2024-2025_z09_03_01_2023_ФЗО_plx_Программирование_Автоматизированные системы обработки информации и управления
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.16 Программирование
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления 
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-1.1 Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
 
ОПК-1.2 Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
 
ОПК-1.3 Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности
ОПК-1 
Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
 
ОПК-8.1 Применяет методы проектирования программного обеспечения
 
ОПК-8.2 Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
 
ОПК-8.3 Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач
ОПК-8 
Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 7 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение практической работы .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия алгоритмизации и программирования
 
1.1
1. Основные понятия алгоритмизации и программирования
2
0
1
20
23
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
2
Программирование на алгоритмическом языке Pascal ABC
 
2.1
Программирование на алгоритмическом языке Pascal ABC
2
0
1
27
30
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
3
Основные операторы
 
3.1
Основные операторы
2
0
1
20
23
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
4
Процедуры и функции
 
4.1
Процедуры и функции
0
0
1
30,25
36
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
5
Структура программы на С++. 
 
5.1
Структура программы на С++. 
0
0
1
20
21
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
6
Базовые средства языка Си++.
 
6.1
Базовые средства языка Си++.
1
0
1
10
12
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
7
Основные операторы языка Си++.
 
7.1
Основные операторы языка Си++.
1
0
1
10
12
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
8
Массивы.
 
8.1
Массивы.
0
0
1
16
17
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
9
Указатели и  ссылки.
 
9.1
Указатели и  ссылки.
0
0
0
20
20
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
10
Символьная информация и строки.
 
10.1
Символьная информация и строки.
0
0
0
20,5
20,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
11
Функции.
 
11.1
Функции.
0
0
0
15
15
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
12
Работа с файлами
 
12.1
Работа с файлами
0
0
0
13
22,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
Всего часов:
8
0
8
221,75
252
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 1
 
Метрология, стандартизация и сертификация
 
Общая электротехника и электроника
 
Физическая культура и спорт
 
Схемотехника
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-1.1 Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
 
ОПК-1.2 Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
 
ОПК-1.3 Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности
ОПК-1 
Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
 
ОПК-8.1 Применяет методы проектирования программного обеспечения
 
ОПК-8.2 Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
 
ОПК-8.3 Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач
ОПК-8 
Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 7 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 1 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
16
252
19
221,75
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
8
8
8
Практические занятия (Пр)
8
8
8
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,75
1,75
1,75
Контактная работа в семестре (КС)
1,25
1,25
1,25
Другие виды самостоятельной работы
221,75
221,75
Контактная работа
Контроль, всего:
11,25
11,25
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
252
252
Общая трудоемкость, З.Е.
7
7
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия алгоритмизации и программирования
 
1.1
1. Основные понятия алгоритмизации и программирования
2
0
1
20
23
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
2
Программирование на алгоритмическом языке Pascal ABC
 
2.1
Программирование на алгоритмическом языке Pascal ABC
2
0
1
27
30
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
3
Основные операторы
 
3.1
Основные операторы
2
0
1
20
23
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
4
Процедуры и функции
 
4.1
Процедуры и функции
0
0
1
30,25
36
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
5
Структура программы на С++. 
 
5.1
Структура программы на С++. 
0
0
1
20
21
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
6
Базовые средства языка Си++.
 
6.1
Базовые средства языка Си++.
1
0
1
10
12
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
7
Основные операторы языка Си++.
 
7.1
Основные операторы языка Си++.
1
0
1
10
12
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
8
Массивы.
 
8.1
Массивы.
0
0
1
16
17
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
9
Указатели и  ссылки.
 
9.1
Указатели и  ссылки.
0
0
0
20
20
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
10
Символьная информация и строки.
 
10.1
Символьная информация и строки.
0
0
0
20,5
20,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
11
Функции.
 
11.1
Функции.
0
0
0
15
15
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
12
Работа с файлами
 
12.1
Работа с файлами
0
0
0
13
22,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
 
Всего часов:
8
0
8
221,75
252
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
1. Основные понятия алгоритмизации и программирования

1) Исполнители алгоритмов.

2) Система команд исполнителя.

3) Пошаговое выполнение алгоритма.

4) Трассировочные таблицы

 
Программирование на алгоритмическом языке Pascal ABC

1) Составление программ в среде формального исполнителя

2) История и классификация языков программирования

 
Основные операторы

1) Язык программирования Pascal.

2) Алфавит. Структура программы

3) Порядковые типы данных. Операции над переменными

 
Процедуры и функции

1) Стандартные функции

2) Оператор присваивания.  Операторы ввода и вывода данных

 
Структура программы на С++.

1) История языка программирования С.

2) Алфавит.

 
Базовые средства языка Си++.

1) Типы данных

 
Основные операторы языка Си++.

1) Оператор присваивания.

2) Операторы ввода и вывода данных

3) Спецификаторы и модификаторы формата

4) Условный оператор

5) Оператор множественного выбора

6) Оператор цикла с предусловием, с постусловием и с параметром

 
Массивы.

1) Одномерный и двумерный массивы

2) Действия над массивами

 
Указатели и  ссылки.

12. Указатели и ссылки.

 
Символьная информация и строки.

1) Строки. Строковые функции

 
Функции.

1) Подпрограммы. Функции

2) Описание структуры. Работа со структурами

 
Работа с файлами

1) Файлы.  

2) Доступ к файлам.

3) Функции для работы с файлами

5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Основные понятия алгоритмизациии программирования
1
 
2
2
Программирование на алгоритмическом языке PascalABC
1
 
3
3
Основные операторы 
1
 
4
4
Процедуры и функции
1
 
5
5
Структура программы. Состав языка. Константы. Типы данных. Переменные. Знаки операций. Выражения.
1
 
6
6
Базовые конструкции структурного программирования. Оператор «выражение». Составные операторы. Ввод и вывод данных
1
 
7
7
Операторы выбора. Операторы циклов. Операторы перехода.
1
 
8
8
Определение массива. Обработка одномерных массивов. Классы задач по обработке массивов. Сортировка массивов.
1
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Выполнение практической работы
ПР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ОПК-1 
Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-8 
Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Математика
x
x
Зачет,Экзамен
Физическая культура и спорт
x
Зачет
Физика
x
Экзамен
Программирование
x
Экзамен,Зачет
Схемотехника
x
Экзамен
Метрология, стандартизация и сертификация
x
Зачет
Общая электротехника и электроника
x
Зачет
Транспортная инфраструктура
x
Зачет
Технологическая (проектно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-8 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Программирование
x
Экзамен,Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-1.1 Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-1.2 Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-1.3 Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводит теоретические и экспериментальные исследования объектов профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-8 Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-8.1 Применяет методы проектирования программного обеспечения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет методы проектирования программного обеспечения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет методы проектирования программного обеспечения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы проектирования программного обеспечения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы проектирования программного обеспечения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-8.2 Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-8.3 Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет программирование, отладку и тестирование прототипов программно-технических комплексов задач

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

7.3.1 Вопросы  для зачета (задания)

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1 семестр

1. Основные принципы алгоритмизации и программирования.

2. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.

3. Формы записи алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов.

4. Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические.

5. Основные базовые и структурированные типы данных, их характеристика.

 
6. Языки программирования. Эволюция языков программирования.

7. Классификация языков программирования.

8. Понятие системы программирования. Исходный, объектный и загрузочный модули.

9. Интегрированная среда программирования.

10. Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный. Достоинства и недостатки методов программирования.

11. Общие принципы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения.

12. Типы приложений. Консольные приложения.

13. Основные элементы языка Pascal.АВС.

14. Структурная схема программы на алгоритмическом языке.

15. Лексика языка. Переменные и константы.

16. Типы данных.

17. Выражения и операции.

18. Стандартные функции.

19. Структура программы.

20. Операторы языка.

21. Синтаксис операторов.

22. Составной оператор.

23. Вложенные условные операторы.

24. Циклические конструкции.

25. Структурированные типы данных.

26. Массивы как структурированный тип данных. Ввод и вывод одномерных и двумерных массивов.

27. Обработка массивов.

28. Стандартные функции для массива целых и вещественных чисел.

29. Операции со строками.

30. Стандартные функции и процедуры работы со строками.

31. Назначение графических операторов. Вызов графического модуля.

32. Основные графические операторы.

33. Стандартные цвета.

34. Примеры использования графических операторов.

35. Понятие подпрограммы.

36. Процедуры и функции, их сущность, назначение и различие.

37. Объявление процедур.

38. Объявление функций.

39. Процедурные типы.

40. Процедурные переменные.

41. Организация и использование процедур и функций.

42. Текстовые файлы.

43. Типизированные файлы.

7.3.2 Вопросы для экзамена

2 семестр

1. Структура программы на языке С++. Примеры.

2. Этапы создания исполняемой программы.

3. Состав языка С++. Константы и переменные С++.

4. Типы данных в С++. 5. Выражения. Знаки операций.

5. Основные операторы С++ (присваивание, составные, выбора, циклов, перехода). Синтаксис, семантика, примеры.

6. Этапы решения задачи. Виды ошибок. Тестирование.

7. Массивы (определение, инициализация, способы перебора).

8. Сортировка массивов (простой обмен, простое включение, простой выбор).

9. Поиск в одномерных массивах (дихотомический и линейный).

10. Указатели. Операции с указателями. Примеры.

11. Динамические переменные. Операции new и delete. Примеры.

12. Ссылки. Примеры.

 
13. Одномерные массивы и указатели. Примеры.

14. Многомерные массивы и указатели. Примеры.

15. Динамические массивы. Примеры.

16. Символьная информация и строки. Функции для работы со строками (библиотечный файл string.h).

17. Функцииввод-вывода (scanf(), printf(), puts(), gets(), putchar(), getchar()).

18. Функции в С++. Формальные и фактические параметры. Передача параметров по адресу и по значению. Локальные и глобальные переменные. Примеры.

19. Прототип функции. Библиотечные файлы. Директива препроцессора #include.

20. Передача одномерных массивов в функции. Примеры.

21. Передача многомерных массивов в функции. Примеры.

22. Передача строк в функции. Примеры.

23. Функции с умалчиваемыми параметрами. Примеры.

24. Подставляемые функции. Примеры.

25. Функции с переменным числом параметров. Примеры.

26. Перегрузка функции. Шаблоны функций. Примеры.

27. Указатели на функции. Примеры.

28. Ссылки на функции. Примеры.

29. Типы данных, определяемые пользователем (переименование типов, перечисление, структуры, объединения). Примеры.

30. Структуры. Определение, инициализация, присваивание структур, доступ к элементам структур, указатели на структуры, битовые поля структур.

31. Динамические структуры данных (однонаправленные и двунаправленные списки).

32. Создание списка, печать, удаление, добавление элементов (на примере однонаправленных и двунаправленных списков).

33. Потоковый ввод-вывод в С++. Открытие и закрытие потока. Стандартные потоки ввода-вывода.

34. Символьный, строковый, блоковый и форматированный ввод-вывод.

35. Прямой доступ к файлам.

36. Создание бинарных и текстовых файлов, удаление, добавление, корректировка элементов, печать файлов.

Задания для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:

1 семестр

1. Даны три действительных положительных числа. Найти среднее геометрическое и среднее арифметическое этих чисел.

2. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь.

3. Мальчик купил несколько тетрадей по сто рублей и несколько обложек по 50 рублей. Составить программу, которая могла бы подсчитать стоимость всей покупки.

4. В течение недели измерялась температура три раза в день: утром, в обед и вечером. Показания записали в таблицу размерностью 7х3. Определить среднюю температуру за каждый день.

5. Дан одномерный массив размерностью 10, заполненный целыми числами, введенными с клавиатуры, и величинаN. Отрицательные элементы заменить наN. Измененный массив вывести на экран одной строкой.

6. Дан одномерный массив размерностью N, заполненный случайными числами в интервале от -15 до 20. Вывести на экран значения элементов массива, абсолютное значение которых >10.

7. Дан одномерный массив размерностьюN, заполненный случайными числами. Каждый третий элемент массива возвести в квадрат, если элемент отрицательный. Измененный массив вывести на экран.

8. Составить программу вычисления и печати значений функции Y=(sinx+1)cos4x. Значения аргументов задать в массиве X, состоящего из 10 элементов. Значения функции записать в массив Y.

9. Заменить первые К элементов массива на противоположные по знаку.

10. Дан массив A, состоящий из N элементов. Элементы массива - произвольные целые

 
числа. Заменить нулями все элементы массива, расположенные за минимальным элементом массива. Измененный массив вывести на экран.

11. Составить программу, печатающую квадраты всех натуральных чисел от 0 до заданного натурального n.

12. Дано натуральное n, вычислить n! (0!=1, n! = n * (n-1)!).

13. Последовательность Фибоначчи определяется так: a(0)= 1, a(1) = 1, a(k) = a(k-1) + a(k-2) при k >= 2. Дано n, вычислить a(n).

14. К старушке на обед ходят кошки. Каждую неделю две кошки приводят свою подружку. В доме у старушки 100 мисок. Через какое время появятся лишние кошки, и сколько кошек при этом останется голодными.

15. Известна сумма номеров страниц, определить номер страницы.

16. Лягушка каждый последующий прыжок делает в два раза короче предыдущего. Достигнет ли она болота и за сколько прыжков. Длину первого прыжка задайте самостоятельно.

17. Найти среднее арифметическое минимального и максимального элементов из 10 введенных.

18. Напечатать лучший результат заплыва среди 8 участников.

19. Из n введенных чисел найти максимальное значение среди положительных элементов.

20. В группе определить самого высокого мальчика и самую маленькую девочку.

21. В ЭВМ вводятся результаты соревнований по прыжкам в высоту. Число участников произвольно. Напечатать сообщение о победителе.

2 семестр

Для решения задачи создается консольное приложение на языке C++ в среде MicrosoftVisualStudio, выполняется написание и отладка программы.

1.Программы с пользовательскими функциями для: загрузки (с помощью потоков/библиотечных функций) одномерных и двумерных массивов из текстового файла с автоматическим определением их размерности, проверки корректности данных, динамическим выделением памяти; выполнения простых алгоритмов обработки массивов; форматного вывода (с помощью потоков/библиотечных функций) массивов на экран и в файл.

2.Задачи по обработке текста: подсчет кол-ва заданных слов или слов, начинающихся на заданную букву, или слов, имеющих заданную длину, и т.п.; удаление из текста или замена в тексте определенных последовательностей символов или подстрок; вывод строк или слов текста в заданном порядке.

3.Задачи на работу с указателями на функции (например, нахождение корня уравнения или вычисление определенного интеграла функции, а также решения других задач).

4.Программы с пользовательскими функциями для чтения из внешнего файла (с помощью потоков/библиотечных функций) разнотипных данных фиксированного и произвольного размера, их последующей обработки (фильтрации, сортировки и т.п.) и форматированного вывода результатов.

5.Программы с пользовательскими функциями для работы с односвязными списками.

6.Задачи на загрузку и сохранение данных с определенной структурой из и в файлы текстового и двоичного формата (из одного в другой и обратно).

7.Задачи на динамическое распределение разными способами памяти для хранения матриц различной формы.

8.Программы с пользовательскими функциями для преобразования данных из одной формы представления в другую.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации

 
обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Программирование на языках высокого уровня : учеб. пособие / О.И. Бедердинова, Т.А. Минеева, Ю.А. Водовозова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 159 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1044396 2. Основы алгоритмизации и программирования (среда PascalABC.NET) : учеб. пособие / И.Г. Фризен. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. - 392 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/559358 3. Программирование на языке высокого уровня. Программирование на языке С++: учеб. пособие / Т.И. Немцова, С.Ю. Голова, А.И. Терентьев ; под ред. Л.Г. Гагариной. - М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. - 512 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ catalog/product/918098 4. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие / В.Д. Колдаев; Под ред. Л.Г. Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 416 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/336649 б) дополнительная литература 1. Алгоритмизация и программирование : Учебное пособие / С.А. Канцедал. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429576 2. Программирование на С++ с погружением: практические задания и примеры кода - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 80 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ catalog/product/563294 3. Задачник-практикум по основам программирования [Электронный ресурс]: учебное пособие / Амелина Н.И., Невская Е.С., Русанова Я.М. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2009. - 192 с. - Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=553143 4. Программирование. Процедурное программирование: Учебное пособие / Кучунова Е.В., Олейников Б.В., Чередниченко О.М. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 92 с.: ISBN 978-5-7638-3555-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/978627 5. Программирование на С++ с погружением: практические задания и примеры кода [Электронный ресурс] - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 80 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=563294
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. http://www.vf.madi.ru/moodle - Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ.
 
2. https://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань».
 
3. https://znanium.com - Электронно-библиотечная система «Znanium.com».
 
4. http://www.intuit.ru - Электронные учебные курсы Национального открытого университета «Интуит» по программированию на языкe C++.
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
437
Учебная мебель: стол – 15 шт., стулья- 28 шт.,  компьютерное кресло -12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -11 шт., кафедра настольная -1 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стенд – 5 шт. (39 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.

 
Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в

 
период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
зав.кафедрой ГиЕНД, к.т.н. Изосимова Татьяна Анатольевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .