ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тестирование;Проверка практического задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Взаимодействие организма и среды. Биогеоценозы, их структура и характеристика. Экологические законы.
Регуляция численности популяции. Учение о биосфере. Свойства живых организмов. Функции живых организмов.
Виды экосистем. Видовая структура экосистемы. Характеристики экосистем. Энергетика экосистем. Экологические пирамиды. Продуктивность экосистем. Динамика развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы. Экология и здоровье человека.
Источники и состав загрязнения атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы. Защита атмосферы. Нормирование и контроль вредных веществ в атмосфере. Загрязнение гидросферы. Нормирование качества воды. Методы очистки воды. Земная поверхность и земельные ресурсы. Защита почв. Охрана и рациональное использование недр. Защита растительного мира.
Система наземного мониторинга среды. Система мониторинга в России. Приоритетные направления мониторинга окружающей среды.
Государственные стандарты в области экологии. Экологическая паспортизация. Экологические экспертизы. Статус, объекты и порядок проведения государственной экологической экспертизы. Экологическая сертификация. Экологический аудит. Экологический менеджмент.
Управление природопользованием. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Особо охраняемые природные территории. Лицензия, договор и лимиты на природопользование. Экологические фонды. Основы экологического права. Источники экологического права. Государственные органы охраны окружающей природной среды. Понятие экологического риска. Экологический контроль и общественные экологические движения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Типы экологического сознания.
Источники экологического права. Международные принципы охраны природы. Международные объекты охраны окружающей природной среды.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности
Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами
Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами
свободно оперирует приобретенными знаниями.
2. Что такое экология, экосистема, популяция, ареал, сообщество, экологическая ниша.
3. Теоретическая экология.
4. Прикладная экология.
5. Основные задачи теоретической экологии.
6. Основные прикладные задачи экологии.
7. Стратегическая задача экологии.
8. Биосфера (эубиосфера, метабиосфера).
9. Ноосфера.
10. Среда обитания организма.
11. Экологические факторы.
12. Биотические факторы.
13. Абиотические факторы.
14. Антропогенные факторы.
15. Биогеоценозы, их структура и характеристика.
16. Экологические законы (закон минимума, закон толерантности (эврибиоты, стенобиоты), закон независимости факторов, закон конкурентного исключения, основной закон экологии).
17. Экология и здоровье человека (природная очаговость, резистентность).
18. Влияние экологических факторов городской среды.
19. Учение о популяциях.
20. Статические характеристики популяций (численность, плотность, возрастной состав, половая структура, территориальная структура).
21. Динамические характеристики популяций (рождаемость, смертность, прирост).
22. Регуляция численности популяций (механизмы).
23. Учение о биосфере.
24. Состав биосферы.
25. Свойства живых организмов (всюдность, высокая приспособительная способность, активное движение, высокая скорость протекания реакции, высокая скорость обновления живого вещества).
26. Функции живых организмов (энергетическая, газовая, концентрационная, деструктивная, окислительно-восстановительная, транспортная, средообразующая, рассеивающая, информационная).
27. Виды экосистем.
28. Видовая структура экосистемы (видовая структура, доминантные виды, единичные виды, эдификаторы).
29. Характеристики экосистем (консорция, синозия, парцелла).
30. Трофические цепи.
31. Энергетика экосистем (правило 10%).
32. Экологические пирамиды (суши, океана).
33. Продуктивность экосистем (продуктивность, биомасса, пленки жизни).
34. Динамика развития экосистемы. Сукцессия (первичная, вторичная).
35. Этапы сукцессии. Что является причиной сукцессии.
36. Агроэкосистемы.
37. Отличия агроэкосистем от естественных экосистем.
38. Виды применяемых пестицидов.
39. Биологический метод защиты растений.
40. Государственные органы охраны окружающей среды.
41. Управление природопользованием (управление природными системами, управление природопользователями).
42. Экологическое законодательство.
43. Кадастры в природных ресурсах.
44. Виды особо охраняемых природных территорий (заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, дендрарии, ботанические сады).
45. Типы экологического сознания (экоцентризм, антропоцентризм).
46. Международное сотрудничество в области охраны природы.
48. Лицензия, договор и лимиты на комплексное природопользование.
49. Основы экологического права (экологическое право, экологический проступок, экологическое преступление).
50. Виды ответственности за экологические правонарушения (дисциплинарная, административная, уголовная).
51. Что такое атмосфера.
52. Слои атмосферы.
53. Загрязнение атмосферы (природные и антропогенные).
54. Первичные и вторичные загрязнители атмосферы.
55. Последствия загрязнения атмосферы (кислотные осадки, смог, разрушение озонового слоя, парниковый эффект, канцерогенные вещества, шум, вибрация).
56. Защита атмосферы (экологизация технологических процессов, очистка газовых выбросов, рассеивание газовых выбросов, санитарно-защитные зоны и архитектурно-планировочные решения).
57. Нормирование и контроль вредных веществ в атмосфере (ПДК р.з., ПДК м.р., ПДК с.с.). Что больше ПДК р.з. или ПДК с.с..
58. Как устанавливается ПДК.
59. Как устанавливается ПДВ.
60. Гидросфера. Загрязнение гидросферы. Виды загрязнения, основные источники загрязнения.
61. Нормирование качества воды.
62. Методы очистки воды (механические, физико-химические и биологические). Процеживание, отстаивание, инерционное разделение, фильтрование, нефтеловушки, экстракция, флотация, нейтрализация, окисление, адсорбция, коагуляция, ионообменные методы, ректификация, обратный осмас, тенки биофильты, биологические пруды).
63. Экологический мониторинг. Цели, виды.
64. Экологическая стандартизация. Виды стандартов.
65. Экологический паспорт предприятия. Как разрабатывается.
66. Государственная экологическая экспертиза. Условия и порядок проведения.
67. Экологическая сертификация.
68. Экологический аудит.
69. Экологический менеджмент.
70. Международные объекты охраны окружающей природной среды.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Тестовые задания
1. Автор закона толерантности:
а) Ю.Либих б) Г.Коммонер
в) В.Шелфорд г) В.Сукачев
д) Э.Геккель
2. Антропогенные воздействия на почвы:
а) опустынивание
б)засоление
в)загрязнение
г)эрозия
д) все перечисленные
а) щелочному б) кислотному
в) теплому г) холодному
д) солнечному
4. Газ, создающий «парниковый эффект»:
а) углекислый газ
б) углеводород
в) хлорфторкислород
г) диоксид серы
д) диоксид азота
5. Процесс разъедания почвы:
а) нейтрализация
б) деградация
в) мелиорация
г) эрозия
д) токсикация
6. Самая насыщенная жизнью среда:
а) наземная б) воздушная
в) почвенная г) водная
д) наземно-воздушная
7. Изменения, происходящие в природе посредством воздействия человека:
а) абиотический фактор
б) биотический фактор
в) физический фактор
г) антропогенный фактор
д) эдофический фактор
8. Существа, питающиеся за счет других организмов:
а) гидробионты б) паразиты
в) эдафобионты г)эврибионты
д) аэробионты
9. Совокупность особей одного вида:
а) биоцецоз б) биогеоценоз
в) популяция г) флора
д) биомасса
10. Микробиоценоз —
а) совокупность микроорганизмов
б) сообщество животных
в) сообщество растений
г) сообщество мелких организмов
д) совокупность животных
11. Термин "Экология" был введен:
а) Э.Геккелем
б) Э.Зюссом
в) К.Мебиусом
г) В.Вернадским
д) А.Тенсли
12. Совокупность животных организмов:
а) зооценоз б) фауна
в) флора г) биомасса
д)биоценоз
13. Свод данных о редких, исчезающих и типичных растительных сообществах:
а) красная книга б) черная книга
в) зеленая книга г) белая книга
д) желтая книга
14. Сообщество растений:
а) флора б) фауна в) биоценоз
15. Организмы, разлагающие органические остатки:
а) автотрофы б) гетеротрофы
в) продуценты г) редуценты
д) консументы
16. Совместное существование организмов:
а) адаптация б) симбиоз
в) комменсализм г) нейтрализм
д) паразитизм
17. Органическое вещество почвы:
а) грибы б) дождевые черви
в) гумус г) бактери
д) земляные клещи
18. Периодичность, связанная с сезонами:
а) экологическая сукцессия
б) фотопериодизм
в) адаптация
г) биологический ритм
д) анабиоз
19. Организмы, свободно перемещающиеся в воде:
а) планктоны б) акулы
в) малюски г) водоросли
д) бентосы
20. Оболочка Земли, населенная живыми организмами:
а) ноосфера б) биоценоз
в) биосфера г) экосистема
д) биогеоценоз
21. Ученый, выявивший причину истощения озонового слоя:
а) Р.Смит б) П.Скотт
в) Г.Коммонер г) Ю.Одум
д) П.Крутцен
22. Государства «Бассейна Каспийского моря»:
а) Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Иран, Турция
б) Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Таджикистан, Китай
в) Казахстан, Туркменистан, Россия, Иран, Киргизия
г) Казахстан, Туркменистан, Россия, Азербайджан, Иран
д) Казахстан, Туркменистан, Россия, Киргизия, Азербайджан
23. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
а) задерживает тепловое излучение Земли
б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения
в) образовался в результате промышленного загрязнения
г) способствует разрушению загрязнителей
д) снижает продуктивность биоценоза
24. Выпадение кислотных дождей связано с:
а) изменением солнечной радиации
б) повышенным содержанием углекислого газа в атмосфере
в) выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота
г) увеличением количества озона в атмосфере
д) возможным потеплением климата
25. Тип взаимодействии организмов, при котором представители одного вида поедают представителей другого:
а) комменсализм б) мутуализм
в) конкуренция г) хищничество
д) нейтрализм
26. Исчерпаемые природные ресурсы:
а) зайцы б) уголь
27. Деградация это —
а) разъедание почвы
б) ухудшение свойств почвы
в) разрушение верхних горизонтов почвы
г) улучшение свойств почвы
д) выветривание горных пород
28. Источники естественного загрязнения:
а) выветривание горных пород
б) атомная электростанция.
в) цветная металлургия
г) химическое производство
д) все перечисленные
29. Уникальные природные объекты, имеющие научную, экологическую, эстетическую ценность:
а) резерваты б) заповедники
в) памятники природы г) заказники
д) национальные парки
30. Источники искусственного загрязнения:
а) вулканическая деятельность
б) массовое цветение растений
в) выбросы автотранспорта
г) ветровая эрозия
д) испарение морей
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.