2024-2025_23_05_01_2023_plx_Экологические проблемы на транспорте_Подъёмно-транспортные_ строительные_ дорожные средства и оборудование
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.03.01 Экологические проблемы на транспорте
23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование
инженер
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
 
УК-8.3 Выбирает способ поведения с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму при возникновении угрозы террористического акта
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка практического задания;Проверка лабораторного задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение. Воздействие на природную среду дорожно-транспортного комплекса (ДТК) в полном жизненном цикле. 
 
1.1
Введение. Воздействие на природную среду дорожно-транспортного комплекса (ДТК) в полном жизненном цикле. 
2
0
2
7
11
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
2
Образование загрязняющих веществ в двигателях внутреннего сгорания. 
 
2.1
Образование загрязняющих веществ в двигателях внутреннего сгорания. 
2
0
0
7
9
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
3
Загрязнение атмосферного воздуха на предприятиях ДТК.
 
3.1
Загрязнение атмосферного воздуха на предприятиях ДТК.
2
11
15
7
35
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
4
Методы снижения загрязнения атмосферного воздуха.
 
4.1
Методы снижения загрязнения атмосферного воздуха.
3
0
0
7
10
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
5
Образование и очистка сточных вод на предприятиях ДТК. 
 
5.1
Образование и очистка сточных вод на предприятиях ДТК. 
2
0
0
7
9
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
6
Образование и утилизация отходов ДТК.
 
6.1
Образование и утилизация отходов ДТК.
2
0
0
7
9
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
7
Энергетическое загрязнение в ДТК.
 
7.1
Энергетическое загрязнение в ДТК.
2
2
0
7
11
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
8
Административно-правовое и экономическое регулирование природоохранной деятельности ДТК.
 
8.1
Административно-правовое и экономическое регулирование природоохранной деятельности ДТК.
2
4
0
7
13
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
9
Контроль
 
9.1
Контроль
0
0
0
0
1
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
Всего часов:
17
17
17
56
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
 
УК-8.3 Выбирает способ поведения с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму при возникновении угрозы террористического акта
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
51
6
108
52
56
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
2
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
17
2
17
17
Практические занятия (Пр)
17
2
17
17
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
56
56
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение. Воздействие на природную среду дорожно-транспортного комплекса (ДТК) в полном жизненном цикле. 
 
1.1
Введение. Воздействие на природную среду дорожно-транспортного комплекса (ДТК) в полном жизненном цикле. 
2
0
2
7
11
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
2
Образование загрязняющих веществ в двигателях внутреннего сгорания. 
 
2.1
Образование загрязняющих веществ в двигателях внутреннего сгорания. 
2
0
0
7
9
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
3
Загрязнение атмосферного воздуха на предприятиях ДТК.
 
3.1
Загрязнение атмосферного воздуха на предприятиях ДТК.
2
11
15
7
35
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
4
Методы снижения загрязнения атмосферного воздуха.
 
4.1
Методы снижения загрязнения атмосферного воздуха.
3
0
0
7
10
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
5
Образование и очистка сточных вод на предприятиях ДТК. 
 
5.1
Образование и очистка сточных вод на предприятиях ДТК. 
2
0
0
7
9
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
6
Образование и утилизация отходов ДТК.
 
6.1
Образование и утилизация отходов ДТК.
2
0
0
7
9
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
7
Энергетическое загрязнение в ДТК.
 
7.1
Энергетическое загрязнение в ДТК.
2
2
0
7
11
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
8
Административно-правовое и экономическое регулирование природоохранной деятельности ДТК.
 
8.1
Административно-правовое и экономическое регулирование природоохранной деятельности ДТК.
2
4
0
7
13
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
9
Контроль
 
9.1
Контроль
0
0
0
0
1
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
Всего часов:
17
17
17
56
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение. Воздействие на природную среду дорожно-транспортного комплекса (ДТК) в полном жизненном цикле.

Цель и содержание курса. Основные понятия и термины. Причины экологического кризиса Глобальные и локальные экологические проблемы. Пути выхода из экологического кризиса. Принципы устойчивого развития. Воздействие на окружающую среду транспортного средства в жизненном цикле, автотранспортного предприятия. Влияние автомобилизации на окружающую среду (позитивные и негативные аспекты). Потоки энергии и вещества. Воздействие дороги на окружающую среду при проектировании автомобильных дорог, Воздействие при строительстве: производство земляных работ, приготовление материалов и изделий; экологические требования к промышленным отходам, применяемым при строительстве дорог; токсичность строительных материалов; укладка или монтаж продукции. Воздействие дороги на окружающую среду при эксплуатации: отвод земель для автомобильных дорог и их рекультивация, охрана ландшафта, растительного и животного мира, обеспыливание дорожных покрытий, дорожная эрозия и борьба с ней, зимнее содержание дорог.

 
Образование загрязняющих веществ в двигателях внутреннего сгорания.

Источники образования загрязняющих веществ. Образование загрязняющих веществ при горении и испарении в ДВС. 

 
Загрязнение атмосферного воздуха на предприятиях ДТК.

Образование загрязняющих веществ в технологических процессах жизненного цикла транспортной техники. Нормирование выбросов вредных веществ с отработавшими газами АТС. Загрязнение воздуха транспортными потоками и автомобильным парком в городах.

 
Методы снижения загрязнения атмосферного воздуха.

Методы испытания, динамика значений норм во времени. Методы обеспечения перспективных норм токсичности. Методы оценки уровня токсичности автомобильного парка и транспортных потоков. Пробеговые, погонные, валовые выбросы вредных веществ. Выбросы в отдельных фазах движения АТС. Методы определения выбросов и влияющие факторы. Мероприятия по снижению загрязнения воздуха автотранспортом. Снижение интенсивности выделения вредных веществ передвижными и стационарными источниками загрязнения. Методы защиты окружающей среды от загрязняющих веществ стационарных объектов АТК. Принципы и особенности работы устройств по очистке воздуха от аэрозолей и газовых примесей. 

 
Образование и очистка сточных вод на предприятиях ДТК.

Источники загрязнения водных объектов. Технологические процессы в АТК как источники потребления и загрязнения водных ресурсов. Методы очистки сточных вод Различные способы механической, физико-химической, химической и биологической очистки сточных вод.

 
Образование и утилизация отходов ДТК.

Загрязнение поверхности и отчуждение земель Почва и ее свойства.  Источники загрязнения почвы и поверхности земли Средства и технологии защиты почвы и поверхности земли. Понятие безотходного производства в АТК. Отчуждение земли и ландшафтное загрязнение. Образование отходов в АТК и методы их утилизации.

 
Энергетическое загрязнение в ДТК.

Параметрическое (энергетическое) загрязнение окружающей среды объектами АТК. Источники энергетического загрязнения окружающей среды. Шум, вибрация, электромагнитное излучение и их измерители. Средства и методы снижения шума и вибраций АТС. Нормирование шума и мероприятия по обеспечению норм. Методы и средства защиты от энергетически загрязнений. Экранирование, глушители. Средства защиты от вибраций, инфразвука, электромагнитных излучений. 

 
Административно-правовое и экономическое регулирование природоохранной деятельности ДТК.

Международные нормативы качества ОС. Нормирование содержания ЗВ в выхлопных газах транспортных средств. Нормирование качества окружающей среды в автотранспортном комплексе в РФ. Административно-правовое и экономическое регулирование природоохранной деятельности.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Изучение экологических аспектов влияния автотранспорта на окружающую среду
2
 
2
3
Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортным предприятием на открытой стоянке
2
 
3
3
Расчет выбросов загрязняющих веществ автомобилями автотранспортного предприятия за год
4
 
4
3
Расчет выбросов загрязняющих веществ авторемонтным предприятием при проведении лакокрасочных работ
2
 
5
3
Расчет выбросов загрязняющих веществ авторемонтным предприятием при проведении электросварки
2
 
6
3
Расчет выбросов загрязняющих веществ при закалке и отпуске деталей 
2
 
7
3
Расчет выбросов загрязняющих веществ при механической обработке материалов
3
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Оценка загрязнения атмосферного воздуха на участке дороги.
4
3
 
2
Определение содержания загрязняющих веществ в выхлопной системе автомобиля.
3
3
 
3
Оценка загрязнения атмосферного воздуха на участке автотранспортного предприятия.
4
3
 
4
Определение уровня шума автомобиля
2
3
 
5
Разработка паспорта опасного отхода.
2
3
 
6
Разработка программы природоохранных мероприятий предприятия
2
3
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Проверка практического задания
Проверка ПЗ
 
3
Проверка лабораторного задания
Проверка ЛЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Экологические проблемы на транспорте
x
Зачет
Дорожно-транспортная экология
x
Зачет
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Экзамен,Зачет с оценкой
Безопасность жизнедеятельности
x
Экзамен
 
Основы военной подготовки
x
Зачет с оценкой
Экология
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8.3 Выбирает способ поведения с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму при возникновении угрозы террористического акта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает способ поведения с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму при возникновении угрозы террористического акта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает способ поведения с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму при возникновении угрозы террористического акта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способ поведения с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму при возникновении угрозы террористического акта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способ поведения с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму при возникновении угрозы террористического акта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Промышленно-транспортная экология: понятие и задачи.

2. Воздействие на окружающую среду транспортного средства в жизненном цикле.

3. Виды и особенности негативного воздействия на окружающую среду в АТК

4. Источники образования загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в АТК.

5. Образование загрязняющих веществ при горении и испарении в ДВС.

6. Образование загрязняющих веществ в технологических процессах жизненного цикла транспортной техники.

7. Загрязнение воздуха транспортными потоками  в городах.

8. Загрязнение воздуха автомобильным парком в городах.

9. Природные  факторы влияния на распространение выбросов атмосфере.

10. Техногенные факторы влияния на распространение выбросов в атмосфере.

11. Мероприятия по снижению загрязнения воздуха автотранспортом.

12. Снижение интенсивности выделения вредных веществ автомобилями.

13. Методы снижения токсичности газо-воздушных смесей, выбрасываемых в атмосферу на стационарных объектах АТК.

14. Принципы и особенности работы устройств по очистке воздуха от аэрозолей и газовых примесей.

15. Технологические процессы в АТК как источники потребления и загрязнения водных ресурсов.

16. Методы механической  очистки сточных вод.

17. Методы биологической очистки сточных вод.

18. Методы физико-химической  очистки сточных вод.

19. Методы  химической очистки сточных вод.

20. Источники загрязнения почвы и поверхности земли в АТК.

21. Средства и технологии защиты почвы и поверхности земли.

22. Понятие безотходного производства в АТК.

23. Отчуждение земли и ландшафтное загрязнение в АТК.

24. Образование отходов в АТК и методы их утилизации.

25. Параметрическое (энергетическое) загрязнение окружающей среды объектами АТК.

26. Источники электромагнитного загрязнения окружающей среды в АТК.

27. Источники шума  в АТК.

28. Источники вибрации в АТК.

29. Средства и методы снижения шума   АТС.

30. Средства и методы снижения  вибраций АТС.

 
31. Экранирование, глушители.

32. Методы и средства защиты от электромагнитных излучений.

33. Влияние компонентов автомобильных выбросов на организм человека и растительность.

34. Влияние на организм шума.

35. Влияние на организм вибраций.

36. Влияние на организм электромагнитных излучений.

37. Воздействие автомобильной дороги на окружающую среду при ее проектировании.

38. Воздействие автомобильной дороги на окружающую среду на этапах ее строительства.

39. Воздействие автомобильной дороги на окружающую среду при ее эксплуатации.

40. Мероприятия по снижению воздействия автомобильной дороги на окружающую среду.

41. Международное законодательство по вопросам экологической безопасности в транспортном комплексе.

42. Российское экологическое законодательство.

43. Стандарты токсичности отработавших газов двигателей транспортных средств.

44. Экономическое регулирование охраны окружающей среды в транспортном комплексе.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Устный опрос:

1. Промышленно-транспортная экология: понятие и задачи.

2. Воздействие на окружающую среду транспортного средства в жизненном цикле.

3. Виды и особенности негативного воздействия на окружающую среду в АТК

4. Источники образования загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в АТК.

5. Образование загрязняющих веществ при горении и испарении в ДВС.

6. Образование загрязняющих веществ в технологических процессах жизненного цикла транспортной техники.

7. Загрязнение воздуха транспортными потоками  в городах.

8. Загрязнение воздуха автомобильным парком в городах.

9. Природные  факторы влияния на распространение выбросов атмосфере.

10. Техногенные факторы влияния на распространение выбросов в атмосфере.

11. Мероприятия по снижению загрязнения воздуха автотранспортом.

12. Снижение интенсивности выделения вредных веществ автомобилями.

13. Методы снижения токсичности газо-воздушных смесей, выбрасываемых в атмосферу на стационарных объектах АТК.

14. Принципы и особенности работы устройств по очистке воздуха от аэрозолей и газовых примесей.

15. Технологические процессы в АТК как источники потребления и загрязнения водных ресурсов.

16. Методы механической  очистки сточных вод.

17. Методы биологической очистки сточных вод.

18. Методы физико-химической  очистки сточных вод.

19. Методы  химической очистки сточных вод.

20. Источники загрязнения почвы и поверхности земли в АТК.

21. Средства и технологии защиты почвы и поверхности земли.

22. Понятие безотходного производства в АТК.

 
23. Отчуждение земли и ландшафтное загрязнение в АТК.

24. Образование отходов в АТК и методы их утилизации.

25. Параметрическое (энергетическое) загрязнение окружающей среды объектами АТК.

26. Источники электромагнитного загрязнения окружающей среды в АТК.

27. Источники шума  в АТК.

28. Источники вибрации в АТК.

29. Средства и методы снижения шума   АТС.

30. Средства и методы снижения  вибраций АТС.

31. Экранирование, глушители.

32. Методы и средства защиты от электромагнитных излучений.

33. Влияние компонентов автомобильных выбросов на организм человека и растительность.

34. Влияние на организм шума.

35. Влияние на организм вибраций.

36. Влияние на организм электромагнитных излучений.

37. Воздействие автомобильной дороги на окружающую среду при ее проектировании.

38. Воздействие автомобильной дороги на окружающую среду на этапах ее строительства.

39. Воздействие автомобильной дороги на окружающую среду при ее эксплуатации.

40. Мероприятия по снижению воздействия автомобильной дороги на окружающую среду.

41. Международное законодательство по вопросам экологической безопасности в транспортном комплексе.

42. Российское экологическое законодательство.

43. Стандарты токсичности отработавших газов двигателей транспортных средств.

44. Экономическое регулирование охраны окружающей среды в транспортном комплексе.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Павлова, Е. И. Экология транспорта: учебник и практикум для бакалавров/ Е. И. Павлова, В. К. Новиков. – 5 - изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. -479с. 2. Брюхань, Ф.Ф. Промышленная экология: учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е. Сдобнякова. – М.: ФОРУМ, 2012. – 208с.   б) дополнительная литература: 1. Акимова, Т.А. Экология. Природа – Человек – Техника: Учебник / Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин, под общ.ред. А.П. Кузьмина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 510с. (Высшее образование). 2. Графкина, М.В. Охрана труда и основы экологической безопасности: Автомобильный транспорт: Учеб.пособие / М.В. Графкина. - М.: Изд-во "Академия", 2009. - 192с. 3. Кальнер, В.Д. Экологическая парадигма глазами инженера. - М.: Изд-во "Кальвис", 2009. - 400с.   4. Колесников, С.И. Экология: Учебное пособие / С.И. Колесников. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко"; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. - 384 с.   5. Коробкин, В.И. Экология: учебник / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 602с. – (Высшее образование).   6. Охрана труда и промышленная экология : учебник для студ. сред.проф. образ. / В.Т. Медведев, С.Г. Новиков, А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. - 2-е изд. - М: Издательский центр "Академия", 2008. - 416 с.   7. Плотникова, В. Н. Промышленная экология. Ч. 1. Загрязнение окружающей среды: конспект лекций для студентов / В. Н. Плотникова. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО "ВГАВТ", 2007. - 120 с.   8. Резчиков, Е. А. Экология: Учебн. пособие. - 6-е изд., стереот. - М.: МГИУ, 2007. - 120 с.   9. Соколенко, О. А. Нормативы по защите окружающей среды. Учебно-методическое пособие. - Майкоп, изд-во "Глобус", 2007. - 48 с.   10. Коробко, В.И. Твердые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство: монография / В.И. Коробко, В.А. Бычкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 131 с.   11. Полихлорбифенилы: Проблемы экологии, анализа и химической утилизации/ Отв. ред. В.Н. Чарушин. – М.: КРАСАНД; Екатеринбург: Уро РАН, 2011. – 400 с.   12. Ларионов, Н.М. Промышленная экология: учебник для бакалавров / Н.М. Ларионов, А.С. Рябышенков. – М.: Изд-во «Юрайт», 2013. – 495с.   13. Экологический мониторинг: учебное пособие / Т.Я. Ашихминой. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 416с.   14. Семенова, И.В. Промышленная экология: учебное пособие / И.В. Семенова. – М.: Изд-во «Академия», 2009. – 528с.  
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС "Лань"
 
2. ЭБС Book.ru
 
3. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
4. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

 
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

 
Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
профессор СДиИЭ, доктор биологических наук Григорьев С.Г.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .