ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тестирование;Отчет .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
1.1. Введение. Техническая термодинамика как теоретическая основа теплотехники. Термодинамический метод исследования физических явлений. Исторический путь развития дисциплины. Феноменологический подход и его роль в развитии теплотехники.
1.2. Термодинамическая система, внешняя (окружающая) среда. Классификация термодинамической системы по взаимодействию с внешней средой. Рабочее тело, Понятие идеального газа. Термические параметры состояния. Термодинамический процесс. Понятие статического и квазистатического процесса.
1.3. Первый закон термодинамики для закрытой системы. Первый закон термодинамики в аналитической форме. Теплота, работа, внутренняя энергия, энтальпия, энтропия. Графическое изображение теплоты, работы, энтальпии и энтропии в координатах PV и TS.
1.4. Термодинамические газовые процессы и их анализ. Соотношение между начальными и конечными параметрами процесса. Удельная теплоемкость, показатель политропы, работа расширения, работа располагаемая.
2. 1. Газы и газовые смеси. Выражение концентраций газовых смесей, методы пересчета концентраций. Закон Дальтона. Уравнения состояния для газовых смесей. Теплоемкости газовых смесей. Способы выражения теплоемкостей газовых смесей. Определение средней теплоемкости газовой смеси. Газовая постоянная смеси.
2.2. Реальные газы и пары. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Критические параметры реальных газов и паров. Водяной пар. Изображение термодинамических процессов (изохорного, изобарного, адиабатного, изотермического) водяного пара на диаграммах PV и TS. Теплота, работа, внутренняя энергия, энтальпия, энтропия водяного пара в двухфазной области и области перегретого пара.
2.3. Влажный воздух. Абсолютная и относительная влажность. Точка росы. Влагосодержание. Уравнение равновесия для влажного воздуха. Методы расчета параметров воздуха. Температура сухого и мокрого термометра для определения влаги воздуха.
3.1. Первый закон термодинамики для потока и анализ установок на его основе. Процессы: истечение через сопло, дросселирование, смешение газов и паров. Уравнение Бернулли. Методы определения скорости потока. Работа расширения, проталкивания, располагаемая. Влияние теплоты на скорость потока. Критическая скорость истечения из сопла. Понятие скорости распространения звука в термодинамике. Сопло Лаваля. Влияние на теплообмен дросселирования идеального и реального газов.
3.2. Анализ газотурбинных установок. Схемы газотурбинных установок. Изображение работы газотурбинных установок в РV и TS диаграммах. Способы повышения эффективности работы газотурбинных установок.
3.3. Анализ паротурбинных установок. Схемы пароотурбинных установок. Изображение работы паротурбинных установок в РV и TS диаграммах. Способы повышения эффективности работы паротурбинных установок. Виды потерь энергии на паротурбинных установках и способы их уменьшения.
3.1. Формулировки второго закона термодинамики. Циклические процессы. Термический коэффициент полезного действия. Цикл Карно. Теплота и работа, внутренняя энергия, энтропия в циклических процессах.
3.2. Анализ циклов ДВС. Определение параметров процесса, составляющего цикл: теплоемкости, работу расширения, энтальпию, энтропию, КПД. Сопоставления циклов по КПД, нагрузкам и напряженности.
3.3. Анализ компрессоров на основе второго закона термодинамики. Определение мощности на валу двигателя компрессора. Работа многоступенчатых компрессоров. Влияние способов охлаждения компрессоров на их характеристики. Классификация компрессоров.
3.4. Анализ холодильных машин на основе второго закона термодинамики. Типы холодильных установок и способы их анализа.
Преимущества и недостатки холодильных установок.
5.1 Введение. Предмет тепло- массообмена. Основные понятия. Основные виды передачи теплоты. Основные закономерности теплообмена, массообмена. Понятие теплоотдачи, теплопередачи, лучистого теплообмена, конвективного теплообмена.
5.2. Теплопроводность. Закон Фурье. Коэффициент теплопроводности как физическая характеристика тел и сред. Дифференциальное уравнение теплопроводности. Аналитическое решение дифференциального уравнения теплопроводности при граничных условиях 3-го рода. Графическая интерпретация данного решения.
5.3. Стационарный режим теплопроводности и теплопередачи через плоскую и цилиндрическую стенки. Интенсификация процессов теплопередачи. Графическое изображение изменения температуры процесса теплопередачи.
5.4. Конвективный теплообмен. Система дифференциальных уравнений неизотермического движения: уравнения теплоотдачи, энергии, движения и неразрывности. Основы теории подобия. Числа подобия и критерии подобия.
5.5. Теплообмен излучением. Основные понятия и определения лучистого теплообмена. Количественные характеристики лучистого теплообмена. Основные законы излучения АЧТ. Законы излучения, законы поглощения. Серые тела. Закон Планка, Стефана-Больцмана, Вина. Теплообмен излучением между двумя телами. Угловые коэффициенты излучения.
5.6. Теплообменные аппараты. Классификация теплообменных аппаратов. Виды расчетов теплообменных аппаратов. Схемы тока теплоносителей. Уравнение теплового баланса рекуператора. Температурный напор. Термосифоны.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет основные законы математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в сфере профессиональной деятельности
Применяет основные законы математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в сфере профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет основные законы математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в сфере профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет основные законы математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в сфере профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает задачи, используя знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в сфере профессиональной деятельности
Решает задачи, используя знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в сфере профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи, используя знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в сфере профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи, используя знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в сфере профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет современные технологии в решении типовых задач в сфере профессиональной деятельности
Применяет современные технологии в решении типовых задач в сфере профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет современные технологии в решении типовых задач в сфере профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет современные технологии в решении типовых задач в сфере профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Зачетные вопросы:
1. Что изучает техническая термодинамика и в чем сущность термодинамического метода?
2. Назовите виды термодинамических систем. Как определяется состояние термодинамической системы?
3. Перечислите отличие стационарного состояния термодинамической системы от нестационарного.
4. Какие виды взаимодействия имеют место между термодинамической системой и внешней средой?
5. Назовите параметры состояния термодинамической системы.
6. Что такое идеальный и реальный газы? Запишите уравнение состояния идеального газа.
7. Что такое газовая смесь? Запишите уравнение массовой и молярной доли газовой смеси.
8. Как определить парциальное давление компонента газовой смеси?
9. Обратимые и необратимы процессы. С чем связана необратимость процесса?
10. Что называется термодинамическим циклом? Чему равно изменение параметров состояния в цикле?
11. Что понимается под внутренней энергией идеального и реального газа?
12. Внутренняя энергия является функцией состояния газа или процесса?
13. Что такое энтальпия? Является ли энтальпия функцией состояния или функцией процесса?
14. Теплота и работа - формы передачи энергии между термодинамической системой и внешней средой. Какая разница между этими формами энергии?
15. Что называется энтропией? От каких параметров состояния зависит величина энтропии?
16. Какие формы энергии являются функциями состояния системы, а какие - формами передачи энергии?
18. В каком направлении протекают термодинамические процессы? Когда термодинамические процессы прекращаются?
19. Чему равно изменение энтропии в обратимых и необратимых процессах?
20. Что называется теплоемкостью, удельной теплоемкостью?
21. Массовая, молярная теплоемкость. Соотношение между ними.
22. Теплоемкость при постоянном давлении и при постоянной температуре. Соотношение между ними для идеального и реального газа.
23. Зависимость теплоемкости от температуры. Средняя и истинная теплоемкости.
24. Как определить теплоемкость газовой смеси?
25. Как определить количество подведенной и отведенной теплоты с помощью теплоемкости?
26. Запишите уравнения основных термодинамических процессов. Запишите соотношение между параметрами в основных термодинамических процессах.
27. Первый закон термодинамики для изохорного процесса. За счет какой энергии можно получить работу в изохорном процессе?
28. Первый закон термодинамики для изобарного процесса. За счет какой энергии можно получить работу в изобарном процессе?
29. Первый закон термодинамики для изотермического процесса. За счет какой энергии можно получить работу в изотермическом процессе?
30. Первый закон термодинамики для адиабатного процесса. За счет какой энергии можно получить работу в адиабатном процессе?
31. Какие термодинамические процессы используются в процессах преобразования энергии в тепловых двигателях? Какой процесс наиболее выгоден с точки зрения термодинамики?
32. В каких процессах и почему приращение энтропии будет больше: в обратимых или необратимых, изохорном или изобарном?
33. Какой процесс называется политропным? Запишите соотношения между параметрами политропного процесса.
34. Как рассчитать удельную работу в политропном процессе?
35. Как определить изменение внутренней энергии, энтропии и энтальпии?
36. Для чего используют сопло и диффузор?
37. Какой процесс называется дросселированием? Для чего используется процесс дросселирования в тепловых установках?
38. Как рассчитать расход газа через сопло?
39. Критическая скорость истечения газа. Связь скорости звука и критической скорости истечения газа.
40. Какие процессы протекают в компрессоре? Какой процесс сжатия является наиболее выгодным?
41. Как меняется температура при сжатии в компрессоре?
42. Принцип многоступенчатого сжатия. Какие термодинамические процессы имеют место в многоступенчатом компрессоре?
43. Как определить мощность компрессора?
44. Какой пар называется влажным насыщенным, сухим насыщенным и перегретым?
45. Что такое степень сухости пара и как она меняется в процессе парообразования?
46. Что показывает удельная теплота парообразования? Как она находиться при получении сухого и влажного пара?
47. Почему в изотермическом процессе парообразования происходит изменение внутренней энергии? Как рассчитать изменение внутренней энергии пара?
48. Что такое влажный воздух, насыщенный и ненасыщенный влажный воздух?
49. Что такое абсолютная и относительная влажность воздуха, влагосодержание воздуха?
51. Запишите первый закон термодинамики для циклов.
52. Как рассчитывается термический коэффициент полезного действия и от чего он зависит?
53. Как рассчитывается холодильный коэффициент?
54. Назначение газотурбинной и паротурбинной установок.. Какие машины и аппараты составляют схему этих установок?
55. Каков механизм передачи теплоты теплопроводностью? Какую зависимость выражает закон Фурье?
56. Каков механизм передачи теплоты конвекцией? Что такое свободная и вынужденная конвекция?
57. Какие Вы знаете количественные характеристики передачи теплоты?
58. В чем практическая польза закона Вина?
59. Расскажите о законах поглощения и отражения лучистой энергии.
60. Что такое коэффициент оребрения?
61. В каком исполнении теплообменника рекуперативного типа температурный напор выше: по схеме противотока или прямотока?
62. Теплопроводность строительных материалов выше влажных или сухих?
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Тестовые вопросы:
Вариант 1
1. Термодинамика есть наука, изучающая...
A. Законы превращения энергии в различных процессах, сопровождаемых
поглощением или выделением тепла.
Б. Конструктивные особенности тепловых машин.
B. Законы переноса теплоты и вещества.
2. Аналитическое выражение первого закона термодинамики...
A.dq = du + pdv- R
Б. dq = du + pdv +R
B. dq = du + pdv
З.Аналитическое выражение второго закона термодинамики.
A. dS>dQ/T
Б. dS = du +R
B. dq = du + pdv
4.Третий закон термодинамики - принцип Нернста
A. AST=o=0, S=S0=const
Б. AST=o=O, S=SO= P В . AST=o=O, S=SO= V
5*Уравнение состояния для 1кг идеального газа
A. PV = RT
Б. PV = RT2
B. PV = RT3
б.Закон Бойля — Мариотта (T=const)
A. P2/P1 = V1 /V2
7.3акон Гей - Люссака (P=const)
A. V1 /V2 = T 1/T2
Б. V!/P2 = T 2/P!
В. V1 /V2 = P!/T2
8.3акон Шарля. (V=const)
A. P2/Pt = V2/V !
Б. P2!/P! = T 2/ T !
В. T 1 / T 2 = P2/T!
9 Политропный процесс…
A. PVR =const
Б, PV=const
B. PVn=const
10. Адиабатный процесс (dq = 0)
A.PVK =const
Б. P2/P1= V2/V1,
B. PV =const
11.Уравнение неразрывности потока - это...
A. Равенство массового расхода газа через любое сечение канала
Б. Равенство скорости газа в любом сечении канала
B. Равенство давления газа в любом сечении канала
12.Соплом называется канал, в котором...
A. С уменьшением давления скорость газового потока возрастает
Б. С увеличением давления скорость газового потока уменьшается
B. С уменьшением давления скорость газового потока уменьшается
13.Диффузором называется канал, в котором...
A. Скорость газа уменьшается, а давление возрастает
Б. Скорость газа возрастает и давление возрастает
B. Скорость газа уменьшается и давление уменьшается,
14.Изменение удельной кинетической энергии зависит от.
А Изменения давления.
Б. Изменения скорости.
В. Изменения объема
15.Цикл Карно состоит из...
A. Двух адиабат и двух изотерм
Б. Трех адиабат и двух изотерм
B. Двух адиабат и одной изотермы
16. Термический КПД цикла Карно - это..
A.ή= 1 -T2/T1
Б. ή = P1/T2 –T1
B. ή= 1 –T1/T2
17. Эжектирование - это...
А Процесс приведения в движение газа под действием разряжения, создаваемым другим газом, движущим с большой скоростью
Б. Процесс приведения в движение газа под действием тепла.
В.. Процесс приведения в движение газа под действием разряжения, создаваемым другим газом
18.0сновными циклами поршневых двигателей внутреннего сгорания являются:
A. Циклы Отто, Дизеля и Сабатэ - Тринклера.
Б. Циклы Карно и Ренкина
B. Холодильные циклы.
19. Холодильный коэффициент - это.
A.ξ= T2/T1- T2
Б. ξ= P1/T2 –T1
B.ξ= q2/(q1- q2)
20„Отличаются ли КПД реального компрессора и идеального
Б. КПД реального компрессора больше
B. КПД реального компрессора меньше
ВАРИАНТ №2
1. Система находится в состоянии термодинамического равновесия, если.
A. Ее состояние не меняется при постоянных внешних параметрах, а
температура и давление во всех частях системы одинаковы.
Б. Ее состояние меняется при постоянных внешних параметрах..
B. Ее состояние не меняется при постоянных внешних параметрах, а
температура и давление во всех частях системы разные.
2. По мере приближения системы к равновесному состоянию ее энтропия,
A. Увеличивается
Б. Уменьшается
B. Остается неизменной
3.Переход вещества из одного состояние в другое называется...
A. Фазовым переходом
вещества на более простые составные части
Б. Процесс соединения простых веществ
B. Сублимация.
5.Правило фаз Гиббса заключается в...
А. Определении степеней свободы системы Б. Определении температуры системы В Определении давления системы
6. Нормальные условия - это...
A. Р=760 мм рт. ст. и t=0 °C
Б. Р=760 мм рт. ст. и Т=20 °С
B. Р=760 мм рт. ст. и Т=273 °К
7. Что такое сублимация?
А. Переход твердого вещества в газообразное состояние Б. Переход газообразного вещества в твердое состояние
8. Переход газообразного вещества в жидкое состояние
8. Формулировка закона Авогадро:
A. В равных объемах любых идеальных газов при одинаковых давлении и
температуре содержится одно и тоже количество вещества
Б. В равных объемах реальных газов при одинаковых давлении и температуре содержится одно и тоже количество вещества
B. Молярный объем любого идеального газа при одинаковых давлении и
температуре один и тот же
9. Формулировка закона Дальтона для смеси идеальных газов:
A. Давление газовой смеси равно сумме парциальных давлений ее компонентов
Б. Давление газовой смеси равно отношению суммы парциальных давлений ее
компонентов к количеству компонентов
B. Давление газовой смеси равно произведению парциальных давлений ее
компонентов.
10. Удельная энтальпия - это...
A. Разность удельной внутренней энергии и произведения давления на удельный
объем
Б. Сумма удельной внутренней энергии и произведения давления на удельный объем
B. Сумма внутренней энергии и произведения давления на удельный объем
11. Единицей измерения тепла в системе СИ является:
A. Каллория
Б. Джоуль
B. Паскаль
12. Абсолютная влажность воздуха — это...
A. Масса пара, приходящая на 1м влажного воздуха
Б. Отношение действительного содержания водяного пара во влажном воздухе к
B. Отношение массы водяного пара к массе сухого воздуха в смеси
13.Уравнение Майера - это...
A, Cp/CV=K
Ь. Ср= Cv+Rуд
B. Су= Cp+R
14.Универсальная газовая постоянная связана с удельной соотношением...
A.RyH = Rуд/μ
Б. Rуд = RyH /μ
B. RyH = RyR * μ
15.В политропном процессе показатель п может принимать следующие
значения...
А. 0-100
Б. от минус бесконечности до плюс бесконечности
В.0-1000
16.В чем заключается физический смысл удельной газовой постоянной ...
A. Это работа изменения объема, совершаемая идеальным газом массой один кг в
изобарном процессе при изменении температуры газа на один градус
Б. Это работа изменения объема, совершаемая идеальным газом массой один кг в изотермическом процессе при изменении давления газа на один Паскаль
B. Это работа изменения объема, совершаемая идеальным газом массой один кг в
изобарном процессе при постоянной температуре,
17.Объединенное аналитическое выражение 1 и 2 законов термодинамики:
A. TdS>dq
Б. dq = du + pdv
B. TdS>du + pdv
18.Уравнение Ван-Дер-Вальса (р+ a/v2)(v- b) это...
A. Уравнение состояния для смеси идеальных газов
Б. Уравнение состояния реальных газов
B. Уравнение состояния идеального газа
19.Эксергия тепла - это...
A. Максимальная работа, которую можно получить используя данное тепло, если бы
холодильником являлась окружающая среда
Б. Минимальная работа, которую можно получить используя данное тепло, если бы холодильником являлась окружающая среда
B. Максимальная температура, которую можно получить используя данное тепло
20.Формулировка теоремы Карно:
A. КПД цикла Карно не зависит от природы рабочего тела
Б. КПД цикла Карно зависит только от природы рабочего тела
B. КПД цикла Карно не зависит от температуры рабочего тела
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Что изучает техническая термодинамика и в чем сущность термодинамического метода?
2. Назовите виды термодинамических систем. Как определяется состояние термодинамической системы?
3. Перечислите отличие стационарного состояния термодинамической системы от нестационарного.
4. Какие виды взаимодействия имеют место между термодинамической системой и внешней средой?
5. Назовите параметры состояния термодинамической системы.
6. Что такое идеальный и реальный газы? Запишите уравнение состояния идеального газа.
7. Что такое газовая смесь? Запишите уравнение массовой и молярной доли газовой смеси.
8. Как определить парциальное давление компонента газовой смеси?
10. Что называется термодинамическим циклом? Чему равно изменение параметров состояния в цикле?
11. Что понимается под внутренней энергией идеального и реального газа?
12. Внутренняя энергия является функцией состояния газа или процесса?
13. Что такое энтальпия? Является ли энтальпия функцией состояния или функцией процесса?
14. Теплота и работа - формы передачи энергии между термодинамической системой и внешней средой. Какая разница между этими формами энергии?
15. Что называется энтропией? От каких параметров состояния зависит величина энтропии?
16. Какие формы энергии являются функциями состояния системы, а какие - формами передачи энергии?
17. В чем заключается сущность второго закона термодинамики для термодинамических процессов?
18. В каком направлении протекают термодинамические процессы? Когда термодинамические процессы прекращаются?
19. Чему равно изменение энтропии в обратимых и необратимых процессах?
20. Что называется теплоемкостью, удельной теплоемкостью?
21. Массовая, молярная теплоемкость. Соотношение между ними.
22. Теплоемкость при постоянном давлении и при постоянной температуре. Соотношение между ними для идеального и реального газа.
23. Зависимость теплоемкости от температуры. Средняя и истинная теплоемкости.
24. Как определить теплоемкость газовой смеси?
25. Как определить количество подведенной и отведенной теплоты с помощью теплоемкости?
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.