2024-2025_z09_03_01_2023_ФЗО_plx_Методы оптимизации и теория принятия решений_Автоматизированные системы обработки информации и управления
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.07 Методы оптимизации и теория принятия решений
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления 
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-1.1 Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
 
УК-1.2 Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
 
УК-1.3 Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
УК-1 
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
ПК-2.1 Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем
 
ПК-2.2 Декомпозирует функции на подфункции
 
ПК-2.3 Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе
ПК-2 
Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
 
ПК-7.1 Применяет основы управления проектами в сфере информационных технологий, основные форматы электронных документов и их особенности
 
ПК-7.2 Разрабатывает требования к комплекту технической документации
 
ПК-7.3 Организовывает деятельность коллектива разработчиков комплекта технической документации
ПК-7 
Способен руководить рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в области информационных технологий)
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 6 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: устный и/или письменный опрос;;выполнение контрольных работ;;выполнение РГР;выполнение лабораторных работ и подготовка отчетов .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Дискретная оптимизация
 
1.1
Введение. Основные понятия оптимизации и теории принятия решений. Элементы процесса принятия решений и классификация задач. Классификация моделей и методов оптимизации и принятия решений.Транспортная задача. Методы нахождения начального опорного решения. Метод потенциалов. Задача о назначении. Задача коммивояжера.
2
0
0
24
26
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
2
Линейное программирование
 
2.1
Общая постановка задач линейного программирования. Графический метод решения задач. Симплексный метод.
2
0
2
24,5
28,5
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
3
Задачи целочисленного программирования
 
3.1
Метод ветвей и границ. Метод Гомори.
0
0
0
25
25
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
4
Динамическое программирование
 
4.1
Общая постановка задачи динамического программирования. Основные понятия: уравнение состояния Беллмана, показатель эффективности. Задача о загрузке, задача замены оборудования, задача распределения ресурсов.
0
0
0
25
25
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
5
Теория игр и принятия решений
 
5.1
Теория игр. Основные понятия и определения. Матричные игры. Платёжная матрица. Цена игры. Седловая точка. Смешанные стратегии. Принятие решений в условиях неопределенности. Критерии принятия решений: критерий Лапласа, критерий Байеса-Лапласа, критерий Сэвиджа, критерий Гурвица, критерий Вальда. Принятие решений в условиях риска. Критерий ожидаемого значения (прибыли или расходов); комбинация ожидаемого значения и дисперсии, критерий предельного уровня; критерий наиболее вероятного исхода. Экспериментальные данные при принятии решений в условиях риска. Деревья решений.
0
0
2
25
27
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
6
. Одномерная оптимизация
 
6.1
Понятие о критериях и поисковых методах оптимизации. Метод дихтомии. Метод деления интервала пополам. Метод золотого сечения. Метод Фибоначчи. Метод квадратичной интерполяции Пауэлла.
0
0
0
25
25
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
7
Многомерная оптимизация
 
7.1
Методы безусловной оптимизации. Методы нулевого порядка: метод Хука-Дживса, симплексный метод, метод Нелдера-Мида. Методы первого порядка: метод наискорейшего спуска, метод дробления шага. Методы второго порядка: метод Ньютона, метод Ньютона-Рафсона.Методы условной оптимизации. Метод неопределенных множителей Лагранжа, метод штрафных функций. 
0
0
0
25
25
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
8
Многокритериальная оптимизация
 
8.1
Основные понятия, классификация и общая схема решения многокритериальных задач; множество Парето, Парето-оптимальность; схемы компромиссов: метод уступок и метод идеальной точки.
0
0
0
25
34,5
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
Всего часов:
4
0
4
198,5
216
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Моделирование автоматизированных систем обработки информации и управления
 
Мультимедиа технологии и системы
 
Управление сложными системами
 
Эксплуатационная практика
 
Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
 
Системы искусственного интеллекта
 
Системы реального времени
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 2
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
 
Научно-исследовательская работа
 
Преддипломная практика
 
Теоретические основы автоматизированного управления
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-1.1 Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
 
УК-1.2 Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
УК-1 
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3 Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
УК-1 
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
ПК-2.1 Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем
 
ПК-2.2 Декомпозирует функции на подфункции
 
ПК-2.3 Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе
ПК-2 
Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
 
ПК-7.1 Применяет основы управления проектами в сфере информационных технологий, основные форматы электронных документов и их особенности
 
ПК-7.2 Разрабатывает требования к комплекту технической документации
 
ПК-7.3 Организовывает деятельность коллектива разработчиков комплекта технической документации
ПК-7 
Способен руководить рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в области информационных технологий)
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 2 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
8
4
216
10
198,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
4
4
Практические занятия (Пр)
4
4
4
4
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
198,5
198,5
Контактная работа
Контроль, всего:
7,5
7,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
216
216
Общая трудоемкость, З.Е.
6
6
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Дискретная оптимизация
 
1.1
Введение. Основные понятия оптимизации и теории принятия решений. Элементы процесса принятия решений и классификация задач. Классификация моделей и методов оптимизации и принятия решений.Транспортная задача. Методы нахождения начального опорного решения. Метод потенциалов. Задача о назначении. Задача коммивояжера.
2
0
0
24
26
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
2
Линейное программирование
 
2.1
Общая постановка задач линейного программирования. Графический метод решения задач. Симплексный метод.
2
0
2
24,5
28,5
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
3
Задачи целочисленного программирования
 
3.1
Метод ветвей и границ. Метод Гомори.
0
0
0
25
25
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
4
Динамическое программирование
 
4.1
Общая постановка задачи динамического программирования. Основные понятия: уравнение состояния Беллмана, показатель эффективности. Задача о загрузке, задача замены оборудования, задача распределения ресурсов.
0
0
0
25
25
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
5
Теория игр и принятия решений
 
5.1
Теория игр. Основные понятия и определения. Матричные игры. Платёжная матрица. Цена игры. Седловая точка. Смешанные стратегии. Принятие решений в условиях неопределенности. Критерии принятия решений: критерий Лапласа, критерий Байеса-Лапласа, критерий Сэвиджа, критерий Гурвица, критерий Вальда. Принятие решений в условиях риска. Критерий ожидаемого значения (прибыли или расходов); комбинация ожидаемого значения и дисперсии, критерий предельного уровня; критерий наиболее вероятного исхода. Экспериментальные данные при принятии решений в условиях риска. Деревья решений.
0
0
2
25
27
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
6
. Одномерная оптимизация
 
6.1
Понятие о критериях и поисковых методах оптимизации. Метод дихтомии. Метод деления интервала пополам. Метод золотого сечения. Метод Фибоначчи. Метод квадратичной интерполяции Пауэлла.
0
0
0
25
25
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
7
Многомерная оптимизация
 
7.1
Методы безусловной оптимизации. Методы нулевого порядка: метод Хука-Дживса, симплексный метод, метод Нелдера-Мида. Методы первого порядка: метод наискорейшего спуска, метод дробления шага. Методы второго порядка: метод Ньютона, метод Ньютона-Рафсона.Методы условной оптимизации. Метод неопределенных множителей Лагранжа, метод штрафных функций. 
0
0
0
25
25
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
8
Многокритериальная оптимизация
 
8.1
Основные понятия, классификация и общая схема решения многокритериальных задач; множество Парето, Парето-оптимальность; схемы компромиссов: метод уступок и метод идеальной точки.
0
0
0
25
34,5
УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
 
Всего часов:
4
0
4
198,5
216
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение. Основные понятия оптимизации и теории принятия решений. Элементы процесса принятия решений и классификация задач. Классификация моделей и методов оптимизации и принятия решений.Транспортная задача. Методы нахождения начального опорного решения. Метод потенциалов. Задача о назначении. Задача коммивояжера.

Дискретная оптимизация

 
Общая постановка задач линейного программирования. Графический метод решения задач. Симплексный метод.

Линейное программирование

 
Метод ветвей и границ. Метод Гомори.

Задачи целочисленного программирования

 
Общая постановка задачи динамического программирования. Основные понятия: уравнение состояния Беллмана, показатель эффективности. Задача о загрузке, задача замены оборудования, задача распределения ресурсов.

Динамическое программирование

 
Теория игр. Основные понятия и определения. Матричные игры. Платёжная матрица. Цена игры. Седловая точка. Смешанные стратегии. Принятие решений в условиях неопределенности. Критерии принятия решений: критерий Лапласа, критерий Байеса-Лапласа, критерий Сэвиджа, критерий Гурвица, критерий Вальда. Принятие решений в условиях риска. Критерий ожидаемого значения (прибыли или расходов); комбинация ожидаемого значения и дисперсии, критерий предельного уровня; критерий наиболее вероятного исхода. Экспериментальные данные при принятии решений в условиях риска. Деревья решений.

Теория игр и принятия решений

 
Понятие о критериях и поисковых методах оптимизации. Метод дихтомии. Метод деления интервала пополам. Метод золотого сечения. Метод Фибоначчи. Метод квадратичной интерполяции Пауэлла.

Одномерная оптимизация

 
Методы безусловной оптимизации. Методы нулевого порядка: метод Хука-Дживса, симплексный метод, метод Нелдера-Мида. Методы первого порядка: метод наискорейшего спуска, метод дробления шага. Методы второго порядка: метод Ньютона, метод Ньютона-Рафсона.Методы условной оптимизации. Метод неопределенных множителей Лагранжа, метод штрафных функций.

Многомерная оптимизация

 
Основные понятия, классификация и общая схема решения многокритериальных задач; множество Парето, Парето-оптимальность; схемы компромиссов: метод уступок и метод идеальной точки.

Многокритериальная оптимизация

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
2
Графический и симплексный методы решения задач линейного программирования. 
2
 
2
5
Принятие решений в условиях риска. Теория игр. Матричные игры. Критерии принятия решений: критерий Лапласа,  критерий Байеса-Лапласа, критерий Сэвиджа, критерий Гурвица, критерий Вальда. 
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный и/или письменный опрос;
УО
 
2
выполнение контрольных работ;
КР
 
3
выполнение РГР
РГР
 
4
выполнение лабораторных работ и подготовка отчетов
ЛР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-1 
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-2 
Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
 
 
 
ПК-7 
Способен руководить рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в области информационных технологий)
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Теория вероятностей и математическая статистика
x
Зачет
Математическая логика и теория алгоритмов
x
Экзамен
Дискретная математика
x
Экзамен
Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен
Методы оптимизации и теория принятия решений
x
Экзамен
Моделирование автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен
Мультимедиа технологии и системы
x
Экзамен
Управление сложными системами
x
Экзамен
Системы искусственного интеллекта
x
Экзамен
Системы реального времени
x
Экзамен
Математика
x
x
Зачет,Экзамен
Информатика
x
Экзамен
Менеджмент
x
Зачет
Технологическая (проектно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-2 Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
 
Математическая логика и теория алгоритмов
x
Экзамен
Методы оптимизации и теория принятия решений
x
Экзамен
Теоретические основы автоматизированного управления
x
Экзамен,Курсовая работа
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-7 Способен руководить рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в области информационных технологий)
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Методы оптимизации и теория принятия решений
x
Экзамен
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-1.1 Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает информационные ресурсы для поиска информации в соответствии с поставленной задачей

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-1.2 Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Систематизирует обнаруженную информацию, полученную из разных источников, в соответствии с требованиями и условиями задачи

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-1.3 Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет системные связи и отношения между изучаемыми явлениями, процессами и/или объектами на основе принятой парадигмы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2 Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Декомпозирует функции на подфункции
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Декомпозирует функции на подфункции

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Декомпозирует функции на подфункции

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Декомпозирует функции на подфункции

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Декомпозирует функции на подфункции

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-7 Способен руководить рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в области информационных технологий)
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-7.1 Применяет основы управления проектами в сфере информационных технологий, основные форматы электронных документов и их особенности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет основы управления проектами в сфере информационных технологий, основные форматы электронных документов и их особенности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет основы управления проектами в сфере информационных технологий, основные форматы электронных документов и их особенности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет основы управления проектами в сфере информационных технологий, основные форматы электронных документов и их особенности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет основы управления проектами в сфере информационных технологий, основные форматы электронных документов и их особенности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-7.2 Разрабатывает требования к комплекту технической документации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает требования к комплекту технической документации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает требования к комплекту технической документации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает требования к комплекту технической документации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает требования к комплекту технической документации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-7.3 Организовывает деятельность коллектива разработчиков комплекта технической документации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Организовывает деятельность коллектива разработчиков комплекта технической документации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Организовывает деятельность коллектива разработчиков комплекта технической документации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Организовывает деятельность коллектива разработчиков комплекта технической документации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Организовывает деятельность коллектива разработчиков комплекта технической документации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Экзаменационные вопросы (задания)

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1. Транспортная задача.

2. Методы нахождения начального опорного решения.

3. Метод потенциалов.

4. Задача о назначении.

5. Задача коммивояжера.

6. Общая постановка задач линейного программирования.

7. Графический метод решения задач.

8. Симплексный метод.

9. Общая постановка задачи динамического программирования.

10. Основные понятия: уравнение состояния Беллмана, показатель эффективности.

11. Задача о загрузке.

12. Задача замены оборудования.

13. Задача распределения ресурсов.

14. Метод ветвей и границ.

15. Метод Гомори.

16. Принятие решений в условиях неопределенности.

17. Критерии принятия решений: критерий Лапласа, критерий Байеса-Лапласа, критерий Сэвиджа,

критерий Гурвица, критерий Вальда.

18. Принятие решений в условиях риска. Деревья решений.

19. Теория игр. Основные понятия и определения.

20. Антагонистические игры. Платёжная матрица. Цена игры. Седловая точка.

21. Смешанные стратегии.

22. Понятие о критериях и поисковых методах оптимизации.

23. Метод дихтомии.

24. Метод деления интервала пополам.

 
25. Метод золотого сечения.

26. Метод Фибоначчи.

27. Метод квадратичной интерполяции Пауэлла.

28. Методы безусловной оптимизации.

29. Методы нулевого порядка: метод Хука-Дживса.

30. Симплексный метод.

31. Метод Нелдера-Мида.

32. Методы первого порядка: метод наискорейшего спуска.

33. Метод дробления шага.

34. Методы второго порядка: метод Ньютона.

35. Метод Ньютона-Рафсона.

36. Методы условной оптимизации. Метод неопределенных множителей Лагранжа.

37. Метод штрафных функций.

38. Основные понятия, классификация и общая схема решения многокритериальных задач.

39. Множество Парето, Парето-оптимальность.

40. Схемы компромиссов: метод уступок и метод идеальной точке

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Методы оптимизации: Учебное пособие для курсантов, студентов и слушателей / Бабенышев С.В. - Железногорск:ФГБОУ ВО СПСА ГПС МЧС России, 2017. - 122 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912642 2. Теория принятия решений: Конспект лекций / Тихомирова А.Н., Матросова Е.В. - М.:КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 68 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/767634 3. Бородачёв, С. М. Теория принятия решений [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.М. Бородачёв. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : ФЛИНТА : Изд-во Урал.ун-та, 2019. — 160 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020429. б)дополнительнаялитература: 1. Прикладные задачи оптимизации. Модели, методы, алгоритмы: Практическое пособие / Струченков В.И. - М.: СОЛОН-Пр., 2016. - 314 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ catalog/product/905033. 2. Системный анализ, оптимизация и принятие решений : учебник для студентов высших учебных заведений / В.А. Кузнецов, А.А. Черепахин. - М. : КУРС : ИНФРА-М, 2017. — 256 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/908528. 3. Методы оптимальных решений: Учебник / Мастяева И.Н., Горемыкина Г.И., Семенихина О.Н. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944821. 4. Методы и модели принятия управленческих решений : учеб.пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ catalog/product/661263. 5. Дискретная оптимизация. Модели, методы, алгоритмы решения прикладных задач: Учебное пособие / Струченков В.И. - М.:СОЛОН-Пр., 2016. - 192 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ catalog/product/904998. 6. Линейное программирование. Практикум : учеб.пособие / А.С. Шевченко. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 297 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1007387.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ.
 
2. Электронно-библиотечная система «Лань».
 
3. Электронно-библиотечная система «Znanium.com»
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
439
Учебная мебель: стол – 17 шт., стулья- 33 шт.,  компьютерное кресло -13 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -12шт., кафедра настольная -1 шт., шкаф -4 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стенд – 3 шт; плакаты -7 шт.

(45 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры  DEPO– 14 шт., телевизор LG, системный блок, МФУ KYOCERA, конструктор ARDUINO -10 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.

 
Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в

 
период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .