ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;задачи;тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 12 зачетных единиц (З.Е.).
Предмет, метод и задачи курса «Экономика организации»
Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики
Товарная политика организации
Организация производства в организации
Основные фонды и производственные мощности
Оборотный капитал организации
Персонал организации
Издержки организации
Результаты хозяйственной деятельности организации
Управление организацией
Планирование и прогнозирование деятельности организации
Управление снабженческо-сбытовой деятельностью организации
Инвестирование в организации
Ценообразование на продукцию организации
Налогообложение организации
Банкротство организации
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливает причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивает потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к зачету:
1. Организационно – экономические и правовые формы собственности организаций.
2. Структура организаций.
3. Предпринимательство: формы и виды.
4. Понятие, задачи, этапы развития предпринимательства.
5. Формы предпринимательства.
6. Ресурсы организации и показатели их использования.
7. Основные производственные фонды, их сущность и структура.
9. Показатели использования оборотных средств.
10. Прибыль организации. Факторы, влияющие на величину прибыли.
11. Виды налогов уплачиваемых предприятием.
12. Персонал организации (организаций): организация и оплата труда.
13. Состав и структура производственного персонала организации.
14. Производительность труда, показатели ее измерения на уровне организации.
15. Принципы организации оплаты труда. Формы оплаты труда.
16. Механизм управления организации (организаций).
17. Планирование хозяйственной деятельности организации (организаций).
18. Планирование производства, сбыта продукции. Формирование портфеля заказов.
19. Внутрипроизводственные экономические отношения.
20. Организация договорных отношений на предприятии.
21. Показатели уровня научно-технического потенциала организаций.
22. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции.
23. Оценка эффективности организации: показатели, методы расчета, сферы применения.
24. Эффективность хозяйственной деятельности, сущность, показатели.
25. Система показателей характеризующих эффективность производства и финансовое состояние организаций.
26. Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективной
деятельности
27. Система банкротства и поддержки организации.
28. Предупреждение банкротства. Тактика и стратегия организации.
Вопросы к экзамену:
1. Сущность, роль и особенности условий работы организации до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций.
2. Основные функции и цели организации в условиях рынка.
3. Факторы, влияющие на организацию в условиях рынка.
4. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны.
5. Сущность, формы и показатели уровня концентрации. Экономические аспекты концентрации производства.
6. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.
7. Система управления качеством продукции в организации.
8. Финансирование капитальных вложений.
9. Некоторые направления и пути повышения эффективности капитальных вложений и капитального строительства.
10. Прибыль организации. Факторы, влияющие на величину прибыли.
11. Виды налогов уплачиваемых предприятием.
12. Персонал организации (организаций): организация и оплата труда.
13. Состав и структура производственного персонала организации.
14. Производительность труда, показатели ее измерения на уровне организации.
15. Принципы организации оплаты труда. Формы оплаты труда.
16. Механизм управления организации (организаций).
17. Планирование хозяйственной деятельности организации (организаций).
18. Планирование производства, сбыта продукции. Формирование портфеля заказов.
19. Внутрипроизводственные экономические отношения.
20. Организация договорных отношений на предприятии.
21. Показатели уровня научно-технического потенциала организаций.
22. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции.
23. Оценка эффективности организации: показатели, методы расчета, сферы
24. Эффективность хозяйственной деятельности, сущность, показатели.
25. Система показателей характеризующих эффективность производства и финансовое состояние организаций.
26. Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективной
27. деятельности
28. Система банкротства и поддержки организации.
29. Предупреждение банкротства. Тактика и стратегия организации
30. Пути улучшения использования основных средств в организации.
31. Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
32. Нормативная база организации и пути ее совершенствования.
33. Планирование себестоимости продукции в организации.
34. Управление издержками в организации с целью их минимизации.
35. Факторы, влияющие на уровень цен.
36. Ценовая политика в организации.
37. Сущность и критерии финансового состояния организации.
38. Показатели, характеризующие финансовое состояние организации, методика их расчета.
39. Принципы и методы планирования в организации.
40. Основные разделы плана экономического и социального развития организации и их содержание
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного опроса
1. Организация как первичная ячейка общественного производства и социально-экономическая система. Цели и задачи производственной деятельности организации.
2. Классификация организаций (предприятий) по организационно-правовым формам.
3. Виды организаций по масштабам деятельности, их роль в экономике страны.
4. Факторы, влияющие на эффективность работы организации: внешние, внутренние. Государственное регулирование деятельности организации.
5. Влияние конъюнктуры рынка на развитие организаций.
6. Производственные операции и организационная структура организации. Основные тенденции их развития.
7. Факторы, влияющие на организационную структуру организации.
8. Основные задачи экономической службы на предприятии, ее организация на крупном, среднем, малом предприятии.
9. Анализ хозяйственной деятельности как важнейшая подсистема управления предприятием. Организация аналитической работы.
10. Сущность и функции планирования в управлении предприятием.
11. Система планов организации торговли, их взаимосвязь.
12. Основные средства организации, понятие, классификация. Учет стоимости основных средств.
13. Показатели эффективности использования основных средств, пути ее повышения
14. Показатели состояния основных средств, методы их вычисления. Физический и моральный износ.
15. Методы начисления амортизационных отчислений.
17. Анализ оборотных активов организации. Показатели эффективности использования.
18. Направления оптимизации структуры оборотных активов организации.
19. Трудовые ресурсы организации: понятие, основные принципы управления.
20. Расчет нормативной численности персонала организации и фонда оплаты труда.
21. Состав расходов организации на оплату труда. Отчисления на социальное страхование: назначение, расчет их величины.
22. Формы и системы оплаты труда.
23. Производительность труда в торговле, методы снижения трудоемкости.
24. Анализ показателей по труду. Показатели эффективности использования средств на оплату труда и персонала торгового организации.
25. Методы поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Расчет показателей ликвидности.
26. Доходы организации - виды, источники образования, анализ, планирование.
27. Анализ доходов от реализации. Расчет влияния факторов на их величину.
28. Планирование доходов организации.
29. Расходы организации – состав, методы учета и анализа.
30. Понятие условно постоянных и условно переменных расходов. Их влияние на себестоимость продукции (услуг).
31. Точка безубыточности: понятие, расчет.
32. Типы показателей эффективности деятельности организации: рыночная оценка, финансовые и нефинансовые показатели деятельности, показатели затрат.
33. Понятие рентабельности организации. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация.
34. Экономическая сущность прибыли, ее формирование на предприятии. Налогооблагаемая, чистая, капитализируемая прибыль. Основные направления использования прибыли на предприятии
35. Факторы, влияющие на прибыль. Расчет влияния основных факторов.
36. Система налогообложения деятельности организаций - виды налогов, налогооблагаемые базы.
37. Интенсивные и экстенсивные факторы развития организации.
38. Содержание инновационной и инвестиционной деятельности на предприятии торговли.
39. Капитальные вложения, их планирование, источники финансирования.
40. Виды ценовых стратегий организаций.
Тестовые задания:
1. Степень постоянства номенклатуры представляет собой
а) перечень наименований изделий, которые выпускает конкретное производственное предприятие
б) повторяемость изготовления изделия определенного вида в последовательные периоды времени
в) количество изделий определенного вида, которое изготавливает производственное предприятие в течение определенного периода времени
г) повторяемость выпуска побочной продукции, сопутствующей выпуску основной продукции производственного организации
2. Совокупность действий рабочего, имеющих определенное целевое назначение и входящего в состав операций, называется
а) производство
б) операция
в) время
г) прием
3. Научный принцип организации производства, предполагающий разделение производственного процесса на отдельные технологические процессы, операции, переходы, приемы, называется принципом
б) дифференциации
в) специализации
г) интеграции
4. К вспомогательным цехам организации относится
а) линейный
б) сборочный
в) инструментальный
г) механический
5. Тарифный коэффициент показывает
а) во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки предыдущего разряда
б) процент выполнения тарифной ставки
в) во сколько тарифная ставка первого разряда больше тарифной ставки первого разряда
г) во сколько раз тарифная ставка первого разряда больше тарифной ставки данного разряда
6. Часть населения занятая в народном хозяйстве или способная работать, но не работающая по тем или иным причинам – это
а) перспективные резервы
б) текущие резервы
в) трудовые ресурсы
г) внутрипроизводственные ресурсы
7. Показатель, рассчитываемый отношением числа работников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и по собственному желанию к среднесписочному числу, - коэффициент
а) текучести
б) обновления
в) оборачиваемости
г) выбытия
8. Объем заработной платы вспомогательных рабочих при косвенно-сдельной системе оплаты труда зависит от объема продукции в производстве
а) обслуживающем
б) основном
в) инструментальном
г) вспомогательном
9. Предприятие, привлекающее денежные средства (инвестиции) для финансирования инвестиционного проекта, называется
а) донором
б) реципиентом
в) инвестором
г) подрядчиком
10. Анализ чувствительности бизнес – проекта является одним из инструментов
а) оценки конкурентоспособности
б) анализа рисков
в) анализа рынка потребителей
г) оценки ликвидности
11. Венчурное финансирование используется для проектов
а) расширения выпуска
б) модернизации продукции
в) технического перевооружения
г) освоения новой продукции
12. Метод планирования, при котором установление цены товара производится путем увеличения себестоимости на определенную норму прибыли, называется
а) рыночным
б) прогнозным
в) коммерческим
г) нормативным
а) производительность труда
б) фондовооруженность
в) фондоотдача
г) коэффициент сменности
14. В состав оборотных средств организации НЕ входят
а) производственные запасы
б) производственный и хозяйственный инвентарь
в) расходы будущих периодов
г) готовая продукция на складах организации
15. Критический объем – это объем продаж, при котором
а) прибыль равна доходу
б) маржинальный доход равен постоянным затратам
в) маржинальный доход равен прибыли
г) маржинальный доход равен выручке
16. Прибыль от реализации продукции формируется как
а) разность между объемом валовой продукции и себестоимостью по смете затрат на производство
б) разность выручки от реализации продукции и себестоимости продукции
в) разность выручки от реализации продукции и операционных доходов и расходов
г) выручка от реализации продукции за вычетом коммерческих расходов
17. В производственную себестоимость НЕ входит статья затрат
а) заработная плата производственных рабочих
б) расходы на содержание и эксплуатацию оборудование
в) затраты на топливо и электроэнергию
г) коммерческие расходы
18. Ускорение оборачиваемости оборотных средств: повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции относятся к ……. факторам роста прибыли организации
а) прогрессивными
б) экстенсивными
в) интенсивными
г) эффективными
19. Коэффициент сопряженности определяется отношением мощности …… к мощности остальных цехов
а) ремонтного цеха
б) обслуживающего цеха
в) ведущего цеха
г) вспомогательного цеха
20. Обновление оборудования с целью полного или частичного устранения морального износа и повышения технико-экономических показателей до уровня аналогичного оборудования более совершенных конструкций, называется
а) восстановление
б) реставрация
в) обновление
г) модернизации
21. Производственная мощность организации измеряется в
а) натуральных измерителях
б) процентах
в) стоимостном выражении
г) коэффициентах
22. К понятию «нормативно – техническая документация» относятся…
а) производственная документация
б) требования заказчика продукции
в) требования поставщика продукции
г) стандарты
а) рабочих и служащих
б) рабочих основных и вспомогательных цехов
в) списочный и явочный
г) персонал основной деятельности и непромышленных подразделений
24. Сдельная заработная плата НЕ зависит от
а) объема выполненных работ
б) объема отработанного время
в) сдельной расценки
г) разряда рабочего
25. Рентабельность продукции определяется отношением прибыли к
а) среднегодовой стоимости основных производственных фондов
б) расходам от прочей деятельности
в) дивидендам и акциям
г) выручке от продажи
Задачи:
Задача 1. Объем реализованной продукции за год составил 60000 р., а средний остаток оборотных средств – 10000 р. Длительность оборота сократилась на 7 дней. Определите возможный объем высвобождения оборотных средств.
Задача 2. Чистый вес одного выпускаемого на предприятии трактора – 4,8 т, мощность – 250 л.с., а черновой вес металла, затраченного на изготовление одного трактора, – 6,3 т. После проведения мероприятий по технико-экономическому совершенствованию изделия и производственного процесса мощность трактора увеличилась до 300 л.с., черновой расход металла составил 5,3 т, чистый вес остался прежним. Определите: а) коэффициент металлоемкости и коэффициент использования металла до проведения мероприятий по совершенствованию; б) коэффициент металлоемкости и коэффициент использования металла после проведения мероприятий по совершенствованию.
Задача 3. Полная себестоимость изделия – 52000 р., прибыль, предусмотренная в оптовой цене – 14000 р. Налог на добавленную стоимость – 20%. Определите: а) налог на добавленную стоимость; б) цену реализации изделия.
Задача 4. Полная себестоимость изделия – 30 р., годовой объем реализации – 6000 р., рентабельность предприятия – 15%, средняя стоимость производственных фондов – 390000 р. Определите оптовую цену предприятия.
Задача 5. В отчетном году объем реализованной продукции за год составил 800000 р., а средний остаток оборотных средств –160000 р. В следующем году объем реализованной продукции планируется увеличить на 12% и сократить оборачиваемость оборотных средств на 8 дней. Определите: а) коэффициент оборачиваемости оборотных средств; б) возможный объем высвобождения оборотных средств.
Задача 6. План поставки материальных ресурсов – 211600 р., фактически поступило материалов на сумму 192000 р. Норма расхода материала на 1 р. продукции – 0,7 р. Определите снижение объема производства из-за недопоставки материальных ресурсов.
Задача 7. Стоимость месячного потребления металла – 2400000 р., цена 1 т металла – 10000 р., интервал плановой поставки – 10 дней, страховой запас – 2 дня, транспортный запас – 1 день, технологический запас – 8%. Определите стоимость поставки материальных ресурсов.
Задача 8. Отпускная цена подакцизного товара, включающая издержки производства и прибыль, составила на единицу изделия 6300 р., а ставка акциза к отпускной цене – 20 %. Определите: а) отпускную цену; б) сумму акциза.
Задача 9. Предприятие за отчетный период реализовало 500 станков по цене 25000 р. за единицу, а себестоимость одного станка – 23000 р. В плановом периоде предусматривается увеличить объем выпуска и реализации до 1000 станков по цене 30000 р. и снизить себестоимость до 20000 р. за единицу. Определите: а) прибыль от реализации в отчетном периоде; б) прибыль от реализации в плановом периоде; в) факторы, которые повлияли на изменение прибыли.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.