ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка практической работы;Проверка лабораторной работы;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Введение.
Методы коррозионных испытаний
Химическая коррозия металлов
Электрохимическая коррозия металлов
Локальная коррозия. Коррозионно-механическое разрушение металлов.
Коррозия металлов и сплавов в естественных условиях.
Меры борьбы с коррозией.
Металлические защитные покрытия.
Неметаллические защитные покрытия.
Электрохимическая защита. Воздействие на коррозионную среду.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники
Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности
Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Классификация коррозионных процессов по механизму, условиям протекания и характеру коррозионных поражений.
2. Химическая коррозия металлов, еѐ разновидности. Термодинамические условия протекания химической коррозии и ее отличие от электрохимической коррозии.
3. Адсорбция окислителей на металлах. Образование пленок продуктов коррозии. Условие сплошности пленок Пиллинга-Бедвортса.
4. Кинетика газовой коррозии металлов. Линейный, параболический и логарифмический законы роста оксидных пленок на металлах.
5. Механизм газовой коррозии металлов. Теории жаростойкого легирования.
6. Влияние химического состава и структуры, предварительной пластической деформации, качества механической обработки поверхностей и наличия поверхностных дефектов на скорость газовой коррозии металлов.
7. Влияние состава и температуры коррозионной среды, давления и скорости движения коррозионной среды на скорость газовой коррозии металлов.
8. Диаграмма фазового равновесия системы железо-кислород. Окисление железа и сплавов на его основе. Строение окалины.
9. Особенности окисления железоуглеродистых сплавов. Обезуглероживание стали и чугуна.
10. Водородная коррозия стали.
11. Особенности окисления алюминия, меди, титана, никеля, тугоплавких металлов и сплавов на их основе.
12. Особенности химической коррозии металлов в жидких неэлектролитах и жидкометаллических средах.
13. Электрохимическая коррозия металлов. Термодинамические условия протекания электрохимической коррозии и ее отличие от химической коррозии.
14. Стандартные, обратимые в необратимые электродные потенциалы металлов и факторы, влияющие на их величину. Диаграммы Пурбе.
15. Особенности кинетики анодных процессов. Концентрационные ограничения анодной реакции и роль продуктов коррозии.
17. Коррозионные диаграммы "ток-потенциал". Основные практические случаи контроля электрохимических процессов.
18. Пассивное состояние металлов и его практическое значение. Пленочная и адсорбционная теории пассивности металлов.
19. Анодная поляризационная кривая. Влияние легирующих элементов на характерные точки анодной поляризационной кривой сталей. Практические следствия изучения явления пассивности.
20. Влияние термодинамической устойчивости и положения металла в периодической системе элементов Д.И. Менделеева, химического состава и структуры сплавов, состояния поверхности и механических напряжений на скорость электрохимической коррозии. Правило Таммана.
21. Влияние активности водородных ионов, состава и концентрации нейтральных растворов, наличия в агрессивной среде ингибиторов и стимуляторов коррозии на скорость электрохимической коррозии.
22. Влияние температуры, давления и перемешивания агрессивной среды, внешней поляризации, ультразвукового и радиоактивного излучения на скорость электрохимической коррозии.
23. Локальная коррозия и ее разновидности. Межкристаллитная коррозия. Особенности межкристаллитной коррозии нержавеющих сталей; ножевая коррозия. Межкристаллитная коррозия дуралюмина.
24. Особенности электрохимической коррозии железа и его сплавов.
25. Особенности электрохимической коррозии алюминия, магния, меди, никеля, титана и их сплавов.
26. Влияние статических и знакопеременных напряжений на электрохимическое поведение металлов, скорость коррозии и характер коррозионного разрушения.
27. Коррозионное растрескивание и его особенности. Коррозионное растрескивание сталей, алюминиевых, магниевых и медных сплавов.
28. Коррозионная усталость. Особенности коррозии при трении и кавитации.
29. Основные пути защиты металлических материалов от коррозии путем воздействия на металл, коррозионную среду и металлическую конструкцию.
30. Легирование как метод защиты от коррозии. Принципы жаростойкого и коррозионно-стойкого легирования. 31. Анодные и катодные металлические покрытия, Операции подготовки поверхности металлов и методы нанесения металлических защитных покрытий.
32. Гальванические покрытия. Основные закономерности и технологические особенности цинкования, кадмирования, никелирования, хромирования, оловянирования.
33. Термодиффузионные покрытия алюминием, хромом, кремнием.
34. Покрытия, получаемые методом погружения в расплавленные металлы, плакированием и напылением.
35. Назначение, основные закономерности и технологические особенности оксидирования и фосфатирования металлов.
36. Назначение и технологические особенности нанесения лакокрасочных покрытий на металлы.
37. Назначение и технологические особенности нанесения покрытий смолами, пластмассами, эмалирования металлов.
38. Анодные и катодные ингибиторы электрохимической коррозии.
39. Ингибиторы атмосферной коррозии. Антикоррозионные смазки.
40. Обработка среды при газовой коррозии. Защитные атмосферы.
41. Методы электрохимической защиты металлов от коррозии. Катодная защита внешним током, протекторная защита.
42. Методы электрохимической защиты металлов от коррозии. Анодная защита.
43. Методы защиты металлов и сплавов от газовой коррозии.
44. Методы борьбы с межкристаллитной коррозией. Методы предотвращения склонности нержавеющих сталей к межкристаллитной коррозии.
45. Контактная коррозия и факторы, на нее влияющие. Методы защиты металлов и сплавов от контактной коррозии.
47. Точечная (питинговая) коррозия и факторы, на нее влияющие. Методы борьбы с точечной коррозией металлов и сплавов.
48. Коррозия в естественных условиях и ее разновидности. Атмосферная коррозия и факторы, на нее влияющие. 49. Методы защиты металлов и сплавов от атмосферной коррозии.
50. Подземная коррозия и особенности ее протекания. Микробиологическая коррозия. Методы борьбы с подземной коррозией металлов и сплавов.
51. Морская коррозия и особенности ее протекания. Методы защиты металлов и сплавов от морской коррозии. 52. Назначение, средства, методы и типовые схемы консервации металлоизделий. 5
3. Прямые и косвенные показатели коррозии.
54. Классификация и сущность основных методов коррозионных испытаний.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
А1. Коррозию металлов и сплавов вызывает
вода и кислород
оксиды углерода и серы
растворы солей
все перечисленные компоненты
А2. Наиболее сильно металл коррозирует
в растворе хлорида натрия
в кипяченой дистиллированной воде
в сухом воздухе
в дистиллированной воде
А3 Покрытие луженого железа
l) Mg
Zn
Sn
Сu
А4. Вещества, введение которых уменьшает агрессивность среды, называют
катализаторы коррозии
активаторы коррозии
ингибиторы коррозии
протектор
А5. Более активный металл, предотвращающий коррозию менее активного металла, называется
катализатор коррозии
активатор коррозии
ингибитор коррозии
протектор
А6 Для защиты стальных корпусов морских судов обычно используют
Na
Zn
Сu
Fe
Часть В (задания с кратким ответом)
В1. Расставьте факторы, влияющие на коррозию металла, в порядке увеличения эффекта коррозии: 1) дистиллированная вода, 2) сухой воздух, 3) раствор хлорида натрия, 4) кипяченая дистиллированная вода. Ответ дайте в виде последовательности цифр.
В2. Установите соответствие между процессом и типом коррозии. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту.
ПРОЦЕСС ТИП КОРРОЗИИ
A) 4Fe + ЗО2 + 6Н2О = 1) химическая
= 4Fe(OH)3 коррозия
Б) растворение цинка при 2) электрохимическая
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер, проектор Aser, экран PROJECTA.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.