2024-2025_20_03_01_2023_plx_Промышленная токсикология_Инженерная защита окружающей среды
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.04.02 Промышленная токсикология
20.03.01 Техносферная безопасность
Инженерная защита окружающей среды
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
 
ПК-1.2 Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду
 
ПК-1.3 Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
 
ПК-1.4 Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования
ПК-1 
Способен к проведению экологического анализа проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 6 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в промышленную токсикологию
 
1.1
Введение в промышленную токсикологию
3
0
2
20
25
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2
Параметры и основные закономерности токсикометрии.
 
2.1
Параметры и основные закономерности токсикометрии.
2
0
4
23
29
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3
Токсикокинетика.
 
3.1
Токсикокинетика.
4
0
18
25
47
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4
Промышленные яды. 
 
4.1
Промышленные яды. 
4
0
6
25
35
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
5
Антидоты
 
5.1
Антидоты
2
0
0
15,5
17,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
6
Профпригодность и профессиональные заболевания 
 
6.1
Профпригодность и профессиональные заболевания 
2
0
4
20
26
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
7
Контроль
 
7.1
Контроль
0
0
0
0
36,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
17
0
34
128,5
216
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Социальная экология
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Экология человека
 
Инженерная защита окружающей среды
 
Основы анализа экологического риска
 
Оценка воздействия на окружающую среду
 
Управление безопасностью производственных процессов
 
Управление техносферной безопасностью
 
Научно-исследовательская работа
 
Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
 
Эксплуатационная практика
 
Надежность технических систем и техногенный риск
 
Экологическая безопасность стационарных объектов дорожно-транспортного комплекса
 
Информационная безопасность
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
 
ПК-1.2 Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду
 
ПК-1.3 Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
 
ПК-1.4 Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования
ПК-1 
Способен к проведению экологического анализа проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 3 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
51
4
11
216
53
128,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
4
17
17
Практические занятия (Пр)
34
4
7
34
34
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
128,5
128,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
216
216
Общая трудоемкость, З.Е.
6
6
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в промышленную токсикологию
 
1.1
Введение в промышленную токсикологию
3
0
2
20
25
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2
Параметры и основные закономерности токсикометрии.
 
2.1
Параметры и основные закономерности токсикометрии.
2
0
4
23
29
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3
Токсикокинетика.
 
3.1
Токсикокинетика.
4
0
18
25
47
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4
Промышленные яды. 
 
4.1
Промышленные яды. 
4
0
6
25
35
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
5
Антидоты
 
5.1
Антидоты
2
0
0
15,5
17,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
6
Профпригодность и профессиональные заболевания 
 
6.1
Профпригодность и профессиональные заболевания 
2
0
4
20
26
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
7
Контроль
 
7.1
Контроль
0
0
0
0
36,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
17
0
34
128,5
216
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение в промышленную токсикологию

Предмет и задачи токсикологии. Связь токсикологии с другими науками. История токсикологии. Основные понятия и определения. Классификация вредных веществ. Клас-сификация промышленных ядов и пестицидов. Классификация отравлений.

 
Параметры и основные закономерности токсикометрии.

Параметры и основные закономерности токсикометрии. Основы санитарно-гигиенического нормирования ядов. 

 
Токсикокинетика.

Специфика и механизм токсического дейсвия вредных веществ. Пути проникновения вредных веществ в организм человека. Транспорт токсичных веществ. Биотрансформация токсичных веществ. Пути выведения чужеродных веществ из организма. Основные и дополнительные факторы, определяющие развитие отравлений. Влияние биологических особенностей организма. Влияние возраста и индивидуальной чувствительности к действию яда. Биоритмы и токсический эффект.

 
Промышленные яды.

Виды возможного действия промышленных ядов. Отдаленные последствия влияния ядов на организм человека. Яды, ингибирующие ферменты, функционирующие в нервной системе. Диэтиламид лизергиновой кислоты. Тиоловые яды, механизм действия. Яды, изби-рательно действующие на эритроциты и гемоглобин. 

 
Антидоты

Классификация антидотов. Антидоты тиоловых ядов. Антидоты ФОС. Восстанови-тели метгемоглобина. Антидоты цианидов.

 
Профпригодность и профессиональные заболевания

Исторические этапы развития профпатологии. Классификация профессиональных за-болеваний. Особенности современной клиники профессиональных заболеваний.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Общая характеристика токсикантов.
2
 
2
2
Классификации токсикантов.
2
 
3
2
Токсикометрия. 
2
 
4
3
Токсикокинетика.
2
 
5
3
Эффекты совместного действия токсикантов на организм.
4
 
6
3
Особенности повторного действия веществ.
4
 
7
3
Избирательная токсичность. 
4
 
8
3
Специальные виды токсического действия
4
 
9
4
Тиоловые яды, механизм действия.
4
 
10
4
Прочие приоритетные токсиканты
2
 
11
6
Оценка рисков здоровью населения, методология.
2
 
12
6
Основы экологической токсикологии
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
ПК-1 
Способен к проведению экологического анализа проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
 
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
 
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен к проведению экологического анализа проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Надежность технических систем и техногенный риск
x
x
Зачет,Экзамен
Оценка воздействия на окружающую среду
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы анализа экологического риска
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы токсикологии
x
Экзамен
Промышленная токсикология
x
Экзамен
Управление техносферной безопасностью
x
x
Зачет,Экзамен
Управление безопасностью производственных процессов
x
x
Зачет,Экзамен
Социальная экология
x
Экзамен
Экология человека
x
Экзамен
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Информационная безопасность
x
Зачет
ПК-3 Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Экзамен
Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
x
x
Курсовая работа,Экзамен,Зачет с оценкой
Экологическая безопасность стационарных объектов дорожно-транспортного комплекса
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет с оценкой
Основы биотехнологии и микробиологии
x
Экзамен
Надежность технических систем и техногенный риск
x
x
Зачет,Экзамен
Оценка воздействия на окружающую среду
x
x
Экзамен,Курсовая работа
 
Основы анализа экологического риска
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы токсикологии
x
Экзамен
Промышленная токсикология
x
Экзамен
Управление техносферной безопасностью
x
x
Зачет,Экзамен
Управление безопасностью производственных процессов
x
x
Зачет,Экзамен
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен к проведению экологического анализа проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Готовить информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявлять в технологической цепочке процессы, операции и оборудование, оказывающие основное влияние на степень негативного воздействия организации на окружающую среду

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализировать результаты расчетов по оценке воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования на основе рекомендуемых информационно-техническими справочниками наилучших доступных технологий в сфере деятельности организации, их экологических критериев и опыта применения в аналогичных организациях

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
их переносе на новые ситуации.

 
ПК-1.4 Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду и обосновывать мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия на окружающую среду при введении в эксплуатацию в организации конкретного вида оборудования

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3 Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к экзамену

1. Токсикология как наука. Предмет, область исследований. Связь с другими науками.

2. Основные понятия токсикологии.

3. Основные уровни токсикологических исследований.

4. Основные разделы токсикологии: описательная, "механистическая" и нормативная.

5. Виды классификации токсических агентов.

6. Эффект (виды токсических эффектов [аллергические реакции, немедленная и отдален-ная, обратимая и необратимая токсичность, устойчивость].

7. Связь дозы с эффектом.

8. Вариабельность эффекта – индивидуальная. и видовая).

9. Вариабельность эффекта - видовая.

10. Основные конечные проявления токсичности - острая и хроническая системная токсич-ность. Основные конечные проявления токсичности - эмбриональная и репродуктивная токсичность.

11. Основные конечные проявления токсичности -  генотоксичность и мутагенность.

12. Пребывание токсического агента в организме краткая характеристика основных этапов.

13. Абсорбция токсикантов.

14. Распределение, перераспределение.

15. Воздействие на мишень.

16. Механизмы взаимодействия токсиканта с мишенью как основа токсических эффектов.

17. Биотрансформация как ключевой этап.

18. Ферменты, участвующие в метаболизме ксенобиотиков.

19. Снижение и усиление токсичности в результате биотрансформации.

20. Повышение токсичности в результате биотрансформации («летальный синтез»).

21. Токсикодинамика.

22. Токсикокинетика, основные количественные показатели (клиренс, период полувыведе

 
-ния, площадь под кривой, константы абсорбции, элиминации).

23. Факторы индивида, влияющие на токсикокинетику.

24. Факторы среды, влияющие на токсикокинетику.

25. Оценка риска токсических эффектов.

26. Идентификация опасности - оценка токсичности ксенобиотиков.

27. Методы: оценка взаимосвязи между структурой и токсичностью.

28. Методы: быстрые тесты in vitro.

29. Методы: оценки с использованием экспериментальных животных.

30. Токсичные промышленные загрязнители окружающей среды – сероводород.

31. Токсичные промышленные загрязнители окружающей среды – цианиды.

32. Токсичные промышленные загрязнители окружающей среды – хлор.

33. Токсичные промышленные загрязнители окружающей среды – угарный газ.

34. Токсичные промышленные загрязнители окружающей среды – сернистый ангидрид.

35. Токсичные промышленные загрязнители окружающей среды – аммиак.

36. Комбинированное действие ядов.

37. Токсикология органических растворителей.

38. Токсикология тиоловых ядов.

39. Токсикология кровяных ядов.

40. Антидоты различного механизма действия - физического,

41. Антидоты различного механизма действия - химического.

42. Антидоты различного механизма действия - физиологического.

43. Профессионально обусловленные заболевания, причины их возникновения.

44. Производственно-обусловленные заболевания, причины их возникновения.

45. Принципы гигиенического нормирования.

46. Методы определения параметров токсикометрии.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Кириллов, Н.А. Основы токсикологии: учебное пособие / Н.А. Кириллов. – Чебокса-ры: Волжский филиал МАДИ, 2013. – 116с. 2. Основы токсикологии: учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранце-ва [и др.]. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 280 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/874. - ISBN 978-5-16-009260-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1122019 (дата обращения: 24.01.2022). – Режим доступа: по подписке. Электронный ресурс 3. Каштанова, Е. В. Основы общей и экологической токсикологии/Каштанова Е.В. - Новосибирск: НГТУ, 2014. - 44 с.: ISBN 978-5-7782-2401-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/546308 (дата обращения: 24.01.2022). – Режим доступа: по подписке. Электронный ресурс 4. Егоренков, Л. И. Охрана окружающей среды : учебное пособие / Л.И. Егоренков. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. — 248 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-00091-702-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1117754 (дата обращения: 24.01.2022). – Режим доступа: по подписке. Электронный ресурс 5. Марченко, Б. И. Экологическая токсикология : учебное пособие / Б. И. Марченко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного фе-дерального университета, 2017. - 103 с. - ISBN 978-5-9275-2585-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1021636 (дата обращения: 24.01.2022). – Режим до-ступа: по подписке. Электронный ресурс б) дополнительная литература: 1. Батян, А. Н. Основы общей и экологической токсикологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Н. Батян, Г. Т. Фрумин, В. Н. Базылев. Электрон.текстовые данные. - СПб: СпецЛит, 2009.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/104896 Электронный ре-сурс 2. Селиванов, А.И. Учебное пособие. Медико-биологические особенности безопасности жизнедеятельности в условиях возможных контактов населения с аварийно химически опасными и отравляющими веществами./ А. И. Селиванов, А. П. Марченков, Н. В. Хурась-кина. - Чебоксары: Волжский филиал ГОУ ВПО МАДИ (ГТУ), 2008. – 83 с. 30 3. Соколенко, О. А. Нормативы по защите окружающей среды. Учебно-методическое пособие. - Майкоп, изд-во "Глобус", 2007. - 48 с. 4. Алексеев, Л.С. Контроль качества воды: учебник/ Л.С. Алексеев. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 159с. 5. Волкова, А.И. Влияние стресса на становление и развитие основных систем жизне-обеспечения и защиты различных организмов: моногр. / Волкова А.И., Кириллов Н.А. - Че-боксары: Изд-во "Новое время", 2011. - 110с. 6. Семенова, И.В. Промышленная экология: учебное пособие / И.В. Семенова. – М.: Изд-во «Академия», 2009. – 528с. 7. Чрезвычайные ситуации биологического характера в мирное и военное время. Пище-вые отравления. Учебное пособие / Составители: Селиванов И.А. - Чебоксары: Волжский филиал ГОУ ВПО МАДИ (ГТУ), 2008. – 70 с. 8. Юртушкин, В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территории: учебное пособие / В.И. Юртушкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 368с.   9. Сотникова, Е.В. Техносферная токсикология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Сотникова, В.П. Дмитренко. - Спб.: Издательство «Лань», 2013. - Режим доступа: http://www.e.lanbook.com/book/ 4867
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
3. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
419
Учебная мебель: учебная доска, стол преподавательский, кафедра настольная, шкаф книжный, стол ученический (10 шт), стулья 
 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для

 
проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

 

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент СДиИЭ, доктор педагогических наук Григорьева С.Г.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .