ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Отчет .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).
1. Базы данных и информационные системы. 2. Архитектура БД. 3. Системы управления базами данных. 4. Локальные информационные системы. 5. Схема обмена данными при работе с БД.
1. Иерархическая модель.
2. Сетевая модель.
3. Реляционная модель.
4. Постреляционная модель.
5. Многомерная модель.
6. Объектно-ориентированная модель.
1. Элементы реляционной модели.
2. Индексирование.
3. Основные виды связи таблиц.
4. Контроль целостности связей.
1. Жизненный цикл БД
2. Планирование разработки базы данных
3. Определение требований к системе
4. Сбор и анализ требований пользователей
5. Проектирование базы данных
6. Разработка приложений
1. Элементы реляционной модели.
2. Индексирование.
3. Основные виды связи таблиц.
4. Контроль целостности связей.
1. Первая нормальная форма (1NF).
2. Вторая нормальная форма (2NF).
3. Третья нормальная форма (3NF).
4. Нормальная форма Бойса –
5. Кодда (усиленная 3NF).
6. Четвертая нормальная форма (4NF).
7. Пятая нормальная форма (5NF).
1. Классификация СУБД
2. Требования к СУБД
3. Общая характеристика и классификация CASE-средств
4. Основные характеристики и возможности СУБД Access
5. Типы данных СУБД Access
6. Создание новой базы данных
1. Появление языка SQL.
2. Типы команд SQL
3. Преимущества языка SQL
1. Синтаксис SQL-операторов
2. Типы данных SQL
1. Создание таблицы
2. Модификация таблиц
3. Удаление таблиц
1. Синтаксис оператора SELECT
2. Выборка из нескольких таблиц
1. Группировка данных
2. Сортировка данных
1. Агрегатные функции
2. Преобразование текста
3. Работа со строками
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывать структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для зачета:
Разработать структуру БД
Рассматривается предметная область «Цех».
В цеху производятся различные детали и из различного вида заготовок. Детали и заготовки имеют кодовые обозначения и наименования. Заготовка поступает в цех с сопроводительным документом, в котором содержится краткая характеристика заготовки.
В цеху работают различные категории работников, имеющие разные должности. Должности зависят от разряда работника. От разряда работника зависит его тарифная ставка.
-ежедневный прием заготовок со склада заготовок, при этом каждый прием заготовок характеризуется их количеством;
- ежедневное изготовление работниками цеха из заготовок деталей, при этом изготовление деталей характеризуется классом обработки
- ежедневная сдача работниками цеха готовых деталей на склад готовой продукции;
- ежедневный учет работниками цеха брака у изготовленных деталей с указанием вида брака;
- ежедневная сдача работниками цеха бракованных изделий на склад брака.
Готовые детали и брак отправляются на склады тоже с сопроводительными документами, в которых содержится информация о детали и работнике, который ее изготовил.
Экзаменационные вопросы
1. Базы данных и информационные системы.
2. Архитектура БД.
3. Системы управления базами данных.
4. Локальные информационные системы.
5. Схема обмена данными при работе с БД.
6. Иерархическая модель.
7. Сетевая модель.
8. Реляционная модель.
9. Постреляционная модель.
10. Многомерная модель.
11. Объектно-ориентированная модель.
12. Элементы реляционной модели.
13. Индексирование.
14. Основные виды связи таблиц.
15. Контроль целостности связей.
16. Основные операторы в реляционной алгебре.
17. Объединение. Пересечение. Вычитание.
18. Декартово произведение.
19. Выборка.
20. Проекция.
21. Соединение. Деление
22. Жизненный цикл БД
23. Планирование разработки базы данных
24. Определение требований к системе
25. Сбор и анализ требований пользователей
26. Проектирование базы данных
27. Разработка приложений
28. Первая нормальная форма (1NF).
29. Вторая нормальная форма (2NF).
30. Третья нормальная форма (3NF).
31. Нормальная форма Бойса –
32. Кодда (усиленная 3NF).
33. Четвертая нормальная форма (4NF).
34. Пятая нормальная форма (5NF).
35. Классификация СУБД
36. Требования к СУБД
37. Общая характеристика и классификация CASE-средств
38. Основные характеристики и возможности СУБД Access
39. Типы данных СУБД Access
40. Создание новой базы данных
41. Появление языка SQL.
42. Типы команд SQL
43. Преимущества языка SQL
45. Типы данных SQL
46. Создание таблицы
47. Модификация таблиц
48. Удаление таблиц
49. Синтаксис оператора SELECT
50. Выборка из нескольких таблиц
51. Группировка данных
52. Сортировка данных
53. Агрегатные функции
54. Преобразование текста
55. Работа со строками
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.