ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тестирование;Практические задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Условия эксплуатации. Транспортные условия.
Дорожные условия. Природно-климатические условия. Влияние условий эксплуатации на эксплуатационные свойства.
Тягово-скоростные свойства автомобилей.
Определения. Оценочные показатели тягово-скоростных свойств. Кинематика и динамика автомобильного колеса. Взаимодействие колеса с дорогой. Сопротивление качению колеса. Коэффициент сцепления колеса с дорогой. Силы, действия на автомобиль. Движущие силы. Силы сопротивления движению. Коэффициент дорожного сопротивления. Уравнение движения автомобиля и автопоезда. Силовой и мощностной балансы автомобиля. Динамический фактор. Динамическая характеристика. Ограничение по сцеплению с дорогой. Методы решения уравнений силового и мощностного балансов автомобиля.
Тормозные свойства.
Определения. Оценочные показатели и нормы. Диаграмма торможения. Уравнение движения автомобиля при торможении. Торможение с полным использованием сцепления с дорогой. Оптимальное распределение тормозных сил. Расчетные формулы для определения замедления, тормозного и остановочных путей.
Особенности процесса торможения автопоезда. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на тормозные свойства автомобиля.
Топливная экономичность.
Определения. Оценочные показатели. Уравнение расхода топлива. Топливно-экономическая характеристика. Расчетное определение показателей топливной экономичности. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля.
Проектировочный тяговый расчет, тягово-скоростные и тормозные свойства транспортных машин с гидромеханической трансмиссией.
Исходные (безразмерные) характеристики гидропередач. Совместная работа двигателя внутреннего сгорания с гидропередачей. Расчет тяговой силы при установившемся движении автомобиля с ГПД. Динамическая характеристика и параметры приземистости автомобиля с гидропередачей. (Методика расчета расхода топлива автомобиля с ГПД). Проектировочный тяговый расчет. Задачи расчета. Задаваемые и выбираемые параметры. Подбор внешней характеристики двигателя. Выбор передаточных чисел механизмов механической трансмиссии. (Особенности проектировочного тягового расчета АТС с гидромеханической передачей).
Управляемость.
Определения. Кинематика криволинейного движения автомобиля. Увод автомобильного колеса. Силы, действующие на автомобиль при повороте. Поворачиваемость автомобиля. Конструктивные и эксплуатационные критерии поворачиваемости. Колебания и автоколебания управляемых колес относительно шкворней. Стабилизация управляемых колес. Упругий стабилизирующий момент шины. Статистический и динамический стабилизирующие моменты. Определения. Оценочные показатели.
Устойчивость.
Поперечная устойчивость. Критическая скорость движения по боковому скольжению и опрокидыванию. Коэффициент поперечной устойчивости. Курсовая устойчивость. Критическая скорость по курсовой устойчивости. Аэродинамическая устойчивость. (влияние на аэродинамическую устойчивость положения метацентра).
Плавность хода. Проходимость.
Определения. Оценочные показатели и нормы. Автомобиль как колебательная система. Приведенная жесткость упругих элементов подвески. Свободные колебания подрессоренной массы без учета затухания и влияния неподрессоренных масс. Определение собственных частот колебаний. Статистический прогиб подвески. Свободные колебания с учетом затухания. Вынужденные колебания. Амплитудно-частотная характеристика автомобиля. (Низкочастотный и высокочастотный резонансы). Определения Проходимость. Особенности взаимодействия автомобильного колеса с дорогами в ухудшенном состоянии, деформируемым грунтом и с препятствиями. Обобщение показателей проходимости. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на проходимость.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
№ Формулировка вопроса
1 Качество, технический уровень. свойства, эффективность автомобилей
2 Классификация эксплуатационных свойств
3 Условия эксплуатации. Приспособленность автомобиля
4 Кинематика и динамика автомобильного колеса
5 Радиусы колес. Скорость и ускорение колеса
6 Динамика колеса при качении по недеформируемой поверхности
7 Силы и моменты, действующие на колесо
8 Ведущий, сводный, нейтральный, ведомый и тормозные режимы качения
9 Качение колеса по деформированной поверхности
10 Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на коэффициент сцепления. Износ шин.
11 Полная тяговая сила. Силовой баланс. Мощностной баланс
12 Тягово-скоростные свойства. Определение оценочных показателей и их содержание
13 Экспериментальный метод оценки эффективности и тормозных свойств автомобиля при торможении
14 Устройство по повышению тормозной эффективности
15 Влияние технических параметров автомобиля на оценочные показатели эффективности и устойчивости торможения
16 Особенности экспериментального определения показатели топливной экономичности
17 Оценка влияния эксплуатационных и технических параметров автомобилей на расходы топлива
18 Пути повышения топливной экономичности. Прогноз и тенденции развития топливной экономичности
19 Экспериментальный метод определения показателей плавности хода
20 Пути повышения топливной экономичности. Прогноз и тенденции развития топливной экономичности
21 Экспериментальный метод определения показателей плавности хода
22 Свободные колебания подрессоренной массы без учета затухания и влияние неподрессоренных масс.
23 Оценка влияния технических параметров на плавность хода
24 Профильная и опорная проходимость
25 Оценки влияния технических параметров на проходимость. Технические направления
26 Анализ процесса криволинейного движения автомобиля и его закон
27 Кинематика кругового поворота двухосного автомобиля
28 Радиус поворота, смещения полюса поворота. Угловая скорость поворота
29 Силы действующие на автомобиль при круговом повороте
30 Расчет кругового поворота
31 Определение управляемости. Оценочные показатели проходимости
32 Экспериментальное определение показателей устойчивости
33 Поворачиваемость автомобиля. Расчетно-аналитический метод оценки поворачиваемости
34 Стабилизация управляемых колес
35 Стабилизирующий момент шины от продольного наклона шкворня и от поперечного на клона шкворня
36 Автоколебания управляемых колес. Усиление на рулевом колесе
37 Влияние компоновочной схемы и технических параметров на управляемость автомобиля. Влияние управляемости на среднюю скорость движения
38 Определение устойчивости. Нормирование единичных показателей устойчивости
39 Экспериментальное определение показателей устойчивости
40 Поперечная устойчивость на вираж. Курсовая устойчивость
41 Критические скорости и углы. Аэродинамическая устойчивость
42 Определение маневренности. Содержание оценочных показателей и их нормирование
43 Особенности кинематики и динамики движения автомобиля при маневрировании.
44 Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на маневренность. Технические направления повышения маневренности
Задания для проверки результатов обучения «уметь», «владеть».
Согласно заданию рассчитать эксплуатационные свойства заданного автомобиля, составить динамический паспорт автомобиля.
Задания для проверки результатов обучения «уметь»:
1. Определить показатели тягово-скоростных свойств.
2.Определять кинематику и динамика автомобильного колеса, взаимодействие
колеса с дорогой, сопротивление качению колеса, коэффициент сцепления колеса с дорогой.
3.Определять силы, действия на автомобиль, движущие силы, силы
сопротивления движению. Коэффициент дорожного сопротивления.
4.Определять уравнение движения автомобиля и автопоезда, силовой и мощностной балансы автомобиля.
5. Определять динамический фактор, динамическая характеристика. Ограничение по сцеплению с дорогой.
6. Определять оценочные показатели и нормы, диаграмма торможения.
7. Находить уравнение движения автомобиля при торможении.
8. Определять торможение с полным использованием сцепления с дорогой. Оптимальное распределение тормозных сил.
9. Определять расчетные формулы для определения замедления, тормозного и остановочных путей.
10. Определять особенности процесса торможения автопоезда. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на тормозные свойства автомобиля.
11. Определять оценочные показатели, уравнение расхода топлива.
12. Определять топливно-экономические характеристики. Расчетные определения показателей топливной экономичности.
13. Определять влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на топливную экономичность автомобиля.
14. Определять (безразмерные) характеристики гидропередач. Расчет тяговой силы при установившемся движении автомобиля с ГПД. Динамическая характеристика и параметры
Задания для проверки результатов обучения «владеть»:
1. Владеть расчетными вычислительными методами при теоретическом анализе ЭС. Влияние условий эксплуатации на функциональные свойства
2. Владеть методами решения уравнений силового и мощностного балансов автомобиля. Совместная работа двигателя внутреннего сгорания с гидропередачей.
3. Владеть методикой расчета расхода топлива автомобиля с ГПД).
4. Владеть проектировочным тяговым расчетом. Задачи расчета. Задаваемые и выбираемые параметры.
5. Владеть методами подбора по внешней характеристике двигателя. Выбор передаточных чисел механизмов механической трансмиссии.
6. Владеть (особенностями проектировочного тягового расчета АТС с гидромеханической передачей).
7. Владеть расчётом трансмиссии по исходные (безразмерные) характеристики
гидропередач.
8. Владеть расчётом совместной работы двигателя внутреннего сгорания с гидропередачей.
9. Владеть расчётом динамических характеристик и параметров приземистости автомобиля с гидропередачей.
10. Владеть расчётом кинематики криволинейного движения автомобиля. Увод автомобильного колеса. Силы, действующие на автомобиль при повороте. Поворачиваемость автомобиля.
11. Владеть расчётом конструктивных и эксплуатационных критериев поворачиваемости, колебаний и автоколебаний управляемых колес относительно шкворней.
12. Владеть расчётом стабилизация управляемых колес, упругой стабилизирующий момент шины. статистический и динамический стабилизирующие моменты, определениями, оценочными показателями.
13. Определением оценочных показателей и норм. Автомобиль как колебательная система. Приведеннаем жесткости упругих элементов подвески.
14. Определением свободных колебаний подрессоренной массы без учета затухания и влияния неподрессоренных масс.
15. Определение собственных частот колебаний. Статистический прогиб подвески. Свободные колебания с учетом затухания. Вынужденные колебания. Амплитудно-частотная характеристика автомобиля. (Низкочастотный и высокочастотный резонансы).
16. Определение проходимости. Особенности взаимодействия автомобильного колеса с дорогами в ухудшенном состоянии, деформируемым грунтом и с препятствиями. Обобщение показателей проходимости.
17.Расчётом и определением влияния конструктивных и эксплуатационных факторов на проходимость.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Тестирование
1. Группа свойств, определяющих степень приспособленности автомобиля к эксплуатации в качестве специфического транспортного средства называются ...свойства.
б) эксплуатационные;
в) эстетические;
г) эргономические.
2. Условия эксплуатации, характеризуемые следующими факторами: режим работы, виды маршрутов, условия хранения….
а) дорожные условия;
б) транспортные условия;
в) природно-климатические.
3. Основная характеристика природно-климатических условий для всех зон России, влияющая на эксплуатационные свойства.
а) температура;
б) влажность;
в) давление;
г) все.
4. Отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости называется…
а) свободным радиусом;
б) динамическим радиусом;
в) кинематическим радиусом;
г) статическим радиусом.
5. Режим качения колеса, при условии, что момент равен 0
а) ведущий;
б) свободный;
в) нейтральный;
г) ведомый.
6. С увеличением температуры шины ее сопротивление качению…
а) увеличивается;
б) в среднем остается постоянным;
в) снижается.
7. При увеличении толщины протектора коэффициент сопротивления качению колеса …
а) увеличивается;
б) в среднем остается постоянным;
в) снижается.
8. Общий коэффициент сопротивлению качению представляет собой сумму потерь….
а) в шине и трансмиссии;
б) в шине и грунте;
в) в грунте и трансмиссии;
г) в двигателе и грунте.
9. Качество резины позволит … сопротивление качению.
а) увеличить;
б) в среднем оставить прежним;
в) снизить.
10. Совокупность свойств, определяющих предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе на тяговом режиме в различных дорожных условиях.
а) тормозные свойства;
б) разгонные свойства;
в) тяговые свойства;
г) тягово-скоростные свойства.
11. В некоторых условиях диапазон снижается до единственно возможного значения скорости - такие дорожные условия являются …
а) предельными;
б) экстренными;
в) аварийными;
г) служебными.
а) относительная опасность организации и проведения испытаний;
б) не высокая объективность;
в) недостоверность результатов;
13. Режим, при котором от двигателя к ведущим колесам подводится мощность, достаточная для преодоления сопротивления движению.
а) скоростной режим;
б) тормозной режим;
в) тяговый режим;
г) эксплуатационный режим.
14. Обобщенный показатель тягово-скоростных свойств.
а) установившееся замедление;
б) средняя скорость;
в) максимальная скорость;
г) максимальный подъем.
15. Торможение, целью которого является максимально быстрая остановка, называется …
а) служебное;
б) аварийное;
в) полное;
г) экстренным.
16. Путь, проходимый автомобилем от момента, когда водителем была замечена опасность, до остановки называют.
а) остановочным;
б) тормозным;
в) установившимся;
г) заторможенным.
17. Основной измеритель топливной экономичности автомобиля в нашей стране и большинстве европейских стран.
а) расход топлива в литрах на 100 км пройденного пути;
б) длина пути, пройденная при расходе 1 литра топлива;
в) удельный расход топлива;
г) часовой расход топлива.
18. Показатель определяют для всех категорий автотранспортных средств при заданных значениях скорости движения разных для различных категорий при движении по прямой горизонтальной дороге на высшей передаче.
а) расход топлива в магистральном ездовом цикле на дороге;
б) расход топлива в городском ездовом цикле на дороге;
в) контрольный расход топлива;
г) расход топлива в городском цикле на стенде.
19. График зависимости расхода топлива от скорости установившегося движения на высшей передаче по горизонтальной дороге, его строят для автотранспортных средств всех категорий.
а) расход топлива в городском цикле на стенде;
б) топливная характеристика установив¬шегося движения;
в) топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге.
20. Совокупность свойств, определяющих расходы топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации.
а) эксплуатационная экономичность;
б) транспортная экономичность;
в) топливная экономичность;
г) общая экономичность.
21. Основными причинами увеличения сил сопротивления движению являются
а) нарушений работы систем питания и зажигания;
б) нарушение схождения колес;
в) отсутствие свободного хода педали сцепления;
г) все приведенные.
22. Совокупность свойств, определяющих характеристики кинематических и силовых
а) маневренность;
б) устойчивость;
в) управление;
г) управляемость.
23. Оценка показателей управляемости, определяемые в эксплуатационных режимах движения с максимальными скоростями на специальных дорогах, выражается в
а) км/ч;
б) баллах;
в) секундах;
г) минутах.
24. Отклонение вектора скорости эластичного колеса от плоскости его вращения при действии любой по величине боковой силы называется явлением:
а) смещения;
б) отклонения;
в) увода;
г) отвода.
35. Свойство автомобиля изменять кинематические параметры поворота под действием внешних боковых сил при фиксированной величине угла называют … автомобиля.
а) отклонением;
б) поворачиваемостью;
в) уводом;
г) все приведенные.
30. Возникающие в результате управляющего воздействия изменения курсовых и боковых параметров являются … на управляющее воздействие.
а) динамической реакцией автомобиля;
б) кинематической реакцией автомобиля;
в) энергетической реакцией автомобиля;
г) силовой реакцией автомобиля.
Примеры задач (у каждого студента свой вариант).
1. При движении легкового автомобиля массой 1427 кг на спуске с уклоном 8% сила сопротивления дороги 0,28 кН. Определить силу и мощность сопротивления дороги на подъеме с таким же уклоном, если скорость автомобиля 10 м/с.
2.Грузовой автомобиль движется с некоторой скоростью на горизонтальном участке дороги. На сколько процентов уменьшится его скорость, если коэффициент сопротивления воздуха увеличится на 25 %, а сила сопротивления воздуха останется неизменной?
3.Построить зависимость силы и мощности сопротивления воздуха от скорости движения легкового автомобиля. Коэффициент лобового сопротивления 0,44; плотность воздуха 1,225 кг/м3; габаритная ширина 1,82 м; габаритная высота 1,49 м; коэффициент полноты площади 0,78; максимальная скорость 41 м/с. По полученной зависимости определить, на сколько процентов возрастают сила и мощность сопротивления воздуха при увеличении скорости движения с 10 до 40 м/с.
4. Построить зависимость силы сопротивления воздуха от скорости движения одиночного автомобиля, седельного автопоезда и прицепного автопоезда. Коэффициент сопротивления воздуха одиночного автомобиля 0,75 Н с /м , седельного автопоезда на 10% больше и прицепного автопоезда на 25% больше, чем у одиночного автомобиля; площадь миделева сечения 7,4 м2; максимальная скорость 85 км/ч. Определить силы сопротивления воздуха для каждого автотранспортного средства при скорости 20 м/с.
5. Автомобиль движется со скоростью 20 м/с по шоссе, вдоль которого дует ветер со скоростью 5 м/с. Во сколько раз сила и мощность сопротивления воздуха при встречном ветре больше, чем при попутном ветре?
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно»,
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.