ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение практической работы .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 7 зачетных единиц (З.Е.).
1) Исполнители алгоритмов.
2) Система команд исполнителя.
3) Пошаговое выполнение алгоритма.
4) Трассировочные таблицы
1) Составление программ в среде формального исполнителя
2) История и классификация языков программирования
1) Язык программирования Pascal.
2) Алфавит. Структура программы
3) Порядковые типы данных. Операции над переменными
1) Стандартные функции
2) Оператор присваивания. Операторы ввода и вывода данных
1) История языка программирования С.
2) Алфавит.
1) Типы данных
1) Оператор присваивания.
2) Операторы ввода и вывода данных
3) Спецификаторы и модификаторы формата
4) Условный оператор
5) Оператор множественного выбора
6) Оператор цикла с предусловием, с постусловием и с параметром
1) Одномерный и двумерный массивы
2) Действия над массивами
12. Указатели и ссылки.
1) Строки. Строковые функции
1) Подпрограммы. Функции
2) Описание структуры. Работа со структурами
1) Файлы.
2) Доступ к файлам.
3) Функции для работы с файлами
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности
Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет методы проектирования программного обеспечения
Применяет методы проектирования программного обеспечения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет методы проектирования программного обеспечения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет методы проектирования программного обеспечения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач
Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач
свободно оперирует приобретенными знаниями.
7.3.1 Вопросы для зачета (задания)
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1 семестр
1. Основные принципы алгоритмизации и программирования.
2. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
3. Формы записи алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов.
4. Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические.
5. Основные базовые и структурированные типы данных, их характеристика.
7. Классификация языков программирования.
8. Понятие системы программирования. Исходный, объектный и загрузочный модули.
9. Интегрированная среда программирования.
10. Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный. Достоинства и недостатки методов программирования.
11. Общие принципы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения.
12. Типы приложений. Консольные приложения.
13. Основные элементы языка Pascal.АВС.
14. Структурная схема программы на алгоритмическом языке.
15. Лексика языка. Переменные и константы.
16. Типы данных.
17. Выражения и операции.
18. Стандартные функции.
19. Структура программы.
20. Операторы языка.
21. Синтаксис операторов.
22. Составной оператор.
23. Вложенные условные операторы.
24. Циклические конструкции.
25. Структурированные типы данных.
26. Массивы как структурированный тип данных. Ввод и вывод одномерных и двумерных массивов.
27. Обработка массивов.
28. Стандартные функции для массива целых и вещественных чисел.
29. Операции со строками.
30. Стандартные функции и процедуры работы со строками.
31. Назначение графических операторов. Вызов графического модуля.
32. Основные графические операторы.
33. Стандартные цвета.
34. Примеры использования графических операторов.
35. Понятие подпрограммы.
36. Процедуры и функции, их сущность, назначение и различие.
37. Объявление процедур.
38. Объявление функций.
39. Процедурные типы.
40. Процедурные переменные.
41. Организация и использование процедур и функций.
42. Текстовые файлы.
43. Типизированные файлы.
7.3.2 Вопросы для экзамена
2 семестр
1. Структура программы на языке С++. Примеры.
2. Этапы создания исполняемой программы.
3. Состав языка С++. Константы и переменные С++.
4. Типы данных в С++. 5. Выражения. Знаки операций.
5. Основные операторы С++ (присваивание, составные, выбора, циклов, перехода). Синтаксис, семантика, примеры.
6. Этапы решения задачи. Виды ошибок. Тестирование.
7. Массивы (определение, инициализация, способы перебора).
8. Сортировка массивов (простой обмен, простое включение, простой выбор).
9. Поиск в одномерных массивах (дихотомический и линейный).
10. Указатели. Операции с указателями. Примеры.
11. Динамические переменные. Операции new и delete. Примеры.
12. Ссылки. Примеры.
14. Многомерные массивы и указатели. Примеры.
15. Динамические массивы. Примеры.
16. Символьная информация и строки. Функции для работы со строками (библиотечный файл string.h).
17. Функцииввод-вывода (scanf(), printf(), puts(), gets(), putchar(), getchar()).
18. Функции в С++. Формальные и фактические параметры. Передача параметров по адресу и по значению. Локальные и глобальные переменные. Примеры.
19. Прототип функции. Библиотечные файлы. Директива препроцессора #include.
20. Передача одномерных массивов в функции. Примеры.
21. Передача многомерных массивов в функции. Примеры.
22. Передача строк в функции. Примеры.
23. Функции с умалчиваемыми параметрами. Примеры.
24. Подставляемые функции. Примеры.
25. Функции с переменным числом параметров. Примеры.
26. Перегрузка функции. Шаблоны функций. Примеры.
27. Указатели на функции. Примеры.
28. Ссылки на функции. Примеры.
29. Типы данных, определяемые пользователем (переименование типов, перечисление, структуры, объединения). Примеры.
30. Структуры. Определение, инициализация, присваивание структур, доступ к элементам структур, указатели на структуры, битовые поля структур.
31. Динамические структуры данных (однонаправленные и двунаправленные списки).
32. Создание списка, печать, удаление, добавление элементов (на примере однонаправленных и двунаправленных списков).
33. Потоковый ввод-вывод в С++. Открытие и закрытие потока. Стандартные потоки ввода-вывода.
34. Символьный, строковый, блоковый и форматированный ввод-вывод.
35. Прямой доступ к файлам.
36. Создание бинарных и текстовых файлов, удаление, добавление, корректировка элементов, печать файлов.
Задания для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:
1 семестр
1. Даны три действительных положительных числа. Найти среднее геометрическое и среднее арифметическое этих чисел.
2. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь.
3. Мальчик купил несколько тетрадей по сто рублей и несколько обложек по 50 рублей. Составить программу, которая могла бы подсчитать стоимость всей покупки.
4. В течение недели измерялась температура три раза в день: утром, в обед и вечером. Показания записали в таблицу размерностью 7х3. Определить среднюю температуру за каждый день.
5. Дан одномерный массив размерностью 10, заполненный целыми числами, введенными с клавиатуры, и величинаN. Отрицательные элементы заменить наN. Измененный массив вывести на экран одной строкой.
6. Дан одномерный массив размерностью N, заполненный случайными числами в интервале от -15 до 20. Вывести на экран значения элементов массива, абсолютное значение которых >10.
7. Дан одномерный массив размерностьюN, заполненный случайными числами. Каждый третий элемент массива возвести в квадрат, если элемент отрицательный. Измененный массив вывести на экран.
8. Составить программу вычисления и печати значений функции Y=(sinx+1)cos4x. Значения аргументов задать в массиве X, состоящего из 10 элементов. Значения функции записать в массив Y.
9. Заменить первые К элементов массива на противоположные по знаку.
10. Дан массив A, состоящий из N элементов. Элементы массива - произвольные целые
11. Составить программу, печатающую квадраты всех натуральных чисел от 0 до заданного натурального n.
12. Дано натуральное n, вычислить n! (0!=1, n! = n * (n-1)!).
13. Последовательность Фибоначчи определяется так: a(0)= 1, a(1) = 1, a(k) = a(k-1) + a(k-2) при k >= 2. Дано n, вычислить a(n).
14. К старушке на обед ходят кошки. Каждую неделю две кошки приводят свою подружку. В доме у старушки 100 мисок. Через какое время появятся лишние кошки, и сколько кошек при этом останется голодными.
15. Известна сумма номеров страниц, определить номер страницы.
16. Лягушка каждый последующий прыжок делает в два раза короче предыдущего. Достигнет ли она болота и за сколько прыжков. Длину первого прыжка задайте самостоятельно.
17. Найти среднее арифметическое минимального и максимального элементов из 10 введенных.
18. Напечатать лучший результат заплыва среди 8 участников.
19. Из n введенных чисел найти максимальное значение среди положительных элементов.
20. В группе определить самого высокого мальчика и самую маленькую девочку.
21. В ЭВМ вводятся результаты соревнований по прыжкам в высоту. Число участников произвольно. Напечатать сообщение о победителе.
2 семестр
Для решения задачи создается консольное приложение на языке C++ в среде MicrosoftVisualStudio, выполняется написание и отладка программы.
1.Программы с пользовательскими функциями для: загрузки (с помощью потоков/библиотечных функций) одномерных и двумерных массивов из текстового файла с автоматическим определением их размерности, проверки корректности данных, динамическим выделением памяти; выполнения простых алгоритмов обработки массивов; форматного вывода (с помощью потоков/библиотечных функций) массивов на экран и в файл.
2.Задачи по обработке текста: подсчет кол-ва заданных слов или слов, начинающихся на заданную букву, или слов, имеющих заданную длину, и т.п.; удаление из текста или замена в тексте определенных последовательностей символов или подстрок; вывод строк или слов текста в заданном порядке.
3.Задачи на работу с указателями на функции (например, нахождение корня уравнения или вычисление определенного интеграла функции, а также решения других задач).
4.Программы с пользовательскими функциями для чтения из внешнего файла (с помощью потоков/библиотечных функций) разнотипных данных фиксированного и произвольного размера, их последующей обработки (фильтрации, сортировки и т.п.) и форматированного вывода результатов.
5.Программы с пользовательскими функциями для работы с односвязными списками.
6.Задачи на загрузку и сохранение данных с определенной структурой из и в файлы текстового и двоичного формата (из одного в другой и обратно).
7.Задачи на динамическое распределение разными способами памяти для хранения матриц различной формы.
8.Программы с пользовательскими функциями для преобразования данных из одной формы представления в другую.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.