ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение лабораторной работы;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Основные понятия и введение в
системы реального времени
Системы промышленной
автоматизации, работающие в
реальном времени
Программирование логических контроллеров
Разработка проектов в SCADA-системах
Промышленные интерфейсы
Надёжность промышленных
систем автоматизации
Проектирование комплексов
автоматизации
реального времени
работающие в реальном времени
автоматизации
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Экзаменационные вопросы (задания)
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Системы реального времени: основные понятия, виды, области применения.
2. Операционные системы и базы данных, работающие в режиме реального времени.
3. Уровни представления информации и управления.
4. Информационные потоки, структура систем управления.
5. Классификация СРВ по взаиморасположению объекта автоматизации и пункта управления.
6. Критерии качества СРВ.
7. Назначение и состав системы телемеханики.
8. Характеристики и требования к системе телемеханики.
9. Технические средства систем телемеханики: датчики, сенсорные и исполнительные механизмы.
10. Датчик. Конструкция, типы, схемы подключения.
11. Характеристики, структурная схема интеллектуального датчика.
12. Факторы, влияющие на точность измерения датчика.
13. Работа ПИД-регуляторов в системах автоматики (на наглядном примере) как дополнение к СРВ.
14. Программируемые логические контроллеры.
15.Особенности программирования логических контроллеров.
16. Группы языков программирования контроллеров.
17.Группы языков программирования «Сигнал»: введение понятия
18.Запись алгоритма ПИД–регулирования в виде функциональных блоков
19.Текстовая запись программ контроллера
20.Особенности ввода/вывода при программировании контроллеров
21. Типовые программы контроллера линейного КП
22. SCADA-системы.
23. Особенности работы со SCADA-системами.
25. Специальные протоколы: OPC и Modbus.
26. Наборы стандартизированных: HART, RS-422, RS-485.
27. Основные определения понятий теории надёжности и надёжности, связанной с
функциональной безопасностью.
28. Среднее время между отказами (MTBF).
29. Интенсивность отказов.
30. Вероятность безотказной работы.
31. Коэффициенты надёжности компонентов PLC – систем.
32. Анализ надёжности систем, связанных с безопасностью.
33. ГОСТы 34 и 19.
34. Основные этапы разработки проектной документации.
35. Автоматизированное проектирование.
36. Автоматическое проектирование.
37. Система автоматизированного проектирования (САПР).
38. Комплекс стандартов на САПР.
Задания для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:
1. Исходные условия
Дан стрелочный перевод, который может переключаться между первым и вторым путём.
На стрелочном переводе установлен датчик, регистрирующий нахождение на стрелке вагона.
Когда вагон заехал на стрелку, переключать перевод нельзя!
Также дан пульт управления с двумя кнопками: кнопка 1 должна переключать стрелку на
первый путь, кнопка 2 на второй. Когда нажаты обе кнопки сразу, ничего не должно происходить
(неверный ввод).
Постановка задачи
Написать программу на языке LD, которая по нажатию на кнопки переключает стрелку
между путями.
2.Исходные условия
Дан стрелочный перевод, который может переключаться между первым и вторым путём.
На стрелочном переводе установлены датчики прохождения колёсных пар. Вагоны всегда
движутся слева направо. Когда вагон заехал на стрелку, переключать перевод нельзя!
Также дан пульт управления с двумя кнопками: кнопка 1 должна переключать стрелку на
первый путь, кнопка 2 на второй. Когда нажаты обе кнопки сразу, ничего не должно происходить
(неверный ввод).
Постановка задачи
Написать программу на языке LD, которая по нажатию на кнопки переключает стрелку
между путями. Есть ли вагон на стрелке или нет - можно хранить как флаг в памяти контроллера.
3. Исходные условия
По роллерной дорожке двигаются коробки. Роллерная дорожка разделяется на два пути.
Перед развилкой установлен датчик прохождения коробки, а на развилке устройство сортировщик.
Постановка задачи
Написать программу на языке LD, которая поочерёдно сортирует коробки по обоим путям.
4. Исходные условия
По роллерной дорожке двигаются коробки. Роллерная дорожка разделяется на два пути.
Перед развилкой установлен датчик прохождения коробки, а на развилке устройство сортировщик.
Постановка задачи
Написать программу, которая поочерёдно пускает на левый путь две коробки, на правый
одну.
5.Исходные условия
При открытии двери должна загораться и гореть сигнальная лампа. При повторном
открытии двери должна включаться звуковая сигнализация. Оба вида сигнализации
при нажатии кнопки квитирования.
Постановка задачи
Написать программу на языке LD, которая осуществляет поставленную в исходных
условиях задачу.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.