ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;реферат .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Особенности экономики феодализма, экономика степных кочевников
Переход экономики феодализма к экономике капитализма в 16-18 вв
Особенности экономики капитализма эпохи империализма
Регулируемый капитализм. Становление и развитие командно-административной модели экономики СССР
Экономика стран, вставших на путь догоняющего развития в 20-м веке
Состояние и перспективы мировой экономики и экономики России
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Раздел 1.
1.Чем различаются речная и античная цивилизации?
2.В чем состоят особенности средиземноморской цивилизации?
3.В чем состоит экономический смысл общественного разделения труда?
4.Какие факты свидетельствуют о том, что экономика древнего мира привязана в первую очередь к фактору производства земля/природа?
5.Что делать стране, если у нее не хватает земли, чтобы вырастить достаточно зерна?
6.Что давала стране международная торговля?
7.Что такое речная цивилизация?
8.Что общего между всеми речными цивилизациями?
9.Какой экономический смысл был в делении населения в древней Индии на касты?
10.В чем состоял экономический смысл корпораций в Китае?
11.Что было главным источником богатства Древнего Рима?
12.Какие были налоги в странах древнего мира? На что они использовались?
13. Каковы были источники богатства стран древнего мира?
14. Почему в древнем мире внутренняя торговля была развита меньше, чем внешняя?
15.Что говорит о том, что древние греки чувствовали себя одним народом?
16.Почему, тем не менее, греческие полисы постоянно воевали друг с другом?
17.Почему в греческих полисах была демократия, а в древнем Китае демократии не было?
Раздел 2
1.Какие факторы производства были задействованы при феодализме?
2.Какие общества развиваются быстрее: оседлые или кочевые?
3.Как возникает феодальное общество?
4.Почему при феодализме рынок был узок? Что и у кого покупали на рынке феодалы?
5.Какая земельная рента – в натуральной или денежной форме – выгодна феодалам, какая крестьянам?
6.Почему феодализм на Востоке существовал долго и развивался медленно, а на Западе – менее долго и быстро?
7.С чем связана аграрная революция в средние века в Западной Европе?
8.Как сказывается переизбыток рабочей силы в стране на темпах экономического роста?
9.Как природно-климатические факторы влияли в средние века на развитие экономики?
10.Где эксплуатация населения – на Востоке или Западе – была в средние века выше?
11.Что такое «принцип майората»? В чем его экономический смысл?
12.Где больше было теневой экономики - на Востоке или Западе?
13. В чем проявлялось огосударствление города на Востоке?
14.Почему город на Западе был катализатором перемен?
15.Почему восточное государство традиционно деспотично?
16.Каким было соотношение «государство – рынок» в западной и восточной моделях феодализма?
17.Чем отличались в эпоху феодализма западно-европейские города от российских?
18.Как сказываются военные победы на обществах кочевого типа производства?
19.Был ли феодализм в США?
Раздел 3
1.В чем состояли предпосылки великих географических открытий?
2.Каковы были последствия великих географических открытий?
3.Чем была вызвана «революция цен»?
4.Почему экономики Англии, Голландии быстро выросли, а Испании и Португалии разорились?
5.Чем отличается биржа от ярмарки?
6.Почему в России долгое время существовало крепостное право?
7.Что является предпосылками капитализма?
8.Чем отличается городской житель от деревенского?
9.Почему на востоке России на большой территории было мало капитализма? Чего не
10.В чем состояли особенности капитализма в Англии?
11.В чем состояли особенности капитализма во Франции?
12.В чем состояли особенности капитализма в Германии?
13.В чем состояли особенности капитализма в США?
14.В чем состояли особенности капитализма в России?
Раздел 4
1.Чем классический капитализм отличается от монополистического?
2.Какая была энергетическая база при капитализме, какая при империализме?
3.Равномерно ли развивались страны при империализме? Почему?
4.Какие отрасли экономики были электрифицированы при империализме?
5.Какие страны оказались впереди на переходе 19 и 20 веков?
6.Почему США развивались быстрее других стран?
7.Какие новые формы собственности появились при империализме?
8.Что входило в государственную экономику?
9.Что может быть муниципальной формой собственности? Зачем она нужна?
10.Зачем создавались акционерные общества?
11.Чем трест отличается от концерна?
12.Чем картель отличается от синдиката?
13.В чем состояли экономические причины начала Первой мировой войны?
Раздел 5
1.В чем состояла необходимость государственного регулирования капиталистической экономики в первой половине 20-го века?
2.Каковы были основные методы государственного регулирования в капиталистических странах?
3.В чем состояла идея Р. Рейгана, как преодолеть кризис экономики США в 1970-е годы?
4.Какие были методы рейганомики?
5.Каковы были результаты рейганомики?
6.С какими проблемами столкнулась экономика Великобритании в конце 1970-х годов?
7.Как М.Тэтчер предложила решить эти проблемы?
8.За что англичане не любят М.Тэтчер?
9.Что общего и в чем отличия между рейганомикой и тэтчеризмом?
Раздел 6
1.В чем сущность понятия «догоняющий путь развития»?
2.Каковы особенности первой модели догоняющего пути развития и ее результаты?
3.Каковы особенности второй модели догоняющего пути развития и ее результаты?
4.Почему в развивающихся странах существует проблема недопотребления?
5.Почему в развивающихся странах внутренне ограничен экономический прогресс?
6.Почему в развивающихся странах рынок капитала гипертрофирован?
7.Каковы основные направления государственной политики стран с догоняющим типом развития?
8.Какие проблемы не смогли решить страны, идущие по пути догоняющего развития?
Раздел 7
1.Какие глубинные сдвиги формируют новую модель экономического роста в настоящее время?
2.Чем характеризуется «новая нормальность» современной экономики?
3.Почему снизились темпы экономического роста в странах-лидерах мировой экономики?
4.Перед какой главной угрозой стоят экономики развитых стран?
5.Что такое «деглобализация» и почему она сегодня возможна?
6.Почему проблему неравенства доходов сменила проблема неравенства сбережений?
7.Что такое «Вашингтонский консенсус»?
8.Какие проблемы стоят перед экономикой России?
9.Какое государственное регулирование необходимо для России, чтобы решить эти
10.В чем состоит идеологический разрыв России с Западом?
11.Какой может быть модель «особого пути» России?
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
1.Когда история экономики сформировалась как наука?:
а) на "заре" цивилизации;
б) в начале нашего тысячелетия;
в) в начале эры;
г) в 19 веке нашей эры;
2.В какой стране возникла старая экономическая школа?:
а) во Франции;
б) в Германии;
в) в Англии.
3.Что изучает история экономики?:
а) эволюцию научных знаний;
б) историю экономических учений;
в) эволюцию товарно-денежных отношений;
г) роль производительных сил в становлении и развитии общества;
д) эволюцию хозяйственной жизни от первобытнообщинной эпохи до современности на различных этапах развития способов производства отдельных отраслей и стран.
4.Что двигает вперед цивилизацию?:
а) развитие культуры;
б) развитие и использование религиозных учений;
в) развитие производительных сил.
5.Основными критериями периодизации в истории экономики являются:
а) развитие производства;
б) развитие обмена;
в) развитие культуры;
г) развитие научного мышления;
д) развитие производственных отношений.
6.Исторический аспект в системе экономических наук позволяет:
а) делать новые научные открытия;
б) предвидеть эволюцию развития общества;
в) нет правильного ответа.
7.Какую формацию добавлял К.Маркс к общепризнанным в периодизации основой которой является развитие производства?:
а) капиталистическую;
б) коммунистическую;
в) индустриальную.
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
Задание 1. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса»10:
«Источником кризиса 2008 года стала экономика США. По существу, нынешний кризис – это кризис «общества потребления». Потребительские расходы формируют порядка 2/3 ВВП США. Рост совокупного спроса за счет потребительских расходов в течение последних тридцати лет служил источником прироста ВВП, доходов населения и государственного бюджета США. При этом норма сбережений упала с 7-9% (середина 80-х гг. прошлого века) до отрицательного уровня в 2001 году (за счет кредитов). Затем сбережения начали понемногу возрастать, но в 2005-2006 годах американцы перестали откладывать и начали тратить денежные средства, накопленные в предыдущие годы. Факто- ром снижения нормы сбережений были низкие процентные ставки по кредитам, которые почти в неограниченных объемах получали американские банки в Федеральной резервной системе. Главным источником финансирования избыточных расходов на протяжении последних 30 лет в Соединенных Штатах являлось кредитование. С середины 1980-х американцы фактически не только не возвращали кредиты, а наоборот, наращивали их темпами, которые значительно опережали как темпы роста их доходов, так и темпы роста ВВП. Объем финансовых обязательств большинства американских граждан составляет более 140% их годового дохода. Рано
…Кризис 2008 года, начавшийся в CША, стал мировым не только и не столько из-за объективного процесса глобализации, сколько в силу того, что глобализация является однополярной. Послевоенная мировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира, а долларом – функции мировой валюты. Результатом этого является, с одной стороны, быстрое распространение кризиса по всему миру, с другой - возможность для США в той или иной степени влиять на развитие кризиса, переносить центр его тяжести со своей экономики на экономику развивающихся стран».
Задание: как Вы считаете, является ли кризис 2008 мировым или проявлялся только в развитых европейских странах
Задание 2. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса»(см. задание 1) и определите, где начался кризис 2008 года начался:
Задание 3. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса» (см. задание 1) и определите основной причиной кризиса 2008 года
Задание 4. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса» (см. задание 1) и определите основные причины распространения кризиса 2008 года
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Темы рефератов
Раздел 1
1.Азиатский способ производства.
2.Различия между речной цивилизацией и античной.
3.Хозяйство стран междуречья.
4.Особенности транзитной экономики стран Передней Азии.
5.Различия между древними городами на Западе и Востоке.
6.Налоги в древнем мире (на выбор в любой стране древнего мира).
Раздел 2
7.Причины феодальной раздробленности.
8.Крепостное право в странах Западной Европы, России.
9.Различия в развитии феодализма в Англии, Франции, Германии.
10.Ганзейский торгово-политический союз городов Северной Германии.
11.Ремесло, промыслы, государственная промышленность в России в 15-17 вв.
12.Экономика средневековых городов-государств (Венеция, Флоренция и др. – по выбору студентов).
Раздел 3
13. Антверпен – центр мировой торговли в 16 в.
14.Влияние азиатского способа производства во время монгольского ига на дальнейшее экономическое развитие России.
15.Расцвет и упадок экономики Голландии в 16-18 вв.
16.Отличия в развитии капитализма в России и в Западной Европе.
17.Особенности развития капитализма в США.
Раздел 4
19.Английский «колониальный» империализм.
20.Французский «ростовщический» империализм.
21.Германский «юнкерско-буржуазный» империализм.
22.Американский империализм.
23.Особенности японского империализма.
24.Аграрная реформа Столыпина и ее последствия.
25.Условия революционного переворота в России в 1917 г.
Раздел 5
26.Причины мирового кризиса 1929-1933 гг., проявления кризиса в странах Западной Европы, США и Японии.
27.Основные положения и последствия для экономики США «Нового курса» Рузвельта.
28.Экономическая политика фашизма в Германии.
29.Репатриационный «План Дауэса» для спасения германской экономики в 1923 г.
30.Особенности индустриализации в СССР.
31.Характерные черты командно-административной экономической модели.
32.Общие черты и различия между «рейганомикой» и «тэтчеризмом».
Раздел 6.
33.Особенности и результаты догоняющего пути развития Японии.
34.Особенности и результаты догоняющего пути развития Тайланда.
35.Особенности и результаты догоняющего пути развития Сингапура.
36.Особенности и результаты догоняющего пути развития Вьетнама.
37.Экономика и экономическая политика современного Китая.
Раздел 7
38.Теории экономического роста.
39.Причины мирового кризиса 2017-2008 гг. и выход из него главных игроков мировой экономики.
40.Современное социально-экономическое и политическое положение стран с развивающимися рынками.
41.Кризис модели экономического роста России, пути выхода из кризиса.
42.Дискуссия об «особом пути» России
Материалы устного и/или письменного опроса
Раздел 1.
1.Чем различаются речная и античная цивилизации?
2.В чем состоят особенности средиземноморской цивилизации?
3.В чем состоит экономический смысл общественного разделения труда?
4.Какие факты свидетельствуют о том, что экономика древнего мира привязана в первую очередь к фактору производства земля/природа?
5.Что делать стране, если у нее не хватает земли, чтобы вырастить достаточно зерна?
6.Что давала стране международная торговля?
7.Что такое речная цивилизация?
8.Что общего между всеми речными цивилизациями?
9.Какой экономический смысл был в делении населения в древней Индии на касты?
10.В чем состоял экономический смысл корпораций в Китае?
11.Что было главным источником богатства Древнего Рима?
12.Какие были налоги в странах древнего мира? На что они использовались?
13. Каковы были источники богатства стран древнего мира?
14. Почему в древнем мире внутренняя торговля была развита меньше, чем внешняя?
15.Что говорит о том, что древние греки чувствовали себя одним народом?
16.Почему, тем не менее, греческие полисы постоянно воевали друг с другом?
17.Почему в греческих полисах была демократия, а в древнем Китае демократии не было?
Раздел 2
1.Какие факторы производства были задействованы при феодализме?
2.Какие общества развиваются быстрее: оседлые или кочевые?
4.Почему при феодализме рынок был узок? Что и у кого покупали на рынке феодалы?
5.Какая земельная рента – в натуральной или денежной форме – выгодна феодалам, какая крестьянам?
6.Почему феодализм на Востоке существовал долго и развивался медленно, а на Западе – менее долго и быстро?
7.С чем связана аграрная революция в средние века в Западной Европе?
8.Как сказывается переизбыток рабочей силы в стране на темпах экономического роста?
9.Как природно-климатические факторы влияли в средние века на развитие экономики?
10.Где эксплуатация населения – на Востоке или Западе – была в средние века выше?
11.Что такое «принцип майората»? В чем его экономический смысл?
12.Где больше было теневой экономики - на Востоке или Западе?
13. В чем проявлялось огосударствление города на Востоке?
14.Почему город на Западе был катализатором перемен?
15.Почему восточное государство традиционно деспотично?
16.Каким было соотношение «государство – рынок» в западной и восточной моделях феодализма?
17.Чем отличались в эпоху феодализма западно-европейские города от российских?
18.Как сказываются военные победы на обществах кочевого типа производства?
19.Был ли феодализм в США?
Раздел 3
1.В чем состояли предпосылки великих географических открытий?
2.Каковы были последствия великих географических открытий?
3.Чем была вызвана «революция цен»?
4.Почему экономики Англии, Голландии быстро выросли, а Испании и Португалии разорились?
5.Чем отличается биржа от ярмарки?
6.Почему в России долгое время существовало крепостное право?
7.Что является предпосылками капитализма?
8.Чем отличается городской житель от деревенского?
9.Почему на востоке России на большой территории было мало капитализма? Чего не хватало?
10.В чем состояли особенности капитализма в Англии?
11.В чем состояли особенности капитализма во Франции?
12.В чем состояли особенности капитализма в Германии?
13.В чем состояли особенности капитализма в США?
14.В чем состояли особенности капитализма в России?
Раздел 4
1.Чем классический капитализм отличается от монополистического?
2.Какая была энергетическая база при капитализме, какая при империализме?
3.Равномерно ли развивались страны при империализме? Почему?
4.Какие отрасли экономики были электрифицированы при империализме?
5.Какие страны оказались впереди на переходе 19 и 20 веков?
6.Почему США развивались быстрее других стран?
7.Какие новые формы собственности появились при империализме?
8.Что входило в государственную экономику?
9.Что может быть муниципальной формой собственности? Зачем она нужна?
10.Зачем создавались акционерные общества?
11.Чем трест отличается от концерна?
12.Чем картель отличается от синдиката?
13.В чем состояли экономические причины начала Первой мировой войны?
Раздел 5
1.В чем состояла необходимость государственного регулирования капиталистической экономики в первой половине 20-го века?
2.Каковы были основные методы государственного регулирования в капиталистических странах?
4.Какие были методы рейганомики?
5.Каковы были результаты рейганомики?
6.С какими проблемами столкнулась экономика Великобритании в клнце 1970-х годов?
7.Как М.Тэтчер предложила решить эти проблемы?
8.За что англичане не любят М.Тэтчер?
9.Что общего и в чем отличия между рейганомикой и тэтчеризмом?
Раздел 6
1.В чем сущность понятия «догоняющий путь развития»?
2.Каковы особенности первой модели догоняющего пути развития и ее результаты?
3.Каковы особенности второй модели догоняющего пути развития и ее результаты?
4.Почему в развивающихся странах существует проблема недопотребления?
5.Почему в развивающихся странах внутренне ограничен экономический прогресс?
6.Почему в развивающихся странах рынок капитала гипертрофирован?
7.Каковы основные направления государственной политики стран с догоняющим типом развития?
8.Какие проблемы не смогли решить страны, идущие по пути догоняющего развития?
Раздел 7
1.Какие глубинные сдвиги формируют новую модель экономического роста в настоящее время?
2.Чем характеризуется «новая нормальность» современной экономики?
3.Почему снизились темпы экономического роста в странах-лидерах мировой экономики?
4.Перед какой главной угрозой стоят экономики развитых стран?
5.Что такое «деглобализация» и почему она сегодня возможна?
6.Почему проблему неравенства доходов сменила проблема неравенства сбережений?
7.Что такое «Вашингтонский консенсус»?
8.Какие проблемы стоят перед экономикой России?
9.Какое государственное регулирование необходимо для России, чтобы решить эти проблемы?
10.В чем состоит идеологический разрыв России с Западом?
11.Какой может быть модель «особого пути» России?
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
(16 посадочных места).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.