2024-2025_v38_03_01_2023_plx_Цифровые бухгалтерские системы_Экономика предприятий и организаций
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.04.02 Цифровые бухгалтерские системы
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
 
ПК-1.2 Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
 
ПК-1.3 Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
 
ПК-1.4 Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
 
ПК-1.5 Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
ПК-1 
Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
 
ПК-5.1 Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками
 
ПК-5.2 Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации
 
ПК-5.3 Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками
ПК-5 
Способен к сводке статистических данных по утвержденным методикам
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 7 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение лабораторной работы .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основы построения автоматизированных информационных бухгалтерских
 
1.1
Основы построения автоматизированных информационных бухгалтерских
1
0
0
18
19
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
2
Автоматизированная форма бухгалтерского учета
 
2.1
Автоматизированная форма бухгалтерского учета
2
0
0
18
20
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
3
Информационная система "Бухгалтерский учет"
 
3.1
Информационная система "Бухгалтерский учет"
2
2
0
18
22
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
4
Автоматизированное рабочее место бухгалтера (АРМБ). 
 
4.1
Автоматизированное рабочее место бухгалтера (АРМБ). 
2
5
0
18
25
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
5
Программное обеспечение информационных бухгалтерских систем
 
5.1
Программное обеспечение информационных бухгалтерских систем
2
2
0
17,5
58
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
6
Проектирование автоматизированных информационных бухгалтерских
 
6.1
Проектирование автоматизированных информационных бухгалтерских
2
0
0
12
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
7
Особенности автоматизации учета материальнопроизводственных запасов
 
7.1
Особенности автоматизации учета материальнопроизводственных запасов
2
3
0
12
17
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
8
Особенности автоматизации учета труда и заработной платы
 
8.1
Особенности автоматизации учета труда и заработной платы
2
0
0
12
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
9
Особенности автоматизации учета внеоборотных средств
 
9.1
Особенности автоматизации учета внеоборотных средств
2
6
0
12
20
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
10
Технология автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Обзор и классификация бухгалтерских программ 
 
10.1
Технология автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Обзор и классификация бухгалтерских программ 
1
0
0
14,5
43
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
Всего часов:
18
18
0
152
252
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Научно-исследовательская работа
 
Международные стандарты финансовой отчетности
 
Организация производства на предприятии
 
Управленческий учет
 
Планирование на предприятии
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
 
ПК-1.2 Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
 
ПК-1.3 Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
 
ПК-1.4 Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
 
ПК-1.5 Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
ПК-1 
Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
 
ПК-5.1 Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками
 
ПК-5.2 Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации
 
ПК-5.3 Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками
ПК-5 
Способен к сводке статистических данных по утвержденным методикам
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 7 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
Семестр 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
36
18
8
144
20
89,5
108
20
62,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
18
9
9
9
9
Лабораторные занятия (Лаб)
18
18
8
9
9
9
9
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
3
1,5
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
89,5
89,5
62,5
62,5
Контактная работа
Контроль, всего:
60
34,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Эк
Общая трудоемкость, ч.
252
144
108
Общая трудоемкость, З.Е.
7
4
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основы построения автоматизированных информационных бухгалтерских
 
1.1
Основы построения автоматизированных информационных бухгалтерских
1
0
0
18
19
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
2
Автоматизированная форма бухгалтерского учета
 
2.1
Автоматизированная форма бухгалтерского учета
2
0
0
18
20
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
3
Информационная система "Бухгалтерский учет"
 
3.1
Информационная система "Бухгалтерский учет"
2
2
0
18
22
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
4
Автоматизированное рабочее место бухгалтера (АРМБ). 
 
4.1
Автоматизированное рабочее место бухгалтера (АРМБ). 
2
5
0
18
25
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
5
Программное обеспечение информационных бухгалтерских систем
 
5.1
Программное обеспечение информационных бухгалтерских систем
2
2
0
17,5
58
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
6
Проектирование автоматизированных информационных бухгалтерских
 
6.1
Проектирование автоматизированных информационных бухгалтерских
2
0
0
12
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
7
Особенности автоматизации учета материальнопроизводственных запасов
 
7.1
Особенности автоматизации учета материальнопроизводственных запасов
2
3
0
12
17
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
8
Особенности автоматизации учета труда и заработной платы
 
8.1
Особенности автоматизации учета труда и заработной платы
2
0
0
12
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
9
Особенности автоматизации учета внеоборотных средств
 
9.1
Особенности автоматизации учета внеоборотных средств
2
6
0
12
20
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
10
Технология автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Обзор и классификация бухгалтерских программ 
 
10.1
Технология автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Обзор и классификация бухгалтерских программ 
1
0
0
14,5
43
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
Всего часов:
18
18
0
152
252
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основы построения автоматизированных информационных бухгалтерских

1.1. Понятие БУИС и ее место в системе управления экономическим объектом. 1.2. Учетная информация и ее место в системе управления предприятием. 1.3. Основные этапы развития БУИС в современных условиях

 
Автоматизированная форма бухгалтерского учета

1. Структура БУИС 2. Декомпозиция бухгалтерских ИС на задачи: - признаки декомпозиции ИС на составные части; - декомпозиция функциональной подсистемы БУ на задачи. 3. Основные принципы построения и функционирования бухгалтерских ИС. 4. Формы БУ, используемые при создании БУИС. 5. Информационные связи БУИС.

 
Информационная система "Бухгалтерский учет"

Автоматизация бухгалтерского учета на малом предприятии. Структура программного комплекса для автоматизации на малом предприятии

 
Автоматизированное рабочее место бухгалтера (АРМБ).

1. Технология обработки информации в БУИС на малом предприятии. 2. БУИС для автоматизации учета на среднем предприятии 3. Особенности структуры программного комплекса автоматизации бухгалтерского учета на средних предприятиях. 4. Организация работы в БУИС, предназначенной для автоматизации бухгалтерии среднего предприятия.

 
Программное обеспечение информационных бухгалтерских систем

Общесистемные принципы создания АРМ. Функциональность.

 
Проектирование автоматизированных информационных бухгалтерских

Функции, обеспечивающие продуктивное функционирование АРМ. Основные средства АРМ.

 
Особенности автоматизации учета материальнопроизводственных запасов

Организационно-экономическая сущность комплекса задач. 2. Информационное обеспечение для решения задач учета основных средств. 3. Алгоритмы основных расчетов в комплексе задач учета основных средств (ОС). 4. Организация обработки информации по учету ОС на ПЭВМ. Изучив данную тему, студент должен

 
Особенности автоматизации учета труда и заработной платы

Особенности автоматизации учета труда и заработной платы

 
Особенности автоматизации учета внеоборотных средств

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

 
Технология автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Обзор и классификация бухгалтерских программ

1. Понятие «эффективной» автоматизации бухгалтерского учета 2. Подготовка к автоматизации 3 Процесс автоматизации 4. Стандарты автоматизации бухгалтерского учета 5. Классификация бухгалтерских программных продуктов и их особенности

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Информационная система бухгалтерского учета под управлением MS EXCEL. Информационные технологии MS EXCEL для анализа бухгалтерских данных.
2
0
 
2
Бухгалтерские функции в MS EXCEL. Количественный анализ: подбор параметров, таблицы подстановки. Элементы VBA для автоматизации бухгалтерских задач. Макросы MS EXCEL. Использование макросов для решения задачи складского учета
5
0
 
3
Технология формирования рассылок бухгалтерских документов в среде MS WORD
2
0
 
4
Система бухгалтерского учета 1С Предприятие: настройка констант, журналы.
3
0
 
5
Система бухгалтерского учета 1С Предприятие: формирование нормативно-справочной информации; ввод начальных остатков.
6
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Выполнение лабораторной работы
ЛР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
 
ПК-1 
Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
 
 
 
ПК-5 
Способен к сводке статистических данных по утвержденным методикам
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организация производства на предприятии
x
Зачет
Планирование на предприятии
x
Экзамен
Бухгалтерский учет и анализ
x
x
Экзамен
Экономика организаций
x
x
x
Экзамен,Зачет,Курсовая работа
Экономика и социология труда
x
Зачет
Политика доходов и заработной платы
x
Экзамен
Пакеты прикладных программ для экономистов
x
x
Экзамен
Цифровые бухгалтерские системы
x
x
Экзамен
Управленческий учет
x
Экзамен
Международные стандарты финансовой отчетности
x
Экзамен
Кадровая политика предприятия
x
x
Экзамен
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков
x
Зачет
ПК-5 Способен к сводке статистических данных по утвержденным методикам
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Пакеты прикладных программ для экономистов
x
x
Экзамен
Цифровые бухгалтерские системы
x
x
Экзамен
Статистика
x
x
Зачет,Экзамен
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.4 Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.5 Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5 Способен к сводке статистических данных по утвержденным методикам
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-5.1 Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет сводку статистических показателей в соответствии с утвержденными методиками

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.2 Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет логический и арифметический контроль выходной информации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.3 Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Рассчитывает сводные статистические показатели в соответствии с утвержденными методиками

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Экзаменационные вопросы

1. Понятие и функции процесса управления

2. Стандартные системы управления предприятием

3. Понятие, классификация и принципы построения информационных бухгалтерских систем

4. Развитие систем управления документами

5. Виды назначения отчётов

6. Требования и направления развития отчетности

7. Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета

8. Тенденции развития автоматизированных систем бухгалтерского учета

9. Информационные технологии и управление предприятием

10. Особенности бухгалтерских информационных систем

11. Структура бухгалтерских информационных систем

12. Понятие подсистемы информационного обеспечения

13. Классификация, особенности и требования к экономической информации

14. Назначение и классификация документов

15. Первичные бухгалтерские документы

16. Учетные регистры и формы учета

17. Модели документооборота

18. Развитие систем управления документами

19. Виды и назначения отчетов

20. Требования и направления развития отчетности

21. Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета

22. Понятие БУИС и ее место в системе управления экономическим объектом.

23. Учетная информация и ее место в системе управления предприятием.

24. Основные этапы развития БУИС в современных условиях

25. Структура БУИС

 
26. Декомпозиция бухгалтерских ИС на задачи: - признаки декомпозиции ИС на составные части;

27. Декомпозиция бухгалтерских ИС на задачи: - декомпозиция функциональной подсистемы БУ на задачи.

28. Основные принципы построения и функционирования бухгалтерских ИС.

29. Формы БУ, используемые при создании БУИС.

30. Информационные связи БУИС.

31. Автоматизация бухгалтерского учета на малом предприятии.

32. Структура программного комплекса для автоматизации на малом предприятии

33. Технология обработки информации в БУИС на малом предприятии.

34. БУИС для автоматизации учета на среднем предприятии

35. Особенности структуры программного комплекса автоматизации бухгалтерского учета на средних предприятиях.

36. Организация работы в БУИС, предназначенной для автоматизации бухгалтерии среднего предприятия.

Вопросы к зачету

1. Задачи планирования на предприятии.

2. Задачи и функции решения задач оптимизации

3. Детальная бизнес-модель.

4. Модели, описывающие функциональную структуру системы.

5. Общесистемные принципы создания АРМ. Функциональность.

6. Функции, обеспечивающие продуктивное функционирование АРМ.

7. Основные средства АРМ.

8. Организационно-экономическая сущность комплекса задач.

9. Информационное обеспечение для решения задач учета основных средств.

10. Алгоритмы основных расчетов в комплексе задач учета основных средств (ОС).

11. Организация обработки информации по учету ОС на ПЭВМ.

12. Особенности автоматизации учета труда и заработной платы

13. Особенности автоматизации учета внеоборотных средств

14. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

15. Технология автоматизации бухгалтерского учета на предприятии.

16. Обзор и классификация бухгалтерских программ

17. Понятие «эффективной» автоматизации бухгалтерского учета

18. Подготовка к автоматизации

19. Процесс автоматизации

20. Стандарты автоматизации бухгалтерского учета

21. Классификация бухгалтерских программных продуктов и их особенности

22. Развитие систем управления документами

23. Виды назначения отчётов

24. Требования и направления развития отчетности

25. Характеристика программ автоматизации бухгалтерского учета

26. Тенденции развития автоматизированных систем бухгалтерского учета

27. Информационные технологии и управление предприятием

28. Особенности бухгалтерских информационных систем

29. Структура бухгалтерских информационных систем

30. Понятие подсистемы информационного обеспечения

31. Классификация, особенности и требования к экономической информации

32. Назначение и классификация документов

33. Первичные бухгалтерские документы

Задания для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»

Задача 1. Описать структуру документа:

• указать наименования реквизитов (с расшифровкой сокращений или аббревиатуры), их расположение по зонам документа;

 
• определить вид реквизитов (основание или признак), их назначение (справочные, содержательные, группировочные), значимость (обязательные, необязательные) и стабильность (постоянные, переменные);

• указать реквизиты, которые могут иметь в документе несколько значений;

• указать классификаторы (при их наличии в документе).

Приложить копию документа (или его эскиз), заполненный условным примером. Описать области применения и характер использования данного документа.

Вариант Документ Вариант Документ

1 Счет-фактура 6 Банковская выписка

2 Расчетная ведомость 7 Счет

3 Приходный кассовый ордер 8 Платежная ведомость

4 Расходный кассовый ордер 9 Платежное поручение

5 Авансовый отчет 10 Требование-накладная

Задача 2. Рассчитать экономическую эффективность внедрения информационной технологии методом сравнения двух вариантов. Для этого определить годовую экономию ∆С, годовой экономический эффект Эгод, коэффициент экономической эффективности Ер и срок окупаемости τр ИТ. Сделать выводы. Для расчета использовать следующие данные:

Eн – нормативный коэффициент экономический эффективности для вычислительной техники  Ен = 0,35 руб/руб в год

Вариант Базовый вариант ИТ Проектируемый вариант ИТ

Капитальные вложения К1,т.р. Текущие затраты С1,т.р. Капитальные вложения К2 ,т.р. Текущие затраты С2 ,т.р Косвенный эффект Скосв , т.р.

1 22300 32200 24500 20150 1500

2 11750 40000 20000 37000 1200

3 10000 45000 15000 6000 1300

4 18000 70000 20000 57000 800

5 24500 36900 30200 25000 900

6 26000 34000 32500 21000 1000

7 24000 53000 30700 45000 2000

8 15700 35000 51000 8000 1100

9 4000 6500 27000 4300 500

10 7500 5800 36000 3700 1400

Задача 3. Продукцией городского молочного завода являются молоко, кефир и сметана. На производство 1 т молока, кефира и сметаны требуется соответственно 1010, 1020 и 9450 кг молока. Прибыль от реализации 1 т молока, кефира и сметаны соответственно равна 300, 220 и 1360 р. Было изготовлено молока 123 т, кефира 342 т, сметаны 256 т. Требуется: a) при помощи электронной таблицы рассчитать:  прибыль от реализации каждого вида продукции, общую прибыль;  долю (в %) прибыльности каждого вида продукции от общей суммы;  расход молока (сырья); b) построить диаграмму по расходу сырья для каждого вида продукции.

Задача 4. На книжную базу поступили 3 наименования книг: словари, книги по кулинарии и пособия по вязанию. Они были распределены по трем магазинам: “Книжный мир”, “Дом книги” и “Глобус”. В “Книжный мир” поступило словарей – 10400 экземпляров, кулинарных книг – 23650 экземпляров, пособий по вязанию – 1500 экземпляров; В “Дом книги”– 10300 словарей, 22950 кулинарных книг и 1990 пособий по вязанию; В “Глобус” – соответственно 9100, 23320 и 2500 экземпляров. В первом магазине было продано словарей – 8945 экземпляров, кулинарных книг – 19865 экземпляров, пособий по вязанию – 873 экземпляра. Во втором магазине было продано словарей – 9300 экземпляров, кулинарных книг – 21900 экземпляров, пособий по вязанию – 1020 экземпляра. В третьем магазине соответственно было продано 8530, 18100 и 2010 экземпляров. Требуется: a) при помощи электронной таблицы рассчитать:  общее количество книг каждого наименования, поступивших на  книжную базу;  процент продажи каждого наименования книг в каждом магазине;  количество книг, оставшихся после реализации; b) построить диаграмму по распределению книг в магазинах.

Задача 5. Производственная единица изготавливает изделия трех видов: П1, П2 и ПЗ. Затраты на изготовление единицы продукции П1, П2 и П3 составляют 7, 15 и 10 ($) соответственно. Прибыль от реализации одного изделия данного вида соответственно равна 20, 16 и 25 ($). План

 
производства изделий П1— 200482 шт., П2—43292 шт., ПЗ—1463012 шт. В январе было изготовлено П1— 135672 шт., П2— 60712 шт., ПЗ— 1456732 шт. Требуется: а) при помощи электронной таблицы рассчитать в долларах (курс доллара – величина изменяющаяся):  плановые затраты на производство;  прибыль от реализации каждого вида изделий;  прибыль, полученную предприятием в январе;  процент выполнения плана в январе по каждому виду изделия. б) построить диаграмму по прибыли каждого вида изделия.

Задача 6. Часовой завод изготовил в январе часы вида А – 150 шт., вида В – 230 шт., вида С – 180 шт. В феврале производство продукции выросло: вида А – на 5 %, вида В – на 3 %, С – на 2 %. В марте рост составил соответственно 1,5; 1,6 и 2 %. Затраты на изготовление каждого вида часов составляют А – 85 р., В – 73 р., С – 84 р. Продажная стоимость каждого вида изделий составляет соответственно 120 р., 100 р. и 110 р. Требуется: а) при помощи электронной таблицы рассчитать:  какое количество часов изготовлено в каждый месяц;  прибыль от реализации каждого вида изделий;  ежемесячные затраты на производство каждого вида изделий; б) построить диаграмму по прибыли каждого вида изделия.

Задача 7. На предприятии работники имеют следующие оклады: начальник отдела – 9000 р., инженер 1кат. – 7000 р., инженер – 5000 р., техник – 3000 р., лаборант – 2000 р. Все работники получают надбавку 10 % от оклада за вредный характер работы. Все работники получают 50 % премии в том месяце, когда выполняется план. При невыполнении плана из зарплаты вычитают 10 % от начислений. Со всех работников удерживают 12 % подоходный налог, 1 % – профсоюзный взнос. Все удержания производятся от начислений. Требуется: a) при помощи электронной таблицы рассчитать суммы к получению каждой категории работников по месяцам; b) построить две диаграммы, отражающие отношение зарплаты всех работников в различные месяцы.

Задача 8.. Создайте таблицу со следующими столбцами: Номер групп, Номер зачетной книжки, Код предмета, Табельный номер преподавателя, Вид занятия, Дата, Оценка. Заполните таблицу 20 строками. Постройте следующие виды сводных таблиц: a) по учебным группам подведите итоги по каждому предмету и виду занятий с привязкой к преподавателю:  §средний балл;  § количество оценок;  § минимальная оценка;  § максимальная оценка; b) по каждому преподавателю подведите итоги в разрезе предметов и номеров учебных  § групп:  § количество оценок;  § средний балл;  § структура успеваемости.

Задача 9. Рассчитать зарплату за декабрь и построить диаграмму. Создать итоговую таблицу ведомости квартального начисления заработной платы, провести расчет промежуточных итогов по подразделениям. Исследовать графическое отображение зависимостей ячеек друг от друга.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Агальцов В.П. Базы данных. В 2-х кн. Книга 2. Распределенные и удаленные базы данных: учебник / В.П. Агальцов. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 271 с. : ил. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/652917 2. Хетагуров, Я.А. Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ) : учебник / Я.А. Хетагуров. — эл. изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2015. — 243 с. — ISBN 978-5-9963-2900-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/66298 3. Горев, А. Э. Информационные технологии на транспорте:   учебник   для    бакалавриата  / А. Э.Горев. - Издательство Юрайт, 2016. – 271с. 4. Профессиональный пакет прикладных программ: Методические рекомендации и сквозная задача по изучению программы 1С: Предприятие - Бухгалтерия предприятия (типовая конфигурация) / Сорокина Л.Н., Кукса В.А. - М.:НИЯУ "МИФИ", 2017. - 44 с. ISBN 978-5-7262-1494-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/610408 5. Липунцов, Ю.П. Прикладные программные продукты для экономистов. Основы информационного моделирования [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Ю.П. Липунцов; под науч. ред. проф. М.И. Лугачева. - М.: Проспект, 2014. - 252 с. - ISBN 978-5-392-17845-2. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/534275 б) дополнительная литература 1. Советов,Б. Я.  Базы данных: учебник для бакалавриата  / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовский. -2-е изд. -  М.: Издательство Юрайт, 2016. - 436с. 2. Венделева М.А., Вертакова Ю.В. Информационные технологии в управлении. – М.: Юрайт, 2013. – 462 с. 3. 2. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии. – М.: Юрайт, 2013. – 378 с. 4. Информационные системы управления качеством в автоматизированных и автоматических производствах : учеб. пособие / А.Л. Галиновский, С.В. Бочкарев, И.Н. Кравченко [и др.] ; под ред. А.Л. Галиновского. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 284 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944367 5. Провалов, В.С. Информационные технологии управления : учебное пособие / В.С. Провалов. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2012. — 376 с. — ISBN 978-5-9765-0269-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/20182 6. Трофимова В.В. Информационные технологии в экономике и управлении. – М.: Юрайт, 2013. -478 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система «Лань»
 
2. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
3. Электронно-библиотечная система « Znanium.com» 
 
4. Интернет платформа для построения диаграмм.
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и

 
тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо

 
сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .