ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет с оценкой.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменная работа ;Контрольная работа .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 10 зачетных единиц (З.Е.).
Матрицы. Виды матриц. Операции над матрицами, свойства. Элементарные преобразования над матрицами. Определители 2-го и 3-го порядка и их свойства. Методы вычислений определителей Алгебраическое дополнение и минор элемента определителя. Различные способы вычисления определителя 3-го порядка. Понятие об определителе n-го порядка. Обратная матрица.Система уравнений. Теорема Кронекера-Капелли. Условие нетривиальной совместности однородной системы. Общее решение системы. Фундаментальная система решений. Метод Гаусса. Различные случаи решения. Базисные и свободные неизвестные. Матричный метод и метод Крамера решения систем линейных уравнений. Понятие вектора. Линейные операции над векторами и их свойства. Разложение вектора по базису. Векторы в прямоугольной системе координат. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов. Основные свойства, способы вычисления и применения к решению физических и геометрических задач. Алгебра множеств. Операции над множествами. Счетные и несчетные множества. Мощность. Комплексные числа: арифметика и элементарные функции.
Различные виды уравнений прямой на плоскости. Взаимное расположение прямых на плоскости.
Расстояние от точки до прямой. Угол между прямыми. Различные виды уравнения плоскости в
пространстве. Расстояние от точки до плоскости. Угол между плоскостями. Взаимное расположение
плоскостей. Уравнение прямой в пространстве. Угол между прямыми. Взаимное расположение прямых
в пространстве. Прямая и плоскость в пространстве. Взаимное расположение прямой и плоскости. Угол
между прямой и плоскостью.
Функция одной переменной. Предел функции. Предел числовой последовательности. Бесконечно малые и их свойства. Теоремы о пределах. Бесконечно большие. Замечательные пределы. Сравнение бесконечно малых. Непрерывность функции, точки разрыва. Производная и ее геометрический и механический смысл. Правила нахождения производной. Таблица производных. Дифференциал функции, ее геометрический смысл. Применение дифференциала в приближенных вычислениях. Производные и дифференциалы высшего порядка. Производные функции, заданной в параметрической форме Правило Лопиталя. Основные теоремы дифференциального исчисления (Ферма, Роля, Лагранжа) и их геометрическая иллюстрация. Возрастание и убывание функции на интервале. Экстремум, наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке. Выпуклость, точки перегиба кривой. Асимптоты. Общая схема исследования функции одной переменной.
Функции нескольких переменных, область определения. Полное приращение, частные приращения. Предел. Частные производные, их геометрический смысл. Полный дифференциал. Частные дифференциалы. Дифференцирование функций двух переменных. Производные сложных функций. Касательная плоскость и нормаль к поверхности. Производная по направлению. Градиент. Экстремум функции двух переменных.
Первообразная функции и неопределенный интеграл. Правила нахождения первообразной. Таблица первообразных и неопределенных интегралов. Свойства неопределенного интеграла.Основные методы интегрирования; интегрирование заменой переменной, по частям. Интегрирование рациональных дробей. Интегрирование иррациональных функций. Интегрирование тригонометрических функций. Понятие определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Геометрический смысл определенного интеграла. Свойства определенного интеграла. Замена переменной и интегрирование по частям в определенном интеграле. Геометрические и физические (механические) приложения определенного интеграла. Задачи, приводящие к понятию двойного интеграла. Двойной интеграл. Вычисление двойного интеграла в п.д.с.к. Приложения двойного интеграла. Понятие тройного интеграла и его свойства. Приложения.
Числовой ряд, сходимость, сумма. Основные свойства сходящихся рядов. Признаки сходимости знакоположительных рядов. Знакопеременные ряды. Абсолютная и условная сходимость. Признак Лейбница. Степенные ряды. Интервал сходимости. Ряды Тейлора и Маклорена. Разложение функций в степенные ряды. Применение степенных рядов в приближенных вычислениях.
Понятие дифференциального уравнения. Решение уравнения. Задача Коши. Уравнения с разделяющимися переменными. Однородные уравнения. Линейные уравнения первого порядка. Уравнения Бернулли. Уравнение в полных дифференциалах. Дифференциальные уравнения второго порядка. Линейные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами. Определение дифференциального уравнения в частных производных, его порядка и решения. Линейные уравнения второго порядка. Уравнения колебаний струны. Уравнение теплопроводности. Уравнение Лапласа.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации, в соответствии с поставленной задачей
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации, в соответствии с поставленной задачей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации, в соответствии с поставленной задачей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации, в соответствии с поставленной задачей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на товарных рынках и рынках ресурсов; модели стратегического поведения фирм в условиях олигополии; концепцию экономического равновесия; причины несостоятельности рынка; теоретические аспекты налогообложения
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на товарных рынках и рынках ресурсов; модели стратегического поведения фирм в условиях олигополии; концепцию экономического равновесия; причины несостоятельности рынка; теоретические аспекты налогообложения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на товарных рынках и рынках ресурсов; модели стратегического поведения фирм в условиях олигополии; концепцию экономического равновесия; причины несостоятельности рынка; теоретические аспекты налогообложения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использует основные положения микроэкономики: теорию поведения потребителя; теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на товарных рынках и рынках ресурсов; модели стратегического поведения фирм в условиях олигополии; концепцию экономического равновесия; причины несостоятельности рынка; теоретические аспекты налогообложения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Опирается в трудовой деятельности на систему национальных счетов, основные модели экономического роста и краткосрочных экономических колебаний (цикла), содержание и цели денежно-кредитной политики, содержание и цели бюджетной (фискальной) политики, причины безработицы, структуру денежных и финансовых рынков, основы теории международной торговли, основные показатели внешнеэкономической активности и макроэкономические модели открытой экономики
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять математический аппарат с использованием графического и/или алгебраического метода определения локального экстремума для решения типовых экономических задач условной оптимизации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет основы теории вероятностей, математической статистики и эконометрики, методы и формы организации статистического наблюдения, методологию первичной обработки статистической информации, типы экономических данных, основы регрессионного анализа, суть метода наименьших квадратов и его применение в экономическом анализе и основные методы проверки качества эконометрических моделей
Применяет основы теории вероятностей, математической статистики и эконометрики, методы и формы организации статистического наблюдения, методологию первичной обработки статистической информации, типы экономических данных, основы регрессионного анализа, суть метода наименьших квадратов и его применение в экономическом анализе и основные методы проверки качества эконометрических моделей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые
Применяет основы теории вероятностей, математической статистики и эконометрики, методы и формы организации статистического наблюдения, методологию первичной обработки статистической информации, типы экономических данных, основы регрессионного анализа, суть метода наименьших квадратов и его применение в экономическом анализе и основные методы проверки качества эконометрических моделей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет основы теории вероятностей, математической статистики и эконометрики, методы и формы организации статистического наблюдения, методологию первичной обработки статистической информации, типы экономических данных, основы регрессионного анализа, суть метода наименьших квадратов и его применение в экономическом анализе и основные методы проверки качества эконометрических моделей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен обрабатывать статистическую информацию, получать статистически обоснованные выводы и осуществлять наглядную визуализацию данных
Способен обрабатывать статистическую информацию, получать статистически обоснованные выводы и осуществлять наглядную визуализацию данных
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен обрабатывать статистическую информацию, получать статистически обоснованные выводы и осуществлять наглядную визуализацию данных
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен обрабатывать статистическую информацию, получать статистически обоснованные выводы и осуществлять наглядную визуализацию данных
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен анализировать, содержательно интерпретировать полученные результаты и проводить статистические тесты и строить доверительные интервалы, определять статистические свойства полученных оценок
Способен анализировать, содержательно интерпретировать полученные результаты и проводить статистические тесты и строить доверительные интервалы, определять статистические свойства полученных оценок
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен анализировать, содержательно интерпретировать полученные результаты и проводить статистические тесты и строить доверительные интервалы, определять статистические свойства полученных оценок
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен анализировать, содержательно интерпретировать полученные результаты и проводить статистические тесты и строить доверительные интервалы, определять статистические свойства полученных оценок
свободно оперирует приобретенными знаниями.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютер, проектор Aser, экран PROJECTA.
(45 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры DEPO– 14 шт., телевизор LG, системный блок, МФУ KYOCERA, конструктор ARDUINO -10 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.