ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Предмет и метод бухгалтерского учета
Бухгалтерский баланс
Система счетов и двойная запись
Финансовая (бухгалтерская) отчетность
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели формы участия государства в экономике
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида и оценивает индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида и оценивает индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида и оценивает индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида и оценивает индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экономических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экономических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экономических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экономических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экологических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экологических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экологических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом экологических ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к зачету:
1. Сущность бухгалтерского учета, его особенности, функции и задачи.
2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.
3. Реформирование бухгалтерского учета в РФ.
4. Сущность и характеристика бухгалтерского финансового учета.
5. Сущность и характеристика бухгалтерского управленческого учета.
6. Сущность, значение и характеристика налогового учета.
7. Предмет бухгалтерского учета.
8. Классификация и характеристика имущества организации.
9. Классификация и характеристика источников образования имущества организации.
10. Метод бухгалтерского учета, его элементы.
11. Бухгалтерский баланс, его сущность, особенности построения.
12. Структура типового бухгалтерского баланса.
13. Понятие счетов и двойной записи.
14. План счетов бухгалтерского учета.
15. Первичные документы, их значение, хранение.
16. Учетные регистры, их виды.
17. Организация бухгалтерского учета на предприятии.
18. Учетная политика организации.
19. Инвентаризация имущества и обязательства.
20. Отчетность организации.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного опроса
1. Сущность хозяйственного учета, его виды.
3. Пользователи учетных данных.
4. Измерители, применяемые в учете.
5. Задачи бухгалтерского учета.
6. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
7. Финансовый, налоговый и управленческий учет. Их взаимосвязь и сравнительная характеристика.
8. Нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учета в РФ.
9. Национальные стандарты бухгалтерского учета в РФ.
10. Учетная политика организации. ПБУ 1/2008.
11. Сущность и назначение бухгалтерской отчетности, ее состав. ПБУ 4/99.
12. Организации бухгалтерского учета.
13. Бухгалтерский аппарат и его структура.
14. Права и обязанности главного бухгалтера.
15. Предмет бухгалтерского учета.
16. Классификация хозяйственных средств по их видам и размещению.
17. Классификация хозяйственных средств по источникам финансирования.
18. Метод бухгалтерского учета.
19. Бухгалтерский баланс, его сущность и значение.
20. Структура типового бухгалтерского баланса, содержание его статей.
21. Типы балансовых изменений.
22. Счета, их сущность, содержание и строение.
23. Сущность двойной записи. Синтетическая оборотная ведомость.
24. Систематическая и хронологическая записи. Способы исправления ошибок в бухгалтерских записях.
25. Синтетический и аналитический учет, их взаимосвязь.
26. Документация и документооборот.
27. Понятие о бухгалтерских документах. Классификация документов.
28. Сущность и значение инвентаризации. Порядок проведения и отражения в учете ее результатов.
29. Сущность оценки в бухгалтерском учете.
30. Калькуляция и ее значение.
31. Сущность и назначение бухгалтерской отчетности, ее состав. ПБУ 4/99
32. Формы ведения бухгалтерского учета
Материалы для проведения тестирования:
1. Управленческий учет охватывает информацию, предназначенную для использования:
А. Внутри фирмы.
В. Внутри фирмы и за ее пределами.
С. Исключительно для менеджеров фирмы.
Д. За пределами фирмы.
2. Какие источники средств из перечисленных не относятся к собственным средствам организации?
А. Уставной капитал.
В. Заемные средства.
С. Долгосрочные пассивы.
Д. Кредиты банка.
3. Каково правильное строение счетов в бухгалтерском учете?
А. Пассив-Актив.
В. Актив-Пассив.
С. Дебет-Кредит.
Д. Кредит-Дебет.
4. Какие разделы относятся к активу баланса: 1. Готовая продукция, товары и реализация. 2. Кредиты и финансирование. 3. Производственные запасы. 4. Расчеты по дивидендам.
А. 2, 3.
В. 1, 4.
Д. 2, 4.
5. Конечное сальдо для пассивного счета может быт только:
А. Дебетовым.
В. Свернутым.
С. Развернутым.
Д. Кредитовым.
6. Что относится к основным средствам:
А. Сырье для производства продукции.
В. Здание организации.
С. Обувь в обувном магазине.
Д. Топливо, закупленное для основного производства.
7. Баланс содержит данные о финансах организации:
А. За период времени.
В. В данный момент времени.
С. За время, определенное организацией.
Д. За год.
8. Каково правильное строение баланса в бухгалтерском учете:
А. Дебет-Кредит.
В. Кредит-Дебет.
С. Актив-Пассив.
Д. Пассив-Актив.
9. К оборотным средствам не относятся: 1. Здания и сооружения. 2. Сырье и материалы. 3. Машины и оборудование. 4. Комплектующие изделия и тара. 5. Инвентарь сроком службы до 1 года . 6. Компьютеры.
А. 1, 3, 4, 5, 6.
В. 1, 3, 6.
С. 2, 4, 5.
Д. 2, 3, 4.
10. В каких случаях оформляются сличительные ведомости: 1. При выявлении излишек. 2. При выявлении недостач. 3. Во всех случаях. 4. При отсутствии расхождений. 5. При выявлении недостач сверх норм естественной убыли.
А. 3.
В. 1, 2.
С. 4, 5.
Д. 5.
11. Что отражает сальдо начальное сч. 10 «Материалы»:
А. Первоначальную себестоимость материальных ценностей на начало месяца.
В. Фактическую себестоимость материальных ценностей на начало месяца.
С. Фактическую себестоимость материальных ценностей, используемых на хозяйственные и производственные нужды предприятия.
Д. Первоначальную оптовую стоимость материальных ценностей на начало месяца.
12. По какому методу происходит списание материалов в расход по стоимости последних по времени приобретенной партий:
А. Кумулятивный.
В. Калькулирование.
С. ЛИФО.
Д. ФИФО.
13. В какие сроки начисляется амортизация на основные средства:
А. Ежеквартально.
В. Ежемесячно.
С. Ежегодно.
Д. Зависит от вида основных средств.
14. Что понимают под восстановительной стоимостью основных средств:
А. Стоимость основных средств, изготовленных на самом предприятии.
В. Стоимость основных средств, приобретенных за плату у других предприятий в сумме
С. Стоимость внесенных учредителями основных средств в счет их вклада в уставной капитал организации.
Д. Стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях.
15. По какой оценке отражаются основные средства в балансе:
А. Рыночной стоимости.
В. Остаточной стоимости.
С. Восстановительной стоимости.
Д. Стоимости ремонта.
16. Каким документом оформляются отдельные выплаты из кассы:
А. Платежной ведомостью.
В. Расчетно-платежной ведомостью.
С. Заявлением.
Д. Расходным кассовым ордером.
17. Сколько существует основных форм оплаты труда:
А. Две.
В. Четыре.
С. Три.
Д. Одна.
18. Как устанавливаются формы и системы оплаты труда работникам коммерческих организаций:
А. Согласно распоряжению вышестоящих организаций и ведомств.
В. Согласно распоряжению профсоюзного комитета.
С. Самостоятельно.
Д. Согласно законодательству РФ.
19. Какой документ заводится в бухгалтерии на каждого вновь принятого работника:
А. Личная карточка.
В. Табель.
С. Лицевой счет.
Д. Трудовая книжка.
20. В каком бухгалтерском документе можно увидеть величину расходов на оплату труда в себестоимости продукции:
А. В калькуляции.
В. В журнале-ордере №10.
С. В ведомости № 10/1.
Д. В журнале-ордере №6.
21. На основании какого документа начисляется пособие по временной нетрудоспособности:
А. На основании справки, выданной медицинским учреждением.
В. На основании справки страховой кассы.
С. На основании решения профкома.
Д. На основании листка о временной нетрудоспособности, выданного медицинским учреждением.
22. Какая заработная плата считается депонированной:
А. Своевременно не полученная по вине работника.
В. Своевременно не выданная предприятием.
С. Не выданная по вине бухгалтерии.
Д. Не выданная по вине кассира.
23. В каком документе ведется учет отработанного времени, неявки, болезни и т.д.:
А. В разработочных таблицах.
В. В маршрутных листах.
С. В нарядах.
Д. В табеле.
24. Для каких целей на предприятии заводится табель:
А. Для учета движения работника на предприятии.
В. Для расчета среднего заработка.
С. Для определения выработки.
25. В основе системы «директ-костинг» лежит группировка затрат на:
А. Основные и накладные.
В. Переменные и постоянные.
С. Прямые и косвенные.
Д. Регулируемые и нерегулируемые со стороны менеджера организации.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.