ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Теоретические и методологические основы управления инвестициями
Инвестиционные решения и инвестиционная стратегия
Управление инвестициями через инвестиционные проекты
Инвестиционный портфель и инвестиционная программа как способ управления инвестициями
Регулирование и управление инвестициями на микро- , мезо- и макроуровне
Управление инвестициями через источники финансирования
Проектное управление инвестиционной деятельностью
Методы управления инвестиционной деятельностью в контексте риск-менеджмента
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1 Содержание и основные этапы инвестиционного процесса.
2 Инвестиционный рынок: основные элементы.
3 Рынок объектов реального инвестирования.
4 Рынок объектов финансового инвестирования.
5 Конъюнктура инвестиционного рынка и его цикличность. Основные стадии цик-ла.
6 Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка и его этапы.
7 Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка.
8 Понятие инвестиционной стратегии предприятия и процесс ее разработки.
9 Взаимосвязь инвестиционной стратегии с другими элементами стратегического выбора предприятия.
10 Условия, определяющие актуальность разработки инвестиционной стратегии предприятия.
11 Основные элементы, формирующие стратегический инвестиционный уровень предприятия.
12 Объекты стратегического управления предприятия.
13 Роль инвестиционной стратегии в развитии предприятия.
14 Принципы разработки инвестиционной стратегии предприятия.
15 Учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия.
16 Этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия.
17 Формирование инвестиционной политики предприятия как этап разработки. инве-стиционной стратегии предприятия.
18 Сущность стратегических целей инвестиционной деятельности.
19 Основные требования, предъявляемые к формированию стратегических целей ин-вестиционной деятельности.
20 Главная цель инвестиционного менеджмента.
21 Классификация стратегических целей инвестиционной деятельности.
22 Этапы формирования стратегических целей инвестиционной деятельности.
24 Стадия жизненного цикла предприятия как объективное ограничение.
25 Построение «дерева целей» инвестиционной стратегии предприятия.
26 Факторы, определяющие соотношение форм инвестирования.
27 Этапы определения отраслевой направленности инвестиционной деятельности.
28 Оценка инвестиционной привлекательности отраслей и ее основные элементы.
29 Расчет показателей инвестиционной привлекательности отраслей, ее этапы.
30 Определение региональной направленности инвестиционной деятельности.
31 Основные элементы оценки инвестиционной привлекательности регионов стра-ны.
32 Расчет показателей инвестиционной привлекательности регионов страны.
33 Оценка результативности разработанной инвестиционной стратегии.
34 Особенности осуществления реальных инвестиций предприятия.
35 Основные формы реального инвестирования.
36 Политика управления реальными инвестициями и этапы ее формирования.
37 Понятие инвестиционного проекта.
38 Классификация инвестиционных проектов.
39 Требования к разработке инвестиционных проектов.
40 Принципы оценки инвестиционных проектов.
41 Основные показатели оценки эффективности инвестиционных проектов.
42 Чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта.
43 Индекс доходности инвестиционного проекта.
44 Внутренняя норма доходности инвестиционного проекта.
45 Срок окупаемости инвестиционного проекта.
46 Индекс рентабельности и прочие показатели эффективности инвестиционных проектов.
47 Бизнес-план как форма представления инвестиционного проекта.
48 Функции бизнес-плана.
49 Принятие бизнес-плана и его содержание.
50 Оценка рисков реальных инвестиционных проектов.
51 Классификация рисков реальных инвестиционных проектов предприятия.
52 Формирование программы реальных инвестиций.
53 Принципы и этапы формирования инвестиционной программы.
54 Особенности осуществления финансовых инвестиций предприятия.
55 Формы финансовых инвестиций предприятия.
56 Политика управления финансовыми инвестициями.
57 Понятие портфеля финансовых инвестиций и классификация его видов.
58 Формирование портфеля финансовых инвестиций на основе современной портфельной теории.
59 Оперативное управление портфелем финансовых инвестиций.
60 Оценка доходности и уровня риска портфеля
Задания для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:
Задача 1. Проект А имеет капитальные вложения в 65000 руб., а ожидаемые чистые денежные поступления составляют 15000 руб. в год в течение 8 лет.
а) Какой период окупаемости этого проекта?
б) Альтернативная доходность равна 14%. Какова чистая приведенная стоимость?
в) Внутренняя норма доходности?
г) Индекс доходности?
Задача 2. Рассчитать внутреннюю норму доходности проекта "Заря" стоимостью 180 млн. руб., если он в течение 7 лет обеспечивает ежегодный доход 35 млн. руб.
Задача 3. Компания должна выбрать одну из двух машин, которые выполняют одни и те же операции, но имеют различный срок службы. Затраты на приобретение и эксплуатацию машин приведены в таблице.
(а) Какую машину следует купить компании, если ставка дисконта равна 6 %?
(б) Предположим, что вы финансовый менеджер компании. Если вы приобрели ту или
(в) Обычно арендная плата, описанная в вопросе (б), устанавливается предположительно - на основе расчёта и интерпретации равномерных годовых затрат. Предположим, вы действительно купили одну из машин и отдали её в аренду управляющему производством. Какую ежегодную арендную плату вы можете устанавливать на будущее, если темп инфляции составляет 8 % в год?
(Замечание: арендная плата, рассчитанная в вопросе (а), представляет собой реальные потоки денежных средств. Вы должны скорректировать величину арендной платы с учётом инфляции).
Задача 4. Имеются следующие условные данные по двум вариантам проекта Требуется:
1. Определить по вариантам чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД) и срок окупаемости (Ток).
2. Найти лучший вариант проекта.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы для проведения письменного/устного опроса
Тема 1. Теоретические и методологические основы управления инвестициями
Цели и задачи инвестиционной деятельности, формы и методы ее регулирования.
Обоснование стратегических целей и направлений инвестиционной деятельности.
Финансовые инструменты в инвестиционной деятельности.
Инвестиционный процесс как экономическая категория.
Объекты и субъекты инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, права, обязанности, ответственность и взаимодействие.
Фундаментальные концепции инвестиционного менеджмента.
Виды инвестиционного анализа: горизонтальный (трендовый), вертикальный (структурный), сравнительный, коэффициентов, интегральный.
Инвестиционное планирование: прогнозирование инвестиционной деятельности, текущее планирование, оперативное планирование.
Инвестиционный бюджет и платежный календарь предприятия.
Инвестиционные контроль, контроллинг, мониторинг.
Тема 2. Инвестиционные решения и инвестиционная стратегия
Тактические и стратегические инвестиционные решения.
Критерии принятия инвестиционных решений.
«Золотое правило финансирования».
Базовые подходы и последовательность этапов принятия инвестиционных решений.
Экономический и бухгалтерский подход к оценке инвестиций.
Роль стратегии в формировании инвестиционных решений.
Понятие инвестиционной стратегии, принципы и этапы ее разработки.
Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности.
Обоснование стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов.
Формирование инвестиционной политики.
Тема 3. Управление инвестициями через инвестиционные проекты
Инвестиционные проекты: понятие, классификация.
Содержание жизненного цикла инвестиционного проекта.
Планирование этапов реализации инвестиционного проекта и учет факторов внеш-ней среды.
Критерии и методы оценки инвестиционных проектов.
Экономические методы оценки инвестиционных проектов.
Формы регулирования как совокупность инструментов регулирования инвестиционной деятельности.
Тема 4. Инвестиционный портфель и инвестиционная программа как способ управления инвестициями
Особенности и формы финансового инвестирования.
Портфель ценных бумаг: сущность, этапы управления, выработка политики.
Финансовый анализ формирования портфеля ценных бумаг.
Оценка эффективности.
Формирование инвестиционной программы.
Характеристика основных этапов ее формирования.
Инвестиционные решения по взаимоисключающим инвестициям.
Тема 5. Регулирование и управление инвестициями на микро- , мезо- и макро-уровне
Цели и задачи инвестиционной деятельности, формы и методы ее регулирования.
Прямое и косвенное регулирование инвестиций.
Административные инструменты государственного регулирования инвестиций.
Активно-структурные инструменты государственного регулирования инвестиций.
Фискально-структурные инструменты государственного регулирования инвестиций.
Монетарные инструменты государственного регулирования инвестиций.
Методы косвенного государственного регулирования инвестиций.
Управление инвестициями на микро-, мезо-, макроуровнях.
Тема 6. Управление инвестициями через источники финансирования.
Подходы к определению инвестиционного ресурса и его признаки.
Влияние механизмов амортизационной, дивидентной, реинвестиционной политики компании на процесс формирования инвестиционных ресурсов.
Покрытие дополнительных инвестиционных ресурсов за счет привлеченных и заемных источников с учетом их стоимости.
Принципы, лежащие в основе процесса формирования инвестиционных ресурсов.
Формирование собственных средств для инвестиций.
Формирование привлеченных средств для инвестиций.
Формирование заемных средств для инвестиций.
Бюджетные источники инвестиций.
Самофинансирование инвестиций.
Акционирование как способ финансирования инвестиций.
Проектное финансирование инвестиционного проекта.
Тема 7. Проектное управление инвестиционной деятельностью
Нормативная база проектного управления.
Основные цели внедрения проектного управления в инвестиционной деятельности.
Основные принципы проектного управления, их применимость в инвестиционной деятельности.
Процессы и инструменты проектного управления.
Основные и вспомогательные процессы проектного управления.
Тема 8. Методы управления инвестиционной деятельностью в контексте риск-менеджмента
Экономическое содержание инвестиционного риска, основные классификации и методы учета.
Управление инвестиционными рисками.
Риск-менеджмент инвестиционных проектов.
Основные понятия риск-менеджмента инвестиционного проекта.
Методологический инструментарий риск-менеджмента инвестиционных проектов.
Количественный анализ проектных рисков.
Управление рисками на стадиях жизненного цикла инвестиционного проекта.
Материалы для проведения тестирования
Примерные тестовые задания.
1. Инвестиции преследуют … цели вложения капитала. –экономические
-как экономические, так и неэкономические -социальные
2. Функции инвестиционного менеджмента как специальной области правления предприятием включают управление:
-финансовыми инвестициями
-уровнем инвестиционных рисков
-реальными инвестициями
-формированием инвестиционных ресурсов
3. Инвестиционная стратегия предприятия представляет собой:
-систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с инвестиционной деятельностью
-систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения
-последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности
4. Стратегические цели инвестиционной деятельности должны … инвестиционного менеджмента.
-учитывать главную цель
-быть подчинены главной цели
-иметь возможность корректировать главную цель
-определять главную цель
5. По характеру влияния на конечный результат стратегические цели инвестиционной деятельности делятся на:
-прямые
-вспомогательные - реновационные
- поддерживающие
6. Факторы, определяющие соотношение форм инвестирования:
-эффективность инвестиционных проектов
-функциональная направленность деятельности предприятия
-прогнозируемая ставка процента на финансовом рынке
-размер предприятия
7. Прогнозируемый рост темпов инфляции … реального инвестирования.
-вызовет повышение доли
-вызовет понижение доли
-приведет к прекращению
-не повлияет на долю
8. Уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли оценивается на основе следующих показателей:
-коэффициент вариации показателей рентабельности отдельных предприятий отрасли
-обеспеченность развития отрасли собственными финансовыми ресурсами
-коэффициент рентабельности реализации продукции
-коэффициент рентабельности активов
9. Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка включает … инвестиционного рынка.
-прогнозирование конъюнктуры
-мониторинг
-анализ текущей конъюнктуры
-разработку направлений развития инновационного сегмента
10. Основные элементы оценки инвестиционной привлекательности отрасли экономики:
-оценка отраслевых инвестиционных рисков
-оценка уровня перспективности развития отрасли
-оценка обеспеченности развития отрасли собственными финансовыми ресурсами
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.