ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;реферат;тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Концепция меркантилизма. Известные последователи меркантилизма в Англии и во Франции. Экономическая теория физиократов. «Экономическая таблица" Ф. Кенэ
Зарождение классической политической экономии. А. Смит и его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов». Методология учения А. Смита
Д. Рикардо – экономист эпохи промышленной революции. Экономическое учение Д. Рикардо. «Начала политэкономии и налогового обложения». Экономические теории периода разложения классической школы
Экономическое учение К. Маркса. Основные идеи «Капитала» К. Маркса. Ленинский этап в развитии экономической мысли. Маржинальная революция. Маржинализм: ранний и поздний
Русская экономическая мысль XVII-XVIII вв. Основные представители русской экономической школы и их воззрения. Взгляды народников
Историческая школа экономической теории. Институционализм. Экономическое учение Т. Веблена и его последователей. Теории Э. Чемберлина и Дж. Робинсона
Неоклассическое направление и его эволюция. Кейнсианство и его эволюция. Неолиберализм
Экономическая мысль в России в XIX-XX вв. Особенности развития экономики СССР. Реформы отечественной экономики конца XX - начала XXI
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументировано обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
Раздел 1.
1.Чем различаются речная и античная цивилизации?
2.В чем состоят особенности средиземноморской цивилизации?
3.В чем состоит экономический смысл общественного разделения труда?
4.Какие факты свидетельствуют о том, что экономика древнего мира привязана в первую очередь к фактору производства земля/природа?
5.Что делать стране, если у нее не хватает земли, чтобы вырастить достаточно зерна?
6.Что давала стране международная торговля?
7.Что такое речная цивилизация?
8.Что общего между всеми речными цивилизациями?
9.Какой экономический смысл был в делении населения в древней Индии на касты?
10.В чем состоял экономический смысл корпораций в Китае?
11.Что было главным источником богатства Древнего Рима?
12.Какие были налоги в странах древнего мира? На что они использовались?
13. Каковы были источники богатства стран древнего мира?
14. Почему в древнем мире внутренняя торговля была развита меньше, чем внешняя?
15.Что говорит о том, что древние греки чувствовали себя одним народом?
16.Почему, тем не менее, греческие полисы постоянно воевали друг с другом?
17.Почему в греческих полисах была демократия, а в древнем Китае демократии не было?
Раздел 2
1.Какие факторы производства были задействованы при феодализме?
2.Какие общества развиваются быстрее: оседлые или кочевые?
3.Как возникает феодальное общество?
4.Почему при феодализме рынок был узок? Что и у кого покупали на рынке феодалы?
5.Какая земельная рента – в натуральной или денежной форме – выгодна феодалам, какая крестьянам?
6.Почему феодализм на Востоке существовал долго и развивался медленно, а на Западе – менее долго и быстро?
7.С чем связана аграрная революция в средние века в Западной Европе?
8.Как сказывается переизбыток рабочей силы в стране на темпах экономического роста?
9.Как природно-климатические факторы влияли в средние века на развитие экономики?
10.Где эксплуатация населения – на Востоке или Западе – была в средние века выше?
11.Что такое «принцип майората»? В чем его экономический смысл?
12.Где больше было теневой экономики - на Востоке или Западе?
13. В чем проявлялось огосударствление города на Востоке?
14.Почему город на Западе был катализатором перемен?
15.Почему восточное государство традиционно деспотично?
16.Каким было соотношение «государство – рынок» в западной и восточной моделях феодализма?
17.Чем отличались в эпоху феодализма западно-европейские города от российских?
18.Как сказываются военные победы на обществах кочевого типа производства?
19.Был ли феодализм в США?
Раздел 3
1.В чем состояли предпосылки великих географических открытий?
2.Каковы были последствия великих географических открытий?
3.Чем была вызвана «революция цен»?
4.Почему экономики Англии, Голландии быстро выросли, а Испании и Португалии разорились?
5.Чем отличается биржа от ярмарки?
6.Почему в России долгое время существовало крепостное право?
7.Что является предпосылками капитализма?
8.Чем отличается городской житель от деревенского?
9.Почему на востоке России на большой территории было мало капитализма? Чего не хватало?
11.В чем состояли особенности капитализма во Франции?
12.В чем состояли особенности капитализма в Германии?
13.В чем состояли особенности капитализма в США?
14.В чем состояли особенности капитализма в России?
Раздел 4
1.Чем классический капитализм отличается от монополистического?
2.Какая была энергетическая база при капитализме, какая при империализме?
3.Равномерно ли развивались страны при империализме? Почему?
4.Какие отрасли экономики были электрифицированы при империализме?
5.Какие страны оказались впереди на переходе 19 и 20 веков?
6.Почему США развивались быстрее других стран?
7.Какие новые формы собственности появились при империализме?
8.Что входило в государственную экономику?
9.Что может быть муниципальной формой собственности? Зачем она нужна?
10.Зачем создавались акционерные общества?
11.Чем трест отличается от концерна?
12.Чем картель отличается от синдиката?
13.В чем состояли экономические причины начала Первой мировой войны?
Раздел 5
1.В чем состояла необходимость государственного регулирования капиталистической экономики в первой половине 20-го века?
2.Каковы были основные методы государственного регулирования в капиталистических странах?
3.В чем состояла идея Р. Рейгана, как преодолеть кризис экономики США в 1970-е годы?
4.Какие были методы рейганомики?
5.Каковы были результаты рейганомики?
6.С какими проблемами столкнулась экономика Великобритании в конце 1970-х годов?
7.Как М.Тэтчер предложила решить эти проблемы?
8.За что англичане не любят М.Тэтчер?
9.Что общего и в чем отличия между рейганомикой и тэтчеризмом?
Раздел 6
1.В чем сущность понятия «догоняющий путь развития»?
2.Каковы особенности первой модели догоняющего пути развития и ее результаты?
3.Каковы особенности второй модели догоняющего пути развития и ее результаты?
4.Почему в развивающихся странах существует проблема недопотребления?
5.Почему в развивающихся странах внутренне ограничен экономический прогресс?
6.Почему в развивающихся странах рынок капитала гипертрофирован?
7.Каковы основные направления государственной политики стран с догоняющим типом развития?
8.Какие проблемы не смогли решить страны, идущие по пути догоняющего развития?
Раздел 7
1.Какие глубинные сдвиги формируют новую модель экономического роста в настоящее время?
2.Чем характеризуется «новая нормальность» современной экономики?
3.Почему снизились темпы экономического роста в странах-лидерах мировой экономики?
4.Перед какой главной угрозой стоят экономики развитых стран?
5.Что такое «деглобализация» и почему она сегодня возможна?
6.Почему проблему неравенства доходов сменила проблема неравенства сбережений?
7.Что такое «Вашингтонский консенсус»?
8.Какие проблемы стоят перед экономикой России?
9.Какое государственное регулирование необходимо для России, чтобы решить эти проблемы?
10.В чем состоит идеологический разрыв России с Западом?
11.Какой может быть модель «особого пути» России?
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
а) на "заре" цивилизации;
б) в начале нашего тысячелетия;
в) в начале эры;
г) в 19 веке нашей эры;
2.В какой стране возникла старая экономическая школа?:
а) во Франции;
б) в Германии;
в) в Англии.
3.Что изучает история экономики?:
а) эволюцию научных знаний;
б) историю экономических учений;
в) эволюцию товарно-денежных отношений;
г) роль производительных сил в становлении и развитии общества;
д) эволюцию хозяйственной жизни от первобытнообщинной эпохи до современности на различных этапах развития способов производства отдельных отраслей и стран.
4.Что двигает вперед цивилизацию?:
а) развитие культуры;
б) развитие и использование религиозных учений;
в) развитие производительных сил.
5.Основными критериями периодизации в истории экономики являются:
а) развитие производства;
б) развитие обмена;
в) развитие культуры;
г) развитие научного мышления;
д) развитие производственных отношений.
6.Исторический аспект в системе экономических наук позволяет:
а) делать новые научные открытия;
б) предвидеть эволюцию развития общества;
в) нет правильного ответа.
7.Какую формацию добавлял К.Маркс к общепризнанным в периодизации основой которой является развитие производства?:
а) капиталистическую;
б) коммунистическую;
в) индустриальную.
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
Задание 1. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса»10:
«Источником кризиса 2008 года стала экономика США. По существу, нынешний кризис – это кризис «общества потребления». Потребительские расходы формируют порядка 2/3 ВВП США. Рост совокупного спроса за счет потребительских расходов в течение последних тридцати лет служил источником прироста ВВП, доходов населения и государственного бюджета США. При этом норма сбережений упала с 7-9% (середина 80-х гг. прошлого века) до отрицательного уровня в 2001 году (за счет кредитов). Затем сбережения начали понемногу возрастать, но в 2005-2006 годах американцы перестали откладывать и начали тратить денежные средства, накопленные в предыдущие годы. Факто- ром снижения нормы сбережений были низкие процентные ставки по кредитам, которые почти в неограниченных объемах получали американские банки в Федеральной резервной системе. Главным источником финансирования избыточных расходов на протяжении последних 30 лет в Соединенных Штатах являлось кредитование. С середины 1980-х американцы фактически не только не возвращали кредиты, а наоборот, наращивали их темпами, которые значительно опережали как темпы роста их доходов, так и темпы роста ВВП. Объем финансовых обязательств большинства американских граждан составляет более 140% их годового дохода. Рано или поздно эта пирамида должна была разрушиться. Большинство домохозяйств США уже не могли брать новые кредиты. Они должны были прекратить наращивать объемы потребления и перейти к возврату накопленных долгов, сокращению кредитной задолженности. Но многие и этого уже делать не могли и начали отказываться от приобретенных в кредит домов, автомобилей и т.п.
…Кризис 2008 года, начавшийся в CША, стал мировым не только и не столько из-за объективного процесса глобализации, сколько в силу того, что глобализация является однополярной. Послевоенная мировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира, а долларом – функции мировой валюты. Результатом этого является, с одной стороны, быстрое распространение кризиса по всему миру, с другой - возможность для США в той или иной степени влиять на развитие кризиса, переносить центр его тяжести со своей экономики на экономику развивающихся стран».
Задание: как Вы считаете, является ли кризис 2008 мировым или проявлялся только в развитых европейских странах
Задание 2. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса»(см. задание 1) и определите, где начался кризис 2008 года начался:
Задание 3. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса» (см. задание 1) и определите основной причиной кризиса 2008 года
Задание 4. Прочитайте отрывок из статьи «О природе современного экономического кризиса» (см. задание 1) и определите основные причины распространения кризиса 2008 года
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Темы рефератов
1. Анализ подходов к трактовке предмета истории экономической мысли.
2. Взаимосвязь истории экономической мысли, экономической теории, истории экономики микро и макроэкономики.
3. Общая характеристика основных подходов к периодизации истории экономической науки экономической мысли
4. Наличие различных направлений истории экономической мысли - объективная закономерность развития экономической теории и практики.
5. Общая характеристика и обоснование необходимости изучения истории экономических учений для современного специалиста в области экономической теории и практики.
6. Экономические взгляды в трудах Ксенофонта и Платона.
7. Аристотель - социально-экономические аспекты его учения.
8. Развитие идей экономики сельского хозяйства в трудах мыслителей Древнего Рима.
9. Основные социально-экономические идеи периода средневековья А. Блаженного, Ф. Аквинского, Ибн-Халдуна.
10. Исторические условия возникновения меркантилизма, определение сущности данного понятия.
11. Общая характеристика системы «денежного баланса» раннего меркантилизма.
12. Особенности системы «торгового баланса», характерной для периода позднего меркантилизма.
13. Обобщенный анализ основных характеристик теории меркантилизма и его практических мер во Франции и Англии.
14. Основные экономические воззрения А. Монкретьена и Ж.-Б. Кольбера.
15. Идеи представителей английского меркантилизма - У. Стаффорда и Т. Мана.
16. Экономические идеи Дж. Ло и анализ их практического воплощения.
17. Основные направления экономической политики Древней Руси.
18. Социально-экономические воззрения Ермолая - «Еразма», Ф. Косого, М.С. Башкина.
20. Общая характеристика изменений теоретических взглядов отечественных экономистов в XVII - первой половине XVIII столетия.
21. Основные экономические идеи А.Л. Ордин - Нащокина и Ю.Крижанича как проявление русского меркантилизма.
22. Содержание социально-экономических реформ, осуществленных Петром I.
23. И.Т. Посошков и его «Книга о скудости и богатстве».
24. Экономическая мысль первой половины XVIII века в трудах В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова.
25. Причины возникновения, сущность и основные черты классической политической экономии.
26. Экономические взгляды идеологов предпринимательства У. Петти и Р. Кантильона.
27. Общая характеристика концепции физиократов.
28. Основные положения экономического учения Ф. Кенэ в работе «Экономическая таблица».
29. Исторические условия написания, источники и структура «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита.
30. Логика изложения и общая характеристика основных положений «Богатства народов».
31. Анализ экономической программы эффективного развития общества, предложенной А. Смитом.
32. Сущность и содержание социально-экономических теорий А.Смита. Догма А. Смита
33. Развитие основных положений классической политэкономии в учении Д. Рикардо.
34. Общая характеристика теорий народонаселения и реализации продукции Т. Мальтуса.
35. Ж.-Б. Сэй: сущность теории факторов производства и «закона Сэя».
36. Основные направления применения методов математического анализа к экономической науке в сочинениях А. Курно.
37. «Новые» идеи «экономического романтизма» Ж. Сисмонди.
38. Сущность теории «конституированной стоимости» П.Ж. Прудона.
39. Основные направления общественных преобразований в идеях К. Сен-Симона.
40. Роль и значение «сен-симонизма», основные направления его развития.
41. Ш. Фурье: фантазер, мечтатель, гений.
42. Основные направления и итоги социальных преобразований Р. Оуэна в рабочем поселке Нью-Ленарк.
43. Сущность социально-экономических и патерналистских воззрений Р. Оуэна.
44. Исторические условия возникновения марксистской политической экономии.
45. Основные этапы написания, подготовки и публикации «Капитала» 1867г.
46. Недостатки и противоречия экономического учения К. Маркса.
47. Развитие и трансформация основных положений классической политической экономии в экономическом учении К. Маркса.
48. Сущность и основное содержание предпосылок возникновения «исторической школы».
49. Содержание социально-экономических идей П.И. Рычкова.
50. Основные положения «Исторического описания российской коммерции» М.Д. Чулкова.
51. Сущность и содержание физиократических воззрений Д.А. Голицына.
52. Политэкономические идеи И.А. Третьякова и С.Е. Десницкого.
53. Основоположник антикрепостнической идеологии А.Н. Радищев: содержание социально-экономического учения.
54.Сущность реформаторских идей по преобразованию национального хозяйства М.М. Сперанского.
55.Общая характеристика вклада декабристов в отечественную экономическую науку.
56.А.И. Герцен, Н.П. Огарев - российские представители идей утопического социализма.
57.Характерные черты «политической экономии трудящихся» Н.Г. Чернышевского.
58.Методологические принципы маржинализма.
59.У.С. Джевонс и его принципы убывающей предельной полезности.
60.К. Менгер, О. фон Бем-Баверк, Ф. фон Визер - основоположники австрийской школы маржинализма.
62.Сущность и значение законов Г. Госсена.
63.Родоначальник «кембриджской школы» А.Маршалл: основные моменты теории.
64.Общая характеристика экономического учения А. Пигу.
65.Экономические воззрения Дж. Б. Кларка.
66.Основатель «лозаннской школы» Л. Вальрас: основные положения теории.
67.Развитие неоклассического направления экономической науки в трудах В. Парето.
68.Экономические взгляды Д.И. Менделеева и П.Б. Струве.
69.Политэкономические идеи М.И. Туган - Барановского и С.Н. Булгакова.
70.Представители математического направления российской экономической науки: Ю.Г. Жуковский, В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий: общая характеристика их экономических воззрений.
71.В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон - российские представители «экономического ро-мантизма».
72.Социально-экономические взгляды Г.В. Плеханова.
73.В.И. Ленин - разработчик проблем монополистической стадии капитализма.
74.Общая характеристика исторической ситуации, обусловившей появление институционального направления экономической науки.
75.Анализ основных черт институционализма.
76.Основное содержание идей экономистов технократического течения институционализма - Т. Веблена, Дж.К. Гэлбрейта.
77.Джон Р. Коммонс - представитель юридического течения институционального направления экономической науки.
78.Социально-правовой неоинституционализм: сущность учения о трансакционных издержках и внешних эффектах Р. Коуза.
79.Прогностический потенциал концепции У.К. Митчелла: конъюнктурно - статистическое направление институционализма.
80.Теория несовершенной конкуренции Дж. В. Робинсон.
81.Э.Х. Чемберлин - основоположник концепции монополистического конкурентного рынка.
82.Научная и практическая значимость институционализма и теории несовершенной и монополистической конкуренции.
83.Общая характеристика условий формирования макроэкономического подхода к ана-лизу экономических явлений и процессов и возникновения кейнсианского учения.
84.Основные положения теории эффективного спроса Дж.М. Кейнса.
85.Сущность теории мультипликатора и ее последующее развитие в неокейнсианских концепциях.
86.Анализ современных подходов к проблеме государственного регулирования экономики.
87.Сущность и основные черты неолиберального направления экономической науки.
88.Концепция «спонтанного порядка» Ф. фон Хайека.
89.Л. фон Мизес и его критика социализма.
90.Основные черты и этапы развития монетарного направления экономики.
91.«Ордолиберализм» Вальтера Ойкена.
92.Характеристика «социально ориентированной рыночной экономики» в экономической политике Людвига Эрхарда.
93.Современные направления анализа концепции неоклассического синтеза.
94.П. Самуэльсон — основоположник общей теории неоклассического синтеза.
95.Общая характеристика концептуальных идей Нобелевских лауреатов по экономике - представителей направления неоклассического синтеза.
96.Общая характеристика развития российской экономической мысли в послеоктябрьский период XX столетия.
97.Теории больших циклов экономической конъюнктуры Н.Д. Кондратьева: общая характеристика.
98.Н.Д. Кондратьев: взгляды в области хозяйственного планирования.
99.Сущность концепции «семейно-трудового крестьянского хозяйства» и сельскохозяйственной кооперации А.В. Чаянова.
100.Теоретические воззрения и практическая деятельность Л.Н. Юровского.
102. В.В. Новожилов и B.C. Немчинов - яркие представители отечественной экономико-математической школы.
103. Основные направления российской экономической мысли в годы «застоя».
104. Основные направления российской экономической мысли в период цветных революций
6.2. Материалы устного и/или письменного опроса
ТЕМАТИКА
ТЕМА 1. Предмет и методология истории экономической мысли. Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль Древнего Востока, Греции, периода Средневековья.
1. Предмет истории экономической мысли.
2. Методология истории экономической мысли.
3. Современные направления экономической мысли
4. Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль Древнего Востока: Вавилон, Китай, Индия.
5. Экономическая мысль Древней Греции связана с Ксенофонтом, Платоном и Аристотелем.
6. Экономическая мысль Средневековья: Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 1406), Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 – 1274). Экономические воззрения Августина
ТЕМА 2. Концепция меркантилизма. Известные последователи меркантилизма в Англии и во Франции. Экономическая теория физиократов. «Экономическая таблица" Ф. Кенэ.
1. Концепция меркантилизма. Меркантилизм: ранний и поздний.
2. Ранний меркантилизм
3. Поздний меркантилизм
4. Известные последователи меркантилизма в Англии. У. Стаффорд Т. Манн.
5. Известные последователи меркантилизма во Франции: А. Монкретьен, Ж. Б. Кольбер.
6. Зарождение классической политической экономии и ее характерные особенности
7. Экономическое учение У. Петти
8. Экономические взгляды П. Буагильбера
9. Физиократия. Центральные идеи экономической мысли физиократии
10. Ф. Кенэ. «Экономическая таблица».
11. Экономическая мысль Тюрго Ч. Анн Робер Жак
ТЕМА 3. Зарождение классической политической экономии. А. Смит и его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов». Методология учения А. Смита.
1. Основные представители и характерные особенности классической политэкономии. А. Смит (1723– 1790).
2. Предмет и методология учения А. Смита
3. А. Смит и его работа «Исследование о природе и причинах богатства народов».
4. Экономическое учение А. Смита. Теория стоимости и догма А. Смита
ТЕМА 4. Д. Рикардо – экономист эпохи промышленной революции. Экономическое учение Д. Рикардо. «Начала политэкономии и налогового обложения». Экономические теории периода разложения классической школы (Мальтус, Сэй)
1. Д. Рикардо – экономист эпохи промышленной революции
2. Основные положения методологии исследования Д. Рикардо:
3. Д. Рикардо. «Начала политэкономии и налогового обложения». Экономические взгляды Д. Рикардо.
4. Экономическая мысль начала XIX в. во Франции. Ж. Б. Сей
5. Экономическая мысль начала XIX в. в Англии. Основные положения теории народонаселения Т. Мальтуса.
6. Мелкобуржуазная политическая экономия
7. Дж. С. Милля «Основы политической экономии» (1848 г.). Основные положения методологии исследования Дж. С. Милля
8. Утопический социализм: К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.
ТЕМА 5. Экономическое учение К. Маркса. Основные идеи «Капитала» К. Маркса. Ленинский этап в развитии экономической мысли. Маржинальная революция. Маржинализм: ранний и поздний.
2. Основные идеи 1 тома «Капитала» К. Маркса
3. Структура 1 и 2 тома «Капитала»
4. Экономическое учение К. Маркса
5.Ленинский этап в развитии экономической мысли
6. Маржинальная революция. Предшественники маржинализма: Антуан Курно (1801 – 1877), Иоганн Генрих фон Тюнен (1783 – 1850), Герман Генрих Госсен (1810 – 1858), Жюль Дюпои (1804 – 1866)
7. Маржинализм: ранний и поздний. Первый этап маржинализма (70 – 80 годы XIX века) Уильям Стенли Джевонс (1835 – 1882) – основатель математической школы, Карл Менгер (1840 – 1921) – основатель австрийской школы, Леон Вальрас (1834 – 1910) – основатель лозаннской школы. Вильфредо Парето (1848 – 1923)
8. Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века. Альфред Маршалл (1842 1924) – профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейс Кларк (1847 – 1938) – профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма.
9. Основные работы А. Пигу: «Колебания промышленной активности» (1929 г.), «Экономика стационарных состояний» (1935 г.). «Экономика благосостояния» (1920 г.) (впервые вышедшая еще в 1912 г. под названием «Богатство и благосостояние»). Джон Бейтс Кларк (1847 – 1938) – профессор Колумбийского университета, основатель американской школы маржинализма.
10. Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 – 1950) – австрийский экономист, профессор Гарвардского университета «Сущность и содержание теоретической политической экономии» 1908 г., «Теория экономического развития» 1912 г.
ТЕМА 6. Русская экономическая мысль XVII-XVIII вв. Основные представители русской экономической школы и их воззрения. Взгляды народников.
1. А. Н. Радищев (1749 – 1802) – русский мыслитель, гуманист. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.).
2. Основные экономические вопросы П. И. Пестель (1793 – 1826).
3. Экономические взгляды П. И. Пестеля в программе декабристов «Русская правда».
4. Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) – «О поземельной собственности», «Капитал и труд», «Примечания к „Основам политической экономии Милли“».
5. Народничество. Особенности экономических взглядов народников.
6. М. А. Бакунин (1814 – 1876) – видный общественный деятель. Основные произведения М. А. Бакунина – «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Государство и анархия».
7. Журнал М. А. Бакунина «Народное дело».
8. П. Н. Ткачев (1844 – 1885) – первый большевик в России, видный деятель.
9. П. Л. Лавров (Миртов) (1823 – 1900) – один из лидеров народничества. Главные работы П. Л. Лаврова – «Исторические письма», «Герои и толпа».
ТЕМА 7. Историческая школа экономической теории. Институционализм. Экономическое учение Т. Веблена и его последователей. Теории Э. Чемберлина и Дж. Робинсона.
1. Историческая школа: два этапа.
2. Старая» историческая школа (40-е годы XIX века); Ф. Лист, В. Рошер.
3. «Молодая» историческая школа (80-е годы XIX века) - Л. Брентано, Э. Дюркейм, В. Зомбарт.
4. Основной труд Ф. Листа (1789 – 1846) – «Национальная система политической экономии» (1841 г.).
5. Особенности взглядов В. Рошера (1817 – 1894).
6. Экономические взгляды Л. Брентано (1844 – 1931).
7. Заслуга Э. Дюркгейма (1858 – 1917).
8. Специфичность взглядов В. Зомбарта (1863 – 1941).
9. Институционализм. Первый этап – 20 – 30-е годы XX века – ю Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.
10. Второй этап – середина XX века - Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Мит. Экономическое учение Т. Веблена.
11. Модель «экономического человека» А. Смита, по мнению Т. Веблена.
12. Экономические воззрения последователей Т. Веблена.
14. У. К. Митчелл (1874 – 1948) и циклические явления в экономике. «История зеленых билетов» (1903 г.), «Деловые циклы» (1913 г.) Уэсли Клера Митчелла.
15. Основные идеи Джон Кеннет Гэлбрейт в работе «Новое индустриальное общество» (1961 г.), Теория роли «техноструктуры» (общественная прослойка, включающая в себя ученых, конструкторов, управленцев, финансистов) в экономике.
16. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина - три направления конкуренции.
17. Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.
ТЕМА 8. Неоклассическое направление и его эволюция. Кейнсианство и его эволюция. Неолиберализм.
1. Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) – английский экономист, государственный деятель. 2. Книга Д. М. Кейнса «Индексный метод» 1909г.
3. Методология исследования Дж. Кейнса.
4. «Мультипликатор инвестиций», принципы организации международной финансовой системы, которые послужили основой создания Международного валютного фонда Дж. Кейнса.
5. Неолиберализм Л. Мизеса: варианты современного экономического устройства – рыночная экономика, нерыночная экономика.
6. Экономические воззрения Ф. Хайека (1899 – 1992).
7. Монетаризм (в 60-е годы XX века). Основные постулаты монетаризма.
8. Экономические взгляды М. Фридмена.
ТЕМА 9. Экономическая мысль в России в XIX-XX вв. Особенности развития экономики СССР. Реформы отечественной экономики конца XX - начала XXI.
1. Формирование капиталистических отношений в России.
2. Экономика России начала XX века. Особенности развития экономической науки в России.
3. Экономическая мысль в России конца XIX-начала ХХ вв. Историко-этическая, психологическая, математическая школа (В.Дмитриев, Е.Слуцкий).
4. Экономика в период после Октябрьской революции и гражданской войны.
5. Развитие экономики в период новой экономической политики. Экономические дискуссии 20-30 гг. ХХ в.: о сущности переходного периода, о плане и рынке, об основном экономическом законе, о противоречиях в экономике.
6. Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева. Теория длинных волн в экономике.
7. Экономические воззрения А.В. Чаянова. Кооперативная теория Чаянова.
8. Взгляды Чаянова и аграрная реформы.
9. Экономические взгляды М. И. Туган-Барановского. Три типа социализма: государственный, синдикальный, коммунальный.
10. Специфика учения о заработной плате М. И. Туган-Барановского.
11. Экономика СССР в годы довоенных пятилеток.
12. Экономика СССР в период Великой Отечественной войны и восстановления.
13. Экономическое развитие СССР в 60-80-е годы
14. Развитие экономико-математической школы.
15. Схема расширенного воспроизводства Г. Фельдмана
16. Линейное программирование Л. Канторовича,
17. Методы соизмерения народнохозяйственной эффективности В. Новожилова
18. Экономико-математические методы и модели В. Немчинова.
19. Причины краха командной системы.
20. Выбор пути постсоциалистического развития.
21. Экономика России в начала XXI века.
22. Методологические проблемы современной экономической науки.
6.3. Материалы для проведения тестирования
Тестирование № 1.
1.Науку об искусстве приобретения денежного богатства Аристотель называл:
а) торговлей; б)экономикой; в) хрематистикой; г)ростовщичеством.
2. Согласно учению меркантилистов внутренняя торговля:
б)приносит богатство наравне с внешней торговлей;
в)лишь переносит богатство от одних субъектов хозяйствования к другим;
г)все ответы не верны.
3. Представителем позднего меркантилизма, основавшим первый кредитный банк, наладившим выпуск акций и банкнот, был:
а)У. Стаффорд;
б)Ж.-Б. Кольбер;
в)Дж. Ло;
г)Т. Ман.
4. «Трактат политической экономии», давший постоянное название экономической науки, написал:
а)У. Петти;
б)П. Буагильбер;
в)А. Монкретьен;
г)У. Стаффорд;
д)Т. Ман.
5. Одним из руководителей Ост-Индской компании, «классиком» зрелого меркантилизма был:
а)Дж. Ло;
б)В. Стаффорд;
в)Т. Ман;
г)А. Монкретьен.
6. Древнегреческий философ, которого западные ученые считают основоположником коммунистических идей:
а)Платон;
б)Ксенофонт;
в)Аристотель;
г)все ответы не верны.
7. Представители экономической мысли Древнего мира идеализировали:
а)рыночные отношения;
б)натурально-хозяйственные отношения;
в)торговлю и ростовщичество;
г)все ответы верны;
д)все ответы не верны.
8. В соответствии с концепцией меркантилизма источником денежного богатства является:
а)рост заграничных инвестиций;
б)превышение экспорта над импортом;
в)рост внутренних инвестиций;
г)превышение импорта над экспортом.
9. Предметом исследования меркантилизма является:
а)сфера производства;
б)сфера обращения и производства;
в)сфера обращения;
г)все ответы не верны.
10. «Трудовые деньги» на бирже «справедливого труда» были введены:
а)П. Прудон;
б)К. Сен-Симон;
в)Р. Оуэн;
г)Ш. Фурье;
д)Э. Кабэ.
11. Положение о том, что источником ренты является монополия частной собственности на землю, впервые выдвинул:
а)К. Маркс;
б)А. Смит;
в)Д. Рикардо;
12. Классическая политическая экономия возникла:
а)в период разложения взглядов меркантилистов;
б)с развитием мануфактурного производства;
в)с разложением экономики «доиндустриального» периода;
г)все предыдущие ответы верны;
д)все ответы не верны.
13. Автором произведения «Экономическая таблица», обосновывающего теорию общественного воспроизводства, является:
а)Ж. Тюрго;
б)Д. Рикардо;
в)У. Петти;
г)Ф. Кенэ;
д)А. Смит.
14. Наука «политическая экономия» обязана своим названием:
а)У. Петти;
б)А. Смиту;
в)А. Монкретьену;
г)Ф. Кенэ.
15. Концепцию «абсолютных преимуществ» в международной торговле сформулировал:
а)Д. Рикардо;
б)Ж. Б. Сэй;
в)Ж. Сисмонди;
г) А. Смит.
16. Представители «классической школы» политической экономии:
а)доказывали абсолютный характер существования основных эмпирических законов рыночной экономики;
б)перенесли исследования экономических явлений и процессов из сферы обращения в сферу производства;
в)положили начало разработке основных концепций экономической науки;
г)все предыдущие ответы верны.
д)верны ответы только б) и в).
17. Успешный социально-экономический эксперимент на фабрике в рабочем поселке Нью-Ленарк осуществил:
а)Д. Рикардо;
б)Дж. Мак-Куллох;
в)Ж. -Б. Сэй;
г)Р. Оуэн;
д)Т. Мальтус.
18. Впервые в теорию о классах ввел понятие «бесплодный класс»:
а)Ф. Кенэ;
б)Ж. Тюрго;
в)П. Буагильбер;
г)А. Смит;
д)У. Петти.
19. Закон убывающего плодородия почвы сформулировал:
а)Дж. Мак-Куллох;
б)Ж.-Б. Сэй;
в)Г. Кэри;
г)Т. Мальтус;
д)П. Прудон.
20. Отводил государству лишь роль «ночного сторожа»:
а)Т. Мальтус;
б)А. Смит;
в)Д. Рикардо;
г)Ж.-Б. Сэй;
21. Отмена всех ограничений свободы передвижения трудовых ресурсов – один из принципов эффективного развития общества, впервые сформулированный:
а)Ж..Сэем;
б)А. Смитом;
в)Д. Рикардо;
г)Ж.Сисмонди;
д)Дж.С. Миллем.
22. Автором концепции «сравнительных преимуществ» в международной торговле является:
а)Ж..Сэей;
б)А. Смит;
в)Д. Рикардо;
г)Ж.Сисмонди;
д)Дж.С. Милль.
23. Высшая стадия эволюции общества называется «гармонизмом» в произведении:
а)Н.Сениора;
б)Э.Кабэ;
в)Ш.Фурье;
г)К. Сен-Симона.
Тестирование № 2
1.Идеологом «нестяжателей» в борьбе за монастырское землевладение был:
а)Иосиф Волоцкий;
б)Нил Сорский;
в)Вассиан Патрикеев.
2.Разработчиком основ демографии в России считается:
а)И. Посошков;
б)М. Ломоносов;
в)И. Пересветов;
г)В. Татищев.
3.«Гостьба» - это понятие, означавшее в «Правде Русской»:
а)деньги, отданные в рост за проценты;
б)внешнюю торговлю;
в)дипломатическую поездку;
г)кредитные отношения.
4.«Книга о скудости и богатстве» - основное социально-экономическое сочинение:
а)Ермолая - «Еразма»;
б)Ибн - Хальдуна;
в)И. Пересветова;
г)Ж.-Б. Кольбера;
д)И. Посошкова.
5.«Царский судебник» Ивана IV (Грозного) был создан:
а)в 1534 году;
б)в 1600 году;
в)в 1550 году;
г)в 1584 году.
6. Положение о том, что торговая прибыль и ссудный процент возникают не в обращении, а в производстве сформулировал:
а)Ф. Кенэ;
б)А. Смит;
в)К. Маркс;
г)П. Буагильбер;
д)У. Петти.
7. Политическую экономию начали преподавать в учебных заведениях России:
а)в середине XVIII века;
б)в начале XIX века;
г)в середине XIX века.
8. Считал необходимым участие купцов в законодательной деятельности каждого города:
а)С. Десницкий;
б)А. Радищев;
в)И. Третьяков;
г)М. Чулков.
9. Одним из русских экономистов, обучавшихся в 60-х гг. XVIII века в университете г. Глазго, был:
а)А. Радищев;
б)А. Поленов;
в)И. Третьяков;
г)П. Рычков.
10. «Генеральную о коммерции идею» считал основным принципом экономической политики и хозяйственной жизни страны:
а)П. Рычков;
б)М. Чулков;
в)Д. Голицын;
г)А. Поленов;
д)И. Третьяков.
11. Разработчиком «политической экономии трудящихся» был:
а)Н. Огарев;
б)А. Радищев;
в)Н. Чернышевский;
г)А. Герцен.
12. Понятие «прибавочной цены» впервые в истории отечествен' ной экономической мысли ввел:
а)И. Третьяков;
б)М. Чулков;
в)А. Радищев;
г)П. Рычков.
13. Капитал делил на основной, оборотный, постоянный и переменный:
а)А. Смит;
б)К. Маркс;
в)Д. Рикардо;
г)Дж.С. Милль.
14. Единственным физиократом в истории российской экономической мысли считается:
а)И. Посошков;
б)М. Чулков;
в)Д. Голицын;
г)П. Рычков.
15. Самое объемное социально-экономическое произведение в истории мировой экономической мысли написал:
а)А. Смит;
б)П. Рычков;
в)М. Чулков;
г)Ф. Лист;
д)Ж. Сисмонди.
16. Основоположником антикрепостнической идеологии в России по праву считается:
а)А. Поленов;
б)А. Радищев;
в)А. Герцен;
г)Н. Чернышевский.
17. «Пастушеское состояние» - одна из фаз государственного развития в экономических воззрениях:
а)М. Чулкова;
в)С. Десницкого;
г)П. Рычкова.
Тестирование № 3
1.Впервые в научный оборот ввел понятие внешних эффектов («экстерналий»):
а)Э. Чемберлин;
б)А. Маршалл;
в)А. Пигу;
г)Л. Вальрас.
2.Законом «равенства предельных полезностей» называется закон, сформулированный:
а)О. Бем - Баверком;
б)Г. Госсеном;
в)Дж.Б. Кларком;
г)Т. Вебленом.
3.Экономистом, который впервые ввел понятие «предельной производительности факторов производства», был:
а)В. Дмитриев;
б)Дж.Б. Кларк;
в)Э. Чемберлин;
г)А. Маршалл.
4.Поставил вопрос о необходимости формирования особой науки -праксеологии:
а)Е. Слуцкий;
б)Л. Вальрас;
в)Ю. Жуковский;
г)С. Джевонс.
5.Таможенный тариф 1891 года подробно проанализировал российский экономист:
а)Г. Плеханов;
б)П. Струве;
в)Д. Менделеев;
г)В. Дмитриев;
д)С. Булгаков.
6.Дал способ выражения полных затрат один из представителей «математической школы» экономики:
а)Е. Слуцкий;
б)С. Джевонс;
в)Л. Вальрас;
г)В. Дмитриев.
7.Впервые провел разграничение между краткосрочным и долгосрочным равновесием спроса и предложения:
а)Ф. Визер;
б)С. Джевонс;
в)А. Маршалл;
г)К. Менгер.
8.Монополизация рынков с точки зрения монополии продукта была подробно рассмотрена:
а)Т. Вебленом;
б)В. Лениным;
в)Дж. Робинсон;
г)Э. Чемберлином;
д)А. Пигу.
9.Автором закона, согласно которому по мере удовлетворения какой - либо потребности степень наслаждения падает и на определенном пределе доходит до нуля, был:
а)А. Маршалл;
б)К. Менгер;
в)Л. Вальрас;
г)Дж.Б. Кларк;
10.Понятие «монопсония» впервые было введено в научный оборот:
а)А. Маршаллом;
б)Дж. Робинсон;
в)Э. Чемберлином;
г)Дж.Б. Кларком;
д)Г. Плехановым;
е)Л. Канторовичем.
11.Считал, что Россия по типу государственного устройства представляет собой восточную деспотию:
а)С. Булгаков;
б)Н. Даниельсон;
в)П. Струве;
г)Г. Плеханов;
д)В. Ленин;
е)В. Воронцов.
12.Представителем технократического направления институционализма является:
а)Дж.Б. Кларк;
б)Дж. Коммонс;
в)Дж. Гэлбрейт;
г)Дж. Робинсон.
13.Концепцию «семейно - трудового хозяйства» разработал:
а)Ф. Хайек;
б)В. Репке;
в)А. Чаянов;
г)Т. Веблен;
д)Н. Кондратьев.
14.Любые действия государства, выходящие за рамки выплаты пенсий и пособий по безработице, считал «административным деспотизмом»:
а)К. Менгер;
б)Ф. Хайек;
в)А. Маршалл;
г)М. Фридмен;
д)Дж.М. Кейнс.
15. Понятие «естественной нормы безработицы» впервые сформулировал:
а)П. Самуэльсон;
б)Дж.М. Кейнс;
в)М. Фридмен;
г)Л. Эрхард;
д)А. Маршалл.
16. Принял активное участие в денежной реформе 1922 - 1924 годов в России:
а)Н. Кондратьев;
б)Л. Юровский;
в)П. Струве;
г)А. Чаянов;
д)С. Булгаков.
17. Автором эффекта, согласно которому снижение цены товара может восприниматься потребителями как снижение его качества, что может привести к сокращению количества его покупок, был:
а)Ю. Жуковский;
б)Т. Веблен;
в)А. Маршалл;
г)В. Парето.
18.Впервые сформулировал принцип убывающей предельной полезности:
а)Ф. Визер;
б)У.К. Митчелл;
г)К. Менгер;
д)О. Бем - Баверк.
19.К «легальным марксистам» среди отечественных экономистов относился:
а)М. Туган - Барановский;
б)Г. Плеханов;
в)Е. Слуцкий;
г)В. Ленин;
д)В. Дмитриев.
20.Блок мероприятий, направленных на сокращение совокупного спроса в целях преодоления инфляционных процессов, был предложен:
а)Дж.М. Кейнсом;
б)Т. Вебленом;
в)М. Фридменом;
г)Дж. Гэлбрейтом.
21.Экономико--философский труд «Дорога к рабству» принадлежит перу Нобелевского лауреата:
а)Дж. Гэлбрейта;
б)К. Менгера;
в)Ф. Хайека;
г)П. Самуэльсона.
22.Русский экономист, сформулировавший основной закон инвестиционной теории циклов:
а)Ю. Жуковский;
б)П. Струве;
в)Д. Менделеев;
г)М. Туган - Барановский.
23.Впервые обосновал понятие «издержки сбыта»:
а)Е. Слуцкий;
б)А. Маршалл;
в)Э. Чемберлин;
г)Дж.Б. Кларк.
24.«Парадокс сбережения» сформулировал:
а)Л. Вальрас;
б)А. Маршалл;
в)Дж.М. Кейнс;
г)Р. Харрод;
д)М. Аллэ.
25.Автором концепции «длинных волн» по праву считается:
а)У.К. Митчелл;
б)М. Туган-Барановский;
в)Дж.Б. Кларк;
г)Н. Кондратьев;
д)А. Чаянов.
26.Основоположником современного макроэкономического моделирования считается:
а)Ю. Жуковский;
б)В. Парето;
в)Е. Слуцкий;
г)Л. Вальрас;
д)А. Пигу.
27. Представителем «лондонской школы» неолиберализма является:
а)Дж.М. Кейнс;
б)М. Фридмен;
в)Ф. Хайек;
г)Л. Эрхард.
28. Понятие «монополистическая конкуренция» впервые было введено:
а)В. Лениным;
в)Э. Чемберлином;
г)Л. Вальрасом.
29.Русским экономистом, представителем либерального народничества, был:
а)В. Воронцов;
б)П. Струве;
в)Е. Слуцкий;
г)М. Туган - Барановский.
30.Теорию линейного программирования сформулировал:
а)Л. Вальрас;
б)Л. Канторович;
в)А. Курно;
г)Е. Слуцкий.
31.Отстаивал концепцию «спонтанного порядка»:
а)Ф. Хайек;
б)В. Ойкен;
в)С. Булгаков;
г)Н. Кондратьев.
32.Автором «основного психологического закона» был:
а)К. Менгер;
б)С. Джевонс;
в)Дж.М. Кейнс;
г)Ф. Визер.
33.Понятие «неоклассический синтез» впервые сформулировал:
а)В. Леонтьев;
б)Дж.М. Кейнс;
в)А. Маршалл;
г)М. Фридмен;
д)П. Самуэльсон.
34.Экономистом, предвещавшим наступление стадии «административного капитализма», был:
а)П. Струве;
б)С. Джевонс;
в)Дж. Коммонс;
г)У.К. Митчелл.
35.Впервые назвал экономическую науку «Экономиксом»:
а)К. Менгер;
б)Т. Веблен;
в)А. Маршалл;
г)Ф. Визер.
36.Экономистом, выдвинувшим положение об оптимальном состоянии рынка, при котором никто не может улучшить своего благосостояния, не ухудшая материального положения других, был:
а)Ю. Жуковский;
б)С. Джевонс;
в)В. Парето;
г)Л. Вальрас;
д)Е. Слуцкий.
37.Представители маржинализма определяли ценность чего-либо на основе:
а)теории трудовой стоимости;
б)теории издержек;
в)теории предельной полезности;
г)равновесной цены.
38.Предметом изучения неоклассического направления экономической науки является:
а)сфера обращения;
б)сфера обращения и сфера производства;
г)все ответы не верны
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
(16 посадочных места).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.