2024-2025_v38_03_01_2023_plx_Экономика организаций_Экономика предприятий и организаций
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.04 Экономика организаций
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
 
ПК-1.2 Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
 
ПК-1.3 Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
 
ПК-1.4 Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
 
ПК-1.5 Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
ПК-1 
Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 12 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;задачи;тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
 
1.1
Предмет, метод и задачи курса «Экономика организации»: «Экономика организации» как наука о деятельности предприятий, процессах разработки и принятия хозяйственных решений. Методы изучения курса: статистическое наблюдение, сравнительный анализ, вероятностные и прогностические методы, математические модели, методы графического изображения
2
0
2
10
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.2
Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики: Предпринимательство как важнейший фактор производства. Понятие организации (организации, предприятия). Классификация организаций. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности. Объединения предприятий
2
0
2
8
12
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.3
Товарная политика организации: Товар в рыночной среде. Жизненный цикл товара. Стратегические решения в товарной политике. Оценка конкурентоспособности продукции организации. Маркетинговые исследования в организации. Производственная программа организации
3
0
6
18
27
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.4
Организация производства в организации: Сущность и функции организации производства. Производственная структура организации (организации). Производственный процесс и принципы его рациональной организации. Производственный цикл. Обслуживающие производства
6
0
4
18
28
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
2
РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
 
2.1
Основные фонды и производительные мощности организации: Уставный капитал организации. Сущность, состав, структура основного капитала. Виды оценки и износа основных производственных фондов. Амортизация основных фондов. Воспроизводство основных фондов. Показатели наличия, движения, состояния и использования основных средств. Производственная мощность организации
1
0
2
18
21
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
2.2
Оборотный капитал организации: Понятие, состав и структура оборотного капитала. Нормирование материальных ресурсов. Определение потребности организации в оборотных средствах и показатели оборачиваемости. Пути улучшения использования оборотных средств
2
0
1
18
21
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
2.3
Персонал организации: Персонал организации, его структура и движение. Определение потребности организации в рабочей силе. Производительность труда. Оплата труда в организации
2
0
1
17,5
57
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
3
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
 
3.1
Издержки организации: Понятие и виды издержек организации. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, и их классификации. Калькулирование себестоимости продукции. Показатели себестоимости продукции. Пути снижения издержек организации
6
0
2
7
15
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
3.2
Результаты хозяйственной деятельности организации: Подходы к оценке эффективности деятельности организации. Основные показатели оценки хозяйственной деятельности организации. Прибыль как основной финансовый результат деятельности организации. Рентабельность организации и продукции
6
0
4
16
26
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
4.1
Управление организацией (предприятием): Понятие управления организацией (предприятием). Структура органов управления, их функции. Организационные структуры управления
2
0
4
16
22
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.2
Планирование и прогнозирование деятельности организации: Функции и задачи планирования и прогнозирования. Виды планирования на предприятии. Разработка стратегии развития организации и управление ее реализацией
2
0
4
16
22
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.3
Управление снабженческо-сбытовой деятельностью  организации Материально-техническое обеспечение организации как условие его эффективного функционирования. Сбыт продукции: назначение, организация. Роль договоров в снабженческо-сбытовой деятельности. Управление запасами в организации
2
0
4
16
23
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.4
Инвестирование в организации: Понятие инвестиций, виды инвестиций. Состав и структура инвестиций. Оценка эффективности инвестиционных проектов
2
0
3
24
29
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.5
Ценообразование на продукцию организации: Понятие и виды цен. Методы формирования цен на продукцию (услуги). Формирование равновесной цены. Регулирование цен
2
0
2
24
28
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.6
Налогообложение организации: Понятие и функции налогов. Виды налогов, уплачиваемых организацией; порядок налогообложения. Налогообложение прибыли организации
2
0
2
24
28
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.7
Банкротство организации: Понятие и признаки неплатежеспособности организации.  Процедуры банкротства, их характеристика
3
0
2
23,5
59
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
Всего часов:
45
0
45
274
432
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Планирование на предприятии
 
Управленческий учет
 
Организация производства на предприятии
 
Международные стандарты финансовой отчетности
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
 
ПК-1.2 Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
 
ПК-1.3 Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
 
ПК-1.4 Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
 
ПК-1.5 Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
ПК-1 
Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 12 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 5 
Семестр 6 
Семестр 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
90
36
14
180
38
107,5
108
37
71
144
23
95,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
45
18
18
18
18
9
9
Практические занятия (Пр)
45
36
14
18
18
18
18
9
9
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
3
1,5
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
5
0,5
0,5
1
1
3,5
3,5
Другие виды самостоятельной работы
107,5
107,5
71
71
95,5
95,5
Контактная работа
Контроль, всего:
60
34,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
За
Эк
Общая трудоемкость, ч.
432
180
108
144
Общая трудоемкость, З.Е.
12
5
3
4
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
 
1.1
Предмет, метод и задачи курса «Экономика организации»: «Экономика организации» как наука о деятельности предприятий, процессах разработки и принятия хозяйственных решений. Методы изучения курса: статистическое наблюдение, сравнительный анализ, вероятностные и прогностические методы, математические модели, методы графического изображения
2
0
2
10
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.2
Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики: Предпринимательство как важнейший фактор производства. Понятие организации (организации, предприятия). Классификация организаций. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности. Объединения предприятий
2
0
2
8
12
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.3
Товарная политика организации: Товар в рыночной среде. Жизненный цикл товара. Стратегические решения в товарной политике. Оценка конкурентоспособности продукции организации. Маркетинговые исследования в организации. Производственная программа организации
3
0
6
18
27
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
1.4
Организация производства в организации: Сущность и функции организации производства. Производственная структура организации (организации). Производственный процесс и принципы его рациональной организации. Производственный цикл. Обслуживающие производства
6
0
4
18
28
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
2
РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
 
2.1
Основные фонды и производительные мощности организации: Уставный капитал организации. Сущность, состав, структура основного капитала. Виды оценки и износа основных производственных фондов. Амортизация основных фондов. Воспроизводство основных фондов. Показатели наличия, движения, состояния и использования основных средств. Производственная мощность организации
1
0
2
18
21
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
2.2
Оборотный капитал организации: Понятие, состав и структура оборотного капитала. Нормирование материальных ресурсов. Определение потребности организации в оборотных средствах и показатели оборачиваемости. Пути улучшения использования оборотных средств
2
0
1
18
21
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
2.3
Персонал организации: Персонал организации, его структура и движение. Определение потребности организации в рабочей силе. Производительность труда. Оплата труда в организации
2
0
1
17,5
57
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
3
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
 
3.1
Издержки организации: Понятие и виды издержек организации. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, и их классификации. Калькулирование себестоимости продукции. Показатели себестоимости продукции. Пути снижения издержек организации
6
0
2
7
15
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
3.2
Результаты хозяйственной деятельности организации: Подходы к оценке эффективности деятельности организации. Основные показатели оценки хозяйственной деятельности организации. Прибыль как основной финансовый результат деятельности организации. Рентабельность организации и продукции
6
0
4
16
26
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
4.1
Управление организацией (предприятием): Понятие управления организацией (предприятием). Структура органов управления, их функции. Организационные структуры управления
2
0
4
16
22
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.2
Планирование и прогнозирование деятельности организации: Функции и задачи планирования и прогнозирования. Виды планирования на предприятии. Разработка стратегии развития организации и управление ее реализацией
2
0
4
16
22
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.3
Управление снабженческо-сбытовой деятельностью  организации Материально-техническое обеспечение организации как условие его эффективного функционирования. Сбыт продукции: назначение, организация. Роль договоров в снабженческо-сбытовой деятельности. Управление запасами в организации
2
0
4
16
23
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.4
Инвестирование в организации: Понятие инвестиций, виды инвестиций. Состав и структура инвестиций. Оценка эффективности инвестиционных проектов
2
0
3
24
29
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.5
Ценообразование на продукцию организации: Понятие и виды цен. Методы формирования цен на продукцию (услуги). Формирование равновесной цены. Регулирование цен
2
0
2
24
28
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.6
Налогообложение организации: Понятие и функции налогов. Виды налогов, уплачиваемых организацией; порядок налогообложения. Налогообложение прибыли организации
2
0
2
24
28
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4.7
Банкротство организации: Понятие и признаки неплатежеспособности организации.  Процедуры банкротства, их характеристика
3
0
2
23,5
59
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
Всего часов:
45
0
45
274
432
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Предмет, метод и задачи курса «Экономика организации»: «Экономика организации» как наука о деятельности предприятий, процессах разработки и принятия хозяйственных решений. Методы изучения курса: статистическое наблюдение, сравнительный анализ, вероятностные и прогностические методы, математические модели, методы графического изображения

Предмет, метод и задачи курса «Экономика организации»

 
Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики: Предпринимательство как важнейший фактор производства. Понятие организации (организации, предприятия). Классификация организаций. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности. Объединения предприятий

Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики

 
Товарная политика организации: Товар в рыночной среде. Жизненный цикл товара. Стратегические решения в товарной политике. Оценка конкурентоспособности продукции организации. Маркетинговые исследования в организации. Производственная программа организации

Товарная политика организации

 
Организация производства в организации: Сущность и функции организации производства. Производственная структура организации (организации). Производственный процесс и принципы его рациональной организации. Производственный цикл. Обслуживающие производства

Организация производства в организации

 
Основные фонды и производительные мощности организации: Уставный капитал организации. Сущность, состав, структура основного капитала. Виды оценки и износа основных производственных фондов. Амортизация основных фондов. Воспроизводство основных фондов. Показатели наличия, движения, состояния и использования основных средств. Производственная мощность организации

Основные фонды и производственные мощности

 
Оборотный капитал организации: Понятие, состав и структура оборотного капитала. Нормирование материальных ресурсов. Определение потребности организации в оборотных средствах и показатели оборачиваемости. Пути улучшения использования оборотных средств

Оборотный капитал организации

 
Персонал организации: Персонал организации, его структура и движение. Определение потребности организации в рабочей силе. Производительность труда. Оплата труда в организации

Персонал организации

 
Издержки организации: Понятие и виды издержек организации. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, и их классификации. Калькулирование себестоимости продукции. Показатели себестоимости продукции. Пути снижения издержек организации

Издержки организации

 
Результаты хозяйственной деятельности организации: Подходы к оценке эффективности деятельности организации. Основные показатели оценки хозяйственной деятельности организации. Прибыль как основной финансовый результат деятельности организации. Рентабельность организации и продукции

Результаты хозяйственной деятельности организации

 
Управление организацией (предприятием): Понятие управления организацией (предприятием). Структура органов управления, их функции. Организационные структуры управления

Управление организацией 

 
Планирование и прогнозирование деятельности организации: Функции и задачи планирования и прогнозирования. Виды планирования на предприятии. Разработка стратегии развития организации и управление ее реализацией

Планирование и прогнозирование деятельности организации

 
Управление снабженческо-сбытовой деятельностью  организации Материально-техническое обеспечение организации как условие его эффективного функционирования. Сбыт продукции: назначение, организация. Роль договоров в снабженческо-сбытовой деятельности. Управление запасами в организации

Управление снабженческо-сбытовой деятельностью организации 

 
Инвестирование в организации: Понятие инвестиций, виды инвестиций. Состав и структура инвестиций. Оценка эффективности инвестиционных проектов

Инвестирование в организации

 
Ценообразование на продукцию организации: Понятие и виды цен. Методы формирования цен на продукцию (услуги). Формирование равновесной цены. Регулирование цен

Ценообразование на продукцию организации

 
Налогообложение организации: Понятие и функции налогов. Виды налогов, уплачиваемых организацией; порядок налогообложения. Налогообложение прибыли организации

Налогообложение организации

 
Банкротство организации: Понятие и признаки неплатежеспособности организации.  Процедуры банкротства, их характеристика

Банкротство организации

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Предмет, метод и задачи курса «Экономика организации»
2
 
2
1
Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики
2
тест
 
3
1
Товарная политика организации
6
 
4
1
Организация производства в организации
4
задачи,тест
 
5
2
Основные фонды и производственные мощности
2
 
6
2
Оборотный капитал организации
1
тест,задачи
 
7
2
Персонал организации
1
 
8
3
Издержки организации
2
УО,задачи,тест
 
9
3
Результаты хозяйственной деятельности организации
4
задачи,тест
 
10
4
Управление организацией 
4
 
11
4
Планирование и прогнозирование деятельности организации
4
 
12
4
Управление снабженческо-сбытовой деятельностью организации 
4
 
13
4
Инвестирование в организации
3
 
14
4
Ценообразование на продукцию организации
2
 
15
4
Налогообложение организации
2
 
16
4
Банкротство организации
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
задачи
задачи
 
3
тестирование
тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
 
ПК-1 
Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организация производства на предприятии
x
Зачет
Планирование на предприятии
x
Экзамен
Бухгалтерский учет и анализ
x
x
Экзамен
Экономика организаций
x
x
x
Экзамен,Зачет,Курсовая работа
Экономика и социология труда
x
Зачет
Политика доходов и заработной платы
x
Экзамен
Пакеты прикладных программ для экономистов
x
x
Экзамен
Цифровые бухгалтерские системы
x
x
Экзамен
Управленческий учет
x
Экзамен
Международные стандарты финансовой отчетности
x
Экзамен
Кадровая политика предприятия
x
x
Экзамен
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.4 Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.5 Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к зачету:

1. Организационно – экономические и правовые формы собственности организаций.

2. Структура организаций.

3. Предпринимательство: формы и виды.

4. Понятие, задачи, этапы развития предпринимательства.

5. Формы предпринимательства.

6. Ресурсы организации и показатели их использования.

7. Основные производственные фонды, их сущность и структура.

 
8. Оборотные производственные фонды и оборотные средства организации, их сущность и структура.

9. Показатели использования оборотных средств.

10. Прибыль организации. Факторы, влияющие на величину прибыли.

11. Виды налогов уплачиваемых предприятием.

12. Персонал организации (организаций): организация и оплата труда.

13. Состав и структура производственного персонала организации.

14. Производительность труда, показатели ее измерения на уровне организации.

15. Принципы организации оплаты труда. Формы оплаты труда.

16. Механизм управления организации (организаций).

17. Планирование хозяйственной деятельности организации (организаций).

18. Планирование производства, сбыта продукции. Формирование портфеля заказов.

19. Внутрипроизводственные экономические отношения.

20. Организация договорных отношений на предприятии.

21. Показатели уровня научно-технического потенциала организаций.

22. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции.

23. Оценка эффективности организации: показатели, методы расчета, сферы   применения.

24. Эффективность хозяйственной деятельности, сущность, показатели.

25. Система показателей характеризующих эффективность производства и финансовое состояние организаций.

26. Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективной

деятельности

27. Система банкротства и поддержки организации.

28. Предупреждение банкротства. Тактика и стратегия организации.

Вопросы к экзамену:

1. Сущность, роль и особенности условий работы организации до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций.

2. Основные функции и цели организации в условиях рынка.

3. Факторы, влияющие на организацию в условиях рынка.

4. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

5. Сущность, формы и показатели уровня концентрации. Экономические аспекты концентрации производства.

6. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.

7. Система управления качеством продукции в организации.

8. Финансирование капитальных вложений.

9. Некоторые направления и пути повышения эффективности капитальных вложений и капитального строительства.

10. Прибыль организации. Факторы, влияющие на величину прибыли.

11. Виды налогов уплачиваемых предприятием.

12. Персонал организации (организаций): организация и оплата труда.

13. Состав и структура производственного персонала организации.

14. Производительность труда, показатели ее измерения на уровне организации.

15. Принципы организации оплаты труда. Формы оплаты труда.

16. Механизм управления организации (организаций).

17. Планирование хозяйственной деятельности организации (организаций).

18. Планирование производства, сбыта продукции. Формирование портфеля заказов.

19. Внутрипроизводственные экономические отношения.

20. Организация договорных отношений на предприятии.

21. Показатели уровня научно-технического потенциала организаций.

22. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции.

23. Оценка эффективности организации: показатели, методы расчета, сферы  

 
применения.

24. Эффективность хозяйственной деятельности, сущность, показатели.

25. Система показателей характеризующих эффективность производства и финансовое состояние организаций.

26. Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективной

27. деятельности

28. Система банкротства и поддержки организации.

29. Предупреждение банкротства. Тактика и стратегия организации

30. Пути улучшения использования основных средств в организации.

31. Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

32. Нормативная база организации и пути ее совершенствования.

33. Планирование себестоимости продукции в организации.

34. Управление издержками в организации с целью их минимизации.

35. Факторы, влияющие на уровень цен.

36. Ценовая политика в организации.

37. Сущность и критерии финансового состояния организации.

38. Показатели, характеризующие финансовое состояние организации, методика их расчета.

39. Принципы и методы планирования в организации.

40. Основные разделы плана экономического и социального развития организации и их содержание

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы устного опроса

1. Организация как первичная ячейка общественного производства и социально-экономическая система. Цели и задачи производственной деятельности организации.

2. Классификация организаций (предприятий) по организационно-правовым формам.

3. Виды организаций по масштабам деятельности, их роль в экономике страны.

4. Факторы, влияющие на эффективность работы организации: внешние, внутренние. Государственное регулирование деятельности организации.

5. Влияние конъюнктуры рынка на развитие организаций.

6. Производственные операции и организационная структура организации. Основные тенденции их развития.

7. Факторы, влияющие на организационную структуру организации.

8. Основные задачи экономической службы на предприятии, ее организация на крупном, среднем, малом предприятии.

9. Анализ хозяйственной деятельности как важнейшая подсистема управления предприятием. Организация аналитической работы.

10. Сущность и функции планирования в управлении предприятием.

11. Система планов организации торговли, их взаимосвязь.

12. Основные средства организации, понятие, классификация. Учет стоимости основных средств.

13. Показатели эффективности использования основных средств, пути ее повышения

14. Показатели состояния основных средств, методы их вычисления. Физический и моральный износ.

15. Методы начисления амортизационных отчислений.

 
16. Оборотные средства (активы) организаций, их состав, структура, источники образования.

17. Анализ оборотных активов организации. Показатели эффективности использования.

18. Направления оптимизации структуры оборотных активов организации.

19. Трудовые ресурсы организации: понятие, основные принципы управления.

20. Расчет нормативной численности персонала организации и фонда оплаты труда.

21. Состав расходов организации на оплату труда. Отчисления на социальное страхование: назначение, расчет их величины.

22. Формы и системы оплаты труда.

23. Производительность труда в торговле, методы снижения трудоемкости.

24. Анализ показателей по труду. Показатели эффективности использования средств на оплату труда и персонала торгового организации.

25. Методы поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Расчет показателей ликвидности.

26. Доходы организации  - виды, источники образования, анализ, планирование.

27. Анализ доходов от реализации. Расчет влияния факторов на их величину.

28. Планирование доходов организации.

29. Расходы организации – состав, методы учета и анализа.

30. Понятие условно постоянных и условно переменных расходов. Их влияние на себестоимость продукции (услуг).

31. Точка безубыточности: понятие, расчет.

32. Типы показателей эффективности деятельности организации: рыночная оценка, финансовые и нефинансовые показатели деятельности, показатели затрат.

33. Понятие рентабельности организации. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация.

34. Экономическая сущность прибыли, ее формирование на предприятии. Налогооблагаемая, чистая, капитализируемая прибыль. Основные направления использования прибыли на предприятии

35. Факторы, влияющие на прибыль. Расчет влияния основных факторов.

36. Система налогообложения деятельности организаций - виды налогов, налогооблагаемые базы.

37. Интенсивные и экстенсивные факторы развития организации.

38. Содержание инновационной и инвестиционной деятельности на предприятии торговли.

39. Капитальные вложения, их планирование, источники финансирования.

40. Виды ценовых стратегий организаций.

Тестовые задания:

1. Степень постоянства номенклатуры представляет собой

а) перечень наименований изделий, которые выпускает конкретное производственное предприятие

б) повторяемость изготовления изделия определенного вида в последовательные периоды времени

в) количество изделий определенного вида, которое изготавливает производственное предприятие в течение определенного периода времени

г) повторяемость выпуска побочной продукции, сопутствующей выпуску основной продукции производственного организации

2. Совокупность действий рабочего, имеющих определенное целевое назначение и входящего в состав операций, называется

а) производство

б) операция

в) время

г) прием

3. Научный принцип организации производства, предполагающий разделение производственного процесса на отдельные технологические процессы, операции, переходы, приемы, называется принципом

 
а) концентрации

б) дифференциации

в) специализации

г) интеграции

4. К вспомогательным цехам организации относится

а) линейный

б) сборочный

в) инструментальный

г) механический

5. Тарифный коэффициент показывает

а) во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки предыдущего разряда

б) процент выполнения тарифной ставки

в) во сколько тарифная ставка первого разряда больше тарифной ставки первого разряда

г) во сколько раз тарифная ставка первого разряда больше тарифной ставки данного разряда

6. Часть населения занятая в народном хозяйстве или способная работать, но не работающая по тем или иным причинам – это

а) перспективные резервы

б) текущие резервы

в) трудовые ресурсы

г) внутрипроизводственные ресурсы

7. Показатель, рассчитываемый отношением числа работников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и по собственному желанию к среднесписочному числу, - коэффициент

а) текучести

б) обновления

в) оборачиваемости

г) выбытия

8. Объем заработной платы вспомогательных рабочих при косвенно-сдельной системе оплаты труда зависит от объема продукции в производстве

а) обслуживающем

б) основном

в) инструментальном

г) вспомогательном

9. Предприятие, привлекающее денежные средства (инвестиции) для финансирования инвестиционного проекта, называется

а) донором

б) реципиентом

в) инвестором

г) подрядчиком

10. Анализ чувствительности бизнес – проекта является одним из инструментов

а) оценки конкурентоспособности

б) анализа рисков

в) анализа рынка потребителей

г) оценки ликвидности

11. Венчурное финансирование используется для проектов

а) расширения выпуска

б) модернизации продукции

в) технического перевооружения

г) освоения новой продукции

12. Метод планирования, при котором установление цены товара производится путем увеличения себестоимости на определенную норму прибыли, называется

а) рыночным

б) прогнозным

в) коммерческим

г) нормативным

 
13. Использование основных средств по времени оценивает

а) производительность труда

б) фондовооруженность

в) фондоотдача

г) коэффициент сменности

14. В состав оборотных средств организации НЕ входят

а) производственные запасы

б) производственный и хозяйственный инвентарь

в) расходы будущих периодов

г) готовая продукция на складах организации

15. Критический объем – это  объем продаж, при котором

а) прибыль равна доходу

б) маржинальный доход равен постоянным затратам

в) маржинальный доход равен прибыли

г) маржинальный доход равен выручке

16. Прибыль от реализации продукции формируется как

а) разность между объемом валовой продукции и себестоимостью по смете затрат на производство

б) разность выручки от реализации продукции и себестоимости продукции

в) разность выручки от  реализации продукции и операционных доходов и расходов

г) выручка от реализации продукции за вычетом коммерческих расходов

17. В производственную себестоимость НЕ входит статья затрат

а) заработная плата производственных рабочих

б) расходы на содержание и эксплуатацию оборудование

в) затраты на топливо и электроэнергию

г) коммерческие расходы

18. Ускорение оборачиваемости оборотных средств: повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости  продукции относятся к ……. факторам роста прибыли организации

а) прогрессивными

б) экстенсивными

в) интенсивными

г) эффективными

19. Коэффициент сопряженности определяется отношением мощности …… к мощности остальных цехов

а) ремонтного цеха

б) обслуживающего цеха

в) ведущего цеха

г) вспомогательного цеха

20. Обновление оборудования с целью полного или частичного устранения морального износа и повышения технико-экономических показателей до уровня аналогичного оборудования более совершенных конструкций, называется

а) восстановление

б) реставрация

в) обновление

г) модернизации

21. Производственная мощность организации измеряется в

а) натуральных измерителях

б) процентах

в) стоимостном выражении

г) коэффициентах

22. К понятию «нормативно – техническая документация» относятся…

а) производственная документация

б) требования заказчика продукции

в) требования поставщика продукции

г) стандарты

 
23. В зависимости от роли продукции производимой в процессе производства персонал организации подразделяется на

а) рабочих и служащих

б) рабочих основных и вспомогательных цехов

в) списочный и явочный

г) персонал основной деятельности и непромышленных подразделений

24. Сдельная заработная плата НЕ зависит от

а) объема выполненных работ

б) объема отработанного время

в) сдельной  расценки

г) разряда рабочего

25. Рентабельность продукции определяется отношением прибыли к

а) среднегодовой стоимости основных производственных фондов

б) расходам от прочей деятельности

в) дивидендам и акциям

г) выручке от продажи

Задачи:

Задача 1. Объем реализованной продукции за год составил  60000 р., а средний остаток оборотных средств – 10000 р. Длительность оборота сократилась на 7 дней. Определите возможный объем высвобождения оборотных средств.

Задача 2. Чистый вес одного выпускаемого на предприятии трактора –    4,8 т, мощность – 250 л.с., а черновой вес металла, затраченного на изготовление одного трактора, – 6,3 т. После проведения мероприятий по технико-экономическому совершенствованию изделия и производственного процесса мощность трактора увеличилась до 300 л.с., черновой расход металла составил 5,3 т, чистый вес остался прежним. Определите: а) коэффициент металлоемкости и коэффициент использования металла до проведения мероприятий по совершенствованию; б) коэффициент металлоемкости и коэффициент использования металла после проведения мероприятий по совершенствованию.

Задача 3. Полная себестоимость изделия – 52000 р., прибыль, предусмотренная в оптовой  цене – 14000 р. Налог на добавленную стоимость – 20%. Определите: а) налог на добавленную стоимость; б) цену реализации изделия.

Задача 4. Полная себестоимость изделия – 30 р., годовой объем реализации – 6000 р., рентабельность предприятия – 15%, средняя стоимость производственных фондов – 390000 р. Определите оптовую цену предприятия.

Задача 5. В отчетном году объем реализованной продукции за год составил 800000 р., а средний остаток оборотных средств –160000 р. В следующем году объем реализованной продукции планируется увеличить на 12% и сократить оборачиваемость оборотных средств на 8 дней. Определите: а) коэффициент оборачиваемости оборотных средств; б) возможный объем высвобождения оборотных средств.

Задача 6. План поставки материальных ресурсов – 211600 р., фактически поступило материалов на сумму 192000 р. Норма расхода материала на 1 р. продукции – 0,7 р. Определите снижение объема производства из-за недопоставки материальных ресурсов.

Задача 7. Стоимость месячного потребления металла – 2400000 р., цена 1 т  металла – 10000 р., интервал плановой поставки – 10 дней, страховой запас – 2 дня, транспортный запас – 1 день, технологический запас – 8%. Определите стоимость поставки материальных ресурсов.

Задача 8. Отпускная цена подакцизного товара, включающая издержки производства и прибыль, составила на единицу изделия 6300 р., а ставка акциза к отпускной цене – 20 %. Определите: а) отпускную цену; б) сумму акциза.  

Задача 9. Предприятие за отчетный период реализовало 500 станков по цене 25000 р. за единицу, а себестоимость одного станка – 23000 р. В плановом периоде предусматривается увеличить объем выпуска и реализации до 1000 станков по цене 30000 р. и снизить себестоимость до 20000 р. за единицу. Определите: а) прибыль от реализации в отчетном периоде; б) прибыль от реализации в плановом периоде; в) факторы, которые повлияли на изменение прибыли.  

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Барышникова, Н. А.  Экономика организации : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Барышникова, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 184 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18679-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545336 (дата обращения: 05.11.2024). 2. Мокий, М. С.  Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под редакцией М. С. Мокия. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 297 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13970-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536608 (дата обращения: 05.11.2024). 3. Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 498 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18583-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536343 (дата обращения: 05.11.2024). б) дополнительная литература 1. Магомедов, А. М.  Экономика организаций торговли : учебник для вузов / А. М. Магомедов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 286 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16833-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540165 (дата обращения: 05.11.2024). 2. Основы экономики организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 344 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14874-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537969 (дата обращения: 05.11.2024). 3. Экономика организации : учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 344 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14485-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536763 (дата обращения: 05.11.2024).
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
5. 
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
311
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (6 шт), стулья

 
3
435
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (8 шт), стенд (6 шт), стулья (16 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

 
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

 
Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
ст.преподаватель И и ТТП,  Громова Евгения Васиьльевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .