ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Классификация, функции и зонирование территорий городов
Улично-дорожная сеть и транспортная система города
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Анализирует затраты на выполнение логистических операций
Анализирует затраты на выполнение логистических операций
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует затраты на выполнение логистических операций
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует затраты на выполнение логистических операций
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Готовит предложения по повышению эффективности логистических процессов
Готовит предложения по повышению эффективности логистических процессов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Готовит предложения по повышению эффективности логистических процессов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Готовит предложения по повышению эффективности логистических процессов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Обеспечивает рациональное использование складских площадей и оборудования
Обеспечивает рациональное использование складских площадей и оборудования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Обеспечивает рациональное использование складских площадей и оборудования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Обеспечивает рациональное использование складских площадей и оборудования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию
Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат
Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов
Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Понятие Городского транспортного комплекса (ГТК).
3. Экономическая специфика системы городского пассажирского транспорта (ГПТ).
4. Классификация городского транспорта.
5. История развития городского транспорта.
6. Характеристика единой транспортной системы (ЕТС) города.
7. Виды городского транспорта.
8. Состав и характеристика единой городской системы.
9. Специфика обслуживания пассажиропотоков.
10. Организация деятельности городского транспорта.
11. Отраслевое своеобразие.
12. Система плановых и отчетных показателей.
13. Показатели деятельности городского электрического транспорта (ГЭТ): по трамваю.
14. Показатели деятельности городского электрического транспорта (ГЭТ): по троллейбусу.
15. Показатели деятельности городского электрического транспорта (ГЭТ): по метрополитену.
16. Целевые уровни ГЭТ.
17. Цели и функции управления городского транспорта.
18. Правовые основы функционирования городского транспорта.
19. Организация управления городским транспортом.
20. Маршрутная система ГПТ.
21. Факторы использования различных видов транспорта.
22. Показатели оценки при транспортном проектировании и функционировании маршрутных систем.
23. Основные показатели работы конкретного вида транспорта (провозная способность, скорость, движения).
24. Оценка выбора видов транспорта.
25. Главный принцип транспортной политики.
26. Взаимодействие городской транспортной сети с различными видами транспорта.
27. Экологическая целесообразность координации городской транспортной системы.
28. Пассажирский транспорт как элемент городской инфраструктуры (классификация и моделирование ситуации транспортного обслуживания).
29. Ситуационная модель транспортного обслуживания жителей города.
30. Классификация транспортного обслуживания.
31. Факторы спроса на транспортные услуги.
32. Проектирование комплексных транспортных схем города.
33. Проблемы экологии на городском транспорте.
34. Организация работы транспорта на городских маршрутах (типы: основные, дневные, ночные, учебные, дополнительные, производственные).
35. Комплексная программа транспортного обслуживания.
36. Пути сокращения затрат времени пассажиров на поездку.
37. Структура уровней и целей пассажирского общественного транспорта (федеральный, территориальный уровни, суперсистема - отрасль материального производства, звенья, компоненты.
38. Информационная система ГПТ.
39. Информационное обеспечение управления ГПТ.
40. Транспортные потребности жителей города.
41. Законодательное обеспечение системы городского пассажирского общественного транспорта (ГПОТ).
42. Нормативно-правовые акты РФ, влияющие на работу ГПОТ.
43. Нормативно-правовые основы, необходимые для функционирования рынка ГПОТ.
44. Городской транспорт и окружающая среда.
45. Рынок транспортных услуг на городском пассажирском общественном транспорте.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного опроса
1. Понятие городского транспортного комплекса (ГТК).
2. Общие особенности городского пассажирского транспорта.
3. Экономическая специфика системы городского пассажирского транспорта (ГПТ).
4. Классификация городского транспорта.
5. История развития городского транспорта.
6. Характеристика единой транспортной системы (ЕТС) города.
7. Виды городского транспорта.
8. Состав и характеристика единой городской системы.
9. Специфика обслуживания пассажиропотоков.
10. Организация деятельности городского транспорта.
11. Отраслевое своеобразие.
12. Система плановых и отчетных показателей.
13. Показатели деятельности городского электрического транспорта (ГЭТ): по трамваю.
14. Показатели деятельности городского электрического транспорта (ГЭТ): по троллейбусу.
15. Показатели деятельности городского электрического транспорта (ГЭТ): по метрополитену.
16. Целевые уровни ГЭТ.
17. Цели и функции управления городского транспорта.
18. Правовые основы функционирования городского транспорта.
19. Организация управления городским транспортом.
20. Маршрутная система ГПТ.
21. Факторы использования различных видов транспорта.
22. Показатели оценки при транспортном проектировании и функционировании маршрутных систем.
Основные показатели работы конкретного вида транспорта (провозная способность, скорость, движения).
24. Оценка выбора видов транспорта.
25. Главный принцип транспортной политики.
26. Взаимодействие городской транспортной сети с различными видами транспорта.
27. Экологическая целесообразность координации городской транспортной системы.
28. Пассажирский транспорт как элемент городской инфраструктуры (классификация и моделирование ситуации транспортного обслуживания).
29. Ситуационная модель транспортного обслуживания жителей города.
30. Классификация транспортного обслуживания.
31. Факторы спроса на транспортные услуги.
32. Проектирование комплексных транспортных схем города.
33. Проблемы экологии на городском транспорте.
34. Организация работы транспорта на городских маршрутах (типы: основные, дневные, ночные, учебные, дополнительные, производственные).
35. Комплексная программа транспортного обслуживания.
36. Пути сокращения затрат времени пассажиров на поездку.
37. Структура уровней и целей пассажирского общественного транспорта (федеральный, территориальный уровни, суперсистема - отрасль материального производства, звенья, компоненты.
38. Информационная система ГПТ.
39. Информационное обеспечение управления ГПТ.
40. Транспортные потребности жителей города.
41. Законодательное обеспечение системы городского пассажирского общественного
42. Нормативно-правовые акты РФ, влияющие на работу ГПОТ.
43. Нормативно-правовые основы, необходимые для функционирования рынка ГПОТ.
44. Городской транспорт и окружающая среда.
Рынок транспортных услуг на городском пассажирском общественном транспорте.
6.2. Тестовые задания
1. Какой параметр положен в основу классификации городов?
a. средний возраст населения, доля работающего населения
b. насыщенность города транспортом, средняя скорость движения транспорта
c. участие в географическом разделении труда и численность населения
d. размер территории и форма города
2. Какова доля в % для России численности городского населения по данным последней переписи 2002 г.?
a. 73
b. 80
c. 55
d. 62
3. Сколько зон различного назначения принято различать при функциональном зонировании территории городов?
a. четыре зоны
b. три зоны
c. восемь зон
d. шесть зон
4. Какая схема улично-дорожной сети в городах имеет наименьшее значение коэффициента непрямолинейности?
a. прямоугольно-диагональная
b. радиальная
c. радиально-кольцевая
d. прямоугольная
5. Какая должна быть плотность транспортной сети в центральных районах города согласно стандарту?
a. 0,5.....1 км/км2
b. 1,7......3 км/км2
c. 3.........4 км/км2
d. 1,2....1,8 км/км2
6. На какое количество геометрических схем принято разделять улично-дорожную сеть в городах?
a. 6
b. 4
c. 10
d. 8
7. Какой параметр города и его транспортной системы оказывает наибольшее влияние на среднюю длину ездки пассажира?
a. численность населения города
b. плотность расселения населения города
c. плотность транспортных линий
d. схема городской улично-дорожной сети
8. Каково, согласно стандарту, максимальное значение дальности подхода к остановкам городского транспорта для населения города?
a. 0,3 км
b. 1,1 км
c. 0,8 км
d. 0,5 км
9. Какова доля автобусных перевозок в общем объеме перевозок пассажиров по России (млн пассажиров)?
b. 70 %
c. 40 %
d. 30 %
10. Какой из показателей в системе городского транспорта оказывает наибольшее влияние на коэффициент использования транспорта?
a. стоимость поездки
b. плотность транспортных линий
c. регулярность движения транспорта
d. скорость движения транспорта
11. На какой срок (количество лет) разрабатываются проекты комплексных транспортных схем для городов России?
a. 3...5 лет
b. 16...20 лет
c. 10....15 лет
d. 5....9 лет
12. Какой из ниже перечисленных параметров города оказывает наибольшее влияние на транспортную подвижность населения?
a. привлекательность зон отдыха
b. автомобилизация населения
c. средняя скорость движения транспорта
d. плотность расселения на территории города
13. Сколько раз должен быть выполнен проезд по маршруту в каждую сторону при проведении обследований скоростных режимов движения транспорта в городах России?
a. 3
b. 5
c. 2
d. 4
14. Какое значение величины провозной способности (тыс. пасс./ч) и скорости движения для линий монорельсового транспорта?
a. 5.....10 и 50....60
b. 10...15 и 40...50
c. 20...44 и 70...80
d. 10...30 и 60...70
22
15. Какой тип поездок в городах в основном определяет численность пассажиропотоков?
a. трудовые
b. учебные
c. служебные
d. культурно-бытовые
16. Какие значения плотности проживания населения характерны для городов России, имеющих 9-16 этажную застройку жилых домов?
a. 9....12 тыс./км2
b. 16....20 тыс./км2
c. 1,5....2 тыс./км2
d. 3......5 тыс./км2
17. Какая величина нормативной маршрутной скорости движения принимается при проектировании автобусных маршрутов в городах?
a. 19...21 км/ч
b. 22....25 км/ч
c. 14...16 км/ч
d. 26...30 км/ч
18. Какое значение средней скорости пешехода принимается в расчетах при проектировании городских транспортных систем?
a. 4 км/ч
b. 4,5 км/ч
d. 5 км/ч
19. Какой показатель является основным при классификации грузовых автомобилей?
a. рабочий объем цилиндров
b. общая масса
c. грузоподъемность
d. мощность двигателя
20. Какова величина значения вместимости подвижного состава ( пасс./м² площади салона) используется при оценке нормативной вместимости подвижного состава?
a. 2
b. 3
c. 4
d. 6
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.