2024-2025_23_05_01_2022_plx_Строительные и дорожные машины и оборудование_Подъёмно-транспортные_ строительные_ дорожные средства и оборудование
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.08 Строительные и дорожные машины и оборудование
23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование
инженер
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-1.2 Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-1.3 Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
ПК-1 
Способен разрабатывать технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-2.1 Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-2.2 Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
 
ПК-2.3 Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
ПК-2 
Способен осуществлять контроль за параметрами технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 10 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тестирование;Решение задач;Отчет по лабораторным работам .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие сведения о строительных и дорожных машинах
 
1.1
Назначение, классификация и общее устройство дорожных и строительных машин
6
3
10
35
54
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
2
Машины для земляных работ
 
2.1
Машины для подготовительных и земляных работ
11
14
7
57,5
126
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
3
Машины и установки для приготовления строительных смесей
 
3.1
Машины и установки для приготовления цементобетонных и авсфальтобетонных смесей
7
6
7
30
50
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
4
Машины для строительства и содержания автомобильных дорог
 
4.1
Машины для строительства и содержания автомобильных дорог, назначение, классификация, устройство
7
8
10
32,5
57,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
5
Автоматизация строительных и дорожных машин
 
5.1
Системы управления машинами
3
3
0
30
72,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
Всего часов:
34
34
34
185
360
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Информационное обеспечение транспортных систем
 
Проектирование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
 
Транспортная телематика
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-1.2 Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-1.3 Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
ПК-1 
Способен разрабатывать технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-2.1 Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-2.2 Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
 
ПК-2.3 Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
ПК-2 
Способен осуществлять контроль за параметрами технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 10 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 7 
Семестр 8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
102
12
12
180
53
92,5
180
53
92,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
34
4
17
17
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
34
6
4
17
17
17
17
Практические занятия (Пр)
34
6
4
17
17
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
3
1,5
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
92,5
92,5
92,5
92,5
Контактная работа
Контроль, всего:
69
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Эк
Общая трудоемкость, ч.
360
180
180
Общая трудоемкость, З.Е.
10
5
5
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие сведения о строительных и дорожных машинах
 
1.1
Назначение, классификация и общее устройство дорожных и строительных машин
6
3
10
35
54
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
2
Машины для земляных работ
 
2.1
Машины для подготовительных и земляных работ
11
14
7
57,5
126
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
3
Машины и установки для приготовления строительных смесей
 
3.1
Машины и установки для приготовления цементобетонных и авсфальтобетонных смесей
7
6
7
30
50
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
4
Машины для строительства и содержания автомобильных дорог
 
4.1
Машины для строительства и содержания автомобильных дорог, назначение, классификация, устройство
7
8
10
32,5
57,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
5
Автоматизация строительных и дорожных машин
 
5.1
Системы управления машинами
3
3
0
30
72,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
Всего часов:
34
34
34
185
360
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Назначение, классификация и общее устройство дорожных и строительных машин

Классификация машин

 
Назначение, классификация и общее устройство дорожных и строительных машин

Общие требования, предъявляемые к строительным и дорожным машинам

 
Назначение, классификация и общее устройство дорожных и строительных машин

Основные узлы строительных и дорожных машин

 
Машины для подготовительных и земляных работ

Общие сведения о грунтах как объектах разработки

 
Машины для подготовительных и земляных работ

Основные производственно-технологические требования к системам машин. Общая классификация МЗР

 
Машины для подготовительных и земляных работ

Землеройные  машины. Землеройно-транспортные машины

 
Машины и установки для приготовления цементобетонных и авсфальтобетонных смесей

Дробильно-сортировочные машины

 
Машины и установки для приготовления цементобетонных и авсфальтобетонных смесей

Машины и установки для приготовления и транспортирования бетонов и растворов

 
Машины и установки для приготовления цементобетонных и авсфальтобетонных смесей

Машины и оборудование для приготовления асфальтобетонных смесей

 
Машины для строительства и содержания автомобильных дорог, назначение, классификация, устройство

