющих воздействий.

16. Понятие затора и формализация условий еговозникновения.

17. Моделирование транспортного потока на регулируемом перекрестке.

18. Оценка задержки транспортного потока.

19. Критериикачествауправляющихвоздействийнатранспортныйпотокв УДС.

20. Расчет управляющих воздействий на локальном перекрестке.

21. Формирование критериальныхфункций.

22. Классификация векторных критериев (многокритериальные задачи).

23. Имитационное моделирование.

24. Стохастическое моделирование.

25. Особенности и основные положения системы массового обслуживания.

26. Информационная система Госавтоинспекции как система  массового обслуживания.

27. Имитационная модель информационной системы Госавтоинспекции.

28. Расчет управляющих воздействий (сетевая задача).

29. Управление на пересечении призаторе.

30. Минимизация времени существования затора.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
основная литература 1. Советов, Б.Я. Моделирование систем: учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, С.А. Яковлев. – М.: Изд-во «Юрайт», 2013. – 343с. 2. Григорьев М.Н. Логистика: учебник для бакалавров / М.Н. Григорьев, С.А. Уваров. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 825с. 3. Математическое моделирование и проектирование : учеб. пособие / А.С. Коломейченко, И.Н. Кравченко, А.Н. Ставцев, А.А. Полухин ; под ред. А.С. Коломейченко. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 181 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59688803c3cb35.15568286. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/884599 . 4. Транспортные потоки автомобильных дорог: Учебное пособие / Маркуц В.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2018. - 148 с.: ISBN 978-5-9729-0236-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989459  . 5. Автомобильные перевозки : учеб. пособие / И.С. Туревский. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 223 с. — (Профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/814421 дополнительная литература 1. Математическое моделирование и прогнозирование в технических системах: Учебное пособие / Галустов Г.Г., Седов А.В. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2016. - 107 с.: ISBN 978-5-9275-1902-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989948 . 2. Транспортные системы и технологии перевозок: Учебное пособие/С.В.Милославская, Ю.А.Почаев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 116 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-010064-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/468888 . 3. Кундышева, Е. С. Экономико-математическое моделирование [Электронный ресурс] : Учебник / Е. С. Кундышева; под науч. ред. проф. Б. А. Суслакова. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 424 с. - ISBN 978-5-394-01716-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=511969 4. Павловский Ю.Н. Имитационное моделирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Н. Павловский. Н.В. Белотелов, Ю.И. Бородский.  - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 236  с. - (Университетский учебник. Сер. Прикладная математика и информатика). 5. Поршнев С.В. Компьютерное моделирование физических процессов в пакете MATLAB: учебное пособие. - СПб.: Изд-во "Лань", 2011. - 736с.: ил. (+CD). 6. Прахов А.А. Blender: 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих / А.А. Прахов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 272с.: ил. + CD-ROM. 7. Рябчинский А.И. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: учебник / А.И. Рябчинский, В.А. Гудков, Е.А. Кравченко. - М.: Изд-во "Академия", 2011. - 256с. 8. Троицкая Н.А. Транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов: учебное пособие / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. - М.: КНОРУС, 2010. - 232с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС ЛАНЬ
 
2. ЭБС Book.ru
 
3. Университетская библиотека онлайн  www.biblioclub.ru 
 
4. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
303
Учебная мебель: учебная доска, стол ученический (8 шт), стол компьютерный (7 шт), стол 1 тумбовый, стулья -24 шт.

Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,

 
2
305
Учебная мебель: учебная доска, стол ученический (8 шт), стол компьютерный (7 шт), стол 1 тумбовый, стулья -24 шт.

Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

 
Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
старший преподаватель ЭиТТП,  Маркиянов В.В.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .