2024-2025_23_05_01_2022_plx_Взаимодействие рабочих органов с обрабатываемой средой_Подъёмно-транспортные_ строительные_ дорожные средства и оборудование
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.04 Взаимодействие рабочих органов с обрабатываемой средой
23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование
инженер
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-3.2 Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-3.3 Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
ПК-3 
Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 5 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Практическое задание;Проверка лабораторной работы;Тест;Устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Взаимодействие рабочих органов с окружающей средой
 
1.1
Введение в дисциплину
2
0
0
15
17
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.2
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для земляных работ
3
17
0
15
35
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.3
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для устройства дорожных покрытий
3
0
0
15
18
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.4
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для летнего и зимнего содержания дорог
3
0
0
15
18
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.5
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для ремонта покрытий дорог
3
0
0
16
19
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.6
Взаимодействие со средой рабочих органов для уборки мусора и отходов
3
0
0
0
3
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.7
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для земляных работ
0
0
17
16,5
70
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
17
17
17
92,5
180
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Преддипломная практика
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-3.2 Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-3.3 Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
ПК-3 
Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 9 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
51
6
6
180
53
92,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
2
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
17
2
2
17
17
Практические занятия (Пр)
17
4
2
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
92,5
92,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
180
180
Общая трудоемкость, З.Е.
5
5
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Взаимодействие рабочих органов с окружающей средой
 
1.1
Введение в дисциплину
2
0
0
15
17
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.2
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для земляных работ
3
17
0
15
35
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.3
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для устройства дорожных покрытий
3
0
0
15
18
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.4
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для летнего и зимнего содержания дорог
3
0
0
15
18
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.5
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для ремонта покрытий дорог
3
0
0
16
19
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.6
Взаимодействие со средой рабочих органов для уборки мусора и отходов
3
0
0
0
3
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
1.7
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для земляных работ
0
0
17
16,5
70
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
17
17
17
92,5
180
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение в дисциплину

Введение в дисциплину

 
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для земляных работ

Взаимодействие со средой рабочих органов машин для земляных работ

 
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для устройства дорожных покрытий

Взаимодействие со средой рабочих органов машин для устройства дорожных покрытий

 
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для летнего и зимнего содержания дорог

Взаимодействие со средой рабочих органов машин для летнего и зимнего содержания дорог

 
Взаимодействие со средой рабочих органов машин для ремонта покрытий дорог

Взаимодействие со средой рабочих органов машин для ремонта покрытий дорог

 
Взаимодействие со средой рабочих органов для уборки мусора и отходов

Взаимодействие со средой рабочих органов для уборки мусора и отходов

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Закон Кулона для связных и несвязных грунтов
1
 
2
1
Исследование физических и механических свойств бетонной смеси
2
 
3
1
Расчет бетонной смеси
2
 
4
1
Изучение процессов транспортирования бетонной смеси
2
 
5
1
Расчет основных параметров и прочности узлов дорожных катков
2
 
6
1
Изучение рабочих процессов машин для содержания искусственных покрытий
2
 
7
1
Изучение рабочих процессов машин для ремонта асфальтобетонных покрытий
2
 
8
1
Моделирование процессов взаимодействия со средой рабочих органов дорожно-строительных машин
2
 
9
1
Исследование реологических свойств дорожно-строительных материалов при уплотнении и формировании дорожных покрытий
2
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Исследование физико-механических свойств грунтов
2
1
 
2
Экспериментальное и теоретическое определение физико-механических характеристик грунтов
4
1
 
3
Расчет деформационных и прочностных характеристик грунтов
6
1
 
4
Определение коэффициентов трения скольжения и трения покоя строительных материалов по различным поверхностям
5
1
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Практическое задание
ПЗ
 
2
Проверка лабораторной работы
ЛР
 
3
Тест
Т
 
4
Устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-3 
Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-3 Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
Зачет
Взаимодействие рабочих органов с обрабатываемой средой
x
Экзамен
Испытания подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
Зачет
Ресурсосбережение при техническом обслуживании
x
Зачет
Организационно-производственные структуры технической эксплуатации
x
Зачет
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-3 Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Как подразделяются крупнообломочные и песчаные грунты по степени неоднородности гранулометрического состава:

a. Неоднородный, слабооднородный, однородный

b. Разнородный и однородный

c. Однородный, неоднородный

d. Зернистый однородный, разнозернистый неоднородный

2. Какие из разновидностей машин подразделяются на технологические и транспортные:

А) энергетические

Б) рабочие

В) информационные

Г) транспортные

3. Какая машина называется самоходной, которая предназначена для работы с прицепным или навесным оборудованием?

А) БеЛАЗ

Б) мотоблок

В) экскаватор

Г) трактор

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1. Зависимость силы резания от параметров рабочих органов.

2. Влияние времени воздействия на эффективность уплотнения.

3. Влияние скорости на процесс резания.

4. Определение суммарного усилия копания ковшами без зубьев и с зубьями.

5. Резание (рыхление) мерзлых грунтов.

6. Уплотнение асфальтобетонной смеси. Рабочие органы асфальтоукладчиков. Уплотняющие брусья.

7. Дорожная пыль, влияние влажности на свойства пыли.

8. Бетонная смесь и цементобетон.

9. Компоненты бетонной смеси: цемент, заполнители, вода и требования к ним.

10. Классификация грунтов.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
Основная: 1. Белецкий, Б. Ф. Строительные машины и оборудование : учебное пособие. - 3-е изд., стер. / Б. Ф. Белецкий, И. Г. Булгакова . – Санкт-Петербург : Издательство «Лань», 2012. – 608 с.: ил. 2. Головин, С. Ф. Технический сервис транспортных машин и оборудования : учеб. пособие / С. Ф. Головин. – Москва : Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 288 с. 3. Зорин, В. А. Дорожные, строительные и коммунальные машины : требования безопасности. Учеб. пособие / В. А. Зорин, В. А. Даугелло, Н. С. Севрюгина. – Москва : ООО "Технолиграфцентр", 2008. - 201 с. 4. Максименко, А. Н. Диагностика строительных, дорожных и подъемно-транспортных
 
машин : учеб. пособие /  А. Н. Максименко, Г. Л. Антипенко, Г. С. Лягушев - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2008. - 302 с.: ил. 5. Технология машиностроения, производство и ремонт подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин : учебник / под ред. В. А. Зорина. – Москва : Изд-во "Академия", 2010. – 576 с. 6. Троицкий, С. Н. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости для строительных машин : научное издание / С. Н. Троицкий. – Москва : Изд-во АСВ, 2010. – 96 с. 7. Тюрин, Н. А. Дорожно-строительные материалы и машины : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Тюрин, Г. А. Бессараб, В. Н. Язов. – Москва : Издательский центр "Академия", 2009. - 304 с. 8. Абдразаков, Ф. К. Оптимизация парка землеройных машин для проведения строительных и эксплуатационных работ на мелиоративных системах [Электронный ресурс] / Ф. К. Абдразаков, Д. Г. Горюнов. - ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». - Саратов 2005. - 144 с. – ISBN 5-7011-0281-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/431954  (дата обращения: 22.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 9 . Желукевич, Р. Б. Разработка мерзлых грунтов землеройными машинами с дисковым инструментом [Электронный ресурс] : монография / Р. Б. Желукевич. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 196 с. - ISBN 978-5-7638-2470-4. – Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/492727 (дата обращения: 22.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 10. Абдразаков, Ф. К. Мелиоративные, строительные и дорожные машины : учебное пособие /  Ф. К. Абдразаков, Д. А. Соловьев. - Саратов: ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2003. - 124 с. - ISBN 5-7011-0359-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/421657 (дата обращения: 18.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 11. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов. Исследование, расчет, конструирование : учебное пособие / В. П. Павлов, В. В. Минин, В. А. Байкалов, М. И. Артемьев; под ред. В. П. Павлова. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. - 196 c. - ISBN 978-5-7638-2128-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/442960 (дата обращения: 21.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 12. Ботвинов, В. Ф. Строительные машины : учебное пособие / В. Ф. Ботвинов. - Москва : Альтаир-МГАВТ, 2013 - 372 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/458618 (дата обращения: 17.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 13. Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Эргономика и дизайн : учебное пособие / В.В . Гуськов, В. П. Бойков, Д. В. Клютко, Л. В. Кухаренок ; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. В. П. Бойкова. —  Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2019. — 350 с., [4] л. ил. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-010299-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1009641 (дата обращения: 17.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 14. Бойков, В. П. Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Проектирование : учеб. пособие / В.П. Бойков, В.В. Гуськов, Ч.И. Жданович ; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. В.П. Бойкова. — Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2018. — 296 с. : ил. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-013772-8. – Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/953482 (дата обращения: 17.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 15. Богатырев, А. В. Тракторы и автомобили : учебник / А.В. Богатырев, В.Р. Лехтер. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 425 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006582-3. – Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1080422 (дата обращения: 11.02.2022). – Режим доступа: по подписке 16. Бойков, В. П. Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Теория: Учеб. пос. / В.П.Бойков, В.В.Гуськов и др.; Под общ. ред. проф. В.П.Бойкова - Москва : НИЦ Инфра-М; Минск : Нов. знание, 2012 - 543с.: ил.; . - (Высшее обр.). ISBN 978-5-16-005514-5. - Текст :
 
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/259985 (дата обращения: 17.01.2022). – Режим доступа: по подписке Дополнительная: 1. Ворохобин, А.В., Тракторы и автомобили. Теория и эксплуатационные свойства : учебное пособие / А.В. Ворохобин, В.П. Гребнев, ; под ред. О.И. Поливаева. — Москва : КноРус, 2020. — 259 с. — ISBN 978-5-406-07509-8. — URL:https://book.ru/book/932703 (дата обращения: 11.02.2022). — Текст : электронный. 2. Гребнев, В.П., Тракторы и автомобили. Конструкция : учебное пособие / В.П. Гребнев, А.В. Ворохобин, А.В. Божко, ; под общ. ред. О.И. Поливаева. — Москва : КноРус, 2020. — 252 с. — ISBN 978-5-406-07508-1. — URL:https://book.ru/book/932702 (дата обращения: 11.02.2022). — Текст : электронный 3. Гребнев, В.П. Тракторы и автомобили. Теория и эксплуатационные свойства : учебное пособие / Гребнев В.П., Поливаев О.И. под ред., Ворохобин А.В. — Москва : КноРус, 2016. — 259 с. — ISBN 978-5-406-04809-2. — URL: https://book.ru/book/918658 (дата обращения: 11.02.2022). — Текст : электронный 4. Павлов, В. П. Машины для земляных работ: синтез технологий, проектирование, эффективность: Монография / Павлов В.П., Пенчук В.А. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 328 с.: ISBN 978-5-7638-3546-5. – Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/966945 (дата обращения: 17.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 5. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов. Исследование, расчет, конструирование :  учебное пособие / В. П. Павлов, В. В. Минин, В. А. Байкалов, М. И. Артемьев; под ред. В. П. Павлова. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. - 196 c. - ISBN 978-5-7638-2128-4. – Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/442960 (дата обращения: 17.03.2022). – Режим доступа: по подписке 6. Павлов, В. П. Дорожно-строительные машины. Системное проектирование, моделирование, оптимизация [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. П. Павлов, Г. Н. Карасев. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. - 240 c. - ISBN 978-5-7638-2296-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/442083 (дата обращения: 17.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 7. Павлов, В. П. Дорожно-строительные машины. Системное проектирование, моделирование, оптимизация [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. П. Павлов, Г. Н. Карасев. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. - 240 c. - ISBN 978-5-7638-2296-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/442083 (дата обращения: 17.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 8. Расчет и конструирование элементов оборудования : учебное пособие / Е. А. Соловьев, Э. А. Петровский, О. А. Коленчуков, А. К. Данилов. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. - 186 с. - ISBN 978-5-7638-3933-3. – Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1818978 (дата обращения: 14.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 9. Рачков, Е. В. Конструкции и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. В. Рачков. - Москва : Альтаир – МГАВТ, 2013. - 92 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/447648 (дата обращения: 14.03.2022). – Режим доступа: по подписке. 10. Абуханов, А. З. Механика грунтов : учебное пособие / А.З. Абуханов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 336 c. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011616-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1247032 (дата обращения: 10.01.2022 11. Кузнецов, Г. И. Инженерное мерзлотоведение : учебное пособие / Г. И. Кузнецов, Н. В. Крук. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. - 140 с. - ISBN 978-5-7638-4016-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1818754 (дата обращения: 10.01.2022). – Режим доступа: по подписке 12. Бабаскин, Ю. Г. Дорожное грунтоведение и механика земляного полотна : учебное пособие / Ю. Г. Бабаскин. — Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2019. — 462 с., [4 л.] ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006694-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1007981 (дата обращения: 10.01.2022). – Режим доступа: по подписке.
 
13. Емельянова, Л.В. Прогноз теплового и механического взаимодействия инженерных сооружений с многолетнемерзлыми грунтами в примерах и задачах : учебное пособие / Емельянова Л.В., Хрусталев Л.Н. — Москва : Русайнс, 2021. — 145 с. — ISBN 978-5-4365-5328-3. — URL: https://book.ru/book/939677 (дата обращения: 10.01.2022). — Текст : электронный. 14. Хрусталев, Л.Н. Инновационные строительные технологии и конструкции в области распространения многолетнемерзлых грунтов : монография / Хрусталев Л.Н. — Москва : Русайнс, 2019. — 150 с. — ISBN 978-5-4365-3889-1. — URL: https://book.ru/book/934465 (дата обращения: 10.01.2022) 15. Чернюк, В.П. Укрепление мерзлых оснований охлаждением и вмораживание свай в строительстве на вечномерзлых грунтах. (Особенности, достижения, перспективы, проблемы и затруднения) : монография / Чернюк В.П., Шляхова Е.И. — Москва : Русайнс, 2020. — 145 с. — ISBN 978-5-4365-5423-5. — URL: https://book.ru/book/939658 (дата обращения: 10.01.2022). — Текст : электронный. 16. Хрусталев, Л. Н. Основы геотехники в криолитозоне : учебник / Л. Н. Хрусталев. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 543 с. — (Высшее образование: Специалитет). - ISBN 978-5-16-014896-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1010188 (дата обращения: 18.01.2022) 17. Борозенец, Л. М. Геотехника фундаментостроения и грунтоустойчивости : монография / Л. М. Борозенец. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. - 596 с. - ISBN 978-5-9729-0499-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1836177 (дата обращения: 10.01.2022). 18. Добрецов, Р. Ю. К вопросу теоретической оценки эксплуатационных свойств шасси транспортных гусеничных машин / Р. Ю. Добрецов. - Текст : электронный // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Наука и образование. - 2011. - №3 (119). - С. 98-103
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. ЭБС Book.ru
 
3. www.biblioclub.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
2
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
3
426
Учебная мебель: стол – 9 шт., стул офисный – 11 шт., компьютерное кресло –10 шт., стол однотумбовый – 2 шт., шкаф – 2 шт., шкаф металлический – 1 шт. доска аудиторная трехстворчатая– 1 шт., плакаты – 8 шт

(20 посадочных мест).

Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная –  10 шт., микрометр – 6 шт.,  штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов  – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.

 
Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в

 
период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ТТМиНТТС,  Галыня А.В.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .