ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Методологические основы бизнес-планирования
Особенности бизнес-планирования в современных условиях
Функции, задачи и структура бизнес-план
План маркетинга. Описание конечного рыночного продукта
Финансовый план
Ошибки и неудачи бизнес-планирования. Оценка рисков
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Цель и задачи бизнес-плана
2. Функции бизнес-планирования
3. Назначение и виды бизнес-планов.
4. Сферы применения бизнес-плана.
5. Требования, учитываемые при подготовке бизнес-плана.
6. Подходы к разработке бизнес-плана
7. Основные разделы, включаемые в бизнес-план.
8. Подготовка резюме (обзорный раздел).
9. Использование программных средств в бизнес-планировании.
10. Бизнес-план организации.
11. Бизнес-план инвестиционного проекта.
12. Отличие бизнес-плана от других плановых документов.
13. Участники процесса бизнес-планирования.
14. Методики бизнес-планирования.
15. Разработка бизнес-плана: структура и методы.
16. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии.
17. Схема стратегического анализа бизнеса: описание миссии и дерева целей.
18. Схема стратегического анализа бизнеса: модель Портера, SWOT-анализ.
19. Содержание организационного плана как компонента бизнес-плана предприятия.
20. Порядок подготовки и представления разделов.
21. Резюме: цели, структура, содержание, требования.
22. Описание предприятия и отрасли.
23. Анализ внутренних резервов.
24. Анализ внешней среды.
25. Характеристика услуг и продукции.
26. Организационный план предприятия.
27. План производства: содержание, структура.
29. Оценка рисков при составлении бизнес-плана.
30. Финансовый план (план прибылей и убытков; план движения денежных средств).
31. Оценка рисков при составлении бизнес-плана.
32. Показатели оценки эффективности проекта.
Задания для проверки результатов обучения «уметь» и «владеть».
Задание №1 (индивидуальное).
Цель - познакомить с образцами бизнес-планов и попытаться оценить сбалансированность и завершенность готовых бизнес-планов. Выбрать готовый разработанный бизнес-план компании (или учебный в форме ВКР) и проанализировать уровень его завершенности и комплексности:
- включает ли бизнес-план все необходимые структурные элементы;
- соблюдена ли последовательность их изложения;
-насколько интересна, инновационна и перспективна идея, заложенная в бизнес-плане компании;
-насколько глубоко исследован отраслевой рынок и найдены возможности для выхода на него рассматриваемой компании с новыми товарами и услугами;
- как точно и конкретно описана потенциальная целевая аудитория компании и насколько соответствует предла гаемая продукция ее запросам;
- учтены ли в плане производства все затраты на организацию компании (или ее развитие), правильно составлена калькуляция расходов: насколько обоснован и аргументирован планируемый спрос на продукции компании;
- каковы источники финансирования будущего бизнес- проекта и каково соотношение собственных и заемных ресурсов;
- насколько предсказаны ожидаемы риски при реализации бизнес-плана и каким образом фирма их страхует;
- насколько самокупаем проект, в том числе – когда он выйдет на точку безубыточности.
После проведения анализа сдается отчет, в котором рассмотрены перечисленные вопросы.
Задание №2 (групповое).
Цель - развитие креативных способностей студентов и умения работать в группе. Разбившись на несколько подгрупп, студенты вырабатывают бизнес-идею для какой – либо сферы, используя методы «мозговой атаки» и «635». В качестве исходных задач могут быть поставлены следующие:
- какие носители рекламы лучше всего использовать для оказываемой услуги;
- предложить новую услугу при проектипровании транспортных средств, дорожных средств и - оборудований;
- определить месторасположение в городе для нового вида деятельности;
- придумать торговое имя для нового бренда
Задание 3
Цель – научиться определять целевую аудиторию как потенциальных субъектов спроса на разрабатываемый продукт. Для этого сначала разрабатывается бизнес-идея будущего бизнес-плана (см. задание 2), а затем выбирается целевой сегмент будущего продукта на основе демографических, личностных, социальных и психографических параметров. Выявить ядро целевой аудитории, обосновать и определить какие ценности привлекут это ядро в новом продукте. Оценить возможный объем спроса на продукт компании.
Задание 4
Цель - развитие исследовательских качеств обучающихся при анализе бизнес-среды. На основе выбранной бизнес-идеи проводится анализ отраслевой среды, в которой будет развиваться организация. Для этого в анализе следует отразить следующие пункты:
- к какому сектору экономики относится развивающееся предприятие – B&B или B&C;
- это материальное производство или сфера услуг (если последнее – какие дополнительные требования к организации обслуживания следует учесть для наилучшего обслуживания); это традиционная или новая отрасль экономики?;
- кто является лидерами на этом рынке – отечественные или зарубежные производители (или предприятия сферы услуг);
- отрасль охватывает массовый рынок или определенные ниши, по возможности, с помощью статистических данных оценить оборот на данном рынке
Решение типовых задач.
ЗАДАЧА 1. Цена изделия в базисном периоде 200 тыс. руб., в плановом повысилась на 10%. Постоянные издержки составили 2000 тыс. руб., удельные переменные издержки составили 60 тыс. руб. Определить, как изменение цены повлияет на критический объём продаж.
ЗАДАЧА 2. Предприятие производит изделие по цене 210 тыс. руб. Общие постоянные расходы на него составили 2000 тыс. руб. Удельные переменные расходы в первом квартале составили 160 тыс. руб., во втором квартале цены на материалы снизились на 10%. Определить, как повлияло на критический объем изменение цен на материалы.
ЗАДАЧА 3. Предприятие работает в 2 сены, кол-во станков на начало года 500 ед. С 1-го апреля планируется ввести 60 ед., а с 1 августа вывести 50 станков. Календарный фонд работы оборудования составило 365 дней, номинальный - 260, планируется простоев - 5%, производительность 1 станка 4 ед. продукции в час, планируемый выпуск - 7500 тыс. ед. продукции. Определить производительную мощность и коэффициент ее использования.
ЗАДАЧА 4. Определите производственную мощность и фактический размер выпуска. Количество станков в цехе 30, норма времени на обработку единицы = 0,6 ч., работа в 2 смены, продолжительность смены 8 ч., регламентные простои 3% режимного фонда, коэффициент использования производственной мощности - 0,82; число рабочих дней в году 255 дней.
ЗАДАЧА 5. На участке работают 20 ед. техники. Норма времени на 1 ед. изделия составило 0,5 ч., работа в 2 смены, продолжительность смены 8 ч. Число нерабочих дней в году 107 дней, регламентируемые простои 3% от режимного, коэффициент использования мощности 0,85. Определите производственную мощность и объем выпуска.
ЗАДАЧА 6. Рассчитайте абсолютную экономическую эффективность, если: планируемый выпуск продукции - 1000 шт. в год, капитальные вложения 2000 тыс. руб., оптовая цена единицы продукции - 960 руб., себестоимость – 600 руб., налог на прибыль -24%. Следует ли реализовать этот проект, если нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений - 15%?
ЗАДАЧА 7. Определите чистый дисконтированный доход и индекс доходности, если капитальные вложения в проект распределяются по годам: 1 год – 160 тыс. руб.; 2 год – 200 тыс. руб.; 3 год- 400 тыс. руб., 4 год -480 тыс. руб.; планируемая чистая прибыль: 1 год – 0 руб.; 2 год – 640 тыс.руб., 3 год – 1440 тыс.руб.; 4 год - 1520 тыс.руб.; норма дисконта – 30%.
ЗАДАЧА 8. Предприятие, выпуская 2000 т продукции в год при затратах 180 млн. руб., провело специализацию производства, снизив себестоимость изделия на 7%. При этом транспортные расходы в расчете на единицу продукции повысились с 2,0 до 2,3 тыс. руб. Определите годовую экономию от проведенных мероприятий в планируемом периоде при увеличении выпуска продукции на 10%.
ЗАДАЧА9. Рассчитайте сменную и месячную плановые нормы выработки рабочего, обслуживающего аппарат периодического действия, если
Т =15 мин., Т = 12 мин на смену, продолжительность одного цикла - 37 мин. Количество продукции, выпускаемой за один цикл- 2 т. в месяц, по плану - 22 рабочих смены по 8 часов. обс отдых.
ЗАДАЧА 10. Определите плановую длительность технического цикла изготовления партии изделий «n» при параллейном, параллейно - последовательном видах движения продукции при следующих данных: n= 50 шт., размер рабочей партии p=5 шт., t1= 3 мин, t2=5 мин, t3=2 мин, t4= 6 мин, t5=4 мин. На каждом рабочем месте обслуживается одна единица оборудования.
ЗАДАЧА 11. Определите наиболее эффективный вариант осуществления капитальных вложений, если нормативный коэффициент эффективности капвложений - 0,1 , а авансированные капитальные вложения – 100 млн. руб. распределяются следующим образом:
Капиталовложения (млн. Руб.) 1 год 2 год 3 год
Вариант 1 20 30 50
Вариант 2 30 40 30
ЗАДАЧА 12. Общезаводские плановые расходы предприятия по смете составляют 800 млн. руб. заработная плата производственных рабочих равна 1200 млн. руб. Определить процент общезаводских расходов и их сумму, приходящуюся на изделия А, Б, В, если заработная плата в себестоимости данных изделий составляет, соответственно, 52,75 и 12 млн. руб.
ЗАДАЧА 13. Выпуск товарной продукции за год равен 900 млн. руб. остаток нереализованной продукции на начало года - 30 млн. руб., на конец года 40 - млн. руб. стоимость отгруженной, по неоплаченной продукции на начало года 35 - млн. руб., на конец года 20 - млн. руб. Определить объем реализации за год и рост объема реализации в %, если за предыдущий год реализовано продукции на 850 млн. руб.
ЗАДАЧА 14. Объем валовой продукции, планируемой на текущий год равен 420 млн. руб. Численность персонала плановая – 210 человек. Фактически выпущено продукции на 460 млн. руб. при фактической численности персонала 220 человек. Определить фактическое выполнение плана по валовой продукции. Насколько процентов больше (меньше) выпущено продукции за счет увеличения численности персонала и за счет роста производительности труда.
ЗАДАЧА 15. На заводе затраты на производство продукции составляли в базисном году 85 млн. руб., в том числе на покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия 28 - млн. руб. в плановом году они планируются на уровне 233 и 142 млн. руб., соответственно. Определите уровень кооперирования по годам и его изменение за этот период.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Цель и задачи бизнес-плана
2. Функции бизнес-планирования
3. Назначение и виды бизнес-планов.
4. Сферы применения бизнес-плана.
5. Требования, учитываемые при подготовке бизнес-плана.
6. Подходы к разработке бизнес-плана
7. Основные разделы, включаемые в бизнес-план.
8. Подготовка резюме (обзорный раздел).
9. Использование программных средств в бизнес-планировании.
10. Бизнес-план организации.
11. Бизнес-план инвестиционного проекта.
12. Отличие бизнес-плана от других плановых документов.
13. Участники процесса бизнес-планирования.
14. Методики бизнес-планирования.
15. Разработка бизнес-плана: структура и методы.
16. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии.
17. Схема стратегического анализа бизнеса: описание миссии и дерева целей.
18. Схема стратегического анализа бизнеса: модель Портера, SWOT-анализ.
19. Содержание организационного плана как компонента бизнес-плана предприятия.
20. Порядок подготовки и представления разделов.
21. Резюме: цели, структура, содержание, требования.
22. Описание предприятия и отрасли.
23. Анализ внутренних резервов.
24. Анализ внешней среды.
25. Характеристика услуг и продукции.
27. План производства: содержание, структура.
28. План маркетинга: структура, элементы
29. Оценка рисков при составлении бизнес-плана.
30. Финансовый план (план прибылей и убытков; план движения денежных средств).
31. Оценка рисков при составлении бизнес-плана.
32. Показатели оценки эффективности проекта
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.