ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тестирование;Решение задач;Отчет по лабораторным работам .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 10 зачетных единиц (З.Е.).
Классификация машин
Общие требования, предъявляемые к строительным и дорожным машинам
Основные узлы строительных и дорожных машин
Общие сведения о грунтах как объектах разработки
Основные производственно-технологические требования к системам машин. Общая классификация МЗР
Землеройные машины. Землеройно-транспортные машины
Дробильно-сортировочные машины
Машины и установки для приготовления и транспортирования бетонов и растворов
Машины и оборудование для приготовления асфальтобетонных смесей
Машины и оборудование для строительства усовершенствованных дорожных покрытий облегченного типа
Асфальтоукладичики и бетоноукладчии
Машины и оборудование для содержания и ремонта автомобильных дорог
Автоматизация рабочих процессов. Классификация систем управления
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Классификация МЗР. Условия работы МЗР и требования, предъявляемые к конструкции МЗР. Производительность МЗР
2. Рабочие органы МЗР и способы разработки грунтов
3. Одноковшовые экскаваторы. Область применения, классификация одноковшовых экскаваторов
4. Общий расчет одноковшовых экскаваторов
5. Экскаваторы непрерывного действия. Определение, назначение, классификация
6. Конструктивные схемы экскаваторов непрерывного действия
7. Экскаваторы траншейные роторные. Классификация, маркировка
8. Экскаваторы траншейные цепные. Классификация, маркировка
9. Бульдозеры. Классификация
10. Принцип действия, конструктивные схемы бульдозеров
11. Скреперы. Классификация
12. Принцип действия, конструктивные схемы скреперов
13. Автогрейдеры. Классификация
14. Принцип действия, конструктивные схемы автогрейдеров
15. Машины для подготовительных работ. Кусторезы и корчеватели, общие сведения
16. Конструкция, классификация и принцип действия навесных рыхлителей
17. . Одноковшовые погрузчики. Назначение, область применения, классификация одноковшовых погрузчиков
18. Классификация машин для разработки мерзлых грунтов
19. Машины и оборудование для гидромеханизации земляных работ
20. Землесосные снаряды. Общая схема работы
21. Гидромониторы. Общие схемы гидромониторной разработки грунта
22. Технологическая схема асфальтосмесительной установки
23. Классификация асфальтосмесительных установок
24. Одноступенчатые дозаторы непрерывного действия для сыпучих материалов
25. Двухступенчатые дозаторы непрерывного действия для сыпучих материалов
27. Объемный дозатор битума
28. Общая конструкция сушильного барабана
29. Асфальтосмесители циклического действия
30. Асфальтосмесители непрерывного действия
31. Битумохранилища: классификация, конструкция
32. Способы уплотнения грунта
33. Катки с гладкими вальцами. Конструкция, работа, достоинства и недостатки
34. Кулачковые катки. Конструкция, работа, достоинства и недостатки
35. Решетчатые катки. Конструкция, работа, достоинства и недостатки
36. Катки на пневмошинах. Конструкция, работа, достоинства и недостатки
37. Виброкатки и виброплиты
38. Трамбующие машины
39. Моторные катки. Классификация, конструкция
40. Технология укрепления грунтов вяжущими материалами
41. Ножевые смесители. Дорожные фрезы
42. Гусеничный самоходный распределитель дорожно-строительных материалов ДС-54А
43. Самоходный распределитель каменной мелочи на пневмоходу ДС-49
44. Классификация асфальтоукладчиков
45. Технологическая схема асфальтоукладчика
46. Рабочий орган асфальтоукладчика
47. Достоинства использования регенерированного асфальтобетона
48. Классификация способов разогрева асфальтобетона
49. Автомобильный асфальторазогреватель
50. Газовая горелка для разогрева асфальтобетона
51. Кварцевый и трубчатый электрический излучатель
52. Самоходный "Ресайклер" на пневмоходу
53. Комплект машин на базе асфальтоукладчиков для ремонта дорог
54. Самоходный "Ремиксер" на пневмоходу
55. Установка для регенерации асфальтобетона конструкции СКБ-Мосстрой
56. Технология постройки цементобетонного покрытия комплектом машин со скользящими формами ДС-110
57. Профилировщик основания ДС-108, бетонораспределитель ДС-109, бетоноукладчик ДС-111, финишер ДС-104А
58. Машины для нарезки швов
59. Способы сооружения свайных фундаментов. Копровые установки.
60. Паровоздушные молоты простого и двойного действия
61. Штанговые и трубчатые дизель-молоты
62. Машины для сооружения буронабивных свай
63. Сваевдавливающие установки, вибромолоты и вибропогружатели
64. Электрогидроимпульсные молоты и самопогружающиеся сваи
65. Способы очистки дорог от снега и льда.
66. Плужные, роторные и газоструйные снегоочистители.
67. Машины для содержания дорог в летнее время
68. Машины и оборудование для ремонта дорог
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
По техническим данным базовой машины произвести расчет параметров рабочего оборудования к этой машине (вид рабочего оборудования, устанавливаемого на машину выдается индивидуально).
Тестирование
1 Землеройно-транспортные машины предназначаются для…
а) отделения грунта от массива и перемещения его
б) отделения грунта от массива
в) расчистки территории, не которой должны производиться земляные работы, от кустарника, валунов, пней, предварительного рыхления грунтов повышенной плотности
г) уплотнения предварительно разработанного грунта для придания грунту в сооружении достаточной плотности и прочности
2 Землеройно-транспортные машины предназначаются для…
а) отделения грунта от массива
б) расчистки территории, не которой должны производиться земляные работы, от кустарника, валунов, пней, предварительного рыхления грунтов повышенной плотности
в) уплотнения предварительно разработанного грунта для придания грунту в сооружении достаточной плотности и прочности
г) отделения грунта от массива и перемещения его
3 Машины для подготовительных и вспомогательных земляных работ предназначаются для…
а) отделения грунта от массива;
б) отделения грунта от массива и перемещения его;
в) расчистки территории, на которой должны производиться земляные работы, от кустарника, валунов, пней, предварительного рыхления грунтов повышенной плотности
г) уплотнения предварительно разработанного грунта для придания грунту в сооружении достаточной плотности и прочности
4 Машины для уплотнения грунтов предназначаются для…
а) уплотнения предварительно разработанного грунта для придания грунту в сооружении достаточной плотности и прочности
б) отделения грунта от массива
в) отделения грунта от массива и перемещения его
г) расчистки территории, не которой должны производиться земляные работы, от кустарника, валунов, пней, предварительного рыхления грунтов повышенной плотности
5 Что такое бульдозер?
а) землеройно-транспортная машина циклического действия, предназначенная для послойного вырезания грунта с набором его в ковш, транспортирования набранного грунта и отсыпки его слоями или в отвал с частичным уплотнением ходовыми колесами или гусеницами
б) самоходная землеройно-транспортная машина в виде гусеничного трактора или колесного тягача с навешенным на него с помощью рамы или брусьев рабочим органом – отвалом
в) самоходная многофункциональная планировочно-профилировочная машина, основным рабочим органом которой служит полноповоротный грейдерный отвал с ножами, размещенный между передним и задним мостами пневмоколесного ходового оборудования
6 Какие типы отвалов бульдозеров применяются в зависимости от условий работы?
а) ножевые и безножевые
б) поворотный, прямой, универсальный, сферический
в) неповоротный, совковый, с рыхлящими боковыми зубьями
г) поворотные, неповоротные и универсальные
д) прямой, универсальный, сферический, с рыхлящими боковыми зубьями, совковый, короткий прямой
7 Что является главным параметром для бульдозеров?
а) грузоподъемность
б) объем ковша
в) номинальное тяговое усилие
д) виброусилие
8 Что такое скрепер?
а) сменное навесное оборудование гусеничных тракторов или пневмоколесных тягачей, служащее для корчевки пней, расчистки земельных участков от корней и крупных камней, уборки лесных участков от сваленных деревьев и кустарника после прохода кустореза
б) самоходные землеройные машины с ковшовым рабочим оборудованием, предназначенные для разработки грунтов и горных пород с перемещением их на сравнительно небольшие расстояния в отвал или в транспортные средства
в) землеройно-транспортная машина циклического действия, предназначенная для послойного вырезания грунта с набором его в ковш, транспортирования набранного грунта и отсыпки его слоями или в отвал с частичным уплотнением ходовыми колесами или гусеницами
9 Что является главным параметром для скрепера?
а) номинальное тяговое усилие
б) геометрическая вместимость (объем) ковша
в) грузоподъемность
г) мощность двигателя
д) производительность
10 Как классифицируются скреперы по способу загрузки ковша?
а) с пассивной и с принудительной
б) малые, средние, большие
в) прицепные, полуприцепные самоходные
г) свободные, полупринудительные и принудительные
д) рамные и безрамные
11 Как классифицируются скреперы по способу разгрузки ковша?
а) малые, средние, большие
б) прицепные, полуприцепные самоходные
в) силовые и свободные
г) свободные, полупринудительные и принудительные
12 Что такое автогрейдер?
а) самоходная землеройно-транспортная машина в виде гусеничного трактора или колесного тягача с навешенным на него с помощью рамы или брусьев рабочим органом – отвалом
б) землеройно-транспортная машина циклического действия, предназначенная для послойного вырезания грунта с набором его в ковш, транспортирования набранного грунта и отсыпки его слоями или в отвал с частичным уплотнением ходовыми колесами или гусеницами
в) самоходная многофункциональная планировочно-профилировочная машина, основным рабочим органом которой служит полноповоротный грейдерный отвал с ножами, размещенный между передним и задним мостами пневмоколесного ходового оборудования
13 На какие группы классифицируются автогрейдеры по мощности и весу?
а) легкие, средние, полутяжелые и тяжелые
б) с двумя и тремя осями
в) легкие, средние и тяжелые
г) с гидравлической, редукторной и комбинированной системой
д) с полноповоротным и неполноповоротным отвалом
14 Что является принципиальной особенностью грейдер-элеватора?
а) грунт, отделяемый от массива, непосредственно попадает в транспортное средство
б) грунт, отделяемый от массива, непосредственно попадает в отвал
в) грунт, отделяемый от массива, непосредственно попадает в ковш
г) грунт, отделяемый от массива, непосредственно попадает в кювет
д) грунт, отделяемый от массива, попадает на транспортирующее устройство – конвейер, при помощи которого он подается в транспортные средство или в отвал
15 Грунты какой категории грейдер-элеваторы разрабатывают без предварительного рыхления?
а) I – III
б) I
в) II
д) IV
16 Для чего служат кусторезы?
а) для рыхления мерзлых грунтов, трещиноватых горных пород, плотных глин, сцементированного гравия, песчаника, слежавшегося строительного мусора и др.
б) для расчистки территорий от кустарников и мелколесья при строительстве дорог и аэродромов, прокладке просек, подготовке строительных площадок, а также при проведении мелиоративных работ
в) для корчевки пней, расчистки земельных участков от корней и крупных камней, уборки лесных участков от сваленных деревьев и кустарника после прохода кустореза
г) для удаления деревьев на расчищаемых участках
17 Для чего служат корчеватели?
а) для разработки грунта
б) для рыхления мерзлых грунтов, трещиноватых горных пород, плотных глин, сцементированного гравия, песчаника, слежавшегося строительного мусора и др.
в) для корчевки пней, расчистки земельных участков от корней и крупных камней, уборки лесных участков от сваленных деревьев и кустарника после прохода кустореза
18 В чем отличие корчевателей-собирателей от корчевателей?
а) имеет прямоугольную корчующую решетчатую раму, обеспечивающую перемещение выкорчеванных пней и кустов
б) имеют узкие отвалы с 3…5 зубьями
в) имеют широкие отвалы с 7…10 зубьями
г) клинообразный отвал, к нижним кромкам которого прикреплены горизонтальные режущие ножи
д) отличий нет
19 Для чего служат рыхлители?
а) для разработки грунта
б) для рыхления мерзлых грунтов, трещиноватых горных пород, плотных глин, сцементированного гравия, песчаника, слежавшегося строительного мусора и др.
в) для корчевки пней, расчистки земельных участков от корней и крупных камней, уборки лесных участков от сваленных деревьев и кустарника после прохода кустореза
20 Что такое экскаватор?
а) самоходная землеройно-транспортная машина в виде гусеничного трактора или колесного тягача с навешенным на него с помощью рамы или брусьев рабочим органом – отвалом
б) самоходные землеройные машины с ковшовым рабочим оборудованием, предназначенные для разработки грунтов и горных пород с перемещением их на сравнительно небольшие расстояния в отвал или в транспортные средства
в) землеройно-транспортная машина циклического действия, предназначенная для послойного вырезания грунта с набором его в ковш, транспортирования набранного грунта и отсыпки его слоями или в отвал с частичным уплотнением ходовыми колесами или гусеницами
21 Как в зависимости от способа подвески рабочего оборудования классифицируют одноковшовые экскаваторы?
а) с жесткой или гибкой подвеской
б) непрерывного действия и циклические
в) с канатным или гидравлическим оборудованием
г) универсальные и неуниверсальные
д) строительные, карьерные, вскрышные и специальные
22 Дан индекс экскаватора ЭО-3122В. Какая размерная группа у этого экскаватора?
а) 1
б) 2
в) 4
г) 5
д) 3
23 Что такое прямая лопата?
а) оборудование для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ
в) ковш экскаватора, используемый для копания грунта выше уровня стоянки экскаватора
г) ковш экскаватора с гибкой подвеской, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора
д) ковш экскаватора, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора
24 Что такое обратная лопата?
а) ковш экскаватора, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора
б) оборудование для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ
в) оборудование для рытья глубоких котлованов (колодцев) в малосвязных грунтах и для перегрузки сыпучих материалов
г) ковш экскаватора с гибкой подвеской, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора
д) ковш экскаватора, используемый для копания грунта выше уровня стоянки экскаватора
25 Что такое драглайн?
а) оборудование для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ
б) рабочее оборудование для разработки грунта ниже уровня стоянки экскаватора с ковшом, подвешенным на канатах и копающим в направлении к экскаватору
в) оборудование для рытья глубоких котлованов (колодцев) в малосвязных грунтах и для перегрузки сыпучих материалов
г) ковш экскаватора, используемый для копания грунта выше уровня стоянки экскаватора
д) ковш экскаватора, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора
26 Что такое грейфер?
а) оборудование для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ
б) ковш экскаватора с гибкой подвеской, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора
в) ковш экскаватора, используемый для копания грунта выше уровня стоянки экскаватора
г) оборудование для рытья глубоких котлованов (колодцев) в малосвязных грунтах и для перегрузки сыпучих материалов
д) ковш экскаватора, используемый для копания грунта ниже опорной поверхности самого экскаватора
27 Что понимают под эксплуатационной производительностью?
а) фактическую производительность машины в данных производственных условиях с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей
б) производительность за 1 ч непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений, расчетных нагрузках на рабочем органе с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей
в) максимально возможную в данных производственных условиях производительность с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.