ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тестирование;Отчет .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Классификация испытаний. Полевые и лабораторные испытания. Испытания научно-исследовательского характера. Комплексные испытания. Сертификатные испытания. Цель и задачи испытаний, условия и методика проведения испытаний, характеристика измеритель-ной аппаратуры и точность измерения.
Программа испытаний. Расчет и комплектование агрегатов. Техническая, агротехническая и энергетическая оценка агрегата. Контрольные смены. Методы сбора информации при экс-плуатационно-технологических испытаниях. Сплошной хронометраж. Бригадно-полевой учет. Рядовой хозяйственный учет. Выборочный хронометраж. Инженерное наблюдение. Технический учет.
Задачи и условия испытании. Требования к качеству эксплуатационных ресурсных испытании. Качество используемых смазочных материалов и топлива.
Ведение технической документации при эксплуатационных испытаниях. Назначение и сущность имитационных испытаний. Прочностные испытания.
Способы ускоренных испытаний на сопротивление усталости. Испытание трактора на треках и вибрационных стендах. Виды треков и стендов.
Микрометраж, метод искусственных баз, взвешивание деталей по изменению показателей работы, по количеству продуктов износа, попадающих в смазочное масло. Особенности испытания автомобилей в климатических камерах.
Понятие датчика. Параметрические и генераторные датчики. Выбор датчика. Виды датчиков: коммутирующие, тензорезисторные, индуктивные, индукционные, термосопро-тивления,термопары, тахогенераторы. Способы включения датчиков в измерительную цепь.
Приборы для измерения тягового усилия и крутящего момента. Расчет тензометрического звена. Токосъемники. Типы и принципы действия приборов для измерения частоты враще-ния. Механические приборы: счетчик оборотов, часовые тахоскопы, центробежные тахомет-ры. Виды приборов для измерения температуры. Измерение расхода топлива. Объемные и импульсные расходомеры. Осциллограф. Его устройство и принципиальная схема. Типы осциллографов.
Определение поверки средств измерений. Классификация приборов по точности. Поверка динамометров. Методика поверки(тарировки) динамометров. Обработка тяговых диаграмм. Поверка тормозных установок.
Задачи и категории обработки опытных данных. Погрешности измерений. Источни-ки погрешностей. Элементарные и комплексные погрешности. Пути уменьшения погреш-ностей.Систематические и случайные погрешности. Промахи. Динамическая погрешность. Способы оценки значения случайной погрешности. Суммирование погрешностей. Опреде-ление ошибки результата.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Зачетные вопросы (задания)
1.Какие испытания служат для выявления качества изготовления, ремонта и техниче-ского состояния ДСМ
2.При каких испытаниях определяются эксплуатационные, экономические, агротех-нические и общетехнические показатели автомобиля?:
3.Какие датчики относятся к энергетическим датчикам?
4.Тяговая диаграмма – это…
5. Расчет тензозвеньев состоит…
6.Что не относится к метрологическим характеристикам?
7.Что не относится к энергетическим датчикам?
8.Ускоренные испытания по назначению не делятся на…
9.Что представляется в качестве объекта испытаний при поисковых исследованиях автомобиля?
10.Что представляется в качестве объекта испытании при эксплуатационных испыта-ниях?
11.Что представляется в качестве объекта испытании при приемо-сдаточных испыта-ниях?
12.Что представляется в качестве объекта испытании при приемо-сдаточныхиспытаниях?
13.Чему равна инструментальная ошибка измерения динамометра классаточности 1,5 с пре-делом измерения 20 кН при измерении усилия 2 кН?
14.Болометрические датчики – это…
15.Не бывает методов измерений…
16.Укажите единичный показатель надежности
17.Как снимают тяговую характеристику автомобиля с бесступенчатой (гидрообъем-ной) трансмиссией при лабораторно-полевых испытаниях?
18.В каких нормативных документах регламентируются требования к проведению тяговых испытаний?
19.Что не входит в программу эксплуатационно-технологических испытаний
20.Динамометрические лаборатории применяют для…
21.Что представляется в качестве объекта испытаний при доводочных испытаниях…
22.Что представляется в качестве объекта испытаний при приемочных испытаниях?
23.Как следует наклеить тензодатчикн на вал для измерения крутящих моментов?
24.К методам сбора информации при эксплуатационно-технологических испытаниях не относится…
25.Что не входит в цели эксплуатационно-технологических испытаний автомобиля?
26.Какие датчики относятся к параметрическим?
28.Как устанавливается объем сертификационных испытаний автомобиля?
29.Что представляется в качестве объекта испытаний при предварительных испыта-ниях ТТМ?
30.Объемный импульсный поршневой расходомер применяется для измерения…
31.Элементом светолучевого осциллографа не является…
32.Несущая частота…
33.Фазочувствительный детектор – это…
34.Что представляется в качестве объекта испытаний при квалификационных испы-таниях?
35.Какой вопрос не отражается в рабочей программе испытаний?
36.Какие испытания не подпадают под общий классификационный признак?
37.Что не относится к основным задачам ускоренных испытании?
38. Что не относится к приборам для измерения частоты вращения?
39.К регистраторам результатов измерений не относятся…
40.Что представляется в качестве объекта испытаний при периодических (кратких контрольных) испытаниях автомобиля?
41.На каком этапе существования трактора проводятся предварительные испытания, приемочные государственные и доводочные опытных образцов, а также эксплуатационные испытания опытной партии?
42.Что представляется в качестве объекта испытании при сертификатных испытаниях автомобиля?
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы для устного и/или письменного опроса:
1. Основные задачи механических испытаний ПТСДС и О
2. Испытания ПТСДС и О при кратковременном нагружении
3. Испытания ПТСДС и О при длительном статическом нагружении
4. Испытания ПТСДС и О при циклическом нагружении
5. Трение и износ твердых тел при эксплуатации ПТСДС и О
6. Средства испытаний ПТСДС и О на трение и износ
7. Классификация методов измерения твердости
8. Статические методы измерения твердости
9. Динамические методы измерения твердости
10. Оборудование для испытаний изделий на вибропрочность
11. Методы испытаний на виброустойчивость
12. Методы проведения ударных испытаний
13. Датчики для измерения параметров удара
14. Методы и средства калибровки ударных акселерометров
15. Методы испытаний на воздействие климатических условий
16. Оборудование для испытаний на воздействие температуры
17. Оборудование для испытаний на воздействие влажности
18. Оборудование для испытаний на воздействие песка и пыли
19. Тягово-скоростные и тормозные свойства мобильной техники
20. Тягово-скоростные и тормозные свойства мобильной техники
21. Испытания мобильной техники по определению тягово-скоростных и тормозных свойств
23. Классификация определительных испытаний на надежность
24. Планы определительных испытаний на надежность
25. Испытания колесных машин на управляемость, устойчивость и проходимость
26. Дорожные и стендовые испытания ПТСДС и О
27. Методика испытаний ПТСДС и О на стендах
28. Испытания ПТСДС и О на пассивную безопасность
29. Испытательные полигоны
Тестирование:
1. На каких этапах создания машин проводят их экспериментальные исследования?
1. технического задания
2. технического предложения
3. эскизного проекта
4. технического проекта.
2. Целями экспериментальных исследований НЕ являются:
1. подтверждение правильности положений и допущений, принятых при проведении теоретических разработок
2. проверка адекватности разработанных математических моделей
3. определение точности полученных результатов
4. определение некоторых характеристик и зависимостей, необходимых для настройки численных математических моделей
3. При научных исследованиях различают эксперименты:
1. поисковый
2. вычислительный
3. пассивный
4. активный
4. Число, указывающее возможные границы неопределенности полученного значения измеряемой величины это:
1. погрешность прибора
2. погрешность результата измерения
3. инструментальная погрешность
4. методическая погрешность
5. Непредсказуемые погрешности, медленно изменяющиеся во времени называются
1. систематическими
2. случайными
3. прогрессирующими
4. динамическими
6. Систематически наблюдающиеся отклонения от выбранной в качестве характеристики плавной кривой в общем случае называются погрешностью
1. градуировки
2. воспроизводимости
3. адекватности
4. квантования
7. По формуле γ=∆x/X_k =∆y/Y_k определяется погрешность
1. относительная
2. приведенная
3. абсолютная
4. инструментальная
8. Указанное на шкале прибора значение класса точности 1,5 означает, что прибор нормируется
1. приведенной погрешностью нуля
2. погрешности чувствительности
3. приведенной погрешностью
4. приведенной погрешностью в начале диапазона измерений
9.Определение метрологическим органом погрешности средства измерений и установление
1. контроль средства измерений
2. градуировка средства измерений
3. поверка средства измерений
4. проверка средства измерений
10. Средство измерений, предназначенное для выработки сигнала измерительной информации в форме, удобной для передачи, дальнейшего преобразования, обработки и хранения это
1. первичный чувствительный элемент
2. датчик
3. прибор
4. преобразователь
11. При измерительном воздействии меняется электрический параметр датчиков
1. пассивных
2. генераторных
3. параметрических
4. активных
12. Для измерения усилий и крутящих моментов обычно используют датчики
1. коммутирующие
2. индуктивные
3. индукционные
4. тензодатчики
13. Более сложен и менее универсален способ включения датчиков в измерительную цепь
1. потенциометрический
2. реостатный
3. мостовой
4. реохордный
14. Текущая разность номинальной и реальной характеристик цифрового прибора составляет
1. погрешность аддитивную
2. погрешность мультипликативную
3. погрешность квантования
4. погрешность нормированную
15. Анероидные датчики предназначены для
1. замера разности давлений
2. замера абсолютного атмосферного давления
3. замера абсолютного давления в барокамере
4. градуировки приборов, измеряющих абсолютное давление
16. Виброакселерометры предназначены для измерения
1. перемещения
2. скорости
3. ускорения
4. частоты вибрации
17. Для измерения параметров удара используют преобразователи
1. магнитоэлектрические
2. индуктивные
3. трансформаторные
4. пьезоэлектрические
18. Для точных измерений шума служат
1. шумомеры
2. конденсаторные микрофоны
3. электретные микрофоны
4. пьезоэлектрические микрофоны
19. Число точек факторного пространства для трехфакторного эксперимента на двух уровнях составляет
1. 27
2. 9
4. 6
20. Таблица, содержащая значения уровней факторов, называется
1. факторным пространством
2. поверхностью функции отклика
3. функцией отклика
4. матрицей планирования
21. Статистическая оценка значимости коэффициентов регрессии проводится для
1. исключения из математической модели второстепенных факторов
2. проверки воспроизводи- мости эксперимента
3. проверки адекватности математической модели
4. проверки однородности дисперсий
22. Точность измерения характеризует
1. систематическая погрешность
2. случайная погрешность
3. динамическая погрешность
4. промахи
23. Целью лабораторных испытаний двигателей НЕ является получение характеристик
1. скоростных
2. регулировочных
3. регуляторных
4. нагрузочных
24. Зависимость от скорости движения тягового усилия, тяговой мощности и буксования колес или гусениц называется характеристикой
1. скоростной
2. тяговой
3. выходной
4. нагрузочной
25. Полный комплект узлов и элементов, устанавливаемых на базовую машину называется
1. составными частями
2. запасными частями
3. сменным оборудованием
4. рабочим оборудованием
26. Средняя звуковая мощность, проходящая в точке через единицу площади поверхности, перпендикулярной выбранному направлению это
1. уровень звукового давления
2. средний уровень звукового давления
3. интенсивность звука
4. опорная звуковая мощность
27. Несоосность валов и нарушение геометрии их установки является основной причиной генерации колебаний
1. низкочастотных
2. среднечастотных
3. высокочастотных
4. полигармонических
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.