Машины и оборудование для строительства усовершенствованных дорожных покрытий облегченного типа

 
Машины для строительства и содержания автомобильных дорог, назначение, классификация, устройство

Асфальтоукладичики и бетоноукладчии

 
Машины для строительства и содержания автомобильных дорог, назначение, классификация, устройство

Машины и оборудование для содержания и ремонта автомобильных дорог

 
Системы управления машинами

Автоматизация рабочих процессов. Классификация систем управления

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Изучение конструкции и принципа работы ДВС 
2
 
2
1
Изучение конструкции трансмиссии СДМ на примере гусеничного трактора
4
 
3
1
Изучение гидравлического и пневматического привода строительных и дорожных машин
4
 
4
2
Определение рациональных технологических параметров и производительности бульдозера
4
 
5
2
Определение рациональных технологических параметров и производительности скрепера
3
 
6
3
Изучение устройства и определение рациональных параметров щековой дробилки
3
 
7
3
Изучение устройства и определение параметров бетоносмесителя
4
 
8
4
Изучение устройства, принципа работы бетоноукладчика
4
 
9
4
Машины для строительства дорожных покрытий (асфальтоукладчики)
4
 
10
4
Изучение устройства машин для ремонта и содержания дорог
2
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Системы управления строительными машинами
3
4
 
2
Изучение конструкции и работы машин для подготовительных работ
2
4
 
3
Изучение конструкции и работы автогрейдера
4
4
 
4
Изучение конструкции одноковшового экскаватора
4
4
 
5
Изучение конструкции многоковшового экскаватора
4
4
 
6
Изучение конструкции и исследование параметров лопастного смесителя
2
4
 
7
Изучение конструкции и принципа работы автомобильного бетонносмесителя
4
4
 
8
Исследование влияния параметров виброплощадки на эффективность ее работы
4
4
 
9
Машины и оборудование для зимнего содержания дорог
4
4
 
10
Системы автоматизации рабочих процессов
3
4
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Тестирование
Тест
 
3
Решение задач
Задачи
 
4
Отчет по лабораторным работам
Отчет
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-1 
Способен разрабатывать технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-2 
Способен осуществлять контроль за параметрами технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
 
ПК-2 
Способен осуществлять контроль за параметрами технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен разрабатывать технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Технические основы создания машин
x
Экзамен
Теория подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
Зачет
Проектирование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
Экзамен,Курсовой проект
Машины и оборудование непрерывного транспорта
x
x
Экзамен
Строительные и дорожные машины и оборудование
x
x
Экзамен
Грузоподъемные машины и оборудование
x
x
Экзамен,Курсовой проект
Технология производства, ремонта и утилизации подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
x
Зачет,Экзамен
Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
x
x
Зачет,Экзамен
Транспортная телематика
x
Экзамен
Информационное обеспечение транспортных систем
x
Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-2 Способен осуществлять контроль за параметрами технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
Зачет
Проектирование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
Экзамен,Курсовой проект
Машины и оборудование непрерывного транспорта
x
x
Экзамен
Строительные и дорожные машины и оборудование
x
x
Экзамен
Грузоподъемные машины и оборудование
x
x
Экзамен,Курсовой проект
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен разрабатывать технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2 Способен осуществлять контроль за параметрами технологических процессов производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Классификация МЗР. Условия работы МЗР и требования, предъявляемые к конструкции МЗР. Производительность МЗР

2. Рабочие органы МЗР и способы разработки грунтов

3. Одноковшовые экскаваторы. Область применения, классификация одноковшовых экскаваторов

4. Общий расчет одноковшовых экскаваторов

5. Экскаваторы непрерывного действия. Определение, назначение, классификация

6. Конструктивные схемы экскаваторов непрерывного действия

7. Экскаваторы траншейные роторные. Классификация, маркировка

8. Экскаваторы траншейные цепные. Классификация, маркировка

9. Бульдозеры. Классификация

10. Принцип действия, конструктивные схемы бульдозеров

11. Скреперы. Классификация

12. Принцип действия, конструктивные схемы скреперов

13. Автогрейдеры. Классификация

14. Принцип действия, конструктивные схемы автогрейдеров

15. Машины для подготовительных работ. Кусторезы и корчеватели, общие сведения

16. Конструкция, классификация и принцип действия навесных рыхлителей

17. . Одноковшовые погрузчики. Назначение, область применения, классификация одноковшовых погрузчиков

18. Классификация машин для разработки мерзлых грунтов

19. Машины и оборудование для гидромеханизации земляных работ

20. Землесосные снаряды. Общая схема работы

21. Гидромониторы. Общие схемы гидромониторной разработки грунта

22. Технологическая схема асфальтосмесительной установки

23. Классификация асфальтосмесительных установок

24. Одноступенчатые дозаторы непрерывного действия для сыпучих материалов

25. Двухступенчатые дозаторы непрерывного действия для сыпучих материалов

 
26. Весовые дозаторы периодического действия

27. Объемный дозатор битума

28. Общая конструкция сушильного барабана

29. Асфальтосмесители циклического действия

30. Асфальтосмесители непрерывного действия

31. Битумохранилища: классификация, конструкция

32. Способы уплотнения грунта

33. Катки с гладкими вальцами. Конструкция, работа, достоинства и недостатки

34. Кулачковые катки. Конструкция, работа, достоинства и недостатки

35. Решетчатые катки. Конструкция, работа, достоинства  и недостатки

36. Катки на пневмошинах. Конструкция, работа, достоинства  и недостатки

37. Виброкатки и виброплиты

38. Трамбующие машины

39. Моторные катки. Классификация, конструкция

40. Технология укрепления грунтов вяжущими материалами

41. Ножевые смесители. Дорожные фрезы

42. Гусеничный самоходный распределитель дорожно-строительных материалов ДС-54А

43. Самоходный распределитель каменной мелочи на пневмоходу  ДС-49

44. Классификация асфальтоукладчиков

45. Технологическая схема асфальтоукладчика

46. Рабочий орган асфальтоукладчика

47. Достоинства использования регенерированного асфальтобетона

48. Классификация способов разогрева асфальтобетона

49. Автомобильный асфальторазогреватель

50. Газовая горелка для разогрева асфальтобетона

51. Кварцевый и трубчатый электрический излучатель

52. Самоходный "Ресайклер" на пневмоходу

53. Комплект машин на базе асфальтоукладчиков для ремонта дорог

54. Самоходный "Ремиксер" на пневмоходу

55. Установка для регенерации асфальтобетона конструкции СКБ-Мосстрой

56. Технология постройки цементобетонного покрытия комплектом  машин со скользящими формами ДС-110

57. Профилировщик основания ДС-108, бетонораспределитель ДС-109, бетоноукладчик ДС-111, финишер ДС-104А

58. Машины для нарезки швов

59. Способы сооружения свайных фундаментов. Копровые установки.

60. Паровоздушные молоты простого и двойного действия

61. Штанговые и трубчатые дизель-молоты

62. Машины для сооружения буронабивных свай

63. Сваевдавливающие установки, вибромолоты и вибропогружатели

64. Электрогидроимпульсные молоты и самопогружающиеся  сваи

65. Способы очистки дорог от снега и льда.

66. Плужные, роторные и газоструйные снегоочистители.

67. Машины для содержания дорог в летнее время

68. Машины и оборудование для ремонта дорог

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
Решение задач

По техническим данным базовой машины произвести расчет параметров рабочего оборудования к этой машине (вид рабочего оборудования, устанавливаемого на машину выдается индивидуально).

Тестирование

1 Землеройно-транспортные машины предназначаются для…

а) отделения грунта от массива и перемещения его

б) отделения грунта от массива

в) расчистки территории, не которой должны производиться земляные работы, от кустарника, валунов, пней, предварительного рыхления грунтов повышенной плотности

г) уплотнения предварительно разработанного грунта для придания грунту в сооружении достаточной плотности и прочности

2 Землеройно-транспортные машины предназначаются для…

а) отделения грунта от массива

б) расчистки территории, не которой должны производиться земляные работы, от кустарника, валунов, пней, предварительного рыхления грунтов повышенной плотности

в) уплотнения предварительно разработанного грунта для придания грунту в сооружении достаточной плотности и прочности

г) отделения грунта от массива и перемещения его

3 Машины для подготовительных и вспомогательных земляных работ предназначаются для…

а) отделения грунта от массива;

б) отделения грунта от массива и перемещения его;

в) расчистки территории, на которой должны производиться земляные работы, от кустарника, валунов, пней, предварительного рыхления грунтов повышенной плотности

г) уплотнения предварительно разработанного грунта для придания грунту в сооружении достаточной плотности и прочности

4 Машины для уплотнения грунтов предназначаются для…

а) уплотнения предварительно разработанного грунта для придания грунту в сооружении достаточной плотности и прочности

б) отделения грунта от массива

в) отделения грунта от массива и перемещения его

г) расчистки территории, не которой должны производиться земляные работы, от кустарника, валунов, пней, предварительного рыхления грунтов повышенной плотности

5 Что такое бульдозер?

а) землеройно-транспортная машина циклического действия, предназначенная для послойного вырезания грунта с набором его в ковш, транспортирования набранного грунта и отсыпки его слоями или в отвал с частичным уплотнением ходовыми колесами или гусеницами

б) самоходная землеройно-транспортная машина в виде гусеничного трактора или колесного тягача с навешенным на него с помощью рамы или брусьев рабочим органом – отвалом

в) самоходная многофункциональная планировочно-профилировочная машина, основным рабочим органом которой служит полноповоротный грейдерный отвал с ножами, размещенный между передним и задним мостами пневмоколесного ходового оборудования

6 Какие типы отвалов бульдозеров применяются в зависимости от условий работы?

а) ножевые и безножевые

б) поворотный, прямой, универсальный, сферический

в) неповоротный, совковый, с рыхлящими боковыми зубьями

г) поворотные, неповоротные и универсальные

д) прямой, универсальный, сферический, с рыхлящими боковыми зубьями, совковый, короткий прямой

7 Что является главным параметром для бульдозеров?

а) грузоподъемность

б) объем ковша

в) номинальное тяговое усилие

 
г) производительность

д) виброусилие

8 Что такое скрепер?

а) сменное навесное оборудование гусеничных тракторов или пневмоколесных тягачей, служащее для корчевки пней, расчистки земельных участков от корней и крупных камней, уборки лесных участков от сваленных деревьев и кустарника после прохода кустореза

б) самоходные землеройные машины с ковшовым рабочим оборудованием, предназначенные для разработки грунтов и горных пород с перемещением их на сравнительно небольшие расстояния в отвал или в транспортные средства

в) землеройно-транспортная машина циклического действия, предназначенная для послойного вырезания грунта с набором его в ковш, транспортирования набранного грунта и отсыпки его слоями или в отвал с частичным уплотнением ходовыми колесами или гусеницами

9 Что является главным параметром для скрепера?

а) номинальное тяговое усилие

б) геометрическая вместимость (объем) ковша

в) грузоподъемность

г) мощность двигателя

д) производительность

10 Как классифицируются скреперы по способу загрузки ковша?

а) с пассивной и с принудительной

б) малые, средние, большие

в) прицепные, полуприцепные самоходные

г) свободные, полупринудительные и принудительные

д) рамные и безрамные

11 Как классифицируются скреперы по способу разгрузки ковша?

а) малые, средние, большие

б) прицепные, полуприцепные самоходные

в) силовые и свободные

г) свободные, полупринудительные и принудительные

12 Что такое автогрейдер?

а) самоходная землеройно-транспортная машина в виде гусеничного трактора или колесного тягача с навешенным на него с помощью рамы или брусьев рабочим органом – отвалом

б) землеройно-транспортная машина циклического действия, предназначенная для послойного вырезания грунта с набором его в ковш, транспортирования набранного грунта и отсыпки его слоями или в отвал с частичным уплотнением ходовыми колесами или гусеницами

в) самоходная многофункциональная планировочно-профилировочная машина, основным рабочим органом которой служит полноповоротный грейдерный отвал с ножами, размещенный между передним и задним мостами пневмоколесного ходового оборудования

13 На какие группы классифицируются автогрейдеры по мощности и весу?

а) легкие, средние, полутяжелые и тяжелые

б) с двумя и тремя осями

в) легкие, средние и тяжелые

г) с гидравлической, редукторной и комбинированной системой

д) с полноповоротным и неполноповоротным отвалом

14 Что является принципиальной особенностью грейдер-элеватора?

а) грунт, отделяемый от массива, непосредственно попадает в транспортное средство

б) грунт, отделяемый от массива, непосредственно попадает в отвал

в) грунт, отделяемый от массива, непосредственно попадает в ковш

г) грунт, отделяемый от массива, непосредственно попадает в кювет

д) грунт, отделяемый от массива, попадает на транспортирующее устройство – конвейер, при помощи которого он подается в транспортные средство или в отвал

15 Грунты какой категории грейдер-элеваторы разрабатывают без предварительного рыхления?

а) I – III

б) I

в) II

 
г) III

д) IV

16 Для чего служат кусторезы?

а) для рыхления мерзлых грунтов, трещиноватых горных пород, плотных глин, сцементированного гравия, песчаника, слежавшегося строительного мусора и др.

б) для расчистки территорий от кустарников и мелколесья при строительстве дорог и аэродромов, прокладке просек, подготовке строительных площадок, а также при проведении мелиоративных работ

в) для корчевки пней, расчистки земельных участков от корней и крупных камней, уборки лесных участков от сваленных деревьев и кустарника после прохода кустореза

г) для удаления деревьев на расчищаемых участках

17 Для чего служат корчеватели?

а) для разработки грунта

б) для рыхления мерзлых грунтов, трещиноватых горных пород, плотных глин, сцементированного гравия, песчаника, слежавшегося строительного мусора и др.

в) для корчевки пней, расчистки земельных участков от корней и крупных камней, уборки лесных участков от сваленных деревьев и кустарника после прохода кустореза

18 В чем отличие корчевателей-собирателей от корчевателей?

а) имеет прямоугольную корчующую решетчатую раму, обеспечивающую перемещение выкорчеванных пней и кустов

б) имеют узкие отвалы с 3…5 зубьями

в) имеют широкие отвалы с 7…10 зубьями

г) клинообразный отвал, к нижним кромкам которого прикреплены горизонтальные режущие ножи

д) отличий нет

19 Для чего служат рыхлители?

а) для разработки грунта

б) для рыхления мерзлых грунтов, трещиноватых горных пород, плотных глин, сцементированного гравия, песчаника, слежавшегося строительного мусора и др.

в) для корчевки пней, расчистки земельных участков от корней и крупных камней, уборки лесных участков от сваленных деревьев и кустарника после прохода кустореза

20 Что такое экскаватор?

а) самоходная землеройно-транспортная машина в виде гусеничного трактора или колесного тягача с навешенным на него с помощью рамы или брусьев рабочим органом – отвалом

б) самоходные землеройные машины с ковшовым рабочим оборудованием, предназначенные для разработки грунтов и горных пород с перемещением их на сравнительно небольшие расстояния в отвал или в транспортные средства

в) землеройно-транспортная машина циклического действия, предназначенная для послойного вырезания грунта с набором его в ковш, транспортирования набранного грунта и отсыпки его слоями или в отвал с частичным уплотнением ходовыми колесами или гусеницами

21 Как в зависимости от способа подвески рабочего оборудования классифицируют одноковшовые экскаваторы?

а) с жесткой или гибкой подвеской

б) непрерывного действия и циклические

в) с канатным или гидравлическим оборудованием

г) универсальные и неуниверсальные

д) строительные, карьерные, вскрышные и специальные

22 Дан индекс экскаватора ЭО-3122В. Какая размерная группа у этого экскаватора?

а) 1

б) 2

в) 4

г)     5

д) 3

23 Что такое прямая лопата?

а) оборудование для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ

 
б) оборудование для рытья глубоких котлованов (колодцев) в малосвязных грунтах и для перегрузки сыпучих материалов

в) ковш экскаватора, используемый для копания грунта выше уровня стоянки экскаватора

г) ковш экскаватора с гибкой подвеской, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора

д) ковш экскаватора, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора

24 Что такое обратная лопата?

а) ковш экскаватора, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора

б) оборудование для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ

в) оборудование для рытья глубоких котлованов (колодцев) в малосвязных грунтах и для перегрузки сыпучих материалов

г) ковш экскаватора с гибкой подвеской, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора

д) ковш экскаватора, используемый для копания грунта выше уровня стоянки экскаватора

25 Что такое драглайн?

а) оборудование для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ

б) рабочее оборудование для разработки грунта ниже уровня стоянки экскаватора с ковшом, подвешенным на канатах и копающим в направлении к экскаватору

в) оборудование для рытья глубоких котлованов (колодцев) в малосвязных грунтах и для перегрузки сыпучих материалов

г) ковш экскаватора, используемый для копания грунта выше уровня стоянки экскаватора

д) ковш экскаватора, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора

26 Что такое грейфер?

а) оборудование для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ

б) ковш экскаватора с гибкой подвеской, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора

в) ковш экскаватора, используемый для копания грунта выше уровня стоянки экскаватора

г) оборудование для рытья глубоких котлованов (колодцев) в малосвязных грунтах и для перегрузки сыпучих материалов

д) ковш экскаватора, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора

27 Что понимают под эксплуатационной производительностью?

а) фактическую производительность машины в данных производственных условиях с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей

б) производительность за 1 ч непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений, расчетных нагрузках на рабочем органе с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей

в) максимально возможную в данных производственных условиях производительность с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Белецкий Б.Ф., Булгакова И.Г. Строительные машины и оборудование: учебное пособие. - 3-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2012. – 608с.: ил. 2. Бойков, В. П. Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Проектирование : учеб. пособие / В.П. Бойков, В.В. Гуськов, Ч.И. Жданович ; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. В.П. Бойкова. — Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2018. — 296 с. : ил. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-013772-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/953482 (дата обращения: 17.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 3. Волков, Д.П. Строительные машины и средства малой механизации: учебник / Д.П. Волков, В.Я. Крикун. – М.: Изд-во «Академия», 2012. – 480с. 4. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: Учебник для вузов (6-е издание). – М., Академия, 2012. – 320 с. б) дополнительная литература: 1. Дроздов А. Н., Кудрявцев Е. М. Строительные машины и оборудование. Практикум. /М.: ИЦ «Академия», 2012.-176 с. 2. Шестопалов К.К. Строительные и дорожные машины: Учебное пособие. – М., Академия, 2009. – 384 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС ЛАНЬ
 
2. ЭБС Book.ru
 
3. Университетская библиотека онлайн  www.biblioclub.ru
 
4. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
213
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 29 шт.,  стул офисный – 4 шт., стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная, стенд-макеты –15 шт., кафедра,
 
3
416
Учебная мебель: стол – 12 шт., компьютерное кресло –12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., доска поворотная –2 шт.;

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

 
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ТТМиНТТС, к.т.н Самсонов А.Н.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .