2024-2025_v38_03_01_2023_plx_История экономики_Экономика предприятий и организаций
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.01.01 История экономики
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-5.1 Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
 
УК-5.2 Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
 
УК-5.3 Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
 
УК-5.4 Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
УК-5 
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-6.1 Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
 
УК-6.2 Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
 
УК-6.3 Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
УК-6 
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;реферат .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
История экономики
 
1.1
Особенности экономики древнего мира, речная и античная цивилизации Главные факторы производства, особенности распределения, обмена и потребления  в экономике древнего мира. Источники роста богатства стран древнего мира. Особенности экономики стран, относящихся к речной цивилизации: Двуречье,  Египет, Китай, Индия. Азиатский способ производства. Особенности экономики античной цивилизации. Экономическое развитие Древней Греции: от военной демократии к государствам-полисам и колониям, особенности развития сельского хозяйства, ремесел и торговли. Экономическое развитие Древнего Рима: основные периоды развития, два типа хозяйств – латифундии и виллы. Кризис рабовладельческой системы. Особенности транзитной экономики стран Восточного Средиземноморья: Сирии, Финикии, Палестины. Угрозы стабильности экономике древнего мира. Способы обеспечения стабильности. Причины упадка экономики стран древнего мира
0
0
0
15
15
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.2
Особенности экономики феодализма, экономика степных кочевников Особенности феодальной экономики:  характер производства, основные факторы производства, отличие эволюции рабовладельческого и феодального обществ, феодальная рента. Этапы развития феодализма в Западной Европе. Экономика Королевства франков (6-9 вв.), причины распада Королевства. Роль крестовых походов в развитии экономики Западной Европы в 11-13 вв. Коммутация: сущность, этапы, особенности в Англии и Франции. «Повторное крепостничество». Средневековый город в Западной Европе: причины возникновения и быстрого роста, города-коммуны, города-государства. Особенности средневекового города  в Китае. Цеха – корпорации при феодализме. Особенности торговли при феодализме, южный и северный морские торговые пути. Особенности феодальной экономики России в 15-17 вв., образование российского рынка. Экономика степных кочевников. Социально-экономическая организация кочевых народов: особенности кочевого типа производства и образа жизни, причины гибели
1
0
1
13
15
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.3
Переход экономики феодализма к экономике капитализма в 16-18 вв Причины, предпосылки, последствия Великих географических открытий  в 15-17 вв.  «Революция цен», изменение расстановки сил в мире, переворот в европейской торговле, уничтожение средневековых торговых монополий, рождение колониальной системы. Роль Великих географических открытий в разложении феодализма и переходу к капитализму стран Западной Европы. Первоначальное накопление и накопление капитала. Особенности перехода к капитализму Англии: мануфактурный период, первый промышленный переворот, банки, решение аграрного вопроса, «навигационный акт». Особенности развития капитализма в Голландии, роль Ост-Индской компании в развитии голландского капитализма. Развитие капитализма во Франции. Особенности перехода к капитализму России в 18 в.: мануфактурный период, пути преодоления недостатка капиталов, власть государства над промышленностью, развитие сельского хозяйства, торговли, транспорта, финансов. Кризис феодально-крепостнической системы России в сельском хозяйстве, в крепостной промышленности в 19 в., крестьянская реформа. Особенности перехода к капитализму Японии
1
0
1
13
15
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.4
Особенности экономики капитализма эпохи империализма Особенности империалистической стадии капитализма (по В.И.Ленину). Особенности империализма в разных странах: английский «колониальный» империализм; французский «ростовщический», германский «юнкерско-буржуазный», японский, американский империализм. Причины начала Первой мировой войны, ее последствия для экономик стран-участниц. Особенности экономики России в период империализма (1900-1917 гг.): развитие сельского хозяйства, переселенческая реформа Столыпина; структура промышленности; торговля; монополии; особенности финансовой системы; банковские и финансово-промышленные группы; экономическая политика С.Ю. Витте; промышленный подъем в 1910-1913 гг.; государственный сектор экономики накануне Первой мировой войны; кризис финансовой системы, распад внутреннего рынка, паралич транспорта в конце 1917 г
1
0
1
13
15
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.5
Регулируемый капитализм. Становление и развитие командно-административной модели экономики СССР Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: причины, проявление в разных странах, последствия для развития мирового хозяйства. Модели выхода из кризиса, предложенные США и Германией. Становление системы регулируемого капитализма. Либерально-демократическая модель регулирования капитализма США: основные направления «Нового курса» Рузвельта, федеральная система социального страхования. Тоталитарная модель регулирования капитализма Германии: экономическая политика фашизма, всеобщая милитаризация, принудительное синдицирование, всеобщая принудительная трудовая повинность, уничтожение системы социальной защиты и социального страхования. Становление и развитие командно-административной модели экономики в СССР: реформы и контрреформы 1920-х гг., завершение программы индустриализации и формирование государственного социализма. Трансформация капитализма после Второй мировой войны. Сущность, методы, последствия политики «рейганомики» в США. Сущность, методы, последствия политики «тэтчеризма» в Великобритании. Экономика СССР после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. до начала 1990-х гг.: успехи, трудности, распад СССР
1
0
1
13
15
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.6
Экономика стран, вставших на путь догоняющего развития в 20-м веке 2 модели так называемого «догоняющего развития». Причины провала второй модели. Односторонность индустриального развития. Недопотребление населения. Преобладание экстенсивных методов развития. Гипертрофированный рынок капитала в 80-90-е гг. углублял односторонность экономики. Ориентация на экспорт – идеологическая основа азиатской модели индустриализации. Абсолютная технологическая и интеллектуальная зависимость от запада
2
0
2
12
16
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.7
Состояние и перспективы мировой экономики и экономики России Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: причины, проявление в разных странах, последствия для развития мирового хозяйства. Модели выхода из кризиса, предложенные США и Германией. Становление системы регулируемого капитализма. Либерально-демократическая модель регулирования капитализма США: основные направления «Нового курса» Рузвельта, федеральная система социального страхования. Тоталитарная модель регулирования капитализма Германии: экономическая политика фашизма, всеобщая милитаризация, принудительное синдицирование, всеобщая принудительная трудовая повинность, уничтожение системы социальной защиты и социального страхования. Становление и развитие командно-административной модели экономики в СССР: реформы и контрреформы 1920-х гг., завершение программы индустриализации и формирование государственного социализма. Трансформация капитализма после Второй мировой войны. Сущность, методы, последствия политики «рейганомики» в США. Сущность, методы, последствия политики «тэтчеризма» в Великобритании. Экономика СССР после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. до начала 1990-х гг.: успехи, трудности, распад СССР
2
0
2
12
17
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
Всего часов:
8
0
8
91
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
 
Социология и политология
 
Основы профилактики и противодействия терроризму и экстремизму
 
Менеджмент
 
Философия
 
История России
 
Маркетинг
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-5.1 Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
 
УК-5.2 Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
 
УК-5.3 Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
 
УК-5.4 Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
УК-5 
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-6.1 Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
УК-6 
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.2 Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
 
УК-6.3 Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
УК-6 
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 1 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
24
4
108
25
83
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
8
8
8
Практические занятия (Пр)
16
4
16
16
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
83
83
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
История экономики
 
1.1
Особенности экономики древнего мира, речная и античная цивилизации Главные факторы производства, особенности распределения, обмена и потребления  в экономике древнего мира. Источники роста богатства стран древнего мира. Особенности экономики стран, относящихся к речной цивилизации: Двуречье,  Египет, Китай, Индия. Азиатский способ производства. Особенности экономики античной цивилизации. Экономическое развитие Древней Греции: от военной демократии к государствам-полисам и колониям, особенности развития сельского хозяйства, ремесел и торговли. Экономическое развитие Древнего Рима: основные периоды развития, два типа хозяйств – латифундии и виллы. Кризис рабовладельческой системы. Особенности транзитной экономики стран Восточного Средиземноморья: Сирии, Финикии, Палестины. Угрозы стабильности экономике древнего мира. Способы обеспечения стабильности. Причины упадка экономики стран древнего мира
0
0
0
15
15
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.2
Особенности экономики феодализма, экономика степных кочевников Особенности феодальной экономики:  характер производства, основные факторы производства, отличие эволюции рабовладельческого и феодального обществ, феодальная рента. Этапы развития феодализма в Западной Европе. Экономика Королевства франков (6-9 вв.), причины распада Королевства. Роль крестовых походов в развитии экономики Западной Европы в 11-13 вв. Коммутация: сущность, этапы, особенности в Англии и Франции. «Повторное крепостничество». Средневековый город в Западной Европе: причины возникновения и быстрого роста, города-коммуны, города-государства. Особенности средневекового города  в Китае. Цеха – корпорации при феодализме. Особенности торговли при феодализме, южный и северный морские торговые пути. Особенности феодальной экономики России в 15-17 вв., образование российского рынка. Экономика степных кочевников. Социально-экономическая организация кочевых народов: особенности кочевого типа производства и образа жизни, причины гибели
1
0
1
13
15
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.3
Переход экономики феодализма к экономике капитализма в 16-18 вв Причины, предпосылки, последствия Великих географических открытий  в 15-17 вв.  «Революция цен», изменение расстановки сил в мире, переворот в европейской торговле, уничтожение средневековых торговых монополий, рождение колониальной системы. Роль Великих географических открытий в разложении феодализма и переходу к капитализму стран Западной Европы. Первоначальное накопление и накопление капитала. Особенности перехода к капитализму Англии: мануфактурный период, первый промышленный переворот, банки, решение аграрного вопроса, «навигационный акт». Особенности развития капитализма в Голландии, роль Ост-Индской компании в развитии голландского капитализма. Развитие капитализма во Франции. Особенности перехода к капитализму России в 18 в.: мануфактурный период, пути преодоления недостатка капиталов, власть государства над промышленностью, развитие сельского хозяйства, торговли, транспорта, финансов. Кризис феодально-крепостнической системы России в сельском хозяйстве, в крепостной промышленности в 19 в., крестьянская реформа. Особенности перехода к капитализму Японии
1
0
1
13
15
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.4
Особенности экономики капитализма эпохи империализма Особенности империалистической стадии капитализма (по В.И.Ленину). Особенности империализма в разных странах: английский «колониальный» империализм; французский «ростовщический», германский «юнкерско-буржуазный», японский, американский империализм. Причины начала Первой мировой войны, ее последствия для экономик стран-участниц. Особенности экономики России в период империализма (1900-1917 гг.): развитие сельского хозяйства, переселенческая реформа Столыпина; структура промышленности; торговля; монополии; особенности финансовой системы; банковские и финансово-промышленные группы; экономическая политика С.Ю. Витте; промышленный подъем в 1910-1913 гг.; государственный сектор экономики накануне Первой мировой войны; кризис финансовой системы, распад внутреннего рынка, паралич транспорта в конце 1917 г
1
0
1
13
15
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.5
Регулируемый капитализм. Становление и развитие командно-административной модели экономики СССР Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: причины, проявление в разных странах, последствия для развития мирового хозяйства. Модели выхода из кризиса, предложенные США и Германией. Становление системы регулируемого капитализма. Либерально-демократическая модель регулирования капитализма США: основные направления «Нового курса» Рузвельта, федеральная система социального страхования. Тоталитарная модель регулирования капитализма Германии: экономическая политика фашизма, всеобщая милитаризация, принудительное синдицирование, всеобщая принудительная трудовая повинность, уничтожение системы социальной защиты и социального страхования. Становление и развитие командно-административной модели экономики в СССР: реформы и контрреформы 1920-х гг., завершение программы индустриализации и формирование государственного социализма. Трансформация капитализма после Второй мировой войны. Сущность, методы, последствия политики «рейганомики» в США. Сущность, методы, последствия политики «тэтчеризма» в Великобритании. Экономика СССР после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. до начала 1990-х гг.: успехи, трудности, распад СССР
1
0
1
13
15
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.6
Экономика стран, вставших на путь догоняющего развития в 20-м веке 2 модели так называемого «догоняющего развития». Причины провала второй модели. Односторонность индустриального развития. Недопотребление населения. Преобладание экстенсивных методов развития. Гипертрофированный рынок капитала в 80-90-е гг. углублял односторонность экономики. Ориентация на экспорт – идеологическая основа азиатской модели индустриализации. Абсолютная технологическая и интеллектуальная зависимость от запада
2
0
2
12
16
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
1.7
Состояние и перспективы мировой экономики и экономики России Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: причины, проявление в разных странах, последствия для развития мирового хозяйства. Модели выхода из кризиса, предложенные США и Германией. Становление системы регулируемого капитализма. Либерально-демократическая модель регулирования капитализма США: основные направления «Нового курса» Рузвельта, федеральная система социального страхования. Тоталитарная модель регулирования капитализма Германии: экономическая политика фашизма, всеобщая милитаризация, принудительное синдицирование, всеобщая принудительная трудовая повинность, уничтожение системы социальной защиты и социального страхования. Становление и развитие командно-административной модели экономики в СССР: реформы и контрреформы 1920-х гг., завершение программы индустриализации и формирование государственного социализма. Трансформация капитализма после Второй мировой войны. Сущность, методы, последствия политики «рейганомики» в США. Сущность, методы, последствия политики «тэтчеризма» в Великобритании. Экономика СССР после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. до начала 1990-х гг.: успехи, трудности, распад СССР
2
0
2
12
17
УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3
 
Всего часов:
8
0
8
91
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Особенности экономики феодализма, экономика степных кочевников Особенности феодальной экономики:  характер производства, основные факторы производства, отличие эволюции рабовладельческого и феодального обществ, феодальная рента. Этапы развития феодализма в Западной Европе. Экономика Королевства франков (6-9 вв.), причины распада Королевства. Роль крестовых походов в развитии экономики Западной Европы в 11-13 вв. Коммутация: сущность, этапы, особенности в Англии и Франции. «Повторное крепостничество». Средневековый город в Западной Европе: причины возникновения и быстрого роста, города-коммуны, города-государства. Особенности средневекового города  в Китае. Цеха – корпорации при феодализме. Особенности торговли при феодализме, южный и северный морские торговые пути. Особенности феодальной экономики России в 15-17 вв., образование российского рынка. Экономика степных кочевников. Социально-экономическая организация кочевых народов: особенности кочевого типа производства и образа жизни, причины гибели

Особенности экономики феодализма, экономика степных кочевников

 
Переход экономики феодализма к экономике капитализма в 16-18 вв Причины, предпосылки, последствия Великих географических открытий  в 15-17 вв.  «Революция цен», изменение расстановки сил в мире, переворот в европейской торговле, уничтожение средневековых торговых монополий, рождение колониальной системы. Роль Великих географических открытий в разложении феодализма и переходу к капитализму стран Западной Европы. Первоначальное накопление и накопление капитала. Особенности перехода к капитализму Англии: мануфактурный период, первый промышленный переворот, банки, решение аграрного вопроса, «навигационный акт». Особенности развития капитализма в Голландии, роль Ост-Индской компании в развитии голландского капитализма. Развитие капитализма во Франции. Особенности перехода к капитализму России в 18 в.: мануфактурный период, пути преодоления недостатка капиталов, власть государства над промышленностью, развитие сельского хозяйства, торговли, транспорта, финансов. Кризис феодально-крепостнической системы России в сельском хозяйстве, в крепостной промышленности в 19 в., крестьянская реформа. Особенности перехода к капитализму Японии

Переход экономики феодализма к экономике капитализма в 16-18 вв

 
Особенности экономики капитализма эпохи империализма Особенности империалистической стадии капитализма (по В.И.Ленину). Особенности империализма в разных странах: английский «колониальный» империализм; французский «ростовщический», германский «юнкерско-буржуазный», японский, американский империализм. Причины начала Первой мировой войны, ее последствия для экономик стран-участниц. Особенности экономики России в период империализма (1900-1917 гг.): развитие сельского хозяйства, переселенческая реформа Столыпина; структура промышленности; торговля; монополии; особенности финансовой системы; банковские и финансово-промышленные группы; экономическая политика С.Ю. Витте; промышленный подъем в 1910-1913 гг.; государственный сектор экономики накануне Первой мировой войны; кризис финансовой системы, распад внутреннего рынка, паралич транспорта в конце 1917 г

Особенности экономики капитализма эпохи империализма

 
Регулируемый капитализм. Становление и развитие командно-административной модели экономики СССР Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: причины, проявление в разных странах, последствия для развития мирового хозяйства. Модели выхода из кризиса, предложенные США и Германией. Становление системы регулируемого капитализма. Либерально-демократическая модель регулирования капитализма США: основные направления «Нового курса» Рузвельта, федеральная система социального страхования. Тоталитарная модель регулирования капитализма Германии: экономическая политика фашизма, всеобщая милитаризация, принудительное синдицирование, всеобщая принудительная трудовая повинность, уничтожение системы социальной защиты и социального страхования. Становление и развитие командно-административной модели экономики в СССР: реформы и контрреформы 1920-х гг., завершение программы индустриализации и формирование государственного социализма. Трансформация капитализма после Второй мировой войны. Сущность, методы, последствия политики «рейганомики» в США. Сущность, методы, последствия политики «тэтчеризма» в Великобритании. Экономика СССР после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. до начала 1990-х гг.: успехи, трудности, распад СССР

Регулируемый капитализм. Становление и развитие командно-административной модели экономики СССР

 
Экономика стран, вставших на путь догоняющего развития в 20-м веке 2 модели так называемого «догоняющего развития». Причины провала второй модели. Односторонность индустриального развития. Недопотребление населения. Преобладание экстенсивных методов развития. Гипертрофированный рынок капитала в 80-90-е гг. углублял односторонность экономики. Ориентация на экспорт – идеологическая основа азиатской модели индустриализации. Абсолютная технологическая и интеллектуальная зависимость от запада

Экономика стран, вставших на путь догоняющего развития в 20-м веке

 
Состояние и перспективы мировой экономики и экономики России Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: причины, проявление в разных странах, последствия для развития мирового хозяйства. Модели выхода из кризиса, предложенные США и Германией. Становление системы регулируемого капитализма. Либерально-демократическая модель регулирования капитализма США: основные направления «Нового курса» Рузвельта, федеральная система социального страхования. Тоталитарная модель регулирования капитализма Германии: экономическая политика фашизма, всеобщая милитаризация, принудительное синдицирование, всеобщая принудительная трудовая повинность, уничтожение системы социальной защиты и социального страхования. Становление и развитие командно-административной модели экономики в СССР: реформы и контрреформы 1920-х гг., завершение программы индустриализации и формирование государственного социализма. Трансформация капитализма после Второй мировой войны. Сущность, методы, последствия политики «рейганомики» в США. Сущность, методы, последствия политики «тэтчеризма» в Великобритании. Экономика СССР после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. до начала 1990-х гг.: успехи, трудности, распад СССР

Состояние и перспективы мировой экономики и экономики России

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Особенности экономики феодализма, экономика степных кочевников
1
 
2
1
Переход экономики феодализма к экономике капитализма в 16-18 вв
1
 
3
1
Особенности экономики капитализма эпохи империализма
1
 
4
1
Регулируемый капитализм. Становление и развитие командно-административной модели экономики СССР
1
 
5
1
Экономика стран, вставших на путь догоняющего развития в 20-м веке
2
 
6
1
Состояние и перспективы мировой экономики и экономики России
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
письменный опрос
ПО
 
3
реферат
реферат
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
УК-5 
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
УК-6 
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
История экономики
x
Зачет
История экономической мысли
x
Зачет
История России
x
x
Зачет,Экзамен
Философия
x
Экзамен
Основы российской государственности
x
Зачет с оценкой
 
Социология и политология
x
Зачет
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Основы профилактики и противодействия терроризму и экстремизму
x
Зачет
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
История экономики
x
Зачет
История экономической мысли
x
Зачет
Менеджмент
x
Экзамен
Маркетинг
x
Экзамен
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-5.1 Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-5.2 Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-5.3 Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-5.4 Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-6.1 Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-6.2 Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-6.3 Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
 
(модулю).

Раздел 1.

1.Чем различаются речная и античная цивилизации?

2.В чем состоят особенности средиземноморской цивилизации?

3.В чем состоит экономический смысл общественного разделения труда?

4.Какие факты свидетельствуют о том, что экономика древнего мира привязана в первую очередь к фактору производства земля/природа?

5.Что делать стране, если у нее не хватает земли, чтобы вырастить достаточно зерна?

6.Что давала стране международная торговля?

7.Что такое речная цивилизация?

8.Что общего между всеми речными цивилизациями?

9.Какой экономический смысл был в делении населения в древней Индии на касты?

10.В чем состоял экономический смысл корпораций в Китае?

11.Что было главным источником богатства Древнего Рима?

12.Какие были налоги в странах древнего мира? На что они использовались?

13. Каковы были источники богатства стран древнего мира?

14. Почему в древнем мире внутренняя торговля была развита меньше, чем внешняя?

15.Что говорит о том, что древние греки чувствовали себя одним народом?

16.Почему, тем не менее, греческие полисы постоянно воевали друг с другом?

17.Почему в греческих полисах была демократия, а в древнем Китае демократии не было?

Раздел 2

1.Какие факторы производства были задействованы при феодализме?

2.Какие общества развиваются быстрее: оседлые или кочевые?

3.Как возникает феодальное общество?

4.Почему при феодализме рынок был узок? Что и у кого покупали на рынке феодалы?

5.Какая земельная рента – в натуральной или денежной форме – выгодна феодалам, какая крестьянам?

6.Почему феодализм на Востоке существовал долго и развивался медленно, а на Западе – менее долго и быстро?

7.С чем связана аграрная революция в средние века в Западной Европе?

8.Как сказывается переизбыток рабочей силы в стране на  темпах экономического роста?

9.Как природно-климатические факторы влияли в средние века на развитие экономики?

10.Где эксплуатация населения – на Востоке или Западе – была в средние века выше?

11.Что такое «принцип майората»? В чем его экономический смысл?

12.Где больше было теневой экономики - на Востоке или Западе?

13. В чем проявлялось огосударствление города на Востоке?

14.Почему город на Западе был катализатором перемен?

15.Почему восточное государство традиционно деспотично?

16.Каким было соотношение «государство – рынок» в западной и восточной моделях феодализма?

17.Чем отличались в эпоху феодализма западно-европейские города от российских?

18.Как сказываются военные победы на обществах кочевого типа производства?

19.Был ли феодализм в США?

Раздел 3

1.В чем состояли предпосылки великих географических открытий?

2.Каковы были последствия великих географических открытий?

3.Чем была вызвана «революция цен»?

4.Почему экономики  Англии, Голландии быстро выросли, а Испании и Португалии разорились?

5.Чем отличается биржа от ярмарки?

6.Почему в России долгое время существовало крепостное право?

7.Что является предпосылками капитализма?

8.Чем отличается городской житель от деревенского?

9.Почему на востоке России на большой территории было мало капитализма? Чего не

 
хватало?

10.В чем состояли особенности капитализма в Англии?

11.В чем состояли особенности капитализма во Франции?

12.В чем состояли особенности капитализма в Германии?

13.В чем состояли особенности капитализма в США?

14.В чем состояли особенности капитализма в России?

Раздел 4

1.Чем классический капитализм отличается от монополистического?

2.Какая была энергетическая база при капитализме, какая при империализме?

3.Равномерно ли развивались страны при империализме? Почему?

4.Какие отрасли экономики были электрифицированы при империализме?

5.Какие страны оказались впереди на переходе 19 и 20 веков?

6.Почему США развивались быстрее других стран?

7.Какие новые формы собственности появились при империализме?

8.Что входило в государственную экономику?

9.Что может быть муниципальной формой собственности? Зачем она нужна?

10.Зачем создавались акционерные общества?

11.Чем трест отличается от концерна?

12.Чем картель отличается от синдиката?

13.В чем состояли экономические причины начала Первой мировой войны?

Раздел 5

1.В чем состояла необходимость государственного регулирования капиталистической экономики в первой половине 20-го века?

2.Каковы были основные методы государственного регулирования в капиталистических странах?

3.В чем состояла идея Р. Рейгана, как преодолеть кризис экономики США в 1970-е годы?

4.Какие были методы рейганомики?

5.Каковы были результаты рейганомики?

6.С какими проблемами столкнулась экономика Великобритании в конце 1970-х годов?

7.Как М.Тэтчер предложила  решить эти проблемы?

8.За что англичане не любят М.Тэтчер?

9.Что общего и в чем отличия между рейганомикой и тэтчеризмом?

Раздел 6

1.В чем сущность понятия «догоняющий путь развития»?

2.Каковы особенности первой модели догоняющего пути развития и ее результаты?

3.Каковы особенности второй модели догоняющего пути развития и ее результаты?

4.Почему в развивающихся странах существует проблема недопотребления?

5.Почему в развивающихся странах внутренне ограничен экономический прогресс?

6.Почему в развивающихся странах рынок капитала гипертрофирован?

7.Каковы основные направления государственной политики стран с догоняющим типом развития?

8.Какие проблемы не смогли решить страны, идущие по пути догоняющего развития?

Раздел 7

1.Какие глубинные сдвиги формируют новую модель экономического роста в настоящее время?

2.Чем характеризуется «новая нормальность» современной экономики?

3.Почему снизились темпы экономического роста в странах-лидерах мировой экономики?

4.Перед какой главной угрозой стоят экономики развитых стран?

5.Что такое «деглобализация» и почему она сегодня возможна?

6.Почему проблему неравенства доходов сменила проблема неравенства сбережений?

7.Что такое «Вашингтонский консенсус»?

8.Какие проблемы стоят перед экономикой России?

9.Какое государственное регулирование необходимо для России, чтобы решить эти

 
проблемы?

10.В чем состоит идеологический разрыв России с Западом?

11.Какой может быть модель «особого пути» России?

Задания для проверки результатов обучения «уметь».

1.Когда история экономики сформировалась как наука?:

а) на "заре" цивилизации;

б) в начале нашего тысячелетия;

в) в начале эры;

г) в 19 веке нашей эры;

2.В какой стране возникла старая экономическая школа?:

а) во Франции;

б) в Германии;

в) в Англии.

3.Что изучает история экономики?:

а) эволюцию научных знаний;

б) историю экономических учений;

в) эволюцию товарно-денежных отношений;

г) роль производительных сил в становлении и развитии общества;

д) эволюцию хозяйственной жизни от первобытнообщинной эпохи до современности на различных этапах развития способов производства отдельных отраслей и стран.

4.Что двигает вперед цивилизацию?:

а) развитие культуры;

б) развитие и использование религиозных учений;

в) развитие производительных сил.

5.Основными критериями периодизации в истории экономики являются:

а) развитие производства;

б) развитие обмена;

в) развитие культуры;

г) развитие научного мышления;

д) развитие производственных отношений.

6.Исторический аспект в системе экономических наук позволяет:

а) делать новые научные открытия;

б) предвидеть эволюцию развития общества;

в) нет правильного ответа.

7.Какую формацию добавлял К.Маркс к общепризнанным в периодизации основой которой является развитие производства?:

а) капиталистическую;

б) коммунистическую;

в) индустриальную.

Задания для проверки результатов обучения «владеть».

Задание 1. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса»10:

«Источником кризиса 2008 года стала экономика США. По существу, нынешний кризис – это кризис «общества потребления». Потребительские расходы формируют порядка 2/3 ВВП США. Рост совокупного спроса за счет потребительских  расходов  в  течение  последних  тридцати  лет  служил источником прироста ВВП, доходов населения и государственного бюджета США. При этом норма сбережений упала с 7-9% (середина 80-х гг. прошлого века) до отрицательного уровня в 2001 году (за счет кредитов). Затем сбережения начали понемногу возрастать, но в 2005-2006 годах американцы перестали откладывать  и начали тратить денежные средства, накопленные в предыдущие годы. Факто- ром снижения нормы сбережений были низкие процентные ставки по кредитам, которые почти в неограниченных объемах получали американские банки в Федеральной резервной системе. Главным источником финансирования избыточных расходов на протяжении последних 30 лет в Соединенных Штатах являлось кредитование. С середины 1980-х американцы фактически не только не возвращали кредиты, а наоборот, наращивали их темпами, которые значительно опережали как темпы роста их доходов, так и темпы роста ВВП. Объем финансовых обязательств большинства американских граждан составляет более 140% их годового дохода. Рано

 
или поздно эта пирамида должна была разрушиться. Большинство домохозяйств США уже не могли брать новые кредиты. Они должны были прекратить наращивать объемы потребления и перейти к возврату накопленных долгов, сокращению кредитной задолженности. Но многие и этого уже делать не могли и начали отказываться от приобретенных в кредит домов, автомобилей и т.п. Это, в свою очередь, привело к обвалу рынков автомобилей и недвижимости, по цепочке вызвало кризис в других секторах американской экономики и стало причиной резкого падения курса большинства ценных бумаг на американском фондовом рынке…

…Кризис 2008 года, начавшийся в CША, стал мировым не только и не столько из-за объективного процесса глобализации, сколько в силу того, что глобализация является однополярной. Послевоенная мировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира, а долларом – функции мировой валюты. Результатом этого является, с одной стороны, быстрое распространение кризиса по всему миру, с другой - возможность для США в той или иной степени влиять на развитие кризиса, переносить центр его тяжести со своей экономики на экономику развивающихся стран».

Задание: как Вы считаете, является ли кризис 2008 мировым или проявлялся только в развитых европейских странах

Задание 2. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса»(см. задание 1) и определите, где начался кризис 2008 года начался:

Задание 3. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса» (см. задание 1) и определите основной причиной кризиса 2008 года

Задание 4. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса» (см. задание 1) и определите основные причины распространения кризиса 2008 года

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Темы рефератов

Раздел 1

1.Азиатский способ производства.

2.Различия между речной цивилизацией и античной.

3.Хозяйство стран междуречья.

4.Особенности транзитной экономики стран Передней Азии.

5.Различия между древними городами на Западе и Востоке.

6.Налоги в древнем мире (на выбор в любой стране древнего мира).

Раздел 2

7.Причины феодальной раздробленности.

8.Крепостное право в странах Западной Европы, России.

9.Различия в развитии феодализма в Англии, Франции, Германии.

10.Ганзейский торгово-политический союз городов Северной Германии.

11.Ремесло, промыслы, государственная промышленность в России в 15-17 вв.

12.Экономика средневековых городов-государств (Венеция, Флоренция и др. – по выбору студентов).

Раздел 3

13. Антверпен – центр мировой торговли в 16 в.

14.Влияние азиатского способа производства во время монгольского ига на дальнейшее экономическое развитие России.

15.Расцвет и упадок экономики Голландии в 16-18 вв.

16.Отличия в развитии капитализма в России и в Западной Европе.

17.Особенности развития капитализма в США.

 
18.Особенности развития капитализма в Германии.

Раздел 4

19.Английский «колониальный» империализм.

20.Французский «ростовщический» империализм.

21.Германский «юнкерско-буржуазный» империализм.

22.Американский империализм.

23.Особенности японского империализма.

24.Аграрная реформа Столыпина и ее последствия.

25.Условия революционного переворота в России в 1917 г.

Раздел 5

26.Причины мирового кризиса 1929-1933 гг., проявления кризиса в странах Западной Европы, США и Японии.

27.Основные положения и последствия для экономики США «Нового курса» Рузвельта.

28.Экономическая политика фашизма в Германии.

29.Репатриационный «План Дауэса» для спасения германской экономики в 1923 г.

30.Особенности индустриализации в СССР.

31.Характерные черты командно-административной экономической модели.

32.Общие черты и различия между «рейганомикой» и «тэтчеризмом».

Раздел 6.

33.Особенности и результаты догоняющего пути развития Японии.

34.Особенности и результаты догоняющего пути развития Тайланда.

35.Особенности и результаты догоняющего пути развития Сингапура.

36.Особенности и результаты догоняющего пути развития Вьетнама.

37.Экономика и экономическая политика современного Китая.

Раздел 7

38.Теории экономического роста.

39.Причины мирового кризиса 2017-2008 гг. и выход из него главных игроков мировой экономики.

40.Современное социально-экономическое и политическое положение стран с развивающимися рынками.

41.Кризис модели экономического роста России, пути выхода из кризиса.

42.Дискуссия об «особом пути» России

Материалы устного и/или письменного опроса

Раздел 1.

1.Чем различаются речная и античная цивилизации?

2.В чем состоят особенности средиземноморской цивилизации?

3.В чем состоит экономический смысл общественного разделения труда?

4.Какие факты свидетельствуют о том, что экономика древнего мира привязана в первую очередь к фактору производства земля/природа?

5.Что делать стране, если у нее не хватает земли, чтобы вырастить достаточно зерна?

6.Что давала стране международная торговля?

7.Что такое речная цивилизация?

8.Что общего между всеми речными цивилизациями?

9.Какой экономический смысл был в делении населения в древней Индии на касты?

10.В чем состоял экономический смысл корпораций в Китае?

11.Что было главным источником богатства Древнего Рима?

12.Какие были налоги в странах древнего мира? На что они использовались?

13. Каковы были источники богатства стран древнего мира?

14. Почему в древнем мире внутренняя торговля была развита меньше, чем внешняя?

15.Что говорит о том, что древние греки чувствовали себя одним народом?

16.Почему, тем не менее, греческие полисы постоянно воевали друг с другом?

17.Почему в греческих полисах была демократия, а в древнем Китае демократии не было?

Раздел 2

1.Какие факторы производства были задействованы при феодализме?

2.Какие общества развиваются быстрее: оседлые или кочевые?

 
3.Как возникает феодальное общество?

4.Почему при феодализме рынок был узок? Что и у кого покупали на рынке феодалы?

5.Какая земельная рента – в натуральной или денежной форме – выгодна феодалам, какая крестьянам?

6.Почему феодализм на Востоке существовал долго и развивался медленно, а на Западе – менее долго и быстро?

7.С чем связана аграрная революция в средние века в Западной Европе?

8.Как сказывается переизбыток рабочей силы в стране на  темпах экономического роста?

9.Как природно-климатические факторы влияли в средние века на развитие экономики?

10.Где эксплуатация населения – на Востоке или Западе – была в средние века выше?

11.Что такое «принцип майората»? В чем его экономический смысл?

12.Где больше было теневой экономики - на Востоке или Западе?

13. В чем проявлялось огосударствление города на Востоке?

14.Почему город на Западе был катализатором перемен?

15.Почему восточное государство традиционно деспотично?

16.Каким было соотношение «государство – рынок» в западной и восточной моделях феодализма?

17.Чем отличались в эпоху феодализма западно-европейские города от российских?

18.Как сказываются военные победы на обществах кочевого типа производства?

19.Был ли феодализм в США?

Раздел 3

1.В чем состояли предпосылки великих географических открытий?

2.Каковы были последствия великих географических открытий?

3.Чем была вызвана «революция цен»?

4.Почему экономики  Англии, Голландии быстро выросли, а Испании и Португалии разорились?

5.Чем отличается биржа от ярмарки?

6.Почему в России долгое время существовало крепостное право?

7.Что является предпосылками капитализма?

8.Чем отличается городской житель от деревенского?

9.Почему на востоке России на большой территории было мало капитализма? Чего не хватало?

10.В чем состояли особенности капитализма в Англии?

11.В чем состояли особенности капитализма во Франции?

12.В чем состояли особенности капитализма в Германии?

13.В чем состояли особенности капитализма в США?

14.В чем состояли особенности капитализма в России?

Раздел 4

1.Чем классический капитализм отличается от монополистического?

2.Какая была энергетическая база при капитализме, какая при империализме?

3.Равномерно ли развивались страны при империализме? Почему?

4.Какие отрасли экономики были электрифицированы при империализме?

5.Какие страны оказались впереди на переходе 19 и 20 веков?

6.Почему США развивались быстрее других стран?

7.Какие новые формы собственности появились при империализме?

8.Что входило в государственную экономику?

9.Что может быть муниципальной формой собственности? Зачем она нужна?

10.Зачем создавались акционерные общества?

11.Чем трест отличается от концерна?

12.Чем картель отличается от синдиката?

13.В чем состояли экономические причины начала Первой мировой войны?

Раздел 5

1.В чем состояла необходимость государственного регулирования капиталистической экономики в первой половине 20-го века?

2.Каковы были основные методы государственного регулирования в капиталистических странах?

 
3.В чем состояла идея Р. Рейгана, как преодолеть кризис экономики США в 1970-е годы?

4.Какие были методы рейганомики?

5.Каковы были результаты рейганомики?

6.С какими проблемами столкнулась экономика Великобритании в клнце 1970-х годов?

7.Как М.Тэтчер предложила  решить эти проблемы?

8.За что англичане не любят М.Тэтчер?

9.Что общего и в чем отличия между рейганомикой и тэтчеризмом?

Раздел 6

1.В чем сущность понятия «догоняющий путь развития»?

2.Каковы особенности первой модели догоняющего пути развития и ее результаты?

3.Каковы особенности второй модели догоняющего пути развития и ее результаты?

4.Почему в развивающихся странах существует проблема недопотребления?

5.Почему в развивающихся странах внутренне ограничен экономический прогресс?

6.Почему в развивающихся странах рынок капитала гипертрофирован?

7.Каковы основные направления государственной политики стран с догоняющим типом развития?

8.Какие проблемы не смогли решить страны, идущие по пути догоняющего развития?

Раздел 7

1.Какие глубинные сдвиги формируют новую модель экономического роста в настоящее время?

2.Чем характеризуется «новая нормальность» современной экономики?

3.Почему снизились темпы экономического роста в странах-лидерах мировой экономики?

4.Перед какой главной угрозой стоят экономики развитых стран?

5.Что такое «деглобализация» и почему она сегодня возможна?

6.Почему проблему неравенства доходов сменила проблема неравенства сбережений?

7.Что такое «Вашингтонский консенсус»?

8.Какие проблемы стоят перед экономикой России?

9.Какое государственное регулирование необходимо для России, чтобы решить эти проблемы?

10.В чем состоит идеологический разрыв России с Западом?

11.Какой может быть модель «особого пути» России?

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. История экономики / Заславская М.Д. - М.:Дашков и К, 2018. - 296 с.: ISBN 978-5-394-01963-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414968 2. История экономики: Учебник / Рос. эконом. акад. им. Г.В.Плеханова; Под общ. ред. проф. д.т.н. О.Д.Кузнецовой, И.Н.Шапкиной - 2 изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016 - 416 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-16-003489-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/546697 . 3. История экономики : учебник / О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов [и др.] ; под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 416 с. — (Высшее образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942758 4. Мировая экономика: учебник для бакалавров / под. Ред. Б.М. Смитиенко – 2-е изд., перераб. и доп. -  М.:  Издательство Юрайт, 2013. – 590 с. б) дополнительная литература: 1. История экономики зарубежных стран: Учебное пособие/В.Н.Савельев - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 311 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-009555-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/446864. 2. История потребительской кооперации России: Учебник / Вахитов К.И., - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 400 с.: ISBN 978-5-394-02072-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/235625. 3. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебник / Нуреев Р.М., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 640 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-91768-536-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/474579. 4. Носова С.С. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие / С.С. Носова, В.И. Новичкова. - М.: КНОРУС, 2013. - 368с. 5. Экономика. Курс лекций для студентов неэкономических профилей подготовки квалификации бакалавр / Григорьева С.В. – Чебоксары: РИО ВФ МАДИ, 2011. -  126с
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
3
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.

 
Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в

 
период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ЭиТТП, к.и.н. Шатунов ЮА
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .