ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Презентация .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Основные понятия токсикологии.
Параметры и основные закономерности токсикометрии.
Экспериментальные параметры токсикометрии. Производные параметры токсикомет-рии. Классификация вредных веществ с учетом показателей токсикометрии. Методы иссле-дования токсичности. Кривые «доза – эффект». Комбинированное действие ядов.
Пути проникновения вредных веществ в организм человека. Транспорт токсичных веществ. Биотрансформация токсичных веществ. Пути выведения чужеродных веществ из организма. Основные и дополнительные факторы, определяющие развитие отравлений. Вли-яние биологических особенностей организма. Влияние возраста и индивидуальной чувствительности к действию яда. Биоритмы и токсический эффект.
Блокаторы передачи нервного импульсы, механизм действия ФОС. Нейромедиаторы, функционирующие в нервной системе. Яды, ингибирующие ферменты, функционирующие в
нервной системе. Диэтиламид лизергиновой кислоты. Тиоловые яды, механизм действия. Яды, избирательно действующие на эритроциты игемоглобин.
Классификация антидотов. Антидоты тиоловых ядов. Антидоты ФОС. Восстанови-тели метгемоглобина. Антидоты цианидов.
Пути поступления радиоактивных веществ в организм. Метаболизм радионуклидов.
Яды амфибий и рыб. Токсины членистоногих. Токсины высших растений. Микотоксины. Синтетические яды.
Принципы и методы установления предельно допустимых концентраций в атмо-сферном воздухе и воздухе рабочей зоны. Три этапа процесса нормирования: установление ОБУВ, ПДК и дальнейшая клинико-гигиеническая апробация установленных нормативов. Набор исследований для установления нормативов (необходимые и дополнительные эксперименты). Информационная система токсикологических данных; оценка степени риска по-следствий воздействия ксенобиотиков для работающих и биосферы.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду
Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при
Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования
Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к экзамену
1. Факторы, определяющие распределение токсических веществ в организме человека.
2. Предмет и задачи токсикологии.
3. Общие принципы распределения ядов в организме человека.
4. Токсикометрия, понятие.
5. Санитарно-гигиеническое нормирование токсических веществ.
6. Гигиенические стандарты качества окружающей среды.
7. Оценка риска воздействия ядовитых веществ на организм человека.
8. Методика оценки безопасности химических веществ.
9. Предельно-допустимые и временно допустимые концентрации химических соединений.
10. Основы токсикокинетики, определение, понятие.
11. Критерии нормирования токсичности химических веществ.
12. Токсико-кинетические особенности пероральных отравлений.
13. Токсико-кинетические особенности ингаляционных отравлений.
14. Токсико-кинетические особенности перкутанных отравлений.
15. Специфика и механизм токсического действия вредных веществ.
16. Специфические факторы, связанные с токсичностью химических агентов.
17. Специфические факторы, связанные с путем воздействия токсических веществ.
18. Транспорт токсических веществ через клеточные мембраны.
19. Теория неионной диффузии.
20. Биохимические основы токсического действия.
21. Воздействие химических веществ на популяции и экосистемы.
22. Расчетные методы определения токсикологических характеристик веществ.
23. Расчетные методы определения параметров токсичности.
24. Источники образования радионуклидов.
25. Пути поступления радиоактивных веществ в организм.
26. Кинетика обмена, распределение и выведение радионуклидов.
28. Особенности почечного пути очищения организма от чужеродных веществ.
29. Иммунные механизмы сохранения химического гомеостаза.
30. Особенности вне почечного пути очищения организма от чужеродных веществ.
31. Особенности организма, влияющие на проявление токсичности.
32. Основные факторы, определяющие токсичность ядов.
33. Комбинированное действие ядов и других вредных веществ.
34. Понятие о кумуляции и привыкании к ядам.
35. Токсический эффект при воздействии нескольких ядов.
36. Однократное воздействие ядов на организм.
37. Классификация ядов и отравлений.
38. Общие принципы диагностики и лечения отравлений.
39. Хроническое воздействие ядов на организм.
40. Токсическое поражение органов и систем организма человека.
41. Токсическое поражение нервной системы организма человека.
42. Токсическое поражение легких.
43. Токсическое поражение сердечно-сосудистой системы.
44. Токсическое поражение печени.
45. Токсическое поражение почек.
46. Методы детоксикации организма человека.
47. Основные понятия о детоксикации.
48. Естественная и искусственная детоксикация.
49. Антидотная детоксикация.
50. Проблема обратимости нарушенных функций в клинической токсикологии.
51. Отравление лекарствами.
52. Отравления алкоголем и его суррогатами.
53. Отравление веществами прижигающего действия.
54. Отравление кислотами, щелочами, окислителями.
55. Отравление фосфорорганическими веществами.
56. Отравления соединениями тяжелых металлов и мышьяка.
57. Общие токсикологические характеристики.
58. Острое отравление окисью углерода.
59. Отравление сероводородом и сероуглеродом.
60. Отравление углекислым газом.
61. Оценка воздействия на организм табачного дыма.
62. Отравления ядами животного происхождения.
63. Общие принципы токсичности животных и растительных ядов.
64. Отравления ядами растительного происхождения.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Тестовые вопросы по дисциплине «Основы токсикологии»
1. Токсикология – наука, изучающая
а) закономерности развития и течения патологического процесса (отравления), вызванного воздействием на организм человека или животного ядовитых веществ
б) законы взаимодействия живого организма и яда
в) действие различных ядов на организм человека и животных
д) все перечисленное
2. Основными разделами токсикологии являются все перечисленные, кроме
а) экспериментально-теоретической токсикологии
б) санитарно-гигиенической (профилактической) токсикологии
в) клинической токсикологии
г) наркологической токсикологии
д) экологической токсикологии
3. Предметом изучения токсикологии является:
а) токсичное химическое вещество
б) взаимодействие организма с чужеродным химическим веществом
в) синдром эндогенной интоксикации
г) токсичность органических соединений
д) токсичность неорганических соединений
4. Под отравлением принято понимать:
а) процесс резорбции, проникновения яда в организм
б) процесс взаимодействия яда и организма
в) эндогенную интоксикацию метаболитами
г) процесс распределения и метаболизм яда в организме
5. Одной из основных задач токсикологии является:
а) изучение условий экзогенной интоксикации
б) определение степени токсичности чужеродных химических веществ (токсикометрия)
в) изучение видовой специфичности ядов
г) определение минимально действующей (пороговой) дозы яда.
6. Среди острых отравлений наиболее часто отмечаются:
а) производственные
б) профессиональные
в) бытовые (случайные, суицидальные)
г) преднамеренные (случаи насильственной смерти)
7. Основными факторами риска в возникновении острых бытовых отравлений являются:
а) алкоголизм и токсикомании
б) доступность ядов бытовой химии
в) бесконтрольное использование населением лекарственных препаратов
г) слабая информированность населения
д) профессиональная деятельность
8. Основу химического оружия составляют:
а) отравляющие вещества и средства их применения
б) чрезвычайно токсичные химические вещества и токсины
в) ОВ нервно-паралитического действия
9. По механизму токсического действия аварийно-опасные химические вещества подразделяются на следующие группы, исключая
а) преимущественно местного действия
б) преимущественно резорбтивного действия
в) обладающих смешанным действием
г) не обладающих ни одним из этих видов действия
10. Аварийно-опасные химические вещества местного действия вызывают все перечисленные виды токсического действия, кроме
а) прижигающего
б) раздражающего
в) удушающего
г) нефротоксического
11. Понятие «аварийно-опасные химические вещества» относится к категории веществ
а) медикаменты кардиотропного, судорожного действия
б) растительные и животные яды
в) химические вещества, используемые в промышленности и сельском хозяйстве, которые при определенных ситуациях могут вызывать массовые отравления
г) боевые отравляющие вещества
д) все перечисленное
12. Классификация сильнодействующих ядовитых веществ по опасности различает все перечисленные группы за исключением
а) чрезвычайно опасных
б) высокоопасных
в) умеренно опасных
г) малоопасных
д) неопасных
13. По месту приложения токсического действия сильнодействующие ядовитые вещества подразделяются на следующие группы, исключая
а) преимущественно местного действия
б) преимущественно резорбтивного действия
в) обладающих смешанным действием
г) не обладающих ни одним из этих видов действия
14. Из перечисленных наиболее частыми путями поступления яда в организм в бытовых условиях являются
а) пероральный
б) сублингвальный
в) ректальный и вагинальный
г) внутривенный и внутриартериальный
д) внутримышечный и подкожный
15. Как называется метод экспериментального определения токсичности воды (водной вытяжки, раствора химического вещества) по изменению определенного показателя жизнедеятельности тест-объекта?
а) Токсикологический метод
б) Биологическое тестирование
в) Биоиндикация
16. Как называется вещество в воде, вызывающее нарушение норм качества воды?
а) Загрязняющее вещество
б) Сточные воды
в) Ксенобиотик
17. Выберите понятие, соответствующее характеристике состава и свойств воды, определяющей ее пригодность для конкретных видов водопользования:
а) Качество воды
б) Химический состав воды
18. Что такое нормированный интервал концентраций, в котором находится средняя летальная или средняя эффективная концентрация эталонного вещества?
а) Диапазон реагирования тест-объекта
б) Исходный раствор
в) Острая токсичность
19. Как называется водный организм, чувствительный к действию токсических веществ и специально подготовленный в лабораторных условиях к биотестированию?
а) Токсическое вещество
б) Тест-объект
в) Тест-реакция
20. Найдите понятие, соответствующее процессу изменения выбранного показателя жизнедеятельности тест-объекта под воздействием токсического вещества.
а) Химическая реакция
б) Биотестирование
в) Тест-реакция
21. Как называется свойство воды (водной вытяжки, раствора химического вещества), обусловленное наличием в ней токсических веществ и характеризующее ее способность нарушать жизнедеятельность водных организмов?
а) Токсичность
б) Загрязненность
в) Мутность
22. Выберите соответствующее понятие: концентрированный водный раствор исследуемого вещества, из которого готовят растворы с разными концентрациями данного вещества – это...
а) Исходный раствор
б) Критерий токсичности
в) Токсическое вещество
23. Что такое концентрация токсического вещества, вызывающая изменение тест-реакции на 50 % при установленных условиях экспозиции в течение заданного срока наблюдений?
а) Концентрация средняя эффективная (ЭК50)
б) Острая токсичность воды
в) Критерий токсичности
24. Как называется установленное значение изменения выбранного показателя жизнедеятельности тест-объекта, на основании которого делают вывод о токсичности тестируемого объекта.
а) Тест-реакция
б) Концентрация средняя эффективная
в) Критерий токсичности
25. Что такое токсикология?
а) Наука о токсичности и токсическом процессе, возникающих при взаимодействии химических веществ с биологическими объектами.
б) Наука о химическом составе веществ.
в) Методика биотестирования.
26. Охарактеризуйте понятие «токсичность».
а) Способность химических веществ, воздействуя на биологические системы немеханическим путем, вызывать их повреждение или гибель.
б) Опасность, представляемая ядовитыми веществами.
27. Что такое токсическое действие?
а) Действие химических веществ, приводящее к повреждению биологических систем, называется токсическим действием.
б) Отравление.
в) Формирование и развитие реакций биологической системы на действие вещества, приводящих к ее повреждению или гибели.
28. Что такое токсический процесс?
а) Формирование и развитие реакций биологической системы на действие вещества, приводящих к ее повреждению или гибели.
б) Действие химических веществ, приводящее к повреждению биологических систем, называется токсическим действием.
в) Отравление.
29. В чем заключается цель токсикологической науки?
а) Изучение механизмов, лежащих в основе токсического действия химических веществ, закономерностей формирования токсического процесса, его проявлений.
б) Выяснение механизмов проникновения химических веществ в организм, закономерностей их распределения, превращения и выведения.
в) Непрерывное совершенствование системы мероприятий, средств и методов, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и профессиональной работоспособности человека, коллективов и населения в целом в условиях повседневного контакта с химическими веществами и при чрезвычайных ситуациях.
30. Что относится к задачам токсикологии?
1) Изучение механизмов, лежащих в основе токсического действия химических веществ, закономерностей формирования токсического процесса, его проявлений.
2) Выяснение механизмов проникновения химических веществ в организм, закономерностей их распределения, превращения и выведения.
3) Установление количественных характеристик токсичности и причинно-следственных связей между фактом воздействия химических веществ и развитием различных форм токсического процесса.
4) Установление факторов, влияющих на токсичность веществ: структуры и свойств веществ, особенностей биологических объектов, условий их взаимодействия, состояния окружающей среды.
31. Назовите методы токсикологических исследований?
а) Химические, биохимические, физиологические, генетические, иммунологические, математические и многие другие.
б) Выяснение механизмов проникновения химических веществ в организм, закономерностей их распределения, превращения и выведения.
в) Установление количественных характеристик токсичности и причинно-следственных связей между фактом воздействия химических веществ и развитием различных форм токсического процесса.
32. Какой метод токсикологических исследований является основным?
а) Химический.
б) Биохимический.
в) Токсикологический эксперимент (на животных).
33. Какие существуют направления токсикологии?
а) Теоретическое, профилактическое, клиническое и специальное.
б) Практическое, физическое, биологическое, специальное.
в) Практическое, профилактическое, клиническое.
34. Как называются заболевания химической этиологии?
а) Интоксикации.
б) Адаптации.
в) Элиминации.
35. Что такое транзиторные токсические реакции?
а) Явления раздражения глаз, дыхательных путей, кожи; седативно-гипнотические состояния; психодислептические состояния.
б) Явления резорбции глаз, дыхательных путей, кожи.
в) Психодиплетические состояния.
36. Что такое аллобиоз?
а) Аллергия.
б) Дислексия.
в) Аллергия, иммуносупрессия, повышенная утомляемость.
37. Что относится к специальным токсическим реакциям?
а) Нарушение репродуктивных функций, нарушение зрительных функций.
б) Аллобиоз.
в) Психодиплетические состояния.
38. В какие группы объединяются типы классификаций ядов?
а) Общие типы классификации, специальные типы классификации.
б) Химическая, практическая, гигиеническая, токсикологическая, по избирательной токсичности.
в) Теоретическая, профилактическая, клиническая и специальная.
39. Какие классификации ядов входят в общие типы?
а) Общие типы классификации, специальные типы классификации.
б) Химическая, практическая, гигиеническая, токсикологическая, по избирательной токсичности.
в) Теоретическая, профилактическая, клиническая и специальная.
40. По каким признакам осуществляется химическая классификация ядов?
а) По физическим свойствам.
б) По классификационной принадлежности.
в) По химическим свойствам на принципах химической номенклатуры (органические, неорганические, элементоорганические).
41. Какие соединения называют элементоорганическими?
а) Органические вещества, в которых углерод непосредственно связан с атомами, отличными от водорода, кислорода, серы азота, галогенов, обычно это металлы, бор, кремний и фосфор.
б) Неорганические соединения.
в) Биохимические вещества.
42. Какие классификации ядов входят в специальные типы?
а) Химическая, практическая, гигиеническая, токсикологическая, по избирательной токсичности.
б) Теоретическая, профилактическая, клиническая и специальная.
в) Патофизиологическая, патохимическая, биологическая.
43. Каковы основные способы проникновения ядов внутрь организма?
а) Ингаляционный, пероральный, перкутанный, внутривенный.
б) Пероральный, поверхностный.
в) Физический, химический, биологический.
44. Что такое метаболизм?
а) Изменение химической структуры ксенобиотика, попавшего в организм и включившегося в протекающие в нем биохимические процессы.
б) Обмен веществ в живом организме под влиянием отравления.
в) Искусственно созданные отравляющие вещества.
45. Что такое ксенобиотики?
а) Соединения не свойственные составу живых организмов.
б) Аллергены.
в) Техногенные загрязнения.
46. Какие этапы включает в себя метаболизм?
а) Гидроксилирование и коньюгация.
б) Нитрификация и декарбоксилирование.
в) Окисление и восстановление.
47. Что такое гидроксилирование?
а) Процессы разложения органических веществ.
б) Поглощение токсинов.
в) Процессы окисления, восстановления и гидролиза веществ с участием ферментов.
48. Что такое коньюгация (биосинтез)?
а) Процесс гилроксилирования.
б) Процессы соединения веществ с глюкуроновой кислотой, аминокислотами, глутатионом, глутамином, ацетатами, сульфатами.
в) Явление детоксикации.
49. Что собою представляет глюкуроновая кислота?
а) Входит в состав слизи, слюны, внеклеточного матрикса, гликокаликса, является одним из ключевых компонентов пигментного обмена в печени человека.
б) Неорганическое соединение в составе ядов.
в) Неорганическое соединение в составе ксенобиотиков.
50. Что такое метаболическая детоксикация?
а) Структурный элемент биологической системы (мишень), в которым яд вступает в химическое взаимодействие.
б) Процесс обезвреживания токсических соединений путем превращения их в менее токсичные и нетоксичные, водорастворимые соединения, выводящиеся из организма секреторными органами.
в) Неорганическое соединение в составе ксенобиотиков.
51. Где происходит большая часть метаболических процессов ксенобиотиков в организме человека?
а) В печени, благодаря разнообразию и высокой активности присутствующих в ней энзимов.
б) В тканях внутренних органов.
в) В желудочно-кишечном тракте.
51. Что такое рецептор избирательной токсичности?
а) Структурный элемент биологической системы (мишень), в которым яд вступает в химическое взаимодействие.
б) Депо.
в) Канцерогены.
52. Как токсины выводятся из организма?
а) Через почки, кишечник, легкие, кожу.
в) Через желудок, легкие.
53. Что представляет собой процесс депонирования ядов в организме?
а) Выведение.
б) Накопление.
в) Нейтрализация.
54. Как называют органы и ткани, в которых происходит накопление ядов?
а) Депо.
б) Мишень.
в) Токсин.
55. Выберите классификацию отравлений по химической этиологии:
а) Патофизиологические, патохимические, биологические.
б) Химические, практические, гигиенические, токсикологические.
в) Этиопатогенетические, клинические, нозологические.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.