2024-2025_08_03_01_2023_plx_Инженерные сети_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.08 Инженерные сети
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
 
ПК-4.2 Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
 
ПК-4.3 Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
ПК-4 
Способен подготовить техническую часть планов и заявок строительной организации на обеспечение строительного производства материально-техническими и трудовыми ресурсами
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 8 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Проверка практического задания;Устный опрос;Тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие сведения
 
1.1
Общие понятия об инженерных сетях
4
0
2
12,5
18,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
2
Водоснабжение, теплоснабжение и водоотведение
 
2.1
Водоснабжение
6
0
8
25
39
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
2.2
Системы канализации
4
0
4
25
33
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
2.3
Теплоснабжение
3
0
3
20
53,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
3
Газоснабжение и электрические сети
 
3.1
Газоснабжение
4
0
4
13,5
21,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
3.2
Электрические сети
4
0
4
20
28
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
4
Строительство инженерных сетей
 
4.1
Технологии строительства инженерных сетей
9
0
9
40
94,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
34
0
34
156
288
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Проектная практика
 
Исполнительская практика
 
Инженерные сооружения в транспортном строительстве
 
Производственные здания на дорогах
 
Изыскания и проектирование автомобильных дорог
 
Дорожный сервис
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
 
ПК-4.2 Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
 
ПК-4.3 Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
ПК-4 
Способен подготовить техническую часть планов и заявок строительной организации на обеспечение строительного производства материально-техническими и трудовыми ресурсами
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 3 
Семестр 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
68
8
16
144
36
82,5
144
36
73,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
34
8
17
17
17
17
Практические занятия (Пр)
34
8
8
17
17
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
3
1,5
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
82,5
82,5
73,5
73,5
Контактная работа
Контроль, всего:
60
25,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Эк
Общая трудоемкость, ч.
288
144
144
Общая трудоемкость, З.Е.
8
4
4
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие сведения
 
1.1
Общие понятия об инженерных сетях
4
0
2
12,5
18,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
2
Водоснабжение, теплоснабжение и водоотведение
 
2.1
Водоснабжение
6
0
8
25
39
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
2.2
Системы канализации
4
0
4
25
33
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
2.3
Теплоснабжение
3
0
3
20
53,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
3
Газоснабжение и электрические сети
 
3.1
Газоснабжение
4
0
4
13,5
21,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
3.2
Электрические сети
4
0
4
20
28
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
4
Строительство инженерных сетей
 
4.1
Технологии строительства инженерных сетей
9
0
9
40
94,5
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
34
0
34
156
288
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Общие понятия об инженерных сетях

Общие понятие об инженерных сетях. Инженерная подготовка терри-тории населенных мест.

 
Общие понятия об инженерных сетях

Принципы размещения и способы прокладки инженерных сетей.

 
Водоснабжение

Общие понятия о водоснабжении

 
Водоснабжение

Схемы и системы водоснабжения

 
Системы канализации

Схемы и системы канализаций

 
Теплоснабжение

Устройство тепловых сетей, основные элементы схем теплоснабжения

 
Газоснабжение

Общие сведения о газоснабжении

 
Газоснабжение

Системы газоснабжения

 
Электрические сети

Классификация электрических сетей

 
Электрические сети

Системы электрических сетей

 
Технологии строительства инженерных сетей

Водоотлив и понижение уровня грунтовых вод при строительстве инженерных сетей

 
Технологии строительства инженерных сетей

Химические методы закрепления грунтов

 
Технологии строительства инженерных сетей

Строительство коллекторов

 
Технологии строительства инженерных сетей

Способы прокладки инже-нерных сетей

 
Технологии строительства инженерных сетей

Техника безопасности при строительстве инженерных сетей

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Способы и схемы размещения инженерных сетей
2
Проверка ПЗ
 
2
2
Изучение и составление схем водоснабжения
4
 
3
2
Гидравлический расчет водопроводной сети
4
Проверка ПЗ
 
4
2
Принципы расчета сети ливневой канализации
4
Проверка ПЗ
 
5
2
Составление схем теплоснабжения
3
 
6
3
Изучение систем газоснабжения
4
Проверка ПЗ
 
7
3
Изучение систем электроснабжения
4
Проверка ПЗ
 
8
4
Изучение технологии строительства сооружений дорожного водоотвода и водосточнодренажных систем
4
 
9
4
Изучение технологических карт строительства

водосточных коллекторов

3
Проверка ПЗ
 
10
4
Изучение технологических карт строительства

водопропускных труб

2
Проверка ПЗ
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Проверка практического задания
Проверка ПЗ
 
2
Устный опрос
Устный опрос
 
3
Тестирование
Тестирование
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-4 
Способен подготовить техническую часть планов и заявок строительной организации на обеспечение строительного производства материально-техническими и трудовыми ресурсами
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-4 Способен подготовить техническую часть планов и заявок строительной организации на обеспечение строительного производства материально-техническими и трудовыми ресурсами
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Инженерные сооружения в транспортном строительстве
x
x
Экзамен,Зачет
Изыскания и проектирование автомобильных дорог
x
x
x
x
Экзамен,Зачет,Курсовой проект
Инженерные сети
x
x
Экзамен
Дорожный сервис
x
Экзамен
Производственные здания на дорогах
x
Экзамен
Изыскательская практика
x
Зачет с оценкой
Исполнительская практика
x
Зачет с оценкой
Проектная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-4 Способен подготовить техническую часть планов и заявок строительной организации на обеспечение строительного производства материально-техническими и трудовыми ресурсами
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Тестирование

Вопрос 1

Способ, при котором каждую коммуникацию прокладывают в грунте отдельно с соблюдением соответствующих санитарно-технологических и строительных условий размещения, независимо от способов и сроков прокладки остальных коммуникаций.

Варианты ответов

в коллекторе

раздельный способ

совмещённый способ

Вопрос 2

Подземные коммуникации проходящие через город, но не использующиеся в городе, например газопровод, нефтепровод.

Варианты ответов

магистральные подземные сети

распределительные подземные сети

транзитные подземные сети

Вопрос 3

Какие инженерные сети прокладывают под тротуарами?

Варианты ответов

телефонные кабеля

силовые кабеля

тепловые сети

Вопрос 4

Сети, эксплуатация которых допускает значительное охлаждение: электрические слаботочные и силовые кабели, кабели телефонной и телеграфной связи, сигнализации, газопроводы, теплосети.

 

Варианты ответов

сети глубокого заложения

сети мелкого заложения

сети среднего заложения

Вопрос 5

Основными общими параметрами трубопровода и арматуры являются:

Варианты ответов

условный диаметр прохода мм,

условное давление МПа

рабочая температура °С среды.

Вопрос 6

Чугунные трубы соединяют следующими способами

Варианты ответов

фланцевое соединение

с помощью муфты

раструбное соединение

Вопрос 7

Обязательное условие при устройстве канализационных труб, трубопроводов, отводных труб:

Варианты ответов

особый материал труб

соединение труб

уклон труб

Вопрос 8

Какое давление поддерживается в городских газовых трубопроводах?

Варианты ответов

среднее

высокое

низкое

Вопрос 9

Что такое Бойлер-?

Варианты ответов

прибор для регулирования давления в газопроводе

оборудование для подогрева жидкого топлива

скоростной водонагреватель

Вопрос 10

Какое сооружение предназначено для регулирования давления в трубопроводе холодного водоснабжения?

Варианты ответов

монтажная вышка

смотровые колодцы

водонапорная башня

Вопрос 11

По назначению водопровод подразделяется на:

Варианты ответов

хозяйственно-бытовой

хозяйственно-питьевой

хозяйственно-промышленный

Вопрос 12

Фитинг-это?

Варианты ответов

крепёж

соединительный элемент

стандартное резьбовое изделие

Вопрос 13

 
В каком месте устраивают ввод в здание газового трубопровода?

Варианты ответов

в фундаменте

в цоколе

в стене

Вопрос 14

Коллектор-это?

Варианты ответов

инструмент для нарезания резьбы

устройство для прокладки тротуаров

приспособление для укладки трубопроводов

Вопрос 15

Способы улучшения качества воды:

Варианты ответов

умягчение, обессоливание, обезжиривание

кипячение, фильтрация, обеззараживание

хлорирование, минерализация, дезинфекция

Вопрос 16

Служит для подачи свежего воздуха в помещения. При необходимости, подаваемый воздух нагревается и очищается от пыли. О какой системе вентиляции идёт речь?

Варианты ответов

вытяжная

приточно-вытяжная

приточная

Вопрос 17

Регистр – это?

Варианты ответов

нагревательный элемент

отопительный прибор

воздухонагреватель

Вопрос 18

Относятся ли атмосферные осадки к сточным водам?

Варианты ответов

да

нет

Вопрос 19

Система отопления используемая в жилых домах:

Варианты ответов

паровая

воздушная

водяная

Вопрос 20

При этой очистке используется жизнедеятельность микроорганизмов, находящихся в почве.

Варианты ответов

механическая очистка сточных вод

механо-химическая очистка сточных вод

биологическая очистка сточных вод

Вопрос 21

Какая система вентиляции может удалять или подавать воздух в помещения независимо от условий окружающей среды?

Варианты ответов

механическая

естественная

атмосферная

Вопрос 22

Система теплоснабжения в которой каждый потребитель имеет собственный источник

 
теплоты, называется:

Варианты ответов

централизованной

децентрализованной

районной

Вопрос 23

Если в системе отопления теплопроводы расположены следующим образом: подающие - по чердаку или под потолком верхнего этажа, обратные – по подвалу, над полом первого этажа или в подпольных каналах, то такое расположение теплопроводов называется -

Варианты ответов

подпиточная разводка

верхняя разводка

нижняя разводка

Вопрос 24

К поверхностным источникам водоснабжения относятся:

Варианты ответов

реки, резервуары, водонапорные башни

реки, озёра, моря

водохранилища, резервуары, скважины

Вопрос 25

Система вентиляции, движение воздуха в которой происходит за счет работы вентилятора, называется:

Варианты ответов

механической

приточной

вытяжной

Экзаменационные вопросы:

1. Системы и схемы водоснабжения.

2. Нормы и режимы водопотребления.

3. Свободные напоры в сетях водопровода.

4. Источники водоснабжения и водозаборные сооружения.

5. Очистка воды и очистные сооружения.

6. Насосные станции.

7. Напорно-регулирующие устройства.

8. Назначение, роль и классификация водопроводных линий.

9. Трассировка водопроводных линий.

10. Определение глубины заложения труб.

11. Этапы проектирования водопроводных линий.

12. Гидравлический расчет тупиковых (разветвленных) сетей.

13. Гидравлический расчет кольцевых сетей.

14. Трубы и арматура систем водоснабжения.

15. Сооружения на водопроводной сети.

16. Правила размещения пожарных гидрантов.

17. Назначение и принцип работы водонапорной башни.

18. Вводы в здания и сооружения.

19. Классификация систем водоснабжения здания.

20. Схемы сетей внутреннего водоснабжения зданий.

21. Приемы повышения напора во внутреннем водопроводе.

22. Схемы трассировки внутреннего водопровода.

23. Сточные воды и их классификация.

24. Системы и схемы канализации.

25. Классификация систем внутренней канализации зданий.

26. Нормы и режимы водопотребления. Определение расчетных рас-ходов.

27. Трассировка канализационных сетей.

28. Очистка сточных вод.

 
29. Основы гидравлического расчета канализационных сетей.

30. Расчет бытовой сети.

31. Расчет дождевой сети.

32. Открытая и закрытая система отвода поверхностного стока.

33. Элементы системы закрытого водоотвода и размещение их на поперечном профиле улиц.

34. Организация поверхностного стока с застраиваемой территории.

35. Сооружения на канализационных сетях.

36. Трубы канализационных сетей. Соединения труб.

37. Принцип расчета системы самотечной канализации.

38. Общие сведения о теплоснабжении.

39. Системы и схемы теплоснабжения.

40. Классификация систем центрального теплоснабжения.

41. Тепловые пункты.

42. Трассировка системы теплоснабжения.

43. Тепловой расчет сети.

44. Теплоносители, их основные параметры.

45. Трубы, их соединения и виды прокладки.

46. Устройства на тепловой сети.

47. Принципиальные схемы отопления зданий: оборудование, элементы, приборы.

48. Общие сведения о газоснабжении городов.

49. Нормы и режимы потребления газа. Определение расчетных рас-ходов.

50. Системы газоснабжения, трассировка сетей и размещение сооружений.

51. Классификация газопроводов.

52. Газораспределительные станции и газораспределительные пункты.

53. Режимы давления газа в сетях.

54. Определение расчетных расходов газа по участкам сети.

55. Трубы, арматура и компенсаторы газопроводов.

56. Источники и режимы энергоснабжения.

57. Расход электрической энергии.

58. Системы электроснабжения городов.

59. Кабельные линии и их прокладка.

60. Прокладка электрических сетей через преграды.

61. Задачи и методы расчета электрических нагрузок.

62. Особенности трассировки, прокладки и устройства телефонных кабельных линий.

63. Общие сведения о подземных сетях.

64. Расположение подземных сетей в плане.

65. Размещение подземных сетей в коллекторах.

66. Сооружение общих коллекторов.

67. Классификация улиц и дорог поселения.

68. Элементы поперечного профиля улицы.

69. Типы дорожных одежд.

70. Озеленение улиц и дорог.

71. Освещение улиц и дорог.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Николаевская, И.А. Инженерные сети  и оборудование территорий, зданий и стройплощадок: учебник / И.А. Николаевская, Л.А. Горлопанова, Н.Ю. Морозова. – М.: Изд-во «Академия», 2012. – 256с. 2. Погодина, Л.В. Инженерные сети, инженерная подготовка и оборудование территорий, зданий и стройплощадок: учебник / Л.В. Погодина. – 3-е изд. –  М.:  Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 476с. 3. Саламахин, П.М. Проектирование мостовых и строительных конструкций: учебное пособие / П.М. Саламахин. – М.: КНОРУС, 2011. – 408с. б) дополнительная  литература: 1. Погодина, Л.В. Инженерные сети, инженерная подготовка  и оборудование территорий, зданий и стройплощадок: учебник / Л.В. Погодина. - М.: Дашков и К, 2010. - 476с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. ЭБС Znanium.com
 
3. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
424
Учебная мебель: стол ученический -14 шт.,  стол 1 тумбовый -1 шт., доска 3х ств. -1, кафедра настольная -1 шт.,  cтул ученический -19 шт.,  стул офис. сер. тр. -7 шт., нивелир -1 9шт., стенды (маленькие) -4 шт., стенды (большие) самодел. -4 шт., (26 посадочных мест).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками

 
творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и

 
включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент СДиИЭ, кандидат технических наук Иванов М.Ю.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .