ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Практические задания;Отчет по лабораторной работе;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 7 зачетных единиц (З.Е.).
Основные методы достижения качества подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования Понятие качества изделия. Технико-экономические показатели качества: назначение изделия, надежность, технологичность, эргономические и эстетические показатели качества, патентно-правовые показатели. Понятия точности изделия. Точность параметров детали, понятие погрешности и допуска. Виды погрешностей, на которые рассчитаны допуски. Погрешности размеров, формы, расположения поверхностей, шероховатость и волнистость. Методы и средства измерений, точность и качество изготовления деталей. Технология механической обработки деталей, обеспечивающая точность механической обработки. Таблицы экономически достижимой точности. Этапы достижения точности деталей. Два вида связей в изделии. Понятие размерных цепей. Основы базирования. Основное правило базирования. Схемы базирования призмы, длинного цилиндра и короткого цилиндра. Базирование деталей при обработке на станках. Условные обозначения установочных баз на технологических эскизах. Методы достижения точности при сборке. Виды взаимозаменяемости. Полная взаимозаменяемость. Методы неполной взаимозаменяемости: подбор, компенсация, регулировка. Виды размерных цепей. Основные понятия и определения теории размерных цепей. Расчет размерных цепей. Основные уравнения размерной цепи. Две задачи, возникающие при расчете размерных цепей. Примеры расчета размерных цепей сборочных и технологических методом max–min, вероятностным методом и при достижении точности – методом компенсации.
Основные способы достижения качества деталей подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Основные принципы и порядок разработки технологических процессов изготовления деталей; технологическая документация, стандарты ЕСТД, ЕСТПП. Структура технологических процессов. Выбор заготовок, оборудования и технологической оснастки, приспособлений, режущего инструмента и измерительных приборов. Металлорежущие и специализированные станки для обработки деталей; металлорежущие инструменты; станочные приспособления; методы и средства измерений. Расчет технологических размеров и припусков. Расчет режимов резания. Основы технического нормирования станочных и сборочных операций.
Специальные вопросы технологии производства подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Технология механической обработки деталей ПТСДМиО. Методы упрочняющей технологии; термическая и химико-термическая обработка деталей; технология изготовления металлических конструкций. Технология сборки, технологическая документация процесса сборки; технология окраски и отделки машин; технология консервации, упаковки и отгрузки; технические условия на перевозку габаритных, негабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов.
Вопросы ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Производственный и технологический процессы ремонта машин. Определение трудоемкости ремонта и распределение ее по видам работ. Расчет необходимого технологического оборудования и компоновка отделений и участков. Технология и оборудование для проведения ремонтных работ (мойка, дефектовка, восстановление, испытание, сборка).
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Зачетные вопросы
1. Понятия база и базирование в машиностроении. Классификация видов баз.
2. Виды и классификация конструкторских баз
3. Виды и классификация технологических баз
4. Принципы единства и преемственности баз
5. Размерный анализ технологического процесса.
6. Методы обеспечения припусков на обработку.
7. Основы технологичности конструкции изделий
9. Методы ОМД при производстве заготовок. Характеристики используемых материалов.
10. Сравнительный анализ методов получения заготовок литьем. Характеристики используемых материалов.
11. Преимущества и недостатки методов ковки и штамповки при получении заготовок. Характеристики используемых материалов.
12. Прокат. Назначение. Характеристики используемых материалов.
13. Проектирование технологических процессов обработки деталей.
14. Станочные приспособления. Назначение и классификация приспособлений.
15. Методы расчетов конструкций приспособлений.
16. Методы и оборудование для проведения испытаний готовой продукции. Механизмы. Агрегаты. Машины.
17. Методы обеспечения точности при сборке изделий. Сущность. Преимущества и недостатки.
18. Методы механизации и автоматизации технологических процессов. Основные определения.
19. Оборудование, используемое при механизации и автоматизации технологических процессов.
Экзаменационные вопросы:
1. Структурные схемы организации технологических процессов.
2. Технологические методы обработки заготовок. Назначение. Оборудование. Технология. Преимущества и недостатки.
3. Размерный анализ технологического процесса.
4. Методы обеспечения припусков на обработку.
5. Точность обработки и качество поверхностей деталей. Основные определения.
6. Требования к точности и качеству обрабатываемых поверхностей.
7. Методы контроля качества механической обработки.
8. Классификация методов контроля – по объему и месту проведения.
9. Оборудование для контроля. Назначение. Правила подбора контрольного оборудования.
10. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - токарная операция.
11. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - фрезерная операция.
13. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - шлифовальная операция.
14. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - хонинговальная операция.
15. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - сверлильная операция.
16. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - строгальная операция.
17. Виды сварочных процессов. Основные определения.
18. Область применения сварочных процессов.
19. Оценка влияния сварочных процессов на физико-механические свойства материалов.
20. Применение полимерных материалов при производстве. Назначение. Свойства.
21. Технологические процессы сборки механизмов, агрегатов и машин. Основные термины.
22. Свойства процессов сборки. Оборудование.
23. Методы контроля при сборке.
24. Классификация видов производственного брака. Способы оценки. Методы предотвращения выпуска бракованных изделий.
25. Система менеджмента качества производства. Назначение. Структура.
26. Определить конструкторские и технологические базы для деталей (по заданию преподавателя).
27. Описать принципы единства баз для деталей типа ВАЛ.
28. Описать принципы преемственности баз при изготовлении и ремонте корпусных деталей (по заданию преподавателя).
30. Провести сравнительный анализ ОМД для различных типов деталей (по заданию преподавателя).
31. Провести модификацию приспособления для выполнения сборочно-разборочных работ (по заданию преподавателя).
32. Оценить уровень механизации работ на производственном участке (по заданию преподавателя).
33. Оценить уровень автоматизации на участке поточной сборки ДВС (по заданию преподавателя)..
34. Рассчитать такт сборочной линии для предприятия производящего ДВС (по заданию преподавателя).
35. Провести сравнительный анализ различных типов испытательных стендов для ДВС.
36. Рассчитать величину припусков на обработку заготовки, полученной методом ковки (по заданию преподавателя).
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы к устному опросу:
1. Понятия база и базирование в машиностроении. Классификация видов баз.
2. Виды и классификация конструкторских баз
3. Виды и классификация технологических баз
4. Принципы единства и преемственности баз
5. Размерный анализ технологического процесса.
6. Методы обеспечения припусков на обработку.
7. Основы технологичности конструкции изделий
8. Методы получения заготовок. Преимущества и недостатки.
9. Методы ОМД при производстве заготовок. Характеристики используемых материалов.
10. Сравнительный анализ методов получения заготовок литьем. Характеристики используемых материалов.
11. Преимущества и недостатки методов ковки и штамповки при получении заготовок. Характеристики используемых материалов.
12. Прокат. Назначение. Характеристики используемых материалов.
13. Проектирование технологических процессов обработки деталей.
14. Станочные приспособления. Назначение и классификация приспособлений.
15. Методы расчетов конструкций приспособлений.
16. Методы и оборудование для проведения испытаний готовой продукции. Механизмы. Агрегаты. Машины.
17. Методы обеспечения точности при сборке изделий. Сущность. Преимущества и недостатки.
18. Методы механизации и автоматизации технологических процессов. Основные определения.
19. Оборудование, используемое при механизации и автоматизации технологических процессов.
20. Структурные схемы организации технологических процессов.
21. Технологические методы обработки заготовок. Назначение. Оборудование. Технология. Преимущества и недостатки.
22. Размерный анализ технологического процесса.
23. Методы обеспечения припусков на обработку.
25. Требования к точности и качеству обрабатываемых поверхностей.
26. Методы контроля качества механической обработки.
27. Классификация методов контроля – по объему и месту проведения.
28. Оборудование для контроля. Назначение. Правила подбора контрольного оборудования.
29. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - токарная операция.
30. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - фрезерная операция.
31. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - шлифовальная операция.
32. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - хонинговальная операция.
33. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - сверлильная операция.
34. Механическая обработка, методы обеспечения точности, оборудование, приспособления, инструмент - строгальная операция.
35. Виды сварочных процессов. Основные определения.
36. Область применения сварочных процессов.
37. Оценка влияния сварочных процессов на физико-механические свойства материалов.
38. Применение полимерных материалов при производстве. Назначение. Свойства.
39. Технологические процессы сборки механизмов, агрегатов и машин. Основные термины.
40. Свойства процессов сборки. Оборудование.
41. Методы контроля при сборке.
42. Классификация видов производственного брака. Способы оценки. Методы предотвращения выпуска бракованных изделий.
43. Система менеджмента качества производства. Назначение. Структура.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.