ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение практических работ;Выполнение лабораторных работ .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Понятие «Интерфейсы АСОИиУ». Виды интерфейсов. Обобщенная структура интерфейса. Принципы проектирования интерфейсов. Классификация интерфейсов. Особенности графического интерфейса. Компоненты графического интерфейса.
Информационная магистраль. Магистраль управления информационным каналом. Функция синхронизации. Селекция информационного канала. Параллельные интерфейсы: CENTRONICS. Последовательные интерфейсы: RS-232C
Архитектура USB. Взаимодействие компонентов USB. Способы подключения.
Содержание этапов проектирования. Каскадная, спиральная и макетная модели. Основные аспекты разработки пользовательского интерфейса: состав разработчиков, время разработки, модель разработки.
Основные понятия. Отображение объектов и анимация. Обработка особых состояний. Протоколирование и графики. Разработка сценариев. Управление доступом. Построение распределенных систем. Обмен с внешними приложениями. Взаимодействие с СУБД. Использование сети Internet.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Определяет технические требования к интерфейсной графике, стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек – система
Определяет технические требования к интерфейсной графике, стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек – система
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет технические требования к интерфейсной графике, стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек – система
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет технические требования к интерфейсной графике, стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек – система
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает графический дизайн интерфейсов
Разрабатывает графический дизайн интерфейсов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает графический дизайн интерфейсов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает графический дизайн интерфейсов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выполняет разработку клиент-серверного и мультимедийных приложений
Выполняет разработку клиент-серверного и мультимедийных приложений
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выполняет разработку клиент-серверного и мультимедийных приложений
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выполняет разработку клиент-серверного и мультимедийных приложений
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Экзаменационные вопросы (задания)
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Понятие «Интерфейсы АСОИиУ». Виды интерфейсов.
2. Обобщенная структура интерфейса.
3. Принципы проектирования интерфейсов.
4. Классификация интерфейсов.
5. Особенности графического интерфейса. Компоненты графического интерфейса.
6. Информационная магистраль.
7. Магистраль управления информационным каналом.
8. Функция синхронизации.
9. Селекция информационного канала.
10. Параллельные интерфейсы: CENTRONICS.
11. Последовательные интерфейсы: RS-232C
12. Архитектура USB. Взаимодействие компонентов USB.
13. Содержание этапов проектирования.
14. Каскадная, спиральная и макетная модели.
15. Основные аспекты разработки пользовательского интерфейса: состав разработчиков, время разработки, модель разработки.
16. Единая линия программирования в среде TRACE MODE.
17. Разработка сетевого комплекса как единого проекта в среде TRACE MODE.
18. Автопостроение в среде TRACE MODE.
19. Структура построения графического интерфейса в среде TRACE MODE.
20. Распределенная многоуровневая АСУТП на базе Trace Mode.
21. Единое сетевое время в среде TRACE MODE
Задания для проверки результатов обучения «уметь»
Разработать графический интерфейс
2 ПО АРМ оператора коммутационного узла
3 ПО АРМ оператора распределительного узла
4 ПО АРМ оператора газовой станции
5 ПО АРМ оператора узла отжига стали
6 ПО АРМ оператора узла отжига цементного клинкера
7 ПО АРМ оператора производства бетонных смесей
8 ПО АРМ оператора производства силикатных кирпичей
9 ПО АРМ оператора диагностики печатных плат
10 ПО АРМ оператора диагностики стрелочных приборов
Задания для проверки результатов обучения «владеть»
Средствами TRACE MODE разработать проект.
Разработка проекта в интегрированной среде TRACE MODE 6 (ИС) включает следующие процедуры:
- создание структуры проекта в навигаторе; конфигурирование или разработка структурных составляющих – например, разработка шаблонов графических экранов оператора, разработка шаблонов программ, описание источников/приемников и т.д.; конфигурирование информационных потоков;
-выбор аппаратных средств АСУ (компьютеров, контроллеров и т.п.);
- создание узлов в слое Система и их конфигурирование;
- распределение каналов, созданных в различных слоях структуры, по узлам и конфигурирование интерфейсов взаимодействия компонентов в информационных потоках; сохранение проекта в единый файл для последующего редактирования;
- экспорт узлов в наборы файлов для последующего запуска под управлением мониторов TRACE MODE.
Перечисленные процедуры (за исключением двух заключительных) и входящие в их состав операции могут выполняться в произвольном порядке. Например, можно начинать разработку проекта с разработки шаблонов графических экранов оператора, с создания узлов и их каналов в слое Система (если аппаратные средства АСУ известны заранее), можно конфигурировать каналы и информационные потоки после распределения каналов по узлам и т.п.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.