ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка практического задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 12 зачетных единиц (З.Е.).
Введение. Цель и задачи курса. Автомобилизация и проблема загрязнения окружающей среды
Автомобилизация как сложная система
Потребление ресурсов как негативный аспект развития автомобилизации.
Вредные вещества в отработавших газах транспортных средств.
Механизмы образования токсичных компонентов в цилиндрах двигателя
Понятие токсичности химических веществ.
Показатели токсичности транспортных средств.
Методы анализа отработавших газов. Классификация и эволюция зарубежных и российских стандартов на токсичность отработавших газов двигателей
Контроль токсичности отработавших газов двигателей
Пути снижения токсичности двигателей
Нейтрализация отработавших газов.
Термические нейтрализаторы, принцип их действия. Регламентация токсичности и дымности отработавших газов дизелей.
Регламентация токсичности и дымности отработавших газов дизелей.
Контроль токсичности и дымности отработавших газов дизеля
Совершенствование процессов смесеобразования и сгорания. Использование нейтрализаторов для снижения содержания NOx в отработавших газов дизелей.
Влияние технического состояния двигателей на токсичность и топливную экономичность автомобилей.
Понятие шума, его отрицательное влияние на организм человека
Универсальный психофизиологический закон Вебера-Фехнера.
Спектр как качественная характеристика шу-ма.
Нормативные документы по регламентации шума автомобиля и транспортного потока.
Автомобиль как точечный источник шума
Оценка уровня транспортной вибрации.
Параметры оценки транспортной вибрации.
Мероприятия по снижению внутренней виб-рации автомобиля и вибрации в придорожном пространстве.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Устанавливать причины и источники аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, сверхнормативного образования отходов в организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивать последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывать предложения по предупреждению аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и сверхнормативного образования отходов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к экзамену (5 семестр).
1. Автомобилизация и проблема загрязнения окружающей среды
2. Развитие научных исследований в области защиты окружающей среды от негативного воз-действия автомобильного транспорта.
3. Автомобилизация как сложная система с особыми техническими, экономическими и соци-альными аспектами.
4. Положительные стороны автомобилизации.
5. Отрицательные последствия автомобилизации.
6. Потребление ресурсов как негативный аспект развития автомобилизации.
7. Возможные направления загрязнения окружающей среды как негативная сторона автомо-билизации.
8. Негативные социальные последствия развития автомобилизации.
9. Вредные вещества в отработавших газах транспортных средств.
10. Состав выбросов автомобильных двигателей.
11. Структура выбросов автомобильных двигателей.
12. Классификация вредных веществ в отработавших газах по механизму образования.
13. Классификация вредных веществ в отработавших газах по характеру воздействия на орга-низм человека.
14. Механизмы образования токсичных компонентов в цилиндрах двигателя.
15. Воздействие токсичных веществ отработавших газов на организм человека.
16. Нормирование токсичности транспортных средств.
17. Показатели токсичности транспортных средств.
18. Понятие токсичности химических веществ.
19. Понятие предельно допустимого выброса вредных веществ.
20. Понятие предельно допустимой концентрации вредных веществ, её разновидности, приня-тые в РФ.
21. Классификация вредных веществ по степени опасности.
23. Методика расчёта приведённой токсичности транспортных средств.
24. Токсические характеристики двигателей автомобилей.
25. Метод инфракрасной спектроскопии отработавших газов.
26. Метод пламенно-ионизационного детектирования отработавших газов.
27. Хемилюминисцентный метод анализа отработавших газов.
28. Методы измерения дымности отработавших газов дизелей.
29. Регламентация токсичности отработавших газов двигателей с ис¬кровым зажиганием.
30. Классификация и эволюция комплекса зарубежных и российских стан¬дартов на токсич-ность отработавших газов двигателей с искровым зажи¬ганием.
31. Контроль токсичности отработавших газов двигателей с искро¬вым зажиганием при эксплу-атации автомобилей.
32. Контроль токсичности отработавших газов двигателей с искровым зажиганием на стенде с бе¬говыми барабанами.
33. Контроль токсичности отработавших газов двига¬телей с искровым зажиганием на мотор-ном стенде.
34. Методики контроля выбросов углеводородов с картерными газами и с испарениями из сис-темы питания.
35. Испытания на надежность устройств для снижения токсичности отработавших газов.
36. Пути снижения токсичности двигателей с искровым зажиганием.
37. Совершенствование рабочих процессов автомобильных двигателей с искровым зажигани-ем с точки зрения снижения их токсичности.
38. Рециркуляция отработавших газов.
39. Нейтрализация отработавших газов.
40. Окислительные каталитические нейтрализаторы, принцип их действия и основные состав-ляющие.
41. Трехкомпонентные каталитические нейтрализаторы.
42. Термические нейтрализаторы, принцип их действия.
43. Использование альтернативных видов топлива.
44. Адсорбционно-каталитический нейтрализатор DENOX.
45. Механизм снижения концентрации NOx в нейтрализаторе DENOX.
46. Регламентация токсичности и дымности отработавших газов дизелей.
47. Комплекс стандартов по регламентации токсичности и дымности отработавших газов дизе-лей.
48. Контроль дымности отработавших газов при эксплуатации дизелей.
49. Контроль токсичности и дымности отработавших газов дизеля на тормозном стенде.
50. Пути снижения токсичности и дымности дизелей.
51. Совершенствование процессов смесеобразования и сгорания.
52. Применение турбонаддува дизелей, впрыскивание и распыливание топлива, рециркуляция отработавших газов.
53. Использование каталитических окислительных нейтрализаторов для дизелей.
54. Альтернативные топлива для дизелей.
55. Использование нейтрализаторов DENOX для снижения содержания NOx в отработавших газов дизелей.
56. Применение фильтров для улавливания твердых частиц.
57. Пути снижения токсичности автомобильных двигателей в эксплуатации.
58. Влияние технического состояния двигателей на токсичность и топливную экономичность автомобилей.
59. Основные правила малотоксичной эксплуатации автомобильных двигателей.
60. Экологическое обучение работников автомобильного транспорта.
61. Эколого-экономическая оценка влияния автомобильного транспорта на окружающую при-родную среду.
62. Эколого-экономическая оценка влияния автомобильного транспорта на социальную среду.
Вопросы к экзамену (6 семестр).
2. Отрицательное влияние шума на организм человека.
3. Шум как физическое явление.
4. Шум как физиологическое явление.
5. Абсолютные показатели акустической нагрузки.
6. Относительные показатели акустической нагрузки.
7. Универсальный психофизиологический закон Вебера-Фехнера.
8. Применение логарифмической шкалы при измерениях параметров звука.
9. Спектр как качественная характеристика шума.
10. Классификация шума.
11. Определение эквивалентного уровня шума.
12. Нормативные документы по регламентации шума автомобиля.
13. Нормативные документы по регламентации шума транспортного потока.
14. Расчёт снижения уровня шума транспортного потока.
15. Методы снижения уровня шума транспортного потока.
16. Автомобиль как точечный источник шума при изучении шума транспортного потока.
17. Шумовая диаграмма транспортного потока.
18. Общий алгоритм расчёта шума транспортного потока.
19. Влияние различных конструктивных мероприятий по снижению акустической нагрузки одиночного автомобиля.
20. Влияние различных градостроительных мероприятий по снижению акустической нагрузки одиночного автомобиля.
21. Влияние различных организационных мероприятий по снижению акустической нагрузки одиночного автомобиля.
22. Влияние различных конструктивных мероприятий по снижению акустической нагрузки транспортного потока.
23. Влияние различных градостроительных мероприятий по снижению акустической нагрузки транспортного потока.
24. Влияние различных организационных мероприятий по снижению акустической нагрузки транспортного потока.
25. Оценка уровня транспортной вибрации.
26. Понятие транспортной вибрации.
27. Классификация транспортной вибрации.
28. Параметры оценки транспортной вибрации.
29. Мероприятия по снижению внутренней вибрации автомобиля.
30. Мероприятия по снижению вибрации в придорожном пространстве.
31. Нормативные документы по регламентации вибрации автомобиля.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.