2024-2025_z09_03_01_2023_ФЗО_plx_Теория вероятностей и математическая статистика_Автоматизированные системы обработки информации и управления
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.01 Теория вероятностей и математическая статистика
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления 
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-1.1 Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
 
УК-1.2 Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
 
УК-1.3 Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
УК-1 
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
ПК-14.1 Определяет методологию планирования и постановки эксперимента; стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек-система; методы и приемы обработки эмпирических данных
 
ПК-14.2 Анализирует данные (качественная и количественная статистика), использует программы статического анализа
 
ПК-14.3 Выполняет обработку собранных экспериментальных данных пользовательского исследования
ПК-14 
Проводить исследование программных продуктов и/или аппаратных средств
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;контрольные работы .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Классическая теория вероятности 
 
1.1
Элементы комбинаторики: размещение, перестановки, сочетания Событие. Виды событий: случайные, невозможные достоверные, совместные и несовместные, равновозможные, противоположные. Полная группа событий. Классическое определение вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятности. Формула полной вероятности. Формула Бейеса. Повторение испытаний. Формула Бернулли. Локальная и интегральная теоремы Лапласа.
1
0
0
20
21
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-14.1, ПК-14.2, ПК-14.3
 
2
Случайные величины
 
2.1
Понятие случайной величины. Дискретная и непрерывная случайная величина. Законы распределения дискретной случайной величины. Функция распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о моментах распределения. Асимметрия. Эксцесс. Непрерывная случайная величина.  Плотность распределения вероятностей непрерывной случайной величины. Свойства.  Числовые характеристики непрерывной случайной величины: математическое ожидание, дисперсия, среднеквадратичное отклонение. Законы распределения непрерывной случайной величины: равномерный и показательный закон. Функция надёжности. Показательный закон надёжности. Нормальный закон распределения. Нормальная кривая. Функция Лапласа. Вероятность попадания в заданный интервал. Правило трех сигм. Центральная предельная теорема. Закон больших чисел. Неравенство Чебышева. Теоремы Чебышева и Бернулли.
1
0
0
20,25
21,25
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-14.1, ПК-14.2, ПК-14.3
 
3
Элементы математической статистики
 
3.1
Выборочный метод: основные понятия математической статистики, генеральная и выборочная совокупности, способы отбора, статистическое распределение выборки, эмпирическая функция распределения, полигон и гистограмма. Статистические оценки параметров распределения. Генеральная средняя. Выборочная средняя. Групповая и общая средняя. Генеральная и выборочная дисперсии. Групповая, внутригрупповая, межгрупповая и общая дисперсии. Размах вариации, коэффициент вариации. Интервальные оценки параметров распределения. Точность оценки, доверительная вероятность и доверительный интервал. Доверительные интервалы для оценки математического ожидания и среднего квадратического отклонения нормально распределенной случайной величины. Проверка статистических гипотез. Ошибки первого и второго рода. Критическая область. Область принятия гипотезы. Проверка двух дисперсий нормальных генеральных совокупностей; сравнение двух средних генеральных совокупностей.
2
0
4
19
29,75
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-14.1, ПК-14.2, ПК-14.3
 
Всего часов:
4
0
4
59,25
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Информатика
 
Математическая логика и теория алгоритмов
 
Менеджмент
 
Методы оптимизации и теория принятия решений
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 1
 
Моделирование автоматизированных систем обработки информации и управления
 
Мультимедиа технологии и системы
 
Управление сложными системами
 
Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
 
Системы искусственного интеллекта
 
Системы реального времени
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 2
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
 
Научно-исследовательская работа
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-1.1 Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
 
УК-1.2 Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
 
УК-1.3 Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
УК-1 
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
ПК-14.1 Определяет методологию планирования и постановки эксперимента; стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек-система; методы и приемы обработки эмпирических данных
 
ПК-14.2 Анализирует данные (качественная и количественная статистика), использует программы статического анализа
 
ПК-14.3 Выполняет обработку собранных экспериментальных данных пользовательского исследования
ПК-14 
Проводить исследование программных продуктов и/или аппаратных средств
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 1 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
8
2
72
9
59,25
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
4
4
Практические занятия (Пр)
4
2
4
4
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
0,25
0,25
0,25
Контактная работа в семестре (КС)
0,75
0,75
0,75
Другие виды самостоятельной работы
59,25
59,25
Контактная работа
Контроль, всего:
3,75
3,75
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Классическая теория вероятности 
 
1.1
Элементы комбинаторики: размещение, перестановки, сочетания Событие. Виды событий: случайные, невозможные достоверные, совместные и несовместные, равновозможные, противоположные. Полная группа событий. Классическое определение вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятности. Формула полной вероятности. Формула Бейеса. Повторение испытаний. Формула Бернулли. Локальная и интегральная теоремы Лапласа.
1
0
0
20
21
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-14.1, ПК-14.2, ПК-14.3
 
2
Случайные величины
 
2.1
Понятие случайной величины. Дискретная и непрерывная случайная величина. Законы распределения дискретной случайной величины. Функция распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о моментах распределения. Асимметрия. Эксцесс. Непрерывная случайная величина.  Плотность распределения вероятностей непрерывной случайной величины. Свойства.  Числовые характеристики непрерывной случайной величины: математическое ожидание, дисперсия, среднеквадратичное отклонение. Законы распределения непрерывной случайной величины: равномерный и показательный закон. Функция надёжности. Показательный закон надёжности. Нормальный закон распределения. Нормальная кривая. Функция Лапласа. Вероятность попадания в заданный интервал. Правило трех сигм. Центральная предельная теорема. Закон больших чисел. Неравенство Чебышева. Теоремы Чебышева и Бернулли.
1
0
0
20,25
21,25
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-14.1, ПК-14.2, ПК-14.3
 
3
Элементы математической статистики
 
3.1
Выборочный метод: основные понятия математической статистики, генеральная и выборочная совокупности, способы отбора, статистическое распределение выборки, эмпирическая функция распределения, полигон и гистограмма. Статистические оценки параметров распределения. Генеральная средняя. Выборочная средняя. Групповая и общая средняя. Генеральная и выборочная дисперсии. Групповая, внутригрупповая, межгрупповая и общая дисперсии. Размах вариации, коэффициент вариации. Интервальные оценки параметров распределения. Точность оценки, доверительная вероятность и доверительный интервал. Доверительные интервалы для оценки математического ожидания и среднего квадратического отклонения нормально распределенной случайной величины. Проверка статистических гипотез. Ошибки первого и второго рода. Критическая область. Область принятия гипотезы. Проверка двух дисперсий нормальных генеральных совокупностей; сравнение двух средних генеральных совокупностей.
2
0
4
19
29,75
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-14.1, ПК-14.2, ПК-14.3
 
Всего часов:
4
0
4
59,25
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Элементы комбинаторики: размещение, перестановки, сочетания Событие. Виды событий: случайные, невозможные достоверные, совместные и несовместные, равновозможные, противоположные. Полная группа событий. Классическое определение вероятности. Теоремы сложения и умножения вероятности. Формула полной вероятности. Формула Бейеса. Повторение испытаний. Формула Бернулли. Локальная и интегральная теоремы Лапласа.

Классическая теория вероятности 

 
Понятие случайной величины. Дискретная и непрерывная случайная величина. Законы распределения дискретной случайной величины. Функция распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о моментах распределения. Асимметрия. Эксцесс. Непрерывная случайная величина.  Плотность распределения вероятностей непрерывной случайной величины. Свойства.  Числовые характеристики непрерывной случайной величины: математическое ожидание, дисперсия, среднеквадратичное отклонение. Законы распределения непрерывной случайной величины: равномерный и показательный закон. Функция надёжности. Показательный закон надёжности. Нормальный закон распределения. Нормальная кривая. Функция Лапласа. Вероятность попадания в заданный интервал. Правило трех сигм. Центральная предельная теорема. Закон больших чисел. Неравенство Чебышева. Теоремы Чебышева и Бернулли.

Случайные величины

 
Выборочный метод: основные понятия математической статистики, генеральная и выборочная совокупности, способы отбора, статистическое распределение выборки, эмпирическая функция распределения, полигон и гистограмма. Статистические оценки параметров распределения. Генеральная средняя. Выборочная средняя. Групповая и общая средняя. Генеральная и выборочная дисперсии. Групповая, внутригрупповая, межгрупповая и общая дисперсии. Размах вариации, коэффициент вариации. Интервальные оценки параметров распределения. Точность оценки, доверительная вероятность и доверительный интервал. Доверительные интервалы для оценки математического ожидания и среднего квадратического отклонения нормально распределенной случайной величины. Проверка статистических гипотез. Ошибки первого и второго рода. Критическая область. Область принятия гипотезы. Проверка двух дисперсий нормальных генеральных совокупностей; сравнение двух средних генеральных совокупностей.

Элементы математической статистики

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
3
Элементы теории корреляции. Линейная корреляция. Криволинейная корреляция
4
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
контрольные работы
КР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-1 
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-14 
Проводить исследование программных продуктов и/или аппаратных средств
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
 
Теория вероятностей и математическая статистика
x
Зачет
Математическая логика и теория алгоритмов
x
Экзамен
Дискретная математика
x
Экзамен
Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен
Методы оптимизации и теория принятия решений
x
Экзамен
Моделирование автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен
Мультимедиа технологии и системы
x
Экзамен
Управление сложными системами
x
Экзамен
Системы искусственного интеллекта
x
Экзамен
Системы реального времени
x
Экзамен
Математика
x
x
Зачет,Экзамен
Информатика
x
Экзамен
Менеджмент
x
Зачет
Технологическая (проектно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-14 Проводить исследование программных продуктов и/или аппаратных средств
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Теория вероятностей и математическая статистика
x
Зачет
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-1.1 Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-1.2 Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-1.3 Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-14 Проводить исследование программных продуктов и/или аппаратных средств
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-14.1 Определяет методологию планирования и постановки эксперимента; стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек-система; методы и приемы обработки эмпирических данных
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет методологию планирования и постановки эксперимента; стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек-система; методы и приемы обработки эмпирических данных

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет методологию планирования и постановки эксперимента; стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек-система; методы и приемы обработки эмпирических данных

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет методологию планирования и постановки эксперимента; стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек-система; методы и приемы обработки эмпирических данных

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет методологию планирования и постановки эксперимента; стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек-система; методы и приемы обработки эмпирических данных

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-14.2 Анализирует данные (качественная и количественная статистика), использует программы статического анализа
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Анализирует данные (качественная и количественная статистика), использует программы статического анализа

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Анализирует данные (качественная и количественная статистика), использует программы статического анализа

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует данные (качественная и количественная статистика), использует программы статического анализа

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует данные (качественная и количественная статистика), использует программы статического анализа

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-14.3 Выполняет обработку собранных экспериментальных данных пользовательского исследования
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выполняет обработку собранных экспериментальных данных пользовательского исследования

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выполняет обработку собранных экспериментальных данных пользовательского исследования

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет обработку собранных экспериментальных данных пользовательского исследования

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет обработку собранных экспериментальных данных пользовательского исследования

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

 
Для проверки результатов обучения «знать»:

1. Элементы комбинаторики. Сочетания, размещения, перестановки с повторениями и без повторений.

2. События и их классификация. Классическое определение вероятности.

3. Теорема сложения вероятности.

4. Теорема умножения вероятностей.

5. Обобщения теорем сложения и умножения.

6. Формулы полной вероятности и Бейеса.

7. Формулы Бернулли и Пуассона.

8. Повторение испытаний. Теоремы Лапласа.

9. Понятие случайной величины. Закон распределения случайной величины.

10. Функция распределения. Её свойства.

11. Математическое ожидание дискретной случайной величины.

12. Понятие случайной величины. Дисперсия и среднее квадратическое отклонение дискретной случайной величины.

13. Основные законы распределения дискретной случайной величины.

14. Непрерывная случайная величина. Понятие плотности распределения.

15. Числовые характеристики непрерывной случайной величины.

16. Теоретические моменты распределения.

17. Показательный закон распределения. Функция надёжности.

18. Равномерный закон распределения.

19. Нормальный закон распределения.

20. Нормальная кривая, её свойства.

21. Функция Лапласа. Вероятность попадания в интервал.

22. Закон больших чисел. Неравенство Чебышева.

23. Теоремы Чебышева и Бернулли.

24. Правило трёх сигм. Центральная предельная теорема.

25. Понятие о системе нескольких случайных величин. Закон распределения, функция распределения.

26. Условные законы распределения составляющих. Числовые характеристики.

27. Основные понятия математической статистики. Задачи математической статистики.

28. Статистическое распределение выборки.

29. Полигон и гистограмма.

30. Эмпирическая функция распределения. Свойства.

31. Числовые характеристики вариационного ряда.

32. Точечные оценки. Понятие несмещённости, состоятельности и эффективности оценки.

33. Генеральная и выборочная средние. Групповая и общая средние.

34. Генеральная и выборочная дисперсии. Групповая, внутригрупповая, межгрупповая и общая дисперсии.

35. Интервальные оценки. Точность оценки. Надёжность.

36. Доверительный интервал для оценки математического ожидания.

37. Доверительный интервал для оценки среднего квадратического отклонения.

38. Оценка истинного значения измеряемой  величины и точности измерений.

39. Функциональная, статистическая и корреляционная зависимости.

40. Задачи корреляции. Корреляционная таблица.

41. Выборочные уравнения регрессии.

42. Выборочный коэффициент корреляции и его свойства.

43. Гипотезы. Виды гипотез. Критическая область.

44. Сравнение дисперсий.

45. Сравнение математического ожидания.

46. Коэффициент Спирмена и его значимость.

47. Коэффициент Кендалла и его значимость.

48. Проверка гипотезы об однородности двух выборок.

49. Проверка гипотезы о нормальном распределении. Критерий Пирсона.

Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:

 
1. В книге 500 страниц. Чему равна вероятность того, что наугад открытая страница имеет порядковый номер, кратный 7?

2. По цели произведено 20 выстрелов, причем зарегистрировано 18 попаданий. Найти относительную частоту попаданий в цель.

3. В день физкультурника Сизов пошел на стадион. Можно было купить билет на футбол с вероятностью 0,3 или купить билет на волейбол с вероятностью 0,2. Какова вероятность того, что Сизов попал на соревнование?

4. В урне 4 белых и 3 синих шара. Каждое испытание состоит в том, что наудачу извлекают один шар, не возвращая его обратно. Найти вероятность появления синего шара при втором испытании, если при первом испытании был извлечен белый шар.

5. В семье трое детей. Принимая события, состоящие в рождении мальчика и девочки равновероятными, найти вероятность того, что в семье дети одного пола.

6. В специализированную больницу поступают в среднем 50% больных с заболеванием К, 30% - с заболеванием L, 20% - с заболеванием М. вероятность полного излечения болезни К равна 0,7, для заболевания L и M эти вероятности соответственно равны 0,8 и 0,9. Найти вероятность того, что больной попавший в больницу, будет выписан здоровым.

7. Найти вероятность  того, что событие   появится в 5 независимых испытаниях не менее 2-х раз, если в каждом испытании вероятность появления события А равна 0,3.

8. В партии из 6 изделий 8 имеют скрытый дефект. Какова вероятность того, что из взятых наудачу  6 изделий 4 являются дефектными?

9. В магазине выставлены для продажи 18 изделий, среди которых 8 некачественных. Какова вероятность того, что взятые случайным образом 3 изделия будут качественными?

10. На станцию прибыли 10 вагонов разной продукции. Вагоны помечены номерами от 1 до 10. Какова вероятность того, что среди 5 выбранных для контрольного вскрытия вагонов окажутся вагоны с номерами 2 и 5?

11. Изготовлена партия из 200 изделий, которой оказалось 3 бракованных. Произведена выборка из 5 изделий. Найти вероятность того, что в выборке не будет ни одного бракованного изделия.

12. Из 100 изготовленных деталей 10 имеют дефект. Для проверки были отобраны 5 деталей. Какова вероятность того, что среди отобранных 2 окажутся бракованными?

13. Написать закон распределения случайной величины Х – попадания в мишень при 4 выстрелах, если вероятность попадания в мишень равна 0,7.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Теория вероятностей и математическая статистика / Балдин К.В., Башлыков В.Н., Рукосуев А.В., - 2-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 472 с.: ISBN 978-5-394-02108-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414902 2. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник / Е.А. Коган, А.А. Юрченко. -Москва : ИНФРА-М, 2020. -250 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1052969. 3. Балдин, К.В. Основы теории вероятностей и математической статистики : учебник / К.В. Балдин, В.Н. Башлыков, А.В. Рукосуев. - 4-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2016. - 489 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1035652. 4. Теория вероятностей, математическая статистика в примерах, задачах и тестах: Учебное пособие. / Сапожников П.Н., Макаров А.А., Радионова М.В. - М.:КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 496 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548242 б) дополнительная литература: 1. Теория вероятностей, математическая статистика, математическое программирование: Учебное пособие / Белько И.В., Морозова И.М., Криштапович Е.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016. - 299 с.: 60x90 1/16. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/542521. 2. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие / Бирюкова Л.Г., Бобрик Г.И., Матвеев В.И., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 289 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/370899. 3. Элементы теории вероятностей и математической статистики: Учебное пособие / Гулай Т.А., Долгополова А.Ф., Жукова В.А. - Ставрополь:Сервисшкола, 2017. - 116 с.: ISBN - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977002. 4. Элементы теории вероятностей: Учебное пособие / Литвин Д.Б., Мелешко С.В., Невидомская И.А. - Ставрополь:Сервисшкола, 2017. - 80 с.: ISBN - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/976993. 5. Задачи с решениями по высшей математике, теории вероятностей, математической статистике, математическому программированию / Шапкин А.С., Шапкин В.А., - 8-е изд. - Москва :Дашков и К, 2017. - 432 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ catalog/product/430613. 6. Лагутин, М.Б. Наглядная математическая статистика : учеб. пособие / М.Б. Лагутин. -- 7-е изд. (эл.). - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 475 с.). - Москва : Лаборатория знаний, 2019. - - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1040740.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1.  Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ.  3
 
2. Электронно-библиотечная система «Лань»
 
3. Электронно-библиотечная система «Znanium.com»
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
439
Учебная мебель: стол – 17 шт., стулья- 33 шт.,  компьютерное кресло -13 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -12шт., кафедра настольная -1 шт., шкаф -4 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стенд – 3 шт; плакаты -7 шт.

(45 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры  DEPO– 14 шт., телевизор LG, системный блок, МФУ KYOCERA, конструктор ARDUINO -10 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.

 
Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в

 
период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ГиЕНД, к.п.н. Максимова Марина Валерьевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .