ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Предприятие, его сущность, виды, функции
Основные фонды предприятия
Оборотные средства предприятия
Персонал предприятия
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида и оценивает индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида и оценивает индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида и оценивает индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида и оценивает индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экономических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экономических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экономических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экономических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экологических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экологических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экологических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экологических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Экономика отрасли и рыночный процесс.
2. Предприятие - главный субъект экономики, цели создания предприятия
3. Предпринимательство, субъекты, статус, виды.
4. Производственный процесс и принципы его организации
5. Объединения предприятий.
6. Типы производств и их технико-экономическая характеристика
7. Производственная структура предприятия
8. Производственная структура цеха
9. Характеристики типов производств по организации произв0дственного процесса
10. Фазная структура технологических процессов
11. Организационно-правовые формы экономической деятельности.
12. Формы предпринимательской деятельности
13. Особенности организационно-правовых форм экономической деятельности
14. Состав и структура капитальных вложений.
15. Экономическая эффективность капитальных вложений
16. Роль инвестиций и капитальных вложений в воспроизводство основных фондов
17. Сущность, назначение и состав основных фондов.
18. Структура основных фондов
19. Виды основных производственных фондов
20. Методы оценки основных фондов. Среднегодовая стоимость.
21. Износ и амортизация.
22. Показатели использования основных фондов.
23. Пути улучшения использования основных фондов.
24. Сущность, состав и структура оборотных средств.
25. Источники образования оборотных средств. Показатели использования оборотных средств
26. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
27. Кадры предприятия, состав, структура. Показатели текучести кадров.
28. Производительность труда, сущность и методы измерения.
29. Выработка и трудоемкость как показатели эффективности использования кадров
30. Пути повышения производительности труда.
31. Резервы роста производительности труда
32. Принцип и механизм организации заработной платы, формы и показатели
34. Повременная система оплаты труда, достоинства и недостатки.
35. Сдельная система оплаты труда, достоинства и недостатки.
36. Себестоимость продукции, работ и услуг.
37. Классификация себестоимости по элементам, состав элементов.
38. Классификация себестоимости по статьям калькуляции, состав статей.
39. Резервы снижения себестоимости.
40. Экономическое содержание цены, функции и виды цен,
41. Ценообразование в рыночных условиях, задачи ценообразования
42. Функции и виды цен.
43. Сущность прибыли, ее источники и виды.
44. Состав финансового результата деятельности предприятия
45. Формирование финансового результата деятельности предприятия
46. Распределение и использование прибыли.
47. Виды рентабельности.
48. Пути повышения прибыли и рентабельности.
49. Основные направления повышения эффективности производства.
50. Сущность инвестиционного планирования.
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
1. Не существует метода определения потребности в персонале по …
a) производительности труда
b) трудоемкости работ
c) нормам выработки
d) рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов и контроля за технологическим процессом
2. Социально-экономическим фактором роста производительности труда персонала предприятия не является …
a) сокращение численности рабочих
b) изменение структуры управления
c) сокращение потерь рабочего времени за счет улучшения трудовой дисциплины
d) увеличение норм и зон обслуживания
2. Норма амортизации не зависит от …
a) производительности основных средств
b) первоначальной стоимости основных средств
c) ликвидационной стоимости основных средств
d) срока полезного использования
3. Основные средства, обеспечивающие условия осуществления производственного процесса, называются …
a) пассивными
b) активными
c) промышленными
d) обслуживающими
4. Группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве, называется …
a) отраслью
b) межотраслевым комплексом
c) сектором экономики
d) предприятием
5. Товарищество действует на основании …
a) учредительного договора
b) устава
c) учредительного договора и устава
d) объединения капиталов
6. При формировании организационных структур управления используют метод
a) аналогии
b) прогнозирования
c) моделирования
d) структуризации
7. Форма договорных крупных объединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию производственно-технологических связей, называется …
a) концерном
b) консорциумом
c) холдингом
d) конгломератом
8. Предприятия, в себестоимости продукции которых большая доля заработной платы, называются …
a) трудоемкими
b) материалоемкими
c) фондоемкими
d) энергоемкими
9. В фондоемком производстве снижение затрат на производство и реализацию продукции обеспечивается преимущественно за счет …
a) расходов на содержание и эксплуатацию оборудования
b) затрат на оплату труда производственных рабочих
c) внепроизводственных расходов
d) общехозяйственных расходов
10. Вложения средств в долгосрочные ценные бумаги, покупка акций, не дающих права вкладчикам влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале этих предприятий, организаций, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг собственного и заемного капитала, называют ________ инвестициями.
a) портфельными
b) капиталообразующими
c) финансовыми
d) прямыми
11. Интенсивным ростом объемов производства и продаж; затраты на производство полностью покрываются выручкой от реализации продукции, предприятие начинает получать прибыль характеризуется этап _________ инноваций.
a) коммерциализации
b) внедрения
c) создания
d) ликвидации
12. Создание _________ организационной структуры управления предприятием считается нецелесообразным, если предприятие медленно приспосабливается к изменениям во внешней среде.
a) матричной
b) линейной
c) функциональной
d) линейно-функциональной
13. Недостаток общества с ограниченной ответственностью заключается в том, что …
a) уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством
b) члены общества несут только ограниченную ответственность по его обязательствам
c) общество может быть создано одним лицом
d) имеется возможность быстрого аккумулирования значительных средств
14. Высшей целью предпринимательской деятельности является …
a) превышение результатов над затратами
b) рациональное использование имеющихся ресурсов
d) повышение конкурентоспособности продукции или услуг
15. Главной целью создания конгломерата является …
a) увеличение прибыли
b) реализация инвестиционных проектов
c) устранение излишней конкуренции
d) расширение рынков сбыта
16. Внедрение нового продукта определяется как радикальная инновация, если …
a) предполагаемая область применения, функциональные характеристики отличаются от ранее использованных продуктов
b) изменение касается использования усовершенствованного технологического процесса
c) изменение охватывает технологические изменения продукта
d) реализуются мелкие изобретения, которые преобладают в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла
17. Высвобождение оборотных средств, имеющее место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период, называется …
a) абсолютным
b) относительным
c) положительным
d) отрицательным
18. Возмещение основных производственных фондов в натуральной форме происходит за счет …
a) перенесенной стоимости
b) национального дохода общества
c) расширенного воспроизводства
d) простого воспроизводства
19. Оставшаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет прибыль называется …
a) чистой
b) валовой
c) маржинальной
d) экономической
20. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по _____________: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.
a) элементам затрат
b) статьям калькуляции
c) сокращенной номенклатуре калькуляционных статей
d) издержкам производства
21. Положительный «эффект» масштаба производства заключается в …
a) росте объема выпуска продукции в большей пропорции, чем затрат на производство
b) росте затрат на производство в большей пропорции, чем объема выпуска продукции
c) росте объема выпуска продукции при неизменных затратах на производство
d) снижении затрат на производство при неизменном объеме выпуска продукции
22. Генеральное тарифное соглашение, определяющее согласованные позиции сторон по основным принципам проведения социально-экономической политики, заключается на двух уровнях:
a) федеральном и субъектов РФ
b) региональном и местном
c) отраслевом и региональном
d) предприятий и органов местного самоуправления
23. К ненормируемому времени работы на предприятии относится время …
a) простоя по техническим причинам
b) технического обслуживания рабочего места
c) для отдыха и естественных надобностей
24. Добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом вкладе или ином участии, называется …
a) артелью
b) полным товариществом
c) товариществом на вере
d) акционерным обществом
25. При формировании организационных структур управления используют метод ________ на основе анализа передовых типовых структур управления для предприятий, функционирующих в сходных условиях.
a) аналогии
b) прогнозирования
c) моделирования
d) структуризации
26. С точки зрения участия в создании общественного совокупного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на …
a) материальное производство и непроизводственную сферу
b) территориально-производственную и межотраслевую сферы
c) одноотраслевую и межотраслевую сферы
d) специализированную и дифференцированную сферы
27. Для инновационной системы России на современном этапе развития не характерна(-о) …
a) низкая доля государственного научного сектора
b) отсутствие крупных наукоемких корпораций
c) слабое развитие малого инновационного бизнеса
d) создание инновационной инфраструктуры на государственном уровне
28. Разность дисконтированных на один момент времени доходов и капитальных вложений определяют как …
a) чистый дисконтированный доход
b) чистый доход
c) индекс доходности
d) индекс доходности дисконтированный
29. Сдельную форму оплаты труда целесообразно применять при …
a) наличии реальных возможностей увеличения выработки продукции при сокращении затрат времени на единицу продукции
b) строго регламентированных, аппаратурных, автоматизированных производствах, где рабочий не может влиять на технологическое время
c) высоких требованиях к качеству продукции, которые непосредственно зависят от рабочих
d) возможности увеличения выработки продукции на рабочем месте, не требующейся в таких количествах производству
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
Задача 1. Товарная продукция в оптовых ценах 7500 тыс. руб. Себестоимость товарной продукции 6800 тыс. руб. Прибыль от внереализованных операций – 150 тыс. руб. Определить прибыль от реализации продукции основной деятельности предприятия, общую балансовую прибыль предприятия.
