ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Проверка практического задания;Устный опрос;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).
Общие понятие об инженерных сетях. Инженерная подготовка терри-тории населенных мест.
Принципы размещения и способы прокладки инженерных сетей.
Общие понятия о водоснабжении
Схемы и системы водоснабжения
Схемы и системы канализаций
Устройство тепловых сетей, основные элементы схем теплоснабжения
Общие сведения о газоснабжении
Системы газоснабжения
Классификация электрических сетей
Системы электрических сетей
Водоотлив и понижение уровня грунтовых вод при строительстве инженерных сетей
Химические методы закрепления грунтов
Строительство коллекторов
Способы прокладки инже-нерных сетей
Техника безопасности при строительстве инженерных сетей
водосточных коллекторов
водопропускных труб
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен производить на основании проектов производства работ расчеты потребности в материально-технических и трудовых ресурсах с применением специализированного программного обеспечения, осуществлять разработку организационно-технологической документации с проведением необходимых расчетов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен рассчитывать и составлять сводные ведомости и графики поставки материально-технических и трудовых ресурсов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен составлять техническое задание на проектирование и изготовление нестандартных конструкций и оборудования, монтажную оснастку, закладные детали, отдельные конструкции, инвентарь, приспособления для изготовления в производственных подразделениях строительной организации и в специализированных организациях
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Тестирование
Вопрос 1
Способ, при котором каждую коммуникацию прокладывают в грунте отдельно с соблюдением соответствующих санитарно-технологических и строительных условий размещения, независимо от способов и сроков прокладки остальных коммуникаций.
Варианты ответов
в коллекторе
раздельный способ
совмещённый способ
Вопрос 2
Подземные коммуникации проходящие через город, но не использующиеся в городе, например газопровод, нефтепровод.
Варианты ответов
магистральные подземные сети
распределительные подземные сети
транзитные подземные сети
Вопрос 3
Какие инженерные сети прокладывают под тротуарами?
Варианты ответов
телефонные кабеля
силовые кабеля
тепловые сети
Вопрос 4
Сети, эксплуатация которых допускает значительное охлаждение: электрические слаботочные и силовые кабели, кабели телефонной и телеграфной связи, сигнализации, газопроводы, теплосети.
Варианты ответов
сети глубокого заложения
сети мелкого заложения
сети среднего заложения
Вопрос 5
Основными общими параметрами трубопровода и арматуры являются:
Варианты ответов
условный диаметр прохода мм,
условное давление МПа
рабочая температура °С среды.
Вопрос 6
Чугунные трубы соединяют следующими способами
Варианты ответов
фланцевое соединение
с помощью муфты
раструбное соединение
Вопрос 7
Обязательное условие при устройстве канализационных труб, трубопроводов, отводных труб:
Варианты ответов
особый материал труб
соединение труб
уклон труб
Вопрос 8
Какое давление поддерживается в городских газовых трубопроводах?
Варианты ответов
среднее
высокое
низкое
Вопрос 9
Что такое Бойлер-?
Варианты ответов
прибор для регулирования давления в газопроводе
оборудование для подогрева жидкого топлива
скоростной водонагреватель
Вопрос 10
Какое сооружение предназначено для регулирования давления в трубопроводе холодного водоснабжения?
Варианты ответов
монтажная вышка
смотровые колодцы
водонапорная башня
Вопрос 11
По назначению водопровод подразделяется на:
Варианты ответов
хозяйственно-бытовой
хозяйственно-питьевой
хозяйственно-промышленный
Вопрос 12
Фитинг-это?
Варианты ответов
крепёж
соединительный элемент
стандартное резьбовое изделие
Вопрос 13
Варианты ответов
в фундаменте
в цоколе
в стене
Вопрос 14
Коллектор-это?
Варианты ответов
инструмент для нарезания резьбы
устройство для прокладки тротуаров
приспособление для укладки трубопроводов
Вопрос 15
Способы улучшения качества воды:
Варианты ответов
умягчение, обессоливание, обезжиривание
кипячение, фильтрация, обеззараживание
хлорирование, минерализация, дезинфекция
Вопрос 16
Служит для подачи свежего воздуха в помещения. При необходимости, подаваемый воздух нагревается и очищается от пыли. О какой системе вентиляции идёт речь?
Варианты ответов
вытяжная
приточно-вытяжная
приточная
Вопрос 17
Регистр – это?
Варианты ответов
нагревательный элемент
отопительный прибор
воздухонагреватель
Вопрос 18
Относятся ли атмосферные осадки к сточным водам?
Варианты ответов
да
нет
Вопрос 19
Система отопления используемая в жилых домах:
Варианты ответов
паровая
воздушная
водяная
Вопрос 20
При этой очистке используется жизнедеятельность микроорганизмов, находящихся в почве.
Варианты ответов
механическая очистка сточных вод
механо-химическая очистка сточных вод
биологическая очистка сточных вод
Вопрос 21
Какая система вентиляции может удалять или подавать воздух в помещения независимо от условий окружающей среды?
Варианты ответов
механическая
естественная
атмосферная
Вопрос 22
Система теплоснабжения в которой каждый потребитель имеет собственный источник
Варианты ответов
централизованной
децентрализованной
районной
Вопрос 23
Если в системе отопления теплопроводы расположены следующим образом: подающие - по чердаку или под потолком верхнего этажа, обратные – по подвалу, над полом первого этажа или в подпольных каналах, то такое расположение теплопроводов называется -
Варианты ответов
подпиточная разводка
верхняя разводка
нижняя разводка
Вопрос 24
К поверхностным источникам водоснабжения относятся:
Варианты ответов
реки, резервуары, водонапорные башни
реки, озёра, моря
водохранилища, резервуары, скважины
Вопрос 25
Система вентиляции, движение воздуха в которой происходит за счет работы вентилятора, называется:
Варианты ответов
механической
приточной
вытяжной
Экзаменационные вопросы:
1. Системы и схемы водоснабжения.
2. Нормы и режимы водопотребления.
3. Свободные напоры в сетях водопровода.
4. Источники водоснабжения и водозаборные сооружения.
5. Очистка воды и очистные сооружения.
6. Насосные станции.
7. Напорно-регулирующие устройства.
8. Назначение, роль и классификация водопроводных линий.
9. Трассировка водопроводных линий.
10. Определение глубины заложения труб.
11. Этапы проектирования водопроводных линий.
12. Гидравлический расчет тупиковых (разветвленных) сетей.
13. Гидравлический расчет кольцевых сетей.
14. Трубы и арматура систем водоснабжения.
15. Сооружения на водопроводной сети.
16. Правила размещения пожарных гидрантов.
17. Назначение и принцип работы водонапорной башни.
18. Вводы в здания и сооружения.
19. Классификация систем водоснабжения здания.
20. Схемы сетей внутреннего водоснабжения зданий.
21. Приемы повышения напора во внутреннем водопроводе.
22. Схемы трассировки внутреннего водопровода.
23. Сточные воды и их классификация.
24. Системы и схемы канализации.
25. Классификация систем внутренней канализации зданий.
26. Нормы и режимы водопотребления. Определение расчетных рас-ходов.
27. Трассировка канализационных сетей.
28. Очистка сточных вод.
30. Расчет бытовой сети.
31. Расчет дождевой сети.
32. Открытая и закрытая система отвода поверхностного стока.
33. Элементы системы закрытого водоотвода и размещение их на поперечном профиле улиц.
34. Организация поверхностного стока с застраиваемой территории.
35. Сооружения на канализационных сетях.
36. Трубы канализационных сетей. Соединения труб.
37. Принцип расчета системы самотечной канализации.
38. Общие сведения о теплоснабжении.
39. Системы и схемы теплоснабжения.
40. Классификация систем центрального теплоснабжения.
41. Тепловые пункты.
42. Трассировка системы теплоснабжения.
43. Тепловой расчет сети.
44. Теплоносители, их основные параметры.
45. Трубы, их соединения и виды прокладки.
46. Устройства на тепловой сети.
47. Принципиальные схемы отопления зданий: оборудование, элементы, приборы.
48. Общие сведения о газоснабжении городов.
49. Нормы и режимы потребления газа. Определение расчетных рас-ходов.
50. Системы газоснабжения, трассировка сетей и размещение сооружений.
51. Классификация газопроводов.
52. Газораспределительные станции и газораспределительные пункты.
53. Режимы давления газа в сетях.
54. Определение расчетных расходов газа по участкам сети.
55. Трубы, арматура и компенсаторы газопроводов.
56. Источники и режимы энергоснабжения.
57. Расход электрической энергии.
58. Системы электроснабжения городов.
59. Кабельные линии и их прокладка.
60. Прокладка электрических сетей через преграды.
61. Задачи и методы расчета электрических нагрузок.
62. Особенности трассировки, прокладки и устройства телефонных кабельных линий.
63. Общие сведения о подземных сетях.
64. Расположение подземных сетей в плане.
65. Размещение подземных сетей в коллекторах.
66. Сооружение общих коллекторов.
67. Классификация улиц и дорог поселения.
68. Элементы поперечного профиля улицы.
69. Типы дорожных одежд.
70. Озеленение улиц и дорог.
71. Освещение улиц и дорог.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.