2024-2025_v38_03_01_2023_plx_Финансовый менеджмент_Экономика предприятий и организаций
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.12 Финансовый менеджмент
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
 
ПК-4.2 Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
 
ПК-4.3 Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
ПК-4 
Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;ситуационные задачи;тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Финансовый менеджмент
 
1.1
Теоретические основы финансового менеджмента. Основы финансового менеджмента, связь финансового менеджмента с другими дисциплинами, сущность, цели и задачи финансового менеджмента,  функции и механизм финансового менеджмента
1
0
1
9
11
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
Информационное обеспечение финансового менеджмента. Значение и группы показателей информационной базы.  Требования, предъявляемые к информации в финансовом менеджменте. Пользователи информацией. Финансовая отчетность, его значение и показатели
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.3
Системы и методы финансового анализа на предприятии. Финансовый анализ как база принятия управленческих решений. Системы финансового анализа, базирующиеся на различных методах его проведения. Базовые показатели финансового менеджмента. Подготовка баланса к анализу. Оценка финансового состояния предприятия до уплаты налогов. Оценка финансового состояния после уплаты налогов. Оценка экономического потенциала и результативности деятельности предприятия (организации).
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.4
Операционный анализ на предприятии. Основные показатели операционного анализа. Многофакторный операционный анализ
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.5
Управление оборотными активами предприятия. Принципы формирования и классификация оборотных активов предприятия. Взаимосвязь оборачиваемости оборотных активов и кредиторской задолженности. Текущие финансовые потребности предприятия. Факторинг. Политика комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.6
Управление внеоборотными активами. Принципы формирования и классификация внеоборотных активов. Этапы оценки состояния внеоборотных активов предприятия. Выбор методов обновления и финансирования внеоборотных активов. Лизинг: экономическое значение и сущность
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.7
Управление капиталом предприятия. Понятие и основные характеристики капитала предприятия. Классификация капитала предприятия. Формирование рациональной структуры капитала. Финансовый леверидж, как способ формирования оптимальной структуры капитала. Эффективность использования капитала. Факторы, влияющие на структуру капитала
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.8
Управление денежными потоками. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Методы измерения денежных потоков: достоинства и недостатки. Алгоритм анализа денежных потоков предприятия. Финансовые коэффициенты, отражающие движение денежных потоков предприятия. Методы прогнозирования денежных потоков
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.9
Антикризисное финансовое управление предприятием при угрозе банкротства. Экономическая сущность и виды банкротства предприятий. Причины банкротства предприятий. Процедура банкротства. Оценка потенциального банкротства. Функции финансового менеджмента при организации процедуры банкротства. Системы диагностики кризисных состояний предприятия. «Кризисные поля» и оценка их показателей
1
0
1
10
13
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
9
0
9
89
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Стратегический менеджмент
 
Управление инвестициями организации
 
Экономическая оценка инвестиций
 
Экономический анализ
 
Внешнеэкономический потенциал регионов
 
Организация производства на предприятии
 
Основы внешнеэкономической деятельности предприятия
 
Сметное дело
 
Экономическая безопасность
 
Бизнес-планирование
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Управление бизнес-процессами
 
Управление проектами
 
Ценообразование на транспорте
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
 
ПК-4.2 Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
 
ПК-4.3 Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
ПК-4 
Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 7 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
27
9
4
108
28
80
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
9
9
9
Практические занятия (Пр)
18
9
4
18
18
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
80
80
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Финансовый менеджмент
 
1.1
Теоретические основы финансового менеджмента. Основы финансового менеджмента, связь финансового менеджмента с другими дисциплинами, сущность, цели и задачи финансового менеджмента,  функции и механизм финансового менеджмента
1
0
1
9
11
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
Информационное обеспечение финансового менеджмента. Значение и группы показателей информационной базы.  Требования, предъявляемые к информации в финансовом менеджменте. Пользователи информацией. Финансовая отчетность, его значение и показатели
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.3
Системы и методы финансового анализа на предприятии. Финансовый анализ как база принятия управленческих решений. Системы финансового анализа, базирующиеся на различных методах его проведения. Базовые показатели финансового менеджмента. Подготовка баланса к анализу. Оценка финансового состояния предприятия до уплаты налогов. Оценка финансового состояния после уплаты налогов. Оценка экономического потенциала и результативности деятельности предприятия (организации).
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.4
Операционный анализ на предприятии. Основные показатели операционного анализа. Многофакторный операционный анализ
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.5
Управление оборотными активами предприятия. Принципы формирования и классификация оборотных активов предприятия. Взаимосвязь оборачиваемости оборотных активов и кредиторской задолженности. Текущие финансовые потребности предприятия. Факторинг. Политика комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.6
Управление внеоборотными активами. Принципы формирования и классификация внеоборотных активов. Этапы оценки состояния внеоборотных активов предприятия. Выбор методов обновления и финансирования внеоборотных активов. Лизинг: экономическое значение и сущность
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.7
Управление капиталом предприятия. Понятие и основные характеристики капитала предприятия. Классификация капитала предприятия. Формирование рациональной структуры капитала. Финансовый леверидж, как способ формирования оптимальной структуры капитала. Эффективность использования капитала. Факторы, влияющие на структуру капитала
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.8
Управление денежными потоками. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Методы измерения денежных потоков: достоинства и недостатки. Алгоритм анализа денежных потоков предприятия. Финансовые коэффициенты, отражающие движение денежных потоков предприятия. Методы прогнозирования денежных потоков
1
0
1
10
12
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.9
Антикризисное финансовое управление предприятием при угрозе банкротства. Экономическая сущность и виды банкротства предприятий. Причины банкротства предприятий. Процедура банкротства. Оценка потенциального банкротства. Функции финансового менеджмента при организации процедуры банкротства. Системы диагностики кризисных состояний предприятия. «Кризисные поля» и оценка их показателей
1
0
1
10
13
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
9
0
9
89
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Теоретические основы финансового менеджмента. Основы финансового менеджмента, связь финансового менеджмента с другими дисциплинами, сущность, цели и задачи финансового менеджмента,  функции и механизм финансового менеджмента

Теоретические основы финансового менеджмента

 
Информационное обеспечение финансового менеджмента. Значение и группы показателей информационной базы.  Требования, предъявляемые к информации в финансовом менеджменте. Пользователи информацией. Финансовая отчетность, его значение и показатели

Информационное обеспечение финансового менеджмента

 
Системы и методы финансового анализа на предприятии. Финансовый анализ как база принятия управленческих решений. Системы финансового анализа, базирующиеся на различных методах его проведения. Базовые показатели финансового менеджмента. Подготовка баланса к анализу. Оценка финансового состояния предприятия до уплаты налогов. Оценка финансового состояния после уплаты налогов. Оценка экономического потенциала и результативности деятельности предприятия (организации).

Системы и методы финансового анализа на предприятии

 
Операционный анализ на предприятии. Основные показатели операционного анализа. Многофакторный операционный анализ

Операционный анализ на предприятии

 
Управление оборотными активами предприятия. Принципы формирования и классификация оборотных активов предприятия. Взаимосвязь оборачиваемости оборотных активов и кредиторской задолженности. Текущие финансовые потребности предприятия. Факторинг. Политика комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами

Управление оборотными активами предприятия

 
Управление внеоборотными активами. Принципы формирования и классификация внеоборотных активов. Этапы оценки состояния внеоборотных активов предприятия. Выбор методов обновления и финансирования внеоборотных активов. Лизинг: экономическое значение и сущность

Управление внеоборотными активами

 
Управление капиталом предприятия. Понятие и основные характеристики капитала предприятия. Классификация капитала предприятия. Формирование рациональной структуры капитала. Финансовый леверидж, как способ формирования оптимальной структуры капитала. Эффективность использования капитала. Факторы, влияющие на структуру капитала

Управление капиталом предприятия

 
Управление денежными потоками. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Методы измерения денежных потоков: достоинства и недостатки. Алгоритм анализа денежных потоков предприятия. Финансовые коэффициенты, отражающие движение денежных потоков предприятия. Методы прогнозирования денежных потоков

Управление денежными потоками

 
Антикризисное финансовое управление предприятием при угрозе банкротства. Экономическая сущность и виды банкротства предприятий. Причины банкротства предприятий. Процедура банкротства. Оценка потенциального банкротства. Функции финансового менеджмента при организации процедуры банкротства. Системы диагностики кризисных состояний предприятия. «Кризисные поля» и оценка их показателей

Антикризисное финансовое управление предприятием при угрозе банкротства

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Теоретические основы финансового менеджмента
1
 
2
1
Информационное обеспечение финансового менеджмента
1
 
3
1
Системы и методы финансового анализа на предприятии
1
 
4
1
Операционный анализ на предприятии
1
 
5
1
Управление оборотными активами предприятия
1
 
6
1
Управление внеоборотными активами
1
 
7
1
Управление капиталом предприятия
1
 
8
1
Управление денежными потоками
1
 
9
1
Антикризисное финансовое управление предприятием при угрозе банкротства
1
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
ситуационные задачи
задачи
 
3
тестирование
тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-4 
Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-4 Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организация производства на предприятии
x
Зачет
Экономический анализ
x
Экзамен
Финансы, денежное обращение и кредит
x
x
Экзамен
Экономика отрасли (Автомобильный транспорт)
x
Зачет
Экономика отрасли (Дорожное строительство)
x
Зачет
Налоги и налогообложение
x
x
Зачет,Экзамен
Финансовый менеджмент
x
Зачет
Стратегический менеджмент
x
Зачет
Экономическая безопасность
x
Зачет
Ценообразование на транспорте
x
Экзамен
Сметное дело
x
Экзамен
Страхование
x
Зачет
Риск-менеджмент
x
Зачет
Основы внешнеэкономической деятельности предприятия
x
Экзамен
Внешнеэкономический потенциал регионов
x
Экзамен
Управление инвестициями организации
x
Экзамен
Экономическая оценка инвестиций
x
Экзамен
Оценка бизнеса
x
Экзамен,Курсовая работа
Оценка стоимости предприятия
x
Экзамен,Курсовая работа
Бизнес-планирование
x
Экзамен
Управление бизнес-процессами
x
Экзамен
 
Управление проектами
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-4 Способен проводить финансовый анализ, бюджетирование и управление денежными потоками
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Формирует аналитические отчеты и представляет их заинтересованным пользователям

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает и анализирует финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивает составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Для проверки результатов обучения «знать»:

1. Связь финансового менеджмента с другими дисциплинами и рыночной экономикой.

2. Принципы финансового менеджмента.

3. Цель и задачи финансового менеджмента.

4. Функции финансового менеджмента как управляющей системы.

5. Функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием.

6. Механизм финансового  менеджмента.

7. Основные элементы механизма финансового менеджмента.

8. Теоретические основы финансового менеджмента.

9. Рациональные управленческие решения в системе финансового менеджмента.

10. Элементы, учитываемые при принятии управленческих решений.

11. Источники формирования информационной базы финансового менеджмента.

12. Критерии, предъявляемые к информации по финансовому менеджменту.

13. Операционный анализ и использование его результатов в финансовом менеджменте.

14. Основные элементы операционного анализа.

15. Валовая маржа и операционный рычаг, их характеристика.

16. Порог рентабельности и запас финансовой прочности, их характеристика.

17. Многофакторный операционный анализ.

18. Схема проведения многофакторного операционного анализа.

19. Основные этапы проведения многофакторного операционного анализа.

20. Основные факторы многофакторного операционного анализа и ранжирование их по степени влияния на прибыль.

24. Управление активами организации.

25. Управление оборотными активами.

26. Управление финансированием оборотных активов.

27. Управление внеоборотными активами организации.

28. Управление финансированием внеоборотных активов.

29. Методы финансового планирования.

30. Сущность и системы финансового планирования.

31. Значение и виды финансового контроля.

32. Органы финансового контроля.

33. Сущность и классификация рисков.

34. Политика управления финансовыми рисками.

 
35. Внутренние приемы снижения степени риска.

36. Понятие и классификация денежных потоков предприятия.

37. Методы измерения денежных потоков: достоинства и недостатки.

38. Алгоритм анализа денежных потоков предприятия.

39. Методы прогнозирования денежных потоков.

40. Экономическая сущность и виды банкротства предприятий.

41. Причины банкротства предприятий.

42. Процедура банкротства.

43. Оценка потенциального банкротства.

44. Функции финансового менеджмента при организации процедуры банкротства.

Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:

Задача Расчет безубыточного объема продаж

По имеющимся данным рассчитать безубыточный объем продаж для предприятия в натуральном и стоимостном выражении.

Исходные данные:

1. Текущий объем производства = 120 шт.

2. Цена реализации = 2700 ден. ед.

3. Средние постоянные затраты = 750 ден. ед.

4. Средние затраты = 3000 ден. ед.

Решение задачи:

1. Рассчитываем постоянные затраты:

Зпост=ОП*Зпост(ед),

где ОП – текущий объем производства, шт.;

Зпост(ед) – средние постоянные затраты, ден. ед. / шт.

Зпост=120*750=90000 ден. ед.

2. Рассчитываем средние переменные затраты:

Зпер(ед)=Зобщ(ед)-Зпост(ед),

где Зобщ(ед) – средние затраты, ден. ед. / шт.

Зпер(ед)=3000-750=2250 ден. ед. / шт.

3. Безубыточный объем продаж – это объем продаж, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытков. Другими словами, сумма получаемой выручки покрывает только постоянные и переменные затраты. Безубыточный объем продаж в натуральном выражении рассчитывается по формуле:

БО=Зпост/(Ц-Зпер(ед)),

где Ц – цена реализации, ден. ед. / шт.

БО=90000/(2700-2250)=200 шт.

4. Безубыточный объем продаж в стоимостном выражении составляет:

БОст=БОнат*Ц=200*2700=540000 ден. ед.

Таким образом, безубыточный объем продаж для предприятия в натуральном выражении составляет 200 шт., в стоимостном выражении – 540000 ден. ед. Безубыточный объем продаж (200 ед.) существенно ниже текущего объема продаж (120 ед.). Это говорит о том, что предприятие получает убыток. Для того, чтобы сумма прибыли была равна нулю, объем продаж должен составить 200 ед., а для того, чтобы получить прибыль, объем продаж должен быть больше 200 ед.

Задача Оценка условий лизингового договора

Определить, какой из вариантов лизинговых договоров является наиболее эффективным. Согласно с первым соглашением стоимость оборудования составляет 80 тыс. ден. ед., срок – 6 лет при процентной ставке 9%, оплата осуществляется один раз в месяц. Второй договор: стоимость оборудования составляет 70 тыс. ден. ед., срок – 7 лет при процентной ставке 10%, оплата осуществляется один раз в 2 месяца, остаточная стоимость – 10%.

Решение задачи:

Сумма лизинговых платежей, учитывающая условия лизингового контракта, рассчитывается следующим образом:

Р=А*Н/(Т/(1-1/(1+Н/Т)Т*П)),

где А - сумма контракта (стоимость арендуемого имущества), ден. ед.;

 
П - срок контракта, лет;

Н - уровень процентной ставки (в долях единицы);

Т - периодичность лизинговых платежей (в год).

Сумма лизинговых платежей, учитывающая условия первого лизингового контракта, составляет:

Р=80*0,09/(12*(1-1/(1+0,09/12)12*6))=1,442 тыс. ден. ед.

Сумма лизинговых платежей, учитывающая условия второго лизингового контракта, составляет:

Р=70*0,10/(6*(1-1/(1+0,10/6)6*7))=2,331 тыс. ден. ед.

Поскольку во втором лизинговом контракте не предусмотрена полная амортизация стоимости арендуемого имущества, сумма платежа корректируется на определенную лизингополучателем остаточную стоимость с помощью дисконтного множителя, который определяется по формуле:

КОС=1/(1+ОС/((1+Н/Т)Т*П)),

где ОС - остаточная стоимость, в долях единицы от начальной стоимости имущества.

КОС=1/(1+0,10/((1+0,10/6)6*7))=0,952.

Поскольку первый лизинговый платеж вносится авансом в момент подписания лизингополучателем протокола о получении оборудования, т. е. не в конце, а в начале расчетного периода, то необходимо осуществить еще одну корректировку по следующей формуле:

КО=1/(1+Н/Т)=1/(1+0,10/6)=0,984.

Формула для расчета суммы лизинговых платежей с учетом выше приведенных корректировок имеет следующий вид:

Р1=Р*КОС*КО=2,331*0,952*0,984=2,184 тыс. ден. ед.

Сумма платежей по второму лизинговому контракту составляет 2,184 тыс. ден. ед.

Таким образом, лизингополучатель по первому контракту будет платить 1,442 тыс. ден. ед. один раз в месяц, а по второму контракту 2,184 тыс. ден. ед. один раз в два месяца, что эквивалентно 1,092 тыс. ден. ед. при ежемесячной оплате. Следовательно, второй контракт более выгоден для лизингополучателя.

Задача Расчет стоимости капитала

Предприятие АВС является относительно стабильной компанией с величиной бета=0,5, а предприятие ВСА в последнее время испытывало колебания состояния роста и падения своих доходов, что привело к величине бета=1,2. Величина процентной ставки безрискового вложения капитала равна 6%, а средняя по фондовому рынку – 12%. Определить стоимость капитала компаний с помощью ценовой модели капитальных активов. Дать интерпретацию полученным значениям стоимостей капиталов.

Решение задачи:

Согласно ценовой модели капитальных активов стоимость капитала компании равна:

Ce=Crf*(Cm-Crf)*в,

где Crf – показатель прибыльности (отдачи) для безрискового вложения капитала;

Cm – средний по рынку показатель прибыльности;

в – фактор риска (бета-коэффициент).

Осуществляем расчет для компании АВС:

Ce(авс)=0,06+(0,12-0,06)*0,5=9,00%;

для компании ВСА:

Се(вса)=0,06+(0,12-0,06)*1,2=13,20%.

Итак, вторая компания является менее стабильной и более рискованной. Поэтому стоимость ее капитала получилась закономерно выше.

Задача Расчет силы воздействия операционного рычага

Объем оптовых продаж электрообогревателей прогнозируется заводом в сумме 15 млн. руб. Амортизация, общехозяйственные и другие аналогичные расходы в объеме продаж – 3 млн. руб. Себестоимость продукции, зависимая от объема производства электрообогревателей вместе с коммерческими расходами, - 9 млн. руб. Налог на добавленную стоимость продукции, оплаченный покупателями – 2 млн. руб.

Определить:

 
• силу действия операционного рычага;

• насколько может увеличится прибыль при вероятном росте в планируемом году выручки от реализации на 5%.

Решение задачи:

Сила воздействия операционного рычага рассчитывается по формуле:

СВОР=МП/П,

где МП – маржинальная прибыль,

П – прибыль.

Маржинальная прибыль (МП) – это разница между выручкой (В) и переменными затратами (Зпер). Под выручкой понимается объем продаж за вычетом налога на добавленную стоимость, т.е. В=15-2=13 млн. руб.

МП=В-Зпер=13-9=4 млн. руб.

Прибыль рассчитывается по формуле:

П=В-Зпост-Зпер,

где Зпост – затраты постоянные.

П=13-9-3=1 млн. руб.

СВОР=4/1=4.

Полученное значение силы воздействия операционного рычага свидетельствует о следующем: при росте (снижении) выручки на 1% прибыль предприятия увеличится (сократится) на 4%.

Если выручка от реализации увеличится на 5%, то прибыль увеличится на:

5*4=20%.

Таким образом, сила воздействия операционного рычага составляет 4. Если выручка от реализации увеличится на 5%, то прибыль увеличится на 20%.

Задача Оценка целесообразности решения об изменении цен

Организация продает компьютеры Intel по начальной цене 25000 руб. Начальные удельные переменные затраты составляют 17000 руб. Постоянные затраты 3 млн. руб. в месяц. Предполагается снизить цену на 10% при неизменных затратах и продаже одной модели компьютеров.

Оцените необходимое изменение объема продаж для обоснования целесообразности решения об изменении цен.

Решение задачи:

Рассчитаем точку безубыточности, используя следующую формулу:

ТБ=Зпост/(Ц-Зпер.ед.),

где Зпост – постоянные затраты на весь объем, руб.,

Ц – цена единицы продукции, руб.,

Зпер.ед. – переменные затраты на единицу продукции, руб.

Данная величина характеризует объем производства (реализации), при котором фирма не получает ни прибыли, ни убытков, т.е. выручка покрывает исключительно сумму постоянных и переменных затрат.

ТБ0=3000000/(25000-17000)=375 компьютеров.

Таким образом, точка безубыточности составляет 375 компьютеров. Если объем реализации будет меньше 375 шт., фирма получит убытки; если объем реализации будет больше 375 шт., деятельность фирмы будет прибыльной.

Теперь предположим, что при неизменном уровне затрат цена единицы продукции снизится на 10%, т.е. уменьшится с 25000 руб. до 22500 руб. (25000-25000*10/100).

Точка безубыточности при этом увеличится до величины, равной:

ТБ1=3000000/(22500-17000)=545 компьютеров.

Таким образом, решение о 10%-м снижении цены будет оправданным, если удастся увеличить объем реализации не менее, чем на 45% (545*100/375-100).

Если темп прироста объема производства будет меньше 45%, снижать цену нецелесообразно.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль

 
успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы для проведения устного опроса (фронтальная беседа, индивидуальный опрос, доклады)

1. Понятие и основные характеристики капитала предприятия.

2. Формирование рациональной структуры капитала.

3. Финансовый леверидж, как способ формирования оптимальной структуры капитала

4. Планирование выручки от реализации в результате повышения спроса на продукцию

5. Принципы формирования и классификация оборотных активов предприятия.

6. Взаимосвязь оборачиваемости оборотных активов и кредиторской задолженности.

7. Факторинг.

8. Политика комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами.

9. Принципы формирования и классификация внеоборотных активов.

10. Этапы оценки состояния внеоборотных активов предприятия.

11. Выбор методов обновления и финансирования внеоборотных активов

12. Лизинг: экономическое значение и сущность.

13. Методы измерения денежных потоков: достоинства и недостатки.

14. Алгоритм анализа денежных потоков предприятия.

15. Финансовые коэффициенты, отражающие движение денежных потоков предприятия.

16. Методы прогнозирования денежных потоков.

17. Оценка состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий различных отраслей, разработка рекомендаций по оптимизации денежного оборота на предприятиях различных отраслей.

18. Риск как финансовая категория.

19. Классификация финансовых рисков.

20. Организация риск – менеджмента на предприятии.

21. Приемы и правила  и принципы риск – менеджмента.

22. Экономическая сущность и виды банкротства предприятий.

23. Функции финансового менеджмента при организации процедуры банкротства.

24. Системы диагностики кризисных состояний предприятия. «Кризисные поля» и оценка их показателей.

25. Основы финансового менеджмента организации

26. Информационное обеспечение финансового менеджмента

27. Правовое обеспечение финансового менеджмента

28. Организация финансового менеджмента

29. Финансовое состояние организации как база и цель финансового менеджмента

30. Финансовая среда и предпринимательские риски организаций

31. Источники финансирования предпринимательской деятельности

32. Управление финансовым обеспечением предпринимательства

33. Цена и структура капитала

34. Дивидендная политика организации

35. Планирование в финансовом менеджменте организацией

36. Управление ценами организации

37. Управление текущими издержками

38. Управление оборотными активами

39. Управление внеоборотными активами

40. Управление кредиторской задолженностью организации

41. Управление заемными источниками

42. Управление финансированием текущей деятельности организации

43. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка

 
44. Механизм формирования инвестиционной стратегии организации

45. Бизнес-план инвестиционного проекта

46. Портфель реальных инвестиционных проектов

47. Портфель финансовых активов организации

48. Реструктуризация и банкротство организации

49. Иностранные инвестиции

50. Денежные потоки и методы их оценки

51. Международный финансовый менеджмент

52. Управление собственным капиталом организации

53. Концепции, инструменты и среда финансового менеджмента

54. Финансовый менеджмент физических лиц

Материалы для решения задач

Задание 1

Какое из двух предприятий работает с наибольшим предпринимательским риском?

У предприятия А выручка от продаж составляет 380000 рублей, переменные затраты – 250000 рублей, постоянные затраты составляют 20 % от выручки от реализации.

У предприятия Б объем продаж составляет 2500 шт. цена реализации изделия составляет 45 рублей, переменные затраты на единицу продукции – 32 рубля, постоянные затраты 25000 рублей.

Задание 2

Выручка от продажи продукции (работ и услуг) отчетного периода составила 560 тыс. руб. при переменных расходах 450 тыс. руб. и постоянных расходах 50 тыс. руб. планируется увеличить выручку от продаж на 20%. На сколько процентов увеличится прибыль?

Задание 3

Руководство предприятия намерено увеличить выручку от продаж на 10% с 50000 руб. Общие переменные издержки в базисном году составили 32000 руб., а постоянные расходы-10000 руб.

Рассчитайте сумму прибыли, соответствующей новой выручке от продаж двумя способами: традиционным (Прибыль = Выручка - Пост.расх. - Перемен.расх) и с помощью операционного рычага.

Задание 4

Выручка от продажи произведенной продукции составляет 25000 тыс. руб., переменные затраты – 12000 тыс. руб., постоянные затраты – 8000 тыс. руб. эти показатели являются результатом продажи 200 единиц изделий одной и той же номенклатуры.

Определите порог рентабельности и пороговое количество товара.

Задание 5

Предприятие выпускает 2 вида продукции: ластики и карандаши. Выручка от реализации составляет 35000 тыс. рублей, из них 25 % - от продажи ластиков, остальное от продажи карандашей. Переменные затраты на производство карандашей составляют 18000 рублей, переменные затраты на производство ластиков – 5000 рублей, постоянные затраты предприятия 6000 рублей.

Определить порог рентабельности предприятия и пороги рентабельности отдельных товаров ассортимента.

Задание 6

Какое из двух предприятий имеет наибольший запас финансовой прочности (по объему реализации)?

Предприятие А занимается выпуском канцелярских принадлежностей, его выручка от продаж составила 350000 рублей, доля переменных затрат в выручке – 65 %, постоянные затраты – 105000 рублей.

У предприятия Б объем продаж продукции составляет 500 шт., цена реализации – 120 рублей, переменные затраты на единицу – 80 рублей, постоянные затраты – 14000 рублей.

Задание 7

Выручка от продаж продукции составила 25000 рублей, переменные затраты – 18000 рублей, постоянные затраты – 3000 рублей. Определить:

1) сколько процентов прибыли удастся сохранить предприятию, если выручка от продаж сократится на 35 %;

 
2) процент снижения выручки, при котором предприятие полностью лишается прибыли и вновь встает на порог рентабельности;

3) на сколько процентов необходимо сократить постоянные затраты предприятия, чтобы при сокращении выручки на 35 % и прежнем значении СВОР, предприятие сохранило бы 75 % ожидаемой прибыли.

Задание 8

Предприятие занимается реализацией бытовой техники. Общий объем реализации за квартал составляет 800 единиц. Цена реализации изделия 280 рублей, переменные затраты на единицу – 195 рублей, суммарные переменные затраты – 50000 рублей.

Рассчитать операционные рычаги по следующим факторам и сделать выводы:

1. Объем реализации;

2. Цена реализации;

3. Переменные затраты;

4. Постоянные затраты.

Задание 9

Предприятие занимается выпуском запчастей к автомобилям: объем продаж составляет 2500 шт., цена реализации 10 рублей за единицу, переменные затраты на единицу – 3,6 рублей, постоянные затраты – 10000 рублей.

Определить компенсирующий объем реализации при изменении постоянных затрат на 5 %. Сделать выводы.

Задание 10

Предприятие производит 1200 шт. изделий А. Цена реализации – 250 рублей, переменные затраты на единицу – 180 рублей, постоянные затраты – 64000 рублей.

Определить компенсирующий объем реализации при изменении цены на 15 %.

Задание 11

Предприятие производит 600 шт. изделий Б. Цена реализации – 50 рублей, переменные затраты – 35 рублей за штуку, постоянные затраты – 6000 рублей.

Определить компенсирующий объем реализации при изменении переменных затрат на 10 %.

Задание 12

Определить эффект финансового рычага предприятия.

Прибыль от реализации продукции составила 2870 тыс. рублей, прибыль от прочей реализации - 1520 тыс. рублей, прибыль от внереализационных операций – 800 тыс. рублей; собственные средства предприятия составили 280000 тыс. рублей, краткосрочные кредиты и займы – 15500 тыс. рублей, долгосрочные кредиты – 1200 тыс. рублей; ставка налога на прибыль 20 %, средняя расчетная ставка процента 17 %.

Задание 13

Дать оценку эффективности использования заемного капитала, используя эффект финансового рычага (левериджа).

Собственные средства предприятия составили 800 тыс. руб., заемный капитал 400 тыс.руб., прибыль отчетного периода составила 125 тыс. руб. средняя процентная ставка по используемым заемным средствам 18%.

Задание 14

Средняя стоимость собственного капитала – 200 тыс. рублей. Прибыль  предприятия – 30 тыс. рублей. Ставка налога на прибыль – 20%. В связи с увеличением масштабов деятельности предприятию надо увеличить стоимость активов с 300 до 400 тыс. рублей. Проценты за кредит взимаются по годовой ставке – 20%. Расширение масштабов деятельности обеспечит дополнительную прибыль в сумме 20 тыс. рублей.

Какие источники финансирования целесообразно привлечь для покрытия дополнительной стоимости активов – собственные или заемные?

Задание 15

Рассчитать эффект финансового левериджа и оценить эффективность использования собственного капитала предприятия в отчетном периоде. Собственные средства – 1200 тыс. руб. Заемные средства – 800тыс. руб. Прибыль до налогообложения – 370тыс. руб. Общая сумма процентов за кредит, уплаченная в отчетном периоде – 200тыс. руб.

Материалы для проведения тестирования.

 
1. Финансовые отношения – это:

а) денежные отношения, связанные с оплатой товаров и услуг;

б) денежные отношения, связанные с образованием денежных фондов;

в) денежные отношения, связанные с образованием, распределением и с использованием фондов денежных средств;

г) денежные отношения, связанные с уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

2. Финансовая политика предприятия – это:

а) деятельность предприятия по целенаправленному использованию финансов;

б) планирование доходов и расходов предприятия;

в) совокупность сфер финансовых отношений на предприятии;

г) порядок работы финансовых подразделений предприятия.

3. Система управления финансами предприятий – это:

а) финансовая политика;

б) финансовый механизм;

в) финансовый аппарат;

г) финансовая информация.

4. Составляющие финансового механизма:

а) финансовые методы, финансовые рычаги, должностные лица, информационное обеспечение;

б) финансовые методы, финансовые рычаги, система финансовых расчетов, информационное обеспечение;

в) финансовые методы, финансовые рычаги, правовое и нормативное обеспечение, информационное обеспечение;

г) финансовые методы, финансовые рычаги, финансовые отношения, информационное обеспечение.

5. К финансовым методам относятся:

а) материальное стимулирование, налогообложение;

б) финансовые санкции, паевые взносы, котировка валютных курсов;

в) планирование, прогнозирование, кредитование

г) дивиденды, проценты и вклады.

6. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется:

а) на финансовую стратегию и финансовое планирование;

б) на финансовое планирование и финансовый контроль;

в) на финансовую стратегию и финансовую тактику;

г) на финансовую тактику и финансовый контроль.

7. В состав выручки от продаж продукции предприятия включается:

а) стоимость продукции на складе предприятия, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, и денежные средства предприятия в кассе и на расчетном счете;

б) остатки продукции на складе у покупателя, не оплаченные в срок, денежные средства в пути и остатки на расчетном счете предприятия;

в) налог на добавленную стоимость, акцизы, денежные накопления предприятия и полная себестоимость продукции;

г) товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателя и на складе у продавца.

8. Затраты на организацию производства и управление в себестоимости продукции – это:

а) косвенные затраты;

б) постоянные затраты;

в) прямые затраты;

г) затраты по обслуживанию оборудования.

9. Прибыль является показателем:

а) экономического эффекта;

б) экономической эффективности;

в) рентабельности производства;

г) доходности бизнеса.

10. К внереализационным доходам относятся:

 
а) доходы от сдачи имущества в аренду;

б) разница между выручкой от реализации имущества и остаточной стоимостью, скорректированной на коэффициент инфляции;

в) отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте;

г) дивиденды по акциям и доходы по другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию.

11. На снижение себестоимости продукции влияют внутрипроизводственные факторы:

а) изменение состава и качества природного сырья;

б) изменение размещения производства;

в) повышение технического уровня производства;

г) улучшение структуры производственной продукции.

12. К переменным расходам относятся:

а) заработная плата производственного персонала;

б) амортизационные отчисления;

в) административные и управленческие расходы;

г) материальные затраты.

13. При увеличении выручки от реализации продукции доля постоянных затрат в общей сумме затрат на реализацию продукции:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется;

г) становится нулевой.

14. При увеличении натурального объема реализации и прочих равных условий доля переменных затрат предприятия в составе выручки от реализации:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется;

г) становится нулевой.

15. Эффект финансового рычага возникает из-за:

а) расхождения между экономической рентабельностью и средней расчетной ставкой процента;

б) расхождения между заемными и собственными средствами;

в) расхождения между заемными средствами и средней расчетной ставкой процента;

г) разницы между рентабельностью продаж и рентабельностью продукции.

16. Валовая маржа – это:

а) разница между выручкой и переменными затратами;

б) сумма постоянных затрат и прибыли предприятия;

в) сумма переменных и постоянных затрат предприятия;

г) разница между выручкой и постоянными затратами.

17. Риск банка, как кредитора увеличивается если:

а) дифференциал финансового рычага увеличивается;

б) дифференциал финансового рычага уменьшается;

в) дифференциал не играет роли;

г) дифференциал имеет отрицательное значение.

18. Сила воздействия операционного рычага характеризует:

а) процент изменения прибыли при увеличении выручки на 1%;

б) предпринимательский риск предприятия;

в) финансовый риск предприятия;

г) степень влияния изменений выручки от реализации на сумму прибыли.

19. Запас финансовой прочности – это:

а) степень финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования;

б) падение выручки от реализации, которое способно выдержать предприятие, не неся притом убытков;

в) уровень переменных затрат к выручке;

г) уровень постоянных затрат к выручке.

 
20. Элементами многофакторного операционного анализа является:

а) порог рентабельности;

б) запас финансовой прочности;

в) операционный рычаг;

г) финансовый рычаг.

21. Порог рентабельности – это:

а) выручка, при которой предприятие не имеет, ни прибыли, ни убытков;

б) выручка за минимумом косвенных налогов;

в) выручка, при которой покрываются переменные затраты;

г) выручка, при которой покрываются постоянные затраты.

22. Информационной базой финансового менеджмента является:

а) финансовый механизм;

б) финансово-бухгалтерская отчетность;

в) приложение к балансу;

г) финансовый метод.

23. Более быстрая оборачиваемость дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской задолженностью создает условия для:

а) повышения платежеспособности;

б) повышения рентабельности;

в) уменьшения потребности в собственных оборотных средствах;

г) уменьшения кредиторской задолженности.

24. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности может быть достигнуто путем:

а) увеличения выручки от реализации;

б) увеличения кредиторской задолженности;

в) увеличения запасов;

г) увеличения себестоимости.

25. Какие активы относятся к абсолютно ликвидным:

а) краткосрочные финансовые вложения;

б) денежные активы в национальной и иностранной валюте;

в) краткосрочная дебиторская задолженность;

г) запасы готовой продукции на складе.

26. Стоимость оборотных фондов:

а) частично включается в стоимость созданной продукции (услуги);

б) полностью включается в стоимость созданной продукции (услуги);

в) не включается в стоимость созданной продукции (услуг);

г) включается в себестоимость продукции или услуги.

27. Эффективность использования оборотных средств характеризуется:

а) выручкой от реализации продукции;

б) показателем оборачиваемости оборотных средств;

в) средним остатком оборотных средств;

г) наличием собственных оборотных средств.

28. Оценка ликвидности позволяет:

а) оценить состав источников финансирования;

б) проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам;

в) оценить эффективное вложение средств в данное предприятие;

г) оценить состав и структуру имущества предприятия.

29. В состав оборотных средств предприятия не включаются:

а) готовая продукция на складах;

б) денежные средства и средства в расчетах;

в) машины и оборудование;

г) здания и сооружения.

30. Внешним признаком проявления банкротства предприятия является его неспособность удовлетворить требования кредиторов:

а) в течение 3-х месяцев со дня наступления срока исполнения обязательства;

б) в течение 6-ти месяцев со дня наступления срока исполнения обязательств;

в) в течение 9-ти месяцев со дня наступления срока исполнения обязательств;

 
г) в течение года со дня наступления срока исполнения обязательств.

31. Возможность погашать краткосрочную задолженность легко реализуемыми активами отражают показатели:

а) финансовой устойчивости;

б) деловой активности;

в) платежеспобности;

г) рентабельности.

32. Дайте определение чистой рентабельности продаж:

а) отношение чистой прибыли к среднему итогу валюты баланса;

б) отношение чистой прибыли к выручке от продаж;

в) отношение чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции;

г) отношение чистой прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств.

33. Дивиденд на одну акцию представляет собой:

а) часть прибыли до налогообложения на одну акцию;

б) часть валовой прибыли на одну акцию;

в) часть прибыли от обычных видов длительности на одну акцию;

г) часть чистой прибыли на 1 акцию.

34. Для оценки платежеспособности предприятия используется:

а) коэффициент рентабельности собственного капитала;

б) коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

в) коэффициент абсолютной ликвидности;

г) общий коэффициент покрытия.

35. За счет эффекта финансового рычага может быть обеспечен рост рентабельности собственного капитала в случае, если:

а) цена заемных средств выше процентной ставки за кредит;

б) рентабельность продаж выше процентной ставки за кредит;

в) цена заемных средств ниже рентабельности вложений капитала;

г) цена заемных средств выше рентабельности вложений капитала.

36. Зона безопасной или устойчивой работы организации характеризуется:

а) разностью между маржинальным доходом и постоянными расходами;

б) разностью между фактическим и критическим объемом реализации;

в) разностью между маржинальным доходом и прибылью от реализации продукции;

г) разностью между выручкой и постоянными затратами.

37. Запас финансовой прочности определяется как:

а) разность между выручкой и порогом рентабельности;

б) разность между выручкой и переменными затратами;

в) разность между выручкой и постоянными затратами;

г) разность между выручкой и прибылью.

38. Из приведенных ниже компонентов оборотных активов выберите наиболее ликвидный:

а) производственные запасы;

б) краткосрочные финансовые вложения;

в) дебиторская задолженность;

г) расходы будущих периодов.

39. Источниками формирования оборотных активов организации являются:

а) краткосрочные кредиты банков, кредиторская задолженность, собственный капитал;

б) уставный капитал, добавочный капитал, краткосрочные кредиты банков, кредиторская задолженность;

в) собственный капитал, долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты,  кредиторская задолженность;

г) прибыль предприятия, долгосрочные и краткосрочные кредиты.

40. Финансовый менеджмент – это:

а) система экономического управления;

б) система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление оборотом и финансовыми ресурсами;

в) орган управления денежным оборотом;

г) система финансового контроля.

 
41. Финансовый менеджер – это:

а) специалист по комплексной системе управления деятельностью предприятия по разработке, производству и сбыту продукции на основе изучения рынка;

б) специалист, осуществляющий воздействие на движение капитала, прибыль, инвестиции и накопления;

в) специалист особой сферы стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов;

г) специалист по организации и продвижению товаров на рынок.

42. Эффект финансового рычага – это:

а) процесс получения финансовых ресурсов, связанный с производством и реализацией товаров, операциями на рынке капиталов;

б) приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего;

в) экономический рычаг, с помощью которого удается влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования;

г) экономический метод, применяемый при финансовом  планировании.

43. Действие операционного рычага проявляется в том, что:

а) любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли;

б) переменные издержки меняются в целом прямо пропорционально изменениям объема производства товаров;

в) постоянные издержки в краткосрочном периоде в целом не изменяются с изменением объема производства;

г) изменение объема реализации порождает изменение переменных затрат.

44. К задачам финансового менеджмента относятся:

а) все перечисленное;

б) планирование объемов реализации;

в) анализ и планирование каналов реализации продукции предприятия;

г) нахождение источников финансирования и оптимизация их структуры.

45. К элементам финансового механизма управления предприятием относятся:

а) финансовые методы;

б) финансовые санкции;

в) все перечисленное;

г) объекты финансового управления.

46. Какие показатели являются показателями оценки деловой активности предприятия:

а) обеспеченность собственными оборотными средствами;

б) коэффициент автономии;

в) оборачиваемость оборотных средств;

г) коэффициент покрытия.

47. Качественными показателями использования ресурсов являются:

а) фондоотдача;

б) среднегодовая стоимость основных фондов;

в) численность работающих;

г) рентабельность.

48. Сущность финансового контроля на предприятии заключается:

а) в контроле за распределением денежных фондов предприятия;

б) в контроле за работой финансовых подразделений предприятия;

в) в составлении отчетности для представления в финансовые органы;

г) в выборе направлений использования финансовых ресурсов.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева,, А.И. Барабанов и др. - М.: КНОРУС, 2018. - 432с. 2. Финансовый менеджмент: учебник / коллектив авторов; под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: КНОРУС, 2016. - 480с. 3. Ромашова И.Б. Финансовый менеджмент. Основные темы. Деловые игры: учебное пособие / И.Б. Ромашова. - М.: КНОРУС, 2017. - 328с. 4. Финансовый менеджмент: электронный учебник / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов и др.[Электронный ресурс]. -  Электрон. данные. -  М.: КНОРУС, 2017. - 1 электрон. опт. диск: зв., цв. - Системные требования: Microsoft Windows 2000/XP;  процессор с частотой 500 MHz;  оперативная память 64 Mb;  видео карта с объемом памяти 8 Mb; SVGA-монитор; пишущий CD-привод 4х; звук. карта. б) дополнительная литература 1. Бахрамов Ю. М. Финансовый менеджмент : учебник для вузов / Ю. М. Бахрамов, В. В. Глухов . - 2-е изд . - СПб. [и др.] : Питер , 2016. - 495 с. - (Учебник для вузов) 2. Колчина Н. В. Финансовый менеджмент : учебное пособие для ВУЗов / Н. В. Колчина, О. В. Португалова, Е. Ю. Макеева . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2018. - 464 с. 3. Маркарьян Э. А. Финансовый анализ : учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян . - 8-е изд., перераб. и доп . - М. : КноРус , 2016. - 259 с. 4. Ромашова И. Б. Финансовый менеджмент. Основные темы. Деловые игры : учебное пособие / И. Б. Ромашова . - 3-е изд., стер . - М. : КноРус , 2017. - 327 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
3
435
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (8 шт), стенд (6 шт), стулья (16 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

 
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

 
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ЭиТТП, к.и.н. Шатунов ЮА
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .