ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка практического задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Введение. Деление территории на климатические зоны и климатические подрайоны, их характеристики и показатели. Основные нормативные документы по строительному проектированию.
Виды населенных мест. Зонирование территорий. Селитебные зоны. Жилая застройка. Размещение зданий на селитебной территории.
Виды зданий и сооружений. Классификация зданий и сооружений по назначению. Требования, предъявляемые к зданиям.
Архитектурно-строительный проект и стадии его разработки. Типовое проектирование. Привязка типовых проектов к конкретным условиям строительства.
Технико-экономические показатели проектных решений. Использование средств вычислительной техники при проектировании строительных конструкций
Конструктивные схемы и основные части зданий. Несущие и ограждающие элементы зданий различных конструктивных решений, их назначение, предъявляемые к ним общие требования. Совместная работа несущих конструктивных элементов в одноэтажных и многоэтажных зданиях
Конструктивные решения частей гражданских зданий. Основания и фундаменты. Стены и каркасы. Междуэтажные перекрытия и полы. Крыши и кровли. Перегородки. Лестницы. Окна и двери
Конструктивные решения частей промышленных зданий. Требования к промышленным зданиям. Классификация промышленных зданий. Конструктивные схемы про¬мышленных зданий. Подъемно-транспортное оборудование. Типизация и унификация га¬баритов и конструкций промышленных зданий. Унифицированные типовые проекты (УТП), унифицированные типовые секции (УТС) промышленных зданий. Унифицированные габаритные схемы одноэтажных и многоэтажных зданий. Бытовые помещения про¬мышленных предприятий. Типовые конструкции промышленных зданий.
Фундаменты под стены и колонны. Фундаментные блоки. Каркасы одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий. Стены промышленных зданий. Фахверковые стены. Деформационные швы. Двери, окна, ворота. Покрытия. Фонари. Полы. Перегородки. Противопожарные преграды. Внутрицеховые конструкции и лестницы промышленных зданий.
Постоянные и временные нагрузки, действующие на здания и сооружения. Коэффициенты сочетания и динамичности. Расчет строительных конструкций по упругой ста¬дии работы материалов с использованием формул сопротивления упругих материалов и особенностей структуры ма¬териалов.
Нормативные сопротивления материалов. Коэффициенты надежности по нагрузкам и по материалам и коэффициенты условий работы. Расчетные сопротивления мате¬риалов.
Сущность работы железобетонных конструкций. Предварительно напряженные железобетонные конструкции. Бетон, его виды, структура, основные прочностные и деформационные характеристики. Усадка и ползучесть бетона, начальные деформации. Работа под действием кратковременных, длительных и многократно повторяющихся нагрузок. Марки строительных сталей, применяемых в качестве арматуры. Механические свойства и прочностные характеристики арматурных сталей, их зависимость от режима нагружения. Виды арматурных изделий, применяемых в железобетонных конструкциях. Анкеровка, перегибы, стыки арматуры. Виды и способы армирования.
Монолитные, сборно-монолитные и сборные железобетонные конструкции. Железобетон с ненапрягаемой и напрягаемой арматурой. Принципы конструирования железо¬бетонных конструкций.
Стадии напряженно-деформативного состояния конструкций с ненапрягаемой арматурой в нормальных сечениях. Виды разрушения. Сцепление арматуры с бетоном. Анкеровка ненапрягаемой и напрягаемой арматуры. Усадка и ползу¬честь железобетона. Влияние стесненных деформаций усадки и ползучести на перераспределение усилий между арматурой и бетоном. Релаксация напряжений в арматуре и бетоне. Воздействие температуры на железобетон. Коррозия железобетона и меры защиты от нее.
Области применения металлических конструкций в зданиях и сооружениях. Достоинства и недостатки металлических конструкций, требования, предъявляемые к метал¬лическим конструкциям. Соблюдение требований экономии металла.
Строительные стали и алюминиевые сплавы. Их структура, химический состав, маркировка. Механические свойства и прочностные характеристики строительных сталей и алюминиевых сплавов. Модули упругости. Работа под нагрузкой. Усталость и старение металлов. Влияние температуры. Коррозионная стойкость строительных сталей и алюминиевых сплавов и пути ее повышения.
Виды и марки строительных сталей, применяемых в металлических конструкциях, их физико-механические свойства и прочностные характеристики. Упругая и пластическая работа сталей под нагрузкой. Концентрация напряжений. Номенклатура прокатных изделий.
Алюминиевые сплавы, их виды, механические свойства и прочностные характеристики. Номенклатура выпускаемых профилей изделий.
Расчет элемен¬тов металлических конструкций на центральное сжатие и растяжение, изгиб, внецентренное растяжение и внецентренное сжатие.
Сварные соединения. Соединения на болтах.
Область применения деревянных конструкций в зданиях и сооружениях. Номенклатура лесопиломатериалов для деревянных конструкций и их элементов. Сорта древесины, ее отбор. Строительная фанера. Породы древесины, ее структура, основные физико-механические свойства. Работа древесины на растяжение, сжатие, изгиб, скалывание и смятие. Усушка и разбухание древесины, коробление. Влияние температуры и влажности на прочность древесины. Пути увеличения долговечности древесины и деревянных конструкций. Меры защиты деревянных конструкций от возгорания, гниения и поражения древоточцами.
Конструкционные пластмассы, их назначение, виды. Физико-механические свойства конструкционных пластмасс, их прочностные и деформативные характеристики, модули упругости.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологических процессов (явлений), а также защиту от их последствий
Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологических процессов (явлений), а также защиту от их последствий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологических процессов (явлений), а также защиту от их последствий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологических процессов (явлений), а также защиту от их последствий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы
Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)
Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование
Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет состав и последовательность выполнения работ по проектированию здания (сооружения), инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем
Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет исходные данные для проектирования здания и их основных инженерных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения
Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает типовые объёмно-планировочные и конструктивные проектные решения здания в соответствии с техническими условиями с учетом требований по доступности объектов для маломобильных групп населения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Расскажите о классификации зданий и сооружений. Какие требования предъявляются к зданиям и сооружениям.
2. Что такое «модульная система, унификация, типизация, стандартизация» в строительстве.
3.Объемно-планировочные решения жилых зданий.
4.Объемно-планировочные решения общественных зданий.
5.Объемно-планировочные решения промышленных, мелиоративных и сельскохозяйственных зданий.
6.Конструктивные решения бескаркасных зданий.
7.Конструктивные решения каркасных зданий.
8. Деформационные швы зданий. Конструкция температурных и осадочных швов.
9. Основные конструктивные элементы зданий и сооружений.
10.Фундаменты.
11.Стены и перегородки.
12.Перекрытия и полы.
13. Покрытия и кровли. Организация водостока.
14. Лестницы.
15. Окна, двери и ворота.
16. Конструктивные решения каркасов зданий.
17. Конструкции лифтовых шахт.
18. Противопожарные преграды.
19. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций. Конструкции утепленных стен.
20. Методы расчета конструкций. Расчет конструкций по предельным состояниям.
21. Классификация нагрузок. Нормативные и расчетные нагрузки. Коэффициенты надежности по нагрузке.
22. Нормативные характеристики материалов. Определение нормативных характеристик. Доверительная вероятность для нормативных характеристик.
23. Расчетные характеристики материалов. Коэффициенты условия работы.
24. Сочетания нагрузок. Коэффициенты сочетания нагрузок. Коэффициенты надежности по
25. Ползучесть материалов. Длительная прочность материалов.
26. Концентрация напряжений. Релаксация напряжений. Влияние концентрации и релаксации напряжений на работу строительных конструкций.
27. Бетонные и железобетонные конструкции: общая характеристика, преимущества и недостатки. Материалы для изготовления железобетонных конструкций.
28. Бетоны для изготовления бетонных и железобетонных конструкций: виды бетона, их физико-механические характеристики, работа при повторном нагружении, усадка и ползучесть.
29. Арматура для армирования железобетонных конструкций: классификация арматуры, ее физико-механические характеристики.
30. Способы армирования железобетонных конструкций.
31. Бетонные конструкции: область их применения. Расчет элементов бетонных конструкций на центральное сжатие.
32. Расчет изгибаемых железобетонных элементов с одиночной арматурой на прочность по нормальному сечению: стадии напряженного состояния и особенности расчета.
33. Расчет изгибаемых железобетонных элементов прямоугольного и таврового сечения на прочность по нормальному сечению.
34. Предварительно-напряженные железобетонные конструкции: сущность предварительного напряжения, материалы для изготовления преднапряженных конструкций, способы натяжения арматуры.
35. Анкеровка рабочей арматуры. Обрыв части рабочей арматуры.
36. Металлические конструкции. Стали и сплавы для изготовления металлических конструкций.
37. Физико-механические характеристики стали: диаграммы поведения стали под нагрузкой, влияние температуры на прочность стали.
38. Физико-механические характеристики алюминия и алюминиевых сплавов: диаграммы их поведения под нагрузкой, влияние температуры на прочность алюминия и его сплавов.
39. Ударная вязкость стали. Порог хладноломкости.
40. Работа стали и алюминиевых сплавов при повторных нагрузках.
41. Расчет элементов металлических конструкций, работающих на центральное растяжение.
42. Расчет элементов металлических конструкций, работающих на сжатие с изгибом (внецентренное сжатие).
43. Соединения элементов металлических конструкций на болтах и заклепках, их конструкция и расчет.
44. Сварные соединения элементов металлических конструкций, их конструкция и расчет.
45. Внутренние напряжения в сварных соединениях. Способы уменьшения внутренних напряжений.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Задания и вопросы для устного опроса:
1. Дайте подробную характеристику зданию.
2. Объясните деформации, происходящие в основании здания (сооружения).
3. Назовите архитектурно-конструктивные элементы стен здания.
4. Перечислите конструктивные элементы одноэтажного промышленного здания из сборного железобетона
5. Вычертите элементы стального каркаса одноэтажного промышленного здания
7. Укажите движение воды при наружном водоотводе с покрытий в соответствии с исходными данными.
8. Подсчитать полную нагрузку на покрытие, перекрытие и поэтажную нагрузку на колонны здания.
9. Инженер Петров взял в банке кредит на строительство двухэтажного коттеджа из кирпича. Ответьте на вопросы и обоснуйте свое решение:
- какой кирпич (глиняный или силикатный, полнотелый или пустотелый) необходимо приобрести инженеру Петрову для возведения цокольной части коттеджа?
- из какого кирпича инженер может построить коттедж выше цоколя?
- какой раствор (по виду вяжущего) необходимо приобрести для кладки стен из кирпича?
- какие сборные железобетонные конструкции для возведения коттеджа будет необходимо приобрести инженеру Петрову на заводе ЖБИ?
10. Произведите расчет прокатной балки
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.