Задача 2. Определить показатели использования основных производственных фондов: фондоотдачу, фондоемкость при условиях: годовая сумма доходов – 1760 млн. руб.; среднегодовая стоимость основных производственных фондов – 740 млн. руб.
Задача 3. Определить балансовую и чистую прибыль предприятия, при следующих условиях: выручка от реализации продукции предприятия составила в отчетном периоде – 500 000 руб., затраты на производство и реализацию продукции – 350000 руб., прибыль от реализации материальных ценностей – 15000 руб., прибыль, полученная от сдачи имущества в аренду – 5000 руб., налоговые платежи составили 70000 руб.
Задача 4. Определить балансовую и чистую прибыль предприятия, рентабельность продаж и
Задача 5. Определите розничную цену товара и оптовую цену посредника, при следующих данных: отпускная цена предприятия (с НДС) – 783 руб.; оптовая надбавка – 4%; торговая надбавка – 7%.
Задача 6. На сколько процентов изменится показатель производительности труда в плановом периоде, если за отчетный период продукции выработано на сумму 2500 тыс. руб. Численность работающих составляла 1350 человек, в плановом периоде объем вырабатываемой продукции должен возрасти на 6% численность останется без изменения.
Задача 7. Определите прибыль предприятия, если: затраты на сырье и материалы – 90 руб.; затраты на обработку – 30 руб.; общепроизводственные и общехозяйственные расходы – 60 руб.; коммерческие расходы – 3% от производственной себестоимости; отпускная цена предприятия (с НДС) – 400 руб.
Задача 8. Определите розничную цену товара, оптовую цену посредника, если отпускная цена предприятия (с НДС) – 400 руб.; оптовая надбавка – 2%; торговая надбавка – 8%.
Задача 9. Требуется определить: трудоемкость единицы продукции по плану и фактически. Исходные данные: трудоемкость товарной продукции по плану – 40 000 нормо-часов; плановый объем выпуска в натуральном выражении – 243 ед.; трудоемкость товарной продукции фактическая – 28 000 нормо-часов; фактический объем выпуска в натуральном выражении – 228 ед.
Задача 10. Требуется: Определите оптовую цену сбытовой организации. Исходные данные: полная себестоимость единицы продукции – 25 руб.; прибыль и расходы сбытовых организаций на годовой объем продукции – 15 000 руб.; оптовая цена предприятия – 34 руб.; годовой объем реализации продукции – 5 000 руб.; НДС – 18%.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Экономика отрасли и рыночный процесс.
2. Предприятие - главный субъект экономики, цели создания предприятия
3. Предпринимательство, субъекты, статус, виды.
4. Производственный процесс и принципы его организации
5. Объединения предприятий.
6. Типы производств и их технико-экономическая характеристика
7. Производственная структура предприятия
8. Производственная структура цеха
9. Характеристики типов производств по организации произв0дственного процесса
10. Фазная структура технологических процессов
11. Организационно-правовые формы экономической деятельности.
12. Формы предпринимательской деятельности
13. Особенности организационно-правовых форм экономической деятельности
14. Состав и структура капитальных вложений.
15. Экономическая эффективность капитальных вложений
16. Роль инвестиций и капитальных вложений в воспроизводство основных фондов
17. Сущность, назначение и состав основных фондов.
18. Структура основных фондов
20. Методы оценки основных фондов. Среднегодовая стоимость.
21. Износ и амортизация.
22. Показатели использования основных фондов.
23. Пути улучшения использования основных фондов.
24. Сущность, состав и структура оборотных средств.
25. Источники образования оборотных средств. Показатели использования оборотных средств
26. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
27. Кадры предприятия, состав, структура. Показатели текучести кадров.
28. Производительность труда, сущность и методы измерения.
29. Выработка и трудоемкость как показатели эффективности использования кадров
30. Пути повышения производительности труда.
31. Резервы роста производительности труда
32. Принцип и механизм организации заработной платы, формы и показатели
33. Состав и структура заработной платы
34. Повременная система оплаты труда, достоинства и недостатки.
35. Сдельная система оплаты труда, достоинства и недостатки.
36. Себестоимость продукции, работ и услуг.
37. Классификация себестоимости по элементам, состав элементов.
38. Классификация себестоимости по статьям калькуляции, состав статей.
39. Резервы снижения себестоимости.
40. Экономическое содержание цены, функции и виды цен,
41. Ценообразование в рыночных условиях, задачи ценообразования
42. Функции и виды цен.
43. Сущность прибыли, ее источники и виды.
44. Состав финансового результата деятельности предприятия
45. Формирование финансового результата деятельности предприятия
46. Распределение и использование прибыли.
47. Виды рентабельности.
48. Пути повышения прибыли и рентабельности.
49. Основные направления повышения эффективности производства.
50. Сущность инвестиционного планирования.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно»,
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.