2024-2025_z09_03_01_2023_ФЗО_plx_ЭВМ и периферийные устройства_Автоматизированные системы обработки информации и управления
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.13 ЭВМ и периферийные устройства
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления 
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-12.1 Определяет общие принципы функционирования аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети; протоколы канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней взаимодействия открытых систем
 
ПК-12.2 Использует современные методы контроля производительности инфокоммуникационных систем и работать с серверами архивирования и средствами управления операционными системами
 
ПК-12.3 Выполняет проектирование и администрирование инфокоммуникационной системы
ПК-12 
Способен осуществлять администрирование процесса контроля производительности сетевых устройств и программного обеспечения, проводить регламентные работы на сетевых устройствах и программном обеспечении инфокоммуникационной системы
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 9 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение практической работы .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия, структура и ар-хитектуры ЭВМ
 
1.1
Основные понятия, структура и архитектуры ЭВМ
1
0
2
66
69
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
2
Базовый компьютер. Многоуровневая система шин
 
2.1
Базовый компьютер. Многоуровневая система шин
1
0
2
66
69
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
3
Периферийные интерфейсы ввода/вывода
 
3.1
Периферийные интерфейсы ввода/вывода
2
0
2
64,5
78
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
4
Методы записи и кодирования данных
 
4.1
Методы записи и кодирования данных
2
0
2
28
32
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
5
Аппаратные интерфейсы внешних запоминающих устройств
 
5.1
Аппаратные интерфейсы внешних запоминающих устройств
1
0
2
30
33
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
6
Виды и назначение периферийных устройств. Принцип работы
 
6.1
Виды и назначение периферийных устройств. Принцип работы
1
0
2
30,5
43
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
Всего часов:
8
0
12
285
324
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-12.1 Определяет общие принципы функционирования аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети; протоколы канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней взаимодействия открытых систем
 
ПК-12.2 Использует современные методы контроля производительности инфокоммуникационных систем и работать с серверами архивирования и средствами управления операционными системами
ПК-12 
Способен осуществлять администрирование процесса контроля производительности сетевых устройств и программного обеспечения, проводить регламентные работы на сетевых устройствах и программном обеспечении инфокоммуникационной системы
 
ПК-12.3 Выполняет проектирование и администрирование инфокоммуникационной системы
ПК-12 
Способен осуществлять администрирование процесса контроля производительности сетевых устройств и программного обеспечения, проводить регламентные работы на сетевых устройствах и программном обеспечении инфокоммуникационной системы
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 9 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 5 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
20
12
324
24
285
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
8
8
8
Практические занятия (Пр)
12
12
12
12
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
3
3
3
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
285
285
Контактная работа
Контроль, всего:
15
15
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
324
324
Общая трудоемкость, З.Е.
9
9
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия, структура и ар-хитектуры ЭВМ
 
1.1
Основные понятия, структура и архитектуры ЭВМ
1
0
2
66
69
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
2
Базовый компьютер. Многоуровневая система шин
 
2.1
Базовый компьютер. Многоуровневая система шин
1
0
2
66
69
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
3
Периферийные интерфейсы ввода/вывода
 
3.1
Периферийные интерфейсы ввода/вывода
2
0
2
64,5
78
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
4
Методы записи и кодирования данных
 
4.1
Методы записи и кодирования данных
2
0
2
28
32
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
5
Аппаратные интерфейсы внешних запоминающих устройств
 
5.1
Аппаратные интерфейсы внешних запоминающих устройств
1
0
2
30
33
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
6
Виды и назначение периферийных устройств. Принцип работы
 
6.1
Виды и назначение периферийных устройств. Принцип работы
1
0
2
30,5
43
ПК-12.1, ПК-12.2, ПК-12.3
 
Всего часов:
8
0
12
285
324
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основные понятия, структура и архитектуры ЭВМ

Многоуровневая организация и эволюция ЭВМ. Архитектурные принципы Фон-Неймана. Магистральная вычислительная структура. Процессор. Основные компоненты и их назначение. Программная модель процессора. Оперативная память (общая характеристика). Типовая структура машинной команды в пространстве и во времени. Формат и конвейер ко-манд

 
Базовый компьютер. Многоуровневая система шин

Типы шин. Активные устройства. Схема базового компьютера. Центральная часть компьютера. Векторы прерываний. Bios. Пакеты прикладных программ. Схема связи компьютера с многоуровневой памятью. Контроллер прямого доступа к памяти. 

 
Периферийные интерфейсы ввода/вывода

Метод записи данных на магнитных дисках. Методы кодирования данных на магнитных дисках. Метод модифицированной частотной модуляции. Метод кодирования с ограничением расстояния между переходами намагниченности. Накопители на жестких магнитных дисках. Процесс включения и работы. Подготовка НЖМД к использованию, тестирование. Накопители на дисковых массивах RAID. Типы (уровни) RAID-массивов. 

 
Методы записи и кодирования данных

Метод записи данных на магнитных дисках. Методы кодирования данных на магнитных дисках. Метод модифицированной частотной модуляции. Метод кодирования с ограничением расстояния между переходами намагниченности. Накопители на жестких магнитных дисках. Процесс включения и работы. Подготовка НЖМД к использованию, тестирование. Накопители на дисковых массивах RAID. Типы (уровни) RAID-массивов. 

 
Аппаратные интерфейсы внешних запоминающих устройств

Интерфейс АТА (IDE, PATA). Интерфейс Serial ATA. Интерфейс SCSI. Интерфейс USB. Шина IEEE 1394 (FireWire). Fibre Channel (FCAL). 

 
Виды и назначение периферийных устройств. Принцип работы

Видеоадаптеры и мониторы. Печатающие устройства. Устройства ввода и регистрации информации.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Принципы и структуры вычисли-тельных машин и периферийных устройств
2
 
2
2
Архитектура системы команд
2
 
3
3
Асинхронный передатчик, асинхронный приемник. Контроль данных на шине
2
 
4
4
Bios
2
 
5
5
Методы записи и кодирования данных
2
 
6
6
Аппаратные интерфейсы внешних запоминающих устройств
1
 
7
6
Видеоадаптеры и мониторы. Устройства ввода и регистрации информации
1
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Выполнение практической работы
ПР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-12 
Способен осуществлять администрирование процесса контроля производительности сетевых устройств и программного обеспечения, проводить регламентные работы на сетевых устройствах и программном обеспечении инфокоммуникационной системы
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-12 Способен осуществлять администрирование процесса контроля производительности сетевых устройств и программного обеспечения, проводить регламентные работы на сетевых устройствах и программном обеспечении инфокоммуникационной системы
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
ЭВМ и периферийные устройства
x
Экзамен
Сети ЭВМ и телекоммуникации
x
Курсовая работа,Экзамен
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-12 Способен осуществлять администрирование процесса контроля производительности сетевых устройств и программного обеспечения, проводить регламентные работы на сетевых устройствах и программном обеспечении инфокоммуникационной системы
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-12.1 Определяет общие принципы функционирования аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети; протоколы канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней взаимодействия открытых систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет общие принципы функционирования аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети; протоколы канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней взаимодействия открытых систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет общие принципы функционирования аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети; протоколы канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней взаимодействия открытых систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет общие принципы функционирования аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети; протоколы канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней взаимодействия открытых систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет общие принципы функционирования аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети; протоколы канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней взаимодействия открытых систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-12.2 Использует современные методы контроля производительности инфокоммуникационных систем и работать с серверами архивирования и средствами управления операционными системами
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использует современные методы контроля производительности инфокоммуникационных систем и работать с серверами архивирования и средствами управления операционными системами

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использует современные методы контроля производительности инфокоммуникационных систем и работать с серверами архивирования и средствами управления операционными системами

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует современные методы контроля производительности инфокоммуникационных систем и работать с серверами архивирования и средствами управления операционными системами

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует современные методы контроля производительности инфокоммуникационных систем и работать с серверами архивирования и средствами управления операционными системами

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-12.3 Выполняет проектирование и администрирование инфокоммуникационной системы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выполняет проектирование и администрирование инфокоммуникационной системы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выполняет проектирование и администрирование инфокоммуникационной системы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет проектирование и администрирование инфокоммуникационной системы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет проектирование и администрирование инфокоммуникационной системы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Новожилов, О. П.  Архитектура ЭВМ и систем : учеб   пособие для  академического бакалавриата / О. П. Новожилов. – М.: Издательство Юрайт, 2016. -527с. 2. Хамадулин, Э. Ф.  Методы и средства измерений в телекоммуникационных системах : учеб. пособие для  бакалавриата  / Э. Ф. Хамадулин. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 365с. 3. Современные технологии и технические средства информатизации [Электронный ресурс]: Учебник / Шишов О. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 462 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=543015 4. Технические средства автоматизации и управления [Электронный ресурс]:
 
Учебное пособие / Шишов О.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 396 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа:  http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=600381 б) дополнительная литература 1. Горнец, Н. Н. Организация ЭВМ и систем: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н. Н. Горнец, А. Г. Рощин, В. В. Соломенцев. - М. : Академия, 2008. - 320 с. 2. Медведев, М.Ю. Программирование промышленных контроллеров: учебное пособие / М.Ю. Медведев, В.Х. Пшихопов. - СПб.: Изд-во "Лань", 2011. - 288с.: ил. 3. Пескова, С. А. Сети и телекоммуникации [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. А. Пескова, А. В. Кузин, А. Н. Волков. - М. : Издательский центр "Академия", 2006. - 352 с. 4. Пескова, С. А. Сети и телекоммуникации [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. А. Пескова, А. В. Кузин, А. Н. Волков. - М. : Издательский центр "Академия", 2008. - 352 с. 5. Цилькер, Б. Я. Организация ЭВМ и систем: Учебник для вузов. [Текст] / Б. Я. Цилькер, С. А. Орлов. - СПб. : Питер, 2006. - 668 с. 6. Ан П. Сопряжение ПК с внешними устройствами: Пер. с англ. - М.: ДМК Пресс, 2008. - 320 с.: ил. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/1086/ 7. Периферийные устройства вычислительной техники [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=424031 8. Архитектура ЭВМ [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.Д. Колдаев, С.А. Лупин. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=375092 9. Программные и аппаратные средства информатики [Электронный ресурс] /ЦаревР.Ю., ПрокопенкоА.В., КнязьковА.Н. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 160 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=550017 10. Хахаев А. И. Вычислительные машины, сети и системы телекоммуникаций в таможенном деле [Электронный ресурс]: Хахаев А. И. –коллекция  «Инженерно- технические науки – НИУ ИТМО (Санкт- Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики оптики)»,2015г. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/70841#book_name 5. Брукс Ч.Дж CompTIA А+Устройство,  настройка, обслуживание и ремонт ПК. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 1232с. 6. Жмакин, А. П. Архитектура ЭВМ [Текст] : учебное пособие / А. П. Жмакин. - СПб. : БХВ- Санкт-Петербург, 2008. - 320 с. 7. Кулаичев А.П. Компьютерная электрофизиология и функциональная диагностика: учебное пособие / А.П. Кулаичев. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 640с.: ил. 8. Новожилов, О. П. Архитектура ЭВМ и систем [Текст] : учебное пособие для бакалавров / О. П. Новожилов. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 527 с. 9. Введение в инфокоммуникационные технологии [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Л.Г. Гагарина, А.М. Баин и др.; Под ред. д.т.н., проф. Л.Г.Гагариной - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=408650 10. Максимов Н. В.Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Электронный ресурс]: Учебник / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум:НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 512 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=405818 11. Максимов Н. В.Технические средства информатизации [Электронный ресурс]:Учебник / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 608 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=410390 12. Технические средства автоматизации. Интерфейсные устройства и микропроцессорные средства [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Беккер В. Ф., 2-е изд. - М.: РИОР, ИЦ РИОР, 2015. - 140 с. - Режим доступа:  http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=404654
 
13. Программируемые контроллеры в системах промышленной автоматизации [Электронный ресурс]: Учебник / Шишов О.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 365 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа:  http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515991
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. https://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань
 
2. https://znanium.com - Электронно-библиотечная система « Znanium.com»
 
3. http://bigor.bmstu.ru - База и Генератор Образовательных Ресурсов
 
4. http://twirpx.com  - Библиотека все для студента
 
5. http://www.vf.madi.ru/moodle - Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
437
Учебная мебель: стол – 15 шт., стулья- 28 шт.,  компьютерное кресло -12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -11 шт., кафедра настольная -1 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стенд – 5 шт. (39 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

 
3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
зав.кафедрой ГиЕНД, к.т.н. Изосимова Татьяна Анатольевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .