2024-2025_20_03_01_2023_plx_Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности_Инженерная защита окружающей среды
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.22 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
20.03.01 Техносферная безопасность
Инженерная защита окружающей среды
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
 
УК-8.3 Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
ОПК-1.1 Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности
ОПК-1 
Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
 
ОПК-1.2 Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности
 
ОПК-1.3 Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации
ОПК-1 
Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 4 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания;Выполнение лабораторного задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение. Основные понятия. Цель и задачи курса. Здоровье населения и окружающая среда
 
1.1
Введение. Основные понятия. Цель и задачи курса. Здоровье населения и окружающая среда
2
6
6
10
24
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
2
Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека
 
2.1
Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека
4
4
4
10
22
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
3
Вредные вещества, их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии.
 
3.1
Вредные вещества, их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии.
4
4
4
12
24
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
4
Общая характеристика и классификация промышленной пыли
 
4.1
Общая характеристика и классификация промышленной пыли
2
0
0
10
12
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
5
Воздействие физических факторов на организм человека
 
5.1
Воздействие физических факторов на организм человека
4
3
3
12
22
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
6
Сочетанное воздействие вредных  факторов
 
6.1
Сочетанное воздействие вредных  факторов
1
0
0
11,5
12,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
7
Контроль
 
7.1
Контроль
0
0
0
0
27,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
Всего часов:
17
17
17
65,5
144
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Основы профилактики и противодействия терроризму и экстремизму
 
Основы военной подготовки
 
Метрология, стандартизация и сертификация
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
 
УК-8.3 Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
ОПК-1.1 Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности
 
ОПК-1.2 Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности
ОПК-1 
Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
 
ОПК-1.3 Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации
ОПК-1 
Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 4 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
51
10
144
53
65,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
4
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
17
3
17
17
Практические занятия (Пр)
17
3
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
65,5
65,5
Контактная работа
Контроль, всего:
25,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
144
144
Общая трудоемкость, З.Е.
4
4
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение. Основные понятия. Цель и задачи курса. Здоровье населения и окружающая среда
 
1.1
Введение. Основные понятия. Цель и задачи курса. Здоровье населения и окружающая среда
2
6
6
10
24
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
2
Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека
 
2.1
Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека
4
4
4
10
22
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
3
Вредные вещества, их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии.
 
3.1
Вредные вещества, их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии.
4
4
4
12
24
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
4
Общая характеристика и классификация промышленной пыли
 
4.1
Общая характеристика и классификация промышленной пыли
2
0
0
10
12
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
5
Воздействие физических факторов на организм человека
 
5.1
Воздействие физических факторов на организм человека
4
3
3
12
22
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
6
Сочетанное воздействие вредных  факторов
 
6.1
Сочетанное воздействие вредных  факторов
1
0
0
11,5
12,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
7
Контроль
 
7.1
Контроль
0
0
0
0
27,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
Всего часов:
17
17
17
65,5
144
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение. Основные понятия. Цель и задачи курса. Здоровье населения и окружающая среда

Условия жизнедеятельности, труда, общая и частная гигиена. Травмоопасные и вредные факторы бытовой и производственной среды. Профессиональные заболевания, болезни, связанные с загрязнением окружающей среды. Профилактика профессиональных заболеваний.

Здоровье населения и окружающая среда. Показатели здоровья населения. Общая заболеваемость. Инфекционные и паразитарные болезни. Взаимодействие систем «человек-техносфера» и «Техносфера-природная среда». Антропологические системы и здоровье. Здоровье матери и ребенка. Психическое здоровье населения. Здоровье населения на загрязненных радионуклидами территориях. Изменение продолжительности жизни населения. Демографические показатели России. Основные

Общее и местное действие ядов. Острая, подострая и хроническая формы отравлений. Основные факторы, определяющие развитие острого отравления. Общее и специфическое действия ядов. КОВОИО - коэффициент опасности внезапного острого ингаляционного отравления. Материальная и функциональная кумуляция. Количественная оценка кумулятивных свойств промышленных ядов. Привыкание и адаптация к ядам. Привыкание к ядам как фаза хронической интоксикации. Изменения в организме при привыкании к ядам. Состояние неспецифически повышенной сопротивляемости организма (СНПС). Хронические интоксикации при интермитирующих воздействиях вредных веществ.

Биологическое действие промышленных ядов — основные типы действия токсических веществ: общетоксическое, раздражающее, фиброгенное, аллергенное, канцерогенное, мутагенное.

Элементы токсикометрии и критерии токсичности промышленных ядов: смертельные и эффективные дозы и концентрации; пороговые концентрации при однократном и хроническом воздействии веществ; зоны острого и хронического действия; предельно допустимые концентрации (ПДК). Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ); биологическая предельно допустимая концентрация (БПДК). Классификация вредных веществ по степени опасности.

Факторы, определяющие воздействие промышленных ядов на организм человека. Классификация факторов, определяющих развитие отравлений. Физико-химические свойства вредных веществ. Физические свойства ядов — агрегатное состояние, дисперсность и растворимость веществ, летучесть, коэффициент распределения между жирами и водой. Физико-химические свойства промышленных ядов, влияющие на токсичность - атомная масса, строение и структура соединения. Правило Ричардсона. Правило разветвленных цепей. Изменение токсичности в гомологических рядах органических соединений. Изменение характера действия при увеличении ненасыщенных связей, при введении в молекулу соединения галогенов, метальных, амино-, нитро - и нитрозогрупп. Влияние изомерии положения и оптической изомерии на токсичность вещества.

Токсическая доза и концентрация в биосредах вредных веществ. Соотношения между концентрацией (дозой) яда, временем воздействия и возникающим эффектом. Закон Габера. Характер связи с рецепторами токсичности. Степень химической чистоты и примеси. Устойчивость и характер изменения яда при хранении. Дополнительные факторы, относящиеся к конкретной "токсической ситуации": видовые различия, способ и скорость поступления вредного вещества в организм (пероральное, ингаляционное, перкутанное); транспорт, распределение, депонирование, превращение и судьба ядов в организме; возможность кумуляции и привыкания, совместное действие. Основные факторы, характеризующие пострадавшего: масса тела, питание, физическая активность, пол, возраст, индивидуальная чувствительность, наследственность, биоритмы и время суток, предрасположенность к аллергии, токсикомании, общее состояние здоровья перед отравлением.

 
Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека

Естественные системы защиты человека. Общие понятия о взаимосвязи человека со средой обитания. Сенсорная система человеческого организма. Сенсорное и сенсомоторное поле. Совместимость человека и природы, человека и технической системы: информационная, биофизическая, энергетическая и технико-эстетическая. Адаптивные типы человека.

Краткая характеристика нервной системы и анализаторов человека. Свойства анализаторов: чувствительность, адаптация, тренируемость, сохранение ощущений, болевая чувствительность. Роль анализаторов в жизнедеятельности человека. Роль безусловных и условных рефлексов в жизнедеятельности человека. Динамические стереотипы в ЦНС. Принцип обратной афферентации П.К. Анохина. Биологический смысл боли. Методы исследования функционального состояния нервной системы при работе: определение скорости зрительно-слухомоторной реакции, определение тремора кисти, определение порога кожной чувствительности. Измерение температуры кожи и исследование функции потовыделения, исследование скорости зрительного восприятия, метод отыскивания чисел, метод корректурных проб и др.

Системы компенсации неблагоприятных внешних условий. Адаптация и гомеостаз, толерантность. Естественные системы обеспечения безопасности человека. Закон субъективной количественной оценки раздражителя - закон Вебера-Фехнера. Допустимое воздействие опасных факторов. Цели нормирования. Выбор физического критерия и принципа установления норм. Функциональные и молекулярные резервы организма. Защитные функции крови. Свертывание крови. Виды иммунитета. Фагоцитоз. Антитела. Роль иммунитета в жизнедеятельности человека. Явление аллергии.

Задачи физиологии труда. Классификация тяжести и напряженности труда. Работоспособность и утомление. Сила. Выносливость. Реакция сердечно-сосудистой системы и дыхания на работу. Методы определения частоты пульса и дыхания, артериального давления, легочной вентиляции. Проведение ортостатических проб. Оптимальные, допустимые, вредные и травмоопасные условия и характер труда. Степени условий труда. Оценка тяжести и напряженности труда. Оценка рабочей позы.

 
Вредные вещества, их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии.

Общие сведения о токсичности веществ. Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека. Методы производственной токсикологии: физиологические, биохимические, гистохимический, патогистохимический, метод радиоактивных индикаторов, методы изучения отдельных последствий.

Классификации ядов: общая - по химическим свойствам, по цели применения, по степени токсичности; по виду токсического действия, по избирательной токсичности; специальная - по типу развивающейся гипоксии, по механизму воздействия с ферментными системами, по характеру биологического последствия, по степени канцерогенной активности, по виду аллергической реакции.

Классификация отравлений: этиопатическая, по причине развития, по условиям возникновения, по пути поступления яда; клинические — по особенностям клинического течения, по тяжести заболевания, по наличию осложнений, по исходу отравлений; нозологическая - по названиям отдельных ядов, их групп и классов.

Методы установления ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиеническая регламентация пылей, пестицидов, аллергенов, канцерогенов и веществ, вызывающих генетические эффекты. БПДК и биомониторинг металлов. Особенности гигиенической регламентации в России и за рубежом. Нормирование вредных веществ в природной среде: атмосферном воздухе населенных мест, воде и почве.

 
Общая характеристика и классификация промышленной пыли

Влияние пыли на организм. Заболевания верхних дыхательных путей. Общая характеристика пневмокониозов (силикоз, силикатоз, металлокониоз). Пылевой бронхит. Пылевые заболевания глаз. Заболевания кожи от воздействия пыли. Нормирование пыли. Меры профилактики пылевых заболеваний. Экспертиза трудоспособности.

Методы исследования легких. Жизненная емкость легких. Бронхиальная проходимость. Минутный объем дыхания. Максимальная вентиляция легких. Пробы с задержкой дыхания.

Оценка состояния рабочего места. Аттестация рабочих мест. Приборы контроля состояния рабочих мест.

 
Воздействие физических факторов на организм человека

Влияние параметров микроклимата (температуры, влажности, атмосферного давления) на токсичность ядов. Пылегазовые композиции. Сочетание вредных веществ и механических колебаний (вибрации, шума, ультразвука). Двойственность комбинированного действия УФ-излучения и токсичных веществ. Два аспекта воздействия вибрации и ядов. Влияние тяжелого физического труда на возможность отравления.

Терморегуляция человеческого организма. Закон Стефана-Больцмана. Микроклимат и теплообмен человека с окружающей средой. Влияние повышенной температуры на физиологические функции организма: высокая температура и состояние обменных процессов; влияние нагревающего микроклимата на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы; перегрев и дыхание; влияние перегревания на другие системы и органы; гипертермия. Особенности действия лучистого тепла на организм. Действие пожаров на биологическую ткань. Классификация термических ожогов и их определение. Первая помощь при термических ожогах. Заболевания, вызываемые воздействием нагревающего микроклимата: тепловой удар, подострые и хронические тепловые поражения (тепловое истощение, обморок, отеки). Влияние на человеческий организм температуры окружающего воздуха, его относительная влажность и скорость движения. Методы оценки физиологических сдвигов в организме при воздействии различных микроклиматических условий: измерение температуры кожи; измерение температуры тела; определение скрытого времени рефлекторной реакции на тепло. Оценка теплового баланса с учетом теплопотерь.

Влияние низких температур на организм. Адаптация и акклиматизация при работе в неблагоприятных метеорологических условиях: тепловая адаптация, иммунологическая реактивность организма. Холодовая травма: отморожение и общее охлаждение. Первая помощь при отморожениях и охлаждении организма. Влияние на организм комбинированного действия микроклимата. Климат и здоровье. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата жилых помещений (ГОСТ 12.1.005-88 и СН 2.2.4.548-96).

Влияние атмосферного давления на организм человека. Повышенное давление. Декомпрессионная (кессонная) болезнь, профилактические мероприятия. Пониженное атмосферное давление. Горная или высотная болезнь, профилактические мероприятия.

Механические колебания. Вибрация: локальная, общая, комбинированная. Человек как колебательная система. Действие вибрации на организм человека. Вибрационные поражения костей и суставов. Вестибулярный аппарат. Производственные факторы среды, усугубляющие вредное воздействие вибрации на организм человека. Вибрация как фактор окружающей среды. Вибрационная болезнь, вызванная воздействием локальной вибрации. Вибрационная болезнь, обусловленная общей вибрацией и толчками. Факторы, усугубляющие действие вибраций на организм. Использование вибраций на пользу человеку. Комбинированное действие вибраций и других факторов производственной среды на организм человека. Методы функциональных исследований действия производственной вибрации на организм: изменение болевой чувствительности; определение вибрационной чувствительности; капилляроскопическое исследование. Санитарно-гигиеническое нормирование вибраций. Режим труда. Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия. Экспертиза трудоспособности.

Акустические колебания. Биологическое понятие шума. Биофизика слухового восприятия. Звук и слух. Субъективное восприятие звука. Воздействие шума на здоровье человека. Определение допустимого уровня шума путем проверки разборчивости речи. Фоновый шум, раздражающее, физиологическое, травмирующее, маскирующее действие шума. Действие импульсного, тонального, непостоянного шума. Заболевания, вызываемые воздействием шума на организм. Оценка состояния слуховой функции. Влияние шума на животных и растения. Гигиеническое нормирование шума на производстве и в окружающей среде. Профилактические мероприятия. Экспертиза трудоспособности. Профессиональный отбор лиц, поступающих в цеха с интенсивным производственным шумом.

Ультразвук: воздействие, заболевания, вызываемые контактным ультразвуком, оздоровление условий труда, нормирование. Медико-биологические мероприятия. Инфразвук: особенности биологического действия, нормирование.

Неионизирующие излучения: электромагнитные, электрические и магнитные поля. Электрический ток. Биологическое действие ЭМП радиочастот. Заболевания, вызываемые ЭМП. Экспертиза трудоспособности. Профилактические мероприятия. Гигиеническое нормирование ЭМП радиочастот.

Постоянные, импульсные и инфранизкочастотные переменные магнитные поля: биологическое действие, заболевания, вызываемые этими факторами. Магнитные поля и человек. Электрические поля токов промышленной частоты: влияние на организм, гигиеническое нормирование ТПЧ на производстве и в окружающей среде.

Статическое электричество: биологическое действие, заболевания, вызываемые ЭСП, нормирование электростатических полей. Виды воздействия электрического тока на организм человека. Электротравмы, их причины. Основные факторы, влияющие на исход поражения электрическим током: величина силы тока и напряжения, путь тока в теле человека, параметры окружающей среды, индивидуальные особенности человека. Первая помощь человеку, получившему электротравму. Способы защиты от статического электричества. Допустимые значения силы тока и напряжения.

Лазерное излучение: условия труда при использовании лазеров, опасные и сопутствующие неблагоприятные производственные факторы. Биологическое действие лазерного излучения: факторы, обуславливающие биологические эффекты, влияние на органы зрения, кожу, вестибулярный аппарат, ЦНС, сердечно-сосудистую систему; ПДУ лазерного облучения.

Реакция организма человека на воздействие ультрафиолетового (УФ) излучения. Эффект фотосенсибилизации. Фототоксичность. Биологическое действие УФ- излучения на орган зрения, кожные покровы и другие органы и системы, нормирование.

Реакции организма человека на воздействие инфракрасного (ИК) излучения. Воздействие на органы зрения, кожные покровы, другие органы и системы. Критерии оценки показателей реакции организма на повреждающее действие ИК-излучения, нормирование.

Ионизирующие излучения: краткая характеристика основных видов ионизирующих излучений. Биологическое действие ионизирующих излучений. Лучевая болезнь: острая и хроническая формы; фазы острой формы лучевой болезни, отдаленные последствия. Местные лучевые поражения. Радиопротекторы и радиосенсибилизаторы. Экспертиза трудоспособности при лучевой болезни. Профилактические мероприятия. Принципы гигиенического нормирования ионизирующих излучений.

 
Сочетанное воздействие вредных  факторов

Комбинированное действие промышленных ядов. Токсический эффект при воздействии нескольких вредных веществ: однонаправленное действие, разнонаправленное действие, аддитивное действие, потенцирование, синергизм, антагонизм.

Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест, в воде и почве. История возникновения гигиенической регламентации и ее задачи. Критерии для постановки исследований по обоснованию ПДК и ОБУВ вредных веществ в воздухе рабочей зоны и окружающей среде. Методы и факторы преждевременной смертности населения. Санитарно-эпидемиологическая деятельность и факторы, влияющие на здоровье.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Первая помощь при поражении органов опорно-двигательной системы
6
 
2
2
Первая помощь при поражении электрическим током
4
 
3
3
Первая помощь при термических и химических ожогах 
4
 
4
5
Оказание медицинской помощи в ЧС
3
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Катастрофы на автомобильном транспорте
6
5
 
2
  Катастрофы на железнодорожном транспорте
4
5
 
3
Катастрофы на речном и морском транспорте
4
5
 
4
Катастрофы на воздушных судах
3
5
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Выполнение практического задания
Выполнение ПЗ
 
3
Выполнение лабораторного задания
Выполнение ЛЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
 
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
 
 
ОПК-1 
Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Экзамен,Зачет с оценкой
Безопасность жизнедеятельности
x
Экзамен
Основы военной подготовки
x
Зачет с оценкой
Экология
x
Зачет
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
x
Экзамен
Ноксология
x
Экзамен
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков
x
Зачет
Основы профилактики и противодействия терроризму и экстремизму
x
Зачет
ОПК-1 Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
 
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Математика
x
x
x
Зачет,Экзамен
Информатика
x
Экзамен
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Экзамен,Зачет с оценкой
Безопасность жизнедеятельности
x
Экзамен
Физическая культура и спорт
x
x
Зачет
Физика
x
x
Зачет,Экзамен
Химия
x
x
x
Зачет,Экзамен
Теория горения и взрыва
x
Зачет
Метрология, стандартизация и сертификация
x
Зачет
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
x
Экзамен
Транспортная инфраструктура
x
Зачет
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
x
Зачет
Ноксология
x
Экзамен
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8.3 Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-1 Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-1.1 Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использовать на практике принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера, основы техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера и современные методы исследований и инженерных разработок в области техносферной безопасности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-1.2 Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирать системы защиты человека и среды обитания применительно к особенностям протекания опасностей техногенного и природного характера и применять на практике знания о современных тенденциях развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-1.3 Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к экзамену

1. Система  «человек-среда обитания». Среда обитания, естественная среда, биосфера, техносфера.

2. Опасности.  Классификация опасностей по их основным признакам.

3. Понятие о производственной среде, опасных, вредных и травмирующих факторах.

4. Психологические причины нарушения правил безопасной работы и совершения ошибок.

5. Поведение человека в аварийных ситуациях.

6. Профессиональный отбор. Задача и методы  изучения профессиональных качеств человека.

7. Понятие о  микроклимате. Параметры микроклимата производственной среды.

8. Оптимальные и допустимые микроклиматические условия. Терморегуляция организма человека, способы терморегуляции.

9. Производственное освещение. Нормирование и принципы расчета естественного и искусственного освещений.

10. Производственная вибрация. Характеристики вибрации

11. Виды вибрации, ее воздействие  на организм человека.

12. Нормирование уровней  вибрации.  Методы снижения воздействия вибрации на человека.

13. Производственный шум. Показатели, характеризующие шум.

14. Воздействие шума на организм человека. Нормирование уровня шума.

15. Мероприятия по снижению уровня шума и степени его  воздействия  на организм человека

16. Производственная пыль. Классификация пыли.

17. Влияние пыли на организм человека. Нормирование содержания нетоксической производственной пыли в воздухе рабочей зоны.

 
18. Меры профилактики пылевых заболеваний. Методы и средства защиты от пыли

19. Вредные вещества. Классификация.

20. Показатели  токсичности  и опасности вредных веществ.

21. Пути поступления вредных веществ в организм.   Их воздействие на  организм.

22. Острые и хронические интоксикации в результате воздействия вредных веществ. Мероприятия по  профилактике профессиональных отравлений.

23. Меры  оказания первой  помощи при острых отравлениях вредными веществами.

24. Электрический ток.  Действие электрического тока на организм.

25. Неотложная помощь при поражении электрическим током.

26. Радиоактивность, ее виды.  Период полураспада и активность радиоактивных элементов и их значение для человека и окружающей среды.

27. Ионизирующее излучение.  Основные виды ионизирующих излучений и их характеристики.

28. Основные дозы ионизирующих излучений, их определения.

29. Единицы измерения активности радиоактивных элементов.

30. Единицы измерения основных доз ионизирующих излучений.

31. Мощности (уровни) доз ионизирующих излучений и их единицы измерений.

32. Механизм воздействия  ионизирующих излучений на организм человека.

33. Острое и хроническое поражения,  отдаленные последствия воздействия ионизирующих излучений.

34. Обеспечение безопасности при работе с ионизирующими излучениями.

35. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Понятие о чрезвычайной,  экстремальной и опасной ситуациях,  аварии, катастрофе.

36. Причины возникновения  и профилактика чрезвычайных ситуаций. Стадии развития чрезвычайной ситуации.

37. Классификация чрезвычайных ситуаций.

38. Риск – критерий безопасности чрезвычайных ситуаций.  Приемлемый риск. Индивидуальный, социальный, мотивированный, немотивированный риски.

39. Понятие о чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения, их характеристика и классификация

40. Понятие о  химически опасных объектах и  авариях. Поражающие факторы. Классификация аварий.

41. Аварийно химически опасные вещества, основные характеристики их токсичности.

42. Воздействие химического загрязнения на население и окружающую среду.

43. Действия населения по защите при  авариях на химически опасных объектах.

44. Понятие о радиационно опасных объектах и авариях. Пути поступления радиоактивных веществ в организм. Внешнее и внутреннее облучение.

45. Основные поражающие факторы и классификация радиационных аварий.

46. Нормирование радиационной безопасности.

47. Защитные мероприятия по ограничению облучения персонала радиационно опасных объектов и населения в условиях  радиационных аварий.

48. Правила поведения людей при авариях на радиационно опасных объектах.

49. Понятие  о пожаро- и взрывоопасных объектах, пожарах и взрывах. Причины и  возможные последствия при пожарах.

50. Поражающие факторы и классификация пожаров и взрывов.

51. Классификация  объектов (производств) по пожарной и взрывной опасности.

52. Противопожарная профилактика в зданиях и на территории предприятий.

53. Правила безопасного поведения людей при пожаре и угрозе взрыва.

54. Транспортные аварии и катастрофы. Виды и причины дорожно – транспортных происшествий.

55. Правила поведения людей при транспортных авариях и катастрофах.

56. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций  природного происхождения. 

 
Общие закономерности природных ЧС и взаимная связь между ними.

57. Классификация чрезвычайных ситуаций  природного происхождения.

58. Чрезвычайные ситуации геофизического и геологического характера: землетрясения, вулканы, цунами, оползни, сели, обвалы. Основные характеристики, поражающие факторы. Правила безопасного поведения.

59. Чрезвычайные ситуации  метеорологического характера: бури, ураганы, смерчи.  Правила безопасного поведения.

60. Чрезвычайные ситуации  гидрологического характера: наводнения, нагоны, снежные лавины, заторы и  зажоры льда. Правила безопасного поведения.

61. Природные пожары: лесные и торфяные. Правила безопасного поведения.

62. Биологические чрезвычайные ситуации: эпидемии, пандемии, эпизоотии, эпифитотии. Правила безопасного поведения.

63. Космические чрезвычайные ситуации: астероиды, солнечная радиация, разрушение озонового слоя атмосферы, изменение электромагнитного поля Земли. Поражающие факторы.

64. Чрезвычайные ситуации социального  характера.  Терроризм – угроза обществу. Причины терроризма.

65. Государственные меры по противодействию терроризму.

66. Действия населения при угрозе и совершении террористического акта.

67. Правила поведения для заложников.

68. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Задачи, силы и средства, режимы функционирования РСЧС.

69. Производственный травматизм и характеризующие его показатели.

70. Причины производственного травматизма, пути и меры профилактики.

71. Травмирующие, опасные и вредные факторы производственной среды: взрывоопасность, пожароопасность,  электроопасность, опасности автоматизированных процессов.

72. Понятие и основные группы неблагоприятных факторов жилой (бытовой) среды.

73. Опасности технических систем.  Качественный и количественный анализ опасностей. Методы анализа.

74. Взаимодействие человека и технической системы. Критерии надежности человека – оператора.

75. Приборы для определения параметров микроклимата: термометры, барометры, психрометры, анемометры, актинометры.

76. Приборы химической разведки и контроля: войсковой прибор химической разведки, полуавтоматический прибор химической разведки, универсальный газоанализатор.

77. Приборы радиационной  разведки и дозиметрического контроля: индикаторы – сигнализаторы, радиометры – рентгенометры, индивидуальные дозиметры, бытовые дозиметрические приборы.

78. Средства индивидуальной защиты органов дыхания: противогазы, респираторы, простейшие средства.

79. Средства индивидуальной защиты кожи: защитная фильтрующая одежда, общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л -1.

80. Медицинские средства индивидуальной защиты: пакет перевязочный индивидуальный, аптечка индивидуальная, индивидуальный противохимический пакет.

81. Коллективные средства защиты: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях Гражданской обороны.

82. Оповещение населения при угрозе  чрезвычайной ситуации. Действия населения по сигналам оповещения.

83. Эвакуация населения. Способы эвакуации. Порядок проведения эвакуации.

84. Средства производственной безопасности.  Назначение, принципы действия, конструкции, области применения.

85. Понятие о несчастных случаях, их виды. Порядок расследования  и учета несчастных случаев на производстве.

86. Правовые и организационные основы  обеспечения безопасности. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных

 
ситуаций.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Вопросы для устного опроса:

1. Система  «человек-среда обитания». Среда обитания, естественная среда, биосфера, техносфера.

2. Опасности.  Классификация опасностей по их основным признакам.

3. Понятие о производственной среде, опасных, вредных и травмирующих факторах.

4. Психологические причины нарушения правил безопасной работы и совершения ошибок.

5. Поведение человека в аварийных ситуациях.

6. Профессиональный отбор. Задача и методы  изучения профессиональных качеств человека.

7. Понятие о  микроклимате. Параметры микроклимата производственной среды.

8. Оптимальные и допустимые микроклиматические условия. Терморегуляция организма человека, способы терморегуляции.

9. Производственное освещение. Нормирование и принципы расчета естественного и искусственного освещений.

10. Производственная вибрация. Характеристики вибрации

11. Виды вибрации, ее воздействие  на организм человека.

12. Нормирование уровней  вибрации.  Методы снижения воздействия вибрации на человека.

13. Производственный шум. Показатели, характеризующие шум.

14. Воздействие шума на организм человека. Нормирование уровня шума.

15. Мероприятия по снижению уровня шума и степени его  воздействия  на организм человека

16. Производственная пыль. Классификация пыли.

17. Влияние пыли на организм человека. Нормирование содержания нетоксической производственной пыли в воздухе рабочей зоны.

18. Меры профилактики пылевых заболеваний. Методы и средства защиты от пыли

19. Вредные вещества. Классификация.

20. Показатели  токсичности  и опасности вредных веществ.

21. Пути поступления вредных веществ в организм.   Их воздействие на  организм.

22. Острые и хронические интоксикации в результате воздействия вредных веществ. Мероприятия по  профилактике профессиональных отравлений.

23. Меры  оказания первой  помощи при острых отравлениях вредными веществами.

24. Электрический ток.  Действие электрического тока на организм.

25. Неотложная помощь при поражении электрическим током.

26. Радиоактивность, ее виды.  Период полураспада и активность радиоактивных элементов и их значение для человека и окружающей среды.

27. Ионизирующее излучение.  Основные виды ионизирующих излучений и их характеристики.

 
28. Основные дозы ионизирующих излучений, их определения.

29. Единицы измерения активности радиоактивных элементов.

30. Единицы измерения основных доз ионизирующих излучений.

31. Мощности (уровни) доз ионизирующих излучений и их единицы измерений.

32. Механизм воздействия  ионизирующих излучений на организм человека.

33. Острое и хроническое поражения,  отдаленные последствия воздействия ионизирующих излучений.

34. Обеспечение безопасности при работе с ионизирующими излучениями.

35. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Понятие о чрезвычайной,  экстремальной и опасной ситуациях,  аварии, катастрофе.

36. Причины возникновения  и профилактика чрезвычайных ситуаций. Стадии развития чрезвычайной ситуации.

37. Классификация чрезвычайных ситуаций.

38. Риск – критерий безопасности чрезвычайных ситуаций.  Приемлемый риск. Индивидуальный, социальный, мотивированный, немотивированный риски.

39. Понятие о чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения, их характеристика и классификация

40. Понятие о  химически опасных объектах и  авариях. Поражающие факторы. Классификация аварий.

41. Аварийно химически опасные вещества, основные характеристики их токсичности.

42. Воздействие химического загрязнения на население и окружающую среду.

43. Действия населения по защите при  авариях на химически опасных объектах.

44. Понятие о радиационно опасных объектах и авариях. Пути поступления радиоактивных веществ в организм. Внешнее и внутреннее облучение.

45. Основные поражающие факторы и классификация радиационных аварий.

46. Нормирование радиационной безопасности.

47. Защитные мероприятия по ограничению облучения персонала радиационно опасных объектов и населения в условиях  радиационных аварий.

48. Правила поведения людей при авариях на радиационно опасных объектах.

49. Понятие  о пожаро- и взрывоопасных объектах, пожарах и взрывах. Причины и  возможные последствия при пожарах.

50. Поражающие факторы и классификация пожаров и взрывов.

51. Классификация  объектов (производств) по пожарной и взрывной опасности.

52. Противопожарная профилактика в зданиях и на территории предприятий.

53. Правила безопасного поведения людей при пожаре и угрозе взрыва.

54. Транспортные аварии и катастрофы. Виды и причины дорожно – транспортных происшествий.

55. Правила поведения людей при транспортных авариях и катастрофах.

56. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций  природного происхождения.  Общие закономерности природных ЧС и взаимная связь между ними.

57. Классификация чрезвычайных ситуаций  природного происхождения.

58. Чрезвычайные ситуации геофизического и геологического характера: землетрясения, вулканы, цунами, оползни, сели, обвалы. Основные характеристики, поражающие факторы. Правила безопасного поведения.

59. Чрезвычайные ситуации  метеорологического характера: бури, ураганы, смерчи.  Правила безопасного поведения.

60. Чрезвычайные ситуации  гидрологического характера: наводнения, нагоны, снежные лавины, заторы и  зажоры льда. Правила безопасного поведения.

61. Природные пожары: лесные и торфяные. Правила безопасного поведения.

62. Биологические чрезвычайные ситуации: эпидемии, пандемии, эпизоотии, эпифитотии. Правила безопасного поведения.

63. Космические чрезвычайные ситуации: астероиды, солнечная радиация, разрушение озонового слоя атмосферы, изменение электромагнитного поля Земли. Поражающие факторы.

64. Чрезвычайные ситуации социального  характера.  Терроризм – угроза

 
обществу. Причины терроризма.

65. Государственные меры по противодействию терроризму.

66. Действия населения при угрозе и совершении террористического акта.

67. Правила поведения для заложников.

68. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Задачи, силы и средства, режимы функционирования РСЧС.

69. Производственный травматизм и характеризующие его показатели.

70. Причины производственного травматизма, пути и меры профилактики.

71. Травмирующие, опасные и вредные факторы производственной среды: взрывоопасность, пожароопасность,  электроопасность, опасности автоматизированных процессов.

72. Понятие и основные группы неблагоприятных факторов жилой (бытовой) среды.

73. Опасности технических систем.  Качественный и количественный анализ опасностей. Методы анализа.

74. Взаимодействие человека и технической системы. Критерии надежности человека – оператора.

75. Приборы для определения параметров микроклимата: термометры, барометры, психрометры, анемометры, актинометры.

76. Приборы химической разведки и контроля: войсковой прибор химической разведки, полуавтоматический прибор химической разведки, универсальный газоанализатор.

77. Приборы радиационной  разведки и дозиметрического контроля: индикаторы – сигнализаторы, радиометры – рентгенометры, индивидуальные дозиметры, бытовые дозиметрические приборы.

78. Средства индивидуальной защиты органов дыхания: противогазы, респираторы, простейшие средства.

79. Средства индивидуальной защиты кожи: защитная фильтрующая одежда, общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л -1.

80. Медицинские средства индивидуальной защиты: пакет перевязочный индивидуальный, аптечка индивидуальная, индивидуальный противохимический пакет.

81. Коллективные средства защиты: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях Гражданской обороны.

82. Оповещение населения при угрозе  чрезвычайной ситуации. Действия населения по сигналам оповещения.

83. Эвакуация населения. Способы эвакуации. Порядок проведения эвакуации.

84. Средства производственной безопасности.  Назначение, принципы действия, конструкции, области применения.

85. Понятие о несчастных случаях, их виды. Порядок расследования  и учета несчастных случаев на производстве.

86. Правовые и организационные основы  обеспечения безопасности. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Лобанов, А. И. Медико-биологические основы безопасности : учебник / А.И. Лобанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 368 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1439619. - ISBN 978-5-16-016974-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1439619 (дата обращения: 24.01.2022). 2. Шимановская, Я.В., Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф : учебник / Я.В. Шимановская, А.С. Сарычев, К.А. Шимановская. — Москва : КноРус, 2021. — 477 с. — ISBN 978-5-406-08014-6. — URL:https://book.ru/book/938872 (дата обращения: 24.01.2022). 3. Романченко, Л.Н., Безопасность жизнедеятельности. Проектирование системы минимизации рисков и обеспечения экономической безопасности в ЧС : учебно-методическое пособие / Л.Н. Романченко, С.И. Буслаев, Г.Г. Сидоренко, А.И. Овсяник. — Москва : Русайнс, 2021. — 230 с. — ISBN 978-5-4365-6607-8. — URL:https://book.ru/book/939371 (дата обращения: 24.01.2022). б) дополнительная литература: 1. Безопасность жизнедеятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров/ Я.Д. Вишняков [и др.]; под общ. ред. Я.Д. Вишнякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 543 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. 2. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) [Электронный ресурс]:   учебник / С.В. Белов. Электрон. текстовые данные. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57687 3. Беляков, Г. И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда [Электронный ресурс]:   учебник / Г.И. Беляков. Электрон. текстовые данные. - М.: ЮРАЙТ, 2012. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/119987 4. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учебник для бакалавров / Г.И. Беляков. – 2-е изд., перераб. и доп. -  М.:  Издательство Юрайт, 2013. – 572 с. 5. Крюков, Р. В. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций [Электронный ресурс]:   учебное пособие / Р.В. Крюков. Электрон. текстовые данные. - М.: А-Приор, 2011.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56296 6. Никифоров, Л. Л. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:   учебное пособие / Л. Л.  Никифоров,  В. В. Персиянов. Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и Ко, 2013.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/116501 7. Осетров, Г. В. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:   учебное пособие / Г.В. Осетров. Электрон. текстовые данные. - М.: Книжный мир, 2011.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/89958 8. Охрана труда и промышленная экология: учебник / В.Т. Медведев, С.Г. Новиков, А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. - 2-е изд. - М : Издательский центр "Академия", 2008. - 416 с. 9. Селиванов А.И. Поведение и действия населения в чрезвычайных ситуациях при автономном существовании. Монография. - Чебоксары: Волжский филиал ГОУ ВПО МАДИ (ГТУ), 2008. – 133 с. 10. Чрезвычайные ситуации биологического характера в мирное и военное время. Пищевые отравления. Учебное пособие / Составители: Селиванов И.А. - Чебоксары: Волжский филиал ГОУ ВПО МАДИ (ГТУ), 2008. – 70 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. ЭБС Znanium.com
 
3. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
419
Учебная мебель: учебная доска, стол преподавательский, кафедра настольная, шкаф книжный, стол ученический (10 шт), стулья 
 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.

 
Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся

 
плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
профессор СДиИЭ, доктор биологических наук Григорьев С.Г.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .