2024-2025_z09_03_01_2023_ФЗО_plx_Инженерная и компьютерная графика_Автоматизированные системы обработки информации и управления
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.17 Инженерная и компьютерная графика
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления 
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-2.1 Понимает современные цифровые технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
 
ОПК-2.2 Выбирает и применяет современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
 
ОПК-2.3 Использует методы моделирования (математического, графического, компьютерного) при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2 
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-4.1 Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности
 
ОПК-4.2 Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
 
ОПК-4.3 Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами
ОПК-4 
Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 7 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение практических работ .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основы начертательной геометрии
 
1.1
Основы начертательной геометрии
2
0
2
30
34
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
2
Введение в инженерную графику. Проекционное черчение.
 
2.1
Введение в инженерную графику. Проекционное черчение.
2
0
2
30
34
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
3
Эскизирование. Выполнение чертежей.
 
3.1
Эскизирование. Выполнение чертежей.
1
0
0
30
31
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
4
Деталирование. Сборочный чертеж, спецификация
 
4.1
Деталирование. Сборочный чертеж, спецификация
0
0
0
33,25
38
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
5
Принципы построения графических систем
 
5.1
Принципы построения графических систем
1
0
0
34
35
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
6
Форматы создания, хранения и передачи графической информации
 
6.1
Форматы создания, хранения и передачи графической информации
1
0
2
32
35
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
7
Алгоритмы обработки графической информации
 
7.1
Алгоритмы обработки графической информации
1
0
4
30,5
45
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
Всего часов:
8
0
10
219,75
252
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Информатика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика 1
 
Безопасность жизнедеятельности
 
Метрология, стандартизация и сертификация
 
Правоведение
 
Схемотехника
 
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
 
Экология
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-2.1 Понимает современные цифровые технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
 
ОПК-2.2 Выбирает и применяет современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
 
ОПК-2.3 Использует методы моделирования (математического, графического, компьютерного) при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2 
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-4.1 Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности
ОПК-4 
Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
ОПК-4.2 Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
 
ОПК-4.3 Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами
ОПК-4 
Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 7 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 1 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
18
252
21
219,75
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
8
8
8
Практические занятия (Пр)
10
10
10
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,75
1,75
1,75
Контактная работа в семестре (КС)
1,25
1,25
1,25
Другие виды самостоятельной работы
219,75
219,75
Контактная работа
Контроль, всего:
11,25
11,25
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
252
252
Общая трудоемкость, З.Е.
7
7
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основы начертательной геометрии
 
1.1
Основы начертательной геометрии
2
0
2
30
34
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
2
Введение в инженерную графику. Проекционное черчение.
 
2.1
Введение в инженерную графику. Проекционное черчение.
2
0
2
30
34
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
3
Эскизирование. Выполнение чертежей.
 
3.1
Эскизирование. Выполнение чертежей.
1
0
0
30
31
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
4
Деталирование. Сборочный чертеж, спецификация
 
4.1
Деталирование. Сборочный чертеж, спецификация
0
0
0
33,25
38
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
5
Принципы построения графических систем
 
5.1
Принципы построения графических систем
1
0
0
34
35
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
6
Форматы создания, хранения и передачи графической информации
 
6.1
Форматы создания, хранения и передачи графической информации
1
0
2
32
35
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
7
Алгоритмы обработки графической информации
 
7.1
Алгоритмы обработки графической информации
1
0
4
30,5
45
ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3
 
Всего часов:
8
0
10
219,75
252
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основы начертательной геометрии

Основные свойства Эвклидова пространства. Метод проекций. Инвариантные свойства ортогонального проецирования. Проецирование точки, прямой, плоскости. Способы преобразования ортогональных проекций. Линия, поверхность, пересечение поверхностей. Метрические задачи. Развертки поверхностей.

 
Введение в инженерную графику. Проекционное черчение.

Геометрические основы черчения: проведение взаимно параллельных и перпендикуляр-ных прямых, построение и деление отрезков, углов и окружностей, построение правильных многоугольников. Построение изображений, проекции простых геометрических фигур. По-строение третьей проекции по двум заданным. Проекции сквозных отверстий. Виды, разрезы, сечения. Условности и упрощения. Графические обозначения материалов.

 
Эскизирование. Выполнение чертежей.

Правила и этапы выполнения эскизов деталей. Изображения некоторых типовых элементов деталей. Основные приемы измерения элементов детали. Простейший мерительный инструмент. Правила выполнения чертежей деталей, простановка размеров, правила нанесения на чертежах надписей и технических требований.

 
Деталирование. Сборочный чертеж, спецификация

Выполнение чертежей деталей по чертежу общего вида сборочной единицы. Основные требования к чертежам. Выполнение сборочного чертежа: основные требования к сборочному чертежу; содержание сборочного чертежа, последовательность выполнения сборочного чер-тежа; основные правила выполнения сборочного чертежа; условности и упрощения на сбо-рочных чертежах; различные виды сборочных чертежей.

 
Принципы построения графических систем

Устройства компьютерной графики (сканеры, принтеры, графические адаптеры). Понятия ядра графической системы, конвейера ввода и вывода графической информации. Системы координат в системах компьютерной графики.

 
Форматы создания, хранения и передачи графической информации

Растровая и векторная графика. Стандарты GKS, IGES, STEP в компьютерной графике. Основные функциональные возможности современных графических систем; организация диалога в графических системах; классификация и обзор современных графических систем.

 
Алгоритмы обработки графической информации

Алгоритмы сжатия графической информации. Алгоритмы развертки, отсечения, отработки, удаления невидимых поверхностей, закраски графической информации

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Пересечение поверхностей.
2
 
2
2
Сечения. Разрезы сложные.
2
 
3
6
Растровая и векторная графика. Стан-дарты GKS, IGES, STEP в компьютер-ной графике. Основные функциональные возможности современных графических систем.
2
 
4
7
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой ин-формации и видеоинформации.
4
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Выполнение практических работ
ПР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ОПК-2 
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-4 
Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ОПК-2 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решения задач профессиональной деятельности
 
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Информатика
x
Экзамен
Инженерная и компьютерная графика
x
Зачет,Экзамен
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
x
Зачет с оценкой
Схемотехника
x
Экзамен
Технологическая (проектно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Правоведение
x
Зачет
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Экзамен,Зачет с оценкой
Безопасность жизнедеятельности
x
Экзамен
Экология
x
Зачет
Инженерная и компьютерная графика
x
Зачет,Экзамен
Метрология, стандартизация и сертификация
x
Зачет
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ОПК-2 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решения задач профессиональной деятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-2.1 Понимает современные цифровые технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Понимает современные цифровые технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Понимает современные цифровые технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает современные цифровые технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает современные цифровые технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-2.2 Выбирает и применяет современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает и применяет современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает и применяет современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает и применяет современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает и применяет современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-2.3 Использует методы моделирования (математического, графического, компьютерного) при решении задач профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использует методы моделирования (математического, графического, компьютерного) при решении задач профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использует методы моделирования (математического, графического, компьютерного) при решении задач профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует методы моделирования (математического, графического, компьютерного) при решении задач профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует методы моделирования (математического, графического, компьютерного) при решении задач профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4 Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-4.1 Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует нормативные акты, регулирующие отношения в профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4.2 Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4.3 Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает специальную (техническую) документацию в соответствии со стандартами, нормами и правилами

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Зачетные вопросы

Задания для проверки результатов обучения «знать»

1 Основные свойства Эвклидова пространства.

2 Метод проекций.

3 Инвариантные свойства ортогонального проецирования.

4 Линия, поверхность, пересечение поверхностей.

5 Метрические задачи.

6 Развертки поверхностей.

 
7 Геометрические основы черчения. Проведение взаимно параллельных и перпендикулярных прямых.

8 Геометрические основы черчения. Построение и деление отрезков, углов и окружностей.

9 Геометрические основы черчения. Построение правильных многоугольников.

10 Виды, разрезы, сечения.

11 Условности и упрощения.

12 Графические обозначения материалов.

13 Основные приемы измерения элементов детали.

14 Простейший мерительный инструмент.

15 Правила выполнения чертежей деталей, простановка размеров, правила нанесения на чертежах надписей и технических требований.

16 Основные требования к чертежам.

17 Основные требования к сборочному чертежу.

18 Содержание сборочного чертежа.

19 Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Задания для проверки результатов обучения «уметь»:

1 Выполнение чертежей деталей по чертежу общего вида сборочной единицы.

2 Изображения некоторых типовых элементов деталей.

3 Проецирование точки, прямой, плоскости.

4 Способы преобразования ортогональных проекций.

5 Проекции сквозных отверстий.

Задания для проверки результатов обучения «владеть»:

1 Построение изображений, проекции простых геометрических фигур.

2 Построение третьей проекции по двум заданным.

3 Правила и этапы выполнения эскизов деталей.

4 Последовательность выполнения сборочного чертежа.

5 Основные правила выполнения сборочного чертежа.

6 Различные виды сборочных чертежей.

Экзаменационные вопросы

Задания для проверки результатов обучения «знать»

1 Основные свойства Эвклидова пространства.

2 Метод проекций.

3 Инвариантные свойства ортогонального проецирования.

4 Проецирование точки, прямой, плоскости.

5 Способы преобразования ортогональных проекций.

6 Линия, поверхность, пересечение поверхностей.

7 Метрические задачи.

8 Развертки поверхностей.

9 Геометрические основы черчения. Проведение взаимно параллельных и перпендикуляр-ных прямых.

10 Геометрические основы черчения. Построение и деление отрезков, углов и окружностей.

11 Геометрические основы черчения. Построение правильных многоугольников.

12 Построение изображений, проекции простых геометрических фигур.

13 Построение третьей проекции по двум заданным.

14 Проекции сквозных отверстий.

15 Виды, разрезы, сечения.

16 Условности и упрощения.

17 Графические обозначения материалов.

18 Правила и этапы выполнения эскизов деталей.

19 Изображения некоторых типовых элементов деталей.

20 Основные приемы измерения элементов детали.

 
21 Простейший мерительный инструмент.

22 Правила выполнения чертежей деталей, простановка размеров, правила нанесения на чертежах надписей и технических требований.

23 Выполнение чертежей деталей по чертежу общего вида сборочной единицы.

24 Основные требования к чертежам.

25 Основные требования к сборочному чертежу.

26 Содержание сборочного чертежа.

27 Последовательность выполнения сборочного чертежа.

28 Основные правила выполнения сборочного чертежа.

29 Условности и упрощения на сборочных чертежах.

30 Различные виды сборочных чертежей.

31 Устройства компьютерной графики (сканеры, принтеры, графические адаптеры).

32 Понятие ядра графической системы.

33 Понятие конвейера ввода и вывода графической информации.

34 Системы координат в системах компьютерной графики.

35 Растровая и векторная графика.

36 Стандарты GKS, IGES, STEP в компьютерной графике.

37 Основные функциональные возможности современных графических систем.

38 Организация диалога в графических системах.

39 Классификация и обзор современных графических систем.

Задания для проверки результатов обучения «уметь»:

1 Алгоритмы сжатия графической информации.

2 Алгоритмы развертки графической информации.

3 Алгоритмы отсечения графической информации.

4 Алгоритмы отработки графической информации.

5 Алгоритмы удаления невидимых поверхностей графической информации.

6 Алгоритмы закраски графической информации графической информации.

Задания для проверки результатов обучения  «владеть»:

1. Моделирование и обработка графических изображений на тему «Интерьер комна-ты».

2. Моделирование и обработка графических изображений на тему «Летний день».

3. Моделирование и обработка графических изображений на тему «Лаборатория про-граммирования».

4. Моделирование и обработка графических изображений на тему «Наш институт».

5. Моделирование и обработка графических изображений на тему «Наша кафедра».

6. Моделирование и обработка графических изображений на тему «Интернет мага-зин».

7. Моделирование и обработка графических изображений на тему «Мой сайт».

8. Моделирование и обработка графических изображений на тему «Библиотека института».

9. Моделирование и обработка графических изображений на тему «КВН».

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Чекмарев, А. А. Инженерная   графика: учебник    для   прикладного  бакалавриата /А. А.  Чекмарев. –12-е изд., испр. и доп. -  М.: Издательство Юрайт, 2016. -381  с. 2. Хейфец, А. Л. Инженерная  3 D – компьютерная графика: учеб.  пособие  для бака-лавров / А. Л. Хейфец, А. Н. Логиновский, И. В. Буторина, В. Н. Васильева; под ред. А. Л. Хейфеца. -  2-е изд.,  перераб.  и доп.   - М.: Издательство Юрайт, 2016. -464  с. 3. Компьютерная графика: Учебное пособие / Ткаченко Г.И. - Таганрог:Южный фе-деральный университет, 2016. - 94 с.: ISBN 978-5-9275-2201-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/996346 4. Дорощенко, М. А. Компьютерная графика : курс лекций / М. А. Дорощенко. - Москва : ФГОУ СПО "МИПК им. И.Федорова", 2018. - 236 с. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040946 б) дополнительная литература 1. Герасимов, А.А. Самоучитель КОМПАС-3D V12 / А.А. Герасимов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 464с.: ил. 2. Прахов А.А. Blender: 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих / А.А. Прахов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 272с.: ил. + CD-ROM. 3. Боголюбов С.К. Инженерная графика [Электронный ресурс]. – М.: Машинострое-ние, 2009. – 392 с. – Режим доступа http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=719. 4. Белоногова Н.А., Плясунов Н.В. Инженерная графика [Электронный ресурс]. – СПб.: СПбГЛТУ, 2010. – 48 с.  Режим доступа http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45246. 5. Климачева Т.Н. Трехмерная компьютерная графика и автоматизация проектирова-ния в AutoCAD 2007 [Электронный ресурс]. – М.:ДМК Пресс, 2009. – 464 с. – Режим дос-тупа http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=1300. 6. Шпаков П. С.Шпаков, П. С. Основы компьютерной графики [Электронный ресурс] : учеб. пособие / П. С. Шпаков, Ю. Л. Юнаков, М. В. Шпакова. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014. – 398 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=507976 . 7. Дегтярев В.М. Инженерная и компьютерная графика: учебник / В.М. Дегтярев, В.П. Затылкова. - М.: Изд-во "Академия", 2012. - 240с. 8. Инженерная графика: учебник / под ред. Н.П. Сорокина. - СПб.: Изд-во "Лань", 2011. - 400с.: ил.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. http://www.vf.madi.ru/moodle - Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
2. https://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань»
 
3. https://znanium.com - Электронно-библиотечная система « Znanium.com»
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
437
Учебная мебель: стол – 15 шт., стулья- 28 шт.,  компьютерное кресло -12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -11 шт., кафедра настольная -1 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стенд – 5 шт. (39 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.

 
Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в

 
период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
зав. кафедрой ГиЕНД, к.т.н. Изосимова Т.А.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .